Самые любимые люди для аллаха это самые полезные из них
Ассаламу алайкум.
Недавно один брат мне послал хадис. Но мне кажется что он не достоверный, или же первая часть не достоверная.
«Тот кто поможет брату решить его проблему и решит его то это для него лучше чем 10лет сошершения и’тикафа. Того, кто стремясь к лику Аллаха, совершит и’тикаф в течение одного дня, Аллах отделит от Огня тремя рвами, и ширина каждого из них будет больше, чем расстояние между востоком и западом». ат-Табарани, аль-Байхакъи, аль-Хоким.
Я нашёл хадис:
От Ибн ‘Аббаса, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Того, кто стремясь к лику Аллаха, совершит и’тикаф в течение одного дня, Аллах отделит от Огня тремя рвами, и ширина каждого из них будет больше, чем расстояние между востоком и западом». ат-Табарани в “аль-Аусате” аль-Байхакъи.
Относительно достоверности и этого хадиса были разногласия, однако хафиз аль-Мунзири и хафиз аль-Хайсами считали иснад хадиса хорошим. См. “ат-Таргъиб уа-ттархиб” 1/267 и “Маджма’у-ззауаид” 8/192.
Но здесь не указано той части которую я указал жирным шрифтом.
Но брат(приславший хадис) утверждает что этот хадис один и тот же. Так ли это?
Ва алейкум салям ва рахматуЛлахи ва баракатух!
Abdulloh Salafiy писал(а):Но здесь не указано той части которую я указал жирным шрифтом.
Потому что я привел именно ту часть хадиса, которая касалась достоинства и’тикафа, а не достоинства братства)
Но брат (приславший хадис) утверждает что этот хадис один и тот же. Так ли это?
Да так, это один и тот же хадис.
Хоть в нем и есть проблемы со стороны достоверности, о том, что помощь мусульманину лучше, чем и’тикаф, говорится в других хадисах, и также это передается от некоторых саляфов.
Ибн ‘Умар (да будет доволен им Аллах) рассказывал: «Однажды один человек пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и спросил: «О посланник Аллаха, какие люди самые любимые для Аллаха, и какие деяния самые любимые для Аллаха?» Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Самые любимые люди для Аллаха – это самые полезные из них, а самое любимое деяние перед Аллахом Всемогущим и Великим – эта радость, которую ты приносишь мусульманину, помогая ему в беде или выплачивая за него долг или утоляя его голод. И поистине, придти на помощь своему брату-мусульманину в том, в чем он нуждается, любимее для меня, чем совершить затворничество в мечети (и’тикаф) в течение месяца. А тот, кто сдержит гнев в отношении брата своего (в Исламе), тому Аллах скроет его недостатки, и тому, кто сдержит свой гнев в то время, когда он хотел излить его, Аллах наполнит его сердце довольством в Судный день. И кто вышел помогать своему брату-мусульманину в его нужде, пока он не поможет ему, тому Аллах укрепит его стопы в тот День, когда стопы будут скользить. И поистине, дурной нрав портит деяния так же, как уксус портит мед»».
Ибн Аби ад-Дунья в «Къада аль-хауаидж» 36, ат-Табарани в «аль-Кабир» 3/209. Хадис хороший. См. «Сахих аль-джами’» 176.
Так же сообщается, что Абу Михсан рассказывал: «Однажды один человек пришел к Хусайну ибн Али и попросил сходить с ним по его нужде, однако Хусайн сказал: «Поистине, я совершаю затворничество!» Когда же тот человек рассказал это Хасану аль-Басри, он сказал: «Если бы он пошел с тобой, то это было бы лучше для него, чем его и’тикаф! Клянусь Аллахом, пойти с тобой и помочь тебе, для меня любимее, чем совершить и’тикаф в течении месяца!» Ибн Аби ад-Дунья в «Къада аль-хауаидж» № 64.
Источник
От Посланника Аллаха ﷺ передаётся множество хадисов, в которых сообщается о различных благодеяниях, за которые верующий получает большое вознаграждение. Таким образом, Пророк Мухаммад ﷺ побуждал своих последователей совершать то или иное доброе дело.
