Рудные полезные ископаемые урок в 4 классе
Тема урока: Рудные полезные ископаемые. 2 урок | Школа: КГУ ” Гимназия № 2″ г. Рудного | ||
Дата: 29 сентября | ФИО учителя: Жила Ирина Васильевна | ||
Класс: 4 “А” | Количество присутствующих: 24 | Количество Отсутствующих: | |
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке | изучить понятие железной руды и руды цветных металлов | ||
Цели обучения | Все учащиеся смогут : осмыслить содержание прочитанного, составить таблицу отличительных особенностей. Большинство учащихся: должны осознанно делить полезные ископаемые на группы, работать с контурной картой. Некоторые учащиеся: находить основные месторождения чёрных и цветных металлов на карте, обозначать их условными знаками. | ||
Критерии успешности | Познакомится с условными обозначениями черных и цветных металлов, их названиями Установить различия между черными и цветными металлами. Научиться определять месторождения рудных полезных ископаемых на карте. Могут обосновать применение рудных полезных ископаемых в жизни человека. | ||
Языковая цель | Учащиеся могут: объяснять прочитанное, доказывать, анализировать, составлять, соотносить. | ||
Ключевые слова и фразы: чугун, сталь, медь, латунь, бронза, алюминий, полиметаллическая руда, бокситы, свинец, цинк. | |||
Стиль языка, подходящий для диалога: работа в парах и группах | |||
Предыдущее обучение | Полезные ископаемые. | ||
Ресурсы | учебник, рабочая тетрадь, дидактический раздаточный материал, образцы полезных ископаемых, карта полезных ископаемых РК, коллекция ” Рудные полезные ископаемые” | ||
План |
Планируемые
сроки
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Модули программы
1. Вызов.
Деление на группы
Определение темы, целей и задач урока
Проверка дом.задания
Эмоционально психологический настрой
Игра – приветствие.
«Здравствуй мир! Это я,
А вокруг страна моя!
Солнце в небесах горит
А у ног земля лежит.
Я легко к земле нагнусь,
по округе пробегусь
Здравствуй же, страна моя,
Здравствуй мир! А вот и я!
Ученики вытягивают разрезанный лист с определенным цветом на котором ребус (руда), формируют группу по цвету.
– Правила работы в группах, распределение ролей.
-Ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? ( о рудных полезных ископаемых),
а свои предложения проверим, сыграв в игру
« Собери слова»
Игра «Собери слова» (рудные полезные ископаемые)
– Давайте поставим цель нашего урока.
– Что мы должны на уроке знать, уметь, чему должны научиться?
-Но о каких рудных полезных ископаемых, узнаем позже, а сейчас повторим, то что изучили.
Закончи предложение:
1. Полезные ископаемые – …………………..
2. Группы полезных ископаемых – …………….
3. Места скопления полезных ископаемых – …
4. Способы добычи – ………, …………….
– Творческое задание. Некоторые ребята приготовили «информационный кейс» о полезном ископаемом .
– Ученики подготовили загадки, сказки о полезных ископаемых.
Выполняют указанные действия, успокаиваются, настраиваются на учебную деятельность.
Учащиеся выбирают листок, отгадывают ребус и формируют группу по цвету( 4 группы по 6 человек)
Работают в группах, собирают слова, получают полное название темы урока, называют её.
Учащиеся сами формулируют цель и задачи урока.
Цель: познакомиться с железной рудой и рудными полезными ископаемыми
Задачи:
Знать: руды черных и цветных металлов, как человек их использует.
Уметь: отличать рудные полезные ископаемые, находить их на контурной карте, обозначать условными знаками
Научиться: определять место добычи.
Учащиеся работают самостоятельно на отдельных листах, свои ответы сравнивают с модельным ответом на доске, самооценивают по критериям.
Критерии.
1. – 1 балл
2. – 1 балл
3. – 1 балл
4. – 1 балл
Всего: 4 балла
Учащиеся презентуют свои выступления.
Новые подходы в преподавании и обучении.
Новые подходы в обучении.
Возрастные и индивидуальные особенности.
Лидерство в обучении.
Развитие критического мышления.
Новые подходы в преподавании и обучении.
Обучение критическому мышлению.
Формативное оценивание (похвала)
Новые подходы в преподавании и обучении.
Саморегуляция учащихся.
Критериальное самооценивание
Обучение талантливых и одарённых.
Лидерство в обучении.
Критериальное формативное взаимооценивание
2. Осмысление.
Побуждение к осмыслению новой темы.
Проведение опыта
Физминутка
Чтение статьи учебника
стр. 30 – 34
Презентация материала учителем.
Закрепление
Кубик “Блума”
Приём
“Круг по воде”
например
Обобщение
– Перед вами образцы различных предметов, в чашке. Найдите среди них металлические предметы. (Спички, скрепки, пробка, бумага, кнопки).
– Покажите эти предметы.
Как вы определили? По каким признакам, свойствам?
– Возьмите магнит , положите скрепку на листок бумаги и подвигайте.
– Что происходит со скрепкой?
