Рудные полезные ископаемые урок в 4 классе

Рудные полезные ископаемые урок в 4 классе thumbnail

Тема урока: Рудные полезные ископаемые. 2 урок

Школа: КГУ ” Гимназия № 2″ г. Рудного

Дата: 29 сентября

ФИО учителя: Жила Ирина Васильевна

Класс: 4 “А”

Количество

присутствующих: 24

Количество

Отсутствующих:

Цели обучения, которые

необходимо достичь на

данном

уроке

изучить понятие железной руды и руды цветных металлов

Цели обучения

Все учащиеся смогут : осмыслить содержание прочитанного, составить таблицу отличительных особенностей.

Большинство учащихся: должны осознанно делить полезные ископаемые на группы, работать с контурной картой.

Некоторые учащиеся: находить основные месторождения чёрных и цветных металлов на карте, обозначать их условными знаками.

Критерии успешности

Познакомится с условными обозначениями черных и цветных металлов, их названиями

Установить различия между черными и цветными металлами.

Научиться определять месторождения рудных полезных ископаемых на карте.

Могут обосновать применение рудных полезных ископаемых в жизни человека.

Языковая цель

Учащиеся могут: объяснять прочитанное, доказывать, анализировать, составлять, соотносить.

Ключевые слова и фразы: чугун, сталь, медь, латунь, бронза, алюминий, полиметаллическая руда, бокситы, свинец, цинк.

Стиль языка, подходящий для диалога: работа в парах и группах

Предыдущее обучение

Полезные ископаемые.

Ресурсы

учебник, рабочая тетрадь, дидактический раздаточный материал, образцы полезных ископаемых, карта полезных ископаемых РК, коллекция ” Рудные полезные ископаемые”

План

Планируемые

сроки

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Модули программы

1. Вызов.

Деление на группы

Определение темы, целей и задач урока

Проверка дом.задания

Эмоционально психологический настрой

Игра – приветствие.

«Здравствуй мир! Это я,

А вокруг страна моя!

Солнце в небесах горит

А у ног земля лежит.

Я легко к земле нагнусь,

по округе пробегусь

Здравствуй же, страна моя,

Здравствуй мир! А вот и я!

Ученики вытягивают разрезанный лист с определенным цветом на котором ребус (руда), формируют группу по цвету.

– Правила работы в группах, распределение ролей.

-Ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? ( о рудных полезных ископаемых),

а свои предложения проверим, сыграв в игру

« Собери слова»

Игра «Собери слова» (рудные полезные ископаемые)

– Давайте поставим цель нашего урока.

– Что мы должны на уроке знать, уметь, чему должны научиться?

-Но о каких рудных полезных ископаемых, узнаем позже, а сейчас повторим, то что изучили.

Закончи предложение:

1. Полезные ископаемые – …………………..

2. Группы полезных ископаемых – …………….

3. Места скопления полезных ископаемых – …

4. Способы добычи – ………, …………….

Творческое задание. Некоторые ребята приготовили «информационный кейс» о полезном ископаемом .

– Ученики подготовили загадки, сказки о полезных ископаемых.

Выполняют указанные действия, успокаиваются, настраиваются на учебную деятельность.

Учащиеся выбирают листок, отгадывают ребус и формируют группу по цвету( 4 группы по 6 человек)

Работают в группах, собирают слова, получают полное название темы урока, называют её.

Учащиеся сами формулируют цель и задачи урока.

Цель: познакомиться с железной рудой и рудными полезными ископаемыми

Задачи:

Знать: руды черных и цветных металлов, как человек их использует.

Уметь: отличать рудные полезные ископаемые, находить их на контурной карте, обозначать условными знаками

Научиться: определять место добычи.

Учащиеся работают самостоятельно на отдельных листах, свои ответы сравнивают с модельным ответом на доске, самооценивают по критериям.

Критерии.

1. – 1 балл

2. – 1 балл

3. – 1 балл

4. – 1 балл

Всего: 4 балла

Учащиеся презентуют свои выступления.

Новые подходы в преподавании и обучении.

Новые подходы в обучении.

Возрастные и индивидуальные особенности.

Лидерство в обучении.

Развитие критического мышления.

Новые подходы в преподавании и обучении.

Обучение критическому мышлению.

Формативное оценивание (похвала)

Новые подходы в преподавании и обучении.