Также Посланник Аллаха ﷺ в некоторых хадисах упомянул благородные качества, обладатели которых считаются лучшими среди людей. Какие это качества?
1. Умение дружить и быть полезным другим.
От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
الْمُؤْمِنُ يَأْلَفُ وَيُؤْلَفُ، وَلَا خَيْرَ فِيمَنْ لَا يَأْلَفُ وَلَا يُؤْلَفُ، وَخَيْرُ النَّاسِ أَنْفَعُهُمْ لِلنَّاسِ
«Верующий (муъмин) ищет дружбы и согласия с другими и принимает дружбу сам. И нет блага в том, кто не может сдружиться с другими и с кем невозможно сдружиться, а лучшие из людей – те, которые наиболее полезны людям». (Даракъутни, «Аль-Афрад»; Табарани, «Аль-Авсат», 5787)
В наше время люди часто заводят дружбу из корыстных целей в надежде получить какую-то пользу от человека. Но истинный мусульманин не ждёт ничего такого от дружбы, и пользу людям он приносит только ради довольства Всевышнего Аллаха. Ведь верующий, принося пользу людям, зарабатывает себе награду в этой жизни. Также он получит вознаграждение после смерти, если его дела продолжат приносить пользу обществу.
Следуя указаниям Пророка ﷺ, сподвижники (да будет доволен ими всеми Аллах) всегда старались быть полезными для людей. Они так ценили возможность быть полезным, что считали себя должниками людей, которым помогли, так как благодаря этому они обретали награду от Аллаха.
2. Лучшее отношение к своей семье.
От Аиши (да будет доволен ею Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
خَيْرُكُمْ خَيْرُكُمْ لأَهْلِهِ وَأَنَا خَيْرُكُمْ لأَهْلِي
«Лучшим из вас является тот, кто лучше всех относится к своей семье, и я – лучший из вас своим отношением к семье». (Тирмизи, 3895)
Передают со слов Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал:
أَكْمَلُ الْمُؤْمِنينَ إِيمَاناً أَحْسَنُهُمْ خُلُقاً وَخِيَارُكُمْ خِيَارُكمْ لِنِسَائِهِمْ
«Наиболее совершенной верой обладает тот из верующих, кто отличается наилучшим нравом, а лучшими из вас являются те, кто лучше всех относится к своим жёнам». (Ибн Хиббан, 4176; Тирмизи, 1162)
Посланник Аллаха ﷺ уделял особое внимание всему, что касается семьи и брака, потому что полноценная семья, в которой царят гармоничные отношения, является крепким фундаментом для духовно здорового общества. Разложение семьи – это разложение общества.
Пророк ﷺ не только увещевал и призывал своих последователей, но и показывал на личном примере, как надо выполнить те или иные предписания в религии. Это касалось и его отношения к домочадцам, ведь он говорил, что он лучше всех относится к своей семье.
3. Готовность первым приветствовать и идти на примирение.
Благоприятные отношения между людьми и примирение между братьями по степени важности оценивается выше многих обязательств, ведь Посланник Аллаха ﷺ ради этого отложил даже совершение обязательного намаза. Поэтому наша религия запрещает находиться в ссоре с братом по вере более трёх суток, а тот, кто первым идёт на примирение, не позволяя конфликту развиваться и узам дружбы разорваться, является лучшим из них.
От Абу Аюба (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
لاَ يَحِلُّ لِمُسْلِمٍ أَنْ يَهْجُرَ أَخَاهُ فَوْقَ ثَلاَثٍ، يَلْتَقِيَانِ: فَيَصُدُّ هَذَا وَيَصُدُّ هَذَا، وَخَيْرُهُمَا الَّذِي يَبْدَأُ بِالسَّلاَمِ
«Не разрешается мусульманину прекращать общение с братом по вере (держать на него обиду) более, чем на три дня, в течение которых они будут отворачиваться друг от друга при встрече, а лучшим из этих двоих окажется тот, кто первым поприветствует другого». (Имам Ахмад, 2357; Бухари, 6237; Муслим, 2560; Абу Давуд, 4911; Тирмизи, 1932)
4. Прекрасный нрав.
