Сочетать приятное с полезным на латыни

Латынь – самый благородный из существующих языков. Может, потому что мертвый? Владеть латынью – умение не утилитарное, оно из разряда роскоши. Разговаривать на нем ты не станешь, а вот блестнуть в обществе… Нет языка, который так помогает произвести впечатление!

Мы порылись в архивах собственной памяти и решили поделиться с вами достаточно простыми латинизмами. Их легко произнести, запомнить — и они частенько будут к месту.

1. Scio me nihil scire
[сцио мэ ни́хиль сцирэ]

«Я знаю, что ничего не знаю», — по свидетельству Платона, так говорил о себе Сократ. И пояснял эту мысль: люди обычно полагают, будто они что-то знают, а оказывается, что они не знают ничего. Таким образом, получается, что, зная о своем незнании, я знаю больше, чем все остальные. Фразочка для любителей напустить туману и рефлексирующих особ.

2. Cogito ergo sum
[кóгито, эрго сум]

«Мыслю, следовательно существую» — философское утверждение Рене Декарта, фундаментальный элемент западного рационализма Нового времени.

«Cogito ergo sum» — не единственная формулировка идеи Декарта. Более точно фраза звучит как «Dubito ergo cogito, cogito ergo sum» — «Я сомневаюсь, значит мыслю; я мыслю, значит существую». Сомнение является, по мнению Декарта, одним из модусов мышления. Следовательно, фразу можно переводить и как «Я сомневаюсь, значит существую».

3. Omnia mea mecum portо
[о́мниа мэа мэ́кум порто]

«Все свое ношу с собой». Римские историки рассказывают, будто в дни завоевания персами греческого города Приены за толпой беглецов, еле тащивших на себе тяжелое имущество, спокойно шел налегке мудрец Биант. Когда его спрашивали, где его вещи, он, усмехаясь, говорил: «Все, что имею, всегда ношу при себе». Говорил он по-гречески, но слова эти дошли до нас в латинском переводе.

Оказалось, добавляют историки, что он был настоящим мудрецом; по дороге все беженцы растеряли свое добро, и скоро Биант кормил их на те подарки, которые он получал, ведя в городах и селах поучительные беседы с их жителями.

Значит, внутреннее богатство человека, его знания и ум – важнее и ценнее любого имущества.

4. Dum spiro, spero
[дум спи́ро, спе́ро]

«Пока дышу – надеюсь». Чаще всего авторство этого афоризма приписывают Цицерону, реже Овидию, но на самом деле его история несколько сложнее. Эта фраза в разных интерпретациях встречалась у многих древних авторов.

Кстати, эта фраза также является лозунгом подводного спецназа — боевых пловцов ВМФ России.

5. Errare humanum est
[эрра́рэ хума́нум эст]

«Человеку свойственно ошибаться» — афоризм Сенеки-старшего. На самом деле, это всего лишь часть афоризма, целиком он звучит так: «Errare humanum est, stultum est in errore perseverare» — «Человеку свойственно ошибаться, но глупо упорствовать в своих ошибках».

6. O tempora! O mores!
[о тэ́мпора, о мо́рэс]

«О времена! О нравы!» — самое известное выражение Цицерона из «Первой речи против Катилины», которая считается вершиной римского ораторского искусства. Раскрывая подробности заговора на заседании сената, Цицерон этой фразой выражает возмущение и наглостью заговорщика, посмевшего как ни в чём не бывало явиться в сенат, и бездействием властей.

Обычно выражение применяют, констатируя упадок нравов, осуждая целое поколение. Впрочем, это выражение вполне может стать забавной шуткой.

7. In vino veritas, in aqua sanitas
[ин вино вэ́ритас, ин аква са́нитас]

«Истина в вине, здоровье в воде» — первую часть поговорки знают практически все, а вот вторая часть не так широко известна.

8. Homo homini lupus est
[хомо хомини люпус эст]

«Человек человеку волк» — ставшее поговоркой выражение из комедии Плавта «Ослы». Употребляют, когда хотят сказать что человеческие отношения — это сплошной эгоизм и вражда.

Этой фразой в советское время характеризовали капиталистический строй, в противоположность которому в обществе строителей коммунизма человек человеку друг, товарищ и брат.