– Запишем на доске все названые свойства металлов.
– А откуда люди берут железо? (Из железной руды)
– А все ли металлы притягиваются магнитом?
– Сегодня мы с вами давайте подтвердим или опровергнем названные вами свойства металлов, еще познакомимся с разнообразием и с использованием металлов.
музыкальная
– Работа по группам
Составление кластера “Паук”
1- 4 группа – Железная руда с.31-32
2 группа -Медь с.33
3 группа – Алюминий, полиметаллические руды. с. 33-34
По плану:1. Название
2. Свойства
3. Применение, значение
4. Обозначение на карте.
5. Месторождение ( критерии)
– По ходу выступления групп все ученики заполняют индивидуальную
” Инструктивную карту”
– Показ презентации по теме о рудных полезных ископаемых, деление их на группы – рудные и цветные, основные свойства рудных полезных ископаемых.
– Рассказ подготовленных учащихся об открытии Соколовско- Сарбайского месторождения.
– Придумать вопросы другой группе, два “тонких и два толстых” вопроса по теме нашего урока.
«Как», «Назови», «Где », «Объясни» «Придумай», «Что будет, если…»
– Подобрать на каждую букву слово, любая часть речи, итог исследования по данной теме,
Можно в середине слова.
Р – руда (железная, цветная)
У – Сургутанов или чугун
Д – медь, добывают
А – алюминий, и т.д.
– заполнение листов оценивания, подсчёт баллов, перевод их в оценку
– Возвращаемся в задачам урока, достигли ли мы цели на уроке?
Цель: познакомиться с железной рудой и рудными полезными ископаемыми
Задачи:
Знать: руды черных и цветных металлов, как человек их использует.
Уметь: отличать рудные полезные ископаемые, находить их на контурной карте, обозначать условными знаками
Научиться: определять место добычи
Проводят опыты в группах.
Определяют свойство рудных полезных ископаемых.
1. Обладают магнитными свойствами.
Высказывают свои предположения.
Работа со статьёй учебника, чтение и составление кластера о полезном ископаемом.
Работа с коллекцией полезных ископаемых, рассматривают образцы, выбирают своё полезное ископаемое, проверяют свойство магнитом.
Спикер презентует работу всему классу.
Заполняют таблицу индивидуально.
( приложение к уроку)
Проверка методом ” Карусель” в группе
Учащиеся закрепляют и обобщают полученную информацию.
Метод «Кругового взаимодействия»
Учащиеся составляют вопросы и задают следующей группе.
Учащиеся вспоминают слова по теме урока и расшифровывают ключевое слово.
Заполняют листы оценивания, переводят баллы в оценку.
Проговаривают результаты начиная со слов:
Я знаю:…..
Я умею…………
Я научился……..
Диалог ” Ученик- ученик”
Диалог ” Учитель- ученик”
Обучение критическому мышлению.
Формативное оценивание(похвала)
ИКТ, учет возрастных особенностей
Новые подходы в обучении.
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями
Диалог ” Ученик -ученик”
Саморегуляция учащихся.
Формативное взаимооценивание.
Стикерами ( групп)
Формативное критериальное взаимооценвание
ИКТ, диалоговое обучение
” Учитель – ученик”
Обучение талантливых и одарённых.
Обучение критическому мышлению.
Диалог ” Ученик – Ученик”
Обучение критическому мышлению.
Новые подходы в обучении.
Суммативное внешнее итоговое оценивание.
Новые подходы в преподавании и обучении.
Саморегуляция.
Формативное самооценивание.
3. Рефлексия
– Что относится к рудным полезным ископаемым?
– Назовите виды черных металлов.
– Как из железной руды получают сталь и чугун?
– Какие изделия изготавливают из чугуна и стали?
– Назовите места, где добывают железную руду.
– Назовите руды цветных металлов.
Рефлексия “Букет настроения”.
Учащиеся отвечают на вопросы
” Мозговой штурм”
В конце урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и синие. На доске изображена ваза.
– Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился, и вы ничего не запомнили и не узнали – синий.
Развитие критического мышления.
Диалог ” Учитель- Ученик”
Новые подходы в обучении.
Саморегуляция учащихся.
ИКТ
4. Д/з
1. Прочитать статью в учебнике с. 30 -34, пересказ
2. Подготовить дополнительный материал о рудном полезном ископаемом.
3. Составить кроссворд по теме ” Рудные полезные ископаемые”
Выбирают уровень домашнего задания.
Работа включая всех.
Работа в одарёнными и талантливыми.
Дополнительная информация:
Дифференциация.
Как вы планируете поддержать учащихся?
Как вы планируете стимулировать способных учащихся?
Деление на группы.
Оценивание.
Как вы планируете увидеть приобретённые знания учащихся?
Листы оценивания, в конце итоговая оценка, выступление групп, работа в парах, диалог.
Межпредметные связи.
Соблюдение САНПИН, ИКТ компетентность, связи с ценностями.
Рефлексия
Итоговая оценка
1) Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо?
1
2
2) Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок?
