Сказка о полезных ископаемых о песке и глине

Сказка о полезных ископаемых о песке и глине thumbnail

Рассказы о том, из чего сделаны все предметы вокруг. Человек научился находить полезные ископаемые, добывать и перерабатывать их чтобы сделать свою жизнь легче.

Чего только нет у нас на земле!

Ну, раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из-под земли. Со временем люди этому научились.

Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…

Самолёты и звездолёты…

Космические корабли летают в космос, но добыли-то их из-под земли!

Правда, не в готовом виде.

В готовом виде под землёй даже простого гвоздя не най­дёшь— разве что его сначала туда зароешь.

Под землёй всё в неготовом виде. Велосипеды, сковородки, телевизоры, киноаппараты под землёй в неготовом виде — в ви­де полезных ископаемых.

Почему полезных?

Почему ископаемых?

Потому что приходится много земли ископать, чтобы до­быть то, что для нас на земле полезно.

к оглавлению ↑

Кто самый полезный?

Под землёй, в темноте, где ничего не видно, попробуй отличить полез­ного от бесполезного. А ведь каждо­му хочется быть полезным.

-Я — соль земли, — говорит Соль. — Без меня на земле каши не сваришь.

— А без меня сваришь? — спра­шивает Алюминий.—Кастрюли-то делают из алюминия.

Без кастрюли, конечно, каши не сваришь.

— А на чём варить будете? — спрашивает Уголь.

И Природный Газ подхватывает:

— Без топлива в этом деле не обойдётесь.

— А чем огонь разожжёте? — спрашивает Сера, без которой ни од­на спичка не загорается.

— И надо ещё крупу привезти,— говорит Нефть, без которой не будет бензина для транспорта.

Простую кашу сварить — и вон сколько их набралось! Кого ни возь­ми— без него каши не сваришь…

— Между прочим, обо мне тоже не следует забывать, — Говорит Же­лезо, из которого делают лопаты. — Прежде чем кашу варить, всех вас нужно ещё из земли выкопать.

к оглавлению ↑

Медная сказка

По виду не скажешь, что Медь такая старая. А ведь знали её ещё в Каменном веке — такую же крас­ную, румяную, как сейчас.

Никаких других металлов не зна­ли. А Медь знали. И в хозяйстве ис­пользовали. Кувшины из неё делали. Миски. Ножи. Это в Каменном-то веке!

Потому он и кончился, Каменный век, что слишком много в нём нако­пилось медного. А когда в Медном веке слишком много накопилось бронзового, кончился Медный и на­ступил Бронзовый век (хотя Бронза — это была та же Медь, только соеди­нённая с Оловом). А потом, когда в Бронзовом веке слишком много на­копилось железного, на смену Брон­зовому пришёл Железный век.

Вот как всё это было.

Даже не верится, что столько вре­мени миновало, что Медный век дав­ным-давно прошёл…

Потому что Медь сейчас и в ма­шиностроении, которого не было в Медном веке, и в электротехнике, которой не было в Медном веке… И в телевизорах, не известных Мед­ному веку, и в самолётах, и в кос­мических ракетах — всюду Медь, Медь…

Такая старенькая, а везде поспе­вает.

к оглавлению ↑

Алюминиевая сказка

Было время, когда металлы не умели летать. Слишком они тяжелые, трудно им от земли оторваться

Тогда на Земле ещё ничего не знали об Алюминии. Хотя он уже был и на каждом шагу встречался.

Бывают такие незаметные герои, которые никому не за­метны, Рока на них не посмот­рят внимательно. А как посмот­рят, увидят —и сразу они про­гремят на весь мир.

Так прогремел в прошлом веке металл Алюминий.

Но греметь, конечно, легче, чем летать. Для полётов не только лёгкость, но и твёрдость нужна. Алюминию же не хвата­ло твёрдости.

— Соедините его со мной,— предложила Медь.—Со мной он в два счёта станет твёрдым.

— С тобой? Но ты же сама мягкая!

— Это я мягкая, пока одна. В сплавах я не такая. Вспомните Бронзу, Латунь…

Соединили Медь с Алюми­нием. Получился Дюраль, твёр­дый сплав. И лёгкий, и твёрдый.

Вот из него и построили са­молёты. И на этих самолётах на­шлась работа для многих метал­лов, которые прежде, до Алю­миния, не умели летать.

Важно, чтоб кто-то первый полетел. А за ним полетят и все остальные.

