Русский язык полезные таблицы трудные случаи правописания

ФЕДЕРАЛЬНОЕ
АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОУ
ВПО «Кемеровский государственный
университет»
З.М.
Богословская, Н.Г. Гордеева, Н.Н. Иванова,
Н.С.
Мелькина, А.Н. Ростова, М.Г. Чабаненко
Учебное
пособие
Кемерово
2008
ББК
Ш 141. 12 я 73
УДК
811. 161. 1`35 (075. 8)
К
Печатается
по решению Редакционно-издательского
совета
ГОУ
ВПО «Кемеровский государственный
университет»
Рецензенты:
Институт
международного образования и языковой
коммуникации ГОУ ВПО «Томского
политехнического университета»
Кандидат
педагогических наук, зав. кафедрой
гуманитарных дисциплин Кузбасского
регионального института повышения
квалификации и переподготовки работников
образования И. Г. Вертилецкая
Богословская
З.М., Гордеева Н.Г., Иванова Н.Н., Мелькина
Н.С., Ростова А.Н., Чабаненко М.Г.
К
Русский язык. Трудные случаи
орфографии. Справочник и практикум:
Учебное пособие. / Под ред. А.Н. Ростовой
/ ГОУ ВПО «Кемеровский государственный
университет – Кемерово: Кузбассвузиздат,
2008. –
с.
171
ISBN
Пособие
включает две части. В первой части
излагаются наиболее трудные для усвоения
темы орфографии. Здесь содержатся
орфографические правила, методические
рекомендации по их усвоению, образцы
рассуждения, алгоритмы, таблицы, а также
тренировочные и контрольные задания,
способствующие формированию навыков
грамотного письма. Пособие вооружает
обучаемых способами применения правил
при выборе написания. Орфографические
правила даны в более широком объёме,
чем предусмотрено программой для
школьников 5-9 классов.
Во
второй части пособия помещены упражнения,
нацеленные на овладение навыками
грамотного письма по всем разделам
орфографии.
Пособие
адресовано студентам-филологам и
журналистам, преподавателям вузов и
школ, оно может быть использовано
учащимися подготовительных отделений
вузов, абитуриентами, школьниками
старших классов при подготовке к ЕГЭ,
а также всеми, кто нуждается в овладении
навыками грамотного письма.
ISBN
ББК Ш 141.
12 я 73
©
Богословская З.М., Гордеева Н.Г., Иванова
Н.Н., Мелькина Н.С., Ростова А.Н., Чабаненко
М.Г., 2008
©
ГОУ ВПО «Кемеровский
государственный университет», 2008
ПРЕДИСЛОВИЕ
Одной
из причин недостаточной орфографической
грамотности студентов является слабое
знание правил правописания, неумение
применять их на практике, отсутствие
орфографической зоркости.
Данное
пособие не ставит целью детальное
изложение имеющихся орфографических
правил. Его цель – помочь студентам
организовать самостоятельное изучение
и систематическое освоение наиболее
трудных правил орфографии, овладеть
навыками грамотного письма.
Навыки
– это автоматизированные компоненты
сознательной деятельности, вырабатывающиеся
в процессе её выполнения. При этом надо
учитывать, что слово «автоматизация»
означает «способ образования навыка
как действия, вначале основывающегося
на сознательном применении определённых
правил и лишь затем в процессе упражнений
подвергающегося автоматизации»
(Богоявленский Д.Н. Психология усвоения
орфографии. – М., 1996, с. 91).
Условия,
необходимые для формирования
орфографических навыков, таковы:
– знание
орфографических правил;
– знание
схемы применения правил и умение
производить орфографический разбор,
способствующий применению правил;
– упражнения,
отрабатывающие умения применять
орфографические правила.
Отметим
также, что важным условием формирования
орфографических навыков является
вариативность дидактического материала.
Практические
цели пособия обусловили его содержание,
а условия формирования навыков –
структуру подачи материала.
