Социальное неравенство неизбежно обязательно вечно и полезно кто сказал

Социальное неравенство неизбежно обязательно вечно и полезно кто сказал thumbnail

Luna

Мастер

(1529)

13 лет назад

Если все люди станут равны, как человечество будет прогрессировать? ? Невозможно. Общество всегда развивалось за счет выдающихся личностей. Всегда были рожденные летать и рожденные ползать, те, кто издают законы, и те, кто их исполняют. Неравенство печально, но оно исторически обусловлено и необходимо. Пока есть хищник и жертва, всегда будет движение. Если же останется только стадо, оно никуда не пойдет.

SkyFly

Профи

(517)

13 лет назад

Неравенство неизбежно в условиях реальности. Всегда вокруг определенного человека скапливаются определенный обстоятельства. Это раз. Во-вторых – все прилагают разные усилия в этой жизни – одни плывут по течению, другие против а третьи умеют использовать силу течения в своих интересах (или в интресах близких, или в интересах всех окружающих) . И наконец в третьих – у всех разные способности. Одни более талантливы – другие менее.. . развитие человечества остановилось бы, если бы талантливые и бездарности одинаково получали от жизни.. .
Иной вопрос – насколько сейчас правильно распределено неравенство.. . На цивилизованном западе – намного лучше чем в России, т. к. там цениться талант. У нас же в основном на коне активные, а вот талант ценится мало (как правило)…

LOM

Гуру

(2819)

13 лет назад

Я не против неравенства, это естественно что один имеет больше другого. Но в том и заключается функция нормального цивилизованного государства, чтобы обеспечить даже представителям низшей ступени социальной лестницы достойные условия для жизни – пропитание, ночлег и возможность соблюдать элементарные правила гигиены, а проще говоря возможность помыться. В том и весь ужас Российской действительности, что люди по какой либо причине оказавшиеся на низшей ступени социальной лестницы просто оставлены государством на произвол судьбы.

ИринаЛ

Оракул

(95086)

13 лет назад

О каком виде неравенства ВЫ говорите? А-Муссолини, понятно… Ну все равно… Относительно любого вида неравенства. Неравенство благотворно только тогда, когда кто -то добровольно признает свое подчиненное положение. Пример-знакомая сказала мне вчера: Мне необходим мужчина, чтобы управлять мной, а я буду под его руководством делать все, что захочу!

Галина ИзмайловаЗнаток (488)

13 лет назад

Знаете,в Библии сказано,что женщина должна пожчиняться своему мужу.Согласитесь,это правильно…Вот только в реальной жизни,когда и семья приходит в упадок,это трудно…и все же это единственно верный путь отношений мужа и жены…только мудро должна поступать женщина..

Галина ИзмайловаЗнаток (488)

13 лет назад

Знаете,в Библии сказано,что женщина должна пожчиняться своему мужу.Согласитесь,это правильно…Вот только в реальной жизни,когда и семья приходит в упадок,это трудно…и все же это единственно верный путь отношений мужа и жены…только мудро должна поступать женщина..”…каждому мужчине глава – Христос,женщине глава -мужчина, а Христу глава – Бог”(1коринфянам11:3)

Юлия Верес

Просветленный

(32517)

13 лет назад

Представьте себе зеленую поляну с деревьями, травой и цветами. А теперь представьте, что все это люди. Травинка хуже листочка или тычинки, или лепестка? Лист хуже дерева, на ветке которого растет? А что собой представляет дерево без листьев? Цветок без земли, на которой растет? Каждый из людей занимает, как на этой поляне, свое значимое место.

Источник

Ключ к ТИСТу.

Примечание: Группы по степени сложности: I груп­па — наименее сложные понятия, III группа — наиболее сложные понятия.

НОМЕРА ТЕРМИНОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К СОЦИОЛОГИИ

Общая численность

1,7, 8, 13,14, 22, 23, 24,32, 39, 44, 46,47, 48, 50, 54,57, 61, 65, 66, 70, 73, 74,75, 78, 82, 87, 89, 90, 97,101,108,110, 111, 115,117, 118,123,124, 128, 129,136,142,143,144, 149, 151,154, 155,156,159,161,162, 164,167,168,169,171,173,177.

1 группа сложности

1, 7, 13, 39, 47, 65, 74, 75, 78, 82, 87, 89, 108, 111, 117, 123, 129, 136, 143, 162.

