С этим полезным ископаемым играют дети
Надежда Укачкова
Дидактическая игра по ознакомлению старших дошкольников с полезными ископаемыми «Дары Земли»
Изготовили:
педагог дополнительного образования Укачкова Надежда Васильевна
методист Терёхина Алена Александровна
Дидактическая игра по ознакомлению старших дошкольников с полезными ископаемыми и природными ресурсами Хакасии.
Цель : Обогащение и расширение знаний детей о полезных ископаемых, формирование понятия «полезные ископаемые».
Задачи:
• Закрепить умение классифицировать и сравнивать полезные ископаемые по форме, размеру, назначению, применению в промышленности, в искусстве и быту.
• Учить пользоваться картой и условными обозначениями полезных ископаемых.
• Углубить знания детей о месторождениях Республики Хакасии.
• Развивать зрительную память, внимание.
• Формировать речь.
Вид: настольная игра
Методические рекомендации: Принимают участие в игре 1-2 ребенка продолжительность 10-15 минут.
Общий вид дидактической игры
Материал
Данная дидактическая игра состоит:
1. Фотоальбомы – карточки брошюрованные на картонной основе, содержащие информацию о полезном ископаемом: добыча, признаки, применение в промышленности, искусстве и быту.
2. Приложения – а) карточки и фишки картонные с изображением полезных ископаемых, б) карта полезных ископаемых Хакасии в) карточки «Геологи»
Варианты дидактических игр
Данное пособие позволит наглядно и доходчиво знакомить детей с различными видами полезных ископаемых, используя различные методы обучения, такие как наглядный, проблемный, соревновательный.
Вариант №1 (наглядный метод обучения)
«Найди где применяется», «Какое состояние?» или «Что лишнее?»
Цель: Обогащение знаний детей о полезных ископаемых.
Задача: Классифицировать основные виды полезных ископаемых по применению и состоянию.
Вопросы: Какие материалы люди используют для строительства? Где их берут? Какие виды топлива знаешь? Как получают металлы? Где их используют?
Правило: Альбомы и карточки классифицируются и расставляются в соответствии с принадлежностью к определенным видам ископаемых по применению (рудные, нерудные, топливо, минеральные воды) или состоянию (жидкие, твердые, газообразные).
Вариант №2 (проблемный метод обучения)
«Помоги геологу» или «Помоги геологу найти полезные ископаемые для творчества»
Цель: Обогащение и расширение знаний детей о полезных ископаемых Республики Хакасия
Задачи: Учить пользоваться картой и условными обозначениями природных ресурсов. Воспитывать уважение к труду взрослых. Развивать память, внимание.
Вопросы: Какие полезные ископаемые добываемые в Хакасии знаешь? Какие полезные ископаемые Хакасии используются в творчестве или применяются в производстве изобразительных материалов?
Правило: Указать месторождения полезных ископаемых либо найти природное сырье для творчества на карте Хакасии.
Вариант №3 (соревновательный метод обучения)
«Кто быстрее …»
Правило игры: Участвуют 2 человека и более. За каждым закреплен персонаж «Геолог». Задача каждого играющего быстро и правильно указать на карте Хакасии месторождения полезных ископаемых отмеченных фишками с условными обозначениями, назвать природное вещество и в случае правильного определения заменить фишку с условным обозначением на фишку с изображением полезного ископаемого. Выигрывает тот ребенок, персонаж которого открыл больше месторождений и имеет большее количество открытых фишек.
Самоконтроль
Данная дидактическая игра оснащена элементами самоконтроля – изнаночные стороны альбомов содержат информацию о полезных ископаемых (внешний вид, название, условный знак).
Дети в игре развивают навыки самопроверки, взаимопроверки и коррекции знаний.
Усвоение играющими правил игры и следование им содействуют воспитанию самостоятельности.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Академия детства» комбинированного вида
Структурное подразделение детский сад №5
Проект
«Полезные ископаемые».
Составитель:
С.Г. Хватова, воспитатель
2018 г.