Подбор
тем обусловлен стремлением уделить
преимущественное внимание трудным
случаям орфографии: правописанию гласных
после шипящих и Ц; написанию Н-НН в разных
частях речи; правописанию личных
окончаний глаголов; разграничению
частиц НЕ и НИ и другим.
Каждый
раздел пособия включает орфографические
правила, схему их применения, тренировочные
и контрольные упражнения. К заданиям
тренировочного характера, отмеченным*,
даны ответы, обеспечивающие студентам
возможность осуществлять самоконтроль
за ходом усвоения материала, что,
несомненно, способствует активизации
их познавательной деятельности.
Материалы
второй части пособия могут быть
использованы как на практических
занятиях, так и в процессе самостоятельной
подготовки студентов.
ВВЕДЕНИЕ
Овладение
орфографическими навыками, выработка
умения писать сознательно и грамотно
предполагает знание элементарных
теоретических основ русской орфографии.
Орфография
– это свод правил, устанавливающий
единообразие способов передачи речи
на письме. Орфография всех языков мира
основана на каких – либо принципах.
Принципы написания связаны, в первую
очередь, с тем, как осуществляется в
языке передача звуков графическими
знаками. Для русской орфографии ведущим
является морфологический принцип,
который обеспечивает единообразное
написание значимых частей слова –
морфем. Морфемы сохраняют на письме
единое обозначение, несмотря на то что
в произношении они имеют меняющийся
звуковой вид в зависимости от фонетических
условий. Образец для единства
устанавливается по так называемым
опорным написаниям: для гласных –
позиция под ударением, для согласных
– перед гласными, сонорными согласными
(Л, М, Н, Р) и В.
Опорное
правило проверки состоит в следующем:
сомнительную букву надо путём изменения
слова или подбора другого слова поставить
в опорное положение в составе той же
морфемы. Важно, чтобы была та же самая
морфема, а не обязательно то же слово!
Например: написание гласной в корне
слова ОБЪЕДИНЯТЬ можно проверить с
помощью родственных слов ЕДИНЫЙ,
ЕДИНСТВО;
а правописание гласной в приставке –
путем подбора слов с той же приставкой:
ОБЖИК,
ОБЛИК.
Морфологическое
письмо дает возможность разграничивать
большое количество омонимов в русской
речи: плод – плот, бал – балл, компания
– кампания, ожог (сущ.) – ожег (глаг.) Для
выбора правильного опорного написания
необходимо учитывать значение слова.
Ср. РАЗВИВАЮЩИЕСЯ
СТРАНЫ (РАЗВИТИЕ)
и РАЗВЕВАЮЩИЕСЯ
ФЛАГИ (ВЕЯТЬ).
Орфографические
написания в русском языке могут
определяться также фонетическим и
традиционным принципами.
Фонетический
принцип заключается в том, что в написании
слова отражаются позиционные варианты,
т.е. написание в соответствует
произношению. На фонетическом принципе
основано правописание приставок на
-З/-С: безжалостный бесследный, развести
– распутать, избить – испортить,
воздвигнуть – востребовать (но не
приставки с,
которая пишется в соответствии с
морфологическим принципом: сбить,
сварить, сдать, сбросить); написание Ы
вместо И в начале корня, после приставки
на согласную: ИГРАТЬ-СЫГРАТЬ,
РАЗЫГРАТЬ,
но ВЫИГРАТЬ;
правописание приставки РОЗ/РОС
– РАЗ/РАС:
розвальни
– развалиться,
роспись
– расписаться.
Традиционный
принцип проявляется в немногочисленных
случаях написания, сохранившихся по
традиции, но не соответствующих
современному состоянию языка. Это,
например, написание И после твердых
шипящих «Ж» и «Ш»: жизнь, шить; написание
всех корней с чередующимися гласными
(ЛОЖ-ЛАГ-, КОС-КАС-, ГОР-ГАР-, РОС-РАСТ-РАЩ-
и др.) и написание слов с непроверяемыми
гласными и согласными («словарные
слова») типа ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ,
ПЕССИМИЗМ,
АРТИЛЛЕРИЯ,
ПЕРИФЕРИЯ.