2 группа сложности

14, 22, 32, 44, 48, 57, 61, 73, 97, 101, 110, 118, 124, 128, 142, 149, 151, 155, 164, 169.

3 группа сложности

8, 23, 24, 46, 50, 54, 66, 70, 90, 115, 144, 154, 156, 159, 161, 167, 168, 171, 173, 177.

НОМЕРА ТЕРМИНОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ПСИХОЛОГИИ

Общая численность

3, 6, 9, 11, 16, 17, 21, 26, 28, 29, 34, 35, 36, 37, 40, 42, 43, 53, 55, 56, 58, 60, 64, 71, 72, 79, 80, 84, 85, 86, 92, 93, 99, 104, 105, 107, 109, 114, 116, 119, 120, 121,125, 127, 131,134, 135, 137, 139, 141, 145, 146, 147, 150, 153, 157, 166,174,176, 180.

1 группа сложности

34, 37, 53, 56, 71, 79, 85, 92, 99, 104, 107, 114, 116, 125, 137, 139, 141, 145, 146, 147.

2 группа сложности

3, 11, 16, 35, 42, 43, 55, 58, 72, 80, 84, 109, 119, 120, 127, 131, 134, 150, 157, 166.

3 группа сложности

6, 9, 17, 21, 26, 28, 29, 36, 40, 60, 64, 86, 93, 105, 121,

153, 174, 176, 180.

НОМЕРА ТЕРМИНОВ, ОТНОСЯЩИХСЯ К ЭКОНОМИКЕ

Общая численность

2, 4, 5, 10,12, 15, 18, 19,20, 25, 27, 30,31, 33, 38, 41,45, 49, 51,52,59, 62, 63, 67,68, 69, 76, 77,81, 83, 88, 91,94, 95, 96, 98,100, 102, 103,106, 112, 113,122, 126, 130,132, 133, 138,140, 148, 152,158, 160, 163,165, 170, 172,178, 179.

1группа сложности

4, 18, 41, 51, 52, 62, 68, 69, 81, 83, 88, 91, 96, 100, 103, 113, 130, 148, 165, 179.

2 группа сложности

10, 20, 27, 31, 33, 45, 67, 76, 94, 102, 106, 126, 132, 133, 158, 160, 163, 170, 172, 175.

3 группа сложности

2. 5, 12, 15, 19, 25, 30, 38, 49, 59, 63, 77, 95, 98, 112, 122, 138, 140, 152, 178.

ПФ-4. Тестовое задание для итогового контроля знаний.

(по материалам тестов П. Штомпки[4])

Отметьте правильный ответ, который находится среди пяти указанных вариантов. Правильным является только один ответ, а четыре остальных – ошибочные. Правиль­ный ответ вы найдете в ключе, который помещен в конце данного текста. Вам, одна­ко, следует пользоваться этим ключом только после того, как вы сделали собственный выбор и отметили соответствующий вариант ответа. В обычной университетской практике экзамен считается сданным, когда экзаменуемый сделал, по крайней мере, 120 правильных выборов.

1.Харизма – это:

а) вариант этнических предрассудков,

б) форма религии,

в) форма легитимизации власти,

г) ролевой конфликт,

д) то же самое, что дискриминация.

2.Антисемитизм – это:

а) расовый предрассудок,

б) стереотип,

в) дискриминация меньшинства,

г) проявление нетолерантности,

д) все вместе взятое.

3.Социальное развитие характеризуется всеми приводимыми ниже призна­ками, кроме одного. Какого?

а) это эндогенный процесс,

б) это реакция на изменения в среде,

в) имеет выраженное направление,

г) его можно сравнить с ростом и развитием живого организма,

д) оно приводит к повышению меняющейся ценности, которой оно касается.

4.Шахтеры – это:

а) социальный класс,

б) социальный слой,

в) социальная группа,

г) профессиональная категория,

д) местная группа.

5.Стереотип – это:

а) определенное состояние мысли,

б) вид действия,

в) упрощенный и односторонний образ действительности,

г) определенная установка,

д) идеальный тип.

6.Явление, известное под названием «кольцо Кула» (обмен дарами между группами островитян Полинезии) описал:

а) -Браун,

б) Р. Ферс,

в) Ч. Кули,

г) И. Гофман,

д) Б. Малиновский.

7.Социальная эволюция в представлении Спенсера – это аналогия эволю­ции видов, которую описал Дарвин:

а) это так,

б) это не так.

