Сказка про полезные ископаемые краснодарского края

Сказка про полезные ископаемые краснодарского края thumbnail

Тема: «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование»

Цели урока:

образовательные –  обобщить знания учащихся о полезных ископаемых Краснодарского края; учить отличать горючие, рудные и строительные полезные ископаемые; установить, какими свойствами обладают песок и глина, и как эти свойства использует человек в хозяйстве и промышленности; учить работать с физической картой Краснодарского края, получать с помощью карты нужные сведения о полезных ископаемых;

воспитательные – воспитывать любознательность, бережное отношение к недрам  родного края и поддерживать интерес к изучаемой теме;

развивающие – развивать внимание, логическое мышление, умение анализировать и делать выводы; развивать картографические навыки.

Оборудование урока: физическая карта Краснодарского края, образцы строительных полезных ископаемых – песка и глины, вода, воронка с фильтром, стеклянная посуда для проведения практической работы, ложка, лупы, мультимедийная доска, компьютер, презентация « Полезные сокровища Кубани»

Ход урока.

I. Организация начала урока

II. Сообщение темы урока.

1. Определение темы урока.

– Чтобы узнать, чему сегодня будет посвящён наш урок, вам нужно отгадать загадки:

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)

3. Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке, и на пляже

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

4. На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

5. Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

7. Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина)

10. Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

– Как сказать по-другому?  (Полезные ископаемые)

– Тема нашего урока «Полезные ископаемые Краснодарского края и их использование».  В течение урока мы ответим на вопросы:

1. Какими полезными ископаемыми богата Кубань?

2. Какими свойствами обладают эти полезные ископаемые?

3. Где они применяются?

III. Работа над новым материалом.

1. Вступительная беседа. (Слайд 1-3)

– Что же такое полезные ископаемые, и почему их так называют? (Выслушиваются ответы детей)

– На какие группы можно поделить полезные ископаемые? (Перечисляются полезные ископаемые, а дети дают название группе)

1. Песок, глина, гранит, мергель – строительные.

2. Нефть, природный газ – горючие.

3. Железная руда – рудные (металлические)

2. Работа по карте. (Слайд 5-8)

– Что может нам помочь узнать, какими полезными ископаемыми  богаты земли Краснодарского края? (Ответы детей)

 – Давайте найдём полезные ископаемые на физической карте Краснодарского края. Месторождения каких полезных ископаемых, на ваш взгляд, чаще встречаются на карте? (Газ и нефть).

 –  В какой части Краснодарского края сосредоточены месторождения нефти? (на территории Главного Кавказского хребта). – А месторождения газа? ( В равнинной части края  – на Азово-Кубанской равнине)

3.Чтение текста учебника (стр.75)

4. Физминутка.

Раз – подняться, подтянуться

Два – согнуться, разогнуться

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На четыре – ноги шире.

Пять – руками помахать

Шесть – за стол тихонько сесть.

5. Беседа по прочитанному. (Слайд 9-16)

– О каких полезных  ископаемых, которые  мы ещё не искали на карте,  говорится в учебнике? (О мергеле, каменной соли, минеральных водах) – учащиеся показывают их на карте Краснодарского края у доски.

IV. Практическая работа. Песок и глина.

– А теперь внимательно послушайте сказку, которую я вам расскажу. После сказки я вам задам вопросы.

 – Сегодня к нам на урок пришли песок и глина. Мы вместе с ними будем работать. А для практической  работы нам понадобится песок, глина и посуда с водой.

Для выполнения первого опыта возьмите песок и глину. Рассмотрите их. Какого цвета песок? Глина?

 – Какое строение имеет песок? Глина?

 – Понюхайте песок и глину. Имеют ли они запах?

 – В чем сходство в строении песка и глины? А отличие?

Для выполнения второго опыта нам понадобится песок, глина и стаканчик с водой.

 – В один стакан с водой  насыпьте песок, а в другой – глину.

Растворилась ли  глина  в воде? Растворился ли песок  в воде?

 – А теперь мы узнаем, пропускает ли воду песок и глина.  (Учитель проводит опыт с помощью воронки с фильтром)

– Какие выводы вы можете сделать о свойствах песка? Глины?

