Сказка про полезные и умные вещи

Автор: Суслова Любовь Александровна
Должность: учитель музыки
Учебное заведение: МКОУ НОШ ж.д ст. Просница
Населённый пункт: Кировской области, Кирово – Чепецкого района
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Сказка о том как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами.
Дата публикации: 18.01.2018
Раздел: начальное образование

РУССКИЕ НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ

Цель: познакомить детей с историей происхождения русских народных

музыкальных инструментов посредством сказки.

Задачи урока:

Образовательные:

знакомство учащихся с миром народных музыкальных инструментов

обучение навыкам тембрального различия музыкальных инструментов

знакомство и запоминание приемов игры на народных инструментах

Воспитательные:

показать самобытность русских народных инструментов и их место в

жизни русского человека

через народное устное творчество (сказку) формировать

интерес к

русской музыкальной культуре

воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны

продолжить воспитание исполнительской и слушательской культуры

Коррекционно – развивающие:

способствовать

формированию

творческого

мышления

школьников,

развитию

внимания

и

памяти

через

образное,

нравственно-

эстетическое постижение русского фольклора

развивать у учащихся тембровый и ритмический слух

способствовать осознанию значимости коллективного исполнения

музыки, при этом, не умаляя значения личного вклада каждого

исполнителя

Тип урока: комбинированный урок

Методическое обеспечение: презентация к занятию; фонограммы звучания

отдельных русских народных инструментов; фрагменты произведений для

ОРНИ; плакаты с изображением инструментов русского народного оркестра

Техническое

обеспечение: мультимедиапроектор,

проекционный

экран,

компьютер, фортепиано, деревянные ложки, бубны, трещотки

Структура урока:

I. Организация учащихся на урок. Вокально-хоровая работа.

II. Актуализация знаний.

III. Основной этап урока. Объяснение нового материала.

IV. Рефлексия. Обобщение полученных знаний.

V. Игра на ударно – шумовых инструментах.

VI. Итог.

ХОД УРОКА

1

I. Организация учащихся на урок. Вокально-хоровая работа.

Приветствие.

Работа над песней Я.Дубравина «Добрый день»:

– повторение текста

– повторение и интонирование мелодии

– создание позитивной атмосферы

– исполнение песни

II. Актуализация знаний.

– Ребята, а любите ли вы сказки?

А за что вы их любите? Что обычно происходит в сказках? — ……..

– Сегодняшний урок мы проведём вместе со сказкой. С древнейших времён

люди любили рассказывать друг другу сказки. У каждого народа мира есть

свои

любимые

сказочные

герои,

это

добрые

и

злые

волшебники,

прекрасные принцессы и храбрые принцы. Любят сказку за то, что в ней

происходят всевозможные чудеса. Только в сказке, простой паренёк может

стать Иваном-царевичем, а Василиса Прекрасная – превратиться в лягушку.

Я думаю, что вы, дорогие ребята, любите и хорошо знаете русские народные

сказки и их героев. Назовите, пожалуйста, известные вам русские народные

сказки.

Слайд 1

– А вот сказку, которую я вам сегодня хочу рассказать, вы не найдёте ни в

одной книге сказок. Потому что, придумала её для вас я сама. И называется

она так: «Сказка про то, как умные и полезные вещи стали музыкальными

инструментами». Эта сказка поможет нам в изучении темы нашего урока:

«Русские народные музыкальные инструменты».

На нашем уроке

вы не только услышите сказку, но и

познакомитесь с

названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а

также узнаете, как играют на них.

III. Основной этап урока. Объяснение нового материала.

Слайд 2

Давно

это

было.

Жили,

поживали

себе

в

небольшой

деревушке,

в

деревянной избушке, умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель,

трещотка и рожок.

Слайд 3

– Жили они в большой дружной семье. С раннего утра и до позднего вечера

умные и полезные вещи трудились, не покладая рук, вместе со своими

хозяевами.

Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом кормили всю семью

вкусным обедом.

2

Рубель – помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы все в семье

были чистыми и опрятными.

Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец

на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо домой.