9. Per aspera ad astra
[пер а́спэра эд а́стра]

«Через тернии к звездам». Также используется вариант «Аd astra per aspera» — «К звёздам через тернии». Пожалуй, самое поэтичное латинское изречение. Его авторство приписывается Луцию Аннею Сенеке, древнеримскому философу, поэту и государственному деятелю.

10. Veni, vidi, vici
[вени, види, вичи]

«Пришел, увидел, победил» — так написал Гай Юлй Цезарь в письме своему другу Аминтию о победе над одной из черноморских крепостей. По свидетельству Светония, именно эти слова были написаны на доске, которую несли во время триумфа Цезаря в честь этой победы.

11. Gaudeamus igitur
[гаудэа́мус и́гитур]

«Итак, будем веселиться» — первая строка студенческого гимна всех времен и народов. Гимн создан в средние века в Западной Европе и вопреки церковно-аскетической морали восхвалял жизнь с ее радостями, молодость и науку. Эта песня восходит к жанру застольных песен вагантов — средневековых бродячих поэтов и певцов, среди которых были и студенты.

12. Dura lex, sed lex
[ду́ра лэкс, сэд лэкс]

Есть два варианта перевода этой фразы: «Закон суров, но это закон» и «Закон есть закон». Многие думают, что эта фраза относится ко временам римского права, но это не так. Сентенция относится уже ко времени Средневековья. В римском праве как раз существовал гибкий, позволяющий смягчить букву закона, правопорядок.

13. Si vis pacem, para bellum
[сэ вис пакем пара бэллум]

«Если хочешь мира, готовься к войне». Авторство этой фразы приписывается римскому историку Корнелию Непоту (99—24 года до н. э.). Кстати, пистолет Luger Parabellum был назван по двум последним словам этой пословицы — «Готовься к войне».

14. Repetitio est mater studiorum
[рэпэти́тио эст матер студио́рум]

Одна из самых любимых латитянами пословиц, на русский переводится тоже пословицей «Повторение — мать учения».

15. Amor tussisque non celantur
[амор туси́скве нон цэланту́р]

«Любовь и кашель не скроешь» — в латыни на самом деле очень много поговорок о любви, но эта нам кажется самой трогательной. И актуальной в преддверии осени.

Влюбляйтесь, но будьте здоровы!

Источник

За информацией
о противопоказаниях, побочных эффектах необходимо
обратиться к специалистам.

