С кем россия сотрудничает с полезными ископаемыми

С кем россия сотрудничает с полезными ископаемыми thumbnail

Здравствуйте дорогие читатели, сегодня мне стало интересно разобраться в одном “очевидном” вопросе, а именно: “Кому принадлежат национальные богатства нашей страны?“.

Если честно, я как и многие люди, думал что – народу. Но увы, как оказалось, правда куда удивительнее, чем казалось на первый взгляд…

Готовы? Приступим.

Россия и “национальное богатство”

Под термином “национальное богатство” принято считать все ресурсы нашей страны: земля, нефть, газ, уголь, лес, сырье и всё то, что находиться на территории России и может иметь какую-то стоимость или полезность.

Более 1/3 состава бюджета России состоит из доходов от нефтегазовой деятельности, так называемые НДПИ.

НДПИ – налоги на доход с полезных ископаемых

И вроде как, всё вполне очевидно, кому всё-таки принадлежат природные ресурсы в России. Если свыше трети бюджета РФ формируется от доходов с нефтегазовой промышленности, то и деньги получает государство.

А государство тратит их на народ и национальные программы. То есть, вполне логично будет сказать, что опосредованно (через государство), доходами от нефти и газа России распоряжается народ.

Но тут не всё так просто. Давайте посмотрим, что об этом написано в Конституции РФ.

Природные ресурсы России и Конституция РФ

Вот тут у меня наступил небольшой диссонанс, когда я начал собирать информацию по данному вопросу.

По идее, природные ресурсы России должны принадлежать народу, и соответственно, все доходы от продажи нефти и газа должны идти нам.

Но, вКонституции РФ всё написано довольно странно на этот счёт:

Взято из Конституции РФ. Глава 1, статья 9, пункт 2.

“Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности”

Простыми словами написано, что земля и ресурсы могут находиться в собственности. И идет перечисление форм собственности.

Ключевое слово здесь: “могут“.

Это значит, что земля и ресурсы, априори, не принадлежат народу. Но при формировании прав формы собственности – могут получить такое право.

Взято из Конституции РФ. Глава 2, статья 36, пункт 1-3.

А вот в 36 статье Конституции РФ, идет расшифровка к девятой:

“Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно…”

То есть, в 9-ой статье написано что существуют формы собственности, при которых земля и ресурсы могут находиться в чьих-то руках.

А в 36 статье написано, что права на владение, пользование и распоряжением этой землей и ресурсами принадлежит их собственникам (отсылка в 9-ой статье и формам собственности).

Вот вам и “национальные богатства принадлежат народу“. Земля и ресурсы в России принадлежат их собственнику (который обретает права: владения, пользования и распоряжения), так записано в Конституции РФ.

Вывод

Вот как то так получается, земля и ресурсы могут принадлежать народу, если тот сформирует некую фирму, которая сможет приобрести такие права собственности.

Но такой формы собственности как “народная“, “гражданская” или “национальная” – не существует.

В действительности, права на землю и ресурсы принадлежат их собственнику, о какой бы форме собственности мы не говорили.

И соответственно, прибыль от реализации нефти и газа получают собственники этой земли и ресурсов, а не кто либо другой.

Другое дело, что государство берет с этих “собственников” налоги, акцизы и взносы за добычу и продажу “национального богатства” и опосредованно, получает доход с собственника земли и ресурсов.

Поэтому, заявление о том, что “природные ресурсы России принадлежат народу” – некорректное, они принадлежат своему собственнику (коими могут быть граждане РФ).

Спасибо за внимание, оставляйте свои комментарии, ставьте “лайки“, делитесь публикацией в социальных сетях и подписывайтесь на канал, если статья была для вас интересной и полезной.

Источник

С кем россия сотрудничает с полезными ископаемыми

В предыдущих моих материалах было показано, что почти 30 % доходной части федерального бюджета РФ формирует налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), при том что величина этого налога прямо зависит от мировых цен на нефть в долларах и от курса доллара по отношению к рублю.

Очевидно, что с таким «исходником» рассуждать о какой-то дедолларизации – совершеннейший абсурд. Рассчитываться можно хоть в евро, хоть в юанях, хоть в тугриках – что в этом толку, если расчет поступлений в бюджет все равно ведется в долларах?

