Сказки про полезные ископаемые для детей
СКАЗКА ПРО ЯНТАРЬ
Однажды водолаз нырнул под воду очень глубоко и его внимание привлек камушек. Он его взял. Это оказался янтарь. Водолаз Гена много дней пытался из него сделать украшение. Однажды у него это получились бусы. Водолаз был очень горд. Бусы он подарил своей маме. Она никогда их не снимала.
И однажды ночью она услыхала, что камушки разговаривают между собой. Один камушек вспоминал, что когда-то они были простой мягкой смолой на дереве. Но дерево спилили и сплавили в озеро. Смола затвердела и упала на дно. Один камушек говорил:
– Смотрите я яркого желтого цвета.
Другой отвечал:
– А я с красными крапинками.
Другой говорил:
– А во мне остался комарик.
И тут зазвонил будильник, мама проснулась. Она стала бережнее относится к своим бусам.
СКАЗКА ПРО МЕДЬ
Маленькой девочке Наде подарили кольцо. Оно было сделано из меди. Надя очень гордилась своим кольцом. Но однажды она узнала, что кольцо не золотое, а медное и выкинула его. Кольцо покатилось и упало на дорогу. Его нашел мальчик Коля. Он хотел оставить это кольцо себе, но оно вдруг заговорило: «Отнеси меня, пожалуйста, к девочке Наде. Она меня потеряла»
Коля послушался и отнес кольцо девочке. Она не хотела его брать, но Коля положил ей его в ладошку и ушел. Надя опять хотела выкинуть кольцо. Но кольцо рассердилось и превратило Надю в жабу.
СКАЗКА ПРО НЕФТЬ
Глубоко-глубоко под землей жила госпожа Нефть. Она ходила в темных одеждах и от нее очень резко пахло. Она удивляла подземных жителей тем, что легко могла ходить по воде и не тонуть. А на воде оставались ее масляные следы, что очень раздражало подводных жителей. Ее родители не разрешали ей играть со спичками, так как боялись, что она может сгореть.
Однажды нефть со своими друзьями решила убежать из дома. Она залезла в трубу и оказалась на поверхности Земли. И у госпожи нефти и ее друзей начались различные приключения. Они отправились в цистернах по железной дороге в разные уголки страны. Наша госпожа Нефть попала к волшебникам и они превратили ее в бензин, керосин. Нашу госпожу Нефть можно встретить в вазелине, лаке, пластмассе и даже в различных красках. После превращения началась новая и интересная жизнь у госпожи Нефти, только надо внимательно присмотреться, что бы с ней встретиться. Желаю удачи.
СКАЗКА ПРО ГЛИНУ
Давным – давно на нашей планете росли большие дремучие леса. Было много рек и озер. Люди жили тогда племенами. Они часто переходили с места на место в поисках лучшего места для житья. Одно племя поселилось на берегу красивой речки. Построили себе хижины, ловили рыбу, охотились. Люди были довольны выбранным местом. Но однажды наступила засуха. Речка высохла. Остались только потрескавшиеся коричневые берега. Старики плакали, они не знали как жить дальше. Взрослое население было занято пропитанием и доставкой воды. А маленькие дети нашли новое место для игр. Это высохшее русло реки. Утром, когда капли росы еще не высохли, ребятишки лепили из нее различные фигурки. Взрослые переняли опыт у детей и стали делать из глины посуду: горшки, кринки. Изделия из глины обменивали на нужный товар. Затем они научились делать кирпич. Жить они стали лучше. Прошло много лет, люди научились строить большие заводы, где делают много кирпича и глиняной посуды, но до сих пор берут глину по берегам рек.
СКАЗКА “СПОР ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ”
Однажды ночью случился в местном краеведческом музее большой переполох, а все потому что сошлись в жестоком споре между собой полезные ископаемые, выставленные в этом музее.
Не могли они никак решить, кто из них полезнее для человека.
Первым начал спор уголь. Он сказал:
-Я, уголь, самое полезное ископаемое из полезных. Без меня человек бы мерз зимой и не мог бы согреться.
Ему возразила нефть, налитая в сосуд:
-Это я, нефть, самая полезная из полезных. Меня человек ценит больше тебя и добывает в больших количествах. Без меня встали бы его машины, не ездили бы поезда, не летали бы самолеты.