Крылатые латинские фразы о здоровье и медицине

Alma mater.Питающая мать, мать кормилица.
Amor et tussis non celutar.Любви и кашля не скроешь.
Amor non est medicabilis herbis.Любовь травами не лечится.
Anceps remedium melius quam nullum.Сомнительное лекарство лучше, чем никакое.
Bene dignoscitur, bene curatur.Хорошо распознается, хорошо лечится.
Bona valetudo melior est quam maximae divitiae.Хорошее здоровье лучше наибольшего богатства.
Chirurgia effectus inter omnes medicinae partes evidentissimus est.Эффект хирургии среди всех разделов медицины – самый заметный.
Circulus vitiosus.Порочный круг.
Consuetudo est altera natura.Привычка – вторая натура.
Contra spem spero.Надеюсь вопреки надежде.
Contra vim mortis non est medicamen in hortis.Против силы смерти нет силы в садах.
Corpus sine spiritu cadaver est.Тело без души есть труп.
Deest remedii locus ubi, guae vitia fuerunt, mores fiunt.Нет места лекарствам там, где то, что считалось пороком, становится обычаем.
De vita.О жизни.
Diagnosis ex juvantibus. Диагноз на основании оценки результатов примененных лекарств или методов лечения.
Est modus in rebus.Есть мера в вещах.
Exitus letalis.Смертельный исход.
Ex nihilo nihil fit.Из ничего ничто не происходит.
Experientia docet.Опыт учит.
Fac et spera.Твори и надейся.
Facile omnes, cum valemus, recta consilia aegrotis damus.Все мы, когда здоровы, легко даем советы больным.
Habitus aegroti.Общий вид больного.
Homini cibus utilissimus est simplex.Простая еда – самая полезная для человека.
Ignoti nulla curatio morbi. Нельзя лечить неопознанную болезнь.
Imperare sibi maximum imperium est.Приказывать себе – самая большая власть.
In optima forma.В наилучшей форме.
Invia est in medicina via sine lingua Latina.В медицине невозможен путь без латинского языка.
In vino veritas, in aqua sanitas.Истина в вине, здоровье в воде.
Ira furor brevis est. Гнев – кратковременное безумие.
Medicamenta heroica in manu imperiti sunt, ut gladius in dextra furiosi (in dextra manu).Сильнодействующее лекарство в руке неопытного, как мечь в руке (правой) безумного.
Medica mente, non medicamentis.Лечи умом, а не лекарствами.
Medice, cura te ipsum. Врач, исцели себя сам.
Medicina fructosior ars nulla.Нет искусства более полезного чем медицина.
Medicus nihi aliud est, quam animi consolatio.Врач – не что другое, как утешение для души.
Medicus philosophus est; non enim multa est inter sapientiam et medicinam differentia.Врач – это философ, ведь нет большой разницы между мудростью и медициной.
Memento mori.Помни о смерти.
Mens sana in corpore sano.В здоровом теле – здоровый дух.
Miscere utile dulci.Сочетать приятное с полезным.
Modus vivendi.Образ жизни.
Morbi non eloquentia, sed remediis curantur.Болезни лечатся не красноречием, а лекарствами.
Natura incipit, ars dirigit usus perficit.Природа начинает, искусство направляет, опыт совершенствует.
Natura sanat, medicus curat morbos. Лечит болезни врач, но излечивает природа.
Nes quisquam melior medicus, quam fidus amicus.Нет лучшего врача, чем верный друг.
Nihil aeque sanitatem impedit, quam remediorum crebra mutatio.Ничто так не мешает здоровью, как частая смена лекарств.
Non est census supersalutis corporis.Нет ничего ценнее здоровья.
Non curator, qui curat.Не вылечивается тот, кого одолевают заботы. (Надпись на банях в Риме).
Non quaerit aeger medicum eloquentem, sed sanantem.Больной ищет не красноречия врача, а целителя.
Non ut edam vivo, sed ut vivam edo. Не для того, чтобы есть я живу, а для того, чтобы жить, я ем.
Officium medici est, ut toto, ut celeriter, ut jucunde sanet.Долг врача лечить безопасно, быстро, приятно.
Omne nimium nocet.Всякое излишество вредно.
Omnes salvos volumus!.Желаем всем здоровья.
Omnis ars naturae imitatio est.Всякое искусство есть подражание природе.
Optimum medicamentum quies est. Лучшее лекарство – покой.
Praesente medico nihil nocet.В присутствии врача ничто не вредно.
Primum non nocere, seu noli nocere, seu cave ne laedas.Прежде всего – не навреди, или бойся, чтобы не навредить.
Qui bibit immodice vina, venena bibit.Кто неумеренно пьет вино, пьет яд.
Senectus insanabilis morbus est.Старость – неизлечимая болезнь.
Si juvatur, natura laudatur, si non juvatur, medicus accusator.Если помогает, хвалят природу, если не помогает, обвиняют врача.
Similia similibus curantur.Подобное излечивается подобным.
Sublata causa, tollitur morbus.С устранением причины устраняется болезнь.
Summum bonum medicinae sanitas.Высшее благо медицины – здоровье.
Vis medicatrix naturae.Целительная сила природы.
Ad cogitandum et agendum homo natus est.Для мысли и действия рожден человек.
Amicus Plato, sed magis amica veritas.Мне дорог Платон, но истина еще дороже; правда превыше всего (доcл.: друг Платон, но правда дороже) (Аристотель).
Саrре diem.Лови день; пользуйся каждым днем; не откладывай на завтра то, что должен сделать сегодня (Гораций ).
Citius, altius, fortius!Быстрее, выше, сильнее! (девиз олимпийских игр).
Cujusvis hominis est errare; nullius, nisi insipientis in errore perseverare.Каждому человеку свойственно ошибаться, но только глупцу свойственно упорствовать в ошибке. (Цицерон )
Dulce et decorum est pro patria mori.Отрадно и почетно умереть за отечество (Гораций).
Duos lepores insequens, neutrum cepit.За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь.
Edimus, ut vivamus; nоn vivimus, ut edamus.Мы едим чтобы жить, но не живем, чтобы есть.
Facile omnes, cum valemus, recta consilia aegrotis damus.Когда мы здоровы, то легко даем больным хорошие советы.
Gutta cavat lapidem.Капля долбит камень (Овидий ).
Nunquam petrorsum, semper ingrediendum.Не шагу назад, всегда вперед.
Radices litterarum amarae sunt, fructus dulces.Корни наук горьки, плоды сладки.
Ut salutas, ita salutaberis.Как аукнется, так и откликнется (дословно: как приветствуешь ты, так будут приветствовать и тебя).
Vox audita latet, littera scripta manet.Сказанное слово исчезает, написанная буква остается.
Ad cogitandum et agendum homo natus est.Для мысли и действия рожден человек.
Саrре diem.Лови день; пользуйся каждым днем; не откладывай на завтра то, что должен сделать сегодня (Гораций ).
Varium et mutabile semper femina.Женщина – непостоянное и изменчивое существо.