Благой нрав – это то, с чем был послан Пророк Мухаммад ﷺ. Благонравие помогает человеку в этом мире жить в спокойствии и строить хорошие отношения с окружающими, а в Ахирате ему будет дана большая награда.
От ‘Абдуллаха бин ‘Амр бин аль-‘Аса (да будет доволен ими обоими Аллах) передаётся, что Пророк ﷺ сказал:
إِنَّ مِنْ خِيَارِكُمْ أَحْسَنَكُمْ أَخْلاَقًا
«Поистине, к наилучшим из вас принадлежат обладатели наилучших нравственных качеств». (Бухари, 3559; Тирмизи, 1975; Ибн Хиббан, 6442)
Посланник Аллаха ﷺ часто говорил о лучшем нраве и о том, как важно обретать это качество. Он оставил после себя совершенную систему нравственных ценностей и обучил ей своих последователей.
Начиная с того, как верующему следует ложиться спать и как просыпаться, и кончая поведением правителя государства – во всём этом Пророк Мухаммад ﷺ своим поведением оставил нам наилучший пример, на который мы должны равняться. Если мы будем следовать этому, то окажемся ближе всех к Посланнику Аллаха ﷺ.
От Джабира (да будет доволен им Аллах) передаётся, что однажды Посланник Аллаха ﷺ сказал:
إِنَّ مِنْ أَحَبِّكُمْ إِلَيَّ وَأَقْرَبِكُمْ مِنِّي مَجْلِسًا يَوْمَ القِيَامَةِ أَحَاسِنَكُمْ أَخْلَاقًا
«Поистине, к числу самых любимых из вас для меня и тех, кто в День воскресения окажется ближе всех ко мне, относятся наиболее благонравные из вас». (ат-Тирмизи, 2018; Ибн Хиббан, 5558)
5. Изучение Корана и обучение ему других.
Чтение Корана является одним из лучших поминаний Аллаха, за которое человек получает большое вознаграждение. Такое же вознаграждение, возможно, ещё большее, получит человек, который обучил этому других, ведь указывающий на благое подобен совершающему его.
От ‘Усмана ибн ‘Аффана (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:
خَيْرُكُمْ مَنْ تَعَلَّمَ القُرْآنَ وَعَلَّمَهُ
«Лучшим из вас является тот, кто изучает Коран и учит ему (других)». (Бухари, 5027; Ибн Маджах, 211; Абу Дауд, 1452; Тирмизи, 2907; Ибн Хиббан, 118)
Коран для каждого верующего является руководством в этой жизни, причиной успокоения сердца, а в следующей – заступником и причиной возвышения. Тех, кто изучает Коран и руководствуется им в жизни, Всевышний возвышает, а тех, кто бросил Коран за спину, не обращался к руководству Корана, Всевышний Аллах унизит.
Как видите, любой может стать одним из тех, кого Посланник Аллаха ﷺ назвал лучшими из людей. Пусть Всевышний поможет нам быть в числе если не всех, то хотя бы некоторых категорий людей, названных Пророком ﷺ лучшими.
Понравилась статья?
Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях,
поделитесь информацией с друзьями!
Муслим Абдулаев
Смотрите также:
Четыре категории людей, о которых отдельно рассказывал Пророк ﷺ
5 категорий людей, которых не любит Аллах
Две категории людей, которые не получат заступничество Пророка ﷺ
7 дуа, которые нужно читать по утрам
7 привычек, которые сделают нашу жизнь счастливой. Часть 2.
7 вещей, которые нужно совершить в Ночь Предопределения
7 способов избежать грехa
5 сунн, выполнение которых укрепит ваш иман
5 категорий людей, которые никогда не станут обитателями Ада
5 дуа от бедности
“Соревнуйтесь же в добрых делах”
Не секрет, что с началом эпохи интернета мы стали проводить больше времени за разговорами как никогда ранее. Интересующиеся политикой обсуждают международное положение, любители автомобилей спорят о том, какая марка машины более комфортная или скоростная, домохозяйки обсуждают кулинарные рецепты. Приятели и подруги без конца болтают в чатах о том, что они успели сделать за день и где побывать, обмениваются «селфи» и ждут «лайков» к своим фотографиям.