к оглавлению ↑

Глиняная сказка

Жила на свете Твёрдая Гли­на, и никому от неё не было радости. Сухая она была, чёрст­вая, скорее треснет, чем сделает кому-то добро.

Пришла к Твёрдой Глине Вода.

— Надо, — говорит, — тебе быть помягче. Только тогда ты сможешь делать добро.

Прикоснулась к Глине Во­да— и та сразу стала мягче. Так размягчилась от Воды, что из неё даже кружку вылепили.

— Будем с тобой вместе лю­дей поить,— говорит Вода.— А пока я испаряюсь.

— Будем вместе, а сама испаряешься?

— Пока, — говорит Вода.— Чтобы поить людей, кружка дол­жна быть твёрдой, непромокаемой. А со мной ты не станешь твёрдой. Поэтому — прощай!

— Ты же говорила, надо быть мягкой, чтобы делать добро. А теперь говоришь: надо быть твёрдой…

— Всё правильно,— сказала Вода.— Пока ты просто Глина, тебе необходимо быть мягкой, чтоб из тебя можно было что-нибудь вылепить. А когда стала кружкой, тут уже твёрдость нужна.

Вода испарилась, а Глина задумалась.

Оказывается, не так это просто — делать добро. Чтобы де­лать на земле добро, нужно хорошо знать, когда мягким быть, а когда — твёрдым.

к оглавлению ↑

Гипсовая сказка

Когда выйдешь наверх из глубин земли, приятно похвастать своими земляками.

— Мой земляк врачом стал. Трав­матологом. Помогает переломам сра­статься.

— А мой земляк — скульптор. Его работы на выставках.

— А мой — строитель.

— А мой по сельскому хозяйству знаменитый специалист.

— Знаменитый? А зовут его как?

— Гипс.

— Ты смотри! И моего — Гипс!

— И моего!

— И моего тоже!

Да, Гипс на все руки мастер. И гипсовую повязку наложить, и скульптуру из гипса выле­пить, и заштукатурить что надо, и почву удобрить, и сделать ещё множество дел…

Выходит, все одним земля­ком хвастались.

Одним — но каким!

Читайте также:  Чем полезны и не полезны печеные яблоками

С таким земляком не стыдно выйти из-под земли, не стыдно на белый свет показаться.

к оглавлению ↑

Асфальтовая сказка

Асфальт кажется серым, но он чёрный, как смола. Его даже называют горной смо­лой, потому что он настоящая горная порода. Конечно, нас­тоящий Асфальт, не искус­ственный.

Настоящий Асфальт вы­шел из недр земли, не подо­зревая, что им станут покры­вать дороги. Он даже не знал, что на свете существуют дороги. Жизнь в недрах земли — без дорог.

А здесь, на земле, все куда-то спешат, колёса стучат, ноги топают, и не могут они стучать и топать по бездорожью. Зем­ле нужны дороги, чтоб легче было двигаться по земле, потому что если живёшь — надо двигаться.

Правда, Асфальт сам не двигается, он только покрывает дороги, но это значит, что он помогает общему движению, а это бывает важнее, чем двигаться самому.

А то, что он серый, так это просто дорожная пыль. Рабо­чая пыль. Ведь нельзя же работать так, чтоб не запылиться!

Ох, как много нужно земли ископать, пока добудешь то, что для нас на земле полезно!

(Илл. Коваля В.)

Источник

СКАЗКА ПРО ЯНТАРЬ

Однажды водолаз нырнул под воду очень глубоко и его внимание привлек камушек. Он его взял. Это оказался янтарь. Водолаз Гена много дней пытался из него сделать украшение. Однажды у него это получились бусы. Водолаз был очень горд. Бусы он подарил своей маме. Она никогда их не снимала.

И однажды ночью она услыхала, что камушки разговаривают между собой. Один камушек вспоминал, что когда-то они были простой мягкой смолой на дереве. Но дерево спилили и сплавили в озеро. Смола затвердела и упала на дно. Один камушек говорил:

– Смотрите я яркого желтого цвета.

Другой отвечал:

– А я с красными крапинками.

Другой говорил:

– А во мне остался комарик.

И тут зазвонил будильник, мама проснулась. Она стала бережнее относится к своим бусам.

