Сочинение на тему чем полезна физкультура
Эссе учителя физической культуры КГУ ОШ № 125 Медяковой Ирины Владимировны
На тему: «О пользе физической культуры»
Движения составляют главный источник здоровья,
движения могут заменить лекарства,
между тем как всевозможные лекарства вместе взятые
никогда не могут заменить движений.
Тиссо, врач,XVIII век, Франция.
Работая в школе более 12 лет, я часто ставлю перед собой вопрос: как сделать, чтобы всем учащимся и физически крепким и имеющим недостаточный уровень физической подготовки на уроке было одинаково комфортно и интересно. Все мы хорошо знаем как неуютно чувствуют себя на уроке учащиеся со слабыми физическими данными, как сильно они переживают за свои неудачи, за отрицательные оценки, как у них пропадает желание ходить на уроки физической культуры или наоборот ребята с большими физическими возможностями, которым становится не интересно от того что они уже все сделали. Педагогическая диагностика и мониторинг физического развития способствуют лучшей реализации единой системы физического воспитания и оздоровления учащихся. При оценке достижений учеников в основном ориентируюсь на индивидуальные темпы продвижения в развитии. Ведь оценка должна стимулировать стремление ученика к своему личному физическому совершенствованию, улучшению результатов, повышению активности, радости от занятий физическими упражнениями, самоудовлетворения учащихся от того что они смогли, преодолели, сделали.
Школа создана для учеников. Сюда они каждый день должны приходить с радостью. Общение с учителями также должно приносить им радость. Однообразие – враг учебного процесса. По опыту работы знаю, что даже самые хорошие уроки и внеклассные мероприятия быстро приедаются детям, если в них не бьёт новая мысль, не просматривается нововведение, нет новых педагогических технологий, инноваций. Любое дело должно иметь в основе своей творчество. Я стараюсь увидеть в каждом ученике – личность, увидеть особенности его характера, интересы, склонности и всё это учесть в своей работе. Личностно-ориентированный подход к каждому ученику очень важен в нашей работе.
Быть здоровым – это счастье для каждого человека. Молодые о здоровье не думают. Как правило, молодость и здоровье сопутствуют друг другу. Но чем старше становится человек, тем больше начинает понимать, какое это благо – здоровье, и тем больше начинает ценить его. Что касается здорового образа жизни, то у меня есть несколько направлений этой деятельности. Во-первых, это обеспечение безопасной школьной среды. Инструктаж по технике безопасности на уроках по легкой атлетике, спортивным играм, гимнастике, национальным видам спорта обязателен для всех учащихся. Во-вторых, учебный процесс стараюсь, вести так, чтобы ничто не вредило здоровью ученика. Стараюсь больше проводить занятий на свежем воздухе с высокой моторной плотностью. В-третьих, в ходе каждого урока использую упражнения для укрепления всех мышечных групп, формирования правильной осанки, упражнения для профилактики сколиоза, плоскостопия. Упражнения для профилактики плоскостопия я рекомендую выполнять учащимся и дома, как домашнее задание. Это позволило улучшить осанку и снизить процент плоскостопия у юношей – призывников на 5 процентов.
Дети должны в движении находить радость, поэтому я внимательно отношусь к подбору комплексов упражнений и подвижных игр, обращаю внимание на интересы и возможности каждого ученика, стараюсь, чтобы всем на уроке было интересно. Приучаю детей думать, активно участвовать во всех заданиях, стараюсь вселить в слабых уверенность в собственных силах, помогаю преодолеть им психологический барьер неуверенности. Особое внимание в своей работе я стараюсь уделять воспитанию учащихся младших классов, потому что именно в этом возрасте закладывается личностное отношение к физической культуре. В этом направлении я работаю давно и могу сказать, что уже многое получается неплохо. Отношусь к своим ученикам с заботой и вниманием : в меру строга и в меру добра. Дети это чувствуют и одобряют. Стараюсь вызвать у учеников интерес к предмету, заинтересовать их разнообразием форм и методов проведения уроков и внеклассных мероприятий. Играю вместе с детьми в различные подвижные игры. Такие игры обычно проходят очень эмоционально, оживленно и вызывают большой интерес у учащихся. Хорошим помощником на уроках является музыкально-ритмические подвижные игры, которые применяю во второй или заключительной части урока («Охотник и утки», «Салки», «Два мороза» и т. п.). Такие игры содействуют совершенствованию координации движений, благоприятно влияют на улучшение осанки, повышение жизненного тонуса. В таких играх создаются благоприятные возможности для раскрытия личностного потенциала ребёнка, в ней он познаёт и испытывает самого себя. На уроках я учитываю желания, настроение, темперамент моих учеников, учу их приемам самоконтроля, адаптации, приёмам релаксации. Ведь наши уроки – и для мышц, и для мозга. Готовясь к проведению подвижных игр в начальных классах, продумываю весь процесс игры, стараюсь предвидеть, какие её моменты могут вызвать чрезмерный азарт и нечестное поведение играющих, падение интереса к игре, пытаюсь предотвратить эти нежелательные явления. Заранее намечаю, кому из детей быть водящими в игре, как лучше поделить класс на команды, как вовлечь в игру слабых и пассивных.
