Самоанализ урока полезные ископаемые 3 класс

Самоанализ урока полезные ископаемые 3 класс thumbnail

Самоанализ урока по окружающему миру в 3 классе

Самоанализ урока по окружающему миру в 3 классе, проведенного 15.02.2018 г.

Учитель: Муратова Наталья Сергеевна 

Тип урока: урок открытия новых знаний.
Тема урока: “Полезные ископаемые”

Методы обучения: наглядный, словесный, исследовательский, проблемно-поисковый.

Преподавание окружающего мира ведется по учебнику О.Н.Федотовой, Г.В.Трофимовой,.

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с полезными ископаемыми, их применением, некоторыми свойствами; способствовать формированию представлений учащихся о подземных богатствах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученных информаций; развитию интереса к предмету «окружающий мир».

Урок был направлен на решение личностных, метапредметных и предметных задач.

Предметные: познакомить обучающихся с полезными ископаемыми, их свойствами, применением.

Метапредметные: регулятивные: формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность с одноклассниками, учителем.

Познавательные: формировать понятия полезные ископаемые, месторождение, геолог, схема.

Личностные: воспитывать умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению; бережное отношение к природе.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

по виду источника информации:

v словесные (объяснение, беседа с обучающимися, );

v наглядные (демонстрация презентации, );

v практические (работа с карточками,).

по виду учебной деятельности:

v проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед обучающимися проблемы). 

Урок построен в соответствии с ФГОС, в рамках системно- деятельностного подхода. Для достижения цели урока использовала технологию развития критического мышления. На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования обучающихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Урок старалась строить так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя творцом, исследователем, чтобы в нем раскрылись все таланты и способности, данные ему от природы, развивалось творческое мышление.

На первом этапе урока ( актуализация знаний обучающихся) провели самоконтроль готовности к уроку, старалась создать условия для мотивации. Для активизации мышления обучающихся использовала вопрсы по изученной теме и загадки. Этот этап, хотя и был непродолжительным, но позволил быстро включить обучающихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

Второй этап целеполагание. Тему и задачи урока обучающиеся определили самостоятельно, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На основном этапе – этапе изучения нового материала использовался метод наглядности (демонстрация слайдов) и фронтальная беседа, были созданы проблемные ситуации, которые стимулировали самостоятельность мышления и творческую активность обучающихся; познавательный дополнительный материал был дан в информационном листе.

В процессе урока ученики самостоятельно, используя учебник , давали ответ, как применяются полезные ископаемые.

На уроке дети работали в группах, а это одна из необходимых форм системно-деятельностного подхода, именно в такой работе развиваются такие базовые качеств личности, какрефлексивность, коммуникативность, самостоятельность, толерантность, ответственность за собственный выбор и результаты своей деятельности. Работа в группах позволила организовать самостоятельное получение новых знаний, используя страницы учебника.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока. Обучающиеся сначала высказывали свои предположения, а затем, путём осмысленного чтения текста проверяли свои предположения и делали соответствующие выводы. Презентация сопровождала каждый этап урока, активизируя внимание ребят. Была проведена словарная работа.

Формирование первичных умений на основе самоконтроля.

Дети выполняли задания в карточках.

Завершающим этапом была оценка результатов урока, подведение итогов.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей

На уроке старалась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении и не боится высказаться. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей данного класса Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования третьеклассников , соответствовал их жизненному опыту.

Здоровьесбережению способствовали физкультминутка и смена видов деятельности.

По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Урок прошел на хорошем эмоциональном уровне: и обучающиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения. Особенным вниманием у обучающихся пользовался демонстрационный материал (использование компьютера).

Источник

Практическая работа.

У: Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные).

Полезные ископаемые

строительные

горючие

рудные

песок

каменный уголь

железная руда

– Поэтому, в нашей лаборатории будет работать три группы исследователей:

1 группа – исследует нерудные (строительные) полезные ископаемые (песок);

2 группа – исследует горючие полезные ископаемые (каменный уголь);

3 группа – исследует рудные (металлические) полезные ископаемые (железная руда).

– Возьмите коробки с материалом для исследования.

(дети выбирают нужное полезное ископаемое из общей коробки на основе личного опыта и фотографий)

– Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Поможет вам в этом инструкция, учебник. Все исследования вам надо записать в журнал-тетрадь на стр. 28 и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого. Даю время на исследование и запись результатов. По моему сигналу работу прекращаем. Если ответ готов раньше, поднимаем сигнальную карточку.

