Самоанализ урока на тему полезные ископаемые

Самоанализ урока на тему полезные ископаемые thumbnail

Самоанализ урока по окружающему миру в 3 классе, проведенного 13.03.2019 г.

Тип урока: урок открытия новых знаний.
Тема урока: “Полезные ископаемые”

Методы обучения: наглядный, словесный, исследовательский, проблемно-поисковый.

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с полезными ископаемыми, их применением, некоторыми свойствами; способствовать формированию представлений учащихся о подземных богатствах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученных информаций; развитию интереса к предмету «окружающий мир».

Урок был направлен на решение личностных, метапредметных и предметных задач.

Предметные: познакомить обучающихся с полезными ископаемыми, их свойствами, применением.

Метапредметные: регулятивные: формировать умение принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.

Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность с одноклассниками, учителем.

Познавательные: формировать понятия полезные ископаемые, месторождение, геолог.

Личностные: воспитывать умение сотрудничать, уважительно относиться к иному мнению; бережное отношение к природе.

На уроке были использованы следующие методы обучения:

по виду источника информации:

v словесные (объяснение, беседа с обучающимися, );

v наглядные (демонстрация презентации, видео );

v практические (работа с карточками,).

по виду учебной деятельности:

v проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед обучающимися проблемы). 

Урок построен в соответствии с ФГОС, в рамках системно- деятельностного подхода. Для достижения цели урока использовала технологию развития критического мышления. На уроке использовались информационные компьютерные средства для активизации познавательной активности, повышения качества образования обучающихся. Были применены следующие формы познавательной деятельности: общеклассная, индивидуальная, групповая, которые в ходе урока сменяли друг друга.

Урок старалась строить так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя исследователем, чтобы в нем раскрылись все таланты и способности, данные ему от природы, развивалось творческое мышление.

На первом этапе урока (актуализация знаний обучающихся) провели самоконтроль готовности к уроку, старалась создать условия для мотивации. Для активизации мышления обучающихся, использовала вопросы по изученной теме и загадки. Этот этап, хотя и был непродолжительным, но позволил быстро включить обучающихся в ход урока, активизировать познавательную деятельность.

Второй этап целеполагание. Тему и задачи урока обучающиеся определили самостоятельно, исходя из соответствующей проблемной ситуации.

На основном этапе – этапе изучения нового материала использовался метод наглядности (демонстрация слайдов) и фронтальная беседа, были созданы проблемные ситуации, которые стимулировали самостоятельность мышления и творческую активность обучающихся; познавательный дополнительный материал был дан в информационном листе.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности обучающихся на протяжении всего урока. Обучающиеся сначала высказывали свои предположения, а затем, путём осмысленного чтения текста проверяли свои предположения и делали соответствующие выводы. Презентация сопровождала каждый этап урока, активизируя внимание ребят.

Формирование первичных умений на основе самоконтроля.

Дети выполняли задания в карточках.

Завершающим этапом была оценка результатов урока, подведение итогов.

Учебный материал урока соответствовал принципу научности, доступности и был посилен для учеников третьего класса. Учебная информация была привлекательна для детей.

На уроке старалась создать ситуацию психологического комфорта для детей, когда каждый ребенок успешен в своем мнении и не боится высказаться. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей данного класса Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими. Учебный материал на протяжении всего урока работал на организацию посильного поиска и исследования третьеклассников , соответствовал их жизненному опыту.

Здоровьесбережению способствовали физкультминутка и смена видов деятельности.

По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные дидактические цели и задачи урока. Урок прошел на хорошем эмоциональном уровне. Особенным вниманием у обучающихся пользовался демонстрационный материал.

Источник

Самоанализ урока географии : «Месторождения полезных ископаемых в России».

Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии,

обучения, воспитания, психолого-педагогической реабилитации детей с ограниченными

возможностями здоровья, их социально – трудовой адаптации и интеграции в общество

относится к числу важнейших задач специальной (коррекционной) школы VIII вида,

что требует повышенного внимания к проблеме их обучения. От активности

и самостоятельности в процессе обучения во многом зависят динамика развития ребенка с

нарушением интеллекта, возможности его социальной адаптации. Для учащихся с

нарушениями интеллектуального развития, характерна инертность, вялость,

отвлекаемость, интеллектуальная пассивность, отсутствие интереса к мыслительной

деятельности. Необходимо проводить обучение так, чтобы усвоение знаний шло не только

на основе запоминания, а в результате сознательного применения полученных сведений в

процессе решения познавательных задач. Ситуация современного школьного обучения

требует от ребёнка активного решения новых сложных коммуникативных задач:

организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу

изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребёнка высокие формы

общения со взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку формирования

нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками.