Трещотка – охраняла сады и огороды от непрошенных птиц, чтобы они не

испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они все вместе, до поры до

времени.

Слайд 4

– Однажды, в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена

на Руси называли бродячих артистов, певцов и музыкантов. Скоморохи шли

по улице с весёлой песней.

Вся

деревня

собралась,

чтобы

посмотреть

на

весёлое

представление

скоморохов.

Звучит р.н.п «И шли, вышли веселые…» (Скоморошина)

Слайд 5

В

руках

скоморохов

пели,

звенели,

бренчали

и

играли

музыкальные

инструменты.

Были

среди

них

гусли

(фонограмма)

и балалайка

(фонограмма).

Краткий рассказ о приемах игры на этих музыкальных инструментах…

– Умные и полезные вещи остались дома, но и до них, доносились звуки

задорной музыки и весёлые песни скоморохов, потешавших народ.

– Вскоре наступил вечер, и скоморохи попросились переночевать к хозяевам

той самой избушки, в которой жили умные и полезные вещи. После ужина,

когда гости и хозяева уснули, вещи

решили поговорить с музыкальными

инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» – спросили

деревянные ложки у музыкальных инструментов.

Слайд 6

«Весело живётся» – ответила балалайка, весёлая болтунья. «Везде бываем,

песней звонкой народ потешаем».

«А мы, никогда дальше своей деревни не бывали» – отозвались трещотка и

рубель.

Слайд 7

– Тут в разговор вступили гусли: «За песни, да за пляски весёлые, любят нас

на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы своей музыкой людям радость

приносим».

«Ой!»

– воскликнул рожок – «Как бы и нам хотелось тоже всем людям

радость приносить».

«Так давайте вместе с нами по белу свету путешествовать. Вместе у нас ещё

веселей да лучше музыка звучать станет» – предложили гусли и балалайка.

Слайд 8

3

Так

и

решили

умные

и

полезные

вещи

стать

музыкальными

инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им

дарить.

– С тех самых пор, путешествуют они вместе большой дружной семьёй. И

семья

их

стала

называться

– оркестром

русских

народных

музыкальных

инструментов.

Слайд 9

– Давно уже нет на свете

ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни

скоморохов,

а

музыка

в

исполнении

русских

народных

инструментов

продолжает звучать и приносить радость всем, кто её слышит.

А вы, ребята, хотели бы послушать голоса русских народных инструментов

в оркестре?—…

Слайд 10

Фонограмма «Светит месяц»

А

сказка

наша

продолжается.

Не

сразу

научились

музыкальным

премудростям рубель, ложки, трещотка и рожок в оркестре. Узнали они, что у

всех инструментов в оркестре своя мелодия. Если

музыкант будет играть

свою

мелодию

точно,

ритмично,

то

он

не

будет

мешать

остальным

музыкантам. Соединяясь вместе, все мелодии создадут в музыке красоту и

созвучие.

Слайд 11

Музыкальная минутка «Представь себя инструментом народного оркестра»

Запоминаем названия инструментов, их месторасположение в оркестре;

знакомимся с группами оркестра и приемами игры на инструментах;

имитируем движениями игру на определенном инструменте.

Слайд 12

Загадка:

Кто невежливый такой:

Повернулся к нам спиной,

Стал размахивать руками

Прямо в зале перед нами.

Не приучен он к порядку

Или делает зарядку?

С кем звучит оркестр и хор?

Знаем, это … ДИРИЖЕР

– Что делает дирижер? — …

IV. Рефлексия. Обобщение полученных знаний.

Вы

сегодня

познакомились

с

русскими

народными

музыкальными

инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека,

услышали их голоса, познакомились с приемами игры на них.

4

А теперь

я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные

инструменты, о которых мы с вами говорили на уроке.

Слайд 13

Сделать это нам помогут загадки:

У неё есть три струны

Их рукой щипать должны.

Можно под неё плясать

И по-русски приседать!

Я весь круглый.

Меня ударишь-

Я бубенцами зазвучу,

Меня положишь – я молчу.

Мы собрали хоровод,

Пригласили весь народ.

А в кругу наш пастушок

Дует весело в …………….