Инструкция:

1. Название полезного ископаемого.

2. Твёрдое или жидкое ископаемое?

3. Прочное или хрупкое?

4. Определить цвет, прозрачность.

5. Масса.

6. Состав, однородный или нет.

7. Где можно использовать, применить.

    Выступление каждой группы. Отвечает любой ученик, назначенный своей группой (по выбору).

Отвечает 1 группа.

– Как вы думаете, почему они называются строительными?

– Знаете ли вы, какие ещё полезные ископаемые относятся к этой группе?

(дети в группе заполняют таблицу)

Строительные полезные ископаемые

название

фото

свойства

песок

твёрдое в виде крупинок  сыпучее

Это интересно! А знаете ли вы, что для изготовления стекла необходим песок!!!

Отвечает 2 группа.

– Как вы думаете, почему они называются горючими?

– Какие ещё полезные ископаемые относятся к этой группе?

Горючие полезные ископаемые

название

фото

свойства

каменный

уголь

чёрного цвета, твёрдый, но хрупкий, горючий

 – К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.

     – А какое значение имеет топливо?

     – При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи.

Это интересно! Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают бензин, керосин, а ещё вазелин, мыло, пластмассы… и лекарства! Самое известное лекарство из нефти – аспирин.

  Из каменного угля – делают краски, пластмассы … и духи. Пластмассы делают и из природного газа.

Читайте также:  Полезные программы на компьютер для развития

Отвечает 3 группа.

– Как вы думаете, почему они называются рудными или металлическими?

– Какие ещё полезные ископаемые относятся к этой группе?

Рудные полезные ископаемые

название

фото

свойства

Железная руда

Чёрного цвета, твёрдое, плотное вещество, притягивает металлические предметы

– Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды – чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды. Одним из самых больших месторождений является наша Курская магнитная аномалия.

Это интересно!

– Как вы понимаете слово «аномалия»?

– И почему же магнитная? (высказывания детей)

1 Магнитная аномалия – явление, нарушающее показания компаса. Стрелка своими концами показывает север и юг. Но если в недрах земли имеются залежи магнитного железняка, то они действуют на магнитную стрелку, и она отклоняется в любом другом направлении.

– Давайте смоделируем ситуацию «магнитной аномалии»!

(ученик берёт компас, другой ученик берёт большой кусок железной руды; наблюдают, как ведёт себя стрелка компаса).

– Добывают железную руду в нашей Курской области в городе Железногорске. И самолёты над этим городом не летают!!! Почему??? (Ответы детей)

Физкультминутка

– Продолжаем расширять горизонты наших знаний.

2. – Отвечаем на следующий вопрос: где и как добывают полезные ископаемые?

– Места, где в глубинах или на её поверхности залегают полезные ископаемые, называются месторождениями. Ищут эти месторождения геологи.

Способы добычи

Карьеры

Шахты

Скважины

песок

глина

известняк

железная руда

каменный уголь

железная руда

нефть

газ

3.- Отвечаем на следующий вопрос: как люди используют в своей деятельности?

Полезные ископаемые

строительные

горючие

рудные

песок

глина

известняк

каменный уголь

торф

нефть

железная руда

медная руда

алюминиевая руда

в строительстве

топливо

в промышленности

У: Человек получил в дар подземные богатства: из полезных ископаемых состоят некоторые горы, в недрах земли есть целые моря и реки нефти, пустоты заполнены газом, подземные дворцы полны каменного угля. Человек использует их. Как вы думаете, может ли он опустошить все подземные кладовые?

–  Почему нужно беречь полезные ископаемые?

Д: Количество полезных ископаемых постепенно уменьшается, а их запасы в недрах земли не пополняются.

– Итак, в нашей научной лаборатории остались нерешёнными две проблемы: 

1. Можно ли обойтись без полезных ископаемых?

2. По ошибке или по праву оказались в ларце некоторые предметы?

Предметы исследования: полезные ископаемые.

Предположения:                 

 1.1) да, можно;          

    2) нет, нельзя

 2. 1) да, по ошибке;          

    2) нет, по полному праву, эти предметы сделаны из полезных ископаемых.

    – Из чего строят дома, школы, заводы?