Тренировка в общении в ходе учебного занятия даёт ученику возможность не только

повысить свои учебные достижения, но и повлиять на будущий профессиональный выбор.

Основные формы учебной коммуникации использованные на уроке:

Монологические : и диалогические формы :

1.Выступление с заранее 1.Учебная беседа учителя и ученика;

подготовленным сообщением, 2. Учебная беседа в группах;

2. Ответы на вопросы;

3. Ассоциирование.

На уроке использовала вопросно-ответную форму , как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся. Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие виды вопросов:

Тренинговые вопросы – учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач –при настрое на исследовательскую работу – инструкционные карты;

Конструктивные вопросы – требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа – в начале урока при целеполагании- ребята самостоятельно и при помощи наводящих вопросов учителя проговаривают задачи урока и во время лабораторной работы.

Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме. “Обучать общению, общаясь” – без этих условий нет урока.

Урок в разделе «Поверхность нашей страны» третий, но тема «месторождения полезных ископаемых в России» – первый. На этом уроке мы рассмотрели две группы пол.ископаемых горючие и рудные, познакомились со свойствами каменного угля и железной руды, узнали практическую значимость этих ископаемых. Выяснили, что месторождения данных п/и имеются в нашем районе. На следующих уроках мы познакомимся с профессиями шахтера и др. Продолжим знакомство с пол.ископаемыми группы нерудные и строительные.

Цели урока:

Образовательная : познакомить с полезными ископаемыми России, их разнообразием, свойствами, значением для людей, обобщить и активизировать уже имеющиеся знания; познакомить с условными знаками полезных ископаемых на физической карте России.

Коррекционно-развивающая : научить определять и самостоятельно формулировать основные особенности подземных богатств на основе наблюдения; создать благоприятные условия для развития совместного поиска ответа на поставленные вопросы и задачи.

Коррекционно-воспитательная: развитие и коррекция коммуникативных умений учащихся при работе в группе : умение слушать и понимать других; строить речевые высказывания в соответствии с поставленными задачами;

Технологии: здоровье сберегающая, личностно-ориентированная.

Тип урока: урок – практическая работа.

Методы: Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Коммуникативная компетентность:

– качество, необходимое человеку в любых ситуациях;

Коммуникативная компетентность современной личности:

1. Устная коммуникация (обсуждение, дискуссия, выступление, презентация).

2. Письменная коммуникация (чтение, понимание, написание различного рода текстов).

3. Продуктивная коммуникация (умение работать в группе, готовность к взаимопомощи, овладение культурой поведения и умением контролировать свои эмоции).

На уроке использовались методы устной коммуникации:

  • Учебный диалог;

  • сообщения;

  • Ролевая и деловая игра, предполагающая в общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;

  • учебные исследования требующие проведения беседы, обсуждения;

Метод письменной коммуникации – запись исследования в таблицу по заданному алгоритму.

Доминирующими коммуникативными умениями в подростковом возрасте для

учащихся 5-6 классов являются умения :

– пользоваться различными видами чтения;

– осуществлять прямое воспроизведение;

– отвечать по плану;

– соотносить вопрос со знанием и ответ с вопросом;

– аргументировать свою точку зрения;

– подтверждать фактами;

– понимать точку зрения собеседника;

– участвовать в коллективном взаимодействии.

Считаю, что на уроке поставленные цели достигнуты. Учащиеся умеют сотрудничать с учителем, и друг с другом. Выбранный тип урока и форма урока оправдали себя. Ученики сумели показать свои знания, умения, навыки коммуникативного сотрудничества; считаю, что методы и средства обучения соответствовали задачам и содержанию урока.

Образовательные, коррекционные и воспитательные аспекты урока были достигнуты.

Источник

Самоанализ открытого урока,

проведенного в 3 классе МКОО Большекандалинская СШ

Предмет: Окружающий мир (УМК « Планета знаний»; Учебник «Окружающий мир» 3 класс, 1 часть. Авторы: И.И. Ивченкова, И.В. Потапов, 2017)

Тема урока: «Полезные ископаемые. Песок, глина, гранит, известняк».