Источник

1693. Mea culpa (мэ́а ку́льпа) — по моей вине.

1694. Mea memoria (мэ́а мэмо́риа) — на моей памяти.

1695. Mea mihi conscientia plures est quam omnium sermo (мэ́а ми́хи консциэ́нциа плю́рэс эст квам о́мниум сэ́рмо) — моя совесть важнее для меня, чем все пересуды.

1696. Media et remedia (мэ́диа эт рэмэ́диа) — способы и средства.

1697. Medica mente non medicamentis (мэ́дика мэ́нтэ нон мэдикамэ́нтис) — лечи умом, а не лекарствами.

1698. Medicamenta heroica in manu imperiti sunt, ut gladius in dextra furiosi (мэдикамэ́нта хэро́ика ин ма́ну импэ́рити сунт, ут гля́диус ин дэ́кстра фурио́зи) — сильнодействующее лекарство в руке неопытного, как меч в руке безумного.

1699. Medice, cura te ipsum (мэ́дице, ку́ра тэ и́псум) — врач, исцели самого себя.

1700. Medicina fructosior ars nulla (мэдицйна фрукто́зиор арс ну́лля) — нет искусства более полезного, чем медицина.

1701. Medicus amicus et servus aegrotorum est (мэ́дикус ами́кус эт сэ́рвус эгрото́рум эст) — врач — друг и слуга больных.

1702. Medicus curat, natura sanat (мэ́дикус ку́рат, нату́ра са́нат) — врач лечит, природа исцеляет.

1703. Medicus medico amicus est (мэ́дикус мэ́дико ами́кус эст) — врач врачу — друг.

1704. Medicus nihil aliud est, quam animi consolatio (мэ́дикус ни́хиль а́лиуд эст, квам а́ними консоля́цио) — врач — не что иное, как утешение для души.

1705. Medicus philosophus est; non enim multa est inter sapientiam et medicinam differentia (мэ́дикус филёзо́фус эст; нон э́ним му́льта эст и́нтэр сапиэ́нци-ам эт мэдици́нам диффэрэ́нциа) — врач — это философ, ведь нет большой разницы между мудростью и медициной.

1706. Medio flumine quaerere aquam (мэ́дио флю́минэ квэ́рэрэ а́квам) — просить воды, находясь в реке.

1707. Mel in ore, verba in lacis, fel in corde, fraus in fractis (мэль ин брэ, вэ́рба ин ля́цис, фэль ин ко́рдэ, фра́ус ин фра́ктис) — мед на языке, на словах молоко, желчь в сердце, на деле обман.

1708. Melior est causa possidentis (мэ́лиор эст ка́уза поссидэ́нтис) — положение владеющего лучше.

1709. Meliora spero (мэлио́ра спэ́ро) — надеюсь на лучшее.

1710. Melioribus annis (мэлио́рибус а́ннис) — в лучшие времена.

1711. Melius est nomen bonum quam magnae divitiae (мэ́лиус эст но́мэн бо́нум квам ма́гнэ диви́циэ) — доброе имя лучше большого богатства.