    – А из чего делают автомобили, самолёты?

    – Правильно. Для того чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)

    – Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий.

– Посмотрите на предметы из ларца, которые вы отставили в сторону.

Они оказались там по ошибке?

(нет, по полному праву, эти предметы сделаны из полезных ископаемых)

– Какие интересные предметы из ларца сделаны из песка, каменного угля, нефти?

 – Мы ответили на все вопросы? Скажите теперь утвердительно.

(в таблице убираются вопросы и появляются утверждения)

– Итак, мы разрушили стену незнания и расширили границы знания.

Источник

Харцызская общеобразовательная школа № 25 «Интеллект»

Донецкой Народной Республики

Полезные ископаемые

(окружающий мир)

3 класс

Составила и провела

учитель высшей квалификационной категории

Апрышко Наталья Владимировна

Тема: Полезные ископаемые.

Цель: формировать представление обучающихся о полезных ископаемых,

их свойствах, использовании;

раскрыть значение полезных ископаемых  для человека, важность их

роли в экономике страны;

развивать умение самостоятельно работать над текстом в учебнике;

познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать,

работать с дополнительной литературой;

развивать умения работать в парах и группах;

воспитывать бережное отношение к природным ресурсам,

чувство товарищества.

Оборудование: учебник «Окружающий мир», образцы полезных

ископаемых, таблицы для работы в парах,

мультимедийный проектор, ноутбук.

Тип урока: адаптивно-преобразовательный

Методы, формы: Методы «Узелки», «Ассоциативный куст»,

« Пометки», работа в парах.

І. Организация класса. Постановка целей и задач урока

Метод „Узелки”

NПGОWZЛЕVЗJНLЫLЕ LИNСUКRОWDПАQЕFМYЫJLЕ

Если вы зачеркнёте буквы, которые не принадлежат русскому алфавиту, то узнаете тему нашего урока.

Работать мы будем по плану:

1. Работа над термином.

2. Работа с учебником.

3. Сообщения учащихся.

4. Работа в парах.

ІІ. Актуализация опорных знаний учащихся.

1. Составление ассоциативного куста.

– Кто уже знает, что такое полезные ископаемые?

– Что вы знаете о полезных ископаемых?

Неживая природа природные ресурсы

Добыча Полезные ископаемые шахта, карьер

топливо строительный материал

2. Работа с учебником.

Метод « Пометки»

Сейчас мы будем работать над статьёй учебника « Полезные ископаемые». При чтении текста на полях карандашом делайте пометки:

V – Я это знал;

+ – новая информация;

? – вы хотите знать об этом больше.

Итак, приступим.

а) Прочитайте 1 абзац на с.46.

– Что такое полезные ископаемые?

– В каком состоянии бывают полезные ископаемые?

б) Прочитайте с. 47.

– Какие цели преследуют люди, добывая полезные ископаемые?

в) Прочитайте с. 48.

– Что называют месторождениями?

г) Рассмотрите рисунки на с.48-49.

– Какими способами добывают полезные ископаемые?

– Кто на полях поставил знак V?

Откуда вы узнали об этом?

– Кто поставил знак +? Что нового для себя вы узнали?

3. Физкультминутка.

Мы геологами станем
Да? – да! ( хлопок над головой).
Будут все гордится нами.
Да? – да! ( хлопок над головой).
Что ждет нас впереди?
Высокая гора (показывают руками),
Бурная река (показывают руками)
Ее мы обойдем (топают ногами),
Ее мы проплывем (плывут),
Все мы сможем, все сумеем
И своей достигнем цели.
Да? – да! ( хлопок над головой).

4. Сообщения обучающихся о полезных ископаемых.

– Сейчас вы отправитесь в экспедицию. Вы – геологи.

– Кто такие геологи? ( Люди, занимающиеся поисками полезных ископаемых).

– А кто помогает геологам обнаружить месторождения ископаемых? ( Космонавты).

Я буду космонавтом, а вы – геологами.

Я буду разведывать месторождения полезных ископаемых, а дети, которые готовили дополнительный материал, о нём будут нам рассказывать.

( На столе дети находят образец своего ископаемого)

Читайте также:  Почему полезно есть косточки от оливок

Учащиеся рассказывают о каменном угле, торфе, нефти, природном газе, песке, глине и меле.

5. Просмотр видео о полезных ископаемых.