Саморегуляция учащихся.

Критериальное самооценивание

Обучение талантливых и одарённых.

Лидерство в обучении.

Критериальное формативное взаимооценивание

2. Осмысление.

Побуждение к осмыслению новой темы.

Проведение опыта

Физминутка

Чтение статьи учебника

стр. 30 – 34

Презентация материала учителем.

Закрепление

Кубик “Блума”

Приём

“Круг по воде”

например

Обобщение

– Перед вами образцы различных предметов, в чашке. Найдите среди них металлические предметы. (Спички, скрепки, пробка, бумага, кнопки).

– Покажите эти предметы.

Как вы определили? По каким признакам, свойствам?

– Возьмите магнит , положите скрепку на листок бумаги и подвигайте.

– Что происходит со скрепкой?

– Запишем на доске все названые свойства металлов.

– А откуда люди берут железо? (Из железной руды)

– А все ли металлы притягиваются магнитом?

– Сегодня мы с вами давайте подтвердим или опровергнем названные вами свойства металлов, еще познакомимся с разнообразием и с использованием металлов.

музыкальная

– Работа по группам

Составление кластера “Паук”

1- 4 группа – Железная руда с.31-32

2 группа -Медь с.33

3 группа – Алюминий, полиметаллические руды. с. 33-34

По плану:1. Название

2. Свойства

3. Применение, значение

4. Обозначение на карте.

5. Месторождение ( критерии)

По ходу выступления групп все ученики заполняют индивидуальную

” Инструктивную карту”

Показ презентации по теме о рудных полезных ископаемых, деление их на группы – рудные и цветные, основные свойства рудных полезных ископаемых.

– Рассказ подготовленных учащихся об открытии Соколовско- Сарбайского месторождения.

– Придумать вопросы другой группе, два “тонких и два толстых” вопроса по теме нашего урока.

«Как», «Назови», «Где », «Объясни» «Придумай», «Что будет, если…»

– Подобрать на каждую букву слово, любая часть речи, итог исследования по данной теме,

Можно в середине слова.

Р – руда (железная, цветная)

У – Сургутанов или чугун

Д – медь, добывают

А – алюминий, и т.д.

– заполнение листов оценивания, подсчёт баллов, перевод их в оценку

– Возвращаемся в задачам урока, достигли ли мы цели на уроке?

Цель: познакомиться с железной рудой и рудными полезными ископаемыми

Задачи:

Знать: руды черных и цветных металлов, как человек их использует.

Уметь: отличать рудные полезные ископаемые, находить их на контурной карте, обозначать условными знаками

Научиться: определять место добычи

Проводят опыты в группах.

Определяют свойство рудных полезных ископаемых.

1. Обладают магнитными свойствами.

Высказывают свои предположения.

Работа со статьёй учебника, чтение и составление кластера о полезном ископаемом.

Работа с коллекцией полезных ископаемых, рассматривают образцы, выбирают своё полезное ископаемое, проверяют свойство магнитом.

Спикер презентует работу всему классу.

Заполняют таблицу индивидуально.

( приложение к уроку)

Проверка методом ” Карусель” в группе

Учащиеся закрепляют и обобщают полученную информацию.

Метод «Кругового взаимодействия»

Учащиеся составляют вопросы и задают следующей группе.

Учащиеся вспоминают слова по теме урока и расшифровывают ключевое слово.

Заполняют листы оценивания, переводят баллы в оценку.

Проговаривают результаты начиная со слов:

Я знаю:…..

Я умею…………

Я научился……..

Диалог ” Ученик- ученик”

Диалог ” Учитель- ученик”

Обучение критическому мышлению.

Формативное оценивание(похвала)

ИКТ, учет возрастных особенностей

Новые подходы в обучении.

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями

Диалог ” Ученик -ученик”

Саморегуляция учащихся.

Формативное взаимооценивание.

Стикерами ( групп)

Формативное критериальное взаимооценвание

ИКТ, диалоговое обучение

” Учитель – ученик”

Обучение талантливых и одарённых.

Обучение критическому мышлению.

Диалог ” Ученик – Ученик”

Обучение критическому мышлению.

Новые подходы в обучении.

Суммативное внешнее итоговое оценивание.

Новые подходы в преподавании и обучении.

