Служба как вид общественно полезной деятельности ее особенности

Служба как вид общественно полезной деятельности ее особенности thumbnail
Лекции.Орг

Семинар на тему: «Система государственной службы

в Российской Федерации»

Государственная служба современной России: сущность, структура системы, компетенции.

Служба – вид общественно полезной деятельности по отправлению определенных полномочий.

Государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий РФ; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Структура государственной службы

Структура государственной службы это ее внутреннее разграничение на составные элементы, увязанные в единое целое. Государственная служба может быть структурирована по различным критериям. Прежде всего, выделяют уровни, виды и типы государственной службы.

Уровни государственной службы.

Государственную службу принято делить на 2 уровня: федеральную и региональную (уровень субъектов федерации

Уровень муниципальной службы юридически не может быть отнесен к третьему уровню государственной службы, но логически он может быть поставлен на это место, исходя из принципов государственного суверенитета, государственной целостности, единства системы государственной власти. Вся разница в том, что по определению, государственный служащий осуществляет свою деятельность от имени и в пользу государства, а муниципальный служащий – от имени и в пользу муниципального образования, т.е. местного общества.

Виды государственной службы.

По принципу разделения властей

· исполнительную

· парламентскую

· судебную

· а также государственную службу в органах с особым статусом (Прокуратура и иные контрольные органы – Счетная Палата, Уполномоченный по правам человека, Центральный банк и др.).

Кроме того, функциональный принцип также является веским основанием для систематизации госслужащих. В соответствии с данным критерием различают разновидности государственной службы, согласно предметам ведения государственных органов.

С этих позиций государственная служба делится на

· общую и

· специализированную.

Первый случай распространяется на государственных служащих, которые исполняют свои профессиональные обязанности в органах с общей компетенцией – Администрация Президента, аппараты Государственной Думы и Совета Федерации, аппарат Правительства, аппараты высшего, представительного и исполнительного органов субъектов федерации. Этот случай затрагивает также тех государственных служащих, которые выполняют широкий перечень задач в отраслевых министерствах и ведомствах. Специализированная государственная служба встречается либо в органах с очень узкой компетенцией (Министерство по налогам и сборам, Уполномоченный по правам человека, Счетная Палата и др.), либо в органах с широкой компетенцией в отношении «узких» специалистов, на которых возлагается решение специфических задач.

Федеральная гражданская государственная служба является наиболее диверсифицированной.

Правоохранительная служба – вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина.

К таким органам относятся органы судебной системы, органы прокуратуры, органы внутренних дел, таможенные органы, органы федеральной службы безопасности, органы юстиции, органы судебно-исполнительной системы (приставы-исполнители), государственный нотариат. Важной особенностью правоохранительной службы является то обстоятельство, что ее сотрудники наделены правом давать обязательные указания гражданам и юридическим лицам, а также применять меры принуждения. Органы правоохранительной системы, поэтому, часто называют силовыми органами, а их сотрудников силовиками.

Военная государственная служба исторически является первым видом государственной службы. В соответствии со ст.2 закона «О воинской обязанности и военной службе» военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах, а также в пограничных войсках Федеральной пограничной службы, во внутренних войсках Министерства внутренних дел, в Железнодорожных войсках, войсках Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки, органах Федеральной службы безопасности, органах Федеральной пограничной службы, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и создаваемых на военное время специальных формированиях.

В.В. Черепанов отмечает общие черты и различия между видами го-сударственной службы, которые состоят в следующем:

· Общимявляется то, что все виды государственной службы объединяет:

o во-первых, принадлежность к профессиональной служебной деятельности;

o во-вторых,нахождение на должностях государственной служ-бы;

o в-третьих, то,что они финансируются только за счет средств государственного бюджета,

· Главное различие состоитв функциональном предназначении того

или иного вида службы, в соответствии с которым гражданин выполняет свои функциональные служебные обязанности и ему присваивается либо классный чин, либо воинское звание (например, майор), либо специальное звание (например, майор полиции, майор юстиции, майор внутренней слу-жбы).

Дата добавления: 2016-04-03; просмотров: 850 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Читайте также:

Рекомендуемый контект:

Поиск на сайте:

© 2015-2020 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление

Источник

Юриспруденция

Административное право России

Раздел: Экономика

В общественно полезной
деятельности людей можно выделить ряд основных типов:

1) производство материальных
ценностей, оказание хозяйственных услуг на возмездных началах;

2) духовное производство;

3) служба в государственных,
общественных, религиозных, международных и иных организациях;

4) учеба, то есть усвоение
социальной программы (знаний, выработанных человечеством и передаваемых от
поколения к поколению внегенетическим путем);

5) ведение домашнего хозяйства;

6) физическое и духовное
самосовершенствование (зaнятиe спортом, участие в художественной
самодеятельности и т. д.);

7) безвозмездная общественно
полезная деятельность вне рамок семьи (общественная работа, оказание услуг,
участие в  работе ученого совета и т. д.);

8) предпринимательство.