Урок физической культуры невозможно представить без набора инвентаря, куда входят мячи, скакалки, обручи, гимнастические маты т. п. Важно все это иметь, но не менее важно уметь пользоваться этим инвентарем и умением сохранить его. В целях укрепления материально-технической базы школы учу детей правильному обращению со спортивным инвентарем.
В своей работе большое внимание я уделяю домашним заданиям. Использую следующие виды заданий:
1. Составить комплекс утренней гигиенической гимнастики, упражнений (с мячом, скакалкой, обручем) показать и выполнить вместе с классом.
2. Составить комплекс из изученных гимнастических упражнений.
3.Придумать новую подвижную игру или внести новый интересный элемент в старую.
4. Развитие того или иного двигательного качества. В течение урока домашнее задание обязательно проверяю и выставляю оценки в классный журнал. Но не все учащиеся добросовестно относятся к выполнению домашних заданий. Моя задача – разбудить сознание учеников, убедить их в том, что стоит немного потрудиться и результат непременно порадует и ученика и его родителей.
В течение учебного года регулярно проводятся соревнования между сборными классов по мини-футболу, шахматно-шашечному турниру, тоғыз-құмалақу, баскетболу, волейболу, легкой атлетике, беговой лапте, дартсу, п/и «Перестрлка».
5. Усиление образовательной направленности урока является ведущим звеном моей работы. Это выражается в увеличении количества специальных знаний как по теории и методике физической культуры, так и из смежных с ней областей. Межпредметные связи, которые я применяю в своей практике, позволяют более полно и глубоко осмыслить и усвоить программный материал. Работаю в содружестве с учителями-предметниками. Уже традиционными стали уроки, проводимые мною с элементами казахского и английского языков. Межпредметные связи реализовываю путем включения в урок в виде фрагмента отдельного его этапа, на котором наряду с задачами по физическому развитию учащихся решается определенная познавательная задача, требующая привлечения знаний из других предметов (математика, биология, физика, география и др.).
6. Принцип дифференцированного образовательного процесса способствует осуществлению личностного развития учащихся. Этот принцип находит широкое применение в моей работе.
Применяю компьютерные технологии в своей работе.
В течение года проводятся тренировки по баскетболу, волейболу под моим руководством. Так же я провожу подготовку сборных команд школы к районным, городским соревнованиям спартакиады школьников нашего города.
Учащиеся нашей школы принимают активное участие во многих соревнованиях Спартакиады школьников Бостандыкского района, на которых занимают призовые места, очень часто мои ученики становятся призерами районных соревнований, а так же систематически пополняют состав сборных команд нашего района на городских соревнованиях по различным видам спорта.
Для чего нужно заниматься спортом?
В детстве все мы бегали наперегонки, прыгали через лужи, бросали в воду камешки. Никто из нас не мог обойтись без этих простых движений. Каждый проделывал их, не задумываясь, по многу раз в день. Но важно научиться уже смолоду выполнять их легко, сноровисто, без утомления, чтобы, став взрослыми, мы смогли применить их в учебе, труде, на службе в армии. Иначе говоря, чтобы узнать секреты быстрого и длительного бега и плавания, далеких прыжков и метаний, нужно заниматься физкультурой. И чем раньше, тем лучше. Ведь молодой организм обладает лучшей реакцией, тело – большей гибкостью, а мозг, нервы и мышцы быстрее «схватывают» правильное движение.
Еще в глубокой древности понимали, что молодого человека нужно развивать и испытывать его силы многосторонне.
