Руды металлов и горючие полезные ископаемые
Тип урока: урок изучения нового материала.
Оборудование: мультимедийное оборудование,
компьютер, презентация, образцы каменного угля,
торфа, нефти, физическая карта России, таблицы
для записи выводов по результатам исследования
свойств полезных ископаемых.
Цели урока как планируемые результаты
обучения, планируемый уровень их достижений.
Вид планируемых результатов | Учебные действия | Планируемый уровень достижений результатов обучения | |
Предметные Д | Изучить свойства нефти и каменного угля, торфа; познакомить со способами добычи полезных ископаемых. | Уметь формулировать свойства горючих | |
метапредметные | Познавательные УУД | Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; пользоваться знаковыми символическими средствами; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков. | Уметь находить нужную информацию в текстах |
Регулятивные УУД | Принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, оценивать совместно с учителем результат своих действий. | Уметь работать по плану и оценивать результат | |
Коммуникативные УУД | Принимать участие в работе парами, группами, делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях. | Уметь приходить к общему решению в | |
Личностные | Проявлять учебную и коммуникативную активность. | Уметь взаимодействовать в группе в интересов, учебных мотивов |
Ход урока
I. Минутка вхождения в урок (создание
психологического комфорта)
– Добрый день, ребята и взрослые. Я желаю вам
успешной работы на уроке, узнать новое, увидеть
удивительное в природе.
II. Проверка усвоения предыдущих знаний.
– На прошлом уроке мы изучили тему “ Руды
металлов”. Проверим ваши знания в форме теста. Я
предлагаю вам ответить на вопросы и выполнить
задания по вариантам, я думаю, что вы с ним
успешно справитесь и получите хорошие отметки.
(листы с тестовой работой ( по вариантам) лежат
на партах, учитель предлагает детям ответить на
вопросы и выполнить задания, дети выполняют тест.
Оценивают себя по контрольным ответам на слайде)
Тест. 1 вариант
1. Выбери 1 верное утверждение:
А)Полезные ископаемые – это все, что находится
в земле.
Б) Полезные ископаемые – это природные
богатства, которые люди добывают из глубин и
поверхности земли и используют в своей
деятельности.
В) Полезные ископаемые – это все, что служит
человеку.
2. Горные породы, из которых получают металлы,
называются:
А) гранит
Б) рубин
В) руда
3. Металлы – это:
А) соль, агат, базальт
Б) медь, алюминий, железо, олово
В) известняк, глина, песок
4. Из железной руды получают:
А) чугун, сталь
Б) алюминий, гранит;
В) бриллиант, малахит.
5. Условное обозначение месторождения
железной руды:
Тест. 2 вариант
1. Выбери 1 верное утверждение:
А) Полезные ископаемые – это природные
богатства, которые люди добывают из глубин и
поверхности земли и используют в своей
деятельности
Б) Полезные ископаемые – это все, что находится
в земле.
В) Полезные ископаемые – это все, что служит
человеку.
2. Горные породы, из которых получают металлы,
называются:
А) олово
Б) руда
В) гранит
3. Металлы – это:
А) известняк, глина, песок
Б) соль, агат, базальт
В) медь, алюминий, железо
4. Из железной руды получают:
А) олово, гранит
Б) чугун, сталь
В) малахит, бриллиант
5. Условное обозначение месторождения
железной руды:
– Проверим. Оцените свою работу. У кого “5”
поднимите руки, у кого “ 4” ? Вы успешно
справились с тестом! Хвалю!
III. Постановка цели и задач урока. Актуализация
опорных знаний.
– Ребята, посмотрите, что лежит у вас на столах?(дети
отвечают)
О каких полезных ископаемых будем говорить
сегодня на уроке? (каменный уголь, торф, нефть (дети
– таблички на доску)
– А вот ещё об одном ископаемом загадка:
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Природный газ) (табличка)
– Какое общее свойство у этих полезных
ископаемых? (Они горят)
– Сформулируйте тему урока. (Горючие полезные
ископаемые)
– Какие вопросы можем обсудить на уроке? (карточка
– помощник на доске)
- Какие свойства имеют горючие полезные
ископаемые? - Кто открывает, как добывают горючие
полезные ископаемые? - Где они применяются?