-Вы не правы, милейшие, – возразила железная руда. – Зачем бы нужен был человеку уголь и нефть, если бы он не мог ничего построить из металла? Я – основа современной цивилизации.
-Неправда! – горячо возмутилась глина. – Твой век уходит. Новый век – это век алюминия.
Тут из-за стены подало голос золото:
-Основа цивилизации – деньги, а деньги – это я. Золото самое полезное ископаемое.
Спорили и ругались полезные ископаемые и никак не могли решить, кто же из них полезней. Только кусок каменной соли не принимал участие в споре – он-то знал, что самое полезное ископаемое именно каменная соль. Ну не будет у человека угля – обойдется дровами, не будет металла – использует пластик, не будет золота – применит серебро, а вот соль в еде ничем не заменишь.
СКАЗКА “Как поспорили полезные ископаемые, о том, кто из них полезнее?”
Однажды медь и железо поспорили, кто из них полезнее. Медь уверяла, что благодаря ей человечество вступило в новую фазу своего развития. Благодаря ее уникальным свойствам, а именно – относительной легкости процесса извлечения из руды и легкому плавлению – человек смог сделать первые инструменты и продвинулся далеко вперед в своей эволюции: он научился обрабатывать землю, сшивать шкуры и делать из них одежду, даже украшения для любимых делались из бронзы.
Выслушав эти хвастливые аргументы, железо не сдержалась.
-А знаешь ли, медь, что даже тогда, когда люди научились смешивать тебя с оловом, чтобы получить бронзу, что даже тогда, ты была слишком мягкой. Украшения и статуи – твой удел. А мое предназначение – настоящие мужские инструменты, тяжелые и крепкие. Мой удел – быть первым во время мира и во время войны.
В некоторых древних странах, например, в Древнем Египте железо было ценнее золота: его называли “металлом неба”, потому что египтяне получали его главным образом из фрагментов упавших на землю метеоритов.
Только благодаря мне, железу, смогла свершиться Промышленная революция и человечество сделало громадный скачок в своем развитии.
-Молчишь, медь, нечем тебе опровергнуть мои аргументы? Так-то.
с детьми старшей группы «Сказки, добытые из-под земли»
воспитатель: Постникова Елена Юрьевна
Цель: формировать у детей интерес к знаниям о родном крае, воспитывать любовь к Южному Уралу, знакомить детей с полезными ископаемыми и показать их применение в жизни человека.
Образовательные задачи:
– формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли, достопримечательностями г. Куса;
– активизировать и систематизировать имеющиеся знания детей о понятии малая Родина, о полезных ископаемых и самоцветах;
– расширять и активизировать словарь детей по теме;
– развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память.
Развивающие задачи:
– развитие речевой активности, речевого слуха, зрительного восприятия и внимания, творческого воображения;
– развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать диалогическую форму речи;
– закрепить умения детей описывать предметы по характерным признакам;
– развивать коммуникативные умения при помощи физкультминуток.
Воспитательные задачи:
– формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;
– воспитывать у детей: интерес к живой и неживой природе, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.
Интеграция образовательных областей:
– «Познавательное развитие».
– «Речевое развитие».
– «Художественно-эстетическое развитие».
– «Социально-коммуникативное развитие».
– «Физическое развитие».
Словарная работа: Родина, страна Россия, Южный Урал, г. Куса, полезные ископаемые, подземные богатства.
Методы:
– наглядные (слайд – шоу; сказочный персонаж Незнайка, мини-музей полезных ископаемых и самоцветов);
– словесные (объяснение, вопросы, ответы, загадки, рассказывание);
– практические (участие в театрализации, динамические паузы).
Материал и оборудование.
Демонстрационный:
– мультимедиа оборудование (проектор, экран);
– слайд-шоу;
– Выставка художественной и краеведческой литературы;
– Выставка коллекций минералов, поделочных камней;
– Шкатулка с “драгоценными” камнями.
Предметы: костюмы для детей, участвующие в сказках, глиняная кружка.
Предварительная работа:
– посещение и создание своего музея «Полезные ископаемые».
– беседа с детьми на тему: «Природа, города, недры Южного Урала».
– презентация «Знакомство с Южным Уралом».
-рассматривание иллюстраций «Природа Южного Урала».
– чтение стихотворений, загадок, сказок Ф. Кривина, П.П. Бажова.