Саморегуляция.

Формативное самооценивание.

3. Рефлексия

– Что относится к рудным полезным ископаемым?

– Назовите виды черных металлов.

– Как из железной руды получают сталь и чугун?

– Какие изделия изготавливают из чугуна и стали?

– Назовите места, где добывают железную руду.

– Назовите руды цветных металлов.

Рефлексия “Букет настроения”.

Учащиеся отвечают на вопросы

” Мозговой штурм”

В конце урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и синие. На доске изображена ваза.

– Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился, и вы ничего не запомнили и не узнали – синий.

Развитие критического мышления.

Диалог ” Учитель- Ученик”

Новые подходы в обучении.

Саморегуляция учащихся.

ИКТ

4. Д/з

1. Прочитать статью в учебнике с. 30 -34, пересказ

2. Подготовить дополнительный материал о рудном полезном ископаемом.

3. Составить кроссворд по теме ” Рудные полезные ископаемые”

Выбирают уровень домашнего задания.

Работа включая всех.

Работа в одарёнными и талантливыми.

Дополнительная информация:

Дифференциация.

Как вы планируете поддержать учащихся?

Как вы планируете стимулировать способных учащихся?

Деление на группы.

Оценивание.

Как вы планируете увидеть приобретённые знания учащихся?

Листы оценивания, в конце итоговая оценка, выступление групп, работа в парах, диалог.

Межпредметные связи.

Соблюдение САНПИН, ИКТ компетентность, связи с ценностями.

Рефлексия

Итоговая оценка

1) Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо?

1

2

2) Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок?

1

2

3) Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

Название

Основные свойства

Что получают

Использование

человеком

Условный знак

1. Железная руда

2. Медь

3. Алюминий

4. Полиметал-

лические руды

” Инструктивная карта” для учеников

Источник

Предмет

Познание мира

Класс 4

урок

Тема урока:

Рудные полезные ископаемые.

Общая цель:

изучить понятие, что такое руды черных и цветных металлов.

Задачи:

Знакомство с рудами цветных металлов, их месторождениями, применением в жизни, развитие речи учащихся, мышления, наблюдательности, воспитание бережного отношения к полезным ископаемым и их

рационального использования;

Ожидаемые результаты обучения

Познакомятсяс условными обозначениямичерных и цветных металлов, их названиями

Установят различия между черными и цветными металлами

Научатся определять месторождения полезных ископаемых на карте

Смогут обосновать применение рудных полезных ископаемых в жизни человека

Подходы в преподавании:методы и приемы

Мозговой штурм, тест, метод «Кластер Паук», заполнение таблицы ИНСЁРТ, заполнение инструктивной карты, метод « Карусель», выпуск газеты, работа с картой «Коллаж».

Основные идеи, отработанные на уроке

Овладение новыми терминами и понятиями

( Чугун, сталь, металлургический завод, Соколовско-Сарбайское месторождение, Жезказган, Аркалык, Каражал)

Источники, оснащение, оборудование:

Учебник “Познание мира” 4 класс, Издательство “Атамура”, Алматы, 2011; интернет-ресурсы, https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/library/test-poleznye-iskopaemye.

Межпредметные связи

Литературное чтение, изобразительное искусство, физическая культура, русский язык.

Этапы

время

Виды заданий и действия участников занятия

Процесс

оценивания

Ресурсы

Организационный момент

3мин

Эмоциональный настрой « Моё настроение»

ФО:похвала

Музыкальное сопровождение

Вызов

16мин

Мозговой штурм .

Дети отгадывают загадки о полезных ископаемых.

ФО:взаимоо-ценивание

Смайлики

Тест « Пятёрочка» -дифференцированный А, В, С.

А

1.Месторождения-это…

2.Из недр земли добывают…

3.Что получают из руды?

4.Где происходит обогащение руды?

5.Какие два вида относятся к нерудным?

В

1.Место разработки полезных ископаемых называют..

2.В доменных печах на металлургических заводах руду…

3.Куда вывозят пустую породу?

4.Рудные полезные ископаемые делятся на…

5.Нефть, природный газ, каменный уголь относятся к….

С

1.Как можно назвать все ископаемые?

2.Как называются места разработки полезных ископаемых?

3.Где добывают полезные ископаемые?

4.Как называются породы, которые содержат металлы?