- Нужно ли беречь горючие полезные
ископаемые?
– Какие источники информации нам помогут
ответить на данные вопросы? (учебник, карты..)
IV. Изучение нового материала.
1. Практика под руководством учителя.
1) Беседа. 1 минута
– Для самых разных нужд человека необходимо
топливо.
– Как вы думаете, чем раньше отапливались дома?
(дровами, древесиной)
– Почему на дрова нельзя было надеяться? (истреблялись
леса, дрова не могли выделять нужное количество
теплоты …)
– Дополнительную информацию узнаем из учебника.
2) Работа с учебником. 2 минуты
Чтение 1-3 абзацев (стр. 109, 97)
– Что заменило дрова? (Каменный уголь, бурый
уголь, торф)
– Почему все они родственны? (Все
образовались из остатков растений)
3) Практическая работа по группам.
Исследование свойств полезных ископаемых.
– У кого возникло желание исследовать
свойства горючих полезных ископаемых? Сейчас мы
с вами снова окажемся в “лаборатории” и
исследуем их свойства.
Работаем в группах, на столе инструкция по
исследованию полезных ископаемых, таблица для
записи результатов исследований:
Каменный уголь
Цель работы: Исследование свойств
каменного угля, торфа, нефти.
Ход работы:
1. Рассмотрите образцы. Определите состояние и
цвет, их состав и свойства. Вам помогут ваши
органы чувств.
2. Разбейте молотком кусочки каменного угля и
торфа. Определите их твёрдость и прочность.
3. Опустите кусочки угля в воду. Что заметили?
Опустите кусочки торфа в воду. Что заметили?
Запишите в графу “Легче или тяжелее воды”.
4. В учебнике на стр.111,99 найдите описание
свойств природного газа, занесите данные в
таблицу.
5. В графе таблицы “ Состав и свойства”
напишите следующие характеристики: состояние:
твёрдое, жидкое или газообразное; состав:
однородное вещество или смесь веществ, цвет, запах:
имеет запах, без запаха; горючесть.
Сделайте вывод: Чем схожи? Чем отличаются
друг от друга?
6. Найдите на Физической карте России (форзац
учебника) обозначение: нефти, газа, угля, торфа ;
приготовьтесь, из предложенных карточек, на
доске и на карте показать их местонахождение.
Полезное ископаемое | каменный уголь | торф | нефть | газ |
состояние | твердое | твёрдое | жидкое | газообразное |
состав | однороден | однороден | смесь веществ | смесь веществ |
цвет | чёрный | коричневый бурый | чёрный | бесцветный |
запах | без запаха | без запаха | резкий запах | без запаха |
легче или тяжелее воды (воздуха) | тяжелее | легче | легче | легче воздуха |
горючесть | горит | горит | горит | горит |
– Проверим результаты исследования. Слайд
(Сверяются с ответами на слайде, на доску и на
карту вывешивают карточки-обозначения)
V. Музыкальная физминутка.
VI. Сообщения детей о способах добычи горючих
полезных ископаемых.
– На какой вопрос ответили?
(Узнали о свойствах горючих полезных
ископаемых.)
Что будем делать дальше? (Узнаем , кто
открывает, как добывают полезные ископаемые?)
– Кто открывает полезные ископаемые? (Геологи).
– Что необходимо знать и уметь геологам? (Дети
говорят)
– Как добывают полезные ископаемые? (Дети
могут сказать про нефтяные вышки, шахты)
– Ребята приготовили сообщенияи сейчас
подробнее узнаем о том, как добывают полезные
ископаемые и где их применяют.
Торф слайды
Презентация
Образуется на дне болот. Здесь его и
добывают. А образуется торф очень медленно – за
год всего 1 мм!
В старину торф называли “горючей землёй”.
Петр 1 в 1703 году издал указ: “искать всемерно
торфу, чтобы было подспорье дровам”. В 1920 году в
Подмосковье была построена Шатурская
электростанция, которая до сих пор работает на
торфе. Таких электростанций в России около 80.
Старинный способ добычи торфа: лопата.
Сейчас торф добывают при помощи экскаватора.
Торф используется как
Каменный уголь
Основные залежи угля находятся в Сибири.