– Где же люди используют песок? Глину? ( Ответы детей дополняются рассказом учителя)

Рассказ учителя:

Сильные дожди, весенние паводки гонят огромное количество глинистых частиц в реки, моря. Отлагаясь на дне, уплотняясь и твердея, глинистые частицы образуют месторождения глины. Потом вода отступает (например, река пересыхает) и глину добывают в карьере. Глина добывается экскаваторами.

– На что должны обращать внимание люди, добывая в природе различные полезные ископаемые?

(Добывать их не больше, чем требуется, расходовать экономно, восстанавливать земли на месте карьеров, потому что. добывая полезные ископаемые, люди изменяют природу, нередко наносят ей вред. Карьер, оставшийся после добычи глины – «рана» на поверхности земли.)

Из глины делают посуду, игрушки, раньше дома строили из веток и обмазывали глиной, кирпичи (красного цвета), фарфоровую посуду (из каолина – белой глины), кафель. В Японии даже делают некоторые детали машин из глины и обжигают их.

– Для чего обжигают изделия из глины при высокой температуре?

При нагревании глины до очень высоких температур (около 450 градусов по Цельсию) происходят химические изменения, после которых глина уже никого не станет мягкой и пластичной, даже при намачивании. Хорошо обожжённое глиняное изделие очень долговечно. Оно может разбиться, но никогда не ржавеет и не гниёт. Рассказ учителя: Кубанская глина издавна служила материалом для гончарного производства.

V.  Закрепление. Тест на изученную тему.

– Какие полезные ископаемые чаще всего встречаются в Краснодарском крае?

– Из чего образуется в природе песок и глина?

 – Где применяют глину и песок?

VI.  Итог урока. Релаксация.

 – Сегодня на уроке мы ещё раз убедились в том, как богата наша земля кубанская, и наш долг – беречь её недра и расходовать их экономно.

– Понравился ли вам урок? Что больше всего вам понравилось на уроке?

VII.  Домашнее задание

– Сочинить сказку о том, как поссорились полезные ископаемые, и нарисовать к ней рисунок.

        Учитель МБОУ СОШ № 16  Шерстнева Елена Владимировна

Источник

СКАЗКА ПРО ЯНТАРЬ

Однажды водолаз нырнул под воду очень глубоко и его внимание привлек камушек. Он его взял. Это оказался янтарь. Водолаз Гена много дней пытался из него сделать украшение. Однажды у него это получились бусы. Водолаз был очень горд. Бусы он подарил своей маме. Она никогда их не снимала.

И однажды ночью она услыхала, что камушки разговаривают между собой. Один камушек вспоминал, что когда-то они были простой мягкой смолой на дереве. Но дерево спилили и сплавили в озеро. Смола затвердела и упала на дно. Один камушек говорил:

– Смотрите я яркого желтого цвета.

Другой отвечал:

– А я с красными крапинками.

Другой говорил:

– А во мне остался комарик.

И тут зазвонил будильник, мама проснулась. Она стала бережнее относится к своим бусам.

СКАЗКА ПРО МЕДЬ

Маленькой девочке Наде подарили кольцо. Оно было сделано из меди. Надя очень гордилась своим кольцом. Но однажды она узнала, что кольцо не золотое, а медное и выкинула его. Кольцо покатилось и упало на дорогу. Его нашел мальчик Коля. Он хотел оставить это кольцо себе, но оно вдруг заговорило: «Отнеси меня, пожалуйста, к девочке Наде. Она меня потеряла»

Коля послушался и отнес кольцо девочке. Она не хотела его брать, но Коля положил ей его в ладошку и ушел. Надя опять хотела выкинуть кольцо. Но кольцо рассердилось и превратило Надю в жабу.

СКАЗКА ПРО НЕФТЬ

Глубоко-глубоко под землей жила госпожа Нефть. Она ходила в темных одеждах и от нее очень резко пахло. Она удивляла подземных жителей тем, что легко могла ходить по воде и не тонуть. А на воде оставались ее масляные следы, что очень раздражало подводных жителей. Ее родители не разрешали ей играть со спичками, так как боялись, что она может сгореть.

