С одной стороны автомобили полезны а с
Прочитайте текст и выполните задания 21-26.
(1)Мир вокруг нас меняется. (2)И язык, который существует в меняющемся мире и не меняется сам, перестаёт выполнять свою функцию.
(3)Мы не сможем говорить на нём об этом мире, потому что у нас просто не хватит слов. (4)И не так уж важно, идёт ли речь о домовых сычах, новых технологиях или новых политических и экономических реалиях. (5)Объективно всё правильно, язык должен меняться, и он меняется. (6)Более того, запаздывание изменений приносит людям значительное неудобство, но и очень быстрые изменения могут мешать и раздражать.
(7)Что же конкретно мешает мне и раздражает меня?
(8)Не люблю, когда я не понимаю отдельных слов в тексте или в чьей-то речи.
(9)Даже если я понимаю, что это слово из английского языка, и могу вспомнить, что оно там значит, меня это раздражает. (10)Позавчера я споткнулся на стритрейсерах, вчера — на трендсеттерах, сегодня — на дауншифтерах, и я точно знаю, что завтра будет только хуже.
(11)К заимствованиям быстро привыкаешь, и уже сейчас трудно представить себе русский язык без слова «компьютер» или даже без слова «пиар» (хотя многие его и недолюбливают). (12)Я, например, давно привык к слову «менеджер», но вот никак не могу разобраться во всех этих «сейлз-менеджерах», «аккаунт-менеджерах» и им подобных. (13)Я понимаю, что без «специалиста по недвижимости» или «специалиста по порождению идей» не обойтись, но ужасно раздражает, что одновременно существуют «риэлтор», «риелтор», «риэлтер» и «риелтер», а также «криэйтор», «криейтор» и «креатор». (14)А лингвисты при этом либо просто не успевают советовать, либо дают взаимоисключающие рекомендации.
(15)Когда-то я с лёгкой иронией относился к эмигрантам, приезжающим в Россию и не понимающим некоторых важных слов, того же «пиара», скажем. (16)И вот теперь я сам, даже никуда не уезжая, обнаружил, что некоторые слова я не то чтобы совсем не понимаю, но понимаю их только потому, что знаю иностранные языки, прежде всего английский. (17)Мне, например, стало трудно читать спортивные газеты (почему-то спортивные журналисты особенно не любят переводить с английского на русский, а предпочитают сразу заимствовать).(18)В репортажах о боксе появились загадочные «панчеры» и «крузеры»; в репортажах о футболе — «дерби», «монегаски» и «манкунианцы». (19)Да что говорить, я перестал понимать, о каких видах спорта идёт речь! (20)Я не знал, что такое кёрлинг, кайтинг или банджи-джампинг (теперь знаю).
(21) Окончательно добил меня хоккейный репортаж, в котором было сказано о канадском хоккеисте, забившем гол и сделавшем две «ассистенции». (22)Поняв, что речь идёт о голевых пасах (или передачах), я, во-первых, поразился возможностям языка, а во-вторых, разозлился на журналиста, которому то ли лень было перевести слово, то ли, как говорится, «западло». (23)Потом я, правда, сообразил, что был не вполне прав не только по отношению к эмигрантам, но и к спортивному журналисту. (24)Ведь глагол «ассистировать» (в значении «делать голевой пас»), да и слово «ассистент» в соответствующем значении уже стали частью русской спортивной терминологии. (25)Так чем хуже «ассистенция»?
(26)Но правды ради должен сказать, что более я этого слова не встречал.
(27)Думаю, что почти у каждого, кто обращает внимание на язык, найдутся претензии к сегодняшнему его состоянию, может быть, похожие, может быть, какие-то другие (вкусы ведь у нас у всех разные, в том числе и языковые).
(28)Я, в принципе, не против сленга (и других жаргонов). (29)Я просто хочу понимать, где граница между ним и литературным языком. (30)Я, в принципе, не против заимствований, я только хочу, чтобы русский язык успевал их осваивать; я хочу знать, где в этих словах ставить ударение и как их правильно писать. (31)Я, в принципе, не против языковой свободы: она, (конечно, в разумных пределах) способствует творчеству и делает речь более выразительной.
(32)Но мне не нравится языковой хаос (который вообще-то является её обратной стороной), когда уже не понимаешь, игра это или безграмотность, выразительность или грубость.
(По М.А. Кронгаузу*)
* Максим Анисимович Кронгауз (род. в 1958 г.) — доктор филологических наук, автор научных монографий и многочисленных публикаций в периодических и интернет-изданиях.
Задание 14 № 848
Укажите все цифры, на месте которых пишется НН?
Цифры укажите в порядке возрастания.
Ситуация на российском рынке начала коре(1)ым образом меняться из-за предложения всё большего числа акций иностра(2)ых фондов, в том числе зарегистрирова(3)ых в офшорных зонах.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Ситуация на российском рынке начала кореННым образом меняться из-за предложения всё большего числа акций иностраННых фондов, в том числе зарегистрироваННых в офшорных зонах.
В этом предложении:
кореННым — прилагательное, образованное от существительного КОРЕНЬ с основой на Н при помощи суффикса Н;
иностраННых — прилагательное, образованное от существительного СТРАНА с основой на Н при помощи суффикса Н;
зарегистрироваННых — полное причастие с приставкой и зависимым словом + причастие на ОВАНН/ЁВАНН.
Ответ: 123.
Правило: Написание Н и НН в словах разных частей речи. З
Задание 15 № 1239
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
5) Городок понравился мне своим расположением и я часто ходил по набережной вдоль величавой реки.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Одна запятая необходима:
в предложении 4 “Мы долго не ложились спать и любовались то небом, то морем”.
Однородные члены предложения соединяюся при помощи повторяющегося соединительного сочинительного союза ТО-ТО.
в 5-м предложении: Городок понравился мне своим расположением, и я часто ходил по набережной вдоль величавой реки.
Оно сложносочиненное. Содержит две предикативные части, которые не имеют общего второстепенного члена предложения или вводного слова и не имеют придаточной части.
1) Из листового металла делают корпуса (чего?)машин и (ещё чего) приборов и (что ещё?)посуду. Нет запятых
Ответ:4 и 5.
Задание 16 № 21
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Птицы (1) выбирая себе (2) спутников жизни (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Птицы, (1) выбирая себе (2) спутников жизни, (3) придают большое значение оттенкам оперения. И если у пернатого кавалера нет (4) присущей (5) его собратьям шапочки, то шансы получить благосклонность от невесты невелики.
1, 3 выделение деепричастного оборота выбирая себе спутников жизни
4 не нужна, так как причастный оборот присущей его собратьям стоит до главного слова шапочки
Актуальность: Используется в 2015—2017 году
Правило: Обособление определений и обстоятельств. Задание 16
Задание 17 № 1200
Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
С одной стороны (1) безмолвствовали горы, с другой стороны (2) шумело море. С одной стороны (3) автомобили полезны, а с другой стороны (4) всем известен тот вред, который они наносят окружающей среде.
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
С одной стороны безмолвствовали горы, с другой стороны шумело море. С одной стороны, автомобили полезны, а с другой стороны, всем известен тот вред, который они наносят окружающей среде.
В первом предложении «с одной стороны» и «с другой стороны» — второстепенные члены предложения.
Во втором предложении «с одной стороны» и «с другой стороны» — вводные слова, выделяются запятыми.
Запятые должны стоять на местах 3, 4.
Правило: Вводные слова и обращение. Задание 17 ЕГЭ.
Задание 18 № 1469
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
|
русский язык A22. Знаки препинания при словах и конструкциях, не связанных с членами предложения 123
|
|