Добывают уголь двумя способами: в карьерах
(открытым способом) и в шахтах (закрытый
способ).
В старину уголь добывали киркой и лопатой.
Сейчас специальные отбойные молотки и комбайны
дробят пласты угля. На открытых месторождениях
огромные шагающие экскаваторы сначала
срезают верхние породы. Затем роторные экскаваторы
дробят уголь и грузят его в мощные 100-тонные
самосвалы.
Уголь используется как
Нефть и газ.
Огромные запасы разнообразных полезных
ископаемых скрыты в недрах морского дна. Со дна
морей добывают нефть и газ.
Для добычи нефти и газа бурят скважины, по
которым они поступают на поверхность, а затем по
трубопроводам перекачиваются к местам
переработки и потребления.
Как используют
VII..Закрепление.
1) Посмотрим видео о добыче полезных ископаемых.
2) Работа в тетради (Самостоятельно.Проверка
фронтально)
– Закрепим наши знания. В тетради на стр.22
найдите № 45.Что нужно сделать? (Записать
способы добычи полезных ископаемых)
3 )Минутка безопасности.
– Чем опасен газ в быту? (дети отвечают)
– На стр. 113, 99 старничка ОБЖ (читаем, в парах
проговариваем)
– Дома напомните родителям о безопасном
использовании газа.
-А как используют нефть? (бензин , керосин,
дизельное топливо,даже духи)
– Я думаю, что теперь вы сможете рассказать о том
как и где добывают полезные ископаемые.
4) Беседа.
– А теперь представьте себе, что на Земле
закончились все запасы горючих полезных
ископаемых? Что произойдёт?
(ответы детей)
-Что же должен делать человек, чтобы полезных
ископаемых хватило на много лет? (Надо их беречь
и охранять)
Каким образом человек может сберечь полезные
ископаемые? (Ответы учащихся).
3) Вывод на слайде (ученик рассказывает)
Как нужно беречь полезные ископаемые?
1. Экономно использовать.
2. Оберегать от пожаров.
3. Соблюдать правила перевозки.
4. Заменять по возможности искусственными
материалами.
5. Собирать металлолом и макулатуру.
- 1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной
руды. - 1 тонна пластмассы заменяет 6 тонн стали!
– Ребята, как вы можете помочь взрослым
сберегать бесценные богатсва нашей земли? (экономить
свет, тепло в квартире, в школе; бережно
относиться ко всему,что нас окружает)
IX. Итог урока.
– Наш урок подходит к концу. Подведём итоги
нашей работы.
– На какие вопросы мы ответили на уроке?
- Какие свойства имеют горючие полезные
ископаемые? - Кто и как открывают и добывают горючие
полезные ископаемые? - Где они применяются?
- Нужно ли охранять горючие полезные
ископаемые?
– Кому сегодняшний урок был полезен?
– Какие маленькие открытия сделали?
– Что ещё захотелось узнать?
X. Домашнее задание.
-Прочитать дополнительный материал по
учебнику стр. 113-116, 100-102, приготовиться к
проверочной работе по теме “Полезные
ископаемые”
– № 44,48 (кроссворд) в тетради на стр. 22,23
– по желанию составить кроссворд “Полезные
ископаемые”
Территория России величественна не только своей площадью, но и настоящими богатствами, скрытыми в недрах родной земли. Разнообразие полезных ископаемых позволяет России иметь различные направления добычи, переработки, экспорта и использования. РФ лидер по запасам многих полезных ископаемых. Такое количество и качество природных ресурсов — настоящий клад, требующий достойного применения.
Насчитывают более 20 тыс. месторождений полезных ископаемых, расположенных на просторах России
Разнообразие и количество полезных ископаемых России напрямую связано с рельефом страны. Благодаря большой территории, рельеф представлен широкими разновидностями: ⅔ части территории занимают равнины (отличающиеся по форме и высоте), ⅓ — горы. Геологическая история страны передала свое наследие в виде ценного и уникального рельефа.
По результатам проведенного анализа предоставлены данные о том, какие полезные ископаемые добывают в России. Львиную долю занимает топливная энергетика — 71%, нерудное сырье составляет около 15%, металлы -13%, добыча драгоценных металлов — 1%.