Тип урока: Урок изучения нового материала, является логическим развитием предыдущего урока «Горные породы».

Данный урок является 2 уроком раздела «Горные породы и почва». Тип урока: урок открытия нового знания; форма урока: урок-исследование.

Форма организации учебной деятельности: индивидуально – групповая, фронтальная.

Для проведения урока были поставлены следующие задачи:

1.Предметные:

– формировать понятия «полезные ископаемые», «месторождение»;

– формировать представления учащихся о составе и свойствах глины, песка, гранита, известняка

2.Метапредметные УУД:

а) Познавательные УУД:

– формировать умение работать с коллекционным материалом, проводить опыты;

– формировать умение сравнивать , анализировать, обобщать, делать выводы, представлять информацию в виде таблицы.

б) Регулятивные УУД:

– формировать умение концентрировать внимание;

– формировать умение контролировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять опыты.

в) Коммуникативные УУД:

– формировать умение работать в группе, в паре;

– формировать умения представлять результат своей деятельности и результат деятельности товарища;

– формировать умение высказывать своё мнение и доказывать свою точку зрения.

3.Личностные:

– формировать положительную мотивацию к обучению;

– развивать познавательную активность и речь детей;

– формировать чувство уважения к товарищу.

Урок проводился в классе, где в основном дети со средним уровнем мыслительной деятельности. Класс работоспособный, трудолюбивый, активный. При проведении урока очень важно использовать здоровье сберегающие технологии, комфортную доброжелательную обстановку, создавать ситуацию сотрудничества.

Содержание, оборудование урока, организация активной мыслительной деятельности на всех этапах урока, индивидуальные, парные, групповые и фронтальные формы организации учебной деятельности школьников, применение словесных методов, исследовательская работа при изучении нового материала, творческая деятельность способствовали достижению триединых целей урока, стимулировали познавательные интересы учащихся. Для активизации мышления учащихся использовала систему вопросов, создавала проблемные ситуации, использовала предметные действия, технологию личностно-ориентированного обучения.

Урок был построен в форме практической исследовательской работы, где ученики сами знакомились со свойствами полезных ископаемых и делали определённые выводы. Урок сопровождался показом слайдов. Организационный момент прошел быстро, все дети были готовы к уроку, на столах порядок, все необходимое имеется. При помощи подводящего диалога дети сформулировали тему урока, поставили цели для деятельности, разработали совместный план действий. При изучении нового материала значение новых слов находили в толковых словарях. При выполнении опытов использовалась парная работа, дети задавали друг другу вопросы и делали выводы. После подведения итогов данные заносились в тетрадь. Дети самостоятельно рассказывали интересный материал о тяжёлой работе геологов, о свойствах полезных ископаемых. На уроке особое место было уделено региональному компоненту. Ребята познакомились с картой Ульяновской области, выяснили, какими полезными ископаемыми богата область и Старомайнский район. Следующий этап – усвоение изученного материала, применение полученных знаний в построении логического высказывания. Чтобы дети поверили в свои силы, осознали, что у каждого есть все необходимые знания для ответа на любой вопрос, оказывается помощь в виде дополнительного материала по теме. Закрепление проходит с использованием системы голосования. С заданием дети справляются.

В конце урока дети делают вывод, что на каждом уроке они получают новые знания, делают для себя открытия. При самостоятельном оценивании своей деятельности на уроке использовалась шкала в виде горы, где исследуют полезные ископаемые геологи. При помощи смайликов каждый ребёнок оценил уровень своих знаний. Дети каждый для себя получили интересные задания на дом, каждый взял то задание, которое ему понравилось.

Использование компьютерных технологий на уроке дало возможность для целостного восприятия детьми материала. Рациональное использование каждой минуты, хороший темп урока позволил разнообразить деятельность учащихся, помог привлечь к работе всех детей. На уроке были использованы здоровьесберегающие технологии. Смена мест работы, видов деятельности, физминутка – всё это предотвратило физическое переутомление учащихся.

Психологическая атмосфера была доброжелательной. Во время закрепления и самостоятельной работы дети были активны, работали с интересом. На протяжении всего урока наблюдался высокий уровень познавательной активности учащихся: рассказ учеников, активно работали в парах, отвечали на вопросы, рассуждали, опираясь на жизненный опыт и полученные знания на уроке, делали выводы.

Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель-ученик», «ученик-ученик», рефлексия и самооценка урока.

Дата: ____________

Учитель начальных классов: _______ В.И. Кирюхина

Источник

Урок проведен в 7б. классе по теме: «Рельеф и полезные ископаемые Евразии». Отмечу, что в данном классе я работаю 1 год. На своих уроках наблюдаю благоприятную обстановку в классе, чувствуется доброжелательное отношение к учителю, также между собой. Ребята обучаются в коррекционном классе (IV вида для слабовидящих детей) по общеобразовательной программе.

Цель урока изучить особенности рельефа материка Евразии, выяснить причины обусловившие эти особенности, проследить взаимосвязь тектонического строения и размещения основных форм рельефа, полезных ископаемых.

Задачи:

а) образовательная: сформировать знания о рельефе Евразии, выяснить причины разнообразия форм рельефа и тектонических структур.

б) развивающая: сопоставлять и анализировать различные по содержанию карты атласа (тектоническую и физическую), способствовать развитию навыка установления причинно-следственных связей;

в) воспитательная: определить личностно-значимые аспекты изучения рельефа материка.

Материал излагался научно, опираясь на учебник «География материков и океанов 7 класс» Валентины Александровны Коринской, тематическое и поурочное планирование к учебнику. Весь материал, предполагаемый к использованию на уроке, соответствует возрасту ребят и стимулирует их на поисковую деятельность. Материал тесно связан с жизнью, опирается на ранее изученные темы, имеет связь с другими предметами (геология).

Важную роль в усвоении нового материала, повышении внимания и активизации познавательной деятельности учащихся на уроке играет применение компьютерных технологий, обеспечивающей яркость и новизну изучаемого материала. Анимация слайдов в презентации привлекла внимание учеников, акцентируя его на наиболее значимые моменты изучаемой темы.

Во время урока применялись различные методы обучения: слабовидящие школьники имеют дисбаланс в запасе слов и представлений, и зачастую не могут дать быстро и полно описание (словесное) изучаемого объекта или процесса, поэтому при применении словесных методов для детей с нарушением зрения преимущественно отдавалось диалогической речи и значительно меньше монологической. Очень важным для детей с нарушенным зрением являлось объяснения учителя, которые сопровождались наглядным оформлением (иллюстрации, таблицы (индивидуально у каждого) учащиеся слушают объяснение учителя, приводят примеры.

Специфика обучения слабовидящих детей во многом зависит от успешной реализации дидактического принципа наглядности, смотрят подборку авторских фотографий, использовалась интерактивная карта на экране (объяснительно – иллюстративный метод). записывают, вслед за учителем, (репродуктивный метод), отвечают на вопросы учителя, объясняют, (проблемный метод), обобщают факты, выполняют практические задания (частично – поисковый метод), которые считаю целесообразными при изучении данной темы.

Учащиеся были активны на уроке, что достигалось постоянным взаимодействием с классом, вопросами ученикам, выполнение заданий. Ученики работают с картами в атласе и настенной.

Слабовидящие ученики пишут и читают на 60-68% медленнее своих зрячих сверстников. Поэтому буквенно-цифровая информация для них выполнена, прямым шрифтом, жирным по насыщенности. Высота букв, изображенных на классной доске составляет 12 см (12-14 см), что бы слабовидящий школьник мог свободно ее различить.

Работая в данном классе, стараюсь реализовывать принципы здоровьесбережения: рациональная смена видов деятельности учащихся, учет индивидуальных возможностей учащихся (индивидуальное увеличение дидактического материала: контурные карты, шрифт , желтый фонт текстового материала)

После напряженной зрительной работы (особенно при работе с картами в атласе) проводилась зрительная гимнастика, с целью снятия напряжения с глаз и профилактики близорукости.

Классная доска использовалась рационально, содержала различные карты и заполнялась (частично) по ходу урока. Ученики по ходу урока заносили опорный конспект к себе в тетрадь (таблицу).

Домашнее задание состоим из трех заданий: 1 и 2 носит практический характер выполнения, а 3 задание направлено на закрепление изученного материала (работа с текстом учебника, чтение параграфа.

Для контроля знаний использовался письменный опрос в виде географического диктанта, в начале урока, цель проверить знания по предыдущей теме.

Данный урок, являющийся одним из основных в системе уроков по теме, был проведен в соответствии с намеченным планом и достиг образовательных, развивающих и воспитательных целей.

Источник