6. Работа в парах.

– Используя информацию, которую получили на уроке, заполните таблицу.

Строительные

материалы

Для получен.

пластмасс,

красок.

Каменный

уголь

Нефть

Торф

Песок

Глина

Природный

газ

Известняк

ІІІ. Итог. Оценивание обучающихся.

Самоанализ урока окружающего мира

Данный урок был проведен 24 февраля 2016 г.в 3-В классе по традиционной программе обучения. Согласно календарному планированию – это 37 в теме «Чему учит экономика».

На уроке была поставлена цель: формировать представления обучающихся о полезных ископаемых, раскрыть значение полезных ископаемых для человека, важность их для экономики страны.

В соответствии с поставленными задачами и дидактической функцией выбрала урок применения приобретенных знаний, направленный на выработку умений и навыков критически мыслить .

Урок состоял из взаимосвязанных между собой этапов. Был представлен план урока для обучающихся. В начале урока настроила обучающихся на работу. На этапе мотивации и актуализации изученного была поставлена цель -организовать и направить познавательную деятельность учащихся через методический инструментарий и дополнительные источники информации, дети отвечали на фронтальные вопросы, использовали информацию из хрестоматии по окружающему миру, присутствовала словарная работа, использовала интерактивные методы «Узелки», «Ассоциативный куст», «Пометки», ИКТ.

На этапе подведение итогов дали оценку проделанной работе, наметили планы на будущее. Рефлексия помогла выявить усвояемость материала, использовала оценочные листы и устный вывод. Каждый этап оценивался по соответствующим критериям.

Работоспособность на протяжении всего урока обеспечивалась за счет реализации личностно-ориентированного обучения, системно-деятельностного подхода, разнообразных заданий и частой смены видов деятельности.

Дети на уроке активны. Постаралась создать благоприятные условия для обучения, для активизации внимания использовала видео « Полезные ископаемые», на этапе активизации работали с таблицей « Свойства полезных ископаемых».

Здоровьесберегающая составляющая урока:, физкультминутка, экологическая – вопросы охраны полезных ископаемых, наметили перспективу на будущее, т.к. продолжим изучение полезных ископаемых нашего края в 4 классе, а вопросы экологии будут обсуждаться на следующем уроке.

Считаю, что урок цели достиг.

Источник

Тема: Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк)

Цель урока: раскрыть роль полезных ископаемых в деятельности человека и исследовать их свойства

Планируемые результаты:

Предметные: проводить наблюдения и простейшие опыты для определения свойств веществ, отличать полезные ископаемые от других горных пород, различать полезные ископаемые по внешнему виду, по составу и способам применения в хозяйстве

Личностные: чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе

Метапредметные: планировать свою деятельность и действовать в соответствии с планом, наблюдать, сравнивать, делать выводы, осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков

Форма урока: урок-исследование

Термины и понятия: полезные ископаемые, геолог, месторождение, карьер, шахта

Оборудование: образцы полезных ископаемых (песок, глина, гранит, известняк) и их условные знаки, информация о полезных ископаемых, сундучок, карточки «да, можно», «нет, нельзя», презентация, оборудование для опытов, чашки Петри, учебники, тетради, инструктивные карточки, музыка для работы в группе, тесты, цветные карандаши, карты Московской области, листочки для синквейна

Ход урока:

1. Организационный момент

– Что у меня в руках? (Сундучок.)

– Что обычно хранят в сундучках? (Украшения, богатства.)

– Да, это богатства. А какие именно, узнаете, если отгадаете загадки?

1) Он очень нужен детворе,

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

Он и в стекле расплавлен даже. (Песок.)

2) Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу –

Она понадобится сразу. (Глина.)

3) Он очень прочен и упруг,

Строителям надёжный друг.

Дома, ступеньки, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит.)

4) Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе.

Сам он удобрение. (Известняк.)

– Да, это песок, глина, гранит, известняк.

– Люди какой профессии занимаются изучением и поиском залежей в природе, н-р песка, глины, гранита, известняка? (Геологи.)

– Как вы думаете, интересно работать геологами?

– Сегодня мы с вами будем геологами. Мы с вами коллеги. И будем заниматься изучением полезных ископаемых.

2. Постановка проблемы урока

– Ребята, а можно ли вообще обойтись без этих полезных ископаемых? Как вы думаете, коллеги?