Вид проекта: информационно-познавательно-исследовательский, групповой.
Продолжительность проекта: март – апрель.
Участники проекта: дети старшей группы и воспитатели, родители.
Актуальность темы: Живя в стране богатой полезными ископаемыми, у детей нет знаний об окружающих нас камнях и минералах. Знакомство детей с разнообразием полезных ископаемых помогает ближе познакомиться с природой России. Непосредственное общение с полезными ископаемыми оказывает большое влияние на формирование нравственных чувств у ребенка, способствует формированию активного словаря, развивает воображение, способствует гармоничному развитию личности. Приобщение детей к исследовательской деятельности является средством формирования у них любознательности, интереса и бережного отношения к природным богатствам.
Проблема: Традиционно больше внимания уделяется растениям и животным, а объекты неживой природы рассматриваются мало. Поэтому у детей недостаточно знаний об окружающих нас полезных ископаемых.
Цель проекта: Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека.
Задачи проекта:
Для детей:
Обучающие:
1.Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами, месторождением, со способами добычи (песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ).
2.Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.
Развивающие:
1. Развивать способности к поисковой деятельности:
– определять задачи, исходя из поставленной проблемы;
– планировать этапы своих действий в соответствии с поставленными задачами, уметь аргументировать свой выбор.
2.Совершенствовать уровень накопленных практических навыков по экспериментированию с объектами неживой природы.
Активизировать в речи слова: пластичность, структура, геолог, шахта, карьер, буровая скважина.
Воспитательные:
1.Развивать начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
2.Воспитывать интерес к познавательно-исследовательской деятельности, волевые качества (целеустремленность, настойчивость, организованность, самостоятельность).
3.Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, продолжать знакомить с богатством родного края.
Для родителей:
Заинтересовать родителей, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта;
Обогатить развивающую предметно – пространственную среду дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.
Ожидаемый результат:
Для детей:
1.Приобрели знания о полезных ископаемых: песок, глина, торф, известняки, гранит, гипс, драгоценные камни, каменный уголь, железная руда, соль, минеральные воды, нефть, газ.
2.Знают свойства и качества, знакомы со способами добычи полезных ископаемых, знают о пользе их в природе и жизни человека.
3.Сформирован познавательный интерес к окружающему миру, навыки наблюдения и экспериментирования.
4.Развиты начальные формы сотрудничества детей друг с другом.
5. Вызван интерес к познавательно-исследовательской деятельности.
Для родителей:
1.Созданы благоприятные условия для развития ребёнка в семье, с учётом опыта приобретённого в детском саду;
2. Развито совместное творчество родителей и детей;
3. Возникли у родителей желания интересоваться жизнью группы, активно участвовать в ней;
Этапы реализации проекта:
Первый этап: Подготовительный
Второй этап – Основной
Третий этап – Итоговый
План работы с родителями.
Памятка «Полезные советы по проведению опытов дома вместе с ребенком».
– проведение опытов с полезными ископаемыми;
– найти в нашем городе, что сделано из гранита;
– какие полезные ископаемые используют люди нашего города?
5. Оказание помощи в создании Мини – музея «Сокровища хозяйки Медной горы».
7.Обогащение развивающей предметно – пространственной среды дидактическими, методическими материалами для ознакомления с полезными ископаемыми.
Повышение уровня знаний о полезных ископаемых.
Составление плана проекта.
Изучение материалов по теме на различных сайтах.
Подбор литературы
Знакомство родителей с проектом.
Создание развивающей среды (Мини – музей (коллекция полезных ископаемых)
Пополнение уголка экспериментирования (глина, песок; оборудывание: лупы, воронки)
Подбор и изготовление наглядно-демонстрационного материала – презентация «Полезные ископаемые»
Основной этап
Цель: Формирование знаний у детей о полезных ископаемых и их свойствах через экспериментально – исследовательскую деятельность.
Виды деятельности
Познание:
Беседы:
«Что мы знаем о полезных ископаемых?»
«Где используются полезные ископаемые?»