1712. Melius est prudenter tacere, quam inaniter loqui (мэ́лиус эст прудэ́нтэр таце́рэ, квам ина́нитэр лёкви) — разумнее смолчать, чем сказать глупость.

1713. Melius est puero flere, quam sense (мэ́лиус эст пу́эpo флёрэ, квам сэ́нсэ) — лучше плакать в детстве, чем в старости.

1714. Melius non incipient, quam desinent (мэ́лиус нон инци́пиэнт, квам дэ́зинэнт) — лучше не начинать, чем останавливаться на полпути.

1715. Melius sero quam nunquam (ме́лиус се́ро квам ну́нквам) — лучше поздно, чем никогда.

1716. Memento mori (мэме́нто мо́ри) — помни о смерти.

1717. Memento patriam (мэме́нто па́триам) помни о родине.

1718. Memoria est exercenda (мэмо́риа эст экзэрце́нда) — память нужно тренировать.

1719. Memoria justi cum laudibus et nomen impiorum putrescet (мэмо́риа ю́сти кум ляу́дибус эт но́мэн импио́рум путре́сцет) — «память пра́ведника пребудет благословенна, а имя нечестивых омерзеет» (Библия).

1720. Mendacem memorem esse (мэнда́цем ме́морэм е́ссэ) — лжецу следует быть памятливым.

1721. Mendaci homini ne vera quidem dicenti credimu (ме́ндаци хо́мини нэ ве́ра кви́дэм дице́нти кре́димус) — лжецу не верят даже тогда, когда он говорит правду.

1722. Mendaci homini verum quidem dicenti credere non solemus (ме́ндаци хо́мини ве́рум кви́дэм дице́нти кре́дэрэ нон со́лемус) — лживому человеку мы не верим, даже если он говорит правду.

1723. Mendax in uno, mendax in omnibus (ме́ндакс ин у́но, ме́ндакс ин о́мнибус) — лжец в одном — лжец во всем. Иной вариант: солгавший в одном, лжет во всем.

1724. Mens sana in corpore sano (мэнс са́на ин ко́рпорэ са́но) — в здоровом теле здоровый дух.

1725. Mens vertitur cum fortuna (мэнс вэ́ртитур кум форту́на) — образ мыслей меняется с изменением положения.

1726. Mensis currentis (мэ́нсис куррэ́нтис) — текущего месяца.

1727. Mente et malleo (мэ́нтэ эт ма́ллео) — «умом и молотком» (девиз горной промышленности, геологических конгрессов).

1728. Meo voto (мэ́о во́то) — по моему мнению.

1729. Mihi desunt verba (ми́хи дэ́зунт вэ́рба) — у меня нет слов.

1730. Miles gloriosus (ми́лес глёрио́зус) — хвастливый воин.

1731. Minima de malis (ми́нима дэ ма́лис) — меньшее из двух зол.

1732. Minimum (ми́нимум) — самое малое.

1733. Minus habeo, quam speravi, sed fortasse plus speravi, quam debui (ми́нус ха́бэо, квам спэра́ви, сэд форта́ссэ плюс спэра́ви, квам дэ́буи) — я получил меньше, чем ожидал, но, возможно, я больше ожидал, чем следовало.

1734. Mirabile dictum (мира́биле ди́ктум) — достойно удивления. Иной вариант: странно сказать.

1735. Misce (ми́сце) — «смешай» (в смысле — перемешай — пишется на рецептах).

1736. Miscere utile dulci (мисце́рэ у́тиле ду́льци) — сочетать приятное с полезным.

1737. Miserabile dictum (мизэра́биле ди́ктум) — достойно сожаления.

1738. Misericordia et veritas non te deserant circumda eas gutturi tuo et describe in tabulis cordis tui (мизэрико́рдиа эт вэ́ритас нон тэ дэ́зэрант цирку́мда э́ас гу́ттури ту́о эт дэскри́бэ ин та́булис ко́рдис ту́и) — «милость и истина да не оставляют тебя: обвяжи ими шею твою, напиши их на скрижали сердца твоего» (Библия).

1739. Miseris succurrere disce (ми́зэрис сукку́ррэрэ ди́сце) — учись помогать несчастным.

1740. Mitius imperanti melius paretur (ми́циус импэра́нти мэ́лиус парэ́тур) — чем мягче приказывать, тем больше повиновения.