Ход непосредственной образовательной деятельности
- Организационный момент.
Воспитатель. Здравствуйте, мои друзья! Я очень рада вас видеть. Давайте поприветствуем друг друга.
Приветствие выполняется в кругу:
Утром солнышко встаёт (руки поднять вверх).
Всех на улицу зовёт (согнуть руки в локтях к груди).
Выхожу из дома я (показать на себя руками).
«Здравствуй, улица моя!» (руки развести в стороны).
Отвечаю солнцу я (поднять руки вверх над головой).
Отвечаю травам я (присесть и опустить руки на пол).
Отвечаю ветру я (поднять руки над головой и покачать ими).
«Здравствуй, Родина моя!» (взять друг друга за руки)
Воспитатель. Ребята, что называется Родиной?
Дети. Ответы.
Воспитатель. Мы с Вами живем в самой большой стране на Земле.
Как называется наша страна?
Дети: Россия.
Воспитатель. Правильно. Наша страна Россия. Ребята, как называется то место в России, где мы живем?
Дети: Южный Урал.
2. Основная часть.
Воспитатель. В центре нашей страны расположен удивительный край – Урал. Наш край получил свое название по Уральским горам.
Воспитатель.
На этой большой планете,
В огромной такой стране
Есть город один на свете,
Который, так дорог мне.
Воспитатель. О каком городе я сейчас говорила, как он называется?
Дети. Куса
Воспитатель. Правильно, город Куса. А все мы — кусинцы.
Воспитатель. Наш город находится на Южном Урале.
Воспитатель. Ребята, вы любите путешествовать?
Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по Южному Уралу, а начнём с нашего города.
Воспитатель. А на чём лучше можно путешествовать по городу? (варианты ответов детей).
Воспитатель. Я предлагаю поехать на автобусе, ведь на нём можно проехать везде и взять с собой всех гостей. Автобус отправляется с остановки через две минуты. Занимайте места в автобусе.
Воспитатель. С помощью «Волшебного экрана» мы окажемся в разных местах Южного Урала.
Показ слайдов «Достопримечательности города Куса».
Воспитатель. Назовите место, где мы сейчас проезжаем.
Воспитатель. Ребята, мы выезжаем из нашего города, продолжаем путешествие по нашему краю Уральскому.
Воспитатель. Физкультминутка «Уральский край».
Раз, два, три, четыре, пять
Я хочу вам рассказать. ( дети маршируют на месте)
Как богат Уральский край, (руки в стороны)
Ты о том не забывай. (руки к сердцу)
Наши реки широки, ( руки в стороны)
А озёра – глубоки, ( наклон, руки вниз до полу)
Горы наши высоки, (руки вверх, встать на носочки)
Есть пещеры у реки, (присесть, встать)
И леса, и поля – (руки в стороны)
Это Родина моя! (руки к сердцу).
Воспитатель. В каких Уральских городах вы бы хотели побывать?
Дети. Златоуст, Челябинск, Миасс, Сатка….
Воспитатель. Внимание, останавливаем автобус, вижу кто-то машет нам рукой.
Незнайка. Здравствуйте взрослые и дети. У меня большая беда.
Воспитатель. Здравствуй, Незнайка. Что случилось?
Незнайка. Мои друзья из Солнечного города, опять собираются в поход. Искать какие-то ис-ка-е-мые или ис-по-ка-е-мые, не помню. А меня брать не хотят.
Воспитатель. Во-первых, ищут ископаемые. А почему они тебя с собой не берут? Что ты, Незнайка, опять натворил?
Незнайка. Да, они говорят: «Ты, Незнайка, ничего не знаешь. И опять что-нибудь перепутаешь!». И устроили мне настоящий экзамен, задавали разные вопросы и загадки. А я на них не смог ответить. Они мне дали неделю сроку, чтобы я нашел на них ответы и еще ума-разума набрался.
Воспитатель. А какие тебе загадки загадывали? Может тебе наши дети помогут их разгадать?
Незнайка. Правда, поможете? Я их записал в свою записную книжку.
Воспитатель. Постараемся. Сейчас прочитаем твои записи.
читает загадки:
- Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.
Дети. Глина.
Незнайка. А я сказал – грязь.
- Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он на стройке и на пляже,
он в стекле расплавлен даже.
Дети. Песок.
Незнайка. А я сказал – камень.
3. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
Отгадайте, что же это?
Дети. Известняк.
Незнайка. А я сказал – человек.
4. Этот белый минерал,
Он на кухне генерал.
Без него супы и каша,
Не понравятся нам даже…
Дети. Соль.
Незнайка. А я сказал – щи.
- Он черный и блестящий,
Помощник настоящий:
Он несет в дома тепло,
От него в домах светло.
Помогает плавить сталь.
Делать краски и эмаль.
Дети. Каменный уголь.
Незнайка. А откуда, дети, вы все знаете?
Дети. Из прочитанных книг и из рассказов взрослых.
Незнайка. А причем глина, уголь, песок и ископаемые? Ведь ископаемые – это сундуки с золотом и серебром, которые спрятали пираты.
Воспитатель. Нет, Незнайка, ты ошибаешься. Присаживайся к нам и послушай.
Воспитатель рассказывает:
– Когда говорят: «Подземные богатства», «Сокровища недр» – речь идет о полезных ископаемых. Если бы нам удалось собрать все закопанные клады с золотом, серебром, драгоценными камнями, то в сравнении с богатствами, которые запасла сама природа, наши находки оказались бы сущим пустяком. Без сундуков, шкатулок, ларцов с сокровищами можно обойтись. А вот без полезных ископаемых людям пришлось бы плохо.
Воспитатель. Уральская земля сказочно богата. На весь мир славится своими камнями: самоцветами, рубинами, топазами; известными декоративными камнями: малахитом, яшмой, горным хрусталём, мрамором, гранитом; полезными ископаемыми: углем, рудой, медью, золотом.
А когда-то, давным-давно, на земле очень многого не было.
Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров, а также и многих других предметов, которые мы теперь называем предметами первой необходимости.
Ну, раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из-под земли. Со временем люди этому научились.
Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…
Самолёты и звездолёты…
Космические корабли летают в космос, но добыли-то их из-под земли!
Правда, не в готовом виде.
В готовом виде под землёй даже простого гвоздя не найдёшь — разве что его сначала туда зароешь.
Под землёй всё в неготовом виде. Велосипеды, сковородки, телевизоры, киноаппараты под землёй в неготовом виде — в виде полезных ископаемых.
Почему полезных?
Почему ископаемых?
Потому что приходится много земли ископать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно.
Воспитатель. Я слышу чей-то разговор, но для этого спускаемся в подземное царство. Попробуем выяснить, кто участвует в споре, и кто из участников спора важнее.
Под землёй, в темноте, где ничего не видно, попробуй отличить полезного от бесполезного. А ведь каждому хочется быть полезным.
— Я — соль земли, — говорит Соль. — Без меня на земле каши не сваришь.
— А без меня сваришь? — спрашивает Алюминий. — Кастрюли-то делают из алюминия.
Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.
— А на чём варить будете? — спрашивает Уголь.
Простую кашу сварить — и вон сколько их набралось! Кого ни возьми — без него каши не сваришь…
— Между прочим, обо мне тоже не следует забывать, — говорит Железо, из которого делают лопаты. — Прежде чем кашу варить, всех вас нужно ещё из земли выкопать.
Воспитатель. Вы уже ребята, догадались, что спорили между собой полезные ископаемые. Что бы вы им сказали, если бы участвовали в споре?
Дети. Высказывания.
Воспитатель. Подземные кладовые Уральских гор богаты разными полезными человеку камнями — полезными ископаемыми. А какие полезные ископаемые вы знаете? Как они помогают человеку? Как их добывают?
Дети. Машины – помощники.
Незнайка. Ага, понял, но вот только причем тут глина и полезное.
Воспитатель. А ты, Незнайка не торопись, послушай глиняную сказку.
«Глиняная сказка» Ф. Кривина.
Жила на свете Твёрдая Глина, и никому от неё не было радости. Сухая она была, чёрствая, скорее треснет, чем сделает кому-то добро.
Пришла к Твёрдой Глине Вода.
– Надо, – говорит, – тебе быть помягче. Только тогда ты сможешь делать добро.
Прикоснулась к Глине Вода – и та сразу стала мягче. Так размягчилась от Воды, что из неё даже кружку вылепили.
– Будем с тобой вместе людей поить, – говорит Вода. – А пока я испаряюсь.
– Будем вместе, а сама испаряешься?