«Драгоценные камни»
Использование камней, как счётный материал на математике (что больше, что меньше; на сколько; размер: большие, маленькие, крупные, мелкие и др.)
Опытно-экспериментальная деятельность
Экспериментальная деятельность по ознакомлению детей с миром полезных ископаемых:
«Можно ли менять форму камня и глины»
«Песочная страна»
«Соль на проволоке»
«Извержение вулкана – образование горных пород»
«Удивительные камни»,
«Камни, которые подарило море»,
Игровые эксперименты:
“Пирамида из камней”
“Тонет-не тонет?”
Социально-коммуникативное развитие
Ди с камнями на развитие сенсорных способностей, мелкой моторики:
«Отыщи такой же камень”,
«Узнай на ощупь»,
«Польза – вред»
Сюжетно-ролевые игра “Геологи” (знакомство с профессией «геолог»)
Речевое развитие:
П.П. Бажов «Серебряное копытце»,
«Малахитовая шкатулка»;
И.Н. Рыжова «О чем шептались камни?»;
Н. А. Рыжова «Что у нас под ногами?».
Физическое развитие:
Хождение по каменной дорожке;
Пи «Гора и камешки»
Пи «Разрушение горы»
Художественно-эстетическое развитие:
Ручной труд – Творческая мастерская «Сувенир из гипса».
Лепка из глины
Рисование мелками на доске, бумаге
Выкладывание рисунков из камней (режимный момент)
Рисование песком
Итоговый этап
Цель: мониторинг полученных знаний по предложенной теме.
Презентация проекта «Что скрывается в недрах Земли?»
Мини – музей «Сокровища хозяйки Медной горы»
Рекомендация для родителей: «Расскажите детям о полезных ископаемых»
Проведение с детьми мини- викторины “Что мы знаем о полезных ископаемых”
Нод «Глина и её волшебные свойства»
Таким образом, по теме «Что скрывается в недрах Земли?», детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
Что такое полезное ископаемое?
Для чего нужны человеку полезные ископаемые?
Какие бывают полезные ископаемые?
Как называют людей, которые ищут и исследуют полезных ископаемых?
Что делают из песка, глины, нефти?
Фотоприложение.
Это страшное и непонятное слово «Майнкрафт» слышал каждый родитель. Массовое увлечение этой игрой детей от 4х до 94-х лет беспокоит всех неравнодушных мам и пап. Зачастую мы, не понимая этого феномена, начитавшись и наслушавшись всяких «ужасов», приходим к единственному правильному выходу. Запретить! В итоге вступаем в конфликт с собственными детьми, теряем связь с ними, взращиваем стену взаимного непонимания и раздражения. Разве такого эффекта мы хотим добиться своим запретом на компьютерную игру? Уверена, что нет. Так не лучше ли разобраться, что это за Майнкрафт и чем он опасен? А может быть наоборот – полезен?
Фото с сайта Firestock.ru
Minecraft (от англ. mine — «шахта», «добывать» и англ. craft — «ремесло») — компьютерная игра разработанная шведским программистом Маркусом Перссоном. В Minecraft у игрока есть свой трёхмерный мир, полностью состоящий из кубов — его можно свободно перестраивать, создавая из этих кубов сложные сооружения. Эта особенность делает игру схожей с конструктором LEGO. Мы ведь не запрещаем играть ребенку в реальный конструктор? Наоборот, радуемся если у него есть интерес к такой игре и покупаем дорогие наборы в подарок на каждый праздник.
Minecraft не ставит перед игроком каких-либо конкретных целей, но предлагает ему свободу действий: например, он может исследовать мир, добывать полезные ископаемые, сражаться с противниками и т.д. Игра включает в себя дополнительные режимы, например, «выживание», где игроку нужно самому добывать ресурсы, и «творчество», где у игрока эти ресурсы есть в неограниченном количестве. Механика «редстоуна» (англ. Redstone) позволяет создавать в игре сложные логические схемы — тем самым игра может служить виртуальным конструктором для программистов и инженеров.