Иногда
называют также словесно-семантический
принцип, регулирующий правила о слитном,
полуслитном и раздельном написании
слов, в частности, правописание сложных
слов в отличие от словосочетаний
(долгоиграющая пластинка и долго играющий
во дворе мальчик), слитное написание
НЕ и НИ с различными частями речи
(нерешённая проблема и никем не решённая
проблема) правописание наречий (ВООБЩЕ,
В ОБЩЕМ, ВО- ПЕРВЫХ).
Теоретическую
основу орфографических действий
составляют знания
– по
фонетике (умение различать звонкие и
глухие согласные, ударные и безударные
гласные, устанавливать чередование
гласных и согласных);
– по
морфемике и словообразованию (умение
правильно выделить в слове основу и
окончание, а в основе – приставку,
корень, суффикс; подобрать однокоренные
слова; определить способ образования
слов; обнаружить соединительные гласные
О и Е);
– по
морфологии (умение различать части речи
и верно определять их грамматические
признаки, например, род существительных,
спряжение глаголов и т.д.);
– по
синтаксису (умение установить связь
слов в словосочетании, выделив главное
слово и зависимое).
Правила,
анализируемые в данном пособии, требуют
глубокого сознательного усвоения.
Применение того или иного из них зависит
часто от умения оценить языковой факт,
от освоения такого приёма, как рассуждение.
Прежде
чем приступить к выполнению задания,
следует:
– выучить
соответствующее орфографическое
правило;
– внимательно
ознакомиться с методическими советами,
которые даны для того, чтобы обеспечить
правильность действий в процессе работы,
и поступать так, как рекомендуется, не
пропуская ни одного пункта.
Задания
рекомендуется выполнять в той
последовательности, в которой они
предложены. После выполнения задания
проверьте правильность, обратившись к
ответам в конце пособия (не рекомендуется
заглядывать в ответы в процессе выполнения
упражнений!). Сравнение с проверочным
текстом даст возможность обнаружить
допущенные ошибки. Прежде чем их
исправлять, необходимо ещё раз повторить
алгоритм рассуждения.
Выполнение
всех требований и вдумчивая систематическая
работа будут способствовать формированию
орфографической грамотности.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №111»
Программа
спецкурса по русскому языку для 9-х классов
«Трудные случаи русской орфографии»
Составила
Иванова Г.Г.
учитель русского языка
и литературы
МАОУ «СОШ№111»
высшей категории
г. Пермь
Программа:
1. Правописание гласных в корне слова. 2 часа
2. Правописание согласных в корне слова 1 часа
3. Правописание гласных после шипящих и Ц 1 часа
4. Правописание приставок 2часа
5. Правописание суффиксов 2часов
6. Н и НН в разных частях речи 2 часа
7. Правописание окончаний разных частей речи 2 часа
8. Правописание Ь и Ъ 1 часа
9. Правописание числительных 1 час
10. Правописание сложных слов 1 часа
11. Правописание частиц 1часа
12. Правописание наречий 2часа
13.Правописание предлогов и союзов 1 час
Объяснительная записка
Повышение уровня обученности и образованности по русскому языку, выпуск из основной и средней школы грамотного выпускника – одна из актуальных задач, стоящих перед современной школой.
Орфографическая грамотность прививается с первых дней пребывания ученика в школе. В системе эта работа ведется с начальной школы по седьмой класс включительно, когда изучаются такие разделы лингвистики, как «Фонетика», «Состав слова», «Словообразование», «Морфология». В 8-9 классах, когда изучаются «Синтаксис» и «Пунктуация», работа по орфографии носит повторительно-обобщающий характер. Малое количество учебных часов (8 класс – 3 часа, 9 класс – 2 часа) не позволяет расширять и углублять знания учащихся по орфографии. А такое углубление и расширение необходимо, потому что учащихся надо основательно готовить к итоговой аттестации по русскому языку за основную школу, подготовить их к дальнейшему обучению в профильных классах.