– Пока, – говорит Вода. – Чтобы поить людей, кружка должна быть твёрдой, непромокаемой. А со мной ты не станешь твёрдой. Поэтому – прощай!
– Ты же говорила, надо быть мягкой, чтобы делать добро. А теперь говоришь: надо быть твёрдой…
– Всё правильно, – сказала Вода. – Пока ты просто Глина, тебе необходимо быть мягкой, чтоб из тебя можно было что-нибудь вылепить. А когда стала кружкой, тут уже твёрдость нужна.
Вода испарилась, а Глина задумалась.
Оказывается, не так это просто – делать добро. Чтобы делать на земле добро, нужно хорошо знать, когда мягким быть, а когда – твёрдым.
Незнайка. Как здорово! Мне так понравилось! А сколько интересного я узнал. Научили вы меня уму-разуму и я хочу вас порадовать. По труду и награда. Одарю я вас каменьями самоцветными. Но это не простые камни, а волшебные.
3. Рефлексия.
Воспитатель. Ребята, а нам пора возвращаться в наш детский сад. Наше путешествие подошло к концу. Ребята, вам понравилось путешествовать? С кем мы повстречались на своем пути.
Ñáîðíèê ” À çíàåòå ëè âû? Ñòàòüè äëÿ äåòåé”.
Äëÿ ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà.
Ñåãîäíÿøíèé íàø ðàññêàç áóäåò íà òàêóþ èíòåðåñíóþ òåìó, êàê íåîáû÷íûå è î÷åíü öåííûå ñîêðîâèùà, êîòîðûå, êàçàëîñü áû íà ïåðâûé âçãëÿä, ñîâåðøåííî íå ïðåäñòàâëÿþò èç ñåáÿ íè÷åãî öåííîãî. Íî, ýòî òîëüêî íà ïåðâûé âçãëÿä. À åñëè âû óçíàåòå îá ýòîì ïîäðîáíåé, òî ñìîæåòå ïîíÿòü, íàñêîëüêî áîãàòà íàøà çåìëÿ. È èíîãäà íåñìåòíûå áîãàòñòâà íàõîäÿòñÿ ÷óòü ëè íå ïðÿìî ó íàñ ïîä íîãàìè. È ðå÷ü ñåãîäíÿ ïîéäåò î ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, äðóãèìè ñëîâàìè, î áîãàòñòâàõ, ÷òî íàõîäÿòñÿ â íåäðàõ íàøåé çåìëè.
Ñàìî ïîíÿòèå “ïîëåçíûå èñêîïàåìûå”, îçíà÷àåò ðàçëè÷íûå ìèíåðàëüíûå è îðãàíè÷åñêèå îáðàçîâàíèÿ çåìíîé êîðû, ñîñòàâ è ñâîéñòâà êîòîðûõ ïîçâîëÿþò èñïîëüçîâàòü èõ â ñôåðå êàêîãî-ëèáî ïðîèçâîäñòâà. Íàïðèìåð, â êà÷åñòâå ðàçíîãî ñûðüÿ äëÿ çàâîäîâ è ôàáðèê, èëè ïðîñòî, êàê òîïëèâà. À íàçûâàþòñÿ îíè èñêîïàåìûå, ïîòîìó ÷òî èõ èçâëåêàþò èç çåìëè. Ðàçëè÷àþò òâ¸ðäûå, æèäêèå è ãàçîîáðàçíûå ïîëåçíûå èñêîïàåìûå.