На дощечке – есть насечки.

Проведи по ним рукой,

И услышишь голос звонкий,

Деревянный, озорной!

А Садко на них играл

И душевно напевал.

Перебрал он много струн-

Вышел из волны Нептун.

С сороками имеет связь

Его название.

Владеть им может человек,

Имеющий хоть малое призвание!

И щи хлебают,

И «барыню» играют.

V. Игра на ударно – шумовых инструментах.

– А в конце урока мы попробуем стать оркестром народных инструментов.

Возьмем

в

руки

инструменты

(ложки,

свистульки,

трещотки

и

т.п.)

и

разыграем песню.

Инсценировка шуточной песни «Был бы только музыкант»

VI. Итог.

– Наш сказочный урок подошёл к своему завершению. Сказка сегодня была

весь урок с нами. Она рассказывала нам об оркестре русских народных

музыкальных

инструментов,

учила

понимать

их

особое

звучание.

С

помощью

сказки

вы

научились

слушать

и

понимать

музыку,

быть

внимательнее и добрее по отношению друг к другу, и мне кажется, что мы

должны сказать сказке сегодня «спасибо»

за то, что она нас многому

научила.

Слайд 14

– Наш урок окончен. До новых встреч.

5

Источник

Пояснительная  записка

  Проблема нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения всегда была и остаётся одной из наиболее актуальных.  Ещё В.А.Сухомлинский говорил: «Если человека учат добру – учат умело, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Учат злу (очень редко, но бывает и так), в результате будет зло. Не учат ни добру, ни злу – всё равно будет зло, потому, что и человеком его надо воспитывать»

  Детский сад является первой ступенькой  к формированию у детей нравтственно-патриотических качеств  и поэтому нам, как педагогам дошкольного образования необходимо подвести детей к осознанию того, что плохих народов не бывает, встречаются плохие люди, что о человеке судят не по цвету его кожи и волос, а по делам и поступкам.

  Мы живём в многонациональном государстве и в Федеральных Государственных Образовательных Стандартах Дошкольного Образования (ФГОС ДО) сказано, что каждый ребёнок имеет право знать культуру, обычаи, традиции своей страны, своей национальной культуры.

Именно  знакомство   с историей,  культурой, музыкой  разных народов, населяющих нашу страну, сформирует у ребёнка  такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей Родины.

  Всё это  натолкнуло на мысль познакомить  старших дошкольников с народной музыкой и народными музыкальными инструментами. И начать это знакомство я решила с знакомства с русскими  народными  музыкальными инструментами. 

  Дети в процессе разных видов музыкальной деятельности не просто познают мир и получают новую для себя информацию, но и становятся активными участниками этого увлекательного путешествия, яркие впечатления  от которого   способствуют воспитанию бережного отношения к своей Родине,  родной природе, к  истории родного края, к  народной музыке, к людям, живущим рядом.      

План-конспект открытого мероприятия по воспитанию патриотизма  детей

 старшего дошкольного возраста

Тема: «Сказ о том, как полезные вещи стали

музыкальными инструментами»

Цель: воспитание у детей чувства патриотизма и национальной гордости   к истории,  культуре, музыке родной страны средствами музыки.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

Задачи:

1. Воспитывать любовь и уважение к традициям, истории,  музыкальной культуре  и самобытности родной  страны. («Познавательное развитие»)

2.Через сказку знакомить  воспитанников  с разнообразным, самобытным  миром народных музыкальных инструментов.

Развивать умение поддерживать беседу о русских народных музыкальных  инструментах, о тембрах их звучания, поощрять стремление делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями. («Речевое развитие»)

3. Содействовать развитию навыков исполнения народной музыки,  используя шумовые народные инструменты – деревянные ложки, трещотки, рубель, развивая тем самым  у детей тембровый, ритмический слух, музыкальную память, исполнительское мастерство. («Художественно-эстетическое развитие»)

4. Способствовать проявлению  любознательности у детей к народной музыкальной культуре и искусству, чувства уважения к народным традициям. («Социально-коммуникативное развитие»)

5.  Создать условия для воспитания толерантного отношения к людям всех национальностей, живущих в нашей стране,  понимать, чувствовать и с уважением относиться к культуре разных народов («Социально-коммуникативное развитие»)

Методы и приёмы:

– словесные: рассказывание сказки, беседа-диалог;

– наглядные: рассматривание музыкальных инструментов;

– практические: игра на детских музыкальных инструментах, рисование.