Слово «служба» имеет много
значений. Под службой понимается и вид деятельности людей, и ведомственное
подразделение (служба уголовного розыска МВД и др.), и самостоятельное
ведомство (федеральная служба внешней разведки, федеральная налоговая служба).
Здесь мы рассматриваем службу как один из видов платной общественно полезной
деятельности. Она состоит в управлении, обслуживании управления
(делопроизводственном, техническом и др.) или в интеллектуальном
социально-культурном обслуживании людей.

Служащий – это гражданин,
занимающий должность в какой-либо организации и осуществляющий административную
деятельность либо социально-культурное обслуживание (врач, учитель,
библиотекарь, инспектор, начальник цеха и т. д.). Все служащие являются
профессионалами управления или социально-культурного обслуживания.

Закономерные для каждой страны
увеличение объема организационной деятельности, рост систем образования,
здравоохранения, социального обеспечения и др. влечет непрерывный рост числа
служащих. Их количество увеличивается абсолютно и относительно, так как в связи
с механизацией физического труда растет их удельный вес в общем числе
работающих.   

Служащие выполняют полезную
работу. Специфика их труда состоит в том, что они:

•   обладают особым
предметом труда – информацией, которая в то же время выступает средством их
воздействия на управляемых (обслуживаемых). Служащие, как правило, собирают,
обрабатывают, передают, хранят, создают информацию (исключение – служащие
строевых подразделений);

•   воздействуют на
людей, обслуживают их;

• непосредственно материальных
ценностей не создают, но обеспечивают условия для их производства;

•   обычно заняты
умственным трудом;

•   работают возмездно,
получают заработную плату;

•   занимают должности
в легальных организациях, работают на профессиональной основе;

•   работают в «чужих
интересах», то есть выполняют волю тех, кому подчинены, действуют в интересах
тех, кто оплачивает их работу.

По последнему признаку (кто
финансирует служащих, кому они подчинены, в чьих интересах действуют) можно
различать служащих следующих организаций:

1) государственных;

2) муниципальных;

3) частных;

4) международных*.

См.:
Митрофанов М. В. Служащие международных организаций. М., 1982.

К содержанию книги:   Административное
право России

Смотрите также:

Административное право
  Административное
право

  Экологический контроль. Понятие, виды и задачи экологического

Российское административное право выделяет
два вида контрольной деятельности – контроль и надзор. Под экологическим
контролем понимается деятельность …
bibliotekar.ru/ecologicheskoe-pravo-3/126.htm

  Соотношение процессуальных норм земельного права с …

Поэтому административное право ограничивается
лишь определением структуры … Административное право можно
рассматривать как обобщающую отрасль в силу того, …
www.bibliotekar.ru/zemelnoe-pravo-1/50.htm

  Краткая характеристика системы права и ее подсистем — отраслей

Административное право регулирует общественные отношения, возникающие в
сфере государственного управления, в процессе организации и …
bibliotekar.ru/hozyaystvennoe-pravo/8.htm

  Конституционное (осударственное право в правоведении.
Термины …

Термины «конституционное право» и «государственное
право» зачастую считаются синонимами. … которые охватывают и административное
право
, и судебное право, …
www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-2/3.htm

  Отрасли права. Конституционное право. Определение
конституционного …

Ведь административное право также регулирует
общественные отношения, связанные с осуществлением государственной власти, да
и не только оно. …
www.bibliotekar.ru/konstitucionnoe-pravo-2/5.htm

Последние
добавления:

Семейное право России  Римское
частное право   Международное экономическое право  

Источник

Студопедия

КАТЕГОРИИ:

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Служба – вид общественно полезной деятельности по отправлению определенных полномочий.