8.Социальное отношение «врач-пациент» имеет все ниже приводимые осо­бенности, кроме одной:

а) неравное,

б) специализированное,

в) первичное,

г) инструментальное,

д) взаимное.

9. Основой стабильности и устойчивого развития социально-экономического развития современных развитых стран выступает какой слой общества::

а) высший,

б) низший,

в) олигархический,

г) средние слои.

10.«Эффект Матфея» (в соответствии с Евангелием) описывает:

а) процесс секуляризации,

б) обращение (в веру) этнического меньшинства,

в) появление ереси,

г) сочетание общественных приоритетов и привелегий,

Читайте также:  Кому полезны гренки а кому нет

д) распространение догматизма и нетолерантности.

11.Все нижеперечисленные факторы, за исключением одного, играют роль при формировании в группе лидера. Укажите, какой фактор не имеет к этому отношения:

а) господствующий над другими образ жизни,

б) простота установления контактов,

в) высокая компетенция в тех областях, которые ценятся членами данной группы,

г) образцовый конформизм в отношении норм и правил, господствующих в группе,

д) тенденция к одобрению предрассудков и к дискриминации меньшинств.

12.Растущую униформизацию стиля жизни, образцов потребления, взгля­дов, технических устройств в масштабе всего мира мы называем:

а) аккультурация,

б) глобализация,

в) этноцентризм,

г) культурный конфликт,

д) относительный отказ от личной выгоды.

13.Дихотомическая модель социальной структуры – это разделение общест­ва на:

а) группы,

б) классы,

в) роли,

г) касты,

д) нации.

14.Идеальный тип бюрократии, описанный Вебером, включает все ниже пе­речисленные признаки, кроме одного. Какого?

а) специализация задач и функций,

б) иерархия должностей,

в) точные правила профессионального карьерного роста,

г) непотизм и коррупция,

д) письменные формы принятия решений.

15. «Свобода, равенство, братство!» Этот лозунг взывает к:

а) нормам,

б) ценностям,

в) стереотипам,

г) этноцентризму,

д) относительной депривации.

16. Согласно Дюркгейму, социальные факты характеризуются следующими присущими им особенностями, кроме одной. Какой?

а) их разделяют члены данного общества,

б) оказывают принудительное воздействие,

в) являются внешними по отношению к каждому отдельному человеку,

г) подлежат умозрительной фиксации и наблюдению,

д) принадлежат культуре.

17. В типологии социальных действий Вебера не встречается одна из ниже перечисленных категорий. Какая?

а) действие, рациональное с точки зрения используемых средств,

б) действие, рациональное с точки зрения ценности,

в) действие логичное,

г) действие эмоциональное,

д) действие традиционное.

18. Иван зарабатывает денег в десять раз больше, чем Вячеслав. Мы не знаем, что эти двое делают, каким образом они зарабатывают деньги. Однако мы уже сразу можем сказать, что этот факт – проявление:

а) социальной несправедливости,

б) классовой эксплуатации,

в) меритократической справедливости,

г) различия в заработных платах,

д) социального неравенства.

19. Поставьте имена известных социологов в хронологическом порядке – от самых давних до новейших времен:

а) Кули,

б) Парсонс,

в) Конт,

г) Вебер,

20. Бандит, который угрожает револьвером, использует:

а) преимущество в силе,

б) уговоры,

в) насилие,

г) авторитет,

д) влияние своей харизмы.

21. Множество групповых принадлежностей каждого человека находит свое выражение в:

а) культурном плюрализме,

б) ролевом напряжении,

в) ролевом конфликте,

г) классовой борьбе,

д) культурном релятивизме.

22.Творцом теории эволюции и органицизма в социологии был:

а) Маркс,

б) Дюркгейм,

в) Спенсер,

г) Дарвин,

д) Теннис.

23. Основная черта социального взаимодействия – это:

а) взаимность,

б) повторяемость,

в) нормативное регулирование,

г) длительность,

д) конфликтность.

24. Пожатие руки в качестве приветствия – это пример всех нижеперечис­ленных категорий, кроме одной. Какой?

а) культурная конвенция,

б) обычай,

в) моральное правило,

г) норма товарищеского этикета,

д) символический жест.

25. Пожатие руки как форма приветствия – это:

а) культурный комплекс,

б) культурная конфигурация,

в) культурная ценность,

г) культурный элемент,

д) культурный миф.