Но зачем вообще было ставить бюджет в зависимость от подобных параметров?

В сущности, ответ очень прост и прямо связан с «разгосударствлением», то есть с передачей в частные руки компаний-недропользователей. Все дело в том, что, по очевидным причинам, их выручка и прибыль сильно зависят от мировых цен на газ и нефть, равно как и от существующего курса доллара к рублю.

Ведь что получается? Упали мировые цены – снизилась экспортная выручка, а она занимает весьма и весьма значимую долю в доходах добывающих нефть компаний.

Так, например, в 2019 году в РФ было добыто 560,2 млн тонн нефти. При этом в дальнее зарубежье было отгружено 248,51 млн тонн, то есть более 44,3 % от общей добычи. И понятно, что, если вдруг происходит падение стоимости на нефть (скажем, с 60 до 45 долларов за баррель), это будет означать общее сокращение выручки нефтедобывающих компаний на 11%. Причем – на ровном месте, так как затраты на добычу этой самой нефти ни в какой мере не снизятся.

Однако, если одновременно с нефтяными котировками вдруг еще и доллар полезет вверх – ситуация у нефтедобытчиков, конечно же, сразу улучшится. Конечно, их долларовая выручка все равно сократится на ту же сумму, но теперь на эти доллары можно будет купить больше рублей, чем раньше. А наши нефтяники, как ни крути, осуществляют свою деятельность в России и по большей части несут свои расходы в рублях, расплачиваясь за них, конечно же, рублями.

А если в цифру?

Предположим, что на рынке есть некая компания «Х», которая добывает 1000 т нефти. Поскольку в среднем компании поставляют 44,3 % на экспорт, представим себе, что «Х» продала 443 тонны нефти, скажем, в Германию, а остальные 557 т – предприятиям в РФ.
А теперь рассчитаем, насколько изменится выручка после уплаты НДПИ этой компании, если вдруг баррель нефти подешевеет с 60 до 45 долл. (то есть на 25 %), а доллар, наоборот, вырастет с 60 до 66 руб./долл. (то есть на 10 %).

Итак, выручка от продажи 557 тонн нефти предприятиям РФ останется прежней, но вот выручка за 443 т, отправленные на экспорт снизится в долларах со 193,5 до 145,1 тыс. долл. (1 тонна нефти = 7,28 баррелям). Если бы курс доллара остался неизменным, то выручка снизилась бы на 2,9 млн руб., но с учетом оговоренного нами десятипроцентного роста снижение рублевой выручки составит только 2,03 млн руб. Это, собственно, и будет нашим убытком от падения мировых цен на нефть.

А теперь посчитаем размер НДПИ. Формулу я уже приводил раньше, но, чтобы уважаемому читателю не нужно было смотреть предыдущую статью (которую он, быть может, и вовсе пропустил) повторю:

НДПИ на тонну добытой нефти = (Цена барреля Urals в долларах — 15) * Курс доллара США / 261 * Стандартная ставка НДПИ — Коэффициент особенности добычи

С учетом того, что стандартная ставка составляет 919 руб., а коэффициент особенности добычи в среднем отрицательный, и добавляет (а не отнимает) налогу порядка 400 руб., получаем, что:

При цене нефти 60 долл./баррель и курсе доллара 60 руб./долл. НДПИ равен 9 906,9 руб. за тонну нефти.

При цене нефти 45 долл./баррель и курсе доллара 66 руб./долл. НДПИ равен 7 371,7 руб. за тонну нефти.

Ну и (поскольку НДПИ берется с общего количества добытой нефти, в нашем примере это 1000 т) получается, что сумма налога уменьшится на 2,5 млн. руб. Итого, компания «Х» останется в плюсе примерно на 470 тыс. рублей!

Иными словами, получается, что при падении мировых цен на нефть на 25 %, но при росте курса доллара на 10 %, рублевая выручка (оставшаяся в распоряжении компании-недропользователя после уплаты НДПИ) не то что не сократится – а вырастет.

Таким образом, можно констатировать один весьма простой факт – существующая система налогообложения, конечно, перераспределяет значительную часть доходов компаний-недропользователей в пользу государства, но при этом она максимально лояльна к добывающим нефть предприятиям. Расчет НДПИ построен таким образом, что при снижении цен на нефть даже сравнительно небольшой рост курса доллара покрывает убытки таких компаний – в рублевой выручке, конечно.