5.Какая страна богата полезными ископаемыми?

Самооце-нивание

Карточки с тестами.

ИКТ

Слайды с ответами

Смайлики

Просмотр презентации «Полезные ископаемые» для обобщения и закрепления.

ИКТ Презентация

« Полезные ископаемые»

Деление на группы..

ФО: похвала

Условные обозначения

полезных ископаемых

Работа в группах.

Составление «кластера Паук»

«Полезные ископаемые»

Презентация кластеров.

ФО:Взаимооценивание

Листы А-3,

маркеры,

фломастеры,

смайлики

Физминутка

ФО: похвала

Музыкальное сопровождение

Осмысление

10мин

Индивидуальная работа. Самостоятельное чтение новой темы « Рудные полезные ископаемые».

ФО: похвала

Учебник

Заполнение таблицы ИНСЁРТ

Работа в парах.

ФО: поддержка

Самооцени-

вание

взаимооце-нивание

Таблица,

смайлики

Индивидуальная работа. Самостоятельное чтение новой темы «Рудные цветные металлы»

ФО:похвала и поддержка

Индивидуальное заполнение

« Инструктивной карты»

Название

Основ-ные свойства

Использование

Проверка методом

« Карусель»

ФО:самооценивание

Взаимооценивание

смайлики

Дифференциация проверка знаний учащихся

10мин

Просмотр презентации

« Рудные полезные ископаемые».

ИКТ Презентация

« Рудные полезные ископаемые»

Дети А и В –готовят к выпуску газету

« Полезные ископаемые»,

С-работают с картой, обозначая условными знаками месторождения полезных ископаемых.

ФО: взаимооценивание

Смайлики

Зачитывание загадок для другой группы.

Взаимооце-нивание

Карточки-загадки

Анализ и самооценивание урока

2 мин

– Урок был…

-На уроке я чувствовал себя….

-Я доволен своей работой, потому что…

-Я не совсем доволен своей работой, потому что…

Самооце-нивание

Звёзды и облачко

Рефлексия

2 мин

Прикрепляют смайлики:

Урок понравился

Урок хороший

Урок не понравился

Смайлики

Итоги урока, чтение домашнего задания

2 мин

Д/З:

С-прочитать, ответить на вопросы

В- прочитать, пересказать

А-подготовить вопросы по теме

Источник

Тема: «Нерудные полезные ископаемые»

Цель: сформировать понятие о полезных ископаемых нерудного происхождения.

Задачи:

Образовательная: познакомить детей с полезными ископаемыми нерудного происхождения (глина, песок, известняк, гранит), их применением, свойствами.

Развивающая: формирование умений учебного сотрудничества — умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий  результат деятельности; развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения  учащихся в исследовательскую работу.

Воспитательная: развивать коммуникативные навыки при работе в группе.

 Тип урока: урок – исследование с применением ИКТ

Методы урока: практический, исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный

Формы урока: групповая, классная

Оборудование: коллекция минералов, стаканы, стеклянные колбы, вода, презентация PowerPoint, карточки с названием полезных ископаемых, названия групп, бейджики с указанием имени ребенка и его обязанностей в группе,  камушки для рефлексии, таблицы для заполнения (по количеству групп), шапочки для выступающих с названием горных пород.

Ход урока:

1.  Психологический настрой.

– Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.

  1. Актуализация знаний:

– Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки и вспомнить домашнее задание.

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

Камни, почву раздробил

Специальный бур –

Из земли фонтан забил,

Маслянист и бур.

Та, что есть в фонтане этом,

Всем нужна зимой и летом.

В ней потом найдут бензин,

И мазут, и керосин.      (Нефть)

Не зря она варилась

В доменной печи,

На славу получились

Ножницы, ключи.   (руда) 

Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом тепло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

Ни огня,

 Ни света,

 А огнем блестит. (Золото)

Он очень нужен детворе.

 Он на дорожках во дворе,

 Он и на стройке, и на пляже,        

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Если встретишь по дороге,

 То увязнут сильно ноги.

 А сделать миску или вазу,

 Она понадобится сразу. (Глина)

Покрывают им дороги,

 Улицы в селениях.

 А еще он есть в цементе.

 Сам он  – удобрение. (Известняк)

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг.

Дома. Ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (гранит)

Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела.