Однажды нефть со своими друзьями решила убежать из дома. Она залезла в трубу и оказалась на поверхности Земли. И у госпожи нефти и ее друзей начались различные приключения. Они отправились в цистернах по железной дороге в разные уголки страны. Наша госпожа Нефть попала к волшебникам и они превратили ее в бензин, керосин. Нашу госпожу Нефть можно встретить в вазелине, лаке, пластмассе и даже в различных красках. После превращения началась новая и интересная жизнь у госпожи Нефти, только надо внимательно присмотреться, что бы с ней встретиться. Желаю удачи.

СКАЗКА ПРО ГЛИНУ

Давным – давно на нашей планете росли большие дремучие леса. Было много рек и озер. Люди жили тогда племенами. Они часто переходили с места на место в поисках лучшего места для житья. Одно племя поселилось на берегу красивой речки. Построили себе хижины, ловили рыбу, охотились. Люди были довольны выбранным местом. Но однажды наступила засуха. Речка высохла. Остались только потрескавшиеся коричневые берега. Старики плакали, они не знали как жить дальше. Взрослое население было занято пропитанием и доставкой воды. А маленькие дети нашли новое место для игр. Это высохшее русло реки. Утром, когда капли росы еще не высохли, ребятишки лепили из нее различные фигурки. Взрослые переняли опыт у детей и стали делать из глины посуду: горшки, кринки. Изделия из глины обменивали на нужный товар. Затем они научились делать кирпич. Жить они стали лучше. Прошло много лет, люди научились строить большие заводы, где делают много кирпича и глиняной посуды, но до сих пор берут глину по берегам рек.

СКАЗКА “СПОР ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ”

Однажды ночью случился в местном краеведческом музее большой переполох, а все потому что сошлись в жестоком споре между собой полезные ископаемые, выставленные в этом музее.

Не могли они никак решить, кто из них полезнее для человека.

Первым начал спор уголь. Он сказал:

-Я, уголь, самое полезное ископаемое из полезных. Без меня человек бы мерз зимой и не мог бы согреться.

Ему возразила нефть, налитая в сосуд:

-Это я, нефть, самая полезная из полезных. Меня человек ценит больше тебя и добывает в больших количествах. Без меня встали бы его машины, не ездили бы поезда, не летали бы самолеты.

-Вы не правы, милейшие, – возразила железная руда. – Зачем бы нужен был человеку уголь и нефть, если бы он не мог ничего построить из металла? Я – основа современной цивилизации.

-Неправда! – горячо возмутилась глина. – Твой век уходит. Новый век – это век алюминия.

Тут из-за стены подало голос золото:

-Основа цивилизации – деньги, а деньги – это я. Золото самое полезное ископаемое.

Спорили и ругались полезные ископаемые и никак не могли решить, кто же из них полезней. Только кусок каменной соли не принимал участие в споре – он-то знал, что самое полезное ископаемое именно каменная соль. Ну не будет у человека угля – обойдется дровами, не будет металла – использует пластик, не будет золота – применит серебро, а вот соль в еде ничем не заменишь.

 Сказка про полезные ископаемые краснодарского края

СКАЗКА “Как поспорили полезные ископаемые, о том, кто из них полезнее?”

Однажды медь и железо поспорили, кто из них полезнее. Медь уверяла, что благодаря ей человечество вступило в новую фазу своего развития. Благодаря ее уникальным свойствам, а именно – относительной легкости процесса извлечения из руды и легкому плавлению – человек смог сделать первые инструменты и продвинулся далеко вперед в своей эволюции: он научился обрабатывать землю, сшивать шкуры и делать из них одежду, даже украшения для любимых делались из бронзы.

Выслушав эти хвастливые аргументы, железо не сдержалась.

-А знаешь ли, медь, что даже тогда, когда люди научились смешивать тебя с оловом, чтобы получить бронзу, что даже тогда, ты была слишком мягкой. Украшения и статуи – твой удел. А мое предназначение – настоящие мужские инструменты, тяжелые и крепкие. Мой удел – быть первым во время мира и во время войны.

В некоторых древних странах, например, в Древнем Египте железо было ценнее золота: его называли “металлом неба”, потому что египтяне получали его главным образом из фрагментов упавших на землю метеоритов.