Из описания Майнкрафта можно сделать вывод о том, что игра развивает творческие навыки и пространственное мышление, умение создавать схемы и мыслить логически. Так почему же родительское сообщество так негативно настроено в отношении этой игры?
Больше всего претензий у мам и пап вызывает психологическое состояние ребенка после игры в Майнкрфт. Дети становятся неуправляемыми, зависимыми от гаджета и даже агрессивными. Все эти проблемы вполне решаемы с помощью соблюдений элементарной «игровой гигиены».
Что это такое – «игровая гигиена»?
- строгое ограничение времени игры (в идеале не больше 30 минут в день)
- возраст игрока старше 7 лет
- играть днем, ни в коем случае не перед сном
- следить за тем, чтобы досуг ребенка носил разнообразный характер (игры на свежем воздухе, спортивные занятия, чтение, театр, кино, прогулки)
Естественно, наблюдать за своим ребенком. Если он впечатлителен и эмоционален, и даже при соблюдении этих правил игра действует на него не лучшим образом, то имеет смысл поговорить с психологом. Детям с СДГВ так же лучше проконсультироваться с врачом перед тем, как увлекаться этой игрой.
Еще одна проблема, которая беспокоит родителей – это физическое здоровье ребенка. Самые распространенные претензии – от компьютерных игр портиться зрение и начинаются проблемы с осанкой и позвоночником. Но эти проблемы связаны не столько с Майнкрафтом, столько с неправильной организацией рабочего места ребенка. Здесь тоже нужно прислушаться к советам специалистов:
- офтальмологи рекомендуют играть не в гаджетах (телефоны, планшеты), а за стационарным компьютером при хорошем освещении. В таком положении уменьшается нагрузка на глаза и меньше риска заработать близорукость.
- ортопеды рекомендуют играть за столом, соблюдая элементарные правила (ноги стоят на опоре, спина ровная опирается на всю поверхность спинки стула, грудная клетка не опирается на стол).
- все специалисты рекомендуют находиться за компьютером без перерыва не более 30 минут. Потом обязательна физическая активность и смена деятельности.
Говоря о компьютерных играх, всегда возникает еще один острый вопрос. И касается он не только детей, но и взрослых. Это игромания – зависимость от компьютерной игры. Этому явлению есть вполне объяснимое с медицинской точки зрения объяснение.
При игре, во время каких-то достижений вырабатывается гормон дофиамин. Его называют гормоном счастья, радости и удовольствия. Естественно, получить этот гормон в игре гораздо проще, чем читая книгу, общаясь со сверстниками или слушая музыку. Поэтому, если дофиамин вырабатывается только от компьютерных игр, то и возникает зависимость. Это очень упрощенное описание механизма игромании, но оно позволяет понять, что происходит с человеком. А посему, ни в коем случае нельзя пускать процесс увлечения ребенка Манкрафтом или другой игрой на самотек, а стараться соблюдать описанные выше правила.
Если же мы хотим сохранить близкие и доверительные отношения с ребенком, то не стоит накладывать запреты на интересы, которые не угрожают физическому и психическому здоровью. Эффективнее будет, если родители заинтересуются увлечениями детей и направят их в правильное русло. И не обязательно самим осваивать премудрости Майнкрафта в свободное от работы время. Лучше довериться профессионалам, которые раскроют ребенку мир игры и научат мыслить, структурировать, программировать и творить. А не просто играть в «стрелялки» и гоняться за монстрами. Сейчас масса курсов и кружков открывающих ребенку мир IT технологий. Главное выбрать хорошего преподавателя, который заинтересует его программированием, увлечет математикой и электроникой, наряду с игрой в Майнкрафт. А еще, играя в эту игру, можно неплохо подтянуть английский язык. Потому что все команды и названия в Майнкрафте на английском и увлеченный ребенок будет искать перевод и запоминать слова и выражения для того чтобы достичь успехов в игре.