1741. Mixtura verborum (ми́кстура вэрбо́рум) — словесная мешанина.

1742. Modus agendi (мо́дус агэ́нди) — образ действий.

1743. Modus cogitandi (мо́дус когита́нди) — образ мышления.

1744. Modus dicendi (мо́дус дице́нди) — манера выражаться.

1745. Modus operandi (мо́дус опэра́нди) — способ действия.

1746. Modus vivendi (мо́дус вивэ́нди) — образ жизни.

1747. Mollit viros otium (мо́ллит ви́рос о́циум) — безделье делает людей слабыми.

1748. Montes auri pollicens (мо́нтэс а́ури по́ллиценс) обещать золотые горы.

1749. Morbi non eloquentia, sed remediis curantur (мо́рби нон элёквэ́нциа, сэд рэмэ́диис кура́нтур) — болезни лечатся не красноречием, а лекарствами.

1750. More majorum (мо́рэ ма́йорум) — по обычаю предков. Иными словами: как делалось в старину.

1751. Mores cuique sui fingunt fortunam (мо́рэс куи́квэ су́и фи́нгунт форту́нам) — наша судьба зависит от наших нравов.

1752. Morituri te salutant! (мориту́ри тэ салю́тант) — «идущие на смерть приветствуют тебя!»

1753. Mors immortalis (морс имморта́лис) — «бессмертная смерть». Иными словами: немеркнущая память.

1754. Mors omnia solvit (морс о́мниа со́львит) — смерть решает все проблемы.

1755. Mortem effugere nemo potest (мо́ртэм эффу́гэрэ нэ́мо по́тэст) — никто не может избежать смерти.

1756. Motu proprio (мо́ту про́прио) — по собственному побуждению. Иные варианты: по собственному почину, по своей воле.

1757. Mulier viro subdita esse debet, ijon vir mulieri (му́лиэр ви́ро су́бдита э́ссэ дэ́бэт, но́н вир мули́эри) — женщина должна повиноваться мужчине, но не мужчина женщине.

1758. Multa fidem promissa levant (му́льта фи́дэм проми́сса ле́вант) — множество обещаний подрывает доверие.

1759. Multa paucis (му́льта па́уцис) — многое в немногих словах. Иной вариант: кратко, но содержательно.

1760. Multa renascentur, quae jam cecidere (му́льта рэнасце́нтур, квэ ям цеци́дэрэ) — «многое может возродиться из того, что уже умерло» (Гораций).

1761. Multa sunt in moribus dissentanea multa, sine ratione (му́льта сунт ин мо́рибус диссэнта́нэа му́льта, си́нэ рацио́на) — в обычаях человеческих много разнообразия и много нелепостей.

Источник

Латинские изречения мы встречаем почти на каждом шагу. Мы заимствовали из латыни не только множество слов с латинскими корнями, которые мы знаем, и они понятны на всех языках. Такие слова как акция, адаптация, облигация, реконструкция, революция, реставрация, модернизация не требуют перевода. Они понятны всем, только произношение у них разное.

Но латинские поговорки, пословицы, крылатые выражения и и изречения известных латинян прочно вошли в нашу жизнь. Предлагаю вам 10 самых известных цитат на латыни.

Per aspera ad astra

Per aspera ad astra — одно из самых известных высказываний, которые вы часто могли слышать. С латинского — “Через тернии к звёздам”. Также используется вариант ad astra per aspera — буквально “К звёздам через тернии”. Второй вариант, пожалуй, даже более известен. Смысл прост: через трудности к великой цели.

Авторство этому изречению приписывают Луцию Аннею Сенеке, Сенеке Младшему или просто Сенеке, древнеримскому философу, мыслителю, поэту и государственному деятелю Сенека также был воспитателем Нерона. Фраза из трагедии «Неистовый Геркулес» (441). Полностью звучит так: Non est ad astra mollis e terris via «Не гладок путь от земли к звездам». Также встречаются отсылки в авторстве к Гесиоду.