И делается это, в сущности, за счет государства – вместо 9,9 млн рублей от компании «Х» из нашего примера, оно получит только 7,4 млн. Именно государство недополучает те самые 2,5 млн рублей НДПИ, покрывающие убытки нефтяной компании «Х». И это еще при условии роста курса доллара – ведь если бы его не было, то потери от снижения НДПИ были бы еще больше и составили бы около 3,2 млн руб.

Правда, тут есть такой еще нюанс: все же НДПИ – не единственный особый налог, которым облагаются наши нефтяники. Есть еще и таможенная пошлина, размер которой также зависит от мировой цены на нефть. Считается он таким образом: если тонна нефти стоит дороже 182,5 долл. (что соответствует цене за баррель примерно 25 долл.), то за тонну проданной на экспорт нефти платится 29,2 долл. и плюс 30 % от разницы между текущей мировой ценой и упомянутыми выше 182,5 долл. Получается, что при цене в 60 долл. за баррель таможенная пошлина должна составлять примерно 104,5 долларов с тонны, а при 45 долл. за баррель – почти 72 долл.

И вот тут нефтедобывающая компания теряет куда сильнее, потому что в этом случае выручка с одной тонны экспортируемой нефти падает на 109 долл., а пошлина – даже меньше, чем на 33. Хотя доля таможенной пошлины в выручке и становится ниже с таким падением цен, все же – не настолько, чтобы компенсировать убытки нефтедобывающей компании.

Казалось бы, в текущий период падения цен на нефть – самое время немножко так подуменьшить НДПИ, но зато – и подувеличить таможенные пошлины? Ведь таким образом государство вполне сможет изрядно компенсировать потери своего бюджета.

Ведь что, по сути, происходит? Когда снижаются экспортные цены на нефть, автоматически снижается НДПИ. Но снижается-то он не только на экспортные поставки, а на всю добытую нефть. Отчего и получается, что нефтянка от падения мировых цен (при условии роста курса доллара) может остаться даже в прибыли. Просто потому, что экономия от НДПИ в рублях может оказаться больше, чем потери в экспортной выручке (как это было показано на примере выше). А вот с таможенной пошлиной этот номер не пройдет. Ведь она взимается с экспорта и только с экспорта.

Но где там… Вы будете смеяться, но руководство наше поступило с точностью до наоборот.

Был предпринят так называемый «налоговый маневр», в результате которого таможенные пошлины следовало снизить, а НДПИ – увеличить! Подается это с объяснением, что, мол, надо нам отвязываться от зависимости в экспорте нефти. Но фактически подобные меры ведут только к одному: в условиях сравнительно низких цен на нефть государство будет от этого маневра – терять, а добытчики нефти – приобретать.

Конечно, не все так просто. И при снижении мировых цен на нефть наша нефтянка вовсе не катается как сыр в масле. Просто потому, что хотя снижение курса доллара и позволяет ей максимизировать рублевую выручку, все это – ненадолго.

Рост курса доллара провоцирует инфляцию, покупательная способность рубля постепенно теряется, так что и недропользователям нашим рано или поздно приходится затягивать пояса потуже. Но увеличенную выручку в рублях они получают сразу, а ослабление рубля происходит позже, так что у них есть время подготовиться к временным трудностям. И нефтянка готовится: начинает урезать инвестиционные программы, затраты на сейсморазведку и т.д. и т.п.

Иными словами, падение мировых цен на нефть, конечно, ударяет и по нашим нефтедобытчикам. Но – в последнюю очередь. И во всей нашей экономике именно нефтедобывающие компании от удара кризиса в максимальной степени защищены.

Федеральный бюджет при этом, конечно, теряет деньги, недополучая налоги от нефтяников. Но и на него усиление доллара воздействует самым что ни на есть благотворным образом, частично компенсируя снижение доходов от НДПИ и таможенных пошлин. И здесь работает та же самая логика:

«грохнув» курс рубля по отношению к доллару, бюджет получает увеличение от рублевых поступлений немедленно, а проблемы, связанные с обесценением рубля – позднее.