Пробегает по доске,

Оставляет белый след (мел)

– Как одним словом мы можем назвать все эти природные богатства? (полезные ископаемые)

– Что такое полезные ископаемые? (это горные породы, которые человек добывает из-под земли и использует для своих нужд)

– Разделите на три группы названия полезных ископаемых. (на доске в разноброс расположены карточки с названием полезных ископаемых, дети располагают их в три столбика )

– Почему вы так объединили ископаемые? (горючие, рудные и нерудные)

– Поверьте правильность выполнения работы. (слайд)

Горючие      рудные             нерудные

Газ                железо             мрамор

Нефть          золото              песок

Уголь           медь                 глина

Торф           алюминий        известняк

                                               гранит

                                               мел

– Какие полезные ископаемые мы называем горючими? (Они хорошо горят, выделяют тепло)

– Почему полезные ископаемые называют рудными? (они содержат металл)

– На какие две группы можно разделить все рудные полезные ископаемые? (руды черных и цветных металлов)

– А как можно различить  изделия из цветной руды и черной руды? (при помощи магнита)

– Каждое полезное ископаемое имеет своё условное обозначение на карте.  Соотнеси условный знак и название ископаемого. (в группах)

Золото                                      

Железная руда

Нефть

Газ

Уголь

Торф

– Проверьте свою работу. (слайд)

3. Сообщение темы урока.

– Вы уже многое знаете о полезных ископаемых. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о полезных ископаемых нашей страны и более подробно остановимся на некоторых нерудных полезных ископаемых.

– Как вы думаете, почему они называются нерудные? (не содержат металл).

– Нам сегодня предстоит ответить на вопрос, какое нерудное полезное ископаемое самое важное для человека?

4. Работа над темой урока.

– Работать мы будем в группах.  Каждая группа – это маленькая исследовательская лаборатория. Вы будет исследовать одно ископаемое и должны доказать, что это ископаемое самое важное.

Задание:  Послушайте рассказ  ископаемого, заполните таблицу- подсказку. Она пригодится вам для ответа.

название

свойства

состав

использование

ученик №1. «Песок».

 Я  состаю из мелких крупинок , очень нужен детворе, лежу на дорожках во дворе, можно встретить  на стройке и на пляже, я в стекле расплавлен даже.

Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у меня бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый. Жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Я представляю собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего я образуюсь из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно во мне больше всего кварца. Благодаря его присутствию, я  незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Песок широко применяем в строительстве.

ученик №2. «Глина»   

 Я – твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Используюсь  в строительстве: из глины  с добавлением песка изготавливают кирпич; когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкой,  и из меня  лепят посуду.  Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Я – осадочная порода.  Как и песок, образуюсь в результате выветривания  различных горных пород, но осаждаюсь на дне морей и озёр.

ученик №3. «Известняк»

  Я – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень. Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.

    Мы залегаем в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.

  Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.

Учитель: Образовался известняк из остатков  крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение.

ученик №4 «Гранит» 

Я – очень прочная, твердая, непрозрачная порода. Прочность – моё основное свойство.  Меня можно  найти и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из гранита. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого. Есть во мне и черные, и белые крапинки. Больше всего человек любит гранит за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства. Мостят мной дороги. А из-за того   что  хорошо полируюсь – гранитом украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. Я  состаю из кварца, слюды и полевого шпата.

Учитель: Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.

– Посмотрите еще раз в таблицу, сравните горные породы и скажите, какое же нерудное полезное ископаемое самое важное? (они все важны)

– Правильно, ребята. Нерудные полезные ископаемые человек научился использовать еще в глубокой древности. Еще не зная, как выплавлять металл, человек уже во всю пользовался глиной: делал посуду, игрушки, обмазывал глиной своё жилище.

5. Физминутка. (танцевальная)

– Перед тем , как нам приступить к опытам в наших лабораториях, я предлагаю вам хорошо отдохнуть.

6. Проведение опытов:

– Наша работа в лабораториях продолжается. И нам предстоит ответить на вопрос, какие же свойства нерудных полезных ископаемых использует человек?

За работу принимаются лаборанты со своими помощниками.

– Демонстраторы, пронесите и покажите ученикам полезные ископаемые. А лаборанты с помощниками должны определить, какого  цвета полезное ископаемое, имеет или не имеет запаха.