Оборудование:  

– мультимедийное оборудование,

-проектор,

– музыкальный центр,  

– музыкальные шумовые инструменты (деревянные ложки, трещотка, рубель, рожок, бубен),

– аудиозапись  –  р.н.п. «Камаринская», р.н.п. «Светит месяц», звук балалайки, звук гуслей,

– цветные карандаши, бумага.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы совместной деятельности

Коммуникативная

Беседа, вопросы, диалог

Музыкальная

Восприятие (слушание) музыки, игра на русских народных шумовых инструментах

Познавательная

Отгадывание загадок, поиск отгадок

Игровая

игровые задания в электронном методическом пособии

Восприятие (художественной литературы и фольклора))

Рассказ, чтение

Рисование

Раскрашивание народных музыкальных инструментов.

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность

воспитанников

Ожидаемые результаты

1.

Педагог предлагает детям вспомнить названия известных народных сказок и отправиться в гости к новой сказке

Дети внимательно слушают и отвечают на вопрос педагога

Дети заинтересованы предстоящим путешествием.

2.

Педагог рассказывает сказку, сопровождая свой рассказ мультимедийной презентацией.

слайд №1-2 (приложение 1)

Дети внимательно смотрят и слушают

Дети удивлены и заинтересованы.

3.

Педагог показывает музыкальные шумовые инструменты (деревянные ложки, трещотка, рубель, рожок) и знакомит детей  с тембрами их звучания.

слайд №3

Дети дают предположительные ответы на вопросы педагога:

– из чего сделаны инструменты?

– какой они формы?

– какой у них звук?

У детей развито восприятие (зрительное, слуховое) Через сказку дети познакомились   с разнообразным, самобытным  миром народных музыкальных инструментов.

Развито умение поддерживать беседу о русских народных музыкальных  инструментах, о тембрах их звучания.

4.

Педагог включает запись р.н. мелодии «Камаринская» и рассказывает детям о скоморохах

Слайд №4

Дети дают предположительные ответы на вопросы:

– какие скоморохи?

– что они делали?

Воспитание любви и уважения к традициям, истории,  музыкальной культуре  и самобытности родной  страны.

5.

Педагог рассказывает детям о русских народных инструментах   балалайке,  гуслях, знакомит с тембрами их звучания. Слайд №5-8

Дети внимательно смотрят и слушают.

У детей развито восприятие (зрительное, слуховое)

6.

Педагог знакомит детей с понятием «Оркестр русских народных инструментов», предлагает послушать в исполнении оркестра русскую народную песню «Светит месяц», акцентирует внимание детей на звучании голосов музыкальных инструментов.

Слайд №9-10

Дети внимательно слушают и отвечают на вопрос педагога:

– что такое оркестр;

– какие инструменты играли в оркестре;

– как называют людей, исполняющих музыку.

Проявляют  любознательность  к народной музыкальной культуре и искусству, чувство уважения к народным традициям. У детей развита музыкальная  память.

7.

Педагог предлагает детям сыграть на русских народных музыкальных инструментах. Вызывает трех детей   и раздаёт им музыкальные инструменты: ложки, трещотку и бубен.

Дети   экспериментируют со звуками музыкальных инструментов, обучаются первоначальным навыкам игры на рус.нар.инструментах. играют в детском шумовом оркестре.

У детей развита любознательность к музыкальной исполнительской деятельности, тембровый, ритмический слух, музыкальная  память. Развиты навыки исполнения народной музыки, с  использованием шумовых народных инструментов – деревянных ложек, трещоток, рубеля, развит  тембровый, ритмический слух, музыкальная память, исполнительское мастерство.

8.