СКАЗКА ПРО МЕДЬ

Маленькой девочке Наде подарили кольцо. Оно было сделано из меди. Надя очень гордилась своим кольцом. Но однажды она узнала, что кольцо не золотое, а медное и выкинула его. Кольцо покатилось и упало на дорогу. Его нашел мальчик Коля. Он хотел оставить это кольцо себе, но оно вдруг заговорило: «Отнеси меня, пожалуйста, к девочке Наде. Она меня потеряла»

Коля послушался и отнес кольцо девочке. Она не хотела его брать, но Коля положил ей его в ладошку и ушел. Надя опять хотела выкинуть кольцо. Но кольцо рассердилось и превратило Надю в жабу.

СКАЗКА ПРО НЕФТЬ

Глубоко-глубоко под землей жила госпожа Нефть. Она ходила в темных одеждах и от нее очень резко пахло. Она удивляла подземных жителей тем, что легко могла ходить по воде и не тонуть. А на воде оставались ее масляные следы, что очень раздражало подводных жителей. Ее родители не разрешали ей играть со спичками, так как боялись, что она может сгореть.

Однажды нефть со своими друзьями решила убежать из дома. Она залезла в трубу и оказалась на поверхности Земли. И у госпожи нефти и ее друзей начались различные приключения. Они отправились в цистернах по железной дороге в разные уголки страны. Наша госпожа Нефть попала к волшебникам и они превратили ее в бензин, керосин. Нашу госпожу Нефть можно встретить в вазелине, лаке, пластмассе и даже в различных красках. После превращения началась новая и интересная жизнь у госпожи Нефти, только надо внимательно присмотреться, что бы с ней встретиться. Желаю удачи.

СКАЗКА ПРО ГЛИНУ

Давным – давно на нашей планете росли большие дремучие леса. Было много рек и озер. Люди жили тогда племенами. Они часто переходили с места на место в поисках лучшего места для житья. Одно племя поселилось на берегу красивой речки. Построили себе хижины, ловили рыбу, охотились. Люди были довольны выбранным местом. Но однажды наступила засуха. Речка высохла. Остались только потрескавшиеся коричневые берега. Старики плакали, они не знали как жить дальше. Взрослое население было занято пропитанием и доставкой воды. А маленькие дети нашли новое место для игр. Это высохшее русло реки. Утром, когда капли росы еще не высохли, ребятишки лепили из нее различные фигурки. Взрослые переняли опыт у детей и стали делать из глины посуду: горшки, кринки. Изделия из глины обменивали на нужный товар. Затем они научились делать кирпич. Жить они стали лучше. Прошло много лет, люди научились строить большие заводы, где делают много кирпича и глиняной посуды, но до сих пор берут глину по берегам рек.

СКАЗКА “СПОР ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ”

Однажды ночью случился в местном краеведческом музее большой переполох, а все потому что сошлись в жестоком споре между собой полезные ископаемые, выставленные в этом музее.

Не могли они никак решить, кто из них полезнее для человека.

Первым начал спор уголь. Он сказал:

-Я, уголь, самое полезное ископаемое из полезных. Без меня человек бы мерз зимой и не мог бы согреться.

Ему возразила нефть, налитая в сосуд:

-Это я, нефть, самая полезная из полезных. Меня человек ценит больше тебя и добывает в больших количествах. Без меня встали бы его машины, не ездили бы поезда, не летали бы самолеты.

-Вы не правы, милейшие, – возразила железная руда. – Зачем бы нужен был человеку уголь и нефть, если бы он не мог ничего построить из металла? Я – основа современной цивилизации.

-Неправда! – горячо возмутилась глина. – Твой век уходит. Новый век – это век алюминия.

Тут из-за стены подало голос золото:

-Основа цивилизации – деньги, а деньги – это я. Золото самое полезное ископаемое.

Спорили и ругались полезные ископаемые и никак не могли решить, кто же из них полезней. Только кусок каменной соли не принимал участие в споре – он-то знал, что самое полезное ископаемое именно каменная соль. Ну не будет у человека угля – обойдется дровами, не будет металла – использует пластик, не будет золота – применит серебро, а вот соль в еде ничем не заменишь.

Читайте также:  Срок полезного использования по группам учета основных средств

 Сказка о полезных ископаемых о песке и глине

СКАЗКА “Как поспорили полезные ископаемые, о том, кто из них полезнее?”