Побочным результатом этой неумеренной любви к общению явились разнообразные грехи языка – хотя теперь их можно было бы назвать «грехи компьютерной клавиатуры».
«Как смартфоны лишают человека веры…»
Люди много болтают попусту, что неизбежно ведет к сплетням и злословию, девушки и юноши переступают границы дозволенного, начиная флиртовать и заигрывать друг с другом. Еще одним «бичом» интернет-общения стали бесконечные диспуты и споры, к которым может привести буквально любой разговор на любую тему. Люди обсуждают какой-то предмет, и, так как они далеко не всегда согласны во взглядах на этот вопрос, то неизбежно между ними возникают споры и разногласия.
Появилась новость о том, что такой-то министр встретился с иностранным политиком – тут же разгорается бурная дискуссия о судьбах страны, кто-то поделился описанием нового гаджета – и окружающие до изнеможения спорят, какая из этих моделей самая лучшая, и даже хозяйки готовы буквально «порвать» друг друга, обсуждая рецепт супа или салата.
Не обошла любовь к спорам стороной и людей верующих. Если раньше диспуты между религиозными людьми и атеистами, или между людьми разных религий были уделом специалистов-богословов, то благодаря интернету, каждый человек, даже имеющий самые поверхностные знания о религии, в одночасье стал равным ученому-теологу и с важным видом рассуждает о духовных материях.
Когда спор идет между специалистами и знатоками своего дела, обычно он происходит в рамках приличия и вежливости – оппоненты обмениваются мнениями, и даже если не соглашаются друг с другом, все равно, они стараются сохранять уважение к собеседнику и к его точке зрения.
Когда же спор идет между людьми невежественными, то у собеседников быстро кончаются разумные аргументы, и далее спор превращается в банальную перебранку, где в ход идут прямые оскорбления, угрозы и обвинения. Самые страшные обвинения – в неверии и лицемерии, которые ранее даже ученые-богословы опасались лишний раз высказать в адрес какого-то человека, произносятся подобными «горе-богословами» запросто, без лишних колебаний.
Именно от таких любителей поспорить, не имеющих для этого достаточной подготовки и знаний, предостерегают верующих Коран и хадисы:
«Препирательство тех, которые оспаривают знамения Аллаха безо всякого довода, явившегося к ним, весьма ненавистно Аллаху и верующим. Так Аллах накладывает печать на сердце каждого возгордившегося тирана» (40, 35).
«Среди людей есть такой, речи которого в этом мире вызывают у тебя восхищение. Он призывает Аллаха в свидетели тому, что у него на сердце, и он – заядлый спорщик» (2, 204).
«Того, кто приобрёл знания для того, чтобы соседствовать с учёными, спорить с глупцами и стремиться тем самым произвести впечатление на людей, ввергнет Аллах в Огонь» (Тирмизи).
«Поистине, самым ненавистным из людей для Аллаха является заядлый спорщик» (Бухари, Муслим).
Можно еще много чего сказать об опасности таких споров, но следует посмотреть в корень проблемы – почему собственно, огромному количеству людей так нравится вести споры о религии? Разумеется, сами они ответят, что якобы они таким образом способствуют распространению ислама, опровергают заблудших, отстаивают истину и стремятся к прочим похвальным вещам.
Но, как известно, человек никого так охотно и успешно не обманывает, как самого себя. Причиной этой любви к бесконечным спорам являются наши низкие страсти – тщеславие, самолюбие, когда нам хочется возвыситься в собственных глазах и глазах окружающих, унизить своего оппонента.
Великие ученые всегда знали об истинных причинах таких споров и поэтому порицали их. Известна история, как великий имам Абу Ханифа (да будет доволен им Всевышний) запретил своему сыну Хаммаду заниматься богословскими спорами. Обиженный сын спросил отца – разве он сам в свое время не посвящал достаточно времени таким диспутам? Великий ученый ответил:
«Сынок, мы собирались для богословских дискуссий и вели на них себя так осторожно, будто птицы сидели над нашими головами. Но сегодня я узнал, что некоторые люди смеются над богословием во время спора. А если человек ведет диспут лишь для того, чтобы опозорить и победить своего оппонента с помощью подлости, то такие диспуты лишены всякого блага!»