Фото с сайта Firestock.ru
Позвольте ребенку проявить свою индивидуальность и развиваться! Ведь наша главная родительская задача не запрещать, а направлять. Туда, где любимый сын или дочь смогут получить новые знания, расширить свой кругозор, а может и определится с будущей профессией.
Подробнее читайте на сайте Минибанда
Как совместить науку и детский праздник?
Как правильно выбрать обувь ребенку?
Елена Бацева
Примерный конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Полезные ископаемые»
Задачи:
Познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (гранит, соль, мел, уголь, песок, глина, нефть, газ, торф).
Показать их применение в жизни человека.
Формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли;
Формировать первоначальные понятия о полезных ископаемых своей страны; Закреплять знания о живой и неживой природе, различать объекты природы и мира вещей;
Воспитывать интерес к природе и гордость за свою страну.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Воспитатель:
Придумано кем-то, просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
– Доброе утро! Солнцу и птицам,
-Доброе утро! улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
Пусть доброе утро, длится до вечера!
Воспитатель: Дети, я очень рада видеть, что у вас хорошее настроение. И хочу вам сегодня рассказать необыкновенную сказку. Она называется СКАЗКА, ДОБЫТАЯ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ.
Воспитатель:
Хотите послушать?
Воспитатель:
Чего только нет у нас на земле!
А когда-то, давным-давно, на земле очень многого не было.
Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров, а также и многих других предметов, которые мы теперь называем предметами первой необходимости.
Ну, раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из-под земли. Со временем люди этому научились.
Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…
Самолёты и звездолёты…
Космические корабли летают в космос, но добыли-то их из-под земли!
Правда, не в готовом виде.
В готовом виде под землёй даже простого гвоздя не найдёшь — разве что его сначала туда зароешь.
Под землёй всё в неготовом виде. Велосипеды, сковородки, телевизоры, киноаппараты под землёй в неготовом виде.
Воспитатель:
Как вы думаете в виде чего?
Ответы детей.
Воспитатель: В виде полезных ископаемых.
Воспитатель: Почему полезных?
Ответы детей.
Воспитатель: Почему ископаемых?
Ответы детей.
Воспитатель: Потому что приходится много земли ископать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно.
Воспитатель А хотите узнать по подробнее о них?
ГРАНИТ
Воспитатель:
Он очень прочен и упруг,
Строителям –надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны.
Воспитатель:
Гранит – полезное ископаемое. Он не только прочный, но и красивый. Его называют декоративным. Встречается разных цветов чёрный, розовый, зелёный, жёлтый.
Наиболее распространена черная разновидность.
Воспитатель: Как вы думаете, где используют гранит?
Ответы детей.
Воспитатель: Такие породы широко используются в архитектуре и строительстве.
Полезное ископаемое этого типа идеальный материал для отделки набережных, включая прибрежную морскую полосу.Этот камень поразительно устойчив к влиянию времени: даже спустя пять сотен лет разрушение только начинает проявляться. Атмосферные воздействия также мало влияют на гранит.
ИЗВЕСТНЯК
Воспитатель:
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
Воспитатель: Конечно же это мел. Его называют – Известняк.
Известняки чаще всего бывают следующих цветов: белый, серый, желтый, розовый, «персиковый», серо-сиреневый, бурый, коричневый, голубой, а также их все возможные сочетания и оттенки.
Воспитатель: Как вы думаете, где используют известняк?
Ответы детей.
Воспитатель: Известняк — важнейший строительный материал, из него изготовляются облицовочные плиты, стеновые блоки, скульптурные и архитектурно-строительные изделия, щебень
Применяется в изготовлении красок, замазок, резины, пластмасс, мыла, лекарств, минеральной ваты, для очистки тканей и обработки кожи, известкования почв.
ПЕСОК
Воспитатель:
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.
Воспитатель: Песок – это осадочная горная порода, которая возникла в результате дробления и измельчения твердых частичек пород.
Воспитатель: Как вы думаете, где используют песок?
Ответы детей.
Воспитатель: Применение природного песка – широчайшее!