Ñàìûå îñíîâíûå – ýòî ãîðþ÷èå. Òàêèå, êàê íåôòü, ïðèðîäíûé ãàç, òîðô è óãîëü. Áåç íèõ ÷åëîâå÷åñòâî ïðîñòî íå çíàëî áû, ÷òî òàêîå òåïëî, óþò, ãîðÿ÷àÿ åäà. Òàê æå íå çíàëî áû, ÷òî òàêîå ìàøèíû è ìíîãîå äðóãîå, áåç ÷åãî ñîâðåìåííîìó ÷åëîâåêó ïðîñòî íåâîçìîæíî îáîéòèñü. À ÷òîáû ïðèâåñòè â äâèæåíèå ñàìîëåòû, ìàøèíû, ïîåçäà è êîðàáëè íåîáõîäèìî ãîðþ÷åå – áåíçèí è êåðîñèí. È òóò ïðèõîäÿò íà ïîìîùü áîãàòñòâà çåìëè, âåäü ðàçëè÷íîå òîïëèâî äåëàþò èç íåôòè, êîòîðóþ äîáûâàþò èç íåäð çåìëè. À ïðèðîäíûé ãàç, êîòîðûé âûêà÷èâàþò èç ãëóáèííûõ íåäð çåìëè, ïðîéäÿ ïî ãàçîïðîâîäàì, ïîïàäàåò â íàøè êâàðòèðû è îáîãðåâàåò è “êîðìèò” ëþäåé. Îãðîìíóþ ïîëüçó ïðèíîñèò è äîáû÷à êàìåííîãî óãëÿ, êîòîðûé øèðîêî èñïîëüçóþò â ìåòàëëóðãèè, õèìèè è ýíåðãåòèêå. À âîçíèê êàìåííûé óãîëü èç î÷åíü äðåâíèõ ëåñîâ è ðàñòåíèé, êîòîðûå åùå ìèëëèîíû ëåò íàçàä ïîãèáàëè ïîä íàòèñêîì áóðü è ïàäàëè íà äíî ðåê è áîëîò. È òàê îíè ïðåññîâàëèñü ìèëëèîíû ëåò, è çàëåæè êàìåííîãî óãëÿ íàõîäÿòñÿ î÷åíü ãëóáîêî ïîä çåìëåé.
Òàê æå ê î÷åíü âàæíûì èñêîïàåìûì îòíîñÿòñÿ ðóäû ÷¸ðíûõ, öâåòíûõ è áëàãîðîäíûõ ìåòàëëîâ. Îíè ïðîñòî íåçàìåíèìû â ñîâðåìåííîé íàóêå è òåõíèêå. Ðàçâå ìîæíî ñåáå ïðåäñòàâèòü, íàïðèìåð, ñîâðåìåííóþ ìåäèöèíó, â êîòîðîé ó âðà÷à-õèðóðãà íåò íèêàêèõ èíñòðóìåíòîâ? À òå æå àâòîìîáèëè, ñàìîëåòû, êîðàáëè, æåëåçíûå äîðîãè, ðàçëè÷íûå ñòàíêè èçãîòàâëèâàþò èç ðàçíûõ ìåòàëëîâ: æåëåçà, ñâèíöà, òèòàíà, íèêåëÿ, ìåäè. À äðàãîöåííûå ìåòàëëû, òàêèå êàê çîëîòî, ñåðåáðî è ïëàòèíà, èñïîëüçóþòñÿ ÷åëîâåêîì íå òîëüêî äëÿ èçãîòîâëåíèÿ þâåëèðíûõ óêðàøåíèé, íî è øèðîêî ïðèìåíÿþòñÿ â ñîâðåìåííîé íàóêå è ìåäèöèíå.
Ñëåäóþùèé âèä ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ – ãèäðîìèíåðàëüíûå. Ê íèì îòíîñÿòñÿ ðàçëè÷íûå ïîäçåìíûå ìèíåðàëüíûå è ïðåñíûå âîäû. Î ïîëüçå ìèíåðàëüíûõ âîä èçâåñòíî ñ äðåâíèõ âðåìåí. À âàæíîñòü âîäû äëÿ æèçíè ÷åëîâåêà ïðîñòî íåâîçìîæíî îöåíèòü.
À ðàçâå ìîæíî ïðåäñòàâèòü ñåáå ñîâðåìåííîå îáùåñòâî áåç òàêèõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, êàê ñòðîèòåëüíûå ìàòåðèàëû? Îíè íàçûâàþòñÿ íåðóäíûå. Ýòî èçâåñòíÿê, ïåñîê, ãëèíà, ðàçëè÷íûå ñòðîèòåëüíûå êàìíè, ãðàíèò è ìíîãîå äðóãîå. Ïîëåçíûå èñêîïàåìûå îêàçûâàþò îãðîìíîå âëèÿíèå íà íàøó æèçíü. Íàïðèìåð, èç ñïåöèàëüíî ïåñêà äåëàþò ñòåêëî, êîòîðîå ïðîñòî íåçàìåíèìî â ñîâðåìåííîì îáùåñòâå, è äëÿ èçãîòîâëåíèÿ ïîñóäû, ðàçëè÷íûõ ïðèáîðîâ, îêîííûõ ñòåêîë è ìíîãîãî, î÷åíü íåîáõîäèìîãî äëÿ íàóêè è òåõíèêè. Òàê æå øèðîêî èñïîëüçóåòñÿ ãîðíîõèìè÷åñêîå ñûðü¸: àïàòèò, ôîñôàòû, ìèíåðàëüíûå ñîëè, áàðèò, áîðàòû.