Испокон веков во многих странах существовали разнообразные виды многоборья. Отдельные их виды возникли под влиянием окружающей трудовой и военной обстановки. Надо было научиться быстро убегать от врага – появился спринтерский бег. Надо было совершать дальние походы – возникли марафонский бег, спортивная ходьба, лыжные гонки. Прикладной характер спорта вытекал из требований жизни. Спорт никогда не был пустой забавой – его диктовала разумная необходимость.
Человек должен быть всесторонне развитым. Не только для того, чтобы умел хорошо бегать, плавать, быстро и красиво ходить, но и для того, чтобы у него все органы были в порядке. Словом, чтобы он был нормальным, здоровым человеком, готовым к трудовой деятельности, чтобы параллельно всем физическим качествам правильно развивались и умственные его качества.
В последнее время кто-то жалуется на нехватку свободного времени и совсем забывает о том, что на стадионе, в спортзале, на игровой площадке происходит своеобразный обмен ценностями. «Потеряв» два-три часа, можно получить, во-первых, ощущение «мышечной радости», во-вторых, укрепляется здоровье. Авиценна, великий врач древности, говорил: «Человек, который умеренно и последовательно занимается физическими упражнениями, не нуждается ни в каком лечении».
Человек, систематически занимающийся физическими упражнениями, медленнее устает на работе и быстрее восстанавливает свои силы. И вот почему.
Решающую роль в образовании утомления играет торможение в определенных участках мозга. Чувство усталости возникает и при легкой, но постоянной работе. А интересная, хотя и тяжелая работа, может совсем не утомить. Для повышения жизнедеятельности временно заторможенных участков мозга нужен активный отдых. Если, например, устала правая рука, то при полном покое силы восстанавливаются медленнее, чем тогда, когда выполняются несложные движения левой рукой. В данном случае переносится возбуждение на соседние центры головного мозга.
Давайте разберемся, чем отличается тренированный организм от нетренированного? Тренированный человек легче справляется с болезнями и быстрее приспосабливается к новой работе. Его суставы более подвижны. Кости растут быстрее и становятся крепче. Среди физкультурников нет сутулых людей, фигура у них стройная, прямая, тело гибкое, потому что все суставы постоянно действуют.
В процессе тренировок мышцы укрепляются, закаляются, становятся неутомимыми. Все внутренние органы тренированного человека функционируют интенсивнее, он лучше ориентируется в пространстве, и все движения у него координированы.
Работа сердца тесно связана с работой легких. Здоровые легкие облегчают сокращение сердца так как при глубоком ровном дыхании кровь получает больше кислорода и легкие как бы притягивают его к себе. Кто не привык правильно, глубоко дышать, тот даже при медленной ходьбе скоро почувствует одышку, потому что легкие и сердце у него не привыкли работать дружно. Другое дело у бегуна или лыжника. Он постепенно приучает себя к выносливости. Недаром говорят, что стайер выигрывает не ногами, а сердцем. С каким воодушевлением мы наблюдаем за соревнованиями биатлонистов, лыжников или марафонцев.
Конечно, победы даются нелегко. Но разве можно сразу научиться косить, вытачивать деталь или выпекать хлеб? Нужен навык, сноровка, умение. То же самое и в спорте. От простого к сложному. От малого к большому. И так круглый год. Для того чтобы потом, на соревнованиях, быть первым.
Сначала нужно изучить технику. Начать с простых подготовительных упражнений. Научившись чему-то, следует постоянно повторять старые, даже элементарные упражнения. У мышц, как и у мозга, есть своя «память». Мышечную память тоже надо постоянно развивать новыми навыками и укреплять старыми. Опытные лыжники, например, часто упражняются в ходьбе без палок, хотя с этого же начинают свое обучение и новички.
Разница между мастерами и новичками в том, что новичок сначала обдумывает каждое свое движение, а потом действует. Например, новичок-футболист, видит летящий мяч, думает, как к нему подбежать, как по нему ударять? Нo, пока он раздумывает, более опытный противник овладевает мячом. Иначе говоря, в результате постоянных тренировок приобретается скорость и ловкость – те самые необходимые качества, без которых нельзя добиться успеха ни в спорте, ни в труде.
