Шашки полезно ли играть детям в
Доподлинно известо, что первую доску, расчерченную на разноцветные клетки-квадраты, археологи нашли на раскопках древнего Вавилона. С тех давних пор, видимо, и популярна игра в шашки. За многовековую историю шашек игра эта обзавелась огромной, постоянно пополняемой армией преданных поклонников и этому есть вполне простое объяснение.
Подпишись на Hyser.ua в Google News! Только самые яркие новости!
Подписаться
Игра в шашки
Шашки по праву признаны одной из самых интеллектуальных игр, пишет портал 4mama. Она стимулирует мыслительную деятельность детей, способствует их логическому мышлению, развивает пространственное воображение, память и внимание, что очень важно для подготовки к школе. Именно шашки издавна считаются одной из самых полезных для мозговой деятельности игр.
Кроме того, большая часть детей в дошкольном возрасте по своей природе очень подвижны и активны, им трудно сосредоточить свое внимание – эта волшебная игра ненавязчиво формирует у них такое качество, как усидчивость. Также игра в шашки воспитывает в детях такие немаловажные для их будущей жизни качества, как умение самостоятельно думать и нести ответственность за принятое решение, адекватно относиться к неудачам и поражениям.
Как ви уже поняли, шашечные тренировки развивают многие необходимые для взрослой жизни качества: объемное мышление, логический анализ, память, внимание, способность концентрироваться, самодисциплину, абстрактное мышление, творческую фантазию и сообразительность, настойчивость и решительность.
Кстати, игре в шашки имеет смысл обучать, когда ребенок достиг 5-6 летнего возраста. Именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается прогностическая и наглядно – образная функции мышления, которые позволяют решать уже более сложные задачи.
Чтобы был эффект, надо тренироваться хотя бы два раза в неделю и стараться каждый месяц участвовать в соревнованиях. Года через три можно нацелиться на новые высоты и приступить к изучению международных шашек или шахмат. И помните, главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно.
И еще, взрослому, который взял на себя миссию обучения малыша игре в шашки, нужно запомнить два правила:
- ни в коем случае не следует торопить малыша, если он надолго задумался;
- нельзя ругать ученика за непродуманные – по мнению учителя – ходы.
Это отобьет у ребенка желание играть в шашки, в частности, и в интеллектуальные игры вообще. Малыш будет считать себя неспособным, утратит веру в собственные силы и перестанет даже пытаться что либо понять. Все это, безусловно, отразится на развитии его мышления и формировании характера. Не забывайте, что это игра, и наказания тут неуместны.
Ранее стало известно, что имя ребенка может быть связано с его здоровьем. Психологи рассказали об именах, которые могут защитить человека, подарить им уверенность и привлечь здоровье.
Также Hyser писал, что певица Анна Седокова поделилась с подписчиками мнением о воспитании детей. Звезда сравнила условия, в которых она росла с условиями, в каких она растит своих детей.
Популярные статьи сейчас
Показать еще
Подписывайтесь на наш Twitter
Подпишись на Hyser.ua в Google News! Только самые яркие новости!
Подписаться
Роль игры в шашки в развитии детей дошкольного возраста.
Для начала погрузимся в историю возникновения шашек, которая уходит в далёкую древность.
Современное название игры «шашки» (checkers) появилось от слова, обозначающего шахматную доску — «checkered» — что в переводе означает «клетчатый». Родина игры, подобной шашкам (Алькерк) — Древний Египет, и первые упоминания о ней относятся к 1600 году до н.э.
У Платона встречается миф о том, как бог Гермес, придумавший эту игру, предложил богине Луне играть с ним в шашки с тем условием, что в случае проигрыша он получит от Луны пять дней. Одержав победу, Гермес прибавил эти пять дней к тем 360 дням, которые до этого составляли год. По одной из исторических версий шашки изобрел греческий воин Паламед, известный как участник осады Трои. Осада города продолжалась 10 лет и, чтобы убить скуку, Паламед придумал эту увлекательную игру, возможно, рисуя клетки на земле. Увлекались шашками и египетские фараоны. Во время раскопок в Египте обнаружили гробницу вельможи, который был приближенным фараона. На стенах гробницы есть росписи, отражающие три страсти древнего египтянина — охоту, рыбную ловлю и игру в шашки. В Лувре хранятся две шашечные доски, принадлежащие фараонам. Из гробницы Тутанхамона была извлечена доска для игры в шашки, состоявшая из тридцати клеток.