Ñëåäóþùèé âèä íåçàìåíèìûõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, ýòî êàìíåñàìîöâåòíîå ñûðü¸. Ê íèì îòíîñÿòñÿ òàêèå êðàñèâûå ñàìîöâåòû, êàê: ÿøìà, ðîäîíèò, àãàò, îíèêñ, õàëöåäîí, ÷àðîèò, íåôðèò, àìåòèñò è ìíîãèå äðóãèå. È íà ñåãîäíÿøíèé äåíü î÷åíü øèðîêî èñïîëüçóþòñÿ äëÿ èçãîòîâëåíèÿ ðàçëè÷íûõ þâåëèðíûõ óêðàøåíèé, êðàñèâûõ ïðåäìåòîâ, ñòàòóýòîê, ïîñóäû, ýëåìåíòîâ ìåáåëè. À òàê æå è äðàãîöåííûå êàìíè: àëìàç, èçóìðóä, ðóáèí, ñàïôèð, òîïàç. À çíàåòå ëè âû, ÷òî áðèëëèàíòû – î÷åíü êðàñèâûå è äîðîãèå êàìíè, èñïîëüçóåìûå â êà÷åñòâå óêðàøåíèé, ýòî ñïåöèàëüíî îáðàáîòàííûå êðèñòàëëû óãëåðîäà, – àëìàçû. Ñàìè ïî ñåáå, àëìàçû – î÷åíü íåâçðà÷íûå, ìóòíûå êàìíè. Ñâåðêàþùèì ÷óäîì èõ äåëàåò ìàñòåð-þâåëèð, êîòîðûé ñíà÷àëà ýòîò êàìåíü ðàçðåçàåò, ïîòîì øëèôóåò è ïðèäàåò îãðàíêå. Îáû÷íî, êàæäûé áðèëëèàíò èìååò ïî 58 è áîëåå ãðàíåé, áëàãîäàðÿ ÷åìó êàìíè ñâåðêàþò âñåìè öâåòàìè ðàäóãè. Íî èñïîëüçóþòñÿ êðèñòàëëû àëìàçîâ íå òîëüêî, êàê óêðàøåíèÿ. Âåäü, àëìàç – ýòî ñàìîå òâåðäîå âåùåñòâî, ñîçäàííîå ïðèðîäîé. Ïîÿâèëèñü àëìàçû äàâíûì-äàâíî, åùå ìèëëèîíû ëåò íàçàä, êîãäà â íåäðàõ çåìëè áóøåâàëè ðàñïëàâëåííûå âåùåñòâà. Ïîä âîçäåéñòâèåì âûñîêèõ òåìïåðàòóð è îãðîìíîãî äàâëåíèÿ, ìîëåêóëû óãëåðîäà ñïðåññîâàëèñü è ïðåâðàòèëèñü â ïðîçðà÷íûå êðèñòàëëû àëìàçîâ. È íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ýòî íåçàìåíèìûé ìàòåðèàë â ñîâðåìåííîé íàóêå, â ñàìûõ ñîâðåìåííûõ òåõíîëîãèÿõ è â êîñìè÷åñêîé òåõíèêå. È îáðàáîòàòü àëìàç ìîæíî òîëüêî ïðè ïîìîùè äðóãîãî àëìàçà, òàê êàê íè îäèí äðóãîé ìàòåðèàë íå ñïîñîáåí ïðîòèâîñòîÿòü òâåðäîñòè ýòîãî êàìíÿ.
