Сестрицы синицы самые полезные птички россии
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по внеурочной деятельности “«Сестрицы-синицы» – самые полезные птички России” (1-4кл)
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
МАОУ Арелевсккая сош №4 Внеурочная деятельность «Земля- наш дом» 1 год «Знакомые незнакомцы» Тема: «Сестрицы-синицы» – самые полезные птички России» Составила: Учитель начальных классов Левинец А.В. 2016г.
2 слайд
Описание слайда:
С желтой грудкой у окошка Собирает шустро крошки Отгадайте что за птица? Называется …
3 слайд
Описание слайда:
Привет ребята! Я синица большая или большак.
4 слайд
Описание слайда:
Свое имя я получила за песни, которые пою: «синь-синь-синь»
5 слайд
Описание слайда:
Я – оседлая птица, и лишь частично кочую.
6 слайд
Описание слайда:
Гнезда устраиваю в дуплах дятлов и в других закрытых местах.
7 слайд
Описание слайда:
Люблю устраивать гнезда в самых неожиданных местах.
8 слайд
Описание слайда:
Охотно заселяюсь в синичники.
9 слайд
Описание слайда:
Делаю очень теплые гнезда из сухих стебельков трав, мха, пуха, перьев.
10 слайд
Описание слайда:
Познакомьтесь, это мои птенцы.
11 слайд
Описание слайда:
Птенцов выкармливаю гусеницами бабочек.
12 слайд
Описание слайда:
Люблю полакомиться вредными насекомыми.
13 слайд
Описание слайда:
Кормлюсь зерном, плодами и семенами растений.
14 слайд
Описание слайда:
Покорми меня зимой – вспомню тебя весной.
15 слайд
Описание слайда:
Не велика синичка, а тоже птичка. До встречи мои друзья!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Номер материала:
ДБ-044095
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Тема занятия внеурочной деятельности по курсу «Планета – наш дом»:
« «Сестрицы-синицы» – самые полезные птички России»
МБОУ СОШ №13
1 «А» класс
Учитель Перепелятникова Л.Г.
Дата: 19.04.2017 года
Тип занятия: ОНЗ (открытие новых знаний)
Цель: познакомить с «сестрицами-синицами» и узнать, почему их называют самыми полезными птичками России, уточнить и расширить представления детей о синице.
Планируемый результат: познакомиться с «сестрицами-синицами» и с тем, какую пользу они приносят.
Оборудование: мультимедийное оборудование, видеосюжет «Звуки природы. Пение синицы», картинки с изображением синиц, шаблон синицы, цветные карандаши, лист ватмана с изображением полянки, презентация.
Задачи:
воспитательные:
воспитывать интерес к птицам и желание помогать пернатым в трудное для них время, прививать основы экологической культуры;
реализовать деятельность детей в группе, воспитывать у ребенка внутреннюю позицию школьника ( ответственность, коммуникабельность);
развивающая:
развивать познавательные способности учащихся, самостоятельность, внимание, речь, творческие способности;
обучающая:
познакомить детей с историей Синичкиного дня, с видами синиц, изучить их внешний вид, питание, особенности поведения.
Ход занятия.
I. Мотивация.
– У нас с вами хорошее настроение, у всех очень добрые глазки. Посмотрите друг на друга, на наших гостей. Как всегда, улыбнемся, подарим друг другу хорошее настроение!
II.Актуализация знаний.
– А чтобы узнать, с кем мы сегодня познакомимся на занятии, сначала отгадаем загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла
Прилетит плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это…(птица)
– В ясный полдень вам никогда не казалось, что где-то тихонько позвякивают хрустальные колокольчики?
-Казалось? Отгадайте, кто же это звенит?
Угадай, какая птица –
Бойкая, задорная,
Ловкая, проворная?
Звонко тенькает: «Тень-тень!»
В этот ясный день!
(Синица)
– Верно, отгадали, это звенят синицы.
«Сестрицы-синицы» – самые полезные птички России» – тема нашего занятия.
– А какая цель нашего занятия, с кем познакомимся, на какой вопрос постараемся ответить?
– Мы познакомимся с синицами поближе, узнаем о них много интересного, а самое главное – постараемся узнать, почему их называют самыми полезными птичками России.
III.Основная часть.
1.Знакомство с синичкой.
Образование групп. Работа в группах.
– Видели ли вы эту птичку? Где? Как она выглядит?
(Ответы детей)
– Оперение этих птиц яркое и красивое – кажется, что птичка нарядилась в жёлтую блузку с чёрным галстуком и в зелёный плащик, а голову украсила тёмной шапочкой.
– Как вы думаете,за что эту птицу прозвали синицей?