Однажды медь и железо поспорили, кто из них полезнее. Медь уверяла, что благодаря ей человечество вступило в новую фазу своего развития. Благодаря ее уникальным свойствам, а именно – относительной легкости процесса извлечения из руды и легкому плавлению – человек смог сделать первые инструменты и продвинулся далеко вперед в своей эволюции: он научился обрабатывать землю, сшивать шкуры и делать из них одежду, даже украшения для любимых делались из бронзы.

Выслушав эти хвастливые аргументы, железо не сдержалась.

-А знаешь ли, медь, что даже тогда, когда люди научились смешивать тебя с оловом, чтобы получить бронзу, что даже тогда, ты была слишком мягкой. Украшения и статуи – твой удел. А мое предназначение – настоящие мужские инструменты, тяжелые и крепкие. Мой удел – быть первым во время мира и во время войны.

В некоторых древних странах, например, в Древнем Египте железо было ценнее золота: его называли “металлом неба”, потому что египтяне получали его главным образом из фрагментов упавших на землю метеоритов.

Только благодаря мне, железу, смогла свершиться Промышленная революция и человечество сделало громадный скачок в своем развитии.

-Молчишь, медь, нечем тебе опровергнуть мои аргументы? Так-то.

Источник

Надежда Шестернева
Познавательное занятие «Полезные ископаемые» в подготовительной группе

Предварительная работа

1. Рассматривание иллюстраций, чтение «Сказки о полезных ископаемых» по Ф. Кривину;

2. Наблюдения на прогулке, опыты, творческие задания;

3. Дидактические игры «Определи какой знак», «Определи на ощупь», со схемами и другие;

4. Беседы на тему «Подземные сокровища Амурской области».

Материал:

1. Карточки – символы полезных ископаемых;

2. Карта Амурской области;

3.Образцы пород: глина и песок (стаканчики с образцами на каждого ребенка);

4. Лупы;

5. Стаканчики с водой;

6. Палочки или веточки.

Ход занятия:

Игра «Да – нет»

Воспитатель загадывает предметы, а дети отгадывают,классифицируя предметы по схеме: Природный мир или растительный, живая или не живая природа и т. д.

Одна из отгадок – полезные ископаемые. Воспитатель спрашивает, почему их так называют, затем предлагает каждому из детей взять по карточке и определить, какое полезное ископаемое обозначено на карточке.

Вопросы детям:

1. Скажите, как используются песок, глина, уголь, строительный камень?

2. Как можно назвать их одним словом? А как еще можно назвать? (сокровища земли, кладовая земли и т. п.);

3. Люди, каких профессий добывают полезные ископаемые? (геологи, шахтеры);

4. Чем занимаются геологи? (исследуют недра, изучают камни, отправляются в экспедицию);

5. Чем занимаются шахтеры? (работают в шахтах, добывают уголь).

Воспитатель:

А теперь посмотрите на эту картинку. На ней изображена карта Амурской области. Выберите карточки с полезными ископаемыми нашего края. (дети выбирают из множества карточек с обозначениями полезных ископаемых, только те, которые есть у нас в области.

Вот видите, хоть область у нас и небольшая, но сколько богатств она хранит! Это и уголь, и железо, золото, глина, песок, строительный камень и т. п.

А сейчас давайте представим, что мы с вами – исследователи и у нас есть своя научная лаборатория. Мы поближе познакомимся с такими полезными ископаемыми как глина и песок. Тихонько пройдите за столы будем проводить опыты.

Опыт 1

С помощью лупы внимательно рассмотрим, из чего состоит песок (из очень мелких зернышек – песчинок, как выглядят песчинки? Они очень маленькие, круглые (белые или желтые в зависимости от разновидности песка) похожи ли эти песчинки одна на другую? Чем похожи и чем отличаются?

А теперь рассмотрим таким же образом кусочек глины. Видны ли такие же частички в глине? В песке каждая песчинка лежит отдельно, она не прилипает к своим соседкам, а в глине слипшиеся, очень мелкие частички.

Опыт 2

Аккуратно нальем воду в стаканчик с песком, потрогаем его. Каким он стал? (влажным, мокрым). А куда исчезла вода? Она забралась в песок и «уютно» устроилась между песчинками. Попробуем «посадить» палочку в мокрый песок. В какой песок она легче входит, сухой или мокрый? Затем наливаем немного воды в стаканчик с глиной. Следим, как водичка впитывается, быстро или медленно? Медленно, медленнее, чем в песок, часть воды остается сверху на глине. Сажаем палочку во влажную глину. Легче сажать палочку в мокрую глину, чем в сухую.

