Санитарные зоны для месторождений полезных ископаемых

Санитарные зоны для месторождений полезных ископаемых thumbnail

Федеральный отраслевой интернет-портал и журнал “Карьеры России”

Все о карьерах и месторождениях полезных ископаемых в России

Новости отрасли, каталог карьеров, инвестиции, покупка и продажа карьеров, нерудные материалы,

покупка и продажа горного оборудования, практика недропользования

Мы в соцсетях:

      • 2 мар. 2018 г.
      • 2 мин. чтения

    Пост обновлен 13 февр. 2019 г.

    Рассмотрены санитарно-защитные зоны для карьеров по добыче нерудных строительных материалов

    Большинство карьеров по добыче нерудных строительных материалов находятся вблизи населенных пунктов, поэтому при размещении и проектировании объекта, крайне важно определить размер нормируемой и расчетной санитарно-защитной зоны.

    Санитарно-защитная зона определяется в соответствии с СанПиНом 2.2.1/2.1.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов” и в зависимости от функциональной принадлежности объекта подразделяется на следующие классы:

    II класс с размером санитарно-защитной зоны 500м:

    1) Промышленные объекты по добыче асбеста и гипса (п. 7.1.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

    2) Карьеры нерудных строительных материалов (за исключением песка, гравия, глины, мрамора, пород VI-VII категории доломитов, магнезитов) на основании п. 7.1.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

    III класс с размером санитарно-защитной зоны 300м:

    1) Карьеры, имеющие в своем составе полустационарные и стационарные дробильно-сортировочные комплексы (п. 7.1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

    2) Промышленные объекты по добыче горных пород VI – VII категории доломитов, магнезитов, гудронов асфальта открытой разработкой (п.7.1.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

    3) Промышленные объекты по добыче камня не взрывным способом (п. 7.1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)

    4) Производство щебенки, гравия и песка, обогащение кварцевого песка (п. 7.1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)

    5) Открытые наземные склады и места разгрузки сухого песка, гравия, камня и др. минерально-строительных материалов (п. 7.1.14 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

    IV класс с размером санитарно-защитной зоны 100м:

    1) Карьеры, предприятия по добыче гравия, песка, глины (п. 7.1.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03)

    2) Промышленные объекты (карьеры) по добыче мрамора, песка, глины с отгрузкой сырья транспортерной лентой (п.7.1.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

    3) Промышленные объекты (карьеры) по добыче карбоната калия с открытой разработкой (п.7.1.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

    V класс с размером санитарно-защитной зоны 50м:

    1) Открытые склады и перегрузка увлажненных минерально-строительных материалов (песка, гравия, щебня, камней и др.) на основании п. 7.1.14 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.

    В зависимости от характеристики выбросов для промышленного объекта и производства, по которым ведущим для установления санитарно-защитной зоны фактором является химическое загрязнение атмосферного воздуха, размер санитарно-защитной зоны устанавливается от границы промплощадки и/или от источника выбросов загрязняющих веществ (п.3.4 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
    От границы территории промплощадки:
    – от организованных и неорганизованных источников при наличии технологического оборудования на открытых площадках;
    – в случае организации производства с источниками, рассредоточенными по территории промплощадки;
    – при наличии наземных и низких источников, холодных выбросов средней высоты.
    От источников выбросов:
    при наличии высоких, средних источников нагретых выбросов.

    Источник

    Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – буферная зона с особым режимом использования между промышленной площадкой и жилой застройкой, ландшафтно-рекреационной зоной, зонами отдыха или курорта с обязательным обозначением границ специальными информационными знаками.

    Границей СЗЗ является линия, ограничивающая территорию, за пределами которой нормируемые факторы воздействия не превышают установленные гигиенические нормативы.

    Определение границ санитарно-защитной зоны по фактору шумового воздействия (а) и загрязнения атмосферного воздуха(б)

    Проект СЗЗ разрабатывается для действующих, планируемых к строительству и реконструируемых объектов НВОС. На основании разработанного проекта Роспотребнадзор выдает решение об установлении СЗЗ.

    Разработка СЗЗ позволяет сделать вывод о соблюдении гигиенических нормативов на территории близлежащих жилых зон и при необходимости разработать мероприятия по снижению НВОС.

    СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

    Объекты, для которых необходим проект СЗЗ:

    • промышленные и производственные объекты;
    • объекты транспортной сферы;
    • объекты сферы энергетики;
    • с/х объекты;
    • опытно-экспериментальные производственные предприятия и комплексы;
    • спортивные учреждения и комплексы;
    • торговые площади;
    • объекты коммунального назначения, например, котельные;
    • предприятий общепита;
    • кладбища и т.д.