Î ïîëüçå è öåííîñòè ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ ÷åëîâå÷åñòâó èçâåñòíî î÷åíü äàâíî. Êîíå÷íî, ñåãîäíÿøíÿÿ òåõíèêà ïîçâîëÿåò áåç îñîáîãî òðóäà äîáûâàòü èç ãëóáèí çåìëè åå íåñìåòíûå ñîêðîâèùà – ïîëåçíûå èñêîïàåìûå. À âåäü, ðàíüøå ëþäÿì ïðèõîäèëîñü âðó÷íóþ êîïàòü è øàõòû, è ðóäíèêè, è ãëóáîêèå êîëîäöû. Î ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî ñòàðèííûõ ñêàçîê è ëåãåíä. Âñå ìû â äåòñòâå ñëûøàëè çíàìåíèòóþ ñêàçêó î õîçÿéêå ìåäíîé ãîðû.  ýòîé ñêàçêå ïèñàòåëü Ïàâåë Ïåòðîâè÷ Áàæîâ î÷åíü æèâîïèñíî îïèñàë êðàé ìåñòîðîæäåíèé Óðàëüñêèõ ñàìîöâåòîâ, â ÷àñòíîñòè, êðàñèâîãî çåëåíîãî ìàëàõèòà. Ïîìíèòå, êàê òðóäèëñÿ ïî ñþæåòó ýòîé ñêàçêè Äàíèëà-ìàñòåð, ñîçäàâàÿ íåîáû÷íîé êðàñîòû êàìåííûé öâåòîê â ïåùåðå ãëóáîêî ïîä çåìëåé, â çàòî÷åíèè ó õîçÿéêè ìåäíîé ãîðû, êîòîðàÿ óìåëà ïðåâðàùàòüñÿ â ÿùåðêó? Åñëè êîìó-òî èç âàñ åùå íå èçâåñòíà òàêàÿ ñêàçêà, – îáÿçàòåëüíî ïðî÷èòàéòå. Ýòî î÷åíü ïîçíàâàòåëüíàÿ èñòîðèÿ î ñèëå ëþáâè è ñèëå íàñòîÿùåãî ìàñòåðñòâà ðóê ÷åëîâåêà. À òàê æå, îáÿçàòåëüíî ïðî÷èòàéòå ÷åøñêóþ ñêàçêó î Ñîëåíîì ïðèíöå, â êîòîðîé ðàññêàçûâàåòñÿ, êàê íà ñàìîì äåëå, îêàçûâàåòñÿ, íåçàìåíèìà äëÿ ÷åëîâåêà ñàìàÿ îáû÷íàÿ ñîëü. À ñêàçêà ïðî Ïèòåðà-óãîëüùèêà ïîâåñòâóåò î òîì, ÷òî íóæíî îáÿçàòåëüíî öåíèòü òî, ÷òî èìååøü, îñîáåííî, åñëè ýòî íàñòîÿùàÿ ëþáîâü è âåðíîñòü. Âïðî÷åì, îá ýòîì ïîâåñòâóþò ìíîãèå ñêàçêè. Òîëüêî î ÿíòàðå ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî ëåãåíä è ñêàçîê. Ñàìàÿ èçâåñòíàÿ ïðî ìîðñêóþ áîãèíþ Þðàòå, ïîëþáèâøóþ ïðîñòîãî ðûáàêà, çà ÷òî Çåâñîì áûë ðàçðóøåí åå ïîäâîäíûé ÿíòàðíûé çàìîê. Íî ñàìîì äåëå, ÿíòàðü – ýòî îêàìåíåâøàÿ ñìîëà î÷åíü äðåâíèõ äåðåâüåâ, âîçðàñò êîòîðîé íàñ÷èòûâàåò äåñÿòêè ìèëëèîíîâ ëåò, à ïî ñâîåé êðàñîòå óêðàøåíèÿ è ïîäåëêè èç ÿíòàðÿ íå óñòóïàþò äîðîãèì äðàãîöåííûì êàìíÿì.
Íå âîçìîæíî ñåáå ïðåäñòàâèòü æèçíü ñîâðåìåííîãî ÷åëîâåêà, íå îáëàäàé îí òàêèìè áîãàòñòâàìè, êàê ïîëåçíûå èñêîïàåìûå. Íî ñàìîå áîëüøîå áîãàòñòâî, ýòî íàøà çåìëÿ. Åñëè ëþäè áóäóò öåíèòü è îáåðåãàòü ïðèðîäó, áåðåæíî îòíîñèòñÿ ê ñâîåé çåìëå, òî è îíà â îòâåò âñåãäà îäàðèò ëþäåé ñâîèìè íåñìåòíûìè ñîêðîâèùàìè, êîòîðûå îíà ùåäðî ñîçäàëà â ñâîèõ íåäðàõ.