Выпускник основной школы должен уметь пользоваться справочной литературой, словарем, знать множество исключений из правил, составлять алгоритм и опорные схемы по орфографическому материалу и уметь ими пользоваться, а также владеть умением, корректировать не только свои орфографические ошибки, но и чужие, знать лингвистическую природу орфографической ошибки, уметь работать по принципу саморепетирорства. Бесспорно, что эта задача выполнена для учащихся гимназии. Этим и вызвано написание программы спецкурса «Трудные случаи орфографии» для 9 классов.
Программа рассчитана на 20 часа, спецкурс можно вести как в 8 классе, так и в 9 классе.
В ходе работы по программе данного спецкурса должны быть реализированы следующие цели и задачи:
– углубление знаний по орфографии;
– знакомство учащихся с трудными случаями, исключениями из правил, которые не рассматриваются на уроках;
– систематизация имеющихся знаний, новых сведений, обобщение их форме таблиц, опорных схем;
– повышение интереса к изучению русского языка;
– подготовка к итоговой аттестации по русскому языку за основную школу.
Занятия по данной программе должны носить развивающий характер, поэтому приемлемы следующие формы и методы работы по усвоению орфографического материала и выработки орфографической зоркости:
– работа по опорным таблицам и алгоритмам;
– словарно-орфографическая работа;
– морфологический, словообразовательный и орфографический разборы;
– этимологический анализ слова;
– различные виды диктантов;
– работа с текстом;
– тестирование.
В конце изучения программы спецкурса учащиеся должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
– знать все нормы правописания;
– уметь классифицировать ошибки, объяснять их;
– графически обозначать орфограммы и объяснять их;
– уметь пользоваться справочниками по орфографии и орфографическими словарями.
Изучение орфографии в разрезе данного спецкурса восполнит недостатки в орфографической грамотности и повысит ответственность учащихся за конечный результат обучения в школе
№
п/п
Тема
Цели и задачи
Формы работы
1.
2.
3.
4.
1.
1.1.
1.2.
1.3.
Трудные случаи правописания гласных в корне слова:
а) проверяемых ударением
б) не проверяемых ударением
в) чередующихся гласных
Углубить знания по теме; выработать прочный навык написания данных орфограмм.
Словарно – орфографическая работа, работа по опорным таблицам, анализ текста, составление диктанта.
2.
2.1.
2.2.
Трудные случаи правописания согласной в корне слова:
а) непроизносимые согласные и непроверяемые согласные;
б) двойные согласные.
Углубить знания по теме, показать трудные случаи правописания двойных согласных и непроизносимых, не проверяемых на письме.
Словарно-орфографическая работа, распределительные диктанты, тесты.
3.
3.1.
3.2.
Правописание гласных после шипящих и Ц:
а) гласные после шипящих в корне, суффиксе и окончание;
б) гласные И-Ы после Ц.
Обратить особое внимание на случаи правописания О и Ё после шипящих в суффиксах причастий и отглагольных частей речи, углубить знания по теме; уточнить все исключения по теме.
Морфемный разбор, составление таблицы «О и Е после шипящих», словарно-орфографическая работа, творческий диктант, выборочно- распределительные упражнения
4.
4.1.
4.2.
4.3.
Правописание приставок:
а) на –З и –С и Ы-И после русских приставок,
оканчивающихся на согласную
б) при- и пре-
в) написание некоторых слов иноязычного происхождения.
Углубление знаний учащихся по темам; научить различать смысловые значения приставок при- и пре- в словах, близких по звучанию, но разных по значению; обратить внимание на написание иноязычных слов типа: престиж, привилегия, президент.
Работа по опорным таблицам; выборочно-распределительные упражнения, этимологический разбор; сочинения на лингвистическую тему.
5.
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
5.5.
Правописание суффиксов:
а) существительных;
б) прилагательных;
в) глаголов;
г) причастий;
д) наречий.
Расширить представление о суффиксах существительных, углубить знания о суффиксах прилагательных, глаголов, причастий, выработать прочный навык их написания.
Словарно -орфографические работы, словообразовательный и морфологический разбор, выборочно-распределительные, предупредительные диктанты; анализ текста.