Государственная служба как специфический вид деятельности обладает определенными чертами:

  • Она носит прикладной характер. Сама по себе она не имеет ценности, а предназначена для реализации целей и функций государственного управления. Поэтому её можно представить как совокупность выработанных людьми навыков, умений, способов, средств и действий человека в сфере управления.
  • Отличается интеллектуальным содержанием. Это качество двояко проявляется: с одной стороны – выработка решения и его реализация не возможно без интеллектуальной деятельности должностных лиц органов государственного управления, с другой стороны – требует того же от управляемого объекта – людей, осознания ими управленческого воздействия.
  • Информационность. В своей основе управленческая деятельность во многом связана с поиском и обработкой огромного массива информации, на основе которого принимаются управленческие решения. От качества информации, ее достоверности зависит эффективность принимаемых решений и в целом государственное управление.
  • Социально-психологический характер с выраженным проявлением воли. Специфика государственной службы связана с постоянным выполнением обязательных определенных действий, подчинения и исполнения, работы в определенном коллективе, требует подчинения собственного «Я» исполнению государственной должности, напряжения личных качеств и согласования своих действий с общими целями.
  • Коллективность. Управленческая деятельность всегда осуществляется в коллективе, предполагает взаимодействие одних коллективов с другими, как внутри управляющего субъекта, так и с коллективами объектов управленческого воздействия, социальными группами и т.п. Формальное построение органа управления по подразделениям и должностям создает только логическую схему для упорядочивания коллективного труда многих.
  • Комплексное явление – включает многие компоненты: люди, информация, технические средства и многое другое. Только сбалансированное введение в действие всех элементов управления придает ему рациональность и эффективность.
  • Юридическая заданность. Несмотря на влияние субъективного человеческого фактора на характер управленческой деятельности, многие её элементы закрепляются юридически, «привязываются» к конкретным государственным органам, должностям: компетенция, сфера деятельности, способы выполнения управленческих функций и т.п.

Государственную службу можно рассматривать в нескольких аспектах:

  • Социальном – государственная служба как социальная категория – это профессиональное осуществление по поручению государства общественно полезной деятельности лицами, занимающими должности в государственных организациях;
  • Политическом – как деятельность по реализации государственной политики, по достижению государственно-политических целей и задач в обществе и государстве;
  • Социологическом – это практическая реализация функций государства, компетенции государственных органов;
  • Правовом – юридическое установление государственно-служебных отношений, при реализации которых и достигается практическое выполнение должностных обязанностей, полномочий служащих и компетенции государственных органов.

Государственная служба РФ – профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий РФ; федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ, иных государственных органов субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Виды государственной службы: государственная гражданская, военная, правоохранительная.

Государственная гражданская служба РФ – вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан РФ на должностях государственной гражданской службы по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов РФ, лиц, замещающих государственные должности РФ, и лиц, замещающих государственные должности субъектов РФ (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

Основные законы:

Федеральный закон “О системе государственной службы РФ» от 27.05.2003 N 58-ФЗ

Дата добавления: 2014-01-03; Просмотров: 1518; Нарушение авторских прав?

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Рекомендуемые страницы:

Читайте также:

  1. I. 3 КАТЕГОРИИ ЭВАКУИРУЕМЫХ И ИХ РАЗМЕЩЕНИЕ
  2. I. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СИСТЕМА МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА
  3. I. Принципы, определяющие порядок образования и преобразования муниципальных образований.
  4. II. Принципы, определяющие порядок установления и изменения границ муниципальных образований.
  5. А.Смит о заработной плате и причинах, которые влияют на уровень заработной платы отдельных категории работников
  6. Административная юрисдикция: общие черты, принципы.
  7. АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: ПОНЯТИЕ, ОСОБЕННОСТИ, СТРУКТУРА, ВИДЫ.
  8. Аллергический риносину­сит: этиология, патогенез, клиника, этапы диагностики, принципы лечения.
  9. БАЗИСНЫЕ КАТЕГОРИИ СОЦИОЛОГИИ
  10. Базовые принципы консолидации
  11. Базовые принципы социального проектирования
  12. Баланс банка и принципы его построения

Источник

ОРГАНИЗАЦИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

Служба как особый вид человеческой деятельности. Сущность и особенности государственной службы как социального института.

Понятие службы и служащего.

Понять сущность и выявить основные черты государственной службы невозможно без предварительного определения видов общественно-полезной деятельности людей. Итак, можно выделить:

) производство товаров, материальных ценностей, оказание хозяйственных услуг на возмездных началах;

) создание нематериальных благ (духовных ценностей): написание книг, статей, постановка театральных спектаклей, съёмка фильма;

) социально-культурная деятельность (образование, здравоохранение и т.д.);

) служба в государственных, общественных, религиозных, иностранных, международных организациях;

) учёба, т.е. усвоение социальной программы (знаний, выработанных человечеством и передаваемых от поколения к поколению внегенетическим путём);

) ведение домашнего хозяйства;

) физическое и духовное самосовершенствование (занятие спортом, участие в художественной самодеятельности и т.д.);

) безвозмездная общественно полезная деятельность вне рамок семьи (общественная работа, оказание услуг, участие в работе Учёного совета и т.д.);

9.) предпринимательство.