26. Переход из одного социального слоя в другой – это:

а) профессиональная мобильность.

б) вертикальная мобильность,

в) горизонтальная мобильность,

г) миграция,

д) урбанизация.

27. «Социальное неравенство неизбежно, обязательно, вечно и полезно». Этот тезис принадлежит:

а) теории социального конфликта,

б) марксистской классовой теории,

в) функциональной теории стратификации,

г) революционной идеологии,

д) Владимиру Ленину.

28.«Маргинальное поле социальной толерантности» – это то же самое, что:

а) попустительство,

б) комплекс обстоятельств, исключающий применение санкций,

в) толерантность по отношению к маргиналам,

г) нераскрываемость преступлений (так называемое черное число).

д) аномия.

29. Чем не является семья:

а) социальной группой,

б) институтом,

в) товариществом,

г) своеобразной формой организации,

д) первичной группой.

30. Противоположностью стереотипа является:

а) религиозный догмат,

б) идеология,

в) статистические данные, характеризующие группу,

г) идеальный тип,

д) этнический предрассудок.

31. Противоположностью этноцентризма является:

а) национализм,

б) патриотизм,

в) культурный релятивизм,

г) эмпиризм,

д) шовинизм.

32. В представлении Карла Маркса власть – это отношение между:

а) социальными ролями,

б) социальными классами,

в) пролетариями,

г) капиталистами,

д) революционерами и правительством.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:

1 2 3 4 5 6 7 8 9

Источник

1. статус

2. нищета

3. +бедность

4. безработица

5. неравенство

Социальный подъем, движение вверх, пример мобильности

1. сословной

2. нисходящей

3. ++восходящей

4. внесоциальной

5. горизонтальной

Головокружительная карьера

1. диагональная
горизонтальная

2. межпоколенная

3. вертикально-нисходящая

4. +вертикально-восходящая

Вид мобильности, при которой дети достигают более высокой социальной позиции или опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители

1. статичная

2. межгрупповая

3. горизонтальная
+межпоколенная
внутрипоколенная

Группы людей, из которых одна может присваивать себе труд другой благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства

1. элита
+классы

2. олигархи

3. менеджеры

4. предприниматели

Индивидуальный подъем, или инфильтрация индивидов из низшего слоя в высший слой

1. коллективная групповая

2. межпоколенная индивидуальная

3. интергенерационная групповая

4. восходящая групповая

5. +восходящая индивидуальная

Создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них

1. межпоколенная индивидуальная

2. нисходящая групповая

3. +восходящая групповая

4. нисходящая индивидуальная

5. восходящая индивидуальная

Выталкивание отдельного индивида с его высоких социальных статусов на более низкие статусы

1. межпоколенная индивидуальная

2. восходящая групповая

3. нисходящая групповая

4. восходящая индивидуальная

5. +нисходящая индивидуальная

Понижение социальных статусов всей группы (снижение статуса политической партии, падение социального статуса профессиональной группы инженеров

1. восходящая групповая

2. +нисходящая групповая

3. вертикально-восходящая

4. нисходящая индивидуальная

5. восходящая индивидуальная

Резкое разделение населения на два противоположных класса: бедные и богатые – это …

1. деклассификация

2. +поляризация

3. дезинтеграция

4. интеграция

5. расклассификация

Определенный социальный слой, выделяемый в иерархическом делении общества по уровню дохода, престижу, власти, образованию, виду деятельности, называют

1. группой

2. +классом

3. общностью

4. категорией

5. институтом

Модель социального поведения индивида

1. +роль

2. статус

3. девиантность

4. делинквентность

5. позиция

Классовое разделение относится к типу общества…

1. простому

2. закрытому

3. сложному

4.+открытому

5. цикличному

Характеристика социальной мобильности, которая показывает, какое количество индивидов изменило свое социальное положение по вертикали за единицу времени

1. экстенсивность

2. массовость

3. всеобщность

4. +интенсивность

5. экспрессивность

ОТЕЦ РОБЕРТА МЕРТОНА БЫЛ ПЛОТНИК, ОН САМ – ЗНАМЕНИТЫМ ПРОФЕССОРОМ СОЦИОЛОГИИ, А ЕГО СЫН ПОЛУЧИЛ НОБЕЛЕВСКУЮ ПРЕМИЮ ЗА ИССЛЕДОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИКИ. ЭТО МОБИЛЬНОСТЬ