Работа в группах. (Ответы детей)
– Синицы – значит, синие? На самом деле в оперении этих птиц синих тонов нет совсем. А почему тогда синицы? Говорят, что синиц прозвали так за песенку, которую они поют. Поёт синичка: «Си-си-си», будто сама себя называет.
– А теперь давайте посмотрим на синичку, которая к нам сегодня прилетела, послушаем, как она поёт.
(Просмотр видеосюжета «Звуки природы. Пение синицы»)
– Осенью – синички всегда на виду. Подвижные и весёлые, они даже в ненастье не дают лесу хмуриться. «Пинь-пинь! Солнцу быть!» – слышны их звонкие голоса.
Спозаранку скачут птицы
По заснеженным ветвям –
Желтогрудые синицы
Прилетели в гости к нам.
Ю. Синицын
2.Рассказ про Синичкин день.
– А вы знаете, что у синички есть свой праздник?
– А называется праздник – Синичкин день. Люди давно приметили, что в ноябре синицы собираются стайками. Словно на праздник слетаются они, пёстрые и нарядные. Очевидно, поэтому в русском земледельческом календаре есть праздник Зиновия-синичника, или Синичкин день. Отмечают его 12 ноября. В старину говорили: «Невелика птичка-синичка, и та свой праздник помнит», с ним, поэтому связан обычай кормления синиц и других зимующих птиц.
3.Знакомство с видами синиц.
– А что вы, ребята, знаете о синицах? Почему мы говорим «синицы-сестрицы»?
Обсуждение в группах.
_ Кто такие сестрицы? Кого называют сестрицами? Где мы это можем узнать? (Толковый словарь Ожегова)
– А как найти слово? Что для этого надо знать? (Алфавит)
– Род синиц довольно большой. Все разные и у каждой свой наряд, своё платье. Давайте назовём тех синиц, которые обитают в наших лесах и парках.
Рассказ учителя:
Большая синица
Пташка водится в лесу,
Ест порою на весу,
А зимой вверх ножками
Виснет под окошками.
Верба почки в пух одела,
Пташка с веточки запела:
«В небе – синь, синь, синь!
Блузу – скинь, скинь, скинь!»
(Большая синица)
– Эта птичка заметно крупнее других синичек. Она отличается от всех других синиц. У неё ярко-жёлтая грудка, а посредине – чёрный галстук, зелёная спинка, на голове бархатная шапочка, белые щёчки.
Презентация.
Работа в группах.
(У каждой группы на столе фото синиц: московки, гаички, лазоревки, длиннохвостой синицы, хохлатой синицы, ремеза и текст-описание одного из видов синички. Детям по описанию необходимо найти фото синицы.)
1.Московка
Московка – самая крохотная и непоседливая синичка. Она – лучшая певица среди синиц. Эти птички питаются еловыми семенами. Уничтожают они и вредных насекомых, повреждающих шишки елей. Без устали бойкие московки выискивают врагов елового леса.
Гаичка
– Синичка-гаичка – маленькая серенькая птица с пушистым шарфиком, смыкающимся на груди. Гаичку часто называют «пухляком». В сильные морозы, распушив пёрышки, она становится похожа на пушистый комочек с торчащим хвостиком.
Лазоревка
– Красота этой синички вполне оправдывает её нежное и ласковое название. Небо окрасило ей в голубой цвет «шапочку» и спинку, а солнышко позолотило грудку и животик. Лазоревка живёт и поёт в дубравах. Голосок у неё звонкий и задорный.
Длиннохвостая синица
– Эта птица серовато-белого цвета. Её легко узнать по хвосту: он такой длинный, что в народе эту птичку метко назвали ополовничком. И верно, она напоминает ложку с длинной ручкой – ополовник.
Хохлатая синица – гренадёрка
– Это хохлатая синица. У неё хохолок, за что птичку прозвали ещё и гренадёркой. Маленькая хлопотунья любит запасать добычу впрок, особенно гусениц и яйца насекомых..
Ремез
– Где-нибудь на берегу реки или пруда, на склонившейся ветке ивы или тополя висит «рукавичка». На большом «пальце» «рукавички» – круглое отверстие. Кто повесил её над водой? А ведь это вовсе не рукавичка, а птичье гнёздышко. Строят такие домишки ремезы – маленькие и рыженькие синички.
Физкультминутка
– Ребята, а хотите немного побыть синичками?