Невооружённым глазом видно сходство игры в шахматы и шашки – об этом говорят и клетчатые доски, и разделение на «белые» и «чёрные» фигуры, и очерёдность ходов, и многие другие элементы обеих игр. И эти совпадения совершенно не случайны — игра в шашки в современном виде появилась благодаря французам, которые примерно в XIX веке скрестили египетский Алькерк с игрой в шахматы.
Метод передвижения шашек по полю (по диагонали) взят из правил передвижения королевы (ферзя) в шахматах. Именно этот факт, в своё время, был причиной того, что шашки в некоторых частях Англии до сих пор называют «draughts» — словом, обозначающим ход королевы в шахматах.
На Руси происхождение истории шашек связывают с именем киевского князя Владимира Мономаха (1053-1125). Однако археологические раскопки показали, что еще в III-IV веках нашей эры уже играли в шашки. Во многих былинах рассказывается о том, что шашки были одной из любимых игр русских богатырей. Петр I всячески поощрял игру в шашки и в шахматы. На учрежденных им «ассамблеях» тот петербургский сановник, которому подошел черед устраивать у себя «ассамблею», должен был помимо всего прочего выделить особую комнату для шахмат и шашек.
Harold James Ruthven Murray, занимавшейся изучением истории шахмат и шашек, пришёл к выводу, что шашки распространялись по миру очень медленно – гораздо медленнее других настольных игр. Об этой игре он нашёл всего несколько упоминаний в период XII – XVI веков. Всё это говорит о том, что игра в этот период была распространена только на территории Англии, Франции и, возможно, Испании (есть упоминания о труде первого пособия о шашкам А.Торквемада, вышедшего именно в Испании в 1547 году, но не сохранившегося до наших дней).
Дошкольное детство – это значимый отрезок в жизни каждого ребенка, в течение которого приобретается значительно больше, чем за всю последующую жизнь. Обретая и совершенствуя физические навыки и умения, ребенок овладевает речью, мышлением, воображением и восприятием. Логическое мышление детей формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Исследования Запорожца, Венгера, Гальперина доказали, что основные логические умения на элементарном уровне формируются у детей, начиная с 5–6-летнего возраста. Мышление – это опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. Мышление ребенка связано с его знаниями. Н. Поддъяковым были выявлены следующие тенденции в развитии знаний у детей:
1.В процессе мыслительной деятельности происходит расширение объема и углубление четких, ясных знаний об окружающем мире. Эти стабильные знания составляют ядро познавательной сферы ребенка.
2. Одновременно возникает и растет круг неопределенных, не совсем ясных знаний, выступающих в форме догадок, предположений, вопросов. Для развития детского мышления очень важно, чтобы наряду с формированием ядра стабильных знаний шел непрерывный рост и неопределенных, неясных знаний, которые являются мощным стимулом умственной активности детей.
В ходе занятий, специального обучения посредством различных игр важно формировать у дошкольников такие мыслительные операции, как сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификацию.
По мнению В.В. Путина, шашки – это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперед.
Большая часть детей в дошкольном возрасте очень подвижны и активны, им сложно сосредоточить свое внимание. Благодаря играм в шашки дети учатся быть усидчивыми, терпеливыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Таким образом, анализ теоретических источников показал, что благодаря шашечным играм у ребенка расширяются границы познания действительности. Доказана тесная, неразрывная связь мыслительных процессов с практическими действиями, преобразующими познаваемый предмет, принципиальная невозможность решения поставленных задач без участия практических действий. С этой точки зрения игра в шашки выступает в качестве эффективного средства развития мышления детей.
Игре в шашки рекомендуется обучать ребенка, достигшего 5-6 летнего возраста, так как именно в этом возрасте внимание детей становится более устойчивым и произвольным, развивается наглядно-образное мышление, что позволяет решать более сложные задачи.
Обучая ребенка игре в шашки, следует помнить два правила:
- Не следует торопить маленького игрока, если он надолго задумался.
- Не рекомендуется ругать за непродуманные ходы.