1. нисходящая

2. вынужденная

3. горизонтальная

4. +межпоколенная

5. внутригрупповая

6. интергенерационная

СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО НЕИЗБЕЖНО, ОБЯЗАТЕЛЬНО, ВЕЧНО И ПОЛЕЗНО». ЭТОТ ТЕЗИС ПРИНАДЛЕЖИТ ТЕОРИЯМ

1. социализма

2. +стратификации

3. +функционализма

4. социального конфликта

5. марксистской классовой

6. революционной идеологии

ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ В ПОЛЯРНЫХ МОДЕЛЯХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФОРМАЦИЙ

1. +феодалы и крестьяне

2. рабовладельцы и крестьяне

3. менеджеры и акционеры

4. монархи и императоры

5. +капиталисты и пролетарии

6. номенклатура и массы

ДЛЯ ОТКРЫТОГО ОБЩЕСТВА ХАРАКТЕРНЫ

1. непотизм в массах

2. трайбализм в социуме

3. клановость системы

4. наследование статуса

5. +работающие «социальные лифты»

6. +«американская мечта»

РАЗРАБОТЧИКИ ТЕОРИИ СТРАТИФИКАЦИИ

1. К.Маркс

2. +М.Вебер

3. Г.Спенсер

4. Ф.Энгельс

5. +П.Сорокин

6. Э.Дюркгейм

ФАКТОРЫ ГРУППОВОЙ МОБИЛЬНОСТИ

1. вступление в брак

2. обладание властью

3. +создание демократии

4. распад семьи

5. военные перевороты

6. +карьерный рост

ФАКТОРЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

1. +обладание властью

2. создание демократии

3. военные перевороты

4. стихийные бедствия

5. +уровень образования

6. социальные революции

188. СОЦИАЛЬНАЯ ГРУППА (СТРАТА), ЧЛЕНСТВОМ В КОТОРОЙ ЧЕЛОВЕК ОБЯЗАН ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО СВОИМ РОЖДЕНИЕМ ЭТО –

1. комиссия

2. +каста

3. партия

4. ассоциация

5. +сословие

6. организация

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СТРАТИФИКАЦИИ ПО П.СОРОКИНУ

Читайте также:  Авокадо полезные свойства для женщин для беременности

1. религиозные

2. философские

3. теологические

4. +политические

5. +экономические

6. языковые

СРЕДНИЙ КЛАСС ОБЕСПЕЧИВАЕТ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКУЮ СТАБИЛЬНОСТЬ ОБЩЕСТВА В СИЛУ

1. массовости и маргинальности

2. повышенной религиозности

3. +устойчивого дохода

4. +лояльности к власти

5. девиантного поведения

6. активной гражданской позиции

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Источник

На протяжении большей части истории института государства, оно не занималось вопросами социальной справедливости и равенства и не занималось перераспределением благ от богатых бедным. Государство тратило налоги на содержание армии и ведение войн, правители были прежде всего военачальниками, зачастую самостоятельно участвующими в сражениях, как и их министры. Забота о вдовах и сиротах осуществлялась постольку-поскольку христианские заповеди предполагали такую заботу. Но это была именно забота, осуществлялась из личных средств правителей и на добровольных началах — все остальное брали на себя социальные власти — Церковь, крестьянские общины, городские самоуправления, богатые меценаты и т.д. Социальное неравенство воспринималось как норма, а личная благотворительность — обязательным атрибутом праведного христианина.

Ссылка на мой канал на Медиуме, где впервые была опубликована эта статья: https://medium.com/@stankevichyus

Изменения происходили постепенно — по мере усиления института государства, ослабления Церкви и распространения скептицизма в отношении христианской морали — в Новое и Новейшее время. Прежние иерархии были разрушены, родовую знать сменили профессиональные чиновники (служилая знать), а государство стало восприниматься как источник нации, отражение суверенитета всего народа. Поэтому неизбежными стали социалистические поиски социального равенства — если прежний мир, где у каждого есть свое место в иерархии, более не существовал, а новый мир был куда проще, представляя собой государство и граждан — то было даже логично выводить из этой ситуации необходимость равенства между людьми-как-гражданами. Государство, как выражение нации, должно было сделать всех представителей одной нации равными.