Служба как вид человеческой деятельности зарождалась и развивалась вместе с обществом и внутри него.

Разделение труда в обществе ещё на ранней ступени его жизни как следствие непрерывного развития производительных сил привело к формированию в обществе определённых социальных групп, названных впоследствии классами, прослойками и т.д. – рабочие, крестьяне и др. Среди этих социальных групп заняла своё место группа, получившая название служащих. А деятельность, которую она стала осуществлять, – служба. Затем и сама служба подверглась дифференциации – появилась с рождением государства государственная служба, служба общественная, частная и т.д.[1]

Какие же особенности этой деятельности – службы – составили основания для выделения и обособления её от других видов общественной деятельности?

В нормативных актах и литературе сегодня отражены различные представления о понятии служащего и службы. Основная причина этого – разнообразие социальных функций, выполняемых служащими. Оно объективно исключает возможность использования одного критерия для определения названных понятий.

Вообще, слово “служба” имеет много значений. Под службой понимается и вид деятельности людей, и ведомственное подразделение (служба уголовного розыска МВД и др.), и самостоятельное ведомство (федеральная налоговая служба, федеральная служба безопасности). Однако для нас представляет интерес служба как один из видов платной общественно полезной деятельности. Она состоит в управлении, обслуживании общества (делопроизводительном, техническом и др.) или социально-культурном обслуживании людей.[2] Следовательно, по мысли Д.Н.Бахраха, служащий – это гражданин, занимающий должность в какой-либо организации и за вознаграждение осуществляющий управленческую деятельность, либо социально-культурное обслуживание (врач, учитель, библиотекарь, технический секретарь, телефонистка, инспектор, начальник цеха и т.д.). Все служащие являются профессионалами управления, социально-культурного обслуживания.[3]

В зависимости от того, какую должность служащие занимают или в какой организации они исполняют обязанности и осуществляют функции, исследователь Ю.Н.Старилов выделил следующие виды этой категории работников:

) служащие государственных органов;

) служащие государственных учреждений, предприятий, организаций и объединений;

) муниципальные служащие (служащие, занимающие должности в органах местного самоуправления);

) служащие негосударственных организаций;

) служащие общественных объединений;

) служащие органов управления международных, иностранных и смешанных организаций.[4]

С.И.Ожегов под служащим понимал лицо, работающее по найму в различных учреждениях, в сфере обслуживания.[5] Однако это определение нельзя признать удачным, ибо оно может быть распространено также на работников, не являющихся служащими.

Иные критерии выделял Советский энциклопедический словарь. Согласно ему, служащими признавались “работники нефизического и умственного труда, получающие заработную плату…”[6] Следовательно, результатом труда служащего не является создание материальных ценностей в виде вещественных продуктов, выполнение работ или оказание услуг материального характера. Труд служащего связан с организацией работы различных органов, предприятий, учреждений, либо с созданием духовных ценностей, оказанием социальных услуг населению.[7]

Некоторые теоретики при рассмотрении понятия службы и служащего ставят во главу угла объект воздействия в процессе труда со стороны его участников, который, по их мнению, является решающим фактором, определяющим отличия одной социальной группы от другой. Так, “…рабочим считается лицо, воздействующее на объект природы, – в его первозданном виде (добыча полезных ископаемых) или прошедшем производственную переработку (вождение транспортного средства, сборка агрегата и т.д.)”.[8] Что же служит объектом воздействия со стороны служащего в процессе труда? Им является человек, личность как социально-биологическое существо, т.е. воля человека, его здоровье, свобода, правовой статус в целом, интересы и т.д. Служащий служит другим лицам, хотя служба выражается не только в пожеланиях, рекомендациях, обучении, но и в приказах, распоряжениях, взысканиях, наказаниях и т.п.[9]

Другие авторы категорически не признают такую постановку вопроса. Они считают ошибочным мнение, что служащий, в отличие от производственного персонала, не участвует в создании материальных ценностей, что его труд непроизводителен. “Напротив, многие категории служащих стоят у истоков научно-технического прогресса во всех сферах экономики и опосредованно оказывают воздействие на ее функционирование и развитие”.[10] В связи с этим, по их мнению, утрачивает свое значение отграничение служащего от других категорий работников только по характеру труда: будто б труд служащих не связан непосредственно с физическим воздействием на материальные объекты. Мотивируя такой подход, А.П.Алёхин пишет: “Труд многих категорий рабочих и служащих сближается общностью его характера. Порой сложно определить с точки зрения характера труда, является ли тот или иной работник служащим или рабочим (например, командир воздушного судна, дежурный пульта энергоблока, хирург, машинистка и т.д.)”.[11]

Подводя итоги, подчеркнём основные признаки (критерии), по которым служащих можно отличить от других категорий лиц, занятых определённой работой в различных организациях (учреждениях, предприятиях).

