Социальное неравенство неизбежно обязательно вечно и полезно кто сказал это

Социальное неравенство неизбежно обязательно вечно и полезно кто сказал это thumbnail

Luna

Мастер

(1529)

13 лет назад

Если все люди станут равны, как человечество будет прогрессировать? ? Невозможно. Общество всегда развивалось за счет выдающихся личностей. Всегда были рожденные летать и рожденные ползать, те, кто издают законы, и те, кто их исполняют. Неравенство печально, но оно исторически обусловлено и необходимо. Пока есть хищник и жертва, всегда будет движение. Если же останется только стадо, оно никуда не пойдет.

SkyFly

Профи

(517)

13 лет назад

Неравенство неизбежно в условиях реальности. Всегда вокруг определенного человека скапливаются определенный обстоятельства. Это раз. Во-вторых – все прилагают разные усилия в этой жизни – одни плывут по течению, другие против а третьи умеют использовать силу течения в своих интересах (или в интресах близких, или в интересах всех окружающих) . И наконец в третьих – у всех разные способности. Одни более талантливы – другие менее.. . развитие человечества остановилось бы, если бы талантливые и бездарности одинаково получали от жизни.. .
Иной вопрос – насколько сейчас правильно распределено неравенство.. . На цивилизованном западе – намного лучше чем в России, т. к. там цениться талант. У нас же в основном на коне активные, а вот талант ценится мало (как правило)…

LOM

Гуру

(2819)

13 лет назад

Я не против неравенства, это естественно что один имеет больше другого. Но в том и заключается функция нормального цивилизованного государства, чтобы обеспечить даже представителям низшей ступени социальной лестницы достойные условия для жизни – пропитание, ночлег и возможность соблюдать элементарные правила гигиены, а проще говоря возможность помыться. В том и весь ужас Российской действительности, что люди по какой либо причине оказавшиеся на низшей ступени социальной лестницы просто оставлены государством на произвол судьбы.

ИринаЛ

Оракул

(95086)

13 лет назад

О каком виде неравенства ВЫ говорите? А-Муссолини, понятно… Ну все равно… Относительно любого вида неравенства. Неравенство благотворно только тогда, когда кто -то добровольно признает свое подчиненное положение. Пример-знакомая сказала мне вчера: Мне необходим мужчина, чтобы управлять мной, а я буду под его руководством делать все, что захочу!

Галина ИзмайловаЗнаток (488)

13 лет назад

Знаете,в Библии сказано,что женщина должна пожчиняться своему мужу.Согласитесь,это правильно…Вот только в реальной жизни,когда и семья приходит в упадок,это трудно…и все же это единственно верный путь отношений мужа и жены…только мудро должна поступать женщина..

Галина ИзмайловаЗнаток (488)

13 лет назад

Знаете,в Библии сказано,что женщина должна пожчиняться своему мужу.Согласитесь,это правильно…Вот только в реальной жизни,когда и семья приходит в упадок,это трудно…и все же это единственно верный путь отношений мужа и жены…только мудро должна поступать женщина..”…каждому мужчине глава – Христос,женщине глава -мужчина, а Христу глава – Бог”(1коринфянам11:3)

Юлия Верес

Просветленный

(32517)

13 лет назад

Представьте себе зеленую поляну с деревьями, травой и цветами. А теперь представьте, что все это люди. Травинка хуже листочка или тычинки, или лепестка? Лист хуже дерева, на ветке которого растет? А что собой представляет дерево без листьев? Цветок без земли, на которой растет? Каждый из людей занимает, как на этой поляне, свое значимое место.

Источник

На протяжении большей части истории института государства, оно не занималось вопросами социальной справедливости и равенства и не занималось перераспределением благ от богатых бедным. Государство тратило налоги на содержание армии и ведение войн, правители были прежде всего военачальниками, зачастую самостоятельно участвующими в сражениях, как и их министры. Забота о вдовах и сиротах осуществлялась постольку-поскольку христианские заповеди предполагали такую заботу. Но это была именно забота, осуществлялась из личных средств правителей и на добровольных началах — все остальное брали на себя социальные власти — Церковь, крестьянские общины, городские самоуправления, богатые меценаты и т.д. Социальное неравенство воспринималось как норма, а личная благотворительность — обязательным атрибутом праведного христианина.