Однако теория расходилась с практикой — новые реалии больших фабрик, их богатых владельцев, миллионов рабочих и мигрирующих в города крестьян порождали скорее новую иерархию. Не рассматривая марксизм (потому что эта идеология предлагает революционный способ решения проблемы), перейдем сразу к социал-демократии — её победоносное шествие по парламентам впечатляюще. Социал-демократия никогда бы не возникла в Средневековье или в Античности, да даже в Новое время — государство было недостаточно всеобъемлющим. Зато к концу XIX-го века оно таким становилось — отчасти благодаря войнам между европейскими державами, ибо нужно было снизить напряженность дома для успеха на чужой земле, отчасти в силу необходимости получить поддержку среди различных социальных групп политическим партиям. Первые движения в сторону государственного перераспределения и социальной справедливости начали вовсе не социал-демократы. Например в Германии это был Бисмарк и социал-демократом его назвать трудно. Но именно они подталкивали правящие режимы к принятию тех или иных социальных мер, ведь в противном случае социал-демократы смогли бы получить власть благодаря своему социальному популизму, набиравшему популярность среди наемных рабочих, чья численность все более и более увеличивалась. Например призыв расширить избирательное право на всех мужчин, среди которых наемных рабочих с относительно невысоким заработком было большинство.

Однако только в XX-м веке идеи социального равенства и социального государства стали действительно торжествующими — особенно после Второй Мировой войны. Именно после ВМВ стали распространятся и побеждать левые теории об угнетении и необходимости насаждения социального равенства с помощью государственного могущества. Если прежде вся деятельность в этом направлении ограничивалась только государственными медицинскими и пенсионными гарантиями и пособиями инвалидам, то в наше время основной акцент перенесен на равенство не между социальными классами, а между полами, сексуальной ориентацией, расами и религиями. Это совпало с отмиранием национального государства, с появлением в западных обществах множества представителей не-западных культур. Однако поле битвы остается прежним — вместо рабочих социальные льготы теперь предполагаются для чернокожих, мигрантов, женщин, геев, трансгендеров етс. Предпосылка простая — все должны быть равны в государстве, представляющем всех граждан, а если кто-то “недотягивает” или чувствует себя угнетенным — то государство должно помочь, перераспределить за счет более успешных. Последние стали ассоциироваться с белыми мужчинами —это следствие развития левых теорий об угнетении.

Разумеется, во всем этом есть своя логика, но это — порочная логика. Во-первых, социальное равенство просто невозможно — иначе бы государство за более чем сто лет смогло бы его обеспечить. На протяжении всей своей истории люди живут в условиях социального неравенства и никому еще не удалось его победить. Возможно, причиной тому является стремление человека выделяться и отличаться от себе подобных — даже если материальные условия крайне скудные, человек будет пытаться отличиться иными способами — талантом, репродуктивными достижениями, властью и т.д. Но и в убогом быте найдутся возможности достать материальные блага, которых нет у других — так было, например, в Советском Союзе, где не все имели возможность выехать за границу, но кто мог это сделать по службе, пользовался возможностью привезти иностранные товары. Также, в таких условиях всегда возникает черный рынок. Такой «черный рынок» будет всегда — люди просто не могут иначе, за исключением отдельных немногочисленных общин сектантского типа. Но, в отличие от рынка свободного, открытого для всех в любой момент времени, черный рынок — явление скорее элитарное, доступ к нему зависит от наличия связей. «Ассортимент» товаров, которые будут представлены на этом рынке, зависит от того, что именно в обществе расценивается как признак элитарности, обладание чем автоматически делает владельца «не-таким-как-все».