Только благодаря мне, железу, смогла свершиться Промышленная революция и человечество сделало громадный скачок в своем развитии.

-Молчишь, медь, нечем тебе опровергнуть мои аргументы? Так-то.

Источник

Ñáîðíèê ” À çíàåòå ëè âû? Ñòàòüè äëÿ äåòåé”.

Äëÿ ìëàäøåãî øêîëüíîãî âîçðàñòà.

    Ñåãîäíÿøíèé íàø ðàññêàç áóäåò íà òàêóþ èíòåðåñíóþ òåìó, êàê íåîáû÷íûå è î÷åíü öåííûå ñîêðîâèùà, êîòîðûå, êàçàëîñü áû íà ïåðâûé âçãëÿä, ñîâåðøåííî íå ïðåäñòàâëÿþò èç ñåáÿ íè÷åãî öåííîãî. Íî, ýòî òîëüêî íà ïåðâûé âçãëÿä. À åñëè âû óçíàåòå îá ýòîì ïîäðîáíåé, òî ñìîæåòå ïîíÿòü, íàñêîëüêî áîãàòà íàøà çåìëÿ. È èíîãäà íåñìåòíûå áîãàòñòâà íàõîäÿòñÿ ÷óòü ëè íå ïðÿìî ó íàñ ïîä íîãàìè. È ðå÷ü ñåãîäíÿ ïîéäåò î ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, äðóãèìè ñëîâàìè, î áîãàòñòâàõ, ÷òî íàõîäÿòñÿ â íåäðàõ íàøåé çåìëè.   
    Ñàìî ïîíÿòèå “ïîëåçíûå èñêîïàåìûå”, îçíà÷àåò ðàçëè÷íûå ìèíåðàëüíûå è îðãàíè÷åñêèå îáðàçîâàíèÿ çåìíîé êîðû, ñîñòàâ è ñâîéñòâà êîòîðûõ ïîçâîëÿþò èñïîëüçîâàòü èõ â ñôåðå êàêîãî-ëèáî ïðîèçâîäñòâà. Íàïðèìåð, â êà÷åñòâå ðàçíîãî ñûðüÿ äëÿ çàâîäîâ è ôàáðèê, èëè ïðîñòî, êàê òîïëèâà. À íàçûâàþòñÿ îíè èñêîïàåìûå, ïîòîìó ÷òî èõ èçâëåêàþò èç çåìëè. Ðàçëè÷àþò òâ¸ðäûå, æèäêèå è ãàçîîáðàçíûå ïîëåçíûå èñêîïàåìûå.
    Ñàìûå îñíîâíûå – ýòî ãîðþ÷èå. Òàêèå, êàê íåôòü, ïðèðîäíûé ãàç, òîðô è óãîëü. Áåç íèõ ÷åëîâå÷åñòâî ïðîñòî íå çíàëî áû, ÷òî òàêîå òåïëî, óþò, ãîðÿ÷àÿ åäà. Òàê æå íå çíàëî áû, ÷òî òàêîå ìàøèíû è ìíîãîå äðóãîå, áåç ÷åãî ñîâðåìåííîìó ÷åëîâåêó ïðîñòî íåâîçìîæíî îáîéòèñü. À ÷òîáû ïðèâåñòè â äâèæåíèå ñàìîëåòû, ìàøèíû, ïîåçäà è êîðàáëè íåîáõîäèìî ãîðþ÷åå – áåíçèí è êåðîñèí. È òóò ïðèõîäÿò íà ïîìîùü áîãàòñòâà çåìëè, âåäü ðàçëè÷íîå òîïëèâî äåëàþò èç íåôòè, êîòîðóþ äîáûâàþò èç íåäð çåìëè. À ïðèðîäíûé ãàç, êîòîðûé âûêà÷èâàþò èç ãëóáèííûõ íåäð çåìëè, ïðîéäÿ ïî ãàçîïðîâîäàì, ïîïàäàåò â íàøè êâàðòèðû è îáîãðåâàåò è “êîðìèò” ëþäåé. Îãðîìíóþ ïîëüçó ïðèíîñèò è äîáû÷à êàìåííîãî óãëÿ, êîòîðûé øèðîêî èñïîëüçóþò â ìåòàëëóðãèè, õèìèè è ýíåðãåòèêå. À âîçíèê êàìåííûé óãîëü èç î÷åíü äðåâíèõ ëåñîâ è ðàñòåíèé, êîòîðûå åùå ìèëëèîíû ëåò íàçàä ïîãèáàëè ïîä íàòèñêîì áóðü è ïàäàëè íà äíî ðåê è áîëîò. È òàê îíè ïðåññîâàëèñü ìèëëèîíû ëåò, è çàëåæè êàìåííîãî óãëÿ íàõîäÿòñÿ î÷åíü ãëóáîêî ïîä çåìëåé.
    Òàê æå ê î÷åíü âàæíûì èñêîïàåìûì îòíîñÿòñÿ ðóäû ÷¸ðíûõ, öâåòíûõ è áëàãîðîäíûõ ìåòàëëîâ. Îíè ïðîñòî íåçàìåíèìû â ñîâðåìåííîé íàóêå è òåõíèêå. Ðàçâå ìîæíî ñåáå ïðåäñòàâèòü, íàïðèìåð, ñîâðåìåííóþ ìåäèöèíó, â êîòîðîé ó âðà÷à-õèðóðãà íåò íèêàêèõ èíñòðóìåíòîâ? À òå æå àâòîìîáèëè, ñàìîëåòû, êîðàáëè, æåëåçíûå äîðîãè, ðàçëè÷íûå ñòàíêè èçãîòàâëèâàþò èç ðàçíûõ ìåòàëëîâ: æåëåçà, ñâèíöà, òèòàíà, íèêåëÿ, ìåäè. À äðàãîöåííûå ìåòàëëû, òàêèå êàê çîëîòî, ñåðåáðî è ïëàòèíà, èñïîëüçóþòñÿ ÷åëîâåêîì íå òîëüêî äëÿ èçãîòîâëåíèÿ þâåëèðíûõ óêðàøåíèé, íî è øèðîêî ïðèìåíÿþòñÿ â ñîâðåìåííîé íàóêå è ìåäèöèíå.
    Ñëåäóþùèé âèä ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ – ãèäðîìèíåðàëüíûå. Ê íèì îòíîñÿòñÿ ðàçëè÷íûå ïîäçåìíûå ìèíåðàëüíûå è ïðåñíûå âîäû. Î ïîëüçå ìèíåðàëüíûõ âîä èçâåñòíî ñ äðåâíèõ âðåìåí. À âàæíîñòü âîäû äëÿ æèçíè ÷åëîâåêà ïðîñòî íåâîçìîæíî îöåíèòü. 
    À ðàçâå ìîæíî ïðåäñòàâèòü ñåáå ñîâðåìåííîå îáùåñòâî áåç òàêèõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, êàê ñòðîèòåëüíûå ìàòåðèàëû? Îíè íàçûâàþòñÿ íåðóäíûå. Ýòî èçâåñòíÿê, ïåñîê, ãëèíà, ðàçëè÷íûå ñòðîèòåëüíûå êàìíè, ãðàíèò è ìíîãîå äðóãîå. Ïîëåçíûå èñêîïàåìûå îêàçûâàþò îãðîìíîå âëèÿíèå íà íàøó æèçíü. Íàïðèìåð, èç ñïåöèàëüíî ïåñêà äåëàþò ñòåêëî, êîòîðîå ïðîñòî íåçàìåíèìî â ñîâðåìåííîì îáùåñòâå, è äëÿ èçãîòîâëåíèÿ ïîñóäû, ðàçëè÷íûõ ïðèáîðîâ, îêîííûõ ñòåêîë è ìíîãîãî, î÷åíü íåîáõîäèìîãî äëÿ íàóêè è òåõíèêè. Òàê æå øèðîêî èñïîëüçóåòñÿ ãîðíîõèìè÷åñêîå ñûðü¸: àïàòèò, ôîñôàòû, ìèíåðàëüíûå ñîëè, áàðèò, áîðàòû.