Главное, чтобы процесс обучения детей проходил ненавязчиво и интересно. Это игра, и наказания здесь неуместны.
Шашки в жизни детей
Многие родители стремятся найти для своих детей интересное и полезное занятие, способствующее развитию ребенка. Два цвета – черный и белый, свет и тьма. Во многих играх мира прослеживается это противостояние. В той или иной интерпретации эту двойственность можно увидеть в картах, шашках, шахматах, домино… Они, как поле боя, и правила схожи с военными действиями. Рыцари, сражаясь, идут только вперед, перешагивая через поверженных противников.
Итак, почему полезно учить детей играть в шашки?
Начинать играть с ребенком в шашки можно уже с 5 лет. Эта игра способствует развитию самокритичности, ведь, проигрывая партию в шахматы, ребенок учится адекватно реагировать на поражение. Анализируя свои ошибки в игре, он будет в дальнейшем стремиться принимать правильные решения, не поддаваться унынию. Именно это понадобится ребёнку, когда он пойдёт в школу, что ещё раз доказывает пользу шашек в дошкольном возрасте. Шашки – незаменимый «тренажёр» для тех, кто желает поумнеть и научиться мыслить логически. Эта игра рекомендуется даже в том случае, если Ваш ребёнок неусидчив, плохо выдерживает длительные занятия. Очень часто именно игра в шашки вырабатывает у ребёнка необходимые качества и помогает быть успешным в жизни.
Швейцарский психолог Жан Пиаже и ряд других учёных установили, что именно в возрасте 5-12 лет у детей происходит формирование механизма «мысль – слово», «мысль – действие». В связи с этим мы считаем, что шашки являются удачным подспорьем в развитии мыслительных способностей ребят и подкреплении плодов мышления действиями.
Шашки – это и наука, и спорт, и искусство в одной игре, доставляющие много радости и удовольствия. Связь любой игры с нашей жизнью неразрывна. Многочисленные игры сопровождают нас с самого раннего возраста и до глубокой старости, давая выход различным эмоциям, в том числе чувству здорового азарта и жажде соперничества. Играя, дети и взрослые познают окружающий мир со всеми его сложностями и проблемами. Игра обучает механизмам, логике выигрыша. Она учит правильно рассуждать при выборе нужного хода в сложившейся игровой ситуации, помогает правильно сориентироваться в оценке партнеров. Учит, выигрывая, не злорадствовать, а проигрывая, не отчаиваться, быть выдержанным, хладнокровным, спокойным при любой напряженной обстановке за шашечной партией. Игра в шашки, равно как и другие игры, требующие умственного напряжения, способствует формированию такого характера, который украшает человека, делает его приятным в обществе. Учит с юмором относиться к проигрышу, а юмор сегодня – это то, чего стало не хватать людям при нынешней напряженности в жизни. Одним словом, игра в шашки способствует интеллектуальному развитию ребенка, правила шашек просты по своей сути и легко усваиваются.
И небольшое добавление к сказанному. На первых порах в шашечной игре детей необходимо участие взрослого. Не только с целью обучения технике и правилам игры, но и для воспитания необходимой дисциплины за шашечной партией. Взрослые всегда могут помочь правильно, не обижая никого, разрешить возможный конфликт. Они обучат ребенка не выражать ярко свои эмоции, быть сдержанным, не паниковать и не лить слезы при проигрыше. Взрослый человек объяснит, почему следует играть по правилам. А это немаловажно для дальнейшего воспитания из ребенка порядочного человека.
Можно выбрать эту игру как домашний досуг или как хобби для всей семьи. Во-первых, это несложная игра. Во-вторых, финансово не обременяет семью. В-третьих, польза для всех домочадцев. В-четвёртых, эта игра интересна всем.
Для подержания интереса детей к играм в шашки в детском саду:
- Изготавливаем с детьми шашки из различного бросового материала, например, шашки из «Растишки» (напольные); шашки из конфет и т.д.
- Проводим праздники «Королева шашек», где принимают участие родители и дети. Дети играют с детьми, родитель с родителем. Во время турнира участники переживают друг за друга: дети за своих родителей, родители за детей. Вручаются сувениры, дипломы. Всё завершается совместным чаепитием.
- Организуем мини-турниры по шашкам в ДОУ.