Ссылка на мой канал на Медиуме, где впервые была опубликована эта статья: https://medium.com/@stankevichyus

Изменения происходили постепенно — по мере усиления института государства, ослабления Церкви и распространения скептицизма в отношении христианской морали — в Новое и Новейшее время. Прежние иерархии были разрушены, родовую знать сменили профессиональные чиновники (служилая знать), а государство стало восприниматься как источник нации, отражение суверенитета всего народа. Поэтому неизбежными стали социалистические поиски социального равенства — если прежний мир, где у каждого есть свое место в иерархии, более не существовал, а новый мир был куда проще, представляя собой государство и граждан — то было даже логично выводить из этой ситуации необходимость равенства между людьми-как-гражданами. Государство, как выражение нации, должно было сделать всех представителей одной нации равными.

Однако теория расходилась с практикой — новые реалии больших фабрик, их богатых владельцев, миллионов рабочих и мигрирующих в города крестьян порождали скорее новую иерархию. Не рассматривая марксизм (потому что эта идеология предлагает революционный способ решения проблемы), перейдем сразу к социал-демократии — её победоносное шествие по парламентам впечатляюще. Социал-демократия никогда бы не возникла в Средневековье или в Античности, да даже в Новое время — государство было недостаточно всеобъемлющим. Зато к концу XIX-го века оно таким становилось — отчасти благодаря войнам между европейскими державами, ибо нужно было снизить напряженность дома для успеха на чужой земле, отчасти в силу необходимости получить поддержку среди различных социальных групп политическим партиям. Первые движения в сторону государственного перераспределения и социальной справедливости начали вовсе не социал-демократы. Например в Германии это был Бисмарк и социал-демократом его назвать трудно. Но именно они подталкивали правящие режимы к принятию тех или иных социальных мер, ведь в противном случае социал-демократы смогли бы получить власть благодаря своему социальному популизму, набиравшему популярность среди наемных рабочих, чья численность все более и более увеличивалась. Например призыв расширить избирательное право на всех мужчин, среди которых наемных рабочих с относительно невысоким заработком было большинство.

Читайте также:  Полезен ли витамин с при раке

Однако только в XX-м веке идеи социального равенства и социального государства стали действительно торжествующими — особенно после Второй Мировой войны. Именно после ВМВ стали распространятся и побеждать левые теории об угнетении и необходимости насаждения социального равенства с помощью государственного могущества. Если прежде вся деятельность в этом направлении ограничивалась только государственными медицинскими и пенсионными гарантиями и пособиями инвалидам, то в наше время основной акцент перенесен на равенство не между социальными классами, а между полами, сексуальной ориентацией, расами и религиями. Это совпало с отмиранием национального государства, с появлением в западных обществах множества представителей не-западных культур. Однако поле битвы остается прежним — вместо рабочих социальные льготы теперь предполагаются для чернокожих, мигрантов, женщин, геев, трансгендеров етс. Предпосылка простая — все должны быть равны в государстве, представляющем всех граждан, а если кто-то “недотягивает” или чувствует себя угнетенным — то государство должно помочь, перераспределить за счет более успешных. Последние стали ассоциироваться с белыми мужчинами —это следствие развития левых теорий об угнетении.

Разумеется, во всем этом есть своя логика, но это — порочная логика. Во-первых, социальное равенство просто невозможно — иначе бы государство за более чем сто лет смогло бы его обеспечить. На протяжении всей своей истории люди живут в условиях социального неравенства и никому еще не удалось его победить. Возможно, причиной тому является стремление человека выделяться и отличаться от себе подобных — даже если материальные условия крайне скудные, человек будет пытаться отличиться иными способами — талантом, репродуктивными достижениями, властью и т.д. Но и в убогом быте найдутся возможности достать материальные блага, которых нет у других — так было, например, в Советском Союзе, где не все имели возможность выехать за границу, но кто мог это сделать по службе, пользовался возможностью привезти иностранные товары. Также, в таких условиях всегда возникает черный рынок. Такой «черный рынок» будет всегда — люди просто не могут иначе, за исключением отдельных немногочисленных общин сектантского типа. Но, в отличие от рынка свободного, открытого для всех в любой момент времени, черный рынок — явление скорее элитарное, доступ к нему зависит от наличия связей. «Ассортимент» товаров, которые будут представлены на этом рынке, зависит от того, что именно в обществе расценивается как признак элитарности, обладание чем автоматически делает владельца «не-таким-как-все».