      Ñëåäóþùèé âèä íåçàìåíèìûõ ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ, ýòî êàìíåñàìîöâåòíîå ñûðü¸.  Ê íèì îòíîñÿòñÿ òàêèå êðàñèâûå ñàìîöâåòû, êàê: ÿøìà, ðîäîíèò, àãàò, îíèêñ, õàëöåäîí, ÷àðîèò, íåôðèò, àìåòèñò è ìíîãèå äðóãèå. È íà ñåãîäíÿøíèé äåíü î÷åíü øèðîêî èñïîëüçóþòñÿ äëÿ èçãîòîâëåíèÿ ðàçëè÷íûõ þâåëèðíûõ óêðàøåíèé, êðàñèâûõ ïðåäìåòîâ, ñòàòóýòîê, ïîñóäû, ýëåìåíòîâ ìåáåëè. À òàê æå è äðàãîöåííûå êàìíè: àëìàç, èçóìðóä, ðóáèí, ñàïôèð, òîïàç. À çíàåòå ëè âû, ÷òî áðèëëèàíòû – î÷åíü êðàñèâûå è äîðîãèå êàìíè, èñïîëüçóåìûå â êà÷åñòâå óêðàøåíèé, ýòî ñïåöèàëüíî îáðàáîòàííûå êðèñòàëëû óãëåðîäà, – àëìàçû. Ñàìè ïî ñåáå, àëìàçû –  î÷åíü íåâçðà÷íûå, ìóòíûå êàìíè. Ñâåðêàþùèì ÷óäîì èõ äåëàåò ìàñòåð-þâåëèð, êîòîðûé ñíà÷àëà ýòîò êàìåíü ðàçðåçàåò, ïîòîì øëèôóåò è ïðèäàåò îãðàíêå. Îáû÷íî, êàæäûé áðèëëèàíò èìååò ïî 58 è áîëåå ãðàíåé, áëàãîäàðÿ ÷åìó êàìíè ñâåðêàþò âñåìè öâåòàìè ðàäóãè. Íî èñïîëüçóþòñÿ êðèñòàëëû àëìàçîâ íå òîëüêî, êàê óêðàøåíèÿ. Âåäü, àëìàç –  ýòî ñàìîå òâåðäîå âåùåñòâî, ñîçäàííîå ïðèðîäîé. Ïîÿâèëèñü àëìàçû äàâíûì-äàâíî, åùå ìèëëèîíû ëåò íàçàä, êîãäà â íåäðàõ çåìëè áóøåâàëè ðàñïëàâëåííûå âåùåñòâà. Ïîä âîçäåéñòâèåì âûñîêèõ òåìïåðàòóð è îãðîìíîãî äàâëåíèÿ, ìîëåêóëû óãëåðîäà ñïðåññîâàëèñü è ïðåâðàòèëèñü â ïðîçðà÷íûå êðèñòàëëû àëìàçîâ. È íà ñåãîäíÿøíèé äåíü ýòî íåçàìåíèìûé ìàòåðèàë â ñîâðåìåííîé íàóêå, â ñàìûõ ñîâðåìåííûõ òåõíîëîãèÿõ è â êîñìè÷åñêîé òåõíèêå. È îáðàáîòàòü àëìàç ìîæíî òîëüêî ïðè ïîìîùè äðóãîãî àëìàçà, òàê êàê íè îäèí äðóãîé ìàòåðèàë íå ñïîñîáåí ïðîòèâîñòîÿòü òâåðäîñòè ýòîãî êàìíÿ. 
    Î ïîëüçå è öåííîñòè ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ ÷åëîâå÷åñòâó èçâåñòíî î÷åíü äàâíî. Êîíå÷íî, ñåãîäíÿøíÿÿ òåõíèêà ïîçâîëÿåò áåç îñîáîãî òðóäà äîáûâàòü èç ãëóáèí çåìëè åå íåñìåòíûå ñîêðîâèùà – ïîëåçíûå èñêîïàåìûå. À âåäü, ðàíüøå ëþäÿì ïðèõîäèëîñü âðó÷íóþ êîïàòü è øàõòû, è ðóäíèêè, è ãëóáîêèå êîëîäöû. Î ïîëåçíûõ èñêîïàåìûõ ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî ñòàðèííûõ ñêàçîê è ëåãåíä. Âñå ìû â äåòñòâå ñëûøàëè çíàìåíèòóþ ñêàçêó î õîçÿéêå ìåäíîé ãîðû.  