А самое главное – от бюджета никто не может потребовать решать эти проблемы вовремя.
Ведь как оно выходит? Стоимость нефти упала. Платежи в бюджет – тоже. Уронили рубль, денег в бюджет поступать стало больше. Перемога, конечно. Но потом рубль обесценивается из-за инфляции.

Но бюджету-то что с этого? Если покупательная способность рубля упала, но государство продолжает выплачивать те же пенсии в том же размере, что и раньше, то страдают от этого пенсионеры, а не бюджет. Потом, конечно, им пенсии-то подымут. Но, во-первых, это будет потом. И бюджет здорово сэкономит на этом. А во-вторых, поднимут-то на значение официальной инфляции, то есть далеко не вровень с реальным ростом цен… И бюджет на этом опять же сэкономит.

То есть нужно понимать, что если где-то прибыло, значит – где-то убыло. Существующая система налогов действительно позволяет решать проблемы бюджета и нефтедобытчиков игрой на курсе доллара, но – за счет нас с вами и за счет всех остальных отраслей экономики РФ. Просто потому, что все остальные предприятия не получают от падения рубля никаких преференций, но вынуждены расхлебывать последствия, неся на этом потери.

Ведь что происходит при падении курса на среднестатистическом промышленном предприятии? Все импортные комплектующие дорожают, обслуживание зарубежных станков – тоже. Выручка падает, так как крупнейшие инвесторы (нефтянка, газ и т.д.) сворачивают свои инвестиционные программы, а вслед за ними – и все другие. Проценты за обслуживание кредитов банков – растут, ибо растет инфляция. А вот поднимать цены на свою продукцию сложно, потому что в этом случае конкурент продаст дешевле, и ты потеряешь и так сузившийся рынок сбыта.

Ну, тут, конечно, горе-аналитики ВШЭ во всеуслышание заявляют, что падение рубля позволяет снизить экспортные цены. И что благодаря этому наши предприятия могут выйти на международные рынки с выгодным ценовым предложением, увеличивая выручку за счет роста экспортных поставок. На самом деле это совершеннейшая фикция.

Во-первых, потому что иностранные парни отлично умеют защищать свои рынки, и даже с «выгодным ценовым предложением» так просто к ним не входят. Во-вторых, и это самое важное, для такого «вторжения» отечественным предприятиям нужны дополнительные ресурсы – а где их взять, когда банк требует возвращать имеющиеся кредиты в срок, но отказывается давать новые, «потому что кризис!»? Каждое падение курса рубля сопровождается кризисом ликвидности предприятий реального сектора экономики, ресурсов для выхода на мировые рынки у них просто нет.

В итоге приходится сжимать зубы, нести увеличившиеся затраты при меньшем уровне выручки, расходуя имеющиеся резервы, пока, наконец, цены на рынке не пойдут вверх. Кому резервов не хватило – ну извините, Вы не вписались в рынок.

А как сделать, чтобы хватило? Это же ясно. Проще и быстрее всего сокращать затраты на оплату труда сотрудников. И многие работники это терпят, дабы не терять работу. И к чему же это приводит?

К сокращению покупательной способности населения, конечно. А если денег у населения нет, то и никакой малый «семейный» бизнес, на который молятся наши горе-экономисты, не расцветет. Чем меньше у людей денег, тем меньше они могут заплатить и тем хуже будет малому бизнесу.

Немного о малом бизнесе

Наши аналитики из ВШЭ и проч. никак не могут понять одной простой вещи. Малый бизнес на Западе во многом развился именно на волне развития и становления промышленности и сельского хозяйства. То есть когда рабочие и крестьяне стали получать чуть больше, чем нужно для удовлетворения жизненно необходимых потребностей. Тогда-то они и смогли тратить эти деньги на какие-то излишества, и вот тут-то малый бизнес оказался как нельзя кстати.

Иными словами, основным драйвером развития малого бизнеса как раз и был рост благосостояния тех, кто работает в поле и на заводе. А у нас – все шиворот навыворот. Кризис, покупательная способность населения падает, а государство вкладывает деньги в обучение предпринимательскому делу и думает, что это приведет к росту экономики…

Если, скажем, раньше население города N могло себе позволить потратить на разные услуги 50 млн руб. в месяц, а теперь только 25 – хоть 100 миллионов частных предпринимателей обучи, экономику это не поднимет. Потому что, сколько бы ни было частных предпринимателей в городе N, но больше 25 млн рублей они все равно не заработают.