Во-вторых, стремление к социальному равенству наказывает тех, кто более талантлив или трудолюбив. Очевидно, что чем больше усилий для достижения результата прилагает человек, тем больше результатов он достигнет. И здесь возникает в-третьих — и это загадка лично для меня почему в своем стремлении к социальному уравниванию люди ориентируются на худших, а не лучших. По какой-то причине жертвами уравниловки выступают трудолюбивые, здоровые, активные люди (большинство), которых вынуждают называть вещи политкорректными терминами (например, отказываться от слов «отец» и «мать» в документах, чтобы не оскорбить однополые пары, или недавно принятое в лондонском метро приветствие «привет всем» вместо «здравствуйте, леди и джентльмены») ради наделения привилегиями меньшинств. Другой пример — огромные бюджетные траты на образование чернокожих детей в США, очевидно гораздо хуже учащихся (и, о удивительно, они все равно продолжают учиться хуже) — хотя почему не потратить эти деньги на талантливых детей вообще, независимо от их цвета кожи? Ведь абсолютно понятно, что инвестиции в самых лучших дадут больше результатов и принесут плоды в т.ч. в пользу менее одаренных! Каким-то странным образом наша современная повестка справедливости и равенства предпочитает наказывать за успех, вместо того, чтобы мотивировать отстающих догонять лидеров. Могут сказать, что в силу разницы в старте (о чем мы еще поговорим), шансы у всех разные — но это очень спорный вопрос, ведь важнее всего сами ожидания людей, а не некие стартовые условия. Если человек знает, что ему однозначно нечего ждать от государства и оно не будет обеспечивать его всю жизнь — то мотивация развивать свой потенциал должна возрасти. Когда же человека с детства приучают к тому, что ему кто-то должен априори, то он так и останется в ожидании “ренты от угнетения” или ренты от государства. По этой причине многие богатые люди и не спешат оставлять своим детям наследство просто так, но ставят определенные условия для его получения. Гарантированная рента неизбежно снижает активность человеческой деятельности!

Читайте также:  Сказка о полезных ископаемых о песке и глине

Можно сказать, что талантливые люди могут обойтись и без помощи, а вот менее успешным помощь нужна. Но это в-четвертых относится к вопросу нравственности такой политики. Помогая одним, государство делает это за счет налогов с других — это и есть политика перераспределения и здесь надо ответить на вопрос : «чем я заслужил такое к себе отношение» и «чем заслужили привилегии меньшинства»? Просто по-факту принадлежности к меньшинству? Но это не является заслугой. В таком случае мы получаем награждение не за заслугу, а с точностью наоборот — за её отсутствие. Либо же оцениваем право на получение помощи с точки зрения принадлежности к определенному меньшинству — но тогда это не социальное равенство, а в чистом виде старая добрая иерархия, ибо в иерархиях прошлого у высших классов были привилегии за счет низших классов. Таким образом мы снова приходим к выводу, что социальное равенство невозможно ни в каком виде. Только если старинные формы неравенства были сформированы естественным путем и были, в целом, открытыми системами, то современные формы неравенства основаны на государственном принуждении и являются закрытыми — вы не можете стать чернокожим, если родились белым и не можете сменить ориентацию. Единственная лазейка — это сменить пол или объявить себя «бесполым», но на это готовы весьма немногие.