С одной сторон, служащий, во-первых, воздействует в процессе своего труда на человека, а не на технические средства; во-вторых, служащий это своё воздействие (учит, лечит, ограничивает свободу и т.д.) на личность оказывает непосредственно, а не через посредство иных мер и средств. Наконец, в-третьих, в процессе указанного непосредственного воздействия на личность преследуются определённые цели, носящие общественно-полезный характер, т.е. полезные для общества и для личности, хотя такое совпадение не всегда возможно, но, в конечном счёте, польза и для личности несомненна, даже если речь идёт о применении к ней принудительных мер.[12]

С другой стороны, под другим углом зрения, служащих отличают следующие критерии:

1. они занимают должности в различных организациях (государственных, в органах местного самоуправления, негосударственных, коммерческих, общественных, религиозных и др.);

2. характер их деятельности, как правило, умственный (в узком смысле этого слова, ибо каждый вид деятельности предполагает наличие у человека определённых умственных способностей), т.е. материальных ценностей они самостоятельно не создают. Однако служащие работают и в сфере материального производства, выполняя специфические задачи – организационное, технологическое обеспечение процесса производства, создание проектов, маркетинговая, исследовательская деятельность и т.д.;

3. они осуществляют властную деятельность (организационную, распорядительную, руководящую, контрольную) и, следовательно, обладают соответствующими организационно-распорядительными и административно-хозяйственными полномочиями; они могут применять меры государственного и общественного принуждения;

4. свои полномочия, функции они реализуют, как правило, на возмездных началах, за вознаграждение;

5. непосредственно материальных ценностей не создают, но обеспечивают условия для их производства;

6. обладают особым предметом труда – информацией, которая в то же время выступает средством их воздействия на управляемых (обслуживаемых). Служащие, как правило, собирают, обрабатывают, передают, хранят, создают информацию.[13]

Такое определение общего социального статуса служащего проведено пока без учёта правовых признаков служащего (возраст, профессиональные требования и др.). Эти юридические критерии определены уже не ко всем служащим, а по группам внутри них – государственным служащим, к служащим в политических партиях и т.д. К тому же в законодательстве отсутствовали и отсутствуют нормы, в которых определялись бы общее понятие служащего и его социальный и правовой статусы. В будущем законодательстве о службе этот пробел должен быть восполнен, считают теоретики. Тем самым будет создана общая основа для правового регулирования службы в её различных видах.[14]

Итак, в общем итоге, можно констатировать, что служба – одно из самых первых слагаемых социального устройства общества на самой ранней ступени его развития, служба оформилась и существовала задолго до возникновения государства. С появлением классов, государства, зарождением политических партий, общественных организаций, частных организаций и т.д. параллельно шёл процесс укрепления службы и разделения службы и служащих на соответствующие социальной структуре виды и группы. В историческом плане развитие службы шло применительно к отмиранию одних и появлению новых социальных групп (классов и др.), развитию хозяйства и его специализации.

Состав сегодняшних служащих неоднороден. Они трудятся в различных государственных и негосударственных организациях (служба в муниципальных органах власти, в аппарате политических партий, в аппарате общественных организаций и т.д.), занимаются частной практикой, имеющей государственный характер (нотариусы). Закономерные для каждой страны увеличение объёма управления, рост систем образования, здравоохранения, социального обеспечения и другие закономерности влекут непрерывный рост числа служащих. Их количество увеличивается абсолютно и относительно, т.е. растёт их удельный вес в общем числе работающих. Это видно из следующей таблицы, составленной по данным переписей населения.[15]

Все работающие – 100 %. Из них:

  1913 1939 1959 1979 1989
рабочие 14,6 33,5 49,5 61,8 62,6
крестьяне (колхозники) 83,0 49,8 31,7 15,5 11,6
служащие 2,4 16,7 18,8 23,1 28,4

Бурный рост количества служащих детерминирован объективными факторами – повышением роли службы как профессиональной управленческой деятельности, опережающим сферу управления ростом производительности труда, квалификации кадров в производстве материальных ценностей.

Источник