Errare humanum est

Errare humanum est — латинское изречение. «Человеку свойственно ошибаться». Среди цитат на латыни — эта встречается довольно часто, в том числе в кино. Ее вы могли слышать и в фильме «Место встречи изменить нельзя» (фразу произнес Иван Сергеевич Груздев), и в фильме «Собака Баскервилей» из серии про Приключения Шерлока Холмса… (фразу произнес доктор Ватсон, а перевел доктор Мортимер)…

Афоризм Сенеки Старшего (отца Сенеки Стоика). Буквально звучит так: Ошибаться — есть человеческое (свойство). Смысл прост: Только Бог не ошибается, Он милостив и прощает нас, а свойство человека — ошибаться. Для человека — это естественно…

Tempora mutantur et nos mutamur in illis

Tempora mutantur et nos mutamur in illis — (латин.) «Времена меняются и мы меняемся вместе с ними» (или меняемся в них). Фраза не встречается в классической латыни, но представляет собой вариант фраз римского поэта Овидия , которому иногда неправильно присваиваются. Вместо этого выражение относится к ранней (середина XVI века) протестантской реформации, возникшей в Германии и впоследствии популяризировалось в различных формах.

Как многие пословицы, пришедшие из латинской культуры эта фраза представляет собой гексаметр: ритмический стих, типичный для великой эпической поэзии, как в греческой, так и в латинской литературе. Также звучит в фильме «Собака Баскервилей», (фразу произнес доктор Мортимер).

Memento mori

Memento mori (лат. mementō morī «помни, что [придётся] умереть», «помни о смерти», «помни, что смертен») — латинское выражение, ставшее крылатой фразой. В Древнем Риме эта фраза произносилась во время триумфального шествия римских полководцев, возвращающихся с победой. За спиной военачальника ставили раба, который обязан был периодически напоминать триумфатору, что несмотря на свою славу, тот остаётся смертным. Вероятно, настоящая фраза звучала как: Respice post te! Hominem te memento! («Обернись! Помни, что ты — человек!») (глава 33 «Апологетики» Тертуллиана).

Exceptio probat (confirmat) regulam

Exceptio probat (confirmat) regulam (лат.) — «Исключение доказывает (подтверждает) правило.» Идея родилась из защиты Цицероном Люция Корнелия Бальба Старшего (испанца по происхождению), которого обвиняли в незаконном получении римского гражданства. Обвинитель привёл примеры договоров Рима с некоторыми племенами, которые запрещали давать их членам гражданство и предложил сделать вывод, что гадитанцам (от испанского города Гадес — теперешний Кадис) гражданства тоже давать нельзя. На что Цицерон возразил: «Quod si exceptio facit ne liceat, ubi non sit exceptum, ibi necesse est licere» — («Поскольку это исключение делает принятие в гражданство незаконным, то отсутствие такого исключения необходимо делает его законным»).

В средние века юристы обобщили этот принцип до «exceptio probat regulam in casibus non exceptis» («исключение подтверждает правило в неисключённых случаях») . То есть, если нескольким солдатам в порядке исключения дается разрешение вернуться в казарму позже обыкновенного, то данное обстоятельство означает, что «несмотря на наличие исключения, правило [для остальных солдат] остается в силе» . Смысл таков: в исключительных случаях правилами можно пренебречь, однако этот исключительный случай не отменяет правило.

Cui prodest?

Cui prodest? (лат.) – «Кому выгодно?» Используется вариант Cui bono? «Кто от этого выигрывает (кому впрок)?» Автор этой юридической формулы Луций Кассий Лонгин Равилла — консул Римской республики 127 года до н. э., происходивший из плебейской семьи Кассиев Лонгинов. Марк Туллий Цицерон в речи в защиту Секста Росция Америйского (“Pro Sex. Roscio Amerino oratio”, XXX, 84) сказал:
«L. Cassius ille, quem populus Romanus verissimum et sapientissimum judicem putabat, identidem in causis quaerere solebat, “cui bono” fuisset. Sic vita hominum est, ut ad maleficium nemo conetur sine spe atque emolumento accedere». — («Знаменитый Луций Кассий, идеал справедливого и умного судьи в глазах римского народа, в уголовных процессах всегда ставил вопрос «кому впрок?». Таков уж характер людей, что никто не решается сделаться злодеем без расчета и пользы для себя»).