Тренировка только тогда полезна, когда все движения выполняются осмысленно. Например, если нарушить принцип постепенного увеличения нагрузок, то может наступить состояние перетренированности. Его приближение можно определить при тщательном врачебном и самостоятельном контроле. Если внезапно прекратить занятия, наступит состояние растренированности. Заметить его можно по плохому самочувствию, раздражительности, бессоннице, учащенному сердцебиению. Но стоит возобновить тренировки, как все эти симптомы исчезнут.
Втягиваясь в постоянные тренировки, человек приобретает хорошую спортивную форму. Длительному сохранению спортивной формы помогают твердый режим дня и питания, выполнение требований гигиены, закаливание, самостоятельный и врачебный контроль. Такой всесторонний подход к спорту решает задачи воспитания культурного человека, роста спортивных результатов, профилактики заболеваний, приучает к дисциплине. Кроме этого, систематические занятия спортом и сформированный образ жизни сказываются на настроении и эмоциональном фоне человека.
Как приятно получить удовлетворение от легкой усталости после физической нагрузки. И как же здорово чувствовать себя бодрым и счастливым после тренировки!
Сочинение – рассуждение на тему: «Физкультура – составляющая здоровья», в рамках Акции «Спорт-альтернатива пагубным привычкам».
«Здоровый человек встречает меньше
преград на дороге, ведущей к счастью».
Физическая культура – составная часть развития детей. Физическая культура вносят свой вклад в формирование всесторонне развитой личности.
Физическая культура личности связана с желанием, потребностью и умением человека сохранять и совершенствовать своё телесное «Я», а для этого необходим определённый объем знаний: о морфофункциональных особенностях различных органов и систем организма, о влиянии физической работы и физических упражнений на их развитие, а так же на развитие физических качеств.
Другое необходимое условие формирования физической культуры личности – это стремление к овладению системой определённых умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, психическое благополучие, развитие способностей.
И самое основное требование – практическое применение знаний и умений в своей жизни. Регулярные занятия физической культурой дают достижение необходимого уровня развития физических качеств, достижение определённого уровня тренированности. Без выполнения этого требования цена знаний, умений и навыков невелика.
Главная цель занятий физической культурой и спортом – формирование физической культуры личности, подготовка к социально-профессиональной деятельности, сохранение и укрепление здоровья человека. В Законе о физической культуре и спорте в Российской Федерации сказано, что физическая культура рассматривается как составная часть культуры общества, а физическое воспитание как важнейшее направление социальной политики государства.
Человек как личность формируется в процессе общественной жизни: в учёбе, труде, в общении с людьми. На учебных занятиях, тренировках, особенно во время спортивных соревнований у учащихся, под воздействием изменяющихся ситуационных требований, формируется сила воли, смелость, самообладание, решительность, уверенность в своих силах, выдержка, дисциплинированность. В физической культуре и спорте заключены огромные возможности для эстетического воспитания человека, развития способности воспринимать, чувствовать и правильно понимать прекрасное в поступках, в красоте совершенных форм человеческого тела, в красоте окружающей природы, в доведённых до степени искусства движениях. Физическая культура и спорт – средства укрепления мира, дружбы и сотрудничества.
Государство заботится о здоровье граждан своей страны. В главном документе страны сказано: «В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию». Статья 41, часть 2.
В Законе Российской Федерации «Об образовании» можно прочитать, глава 5, статья 51: «Образовательное учреждение создает условие, гарантирующее охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников».
Основным занятием физической культуры в школе является урок физической культуры. Спортивные секции, кружки, физкультурно-массовая внеклассная работа с детьми во внеурочное время – формы работы, дополняющие систему обязательных занятий. Они способствуют более полному развитию индивидуальных интересов и склонностей учащихся, повышающие двигательный режим детей до необходимого уровня, способствующие созданию благоприятных возможностей для разностороннего формирования их личности, целесообразной организации внеурочного времени школьников, укрепления их здоровья.
Ярким примером работы с детьми, во внеурочное время, является традиционный школьный турнир «Фэйр Плей». Начало ему положено в 2003-2004 учебном году. В переводе с английского языка – честная, справедливая игра. Это движение провозглашает этические принципы, на которые должны опираться спортсмены, тренеры, судьи, болельщики и другие лица, связанные со спортом. Спортсмен не должен стремиться к победе любой ценой. Он должен отдавать предпочтение честному, благородному поведению в спортивных поединках. Главное для него не победа над соперником, а отвага и мужество, проявляемые им в ходе борьбы за эту победу.