Заключение

Мы с вами рассмотрели и провели опыты с песком и глиной, а как вы думаете, где используются эти полезные ископаемые? (в строительстве) и где они находятся? (в карьере под землей) В мире полезных ископаемых есть много других удивительных вещей. О них мы поговорим с вами на следующих занятиях.

Источник

Конспект организованной образовательной деятельности

с элементами экспериментирования по теме «Песок и глина».

Старшая группа.

        Цель:  Дать представление о свойствах песка и глины.

        Задачи:

  • Продолжать знакомить детей с такими компонентами неживой природы, как песок и глина, и их свойствами; показать, чем они похожи и чем отличаются.
  • Формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту; понятие о том, что песок и глина полезные ископаемые.
  • Развивать речь детей, самостоятельность, инициативность.
  • Воспитывать любознательность.???

         Словарная работа: Сыпучий, песчинки, частички, исследование,  эксперимент, лаборатория, песчаная буря.

        Материал:  проектор для просмотра видео, песок, глина, тетрадные листы, палочки, песочные часы, банка, коктейльная трубочка, иллюстрация ” пустыня”, магнит, стаканы с водой, клей.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественное творчество».

        Методы и приемы:

– практические: наблюдение, экспериментирование с глиной и песком;

– наглядные: показ опытов;

– словесные: беседа, рассказ, анализ, подведение итогов – обобщение детских исследований по данной теме.

Ход занятия:

        Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. А теперь проходите на стульчики, и мы с вами посмотрим интересную передачу.

        Просмотр детской передачи о полезных ископаемых.

Электронный адрес программы: https://yandex.ru/video/search?fiw=0.00593323&fiw=0.00593323&filmId=gI26ItPC0Cw&text=%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC%20%D0%BE%20%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%B7%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D0%B8%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D0%B5%D0%BC%D1%8B%D1%85&path=wizard называется полезные ископаемые «Строим дома»

        Беседа с детьми.        

  1. Ребята, скажите, о чем же была детская передача?
  2. Скажите, что же такое «Полезные ископаемые»?
  3. Откуда берутся эти ископаемые?
  4. Скажите, как используются песок, глина, нефть, соль?
  5. Как можно назвать их одним словом? А как еще можно назвать? (сокровища земли, кладовая земли и т. п.).
Читайте также:  Какое яйцо полезнее с петухом или без

        А сейчас давайте представим, что мы с вами – исследователи и у нас есть своя научная лаборатория. Что же такое лаборатория? (ответы детей).

Лаборатория – это место где ученые проводят опыты и ставят эксперименты.  А как вы думаете, чем занимаются в лаборатории? (ответы детей). В лаборатории мы займемся исследованием и экспериментированием (словарная работа)  и поближе познакомимся с некоторыми  полезными ископаемыми, а чтобы узнать, с какими именно, вам, нужно отгадать.

Из меня кулич испечь удобно,

Только есть его нельзя, дружок,

Я сыпучий, жёлтый, несъедобный,

Догадался, кто я? Я – … (Песок)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина)

        Молодцы, вы правильно отгадали загадки, теперь тихонько пройдите за столы будем проводить опыты.

        Ребята, посмотрите, перед вами в стаканчиках стоит глина и песок, давайте хорошо рассмотрим  их.

ОПЫТ №1

        Возьмите  стаканчик с песком в руки и аккуратно насыпайте его на бумагу. Легко сыпется песок? Что можно сказать про песок? Какой он? Из чего он состоит? (он сыпучий, состоит из песчинок).

        А теперь возьмите глину и попробуйте насыпать ее на бумагу. Какая глина на ощупь? (твердая, холодная, сырая)

        Что легче насыпать, песок или глину? (насыпать песок)

        Верно, песок сыпучий и его движение напоминает движение воды. А глина сыпучая? подумайте. А как глина сыпется? (комочками)

        Как вы думаете, может ли песок помочь нам определить сколько времени прошло? (ответы детей) Может ли песок работать вместо часов?

Что у меня в руках, кто знает (песочные часы) Когда песок из одной емкости пересыпается в другую, пройдет 1 минута. (Демонстрирую)

А есть еще часы, в которых песок пересыпается за 3, и за 5 минут.

Как вы думаете, можно ли сделать глиняные часы? Почему нельзя?

        Вывод: (пусть дети самостоятельно делают вывод) песок сыпуч, а глина нет.

