Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается

Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается thumbnail

Новая редакция Ст. 7.4 КоАП РФ

Застройка площадей залегания полезных ископаемых, в том числе размещение в местах их залегания подземных сооружений без разрешения, необеспечение сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Комментарий к Статье 7.4 КоАП РФ

1. Объект правонарушения в рамках комментируемой статьи – общественные отношения в сфере государственной собственности на недра и установленный порядок застройки площадей залегания полезных ископаемых.

Понятие “площадь залегания полезных ископаемых”, на застройку которой требуется разрешение, сформулировано в Положении о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 30 августа 1999 г. N 64. Это территория, под которой непосредственно залегают полезные ископаемые, и прилегающие к ней территории, попадающие в зону вредного влияния горных разработок и взрывных работ на объекты поверхности и подземные сооружения. Кроме того, в это понятие включается акватория внутренних морей, озер и других водоемов, рассолы, рапа, донные отложения которых являются полезными ископаемыми или источником получения минерального сырья. Площадь залегания полезных ископаемых – это также территория горного отвода месторождения лечебных минеральных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а при его отсутствии – территория округа горно-санитарной охраны.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения Федерального агентства по недропользованию (см. Положение о Федеральном агентстве по недропользованию, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 293) и только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.

Разрешение на застройку выдается на основе данных горно-геологического обоснования до начала проектирования намечаемого строительства объекта. Получение разрешения на застройку не исключает необходимости получения разрешения на строительство объектов недвижимости в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ.

Государственный геологический контроль по вопросам, связанным с предотвращением самовольного пользования недрами, необоснованной и самовольной застройкой площадей залегания полезных ископаемых, осуществляет Ростехнадзор (см. Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. N 293).

2. Объективная сторона правонарушения состоит в двух противоправных деяниях: застройке площадей залегания полезных ископаемых без специального разрешения; необеспечении требований к сохранности зданий и сооружений при пользовании недрами.

Административная ответственность за застройку площадей залегания полезных ископаемых без разрешения наступает, если:

строительство (реконструкция) объектов на площадях залегания полезных ископаемых начато или ведется без получения официального разрешения компетентных органов;

разрешение получено с нарушением установленного порядка его приобретения;

застройка ведется с нарушением условий, на которых она была разрешена;

застройка ведется по разрешению, которое не переоформлено в случаях, когда такое переоформление является обязательным.

Соблюдение правил застройки площадей залегания полезных ископаемых при отсутствии разрешения на застройку не устраняет незаконности самой застройки.

Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов.

3. Субъектами данного правонарушения являются граждане, должностные лица, обеспечивающие исполнение установленных требований к застройке площадей залегания полезных ископаемых, и юридические лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Другой комментарий к Ст. 7.4 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В ст.25 Федерального закона от 21 февраля 1992 г. “О недрах” закреплено, что проектирование и строительство населенных пунктов, промышленных комплексов и других хозяйственных объектов разрешаются только после получения заключения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки.

2. Объектом комментируемого состава правонарушения является государственная собственность на недра и установленный порядок застройки площадей залегания полезных ископаемых.

3. Объективная сторона правонарушения выражается в противоправных действиях: застройке площадей залегания полезных ископаемых без специального разрешения (порядок выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых определяется Госгортехнадзором России); необеспечении требований к сохранности зданий и сооружений при пользовании недрами.

4. Субъектами данного правонарушения признаются граждане и юридические лица – пользователи недрами, а также должностные лица, обеспечивающие исполнение установленных требований к застройке площадей залегания полезных ископаемых.

5. С субъективной стороны рассматриваемые противоправные действия могут быть совершены только умышленно.