Турнир проходит по двум игровым видам спорта: баскетбол, волейбол. Участвуют в соревнованиях команды юношей и девушек 7-8 классов. На торжественном построении перед началом игр, после подъёма флага Российской Федерации под звуки гимна страны, звучит клятва спортсменов: «Честно, добросовестно, достойно и решительно вести себя в ситуациях, когда другие ведут себя нечестно; уважать партнёра по команде, противника, судью; оставаться скромным после победы и с достоинством принять поражение».
За эти годы турнир полюбился ребятам и носит массовый характер. Всего в нём принимает участие 93 % учащихся 7-8 классов. Дети с нетерпением ждут начала соревнований.
При занятиях физкультурой в работу вовлекается весь опорно-двигательный аппарат, совершенствуются его функции, активизируется работа сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, вырабатывается правильная осанка, совершенствуются физические качества, такие как сила, ловкость, гибкость, выносливость, координация.
Неотъемлемая часть физического воспитания и важное средство подготовки школьников к труду – закаливание. Это система мероприятий, позволяющих использовать естественные силы природы и повышать сопротивляемость организма к неблагоприятным внешним воздействиям. Особенно велика роль закаливания в профилактике простудных заболеваний, но одновременно оно оказывает и общеукрепляющее воздействие на организм.
Очень важно как можно больше проводить занятий с детьми на свежем воздухе. В нашей школе учителя физкультуры проводят интересные Дни здоровья: кросс «Золотая осень», легкоатлетическое троеборье (подтягивание, бег на короткую дистанцию, метание), спортивное ориентирование на местности «В поисках клада всей жизни» по заданному маршруту, лыжные эстафеты для юношей допризывного возраста «Лыжня зовёт».
Все мероприятия, благодаря учителям физической культуры, проходят на высоком уровне по степени подготовки и участия в них учащихся школы во главе со своими классными руководителями. Эти мероприятия способствуют ещё большему сплочению классных коллективов, а также повышению интереса учащихся к занятиям физкультурой и спортом.
Мы считаем, что в процессе становления личности ребёнка, важное место занимает учитель физической культуры. Он с самого детства закладывает в нас понятие о здоровом образе жизни, ведь мы часто даже не задумываемся о том, насколько важно быть подвижным, активным, энергичным и целеустремлённым. Именно эти качества педагог пытается привить нам. Знание русского языка, литературы, математики и других предметов, несомненно, важны для интеллектуального развития ребёнка. Но предмет «физическая культура» – особый предмет. Его принцип «не навредить растущему организму» и увеличить полезные для сохранения здоровья знания, умения, навыки, а также развитие способности применения их в дальнейшей жизни делают его особым. А учитель физической культуры, владеющий этой информацией и способностями – один из самых важных школьных учителей.
После постановления Губернатора Белгородской области Савченко Е.С. «О введении третьего игрового часа физической культуры» повысилась эмоциональность занятий, а у учителей физкультуры появилась возможность вводить новые и хорошо забытые подвижные, спортивные и национальные игры.
Наш учитель физкультуры, Бондарева Елена Викторовна, использует эту возможность с удовольствием. Недавно она познакомила нас с сербской спортивной игрой «Яджент». На международном семинаре, который состоялся в областном центре, её презентовал сербский профессор по физической культуре Янко Павлич. Над созданием правил игры, их совершенствованием и защитой патента профессор работал 15 лет. Это титанический труд, заслуживающий уважения. Игра была представлена нашим учителем нам на третьем игровом часе и прошла на «ура». Столько эмоций, столько движения и радости от общения с товарищами по команде, что словами выразить трудно! Труд Янко Павлича оценен нами по достоинству. Спасибо нашему учителю физкультуры за эту новинку.
Только положительные эмоции, бодрость духа, положительные результаты от выполненного труда, смогут оторвать нынешнее поколение от монитора компьютера, наркотиков и малоподвижного образа жизни.
Таким образом, мы за развитие физической культуры в учебных заведениях. Этот предмет должен стать неотъемлемой частью каждого учебного дня, недаром учёными доказано, что смена видов деятельности даёт возможность отдохнуть организму и противостоять усталости более длительное время.
Ученицы 11 класса МОУ «Бессоновская СОШ»
Белгородского района Белгородской области
Горбатенко Анна, Кулясова Юлия.