ОПЫТ № 2

        Возьмите палочку и попробуйте воткнуть ее в стаканчик с песком. Что произошло? Почему? (палочка песчинки легко расталкивает, так как они не держатся друг за друга)

А теперь тоже самое сделаем с глиной. Что произойдет, как вы думаете (глина твердая, палочка в нее не воткнуть, трудно).

        Вывод: (пусть дети самостоятельно делают вывод) палочка песчинки легко расталкивает, так как они не держатся друг за друга, а глина твердая, палочку в нее  воткнуть  трудно.

Физминутка:

А теперь давайте сами попробуем превратиться в песок и глину. Давайте выйдем на коврик.

Вокруг себя повернитесь и в песчинки превратитесь.

Дунул сильный ветерок, натворил переполох.

Легкие песчинки – поднял он как пушинки. (Прыгают)

И закружил легко. (Кружатся)

Но ветер вдруг угомонился.

Песчинки разом приземлились.

Вокруг себя повернитесь и в глину превратитесь.

Разгулялся ветерок, поднял снова переполох,

Но глины толстые куски,

Не поднять ему никак.

Будем дружненько стоять.

Молодцы, проходите на свои места.

ОПЫТ №3

        Теперь, ребята, я  предлагаю опустить магнит в песок.

        Что же произошло? На магните остались песчинки песка, а в опыте с глиной не произошло ничего.

        Вывод:  (пусть дети самостоятельно делают вывод) песок состоит из мелких камешков, которые имеют различную форму, размеры. В песке присутствуют частички металла, на ощупь песок шершавый, а глина мягкая.  Песчинки образуют предохранительные своды. Вот почему насекомые попавшие в песок выбираются целыми и невредимыми.

(Показ иллюстрации “Пустыня”)

        Посмотрите ребята на иллюстрацию. Что на ней изображено? Что вы знаете о пустыне (ответы детей)

(Рассказ воспитателя)

        В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет растительности. Насекомые, чтобы спастись от жары, зарываются глубоко в песок, а когда наступает ночь, выползают. Когда у нас поднимается ветер, начинается ураган.. А в пустыне ветер поднимает большое количество песка и начинается песчаная буря. (Словарная работа) Хотите устроить песчаную бурю в банке?

ОПЫТ №4

        Банку нужно положить на бок, внутрь насыпать песок и глину, закрыть крышкой, в которую вставлена резиновая трубочка. Через нее с силой вдуваем в банку воздух. Внутри создается ветер.

Что происходит с песчинками? Почему?

А с кусочками глины? Почему?

        ВЫВОД: (пусть дети самостоятельно делают вывод) песчинки маленькие, легкие не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются. А кусочки глины сдуваются труднее, потому что они тяжелые.

ОПЫТ №5

        Давайте нальем в стакан с песком воды, и посмотрим что произошло. А теперь нальем воду в глину. Что произошло?

        Проверяем проходимость воды через глину и песок.

        ВЫВОД: (пусть дети самостоятельно делают вывод)  глина воду не пропускает, а песок пропускает, при этом он становиться тяжелым и лепится.

        Воспитатель сообщает, что на песке рисуют обычно палочкой, но есть еще один способ создания песочных картин с помощью бумаги и клея. Педагог берет лист бумаги, быстро рисует несложную контурную картинку, затем проводит по всем линиям клеем и плашмя кладет картинку в песок, изображением  вниз. (Можно вместо песка использовать манку). Потом поднимает картинку и показывает детям песочный рисунок. Поясняет, что клеем можно покрыть не только контурные линии, но и крупные детали силуэты. Дети осваивают новый способ. Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть получившиеся песчаные картинки, спрашивает, в чем их особенность. Подводит детей к выводу, что песчаные картинки состоят из множества мелких крупинок и выполнены в одной цветовой гамме. Можно ли расцветить эти картинки, чтобы они стали яркими? Дети высказывают свои догадки. Педагог подтверждает, что песчаные картинки можно раскрасить красками.

        Давайте подведем итог: (пусть дети самостоятельно делают вывод) песок – сыпучий, рыхлый, глина – тяжелая, не сыпучая, твердая. Все молодцы. Мы много сегодня узнали о песке и глине.

Итог: Общая оценка детской экспер работы (интерес, активность, работоспособность детей, кто сделал свое открытие) повторение  свойств песка и глины.

Источник