В своей практике ведения дискуссий с представителями левых убеждений, сторонниками государственных мер по достижению социального равенства, я сталкивался с таким возражением: социальная несправедливость содержится в самом процессе рождения и воспитания детей, т.е. с ней сталкиваются с самого рождения, ведь один рождается в богатой семье, другой в бедной, третий — в средней и каждый получает разное воспитание, разное медицинское обеспечение, разное образование. Таким образом, будущее человека предопределено его социальным положением, его благополучие определяется факторами, которые от него не зависят. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы государство установило здесь некое равенство «в старте», насколько это возможно. Это аутентичный социалистический тезис — социалисты вообще находят моногамную семью источником неравенства и последующей несправедливости, наряду с Церковью и частной собственностью.

Аргумент кажется очень сильным поначалу, но в действительности он скорее эмоционально силен, нежели имеет серьезные основания в фактах. Мы все склонны к жалости к тем, кто по независящем от него (как нам кажется) обстоятельствам живет в нужде. Я сам такой, думаю и вы, дорогой читатель, тоже.

Если же разбираться, то данное убеждение социалистов основано на все тех же допущениях, что многие другие их тезисы — на наличии некоего пирога, заранее уже распределенного между людьми неравными порциями. Но посудите сами — неужели у вас нет знакомых, которые раньше зарабатывали мало, а потом стали зарабатывать если не много, то больше? Или, наоборот, неужто неизвестны примеры тех, кто из жизни без нужды попал в нужду? Если такие люди вам известны, то подумайте, что стало причиной их роста или падения. Это первое, что бросается в голову — потому что у всех нас есть какой-никакой круг знакомых.

Другое дело, что тезис о неравенстве в старте, если он верен, должен означать, что все успешные люди сегодня — это представители каких-то знатных родов, которые не одну сотню лет как богаты. Однако это маловероятно — современные миллиардеры и миллионеры не похожи на представителей аристократии. Я не припомню, чтобы Цукерберг, Дуров или Гейтс были рождены в очень богатых семьях. Я не припомню, чтобы основатель АлиБабы Джек Ма был рожден в очень богатой семье, как и его соотечественник актер Джеки Чан — насколько мне известно, он из очень бедной семьи. Даже такие классические успешные богатеи, как Генри Форд и Карл Бенц — один сын фермера-эмигранта, а другой — сын машиниста поезда — очень далеки от таких вещей. Однако им удалось стать успешными, известными и богатыми. Почему же? Предполагаю, что левые не учитывают такого явления, как социальная мобильность, весьма гибкую (динамичную) в обществе с высоким уровнем экономической свободы. Иными словами, это возможность человека добиться успеха не только при наличии материального богатства, обеспечивающего ему хорошее образование и медицину, но, в первую очередь, использовать свои личные качества, знания, таланты, да просто усердие и трудолюбие. Такая возможность доступна только в экономической среде, где роли не заданы заранее принудительной силой государства. Т.е. в условиях государственного планирования (или высокой роли государства в принятии экономических решений, где существуют лоббисты, близкие президенту, премьеру, королю и т.д. — образующие монополии), где человеческая деятельность распределяется в соответствии с госпланом, социальная мобильность ограничена решениями тех, кто руководит в соответствующем министерстве, регионе или номенклатурной иерархии— в таких условиях для восхождения по «социальной лестнице» важны не личные качества, а чтобы тебя «заметили» или просто наличие политической лояльности и благонадежности — и то, далеко не для всех. Соответственно, социальная мобильность высока только в условиях экономической свободы — потому что тогда перед человеком не возникает искусственных барьеров.

Читайте также:  Чем полезна красная рябина при сахарном диабете

Нет оснований полагать, что в условиях отсутствия искусственных барьеров — установленных государством на основании силы закона и принуждения в пользу определенных социальных групп и лоббистов — существует какая-либо несправедливость в неравенстве на старте, если даже можно говорить о неравенстве как таковом в этом случае. Можно приводить много примеров, как бедные становятся богатыми, а богатые разоряются. В большинстве случаев такие перемены происходят в силу личных качеств людей — целеустремленности детей бедных и лени детей богатых (и наоборот). Каким бы ни было образование и медицина, доступные человеку с детства, это не дает гарантии успеха в будущем. Такой гарантии вообще никто не в силах предоставить — эта неизвестность служит своего рода фактором равенства между людьми разной степени достатка.