Секретари не забудьте заполнять таблицу.

Полезное

 ископаемое

цвет

запах

Пропускает ли воду

Растворяется ли в воде

Другие свойства

Песок

желтый

белый

красный

серый

не имеет

пропускает

Нет

сыпучесть

Глина

коричневый

разного цвета

Имеет

сухая глина не имеет, сырая имеет

плохо

Нет

пластичность, вязкость

Гранит

красный, розовый, серый и др.

не имеет

не пропускает

Нет

прочность, хорошо полируется

известняк

белый, серый, желтый

имеет

пропускает

нет

хрупкий

ОПЫТ 1: – Лаборанты, пожалуйста, подойдите к демонстрационному  столу и проведите опыт, в котором мы убедимся, пропускает ли полезное ископаемое воду.

(В стакан ставится стеклянная воронка, на дно которой ложится промокательная бумага, сверху насыпается ископаемое, затем наливается вода. Если вода прошла в воронку – пропускает воду, если вода осталось на ископаемом – не пропускает)

Вывод: песок – пропускет, глина – плохо пропускает, гранит – не пропускает, известняк – пропускает

– Не забывайте выводы заносить в таблицу.

ОПЫТ 2: – А теперь определим, растворяются ли данные ископаемые в воде.

(в стакан наливается вода, опускается в него ископаемое и размешивается ложечкой).

Вывод: данные ископаемые не растворяются в воде.

ОПЫТ 3:  – А теперь давайте определим прочность ископаемых.

(Опыты проводит учитель):

  1. Пересыпает песок из одной чашечки в другую.

Вывод: песок – сыпучий

  1. В блюдце положить глину и добавить в него воды, затем размять глину. (она стала вязкой).

Вывод: пластичная, вязкая (этот опыт можно начать на перемене)

Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.

  1. Стучит твердым предметом по граниту.

Вывод: Гранит очень твердый, прочный

  1. Известняк: ломает мел

Вывод: известняк – хрупкий

7. Обобщение знаний:

– Посмотрите на свои записи, посовещайтесь и ответьте на вопросы, поставленные на урока.

Вывод: все нерудные полезные ископаемые необходимы человеку.

Человек использует нерудные ископаемые в строительстве, потому что они не растворяются в воде, твердые.

Учитель:

– Помимо рассмотренных нами на уроке существует большое множество нерудных полезных ископаемых. Среди них:

 Фосфориты. Это осадочные горные породы, из которых получают удобрения. Фосфориты измельчают в муку и получают фосфорное удобрение, которые добавляют в почву, чтобы растения лучше росли.

Ракушечник – пористый камень, состоящий из спрессованных морских раковин. Используется в строительстве для облицовки стен.

Поваренная соль – это твердый белый камень, который человек в измельченном виде использует в пищу. Некоторые залежи соли образовались на дне древних высохших морей и озер.  

Добывают поваренную соль в Атырауской, Кызылордиской, Жамбылской и Павлодарской областях. (рассматривание карты на стр.112 – 113)

8. Оценивание: Наш урок подходит к концу. Старшие группы, пожалуйста, оцените работу своих одноклассников. Таблица оценок на экране. (слайд)

Поднимите руку, кто получил «5», «4». Молодцы, ребята!!!!

9. Домашнее задание: Поднимите руку, кто из вас хочет больше узнать о полезных ископаемых? Дома подготовьте сообщение о полезном ископаемом. Прочитайте текст на стр.35-36, ответьте на вопросы.

10. Рефлексия: Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано

“Переверни и ты узнаешь что-то новое”

Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне “Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие”.

– Надеюсь, что знания, которые вы получили сегодня на уроке, помогут вам в дальнейшем, и вы сможете их применить в жизни.

   Подойдите и опустите камень в один из стаканов :

В первый – если вам было интересно на уроке, вы были активны, и вы узнали новое о полезных ископаемых;

Во второй стакан – вам не очень интересно,

В третий стакан – если урок для вас был просто тяжелым камнем, вам было скучно и неинтересно на уроке.

    Судя по наполняемости стаканов, урок прошел для вас интересно, вы открыли для себя что-то новое.

 В вашей жизни будет много интересных уроков, на которых вы будете делать открытия и узнавать много нового. Спасибо за работу. Молодцы.

Источник