    В СЗЗ устанавливаются ограничения на осуществление градостроительной деятельности. Не допускается размещение следующих объектов на территории СЗЗ, предприятий других отраслей промышленности и в зоне их влияния:

    При проектировании СЗЗ для строительства необходимо учесть наличие объектов из этого списка на территории будущей защитной зоны. В противном случае проектная документация не пройдет экспертизу или потребуется сокращение СЗЗ (для отдельных категорий объектов полноценный проект сокращения не требуется, достаточно ОВОС).

    Читайте также:  Полезные советы о здоровье от семьи

    Размер СЗЗ зависит от класса опасности объекта: чем больше НВОС, тем больше СЗЗ.

    В чем суть проектирования?

    Разработка проекта СЗЗ обязательна практически для любого крупного предприятия, оказывающего НВОС. Согласованный проект СЗЗ позволяет доказать безопасность воздействий (химического, биологического, физического) на атмосферный воздух относительно значений, установленных гигиеническими нормативами.

    В ходе разработки проекта вычисляются площадь и границы территории, за пределами которой исключено негативное воздействие на людей.

    Не стоит путать СЗЗ и зону санитарной охраны (ЗСО) для водозаборной скважины (подробнее в статье «Проект ЗСО для скважины»).

    Новые требования 2020 года

    В этом году в силу вступил новый порядок регулирования СЗЗ производственных и строительных объектов. На момент принятия требований разные природопользователи оказались на разных этапах установления СЗЗ.

    С 01.01.2020 ориентировочные, расчетные СЗЗ прекратили существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.

    До 01.01.2022 необходимо внести границы СЗЗ в ЕГРН, после чего возместить потери правообладателям земельных участков и объектов, размещенных в СЗЗ (вплоть до выкупа участков и объектов, пользование которыми становится невозможным).

    Ситуация богата коллизиями

    Роспотребнадзор требует разработать проект СЗЗ. Невыполнение требований предполагает штрафы и приостановление деятельности предприятий. А выполнение (компенсация убытков) вообще может повлечь закрытие предприятия.

    Обратите внимание, что сообщение о прекращении СЗЗ в 2020 году поступило из Градостроительного кодекса и напрямую не имеет отношения к существующим предприятиям. Все это важно для строительства новых предприятий, которые строятся не там, где нужно. К тому же, ст. 26 Федерального закона №342 от 03.08.2018 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» не касается проектов СЗЗ, разработанных по Постановлению Правительства 222.

    СЗЗ: закон диктует – быть

    За несоответствие государственным стандартам предприятия могу понести убытки (штрафы до 100 000 рублей или приостановка деятельности до 90 суток) за вредное воздействие на прилегающие жилые территории.

    Что делать, если нет проекта СЗЗ по новым требованиям?

    Тем, кто не успел установить СЗЗ по проекту расчетной СЗЗ, разработанному до нововведений, и кто только планирует строительство предприятия, необходимо разработать проект СЗЗ по Постановлению Правительства №222.

    Специалисты ООО «ЭкоЭксперт» готовы выполнить полный перечень работ для установления или сокращения СЗЗ.

    ▶ ПОЛУЧИТЬ КОНСУЛЬТАЦИЮ ◀

    Основные этапы работ:

    1. Разработка проекта обоснования размера СЗЗ;
    2. Лабораторные исследования для подтверждения границ СЗЗ согласно плана-графика контроля;
    3. Получение экспертного заключения на проект СЗЗ;
    4. Получение решения главного государственного санитарного врача на установление СЗЗ;
    5. Внесение данных в ЕГРН.
    • Если решение об установлении СЗЗ получено, границы внесены в ЕГРН, то никаких действий предпринимать не нужно.
    • Если решение об установлении СЗЗ получено, границы описаны, но не внесены в ЕГРН, СЗЗ считаются установленными и на срок до 01.01.2022: необходимо внести границы в ЕГРН до 01.01.2022, а п. 13 ст. 26 ФЗ-З42 исполнять не требуется.

    В новой процедуре установления СЗЗ значительно облегчен процесс экспертиз и согласований, а также сокращены сроки установления СЗЗ.