6.
6.1.
6.2.
Н и НН в различных частях речи:
а) в отыменных частях речи: в прилагательных, наречиях, существительных, на стыке морфем.
б) в отглагольных частях речи.
Углубить знания по теме, уточнить все исключения по теме; выработать навык правильного написания орфограмм.
Работа с алгоритмом, выборочно- распределительные, объяснительные, проверочные диктанты, работа с текстом, сочинение на лингвистическую тему
7.
7.1.
7.2.
Трудные случаи.
Правописание окончаний разных частей речи:
а) падежных окончаний существительных, прилагательных;
б) безударных окончаний глаголов настоящего и будущего времени.
Углубить знания по теме, систематизировать знания учащихся о правописании окончаний различных частей речи.
Работа с опорными схемами, с алгоритмом, творческие диктанты, работа с текстом, сочинение по опорным словам.
8.
8.1.
8.2.
Правописание Ь и Ъ:
а) разделительные Ь и Ъ;
б) Ь после шипящих.
Уточнить все случаи правописания Ь и Ъ, углубить знания по теме, особое внимание обратить на правописание иностранных слов.
Работа с опорными схемами, орфографический разбор, выборочно-распределительные упражнения.
9.
Трудные случаи правописания числительных
Расширить знания о правописании всех разрядов, в частности всех составленных количественных и сложных количественных.
Работа с таблицами, диктанты с творческими заданиями, работа с сигнальными карточками.
10.
10.1
10.2.
10.3.
Правописание сложных слов:
а) существительных;
б) прилагательных;
в) правописание слов с пол- и полу-.
Уточнить все случаи правописания существительных и прилагательных, образованных способом сложения, выработать прочный навык написания слов через дефис.
Осложненное списывание, выборочно-распределительные диктанты, словообразовательный и морфемный разбор.
11.
11.1.
11.2.
11.3.
Правописание частиц:
а) слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи;
б) написание частиц БЫ, ЖЕ, ЛИ, ТО, КАКОЕ и т.д.;
в) различение частиц НЕ и НИ.
Правописание НИ.
Углубить знания по теме, обобщить имеющиеся знания, выработать навык различения НЕ – частицы, НЕ – приставки.
Составление опорной таблицы, работа с алгоритмами, тесты.
12.
12.1.
12.2.
12.3.
Правописание наречий:
а) слитное написание;
б) раздельное написание;
в) дефисное написание.
Углубить знания по теме, выяснить все исключения; выработать навык правильного написания наречий.
Составление таблиц, проверочные, предупредительные диктанты, тесты.
13.
Правописание предлогов.
Углубить знания по теме, уточнить все случаи правописания производимых предлогов.
Осложненное списывание, тестирование, творческие диктанты.
14.
Правописание союзов.
Углубить знания по теме; научить различению союзов и сочетаний местоимения или наречия с предлогом или частицей.
Осложненное списывание, тестирование, творческие диктанты.
Литература:
1. Розентоль Д.Э. Справочник по русскому правописанию. М. «Просвещение», 2000 г.
2. Иванова Е.В., А.Н. Иванов. Русский язык без зубрежки. М. 1999 г.
3. Лебедев Н.В.Обобщающие таблицы и упражнения по русскому языку. М. «Просвещение», 1991 г.
4. Руссова Н.Ю. Как стать грамотным. Нижний Новгород, 1994 г.
5. Грекова А.А. Особенности обучения учащихся русскому языку. Тольятти, 1994 г.
(Учебное пособие по специальному практическому курсу повышения грамотности).
6. Одинцов В.В. Лингвистические парадоксы. М. «Просвещение», 1982 г
7. Соколова Г.П. Уроки углубленного изучения русского языка 8 класс. М. «Просвещение», 1992 г.
8. Лингвистические задачи. Пособие для учащихся старших классов. М. «Просвещение», 1983 г.
9. Рейнке И.Н. Шапкин В.И. О трудном в орфографии и пунктуации. Ленинград, 1971 г.