Пророк (мир ему), зная о том, как тяжело человеку уступить в споре, особенно, если он считает себя правым, обещал таким людям высокое положение в Раю:
«Тому, кто прекратит спор, будучи правым, Аллах построит дом в центре Рая, а тому, кто прекратит спор, будучи неправым, Аллах построит дом на окраине Рая».
Кто-то из этих спорщиков сейчас возразит – хорошо, если мы перестанем отстаивать свою точку зрения по религиозным вопросам, как же нам возвысить собственную религию? Как тогда люди других религий или вовсе не верующие ни во что поймут, что истина на нашей стороне? На этот вопрос ответ уже был дан давным-давно:
«Каждому из вас Мы установили закон и путь. Если бы Аллах пожелал, то сделал бы вас одной общиной, однако Он разделил вас, чтобы испытать вас тем, что Он даровал вам. Состязайтесь же в добрых делах. Всем вам предстоит вернуться к Аллаху, и Он поведает вам о том, в чем вы расходились во мнениях» (Коран, 5:48).
Если бы Всевышний пожелал, на земле была бы только одна религия и одна община, но Он дал людям возможность свободно искать истину. Людям, которые называют себя верующими, следует соревноваться в совершении благих дел – а не тратить попусту время в бесплодных спорах, которые порождают только ненависть и вражду между людьми. Если ты считаешь, что ты на истине, и твоя вера правая, покажи это на деле, а не на словах.
Очень легко говорить о своей вере – но как ты ведешь себя среди людей, которые тебя окружают, родных, соседей, сослуживцев, прохожих на улице? Можешь ли ты удержаться от гнева и раздражения, особенно, когда у тебя неприятности? Насколько ты пунктуален в отношении своих религиозных обязанностей? Всегда ли спешишь на помощь нуждающемуся, не жалеешь средств, сил и времени для помощи другим людям?
Стремишься ли к приобретению благого нрава, к воздержанию от сплетен и злословия, от неуместных и пошлых шуток? Именно такие люди являются наиболее любимыми для Аллаха – те, которые приносят радость другим людям, помогают бедным и кормят голодных, умеют сдержать гнев – а вовсе не те, кто побеждает в спорах:
«Самые любимые люди для Аллаха – это самые полезные из них, а самое любимое деяние перед Аллахом Всемогущим и Великим – эта радость, которую ты приносишь мусульманину, помогая ему в беде или выплачивая за него долг или утоляя его голод.
А тот, кто сдержит гнев в отношении брата своего, тому Аллах скроет его недостатки, и тому, кто сдержит свой гнев в то время, когда он хотел излить его, Аллах наполнит его сердце довольством в Судный день.
И кто вышел помогать своему брату-мусульманину в его нужде, пока он не поможет ему, тому Аллах укрепит его стопы в тот День, когда стопы будут скользить. И поистине, дурной нрав портит деяния так же, как уксус портит мед» (ат-Табарани).
В противном случае – если мусульмане будут заниматься только разговорами, окружающие люди могут справедливо указать им – где же плоды вашей веры, откуда мы узнаем, что вы лучшие? Известно, что жители многих стран, в частности, таких азиатских стран как Малайзия и Индонезия, принимали ислам, видя благой нрав мусульманских купцов, которые приходили в их земли.
Эти люди честно вели торговлю, не обманывали их и не обвешивали, открыто говорили о недостатках своих товаров, не преувеличивая их, были образцом нравственности – и окружающие поневоле задумывались, что же сделало их такими порядочными людьми? Видимо, их вера в самом деле лучше нашей, раз заставляет их вести себя подобным образом. Хорошо бы и в наше время окружающие люди могли подумать то же самое, глядя на современных мусульман.
Анна Кобулова
Также по этой теме читайте:
Люди, с которыми нельзя спорить
Как наши “лайки” превращаются в грехи…
4 совета для тех, кто хочет использовать соцсети с пользой
Автор: Анна Кобулова
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.