Педагог предлагает вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых  говорили при помощи электронного методического пособия «Русские народные инструменты»

Слайд №11-16    (приложение 2)

Дети внимательно слушают загадки, находят отгадки, используя ИКТ (при помощи щелчка компьютерной мыши)

Дети проявили заинтересованность и любознательность к игре,

к народной музыкальной культуре и искусству. Появилось чувство уважения к народным традициям

9.

Педагог подводит итог путешествия и предлагает детям выбрать полюбившийся русский народный музыкальный инструмент и раскрасить его.

Слайд №17

Дети раскрашивают музыкальные инструменты и объясняют, почему им полюбился именно этот инструмент.

У детей развито уважение  к народной музыке и народным инструментам, толерантное отношение к людям всех национальностей, живущих в нашей стране.

Логика образовательной деятельности

Дорогие ребята! Вы любите сказки? С древнейших времён  люди  любили рассказывать  друг другу сказки. У каждого народа есть свои любимые сказочные герои,  это –  добрые и злые волшебники, прекрасные принцессы и храбрые принцы.  Любят сказку за то, что в ней происходят всевозможные чудеса. Только в сказке  простой паренёк может стать  Иваном-царевичем, а  Василиса Прекрасная – превратиться в лягушку.  Я думаю что вы, дорогие  ребята, любите и хорошо знаете русские народные сказки и их героев. Назовите, пожалуйста, известные вам  русские народные сказки.  Ответы детей

И сегодня мы все вместе отправимся  в гости к сказке.

Педагог  рассказывает,    детям  сказку сопровождая свой рассказ показом презентации.

Слайд№1

Сказку которую я   вам сегодня хочу рассказать, вы не найдёте ни в одной книге сказок. Потому что,  придумала её  для вас я  сама. И называется она так: «Сказка про  то,  как умные и полезные вещи стали музыкальными инструментами». Вы не только услышите сказку, но и  познакомитесь с названиями народных музыкальных инструментов, услышите их голоса, а также научитесь играть на них.

Слайд№2

Давно это было. Жили – поживали себе в небольшой деревушке в деревянной избушке  умные и полезные вещи: ложки деревянные, рубель, трещотка и рожок.

Слайд№3

Жили они в большой дружной семье. С раннего утра  и  до позднего вечера  умные и полезные вещи трудились, не покладая рук вместе со своими хозяевами. Деревянные ложки варили на кухне щи да кашу, а потом   кормили всю семью вкусным обедом. Рубель –  помогал хозяйке дома стирать и гладить бельё, чтобы всё в семье   были чистыми и опрятными. Рожок – вместе с хозяином дома ранним утром выгонял стадо коров и овец на луг, а вечером, своим громким голосом созывал всё стадо   домой. Трещотка – охраняла сады и огороды от не прошеных птиц, чтобы они  не испортили урожай плодов и ягод. Так и жили они   все вместе  до поры  до времени.

Во время рассказа педагог показывает эти музыкальные шумовые инструменты и знакомит детей  с тембрами их звучания (голосами).

Слайд№4

Однажды в той деревушке появились скоморохи. Так в старинные времена на Руси называли бродячих артистов, певцов  и  музыкантов.  Скоморохи шли по улице с весёлой песней.

Вся деревня собралась, чтобы посмотреть на  весёлое представление скоморохов.

Педагог включает запись р.н. мелодии «Камаринская»

Слай№5

 В руках скоморохов пели, звенели, бренчали и играли музыкальные инструменты.  Были среди них  гусли и  балалайка.

Слайд №6

Педагог рассказывает  о гуслях и балалайке.

Умные и полезные вещи остались дома, но и до них,  доносились звуки  задорной  музыки  и весёлые  песни скоморохов, потешавших народ.

Вскоре наступил вечер,  и скоморохи попросились переночевать к хозяевам той самой избушки,  в которой  жили умные и полезные вещи. После ужина, когда гости и хозяева уснули, вещи  решили поговорить с музыкальными инструментами. «Как вам живётся у своих хозяев скоморохов?» – спросили деревянные ложки у музыкальных инструментов.

Слайд№7  

 «Весело живётся»,  – ответила балалайка, весёлая болтунья.  «Везде бываем, песней звонкой народ потешаем».  Звучит запись игры на балалайке.