Другим фактором служит разница в характерах родителей. Далеко не все люди вообще стремятся к высоким жизненным стандартам. Не все находят в этом необходимость, а кто-то не ценит того, что имеет, и разбрасывается деньгами и временем впустую. Кто-то не воспользуется своим богатством, для того чтобы дать детям лучшее образование, а кто-то будет работать на трех работах в поте лица, чтобы обеспечить ребенку лучшую школу и институт. Здесь кроется настолько высокое разнообразие, что сложно вообразить, какую положительную роль может сыграть государственное «уравнивание».

Цель всякого человека, во всяком случае большинства — это не просто работа ради собственного благополучия, но и расчет на то, что удастся создать комфортные условия для семьи. Понятно, что каждый человек вкладывает в создание семьи очень разные ресурсы. Тут могут постараться даже не только родители, но и дедушки с бабушками. Даже накопления «на старость», отданные стариками внукам на образование могут служить, по логике левых, фактором неравенства на старте. И родители, будучи честными тружениками, создадут своему потомству условия, отличающиеся от условий, созданных родителями- лентяями. Почему мы не можем говорить здесь о награде за усердие родителей в виде лучшего образования и медицины для их детей? И почему каждый человек не должен знать об этой закономерности? Если подумать, то любое «выравнивание» мотивирует людей на лень, а у честных людей политика конструируемого государством равенства может вызвать чувство обиды и ощущение несправедливости к себе и необоснованных привилегий к тем, кто не задумался о будущем своих детей.

Я совершенно не вижу оснований пытаться какими-то манипуляциями заставить всех рождаться в одинаковых семьях, ибо это невозможно. Даже если мы представим фантастическую ситуацию, что государству удалось достигнуть материального равенства «на старте» (всем предоставлена одна сумма на развитие ребенка, а у тех, кто имел избыток, она была изъята), то никуда не денется неравенство на уровне генов, неравенство в силе любви родителей к детям и их личной заботе о них, поддержки детских начинаний, отношений между родителями (все то, что называют гармонией в семье) и различия в методах воспитания. Различия объективны.

О том, что различия между людьми обусловлены генетически, говорить сегодня не любят. Проще всего верить, что все зависит от материальных условий, в которых растет ребенок, от качества образования и медицины. Последние факторы действительно играют роль, но явно не перевешивают роль генетически обусловленных склонностей к определенной деятельности. Дети с самого раннего детства демонстрируют разницу в интересах, и детские игры — не просто развлечение, в них можно увидеть склонность ребенка к определенной деятельности. А поскольку разная деятельность приносит разный доход, нет смысла напоминать, почему этот фактор играет роль в социальном неравенстве. Другое дело, что любой талант и интерес ребенка можно загубить страхом и предрассудками в процессе воспитания, но это явно не решаемый при помощи государства вопрос.

Точно так же недостаточно внимания уделяется отношениям внутри семьи, чувствам, которые родители питают друг к другу и к своему ребенку. В обстановке любви и взаимопонимания человек вероятнее вырастет самодостаточной и уверенной в себе личностью, чем в семье, где все кричат друг на друга, а родители разводятся. К огромному сожалению, проблема насилия в семьях и детских домах существует. Но она не решаема в рамках идеи о социальном равенстве.

Государство никогда не сможет решить вопрос равенства всех людей в начале их жизненного пути, так как это возможно только в том случае, если буквально удалить всякую индивидуальность и отнять материальный «излишек», заставить всех родителей вести себя одинаково и чувствовать одинаково сильную/слабую привязанность к детям. Такой мир был бы похож на самую худшую антиутопию и вряд ли даже социалисты согласились бы с этим.

***

Примечание: я запрещаю полное использование данного материала без моего разрешения. Если вы увидели эту статью на другом ресурсе, имейте в виду, что она была опубликована без моего согласия. Эксклюзивно для подписчиков Economics & History, моей страницы на Medium и Яндекс-Дзен!

Источник