ГЛИНА
Воспитатель:
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.
Воспитатель: Глина является очень распространённой горной породой.
Глина широко распространенна в природе, залегает на небольшой глубине.
Воспитатель: Как вы думаете, где используют глину?
Ответы детей.
Воспитатель: Обычно на самом месторождении глины строятся кирпичные и черепичные заводы.
Незаменима глина и в искусстве, пластичная цветная глина является отличным материалом для создания скульптур.Широкую популярность заслужила в сельском хозяйстве: для кладки печей, глинирования токов, побелки стен и пр.
КАМЕННЫЙ УГОЛЬ
Воспитатель:
Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Воспитатель:
Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте.
Воспитатель: Как вы думаете, где используют уголь?
Ответы детей.
Воспитатель: Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки. Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте. Уголь – превосходное топливо.
СОЛЬ
Воспитатель:
Отдельно – я не так вкусна
Зато бела и солона
И в пище – каждому нужна. (соль)
Воспитатель: Соль В измельченном виде представляет собой белые кристаллы разной величины.
Воспитатель: Как вы думаете, где используют соль?
Ответы детей.
Воспитатель: Основное значение соль имеет в пищевой промышленности в виде приправы.
ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА
Воспитатель:
Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи.
Воспитатель: Железо. Железная руда представляет собой минеральное образование природного характера.
Воспитатель: Как вы думаете, где используют железную руду?
Ответы детей.
Воспитатель: Железная руда является основным сырьем для получения чугуна. Он поступает на мартеновское или конвертерное производство, а также на восстановление железа. Из железа, как известно, производят самую различную продукцию, как впрочем, и из чугуна.
ГАЗ
Воспитатель:
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички.
Воспитатель: Природный газ – полезное ископаемое группы осадочных горных пород, которое являет собой смесь газов.
Воспитатель: Как вы думаете, где используют газ?
Ответы детей.
Воспитатель: Природный газ используют как высокоэкономичное топливо для электростанций, для цементной и стеклянной промышленности, черной и цветной металлургии, производства стройматериалов, получения различных органических соединений. Этот важный ресурс используется для и для коммунально-бытовых нужд.
НЕФТЬ
Воспитатель:
Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте: что же это?
Воспитатель: Нефть — это важное полезное ископаемое. Она имеет осадочное происхождение и добывается по всему миру.
Воспитатель: Как вы думаете, где используют нефть?
Ответы детей.
Воспитатель: Только что добытая (сырая) нефть обычно не используется. Из нефти получают мазут, из неё же делают пластик и другие материалы. Благодаря этому, не прекращается движение транспорта по всей планете. Большая часть привычных предметов тоже делается из материалов на основе нефти. Это буквально все атрибуты современной жизни, начиная от пакетов и пластиковых окон и заканчивая корпусами для новейших компьютеров.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о полезных ископаемых, которые человек добывает в горах и недрах земли.А у меня к вам вопрос: а точно ли они полезны?
Ответы детей
Воспитатель:
-Горящие торфяники занимают огромные площади, огонь распространяется очень быстро и погасить его очень сложно.
-Разлив нефти
-Риск возникновения пожара и или взрыва от газа.
Воспитатель: Ребята, скажите получается, что людям без полезных ископаемых никак не прожить. А если это так, то как же человек должен поступать по отношению к полезным ископаемым?
Ответы детей.
Воспитатель:
Полезные ископаемые – это природные богатства. Глубоко в земле ждут своего часа песок, уголь, нефть, газ, гранит, глина, торф, железная руда. Все полезные ископаемые создает сама природа. Не год, и не два нужны природе, чтобы превратить обычные камни в полезные ископаемые. На это уходят тысячи лет.
Итог занятия:
Ребята, наше занятие подошло к концу. Вот вы придете, сегодня домой, и кто-нибудь из ваших родных, мама, бабушка, папа или дедушка, спросят, что нового вы узнали сегодня, что вы им расскажете?
Рассказы детей.
Анализ занятия воспитателем