Таким образом, Цицерон приписывает Кассию Равилле распространение выражения «cui bono?» (Кому выгодно? После Равиллы в Риме бытовало выражение «Кассиевы судьи», обозначавшее строгий, но справедливый суд.

Pecunia non olet

Pecunia non olet — (лат.) «Деньги не пахнут». Вариант (Aes non olet) — «Медь не пахет» — латинское крылатое выражение. Слова, приписываемые императору Веспасиану, якобы произнесённые им после получения денег от налога на покупку мочи из общественных уборных Рима и обращённые к его сыну Титу, который выразил неудовольствие по этому поводу (мочу использовали при дублении кож, а также при стирке и отбеливании одежды).

Туалетным налогом облагалось содержание и посещение общественных уборных, которые римские граждане использовали не только для отправления естественных надобностей, но и для общения. Необходимость как можно быстрее пополнить казну государства после только что закончившейся гражданской войны заставила Веспасиана вводить самые разные налоги и жестоко карать за попытки уклониться от их уплаты, что давало римлянам повод для злословий.

Римский историк Гай Светоний Транквилл (70 — 140 г. н. э.) описывает диалог, состоявшийся между императором Веспасианом и его сыном Титом, так: Когда последний упрекнул отца в неблагородном происхождении денег, собранных путём введения налога на туалеты, император заставил сына понюхать монеты и спросил «Чем они пахнут?». «Ничем» — ответил сын. «Странно, а ведь они из мочи!» — поставил точку в диалоге император. Основанное на этой истории выражение «Деньги не пахнут» позднее стало поговоркой, указывающей на не вполне чистый источник доходов.

Nulla dies sine linea

Nulla dies sine linea — латинский афоризм, который может быть дословно переведен как «Ни одного дня без линии». Традиционно переводится на русский язык как «Ни дня без строчки». Первым источником, где встречается выражение, является книга древнеримского историка Плиния Старшего, который приписывает выражение знаменитому древнегреческому художнику Апеллесу (IV в. до н. э.). Апеллес, со слов Плиния, старался практиковать графическое искусство, не пропуская ни дня. Плиний Старший сообщает, что живописец Апеллес «имел обыкновение, как бы он ни был занят, ни одного дня не пропускать, не упражняясь в своем искусстве, проводя хоть одну черту». Это и послужило основанием для поговорки.

O tempora! O mores!

O tempora! O mores! — (лат. [О тэ́мпора, о мо́рэс!]) «О времена, о нравы!». Самая известная из цитат на латыни, принадлежащая Цицерону. Это его выражение из «Первой речи против Катилины», которая считается вершиной римского ораторского искусства. Раскрывая подробности заговора Катилины на заседании сената в присутствии последнего, Цицерон этой фразой выражает возмущение как наглостью заговорщика, посмевшего как ни в чём не бывало явиться в сенат, так и бездействием властей относительно преступника, замышлявшего гибель Республики.

Однако, есть версия, что изначально фраза принадлежит Катону. Катон Марк Порций (Катон Старший, он же — Катон Цензор, живший 234-ок. 148 до н. э.) — древнеримский политик, полководец и писатель.

Vēni. Vidi. Vici.

Vēni. Vidi. Vici. —(лат.) [Вэ́ни. Ви́ди. Ви́ци] «Пришел. Увидел. Победил.» Среди цитат на латыни эта цитата довольна известна, особенно сегодня. По свидетельству Плутарха, этой фразой Юлий Цезарь сообщил в письме к своему другу Аминтию о быстрой победе при Зеле над понтийским царем Фарнаком в августе 47 г. до н. э. Светоний сообщает, что эта фраза была начертана на доске, которую несли перед Цезарем во время понтийского триумфа. Этим Цезарь отмечал не события войны, как обычно, а стремительность её завершения.

ВАМ МОЖЕТ ТАКЖЕ ПОНРАВИТЬСЯ:

Что было сначала – глаголица или кириллица

Что общего между сараем и дворцом?

Откуда пошло выражение “зипуна добывать”?

Если Вам понравилась статья, не забудьте подписаться на канал, чтобы не пропустить новые интересные выпуски. Не забывайте также ставить лайки и оставлять комментарии!

Источник