Месторождения полезных ископаемых России распределены по всей территории страны, многие из них являются самыми крупными в мире и конкурируют с мировыми гигантами-производителями.
Предварительная оценка ископаемых России составляет 30 трлн. долларов
Нефть и газ — стратегическое производство страны
Современный мир построен на передвижении — самолеты, автомобили, которые не полетят и не поедут без сырья — нефти и газа. Стоимость топлива его с каждым годом увеличивается. Несмотря на лидирующие позиции РФ, нефтяная отрасль имеет свою проблематику, связанную в основном с налогами. Налогообложение ориентировано на добычу, а не на конечный результат. Газовая промышленность также сталкивается со специфическими препятствиями. Главной проблематикой выделяют сбыт, снижающийся ежегодно.
Добыча природного газа в России: прошлое, настоящее, будущее
Россия обладает ⅓ мирового запаса природного газа. 90% запасов расположены в Западной Сибири:
- Уренгойское — добыча ведется с 1978 года;
- Заполярное — уникально компактностью. Это позволяет минимальными затратами (ведь по территории задействованы всего лишь три рабочие установки) производить полноценную добычу;
- Медвежье — проблематичное место добычи в связи с залежами воды в глубине земляных пластов;
- Ямбургское — введено в эксплуатацию в 1961 году, хотя само месторождение и все подготовительные работы были проведены в годы Второй Мировой.
Нефтяные запасы России сосредоточены в Западной Сибири:
- Варьегонское месторождение;
- Юганское;
- Холмогорское.
Обнаружены залежи на Северном Кавказе, острове Сахалин и в шельфах Каспийского, Баринцева и Охотского морей. Эти важнейшие месторождения полезных ископаемых в ближайшие годы будут развиваться и вводиться в эксплуатацию.
Черные залежи страны: уголь
Тяжело перечислить какими полезными ископаемыми богата Россия, однако добыча углявсегда всплывает в первых рядах. Нередко уголь называют “черным золотом” России. По его добыче наша страна может уступать только Китаю и США. Залежи угля находятся на Востоке страны, в Сибири. Среди крупнейших угольных бассейнов выделяют Кузнецкий, Тунгусский, Печорский, Канско-Ачинский. Способы добычи в различных месторождениях могут отличаться. Выделяют открытый способ добычи и шахтный. Открытый — экономный способ, однако оказывает негативное влияние на итоговое качество угля. Шахтный — более затратный, но позволяет получить высококачественный уголь.
Полезные ископаемые России: горючие сланцы
Сланцевое производство, после распада СССР, было значительно заторможено. Однако на сегодняшний день, потребность в ее поддержке и развитии возрастает. Основная сфера потребления — химическая промышленность. Добыча сланцев в РФ производится в Ленинградской области (район российской части Прибалтийского бассейна). Перспективная отрасль в современном мире требует значительных инвестиций, связанных с инновационными технологиями и общей модернизацией производства. Именно в этом направлении двигается сланцевая промышленность.
Рынок драгоценных металлов: выгодные вклады и экспертные прогнозы
Торф
Добыча торфа в России имеет низкую финансовую поддержку со стороны государства. В связи с чем последние годы наблюдается тенденция снижения добычи. Это связывают также и с падением спроса, ведь как известно, основные потребители сырья — топливный комплекс и сельское хозяйство. Добыча торфа в стране сосредоточена в Северо-Западном федеральном округе. Второе по величине месторождение находится в Центральном федеральном округе. Замыкает тройку крупнейших регионов добычи торфа — Приволжский федеральный округ. Опережают РФ в добыче торфа такие европейские страны как Финляндия, Белоруссия, Ирландия.
Железные руды
Вопрос добычи полезных ископаемых в России необъятен по причине величины территории и невероятного разнообразия залежей, подаренных природой. Государство и ответственные лица расставляют приоритеты развития каждой сферы производства. Анализ мировых природных запасов железной руды указывает на первенство России по ее залежам. Цифра превышает 25% мирового запаса:
- Бакчарское — крупнейшее месторождение не только в России, но и в мире;
- Курская магнитная аномалия — залежи составляют половину мирового запаса;
- Абаканское — разделенное на Северную и Южную зону. Добыча производится открытым способом.