Источник

Кодекс об административных правонарушениях, N 195-ФЗ | ст. 7.4 КоАП РФ

Застройка площадей залегания полезных ископаемых, в том числе размещение в местах их залегания подземных сооружений без разрешения, необеспечение сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Постоянная ссылка на документ

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

URL документа [скопировать]

HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [скопировать]

BB-код ссылки для форумов и блогов [скопировать]

в виде обычного текста для соцсетей и пр. [скопировать]

Скачать документ в формате

Судебная практика по статье 7.4 КоАП РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-13176/12, Коллегия по административным правоотношениям, надзор

    Доводам лиц, участвующим в деле, дана соответствующая правовая оценка. Суды признали недоказанным наличие в действиях некоммерческого товарищества состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом суды руководствовались положениями Федерального закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах», Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях…

  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-7860/12, Судебная коллегия по административным делам, надзор

    Принимая судебные акты, суды исходили из того, что земляные работы по кладке коммуникаций, проводились обществом без соответствующего ордера, что влечет административную ответственность установленную частью 2 статьи 7.4 КоАП г. Москвы. Нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности судами не установлено. В соответствие с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации…

  • Решение Верховного суда: Определение N ВАС-18493/13, Коллегия по административным правоотношениям, надзор

    незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ставропольскому краю (далее – административный орган, управление) от 11.01.2013 о привлечении общества к административной ответственности на основании статьи 7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в размере 100 000 рублей и признании незаконным и отмене представления управления от 11.01.2013 об Официальный сайт Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации: https://www.arbitr.ru/ (информация о движении дела, справочные материалы и др устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения…

Источник

Застройка площадей залегания полезных ископаемых, в том числе размещение в местах их залегания подземных сооружений без разрешения, необеспечение сохранности зданий, сооружений, а также особо охраняемых территорий и объектов окружающей среды при пользовании недрами –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц – от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц – от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

  • Статья 7.3. Пользование недрами без лицензии на пользование недрами либо с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденных в установленном порядке технических проектов
  • Статья 7.5. Самовольная добыча янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней

Комментарий к ст. 7.4 КоАП

1. Объект правонарушения в рамках комментируемой статьи – общественные отношения в сфере государственной собственности на недра и установленный порядок застройки площадей залегания полезных ископаемых.

Понятие “площадь залегания полезных ископаемых”, на застройку которой требуется разрешение, сформулировано в Положении о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых, утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 30 августа 1999 г. N 64. Это территория, под которой непосредственно залегают полезные ископаемые, и прилегающие к ней территории, попадающие в зону вредного влияния горных разработок и взрывных работ на объекты поверхности и подземные сооружения. Кроме того, в это понятие включается акватория внутренних морей, озер и других водоемов, рассолы, рапа, донные отложения которых являются полезными ископаемыми или источником получения минерального сырья. Площадь залегания полезных ископаемых – это также территория горного отвода месторождения лечебных минеральных вод и других полезных ископаемых, отнесенных к категории лечебных, а при его отсутствии – территория округа горно-санитарной охраны.

Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения Федерального агентства по недропользованию (см. Положение о Федеральном агентстве по недропользованию, утв. Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 293) и только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.

Разрешение на застройку выдается на основе данных горно-геологического обоснования до начала проектирования намечаемого строительства объекта. Получение разрешения на застройку не исключает необходимости получения разрешения на строительство объектов недвижимости в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ.

Государственный геологический контроль по вопросам, связанным с предотвращением самовольного пользования недрами, необоснованной и самовольной застройкой площадей залегания полезных ископаемых, осуществляет Ростехнадзор (см. Положение о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. N 293).

2. Объективная сторона правонарушения состоит в двух противоправных деяниях: застройке площадей залегания полезных ископаемых без специального разрешения; необеспечении требований к сохранности зданий и сооружений при пользовании недрами.

Административная ответственность за застройку площадей залегания полезных ископаемых без разрешения наступает, если:

строительство (реконструкция) объектов на площадях залегания полезных ископаемых начато или ведется без получения официального разрешения компетентных органов;

разрешение получено с нарушением установленного порядка его приобретения;

застройка ведется с нарушением условий, на которых она была разрешена;

застройка ведется по разрешению, которое не переоформлено в случаях, когда такое переоформление является обязательным.

Соблюдение правил застройки площадей залегания полезных ископаемых при отсутствии разрешения на застройку не устраняет незаконности самой застройки.

Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов.

3. Субъектами данного правонарушения являются граждане, должностные лица, обеспечивающие исполнение установленных требований к застройке площадей залегания полезных ископаемых, и юридические лица.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Судебная практика по статье 7.4 КоАП

Определение Верховного Суда РФ от 09.07.2018 N 304-АД18-8458 по делу N А75-5479/2017

общество с ограниченной ответственностью “Охотничье хозяйство “Еловое” (далее – общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 30.03.2017 N 115-ГН/34 Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре (далее – управление, административный орган) о привлечении общества к административной ответственности на основании статьи 7.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) с назначением наказания в виде предупреждения.

Источник

Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускаются с разрешения федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальных подразделений и органов государственного горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.
Самовольная застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов.
Комментарий к статье 25
Условия застройки площадей залегания полезных ископаемых подробно определены Положением о порядке выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых, утвержденным Госгортехнадзором РФ 3 ноября 1995 г. и Госкомнедр РФ 10 ноября 1995 г. и согласованным с Роскомземом.
Положение устанавливает единый и обязательный для всех организаций порядок выдачи разрешений на застройку площадей залегания полезных ископаемых, а также на размещение в местах их залегания подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых выдаются, как указано в Положении, органами Госгортехнадзора и территориальными подразделениями органов геологии, использования и охраны недр Министерства природных ресурсов (МПР) РФ. В тех случаях, когда проектирование и строительство государственных объектов осуществляются по программам федерального значения или объект намечаемого строительства пересекает территорию двух и более субъектов РФ (железные и автомобильные дороги, трубопроводы для транспортировки нефти, газа, воды и других веществ и материалов, линии электропередач и т.п.), разрешение на застройку выдается непосредственно Госгортехнадзором и федеральным органом геологии, использования и охраны недр МПР РФ.
Проектирование и строительство (реконструкция) промышленных комплексов и других хозяйственных объектов, в том числе и в пределах континентального шельфа России, до получения от территориальных органов МПР РФ заключения о наличии или отсутствии полезных ископаемых под участком предполагаемой застройки не допускается.
Если территория, намечаемая к застройке, не охвачена геологоразведочными работами на предмет выявления полезных ископаемых, то организация этих работ производится на условиях, определяемых органами МПР РФ, если иное не будет установлено законодательством РФ или субъектов РФ.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах залегания подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, допускается при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки при получении в органах Госгортехнадзора и МПР разрешения на такую застройку. При этом в проектах на строительство (реконструкцию) объектов должны быть предусмотрены, а при их строительстве (реконструкции) – осуществлены строительные, горные или иные меры охраны в соответствии с действующими нормативными актами. Кроме того, при застройке площадей залегания радиоактивных полезных ископаемых должны разрабатываться специальные санитарно-защитные мероприятия, которые в установленном порядке согласовываются компетентными государственными органами. При строительстве инженерных сооружений на подрабатываемых территориях должны учитываться рекомендации специализированных научно-исследовательских организаций, имеющих лицензию на такой вид деятельности, полученную в установленном порядке в Госгортехнадзоре.
Положение устанавливает, что горные, строительные и иные меры должны обеспечивать: возможность извлечения полезных ископаемых из недр; охрану объектов строительства и технологического оборудования организаций от вредного влияния горных работ путем применения специальных строительных и санитарно-защитных мероприятий, предусмотренных соответствующими нормативными документами по проектированию и строительству на подрабатываемых территориях; охрану горных выработок от вредного влияния объектов строительства и размещение этих объектов с учетом требований, предусмотренных проектом строительства и эксплуатации организаций по добыче полезных ископаемых и планами горных работ, в том числе и от проникновения вредных веществ в горные выработки; охрану месторождений полезных ископаемых от затопления, подтопления, пожаров и от других факторов, связанных с его застройкой, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку; охрану окружающей природной среды от вредного воздействия объектов строительства.