«А мы, никогда дальше своей деревни  не бывали», – отозвались трещотка и рубель.

Слайд№8

Тут в разговор вступили гусли.  Звучит запись игры на гуслях.

 «За песни  да за пляски весёлые любят нас на Руси. Везде встречают, да привечают. Мы,  своей музыкой, людям радость приносим!». «Ой!»,  – воскликнул рожок.  «Как бы и нам,   хотелось  тоже всем людям радость приносить». «Так давайте  вместе с нами  по белу свету путешествовать. Вместе, у нас ещё веселей да лучше музыка звучать станет» – пропели  гусли и балалайка. Так и решили умные и полезные вещи  стать музыкальными инструментами, чтобы не только пользу людям приносить, но и радость им дарить.

Слайд№9

С тех самых пор,   путешествуют они вместе  большой дружной семьёй.  И семья их стала называться – оркестром русских народных музыкальных  инструментов.

Слайд№10

Давно уже нет на свете  ни той деревушки, ни деревянной избушки, ни скоморохов, а музыка в исполнении русских народных инструментов  продолжает звучать   и  приносить радость всем, кто её слышит.

А вы,  ребята, хотели бы  услышать голоса музыкальных инструментов в оркестре?

Ответы детей

Слайд сопровождает р.н.п. «Светит месяц»  в исполнении народного оркестра. Педагог  кратко  рассказывает о составе народного оркестра, акцентирует внимание детей на звучании голосов музыкальных инструментов.

Педагог предлагает детям сыграть на русских народных музыкальных инструментах.            

Педагог вызывает трех детей   и раздаёт им музыкальные инструменты: ложки, трещотку и рубель.

Попробуйте поиграть на своих инструментах. Прислушайтесь,  как звучат  их голоса. (Дети играют сначала по одному на инструменте, затем все одновременно)

На примере р.н.п. «Светит месяц». Разучивает с ребятами  ритмический аккомпанемент: сначала отдельно с каждым « музыкантом»,   а затем, со всеми вместе.

Добавляются «музыканты» из числа детей.

Ребята! Вы сегодня  познакомились с русскими народными музыкальными  инструментами. Узнали историю их появления и значения в жизни человека, услышали их голоса, научились играть на них.  А теперь, я предлагаю вам вспомнить, как называются музыкальные инструменты, о которых   мы с вами говорили. Сделать это нам помогут музыкальные загадки.

Cлайды 11-16  Электронное дидактическое пособие «Русские народные инструменты»

Педагог загадывает воспитанникам загадки о музыкальных инструментах, дети (самостоятельно) по щелчку мыши узнают, правильно ли они ответили.

Слайд17

Наша сказка  подошла  к своему завершению. Сказка сегодня была весь день с нами. Она рассказывала нам об оркестре русских народных музыкальных инструментов, учила  понимать особый язык музыкальных инструментов. Сказка помогла вам исполнять музыку по-разному.

С помощью сказки   вы научились  слушать  и понимать музыку, быть внимательнее и добрее по отношению  друг к другу, и мне кажется, что мы должны сказать сказке сегодня «спасибо»  за то, что она нас многому научила.

А сейчас давайте нарисуем полюбившийся музыкальный инструмент, а сказке скажем: «До новых встреч!»

Литература.

1. «Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников»  Практическое пособие для воспитателей и методистов. Воронеж: «Учитель», 2005

2. М.Ю.  Новицкая « Наследие: патриотическое воспитание в детском саду»

  Москва, 2003

3. «Музыкальный руководитель» журнал №2,20005; №2, 2006; №2,2007; №2, 2008.

4. Нравственное воспитание в детском саду. В.Г. Нечаевой.

5. «С любовью к России» Методические рекомендации.  Москва: «Воспитание дошкольника», 2007

Интернет – ресурсы.

https://www.zuzuka.be/forum/showthread.php?p=46376 музыкальный альбом «Русская балалайка»

https://fler-de-lis.ru/index.php?categoryID=576&category_slug=suveniry-iz-dereva&offset=160 гусли

https://www.muzprom.ru/catalog/muzprom/udarnie_shumovie/30.php рубель

Источник