Какими полезными ископаемыми богата Россия: марганец
На сегодня насчитывается 16 месторождений, сосредоточенных в Уральском Дальневосточном и Сибирском федеральных округах. Главная особенность российского марганца — низкое качество. В составе выявляется до 20% марганца, в других странах, добывающих подобную руду, состав богат марганцем на 40-50%.
Титановые руды
Титан широко используемый в различных сферах промышленности: диоксид титана используют как наполнитель резины, бумаги, пластмасс, как усилитель силиконового каучука. Титан и его сплавы используются в машиностроении, авиационно-космической и химической промышленности, металлургии и судостроении. Добыча титана сосредоточена в Ярегском месторождении. Кроме России, масштабной добычей титана занимаются такие страны как Австралия, Индия, Китай, ЮАР.
Цветные металлы — радуга в недрах земли
Россия бесконечно богата полезными ископаемыми, среди которых отдельный ряд занимают цветные металлы. Алюминий, никель, кобальт, ванадий, вольфрам, молибден, медь, олово — являются основным сырьем цветной металлургии. Наиболее масштабной является добыча алюминия. Россия не является лидером по его добычи, первенство уже многие годы достается США. По запасам меди страна занимает третье место, отставая от США и Чили. Октябрьское, Талнахское, Гайское, Удоканское месторождения меди — занимают 70% всех запасов страны. Геологоразведка сообщает о наличии месторождений:
- 88 свинца;
- 124 цинка;
- 28 никеля и кобальта;
- 94 вольфрама.
Добыча полезных ископаемых в России: полиметаллы
Полиметаллические руды — полезные ископаемые со сложным химическим составом. Чаще всего они содержат в себе свинец, цинк, медь, серебро, золото, реже — олово, индий, галлий. Такие руды несомненно имеют вулканогенное происхождение, формировавшееся на протяжении геологических эпох. Алтайский Край — место добычи полиметаллических руд в России. Здесь расположено более 10 месторождений полиметаллов.
Урановые залежи
Как известно, основное его применение — это производство ядерного оружия, однако свойства урана позволяют применять его в очень различных сферах. Так, например, атомные двигатели используют на подводных лодках, уран добавляют в стекло с целью придания ему цвета, он также применим в фотографии и многих других производствах, входя в состав сложных сплавов.
Почему нужно делать инвестиции в золото и другие драгоценные металлы?
Земная кора содержит небольшое количество урана. Однако Россия имеет свои месторождения. Жерловое и Аргунское месторождения составляют 93% запасов. 5 месторождений в республике Бурятия.
Золотой запас
Являясь одним из более ценных металлов, золото возрастает в цене. Россия занимает 4-е место в мире по добыче золота. Также неизменными мировыми лидерами являются США, Индонезия, ЮАР, Австралия, Китай.
Самые известные месторождения золота в стране:
- Сухой Лог (Восточная Сибирь) — действует с 1961 года. По последним данным обнаружено несколько близлежащих месторождений, которые также в ближайшие годы будут введены в план добычи золота;
- Березовское месторождение — было открыто еще в 18 веке и добыча на нем продолжается в настоящее время;
- Воронцовское месторождение — добыча ведется с 2000 года, достаточно молодое месторождения, что позволило внедрить и опробовать новые технологии добычи.
Серебряный век
Человечество на сегодняшний день использовало 95% запасов серебра. В связи с чем в дальнейшем нас ожидает острый дефицит, а также повышение цен на серебро. Сферы его использования весьма разнообразны, кроме того его использование безостаточное, т.е. любые остатки после производства также задействованы. В России насчитывается более 100 месторождений серебра. Основными месторождениями являются Дукат и Лунное, расположенные в Магаданской области, а также Хаканджинско — Хабаровский край.Конкурирующими странами по добычи серебра выступают Китай, Австралия, Перу.
Платиноиды
В эту группу относятся платина, палладий, осмий, родий, рутений, иридий. Россия занимает второе место в мире по производству платиноидов, и первое по производству палладия. Сфера использования платиноидной группы все больше расширяется: ювелирное дело, машиностроение, электроника, химическая промышленность. Высокий уровень спроса помогает активно развиваться и усовершенствоваться данному виду промышленности. 95% запасов платиноидов находятся в районе Норильска.