    ООО «ЭкоЭксперт»: разработка проекта СЗЗ

    Работая с профессионалами, можно минимизировать все риски и расходы при установлении СЗЗ. С нашими специалистами Вы можете быть уверены, что проектная документация будет разработана в срок и строго в соответствии с нормативными требованиями. Стоимость проектирования обсуждается индивидуально.

    Более подробную информацию о разделах и содержании проекта СЗЗ читайте на нашем сайте экоизыскания.рф в разделе “Проектирование санитарно-защитных зон”.

    Вы можете ознакомиться с разработанными и согласованными нами проектами СЗЗ и проектами сокращения СЗЗ. В зависимости от того, на какой стадии находится процесс оформления СЗЗ на вашем предприятии,мы подберем оптимальный вариант для успешного и быстрого его завершения.

    ООО «ЭкоЭксперт» уже более 13 лет осуществляет согласование проектов СЗЗ для предприятий, расположенных не только в Москве и Московской области. Более подробно о разработке проектов СЗЗ в регионах: ┃ Санкт-Петербург ┃Омск ┃Челябинск ┃Ростов-на-Дону ┃Уфа ┃Самара ┃Новосибирск ┃Екатеринбург┃Нижний Новгород ┃

    Наши специалисты бесплатно проконсультируют Вас.

    С уважением, Компания ООО «ЭкоЭксперт»

    ☎ Звоните нам +7 499 877-57-80

    ✉ Пишите нам smm@ecology-rf.ru

    ► Смотрите YouTube-канал ООО «ЭкоЭксперт»

    Источник

    10. На территориях округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения устанавливается режим хозяйственной деятельности, запрещающий всякие работы, загрязняющие почву, воду и воздух, наносящие ущерб лесам, зеленым насаждениям, ведущие к развитию эрозионных процессов и отрицательно влияющие на природные лечебные ресурсы и санитарное и экологическое состояние территорий. Указанный режим должен также предусматривать выполнение санитарно-оздоровительных, природоохранных и других мероприятий.

    Читайте также:  Заявление от родителей об общественно полезном труде

    11. Округа санитарной и горно-санитарной охраны включают в себя территории лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения. Для компактно расположенных лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, представляющих собой единый курортный регион (район), может быть установлен общий округ. Округ горно-санитарной охраны также может быть установлен для территории отдельно расположенного природного объекта, имеющего лечебное значение (источник минеральных вод, месторождение лечебных грязей и другие). Внешний контур округа санитарной или горно-санитарной охраны является границей лечебно-оздоровительной местности, курорта федерального значения, курортного региона (района).

    В составе округа выделяется до трех зон. Для лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, не имеющих на своей территории гидроминеральной базы, месторождений лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов, требующих строгой охраны, количество зон может быть сокращено до двух (второй и третьей), а для лечебно-оздоровительных местностей, которые представляют собой незаселенные и неосвоенные территории, – до одной (второй) зоны. Округа санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, имеющие в своем составе одну (вторую) зону, по мере освоения территории в курортных целях корректируются с выделением в их пределах третьей зоны.

    Для отдельно расположенных природных объектов (высокодебитных восходящих источников, скважин, грязевых сопок и других), имеющих высокую степень естественной защищенности, может быть организована одна (первая) зона. Для указанных объектов, не имеющих высокой степени защищенности, выделяются первая, вторая и при необходимости третья зоны округа горно-санитарной охраны.

    12. Режим первой зоны устанавливается для месторождений минеральных вод (для скважин, источников), месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, используемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных пляжей и прилегающих к ним акваторий.

    На территории первой зоны запрещаются проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованием и использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически безопасных и рациональных технологий.

    На указанной территории разрешается осуществление связанных с эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и земляных работ, строительства сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам.

    В пределах первой зоны, установленной для защиты лечебного пляжа, допускается строительство пляжных сооружений с централизованными системами водоснабжения и канализации. Режим работы питьевых галерей и бюветов, размещенных в первой зоне, допускает их посещение в лечебных целях.

    Для скважин, источников и других очагов разгрузки минеральных вод границы первой зоны устанавливаются в зависимости от степени естественной защищенности месторождения, но на расстоянии не менее 15 метров от оголовка скважины или контура очага разгрузки.

    Для месторождений лечебных грязей границы первой зоны устанавливаются в зависимости от естественной защищенности месторождения, его типа и гидрологического режима, но на расстоянии не менее 25 метров от нулевых границ залежи или от линии максимального многолетнего уровня водоема.