– Покажите карточки – «да, можно» или «нет, нельзя». Это будет главный вопрос нашего урока. В конце урока мы вернёмся к нему.

3. Знакомство с новым материалом

– В мире существует много полезных ископаемых. Какие другие полезные ископаемые вы знаете? (Ответы детей.)

– А почему они называются полезными?

– Попробуем сформулировать понятие полезные ископаемые.

Итак, что такое полезные ископаемые, сформулируйте. (Нефть уголь, торф, песок и другие необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют полезными ископаемыми.)

– Сравните наше определение с определением других ученых в учебнике на с. 60.

– Запишите определение в тетрадь на с. 24.

4. Работа в группах

– Но мы с вами сегодня познакомимся только с некоторыми полезными ископаемыми, а именно с песком, глиной, гранитом, известняком, и поучимся самостоятельно определять их свойства. Работа будет проходить в 8-ми группах. У каждой группы есть свой командир. На столах 1, 2, 3, 4 – образцы полезных ископаемых, а также картинка – условное обозначение того полезного ископаемого, которое вы будете изучать. Ребята за этими столами проводит работу по изучению полезных ископаемых с помощью инструктивной карточки.

Название полезного ископаемого _________________________________

Твёрдое или жидкое ____________________________________________

Цвет _________________________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное) ____________________________

Прозрачное или непрозрачное ___________________________________

Горючее или негорючее (из личного опыта) ________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов) __________________________________________________________

– За столами 5, 7, 8 сидят группы информаторов. Они изучают дополнительную информацию о полезных ископаемых, подчеркивают важное, затем нам сообщают.

5. Выступление каждой группы

  • Давайте проверим, как вы выполнили работу.

Песок

Рыхлая горная порода, состоящая из отдельных песчинок, не соединённых между собой. Он бывает разного цвета: белый, жёлтый, красный и даже серый. Песок используют для производства стекла. Для этого песок смешивают с другими веществами (известью, содой) и ставят в специальные печи. От сильного жара смесь плавится, и получается жидкое стекло. Его заливают в формы, где оно остывает и становится твёрдым.

Глина

В смеси с водой глина образует тестообразную массу, пригодную для дальнейшей обработки. Из белой глины делают прекрасную тонкую фарфоровую посуду. Из глины с добавлением песка изготовляют кирпичи. Для прочности их обжигают в печи.

Читайте также:  Чем полезны черные семечки и их кожура

Глина используется в медицине, например, глина входит в состав некоторых лечебных мазей.

Гранит

Гранит – очень плотная горная порода, образованная тремя минералами – полевым шпатом, кварцем, слюдой. Встречается гранит различного цвета (красный, розовый, серый и других цветов). Состоит из разных по форме и величине кусочков (зёрен), которые крепко соединены между собой. Обычно он залегает глубоко под землёй, но иногда выходит на поверхность, образуя горы. Из него сооружают набережные, опоры мостов, памятники. Также его используют для облицовки зданий, станций метро.

Известняк

Плотная горная порода. Состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Известняки бывают чаще всего белого цвета, встречаются серые и жёлтые. Эту горную породу легко отличить от других. Если налить на неё немного кислоты (например, уксусной), то послышится шипение, и на поверхности камня появятся пузырьки углекислого газа. Известняки залегают в Земле большими слоями. Часто их можно увидеть на обрывистых берегах рек. Иногда они образуют горы. Известняки бывают разных видов, например обыкновенный известняк, мрамор, мел. Много лет назад здания в Москве строили из белого известняка. Смешивая глину с известняком, получают вещество цемент.

– Как назвать все эти образцы, которые у вас находятся на столах? (Полезные ископаемые.)

– Молодцы! Но мы должны быть не только умными, но и физически закалёнными. Сделаем перерыв в нашей в нашей работе и проведём физкультминутку.

6. Физкультминутка

Путь его тяжёл и долог

Ищет залежи геолог.

С молоточком по горам
Он проходит тут и там
И уверен: «Я найду
Здесь железную руду!»

Потрудились – отдохнём:

Встанем глубоко вздохнём,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот.

Наклонились, прямо встали,

Руки вниз и вверх подняли,

Руки плавно опустили,

Всем улыбки подарили.

  1. Продолжение изучения темы

  • Отдохнули?

  • Продолжим работу.