Сурьма
Местом сосредоточения добычи сурьмы является Якутия с такими месторождениями как Сарылах, Сентачан (95% запасов) и Тан (5%). Запасы сурьмы в стране очень богаты и способны конкурировать с такими производителями как Таиланд, США, ЮАР, Мексика. Но при этом содержание сурьмы в запасах полезных ископаемых других стран-производителей составляет не более 5%, в России же ее содержание достигает 25%. Более крупным месторождением сурьмы с сопоставимым процентом в составе может похвастаться лишь Китай — 20%.
Ртуть
Начало ртутного производства в России датируется 1725 годом, когда Петр Анисимов создал ртутную фабрику, держав долгое время в секрете источник сырья. Ртутные месторождения полезных ископаемых характеризуются небольшими объемами. Крупное месторождение есть только в Испании. Наиболее известны месторождения Тамватнейское, Западно-Полянское (Чукотская область), Терлигхайское (республика Тыва), Звездочка (Якутия), Чаган-Узунское (Алтайский край).
Руды редких металлов и элементов
Сюда относятся более 25 редких металлов, таких как германий, бериллий, литий, цирконий, скандий, рений, ниобий, тантал. Насчитывают 15 месторождений редких металлов в стране. Крупнейшие из них: Ловозерское, Бо-Лозиминское, Катугинское, Томское. Запасы России — 18% от мировых.
Какие ещё полезные ископаемые добывают в России: горно-химическое сырье
Сюда относят фосфатные руды, калийную, поваренную соль, серу. Чаще всего они задействованы в производстве минеральных удобрений. Горно-химические полезные ископаемые европейской части России находятся в Центральном месторождении — Егорьевское и Полпинское (Московская и Брянская область), Вятско-Камском (Кировская область). Существуют месторождения полезных ископаемых в Сибири и на Дальнем Востоке, однако они мало изведаны и не значительны по своей величине.
Инвестиции в драгоценные металлы и снижение рисков с помощью диверсификации портфеля
Алмазный край
Более 20% составляет доля России в мировой добыче алмазов. Наверняка не секрет, что 99% алмазов добываются в Якутии. Именно здесь расположены основные месторождения полезных ископаемых. Впервые об алмазах в Якутии стало известно в 1954 году. Экспорт полезных ископаемых в виде природных алмазов — стабильный источник дохода страны.
Нерудные строительные материалы
Включают в себя производство щебня, гравия, гальки, строительного песка и прочее. Эти полезные ископаемые сосредоточены по всей территории России, однако выделяют регион Центральной России и Северо-Западного округа. В стране работают более 1000 предприятий по производству нерудных строительных материалов.
Геотермальные ресурсы
Это понятие включает в себя непосредственно запасы глубинного тепла Земли: пар, горячая вода, рапа. Этот ресурс можно назвать неисчерпаемым. Топливно-энергетический баланс развитой страны составляет 15-20%. США, Филлипины, Япония, значительно превышают эту цифру.
Уникальность страны Исландии в том, что 80% населения используют геотермальное тепло для обогрева жилья.
Месторождения расположены на Камчатке, Сахалине, Курильских островах, Краснодарском и Ставропольском крае, а также в республике Дагестан и Ингушетия.
Уникальность природных запасов позволяет широко использовать и создавать перспективы дальнейшего развития различных сфер производства. Однако, Россия, как и все крупные производители, имеет ряд проблематичных моментов в добыче полезных ископаемых из недр Земли. Основными проблемами выделяют труднодоступность месторождений и связанную с ней плохую транспортную систему, отсутствие передовых технологий обработки, что значительно замедляет и удешевляет производимое сырье. Не стоит забывать также и об обратной стороне медали — экологии. Выгодно и прибыльно иметь хорошие запасы и заниматься их добычей, переработкой, экспортом, однако существует целый ряд негативных последствий для окружающей среды:
Перспективность развития и применения альтернативных источников энергии
- Нарушение рельефа.
- Изменение и уничтожение природы (растительный и животный мир).
- Изменение русла рек и их водного режима.
- Осушение земли.
- Загрязнение атмосферы.