Итак, приглашаю всех на шашечные бои! Уверена, вашим деткам очень понравится эта игра! И не забывайте, что это не только поможет вашим детям еще больше развиться, а даст намного больше – доверительное отношение со своим воспитателем и дополнительное общение со своими родителям. Вряд ли кто-нибудь сомневается, что одним из хороших способов развития ребенка является его увлечение интеллектуальными играми, самыми известными и популярными из которых, конечно же, являются шахматы и шашки.
Шашки для детей – это отличное средство развития в ребенке важных качеств и в первую очередь – памяти и логического мышления. Помимо этого игра шашки для ребенка — это еще и интуиция, целеустремленность, умение принимать верные решения и другие, полезные для жизни качества. Поэтому те родители, которые понимают всю пользу от занятий их ребенка шашками, уже нашли для себя ответ на вопрос, для чего учить детей шашкам.
Ануфриева Надежда
Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста
Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы – чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности? Родители хотят вырастить своих детей успешными, умеющими преодолевать трудности, достигать поставленной цели. Но как привить ребёнку стремление к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один из лучших способов – научить его игре в шашки!
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки.
Благодаря играм в шашки дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств.
Как научить ребёнка играть в шашечную игру?
Шашки — игра для двух игроков на многоклеточной доске, специальными фишкам – шашками. Используется по 12 фишек. Шашки есть почти в каждой семье, но лишь единицы современных дошкольников умеют и любят в них играть. А у взрослых на это и вовсе не хватает времени.
Знакомство и обучение дошкольника игре в шашки происходит поэтапно:
-Внимательно рассмотрите фишки (цвет, форму, доску, выделяя белые и черные поля. Дайте возможность ребенку обследовать руками фишки с наружной и внутренней стороны, убедиться в особенностях внешнего вида перевернутой шашки (будущей дамки).
-Дайте ребенку две фишки разных цветов и объясните, что шашки на поле (независимо от их цвета) стоят и двигаются только по черным клеткам. Это необходимо для того, чтобы шашки соперников встретились в игре. Предложите ребенку самостоятельно разместить свои фишки в любом месте доски, при этом следите за правильностью их расстановки на черные поля.
-Предложите ребенку правильно расставить шашки на игровом поле, объяснив, что перед началом игры фишки разных цветов находятся на своих половинах игрового поля. При этом центр поля свободен для того, чтобы можно было совершать ходы. Размещать шашки следует в три ряда от ближнего к себе края игрового поля и только на черные клетки
– Переходим к обучению ходам по диагонали вперед на свободное соседнее черное. Объясните ребенку смысл игры — уничтожить шашки соперника при продвижении своих шашек вперед. Простая фишка назад не ходит. Проигравшим считается тот, у кого не осталось на игровом поле шашек.
– Проведите тренировочную игру с ограниченным количеством шашек на поле. Отрабатывая ходы, ребенок рано или поздно столкнется с положением, когда шашки соперников встретятся и будут находиться на соседних полях по диагонали, а поле за шашкой соперника свободно. Взрослый показывает, что тот из игроков, чья очередь делать ход, обязан взять (бить, «съесть») шашку противника и убрать ее с поля. Простая шашка может бить шашку соперника и ходом назад.
– Расскажите ребенку, что в любом бою, в том числе в шашечном, есть герои. Это простые шашки, которые достигнув последнего ряда поля соперника, становятся ударными шашками-дамками и продолжают бой. Дамка может ходить по всем диагоналям игрового поля, уничтожая шашки соперника. Она представляет собой перевернутую фишку.
– Взрослый спрашивает у ребенка, кто должен ходить первым и объясняет, что игру в шашки всегда начинают белые. Он также демонстрирует, как можно провести жеребьевку, спрятав разные по цвету шашки в левой и правой руках.
Игра требует полного сосредоточения, внимания, обзора всего поля. Как правило, ребенок так увлечен своей стратегией, продвижением шашек, что не может оценить картину на доске в целом, не замечают ходов соперника и динамики изменения ситуации.
Задача взрослого — научить детей правилу: перед тем как сделать ход, необходимо оценивать ситуацию на доске, следить за всеми шашками на игровом поле, а также прогнозировать развитие ситуации.
Умные, талантливые и сильные духом дети – это залог будущего процветания
нашей страны!