Выводы

Они очень просты.

Первое. Существующая сегодня система налогообложения добычи нефти и газа в первую очередь обеспечивает интересы недропользователей и лишь во вторую очередь – интересы бюджета.

Второе. Указанные в выводе1 интересы обеспечиваются за счет игры с курсом доллара.

Третье. Обозначенные в выводе 2 игры с курсом доллара обеспечивают интересы недропользователей и бюджета за счет всей остальной экономики и населения нашей страны.

Четвертое. А все вышесказанное приводит к совершенно парадоксальной ситуации. Это не богатства наших недр работают на благо нашей страны.

Это наша страна работает на благо тех, кто распоряжается богатствами наших недр.

Источник

Одна очень крупная компания, занимающаяся добычей природных ресурсов, называет себя в рекламных роликах «национальным достоянием». И действительно, за счет добычи и продажи нефти, газа, угля, руды и других ресурсов пополняется бюджет, который впоследствии тратится на развитие инфраструктуры, воплощение в жизнь госпрограмм, заработную плату бюджетников и т.д. То есть добывается компаниями, пополняет бюджет государства и тратится в пользу народа.

А на одну лишь нефтегазовую отрасль приходится более 1/3 доходов бюджетной системы. Но какое отношение к ресурсам имеет сам народ, и кому принадлежат «национальные богатства»: всем гражданам, государству или отдельным лицам – собственникам? Ответ на этот вопрос можно найти в Конституции РФ и законе «О недрах».

Статья 9 Конституции

В первую очередь, следует обратить внимание на статью 9 Конституции РФ, в которой говорится, что земля и природные ресурсы могут находиться в государственной, частной, муниципальных и иных формах собственности. То есть каких-то ограничений для частных собственников нет и ресурсами могут владеть все вышеперечисленные.

Статья 36 Конституции

В этой статье указано, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно. То есть и здесь никаких ограничений нет – ресурсы могут находиться в частной собственности, и собственник имеет полное право распоряжаться ими как угодно.

Можно было бы на этом и закончить, но предлагаю заглянуть немного глубже.

Статья 1.2 закона РФ «О недрах»

Статья четко разграничат ресурсы, содержащиеся в недрах и добытые из них. Так, в части 1 указано, что все полезные ископаемые и природные ресурсы, содержащиеся в недрах, являются государственной собственностью. И государство может решать вопросы владения, пользования и распоряжения ими.

При этом во второй части отмечается, что участки недр нельзя покупать, продавать, дарить, наследовать и т.д. Право пользования регулируется исключительно федеральным законодательством.

Однако часть 3 той же статьи допускает возможность нахождения уже добытых природных ресурсов как в федеральной и муниципальной, так и в частной собственности.

Итог

То есть содержащиеся в недрах ресурсы находятся в ведении государства, которое может на свое усмотрение ими распоряжаться и допускать к их добыче компании. А те ресурсы, что уже были добыты такой компанией и едут в бочках/текут по трубам, находятся в ее собственности, и на них распространяются правила, установленные статьей 129 Гражданского кодекса РФ.

При этом указом Президента № 179 от 22 февраля 1992 года установлен перечень ресурсов, свободная реализация которых запрещена (например, уран и драгоценные камни).

Делаем вывод. Добыча природных ресурсов является одной из основных статей дохода в бюджет страны, и допускается она только с разрешения государства. Но осуществлять ее могут частные компании, которые становятся собственниками добытых ими ресурсов.

Народ получает с этого определенную пользу в виде отчислений на развитие инфраструктуры, социальные нужды и другие важные направления, но назвать его хозяином ресурсов не позволяет законодательство.

В начале этого года, когда разрабатывались поправки к Конституции, был поднят вопрос о включении в нее статьи по национализации недр. Он был раскритикован и отвергнут.

А что по этому поводу думаете вы? Делитесь своим мнением в комментариях.

Также мне очень важны ваши оценки – если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее, нажав “ДА”.

Будьте здоровы, берегите себя и своих близких. Спасибо за внимание.

Источник