Во-вторых, стремление к социальному равенству наказывает тех, кто более талантлив или трудолюбив. Очевидно, что чем больше усилий для достижения результата прилагает человек, тем больше результатов он достигнет. И здесь возникает в-третьих — и это загадка лично для меня почему в своем стремлении к социальному уравниванию люди ориентируются на худших, а не лучших. По какой-то причине жертвами уравниловки выступают трудолюбивые, здоровые, активные люди (большинство), которых вынуждают называть вещи политкорректными терминами (например, отказываться от слов «отец» и «мать» в документах, чтобы не оскорбить однополые пары, или недавно принятое в лондонском метро приветствие «привет всем» вместо «здравствуйте, леди и джентльмены») ради наделения привилегиями меньшинств. Другой пример — огромные бюджетные траты на образование чернокожих детей в США, очевидно гораздо хуже учащихся (и, о удивительно, они все равно продолжают учиться хуже) — хотя почему не потратить эти деньги на талантливых детей вообще, независимо от их цвета кожи? Ведь абсолютно понятно, что инвестиции в самых лучших дадут больше результатов и принесут плоды в т.ч. в пользу менее одаренных! Каким-то странным образом наша современная повестка справедливости и равенства предпочитает наказывать за успех, вместо того, чтобы мотивировать отстающих догонять лидеров. Могут сказать, что в силу разницы в старте (о чем мы еще поговорим), шансы у всех разные — но это очень спорный вопрос, ведь важнее всего сами ожидания людей, а не некие стартовые условия. Если человек знает, что ему однозначно нечего ждать от государства и оно не будет обеспечивать его всю жизнь — то мотивация развивать свой потенциал должна возрасти. Когда же человека с детства приучают к тому, что ему кто-то должен априори, то он так и останется в ожидании “ренты от угнетения” или ренты от государства. По этой причине многие богатые люди и не спешат оставлять своим детям наследство просто так, но ставят определенные условия для его получения. Гарантированная рента неизбежно снижает активность человеческой деятельности!

Можно сказать, что талантливые люди могут обойтись и без помощи, а вот менее успешным помощь нужна. Но это в-четвертых относится к вопросу нравственности такой политики. Помогая одним, государство делает это за счет налогов с других — это и есть политика перераспределения и здесь надо ответить на вопрос : «чем я заслужил такое к себе отношение» и «чем заслужили привилегии меньшинства»? Просто по-факту принадлежности к меньшинству? Но это не является заслугой. В таком случае мы получаем награждение не за заслугу, а с точностью наоборот — за её отсутствие. Либо же оцениваем право на получение помощи с точки зрения принадлежности к определенному меньшинству — но тогда это не социальное равенство, а в чистом виде старая добрая иерархия, ибо в иерархиях прошлого у высших классов были привилегии за счет низших классов. Таким образом мы снова приходим к выводу, что социальное равенство невозможно ни в каком виде. Только если старинные формы неравенства были сформированы естественным путем и были, в целом, открытыми системами, то современные формы неравенства основаны на государственном принуждении и являются закрытыми — вы не можете стать чернокожим, если родились белым и не можете сменить ориентацию. Единственная лазейка — это сменить пол или объявить себя «бесполым», но на это готовы весьма немногие.

Читайте также:  Упражнения с гантелями полезные для сердца

В своей практике ведения дискуссий с представителями левых убеждений, сторонниками государственных мер по достижению социального равенства, я сталкивался с таким возражением: социальная несправедливость содержится в самом процессе рождения и воспитания детей, т.е. с ней сталкиваются с самого рождения, ведь один рождается в богатой семье, другой в бедной, третий — в средней и каждый получает разное воспитание, разное медицинское обеспечение, разное образование. Таким образом, будущее человека предопределено его социальным положением, его благополучие определяется факторами, которые от него не зависят. Поэтому нет ничего плохого в том, чтобы государство установило здесь некое равенство «в старте», насколько это возможно. Это аутентичный социалистический тезис — социалисты вообще находят моногамную семью источником неравенства и последующей несправедливости, наряду с Церковью и частной собственностью.

Аргумент кажется очень сильным поначалу, но в действительности он скорее эмоционально силен, нежели имеет серьезные основания в фактах. Мы все склонны к жалости к тем, кто по независящем от него (как нам кажется) обстоятельствам живет в нужде. Я сам такой, думаю и вы, дорогой читатель, тоже.

Если же разбираться, то данное убеждение социалистов основано на все тех же допущениях, что многие другие их тезисы — на наличии некоего пирога, заранее уже распределенного между людьми неравными порциями. Но посудите сами — неужели у вас нет знакомых, которые раньше зарабатывали мало, а потом стали зарабатывать если не много, то больше? Или, наоборот, неужто неизвестны примеры тех, кто из жизни без нужды попал в нужду? Если такие люди вам известны, то подумайте, что стало причиной их роста или падения. Это первое, что бросается в голову — потому что у всех нас есть какой-никакой круг знакомых.