ýòîé ñêàçêå ïèñàòåëü Ïàâåë Ïåòðîâè÷ Áàæîâ î÷åíü æèâîïèñíî îïèñàë êðàé  ìåñòîðîæäåíèé Óðàëüñêèõ ñàìîöâåòîâ, â ÷àñòíîñòè, êðàñèâîãî çåëåíîãî ìàëàõèòà. Ïîìíèòå, êàê òðóäèëñÿ ïî ñþæåòó ýòîé ñêàçêè Äàíèëà-ìàñòåð, ñîçäàâàÿ íåîáû÷íîé êðàñîòû êàìåííûé öâåòîê â ïåùåðå ãëóáîêî ïîä çåìëåé, â çàòî÷åíèè ó õîçÿéêè ìåäíîé ãîðû, êîòîðàÿ óìåëà ïðåâðàùàòüñÿ â ÿùåðêó? Åñëè êîìó-òî èç âàñ åùå íå èçâåñòíà òàêàÿ ñêàçêà, –  îáÿçàòåëüíî ïðî÷èòàéòå. Ýòî î÷åíü ïîçíàâàòåëüíàÿ èñòîðèÿ î ñèëå ëþáâè è ñèëå íàñòîÿùåãî ìàñòåðñòâà ðóê ÷åëîâåêà. À òàê æå, îáÿçàòåëüíî ïðî÷èòàéòå ÷åøñêóþ ñêàçêó î Ñîëåíîì ïðèíöå, â êîòîðîé ðàññêàçûâàåòñÿ, êàê íà ñàìîì äåëå, îêàçûâàåòñÿ, íåçàìåíèìà äëÿ ÷åëîâåêà ñàìàÿ îáû÷íàÿ ñîëü. À ñêàçêà ïðî Ïèòåðà-óãîëüùèêà ïîâåñòâóåò î òîì, ÷òî íóæíî îáÿçàòåëüíî öåíèòü òî, ÷òî èìååøü, îñîáåííî, åñëè ýòî íàñòîÿùàÿ ëþáîâü è âåðíîñòü. Âïðî÷åì, îá ýòîì ïîâåñòâóþò ìíîãèå ñêàçêè. Òîëüêî î ÿíòàðå ñóùåñòâóåò ìíîæåñòâî ëåãåíä è ñêàçîê. Ñàìàÿ èçâåñòíàÿ ïðî ìîðñêóþ áîãèíþ Þðàòå, ïîëþáèâøóþ ïðîñòîãî ðûáàêà, çà ÷òî Çåâñîì áûë ðàçðóøåí åå ïîäâîäíûé ÿíòàðíûé çàìîê. Íî ñàìîì äåëå, ÿíòàðü – ýòî îêàìåíåâøàÿ ñìîëà î÷åíü äðåâíèõ äåðåâüåâ, âîçðàñò êîòîðîé íàñ÷èòûâàåò äåñÿòêè ìèëëèîíîâ ëåò, à ïî ñâîåé êðàñîòå óêðàøåíèÿ è ïîäåëêè èç ÿíòàðÿ íå óñòóïàþò äîðîãèì äðàãîöåííûì êàìíÿì.
    Íå âîçìîæíî ñåáå ïðåäñòàâèòü æèçíü ñîâðåìåííîãî ÷åëîâåêà, íå îáëàäàé îí òàêèìè áîãàòñòâàìè, êàê ïîëåçíûå èñêîïàåìûå. Íî ñàìîå áîëüøîå áîãàòñòâî, ýòî íàøà çåìëÿ. Åñëè ëþäè áóäóò öåíèòü è îáåðåãàòü ïðèðîäó, áåðåæíî îòíîñèòñÿ ê ñâîåé çåìëå, òî è îíà â îòâåò âñåãäà îäàðèò ëþäåé ñâîèìè íåñìåòíûìè ñîêðîâèùàìè, êîòîðûå îíà ùåäðî ñîçäàëà â ñâîèõ íåäðàõ.

Источник