    Для лечебных пляжей, выделенных с учетом геоморфологических элементов и расчетных норм, а также для акваторий, предназначенных для лечебных купаний, границы первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта, а при ширине водного объекта менее 300 метров – по его противоположному берегу.

    13. Режим второй зоны устанавливается для территории, с которой происходит сток поверхностных и грунтовых вод к месторождениям лечебных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам неглубокого залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и искусственных хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного строительства.

    На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов, в том числе:

    Читайте также:  Онанизм у мужчин полезен или вреден

    строительство новых и расширение действующих промышленных объектов, производство горных и других работ, не связанных непосредственно с освоением лечебно-оздоровительной местности, а также с развитием и благоустройством курорта;

    строительство животноводческих и птицеводческих комплексов и ферм, устройство навозохранилищ;

    размещение складов ядохимикатов, минеральных удобрений и горюче-смазочных материалов;

    строительство транзитных автомобильных дорог;

    размещение коллективных стоянок автотранспорта без соответствующей системы очистки от твердых отходов, отработанных масел и сточных вод;

    строительство жилых домов, организация и обустройство садово-огороднических участков и палаточных туристических стоянок без централизованных систем водоснабжения и канализации;

    размещение кладбищ и скотомогильников;

    устройство поглощающих колодцев, полей орошения, подземной фильтрации и накопителей сточных вод;

    складирование и захоронение промышленных, бытовых и сельскохозяйственных отходов;

    массовый прогон и выпас скота (кроме пастбищ, обеспечивающих организацию кумысолечения);

    использование минеральных удобрений и навозных стоков, применение ядохимикатов при борьбе с вредителями, болезнями растений и сорняками, использование химических методов борьбы с эвтрофикацией водоемов;

    сброс сточных и дренажных вод в водные объекты (за исключением сброса очищенных вод через специальные глубоководные выпуски), а также другие виды водопользования, отрицательно влияющие на санитарное и экологическое состояние этих объектов;

    вырубка зеленых насаждений, кроме рубок ухода за лесом и санитарных рубок, и другое использование земельных участков, лесных угодий и водоемов, которое может привести к ухудшению качества или уменьшению количества природных лечебных ресурсов лечебно-оздоровительной местности и курорта федерального значения.

    При массовом распространении опасных и карантинных вредителей и болезней растений в парках, лесопарках и других зеленых насаждениях разрешается применение по согласованию с органами санитарно-эпидемиологического надзора нетоксичных для человека и быстро разлагающихся в природной среде ядохимикатов при условии выполнения этой работы специализированными организациями.

    Границы второй зоны устанавливаются:

    для месторождений минеральных вод с учетом геоструктурных и гидрогеологических условий территории;

    для месторождений лечебных грязей по линии ближайших водоразделов поверхностного и грунтового стоков;

    для других месторождений полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, с учетом геоструктурных и геоморфологических особенностей их залегания;

    для природных лечебных факторов, не относящихся к недрам, с учетом рельефа и ландшафта местности, розы ветров, других возможных природных особенностей, а также с учетом соответствующих нормативных документов.

    При необходимости границы второй зоны могут обосновываться гидродинамическими и другими расчетами.

    14. Режим третьей зоны устанавливается для ближайших областей питания и участков разгрузки минеральных вод, водосборных площадей месторождений лечебных грязей, месторождений других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий, обеспечивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного техногенного воздействия.

    На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их истощением. Допускаются только те виды работ, которые не окажут отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения.

    Границы третьей зоны определяются по совокупности площадей распространения всех природных лечебных факторов и объектов с учетом возможного воздействия на них источников загрязнения.

    15. Границы округа санитарной или горно-санитарной охраны совпадают с внешними границами третьей зоны, а при ее отсутствии или совпадении на отдельных участках с границами второй либо первой зоны – с внешними границами этих зон.

    16. Проектируемые в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.

    17. Развитие и застройка территорий в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны осуществляются в строгом соответствии с генеральным планом курорта федерального значения, утвержденным в установленном порядке.

    18. Границы и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения утверждаются Правительством Российской Федерации по совместному представлению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и Министерства здравоохранения Российской Федерации.

    (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20.12.2002 N 909, от 19.07.2006 N 449, от 04.09.2012 N 882)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    19. В случае, когда округ санитарной или горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительной местности или курорта федерального значения распространяется на территории двух или более субъектов Российской Федерации, предложения по установлению его границ и режима функционирования согласовываются в установленном порядке с соответствующим органом исполнительной власти каждого субъекта Российской Федерации.

    Источник