Скачет шустрая синица. (Прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится. (Прыжки на месте на левой ноге)
Прыг-скок, прыг-скок (Прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась как волчок. (Кружатся на месте)
Вот присела на минутку, (Присели)
Почесала клювом грудку, (Встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки на плетень, (Прыжки на месте на левой ноге)
Тири-тири, (Прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень! (Прыжки на месте на двух ногах)
4.Письмо от синички. (Письмо читает ученик)
– Нам пришло письмо от синички, послушаем, на что жалуется синица:
Летом мы питаемся насекомыми, которых в это время года много, а зимой в лесу нам очень плохо, одни семена растений отыскать можно, да около дятла удаётся поживиться зимующими насекомыми или личинками, когда он кору от деревьев отрывает.
– Сытой птице и сильный мороз не очень страшен. Ну а когда синица голодная, то её и маленький морозец погубить может. Девять из десяти синиц погибают от голода и холода. Вот и летят птицы поближе к человеку, чтобы прокормиться.
Людям необходимо помогать выжить птицам зимой. Ведь наши сестрицы-синицы – самые полезные птицы.
– А знаете ли вы, какую пользу приносят синицы?
(Ответы детей)
– За день синица съедает столько насекомых, сколько весит сама. Среди насекомых, которыми питаются синицы, очень много вредных. Эти насекомые губят зелёные насаждения, принося вред природе и человеку. Синицы истребляют этих насекомых, спасая леса, парки, сады от гибели. А ещё они радуют нас своим пением и красотой.
– Какой корм мы приготовим для синиц?
Работа в группах.
-Синички хоть и маленькие птички, но аппетит у них отменный. Они очень любят семечки подсолнуха. Твёрдую кожуру для них лучше слегка раздавить: так птичкам легче будет доставать семена. А ещё можно угостить синичек кусочками сала или мяса – их лучше подвесить на ниточку. Пусть будет им сытно и тепло в зимнее время.
Прилетела к нам синичка.
Села прямо под окном.
Эту маленькую птичку
С нетерпением мы ждём.
И чтоб ей полегче стало,
Ведь исчезли червячки,
Для неё кусочки сала
Мы повесим на сучки.
Если вы хотите, чтобы зимним утром вас будил бодрый перезвон синиц, повесьте перед окном своей спальни кормушкуи синицы подарят вам много радости.
Викторина
Но, а теперь вспомним всех синичек-сестричек, с которыми мы сегодня познакомились. Назовите её и покажите фото.
Какая синица
Хвостом своим гордится?
(Длиннохвостая синица)
Эта рыжая синица
Строить гнёзда мастерица.
(Ремез)
Кто в шапочке голубенькой
Туда-сюда снуёт
Так звонко и задорно
В лесу для нас поёт.
(Лазоревка)
Какая синица – лучшая певица?
(Московка)
С этой синицей ты знаком
Она с задорным хохолком.
(Гренадёрка)
Эта синица нередко сама
Готовит дупло для своего гнезда.
(Гаичка)
Что за синица-хлопотунья
Впрок добычу запасает.
А спрятанный «клад»
Её зимой выручает.
(Гренадёрка)
Очень бойкая синица
В кронах елей живёт
И вредных насекомых
Из шишек достаёт.
(Московка)
Практическая работа
Рисование синицы по готовому шаблону.
К каждому из вас прилетели синички. Давайте их раскрасим. Карандаши какого цвета нам понадобятся, чтобы раскрасить синичек? (Желтый, синий, черный.)
– Где мы поселим наших сестричек-синичек? ( На доске ватман «Лесная ролянка»:дерево, трава, небо, солнце. Пусть здесь живут птички и радуют всех.
Рефлексия.
– Сегодня я узнал…
– Было интересно…
– Урок дал мне для жизни…
Использованная литература
Тихонов А.В. Школьная хрестоматия по природоведению. 1-4 класс / А.В. Тихонов. – М.: Махаон, Азбука-Аттикус, 2013. – 192 с.
Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А.А. Плешаков. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 222 с.
Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернёров и родителей / Т.А. Шорыгина. – М.: Изд. Гном и Д, 2010. – 96 с.
Стрижев А.Н. Большая книга леса: Сборник / Сост. А.Н. Стрижев. – М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2000. – 731 с.: ил.
5Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополнительное. – М.:
Деятельность учителя |
Здравствуйте друзья мои, я очень рад Войти в приветливый ваш класс и для меня уже награда внимание ваших умных глаз, Я знаю, каждый в классе гений Но без труда талант не впрок Возьмем же ручки и мелок и вместе проживём урок. Меня зовут Андрей Андреевич и сегодня я проведу у вас внеурочное занятие. Присаживайтесь. Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в страну математики. Но тему нашего занятия вы узнаете позже. |
А чтобы узнать, с кем мы сегодня познакомимся на занятии, сначала отгадаем загадку: Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку: Длинный клюв и два крыла Прилетит плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это…(птица) – В ясный полдень вам никогда не казалось, что где-то тихонько позвякивают хрустальные колокольчики? -Казалось? Отгадайте, кто же это звенит? Угадай, какая птица – Бойкая, задорная, Ловкая, проворная? Звонко тенькает: «Тень-тень!» В этот ясный день! (Синица) – Верно, отгадали, это звенят синицы. «Сестрицы-синицы» – самые полезные птички России» – тема нашего занятия. – А какая цель нашего занятия, с кем познакомимся, на какой вопрос постараемся ответить? – Мы познакомимся с синицами поближе, узнаем о них много интересного, а самое главное – постараемся узнать, почему их называют самыми полезными птичками России. |
Ребята, давайте подумаем, какая будет тема нашего занятия? А какую цель мы поставим на нашем занятии? Как вы думаете нам понадобиться план? (ДА) |
Ребята, чтобы нам с вами было проще двигаться к нашей цели, я предлагаю вам посмотреть на небольшой план нашей работы. Но что же с ним не так? Расставьте пункты в правильном порядке План: 1.Познакомимся с птичками синичками. 2.Выполним самостоятельную работу. 3.Оценим себя. Молодцы ребята. |
Перейдем к первому пункту плана. Как он будет звучать? Давайте приступим, но прежде повторим правила работы в группах. (Повторяют). Ребята придумайте название своей команде. Видели ли вы эту птичку? (На слайде) Где? Как она выглядит? (Ответы детей) – Оперение этих птиц яркое и красивое – кажется, что птичка нарядилась в жёлтую блузку с чёрным галстуком и в зелёный плащик, а голову украсила тёмной шапочкой. – Как вы думаете,за что эту птицу прозвали синицей? Синицы – значит, синие? На самом деле в оперении этих птиц синих тонов нет совсем. А почему тогда синицы? Говорят, что синиц прозвали так за песенку, которую они поют. Поёт синичка: «Си-си-си», будто сама себя называет. – А теперь давайте посмотрим на синичку, которая к нам сегодня прилетела, послушаем, как она поёт. (Просмотр видеосюжета «Звуки природы. Пение синицы») (У каждой группы на столе фото синиц: московки, гаички, лазоревки, длиннохвостой синицы, хохлатой синицы, ремеза и текст-описание одного из видов синички. Детям по описанию необходимо найти фото синицы.) Письмо от синички. (Письмо читает ученик) – Нам пришло письмо от синички, послушаем, на что жалуется синица: Летом мы питаемся насекомыми, которых в это время года много, а зимой в лесу нам очень плохо, одни семена растений отыскать можно, да около дятла удаётся поживиться зимующими насекомыми или личинками, когда он кору от деревьев отрывает. – Сытой птице и сильный мороз не очень страшен. Ну а когда синица голодная, то её и маленький морозец погубить может. Девять из десяти синиц погибают от голода и холода. Вот и летят птицы поближе к человеку, чтобы прокормиться. Людям необходимо помогать выжить птицам зимой. Ведь наши сестрицы-синицы – самые полезные птицы. – А знаете ли вы, какую пользу приносят синицы? (Ответы детей) – За день синица съедает столько насекомых, сколько весит сама. Среди насекомых, которыми питаются синицы, очень много вредных. Эти насекомые губят зелёные насаждения, принося вред природе и человеку. Синицы истребляют этих насекомых, спасая леса, парки, сады от гибели. А ещё они радуют нас своим пением и красотой. – Какой корм мы приготовим для синиц? Какой пункт плана мы выполнили? Что еще нам нужно сделать чтобы добиться цели? Приступаем! |
– А теперь попробуйте применить свои знания на практике. Практическая работа Рисование синицы по готовому шаблону.
– Где мы поселим наших сестричек-синичек? (На доске ватман «Лесная ролянка»:дерево, трава, небо, солнце. Пусть здесь живут птички и радуют всех. Ребята молодцы! Покажите друг другу свои рисунки. А теперь внимание на доску, какой пункт плана мы выполнили? Что еще нам нужно чтобы добиться цели? |
Какая была тема нашего занятия? Какую цель мы перед собой ставили? Мы достигли поставленной цели? Что у вас вызвало затруднение? Мы выполнили последний пункт плана? Давайте поставим галочку. |
Ребята, я хочу похвалить вас за отличную работу на занятии! Давайте оценим свою работу на уроке. Если вам понравилась ваша работа на уроке, поднимите зеленые карточки, а если не очень понравилось, или у вас что-то не получалось, то поднимите красные карточки. Благодарю вас за урок, мне было очень приятно с вами работать. |