Другое дело, что тезис о неравенстве в старте, если он верен, должен означать, что все успешные люди сегодня — это представители каких-то знатных родов, которые не одну сотню лет как богаты. Однако это маловероятно — современные миллиардеры и миллионеры не похожи на представителей аристократии. Я не припомню, чтобы Цукерберг, Дуров или Гейтс были рождены в очень богатых семьях. Я не припомню, чтобы основатель АлиБабы Джек Ма был рожден в очень богатой семье, как и его соотечественник актер Джеки Чан — насколько мне известно, он из очень бедной семьи. Даже такие классические успешные богатеи, как Генри Форд и Карл Бенц — один сын фермера-эмигранта, а другой — сын машиниста поезда — очень далеки от таких вещей. Однако им удалось стать успешными, известными и богатыми. Почему же? Предполагаю, что левые не учитывают такого явления, как социальная мобильность, весьма гибкую (динамичную) в обществе с высоким уровнем экономической свободы. Иными словами, это возможность человека добиться успеха не только при наличии материального богатства, обеспечивающего ему хорошее образование и медицину, но, в первую очередь, использовать свои личные качества, знания, таланты, да просто усердие и трудолюбие. Такая возможность доступна только в экономической среде, где роли не заданы заранее принудительной силой государства. Т.е. в условиях государственного планирования (или высокой роли государства в принятии экономических решений, где существуют лоббисты, близкие президенту, премьеру, королю и т.д. — образующие монополии), где человеческая деятельность распределяется в соответствии с госпланом, социальная мобильность ограничена решениями тех, кто руководит в соответствующем министерстве, регионе или номенклатурной иерархии— в таких условиях для восхождения по «социальной лестнице» важны не личные качества, а чтобы тебя «заметили» или просто наличие политической лояльности и благонадежности — и то, далеко не для всех. Соответственно, социальная мобильность высока только в условиях экономической свободы — потому что тогда перед человеком не возникает искусственных барьеров.

Нет оснований полагать, что в условиях отсутствия искусственных барьеров — установленных государством на основании силы закона и принуждения в пользу определенных социальных групп и лоббистов — существует какая-либо несправедливость в неравенстве на старте, если даже можно говорить о неравенстве как таковом в этом случае. Можно приводить много примеров, как бедные становятся богатыми, а богатые разоряются. В большинстве случаев такие перемены происходят в силу личных качеств людей — целеустремленности детей бедных и лени детей богатых (и наоборот). Каким бы ни было образование и медицина, доступные человеку с детства, это не дает гарантии успеха в будущем. Такой гарантии вообще никто не в силах предоставить — эта неизвестность служит своего рода фактором равенства между людьми разной степени достатка.

Другим фактором служит разница в характерах родителей. Далеко не все люди вообще стремятся к высоким жизненным стандартам. Не все находят в этом необходимость, а кто-то не ценит того, что имеет, и разбрасывается деньгами и временем впустую. Кто-то не воспользуется своим богатством, для того чтобы дать детям лучшее образование, а кто-то будет работать на трех работах в поте лица, чтобы обеспечить ребенку лучшую школу и институт. Здесь кроется настолько высокое разнообразие, что сложно вообразить, какую положительную роль может сыграть государственное «уравнивание».

Цель всякого человека, во всяком случае большинства — это не просто работа ради собственного благополучия, но и расчет на то, что удастся создать комфортные условия для семьи. Понятно, что каждый человек вкладывает в создание семьи очень разные ресурсы. Тут могут постараться даже не только родители, но и дедушки с бабушками. Даже накопления «на старость», отданные стариками внукам на образование могут служить, по логике левых, фактором неравенства на старте. И родители, будучи честными тружениками, создадут своему потомству условия, отличающиеся от условий, созданных родителями- лентяями. Почему мы не можем говорить здесь о награде за усердие родителей в виде лучшего образования и медицины для их детей? И почему каждый человек не должен знать об этой закономерности? Если подумать, то любое «выравнивание» мотивирует людей на лень, а у честных людей политика конструируемого государством равенства может вызвать чувство обиды и ощущение несправедливости к себе и необоснованных привилегий к тем, кто не задумался о будущем своих детей.

Я совершенно не вижу оснований пытаться какими-то манипуляциями заставить всех рождаться в одинаковых семьях, ибо это невозможно. Даже если мы представим фантастическую ситуацию, что государству удалось достигнуть материального равенства «на старте» (всем предоставлена одна сумма на развитие ребенка, а у тех, кто имел избыток, она была изъята), то никуда не денется неравенство на уровне генов, неравенство в силе любви родителей к детям и их личной заботе о них, поддержки детских начинаний, отношений между родителями (все то, что называют гармонией в семье) и различия в методах воспитания. Различия объективны.

О том, что различия между