Для получения разрешения на застройку Положение требует соблюдения и других правил. Необходимы горно-геологические обоснования на стадии разработки ТЭО или проекта намечаемого строительства (реконструкции). При отсутствии полезных ископаемых под площадкой намечаемого строительства, что должно быть подтверждено заключением территориальных подразделений МПР, разрешения органов Госгортехнадзора и МПР на застройку не требуется.
Застройка площадей залегания полезных ископаемых, а также размещение в местах их залегания подземных сооружений допускается с разрешения федерального органа управления фондом недр или его территориальных подразделений и органов государственного горного надзора только при условии обеспечения возможности извлечения полезных ископаемых или доказанности экономической целесообразности застройки.
Организации, намечающие к застройке акватории внутренних морей, озер и других водоемов (или отчленение их части путем сооружения дамб, плотин для сброса промышленных и других отходов), рассолы, рапа, донные отложения которых являются полезными ископаемыми или источником получения минерального сырья, должны также в установленном порядке оформить разрешение на застройку в органах Госгортехнадзора и МПР по согласованию с заинтересованными организациями.
При выборе площадок для размещения намечаемых к строительству (реконструкции) объектов и мест размещения подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, должны быть соблюдены требования земельного, водного и природоохранного законодательства РФ и иных нормативных правовых актов. Участие представителей органов Госгортехнадзора и МПР в комиссии по выбору площадки для строительства (реконструкции) объектов или места размещения подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, которой выбран вариант с застройкой площади залегания полезных ископаемых, не исключает необходимости получения разрешения на застройку в указанных органах до начала проектирования строительства (реконструкции).
Размещение объектов строительства на земной поверхности или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, в массиве горных пород, под которыми извлечены полезные ископаемые, допускается только после окончания процесса сдвижения земной поверхности, продолжительность которого рассчитывается в порядке, предусмотренном правилами или указаниями по охране сооружений от вредного влияния горных разработок, и при отсутствии непогашенных горных выработок и пустот. Не допускается размещение объектов строительства на земной поверхности над отработанными месторождениями полезных ископаемых, если отсутствует заключение специализированной организации об окончании процесса сдвижения земной поверхности и справка об отсутствии непогашенных горных выработок и пустот, выданная пользователем недр.
Использование расположенных над выработанным пространством зданий и сооружений ликвидированной организации по добыче полезных ископаемых для целей, не предусмотренных ранее при их строительстве, а также их отчуждение другому юридическому лицу (организации) допускается после получения разрешения соответствующего органа Госгортехнадзора. Передача полученного в органах Госгортехнадзора и МПР разрешения на застройку другим организациям не допускается.
Организация, осуществляющая по согласованию с пользователем недр строительство (реконструкцию) объектов, после его окончания обязана представить организации – пользователю недр, разрабатывающему месторождение полезных ископаемых, и организации, эксплуатирующей построенный объект, исполнительный план построенных объектов с координатами угловых точек; выписку из акта приемки объектов строительства (реконструкции) государственной комиссии о выполнении строительных мер, обеспечивающих сохранность указанных объектов от вредного влияния горных работ при их подработке в соответствии с проектом и с условиями, на которых разрешена подработка, а также выполнение мер по охраны окружающей природной среды.
Разрешение, выданное органами Госгортехнадзора и МПР на застройку, считается утратившим силу и может быть аннулировано в случаях:
несоблюдения условий, на которых разрешена застройка;
несоблюдения требований по сохранению запасов полезных ископаемых и их качества от вредного влияния работ, связанных с застройкой;
если застройка оказывает более вредное, чем предусмотрено проектом, влияние на сохранность эксплуатируемых и находящихся на консервации горных выработок, буровых скважин и других подземных сооружений;
невыполнения требований природоохранного законодательства и нормативных документов по охране природной среды.
Разрешение на застройку может быть пересмотрено по инициативе пользователя недр, органов Госгортехнадзора или МПР, а также по ходатайству заинтересованных организаций, осуществляющих строительство, в случаях:
выявления при проведении дальнейших геологоразведочных работ или при разработке месторождений полезных ископаемых существенных изменений в условиях залегания пластов, рудных тел и залежей, в характеристике свойств и качеств полезных ископаемых под площадью, разрешенной для застройки;
изменения сроков, направлений, систем и способов разработки месторождения полезных ископаемых под площадью, разрешенной для застройки, если эти изменения вызывают ранее не предусмотренное ухудшение условий застройки.
Положение подробно определяет порядок горно-геологических обоснований намечаемой застройки площади залегания полезных ископаемых, а также размещения в местах их залегания подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Они должны разрабатываться специализированной проектной организацией, имеющей лицензию, выданную органами Госгортехнадзора на этот вид работ, и состоять из различных документов и материалов.
Пояснительная записка и графическая документация подписываются руководителем организации, разработавшей горно-геологическое обоснование застройки, и заверяются печатью этой организации.
Если объекты строительства не представляют большой ценности (отдельные одноэтажные здания, дачные строения, объекты фермерских хозяйств и другие несложные сооружения и оборудование в них и т.п.) и в связи с этим не требуют применения строительных или горных мер их охраны от вредного влияния горных работ, содержание горно-геологического обоснования застройки площади залегания полезных ископаемых с согласия органов Госгортехнадзора России может быть упрощено.
Документы и материалы горно-геологического обоснования подписываются руководителем проектной организации и заверяются печатью этой организации. Органы Госгортехнадзора могут потребовать заключения независимой экспертизы представленных материалов.
Для получения разрешения на застройку площади залегания полезных ископаемых или размещение в местах их залегания подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, необходимо составление заявки. Организация, заинтересованная в строительстве, направляет ее соответствующим органам Госгортехнадзора и МПР с приложением горно-геологического обоснования с тремя экземплярами копии топографического плана. В заявке для получения разрешения на застройку должны указываться наименование организации, ее адрес, наименование застраиваемого месторождения полезных ископаемых и место расположения намечаемой застройки (по административному делению), а также сведения об организациях, которые будут осуществлять проектирование, финансирование и строительство объектов.
Органы Госгортехнадзора и МПР обязаны рассмотреть заявку и вынести решение в срок не более месяца со дня ее получения. При необходимости по требованию указанных органов организация, подающая заявку, обязана представить дополнительно справки, документы и обоснования по вопросам, связанным с намечаемой застройкой. В этих случаях решение принимается в срок не более месяца со дня получения дополнительных материалов. Заявка должна рассматриваться органами Госгортехнадзора и МПР с участием представителя организации, подавшей заявку, а также других заинтересованных организаций и оформляется протоколом.
Все выданные разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых должны подлежать обязательному учету и регистрации в специальных книгах учета таких разрешений, находящихся как в органах Госгортехнадзора, так и в территориальных подразделениях МПР (разрешения на застройку площадей залегания полезных ископаемых, горно-геологические обоснования и другие материалы подлежат постоянному хранению). О принятом решении сообщается всем заинтересованным организациям письмом за подписью руководителей органа Госгортехнадзора России и территориального подразделения Минприроды, принявших решение.
Самовольная (без разрешения органов Госгортехнадзора и органов МПР) застройка площадей залегания полезных ископаемых прекращается без возмещения произведенных затрат и затрат по рекультивации территории и демонтажу возведенных объектов. Лица, виновные в самовольной застройке площадей залегания полезных ископаемых и в самовольном размещении в местах их залегания подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также в нарушении условий, на которых выдано разрешение на застройку, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ (см. комментарий к ст. 49).
Ответственность за полноту и качество предусмотренных проектом строительных мер охраны несет организация, выполнившая строительство зданий и сооружений на подрабатываемых территориях. Ответственность за выполнение предусмотренных проектом горных мер охраны зданий и сооружений от вредного влияния горных работ, выданные величины ожидаемых (расчетных) деформаций горных пород и земной поверхности несет организация – пользователь недр. Ответственность за правильные технические условия эксплуатации зданий и сооружений, расположенных на подрабатываемых территориях, несет организация, в чьем ведении находятся эти объекты.

Источник