  • У каждого есть своё место, откуда он берёт своё начало.У каждого из нас есть своё место рождения.

  • Как называются места, где производится добыча полезных ископаемых? (Месторождениями.)

– Каким способом добываются полезные ископаемые?

– Полезные ископаемые добывают по-разному: одни – в карьерах (открытых котлованных), другие – в шахтах, а для того, чтобы добыть нефть или газ, строят буровые установки и глубокие скважины.

Презентация

  1. Закрепление изученного материала

  • А какие полезные ископаемые добывают в Московской области? (Работа по картам.)

  1. Известняк

Известняк раньше добывали в поймах рек Пахра, Москва и широко применяли в строительстве – стены древнего Кремля, а также множество монастырей и церквей были сделаны из этого материала.

  1. Песок

Разработка песка в песчаных карьерах ведется на территории практически всей области (г. Дзержинский; г. Котельники – кирпичный завод). Цветовая палитра песка в Подмосковье очень разнообразна – от белого, до черных песков юрского периода. Темпы добычи песка в области не снижаются по сей день, спрос на песок всегда актуален – ведется многочисленное строительство и промышленных объектов, и частных домов, и поселков, и высотных домов.

  1. Глина

Применение глины тоже достаточно широко. И в Московской области есть несколько видов глины – основные из них – кирпичная и гончарная. Самое известное месторождение глины в Подмосковье – это Гжель. В этом городе с давних времен развит народный промысел – изготовление посуды и роспись в определённом стиле.

  1. Другие ископаемые

В небольшом количестве в Московской области также встречаются поделочные камни. Близ города Воскресенка – небольшие залежи фосфатов.

Кластер

  • А теперь всё обобщим и заполним таблицу «Полезные ископаемые».

Полезные ископаемые

Полезное ископаемое

Изображение

Условное обозначение

Песок

hello_html_607875f2.jpg

Глина

hello_html_3cd0cb4.jpg

Гранит

hello_html_m7a467626.jpg

Известняк

hello_html_m725b9d60.jpg

Тест

– Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.

1. Месторождение – это …

А) карьеры

В) горные породы

С) места залегания полезных ископаемых

2. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

А) врачи

В) геологи

С) строители

3. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

А) песок, глина

В) гранит, торф

С) каменный уголь, поваренная соль

4. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

А) оловянная и медные руды

В) каменный уголь, природный газ

С) графит, сера

5. Основные свойства гранита:

А) в виде крупинок, сыпучий

В) белого, серого или жёлтого цвета; если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется углекислый газ)

С) зернистый, твёрдый и прочный.

6. Какое полезное ископаемое используется для изготовления стекла?

А) песок

В) глина

С) известняк

7. Мел – это разновидность:

А) гранита

В) известняка

С) ракушечника

8.Почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

А) они опасны для здоровья

В) запасы их не безграничны, их пополнить нельзя

С) они красивы

  • Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.

(Самопроверка по мультимедийному проектору).

– Поставьте себе оценку: если все восемь правильных ответов – поставьте «8»,

  • А теперь закрасьте звёздочку соответствующим цветом.

7

6

5

4

3

  • Поднимите карточки, посмотрим, как вы справились с этим заданием.

  • Молодцы!

9. Итог урока

  • Сегодня мы с вами попробовали быть геологами, которые изучают полезные ископаемые в лаборатории.

  • Что мы называем полезными ископаемыми?

  • Где их применяют?

– Для чего добывают полезные ископаемые? (Потому что полезные ископаемые нам необходимы всегда и везде.)

  • Вернёмся к проблеме нашего урока. Так можно ли обойтись без полезных ископаемых, которые мы сегодня изучали? (Ответы детей.)

  • Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

На Земле очень много полезных ископаемых. В природе нет ничего бесполезного. Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства. И когда вы вырастите, вам предстоит решать проблемы, связанные с охраной природы и в частности полезных ископаемых.

10. Синквейн

– Геологи не только занимаются поиском и изучением полезных ископаемых, они еще и большие романтики. Прошу вас сочинить нерифмованное пятистишье – синквейн – со словом «ископаемые».

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определённый смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

11. Домашнее задание

– Прочитайте в учебнике на с. 61, 62, подготовьте сообщение об одном из полезных ископаемых; выясните, какие полезные ископаемые добывают в Люберецком районе.

– Спасибо за урок!

Источник