1
2
3) Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?
Название
Основные свойства
Что получают
Использование
человеком
Условный знак
1. Железная руда
2. Медь
3. Алюминий
4. Полиметал-
лические руды
” Инструктивная карта” для учеников
Предмет
Познание мира
Класс 4
урок
Тема урока:
Рудные полезные ископаемые.
Общая цель:
изучить понятие, что такое руды черных и цветных металлов.
Задачи:
Знакомство с рудами цветных металлов, их месторождениями, применением в жизни, развитие речи учащихся, мышления, наблюдательности, воспитание бережного отношения к полезным ископаемым и их
рационального использования;
Ожидаемые результаты обучения
Познакомятсяс условными обозначениямичерных и цветных металлов, их названиями
Установят различия между черными и цветными металлами
Научатся определять месторождения полезных ископаемых на карте
Смогут обосновать применение рудных полезных ископаемых в жизни человека
Подходы в преподавании:методы и приемы
Мозговой штурм, тест, метод «Кластер Паук», заполнение таблицы ИНСЁРТ, заполнение инструктивной карты, метод « Карусель», выпуск газеты, работа с картой «Коллаж».
Основные идеи, отработанные на уроке
Овладение новыми терминами и понятиями
( Чугун, сталь, металлургический завод, Соколовско-Сарбайское месторождение, Жезказган, Аркалык, Каражал)
Источники, оснащение, оборудование:
Учебник “Познание мира” 4 класс, Издательство “Атамура”, Алматы, 2011; интернет-ресурсы, https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/library/test-poleznye-iskopaemye.
Межпредметные связи
Литературное чтение, изобразительное искусство, физическая культура, русский язык.
Этапы
время
Виды заданий и действия участников занятия
Процесс
оценивания
Ресурсы
Организационный момент
3мин
Эмоциональный настрой « Моё настроение»
ФО:похвала
Музыкальное сопровождение
Вызов
16мин
Мозговой штурм .
Дети отгадывают загадки о полезных ископаемых.
ФО:взаимоо-ценивание
Смайлики
Тест « Пятёрочка» -дифференцированный А, В, С.
А 1.Месторождения-это… 2.Из недр земли добывают… 3.Что получают из руды? 4.Где происходит обогащение руды? 5.Какие два вида относятся к нерудным? |
В 1.Место разработки полезных ископаемых называют.. 2.В доменных печах на металлургических заводах руду… 3.Куда вывозят пустую породу? 4.Рудные полезные ископаемые делятся на… 5.Нефть, природный газ, каменный уголь относятся к…. |
С 1.Как можно назвать все ископаемые? 2.Как называются места разработки полезных ископаемых? 3.Где добывают полезные ископаемые? 4.Как называются породы, которые содержат металлы? 5.Какая страна богата полезными ископаемыми? |
Самооце-нивание
Карточки с тестами.
ИКТ
Слайды с ответами
Смайлики
Просмотр презентации «Полезные ископаемые» для обобщения и закрепления.
ИКТ Презентация
« Полезные ископаемые»
Деление на группы..
ФО: похвала
Условные обозначения
полезных ископаемых
Работа в группах.
Составление «кластера Паук»
«Полезные ископаемые»
Презентация кластеров.
ФО:Взаимооценивание
Листы А-3,
маркеры,
фломастеры,
смайлики
Физминутка
ФО: похвала
Музыкальное сопровождение
Осмысление
10мин
Индивидуальная работа. Самостоятельное чтение новой темы « Рудные полезные ископаемые».
ФО: похвала
Учебник
Заполнение таблицы ИНСЁРТ
Работа в парах.
ФО: поддержка
Самооцени-
вание
взаимооце-нивание
Таблица,
смайлики
Индивидуальная работа. Самостоятельное чтение новой темы «Рудные цветные металлы»
ФО:похвала и поддержка
Индивидуальное заполнение
« Инструктивной карты»
Название | Основ-ные свойства | Использование |
Проверка методом
« Карусель»
ФО:самооценивание
Взаимооценивание
смайлики
Дифференциация проверка знаний учащихся
10мин
Просмотр презентации
« Рудные полезные ископаемые».
ИКТ Презентация
« Рудные полезные ископаемые»
Дети А и В –готовят к выпуску газету
« Полезные ископаемые»,
С-работают с картой, обозначая условными знаками месторождения полезных ископаемых.
ФО: взаимооценивание
Смайлики
Зачитывание загадок для другой группы.
Взаимооце-нивание
Карточки-загадки
Анализ и самооценивание урока
2 мин
– Урок был…
-На уроке я чувствовал себя….
-Я доволен своей работой, потому что…
-Я не совсем доволен своей работой, потому что…
Самооце-нивание
Звёзды и облачко
Рефлексия
2 мин
Прикрепляют смайлики:
Урок понравился
Урок хороший
Урок не понравился
Смайлики
Итоги урока, чтение домашнего задания
2 мин
Д/З:
С-прочитать, ответить на вопросы
В- прочитать, пересказать
А-подготовить вопросы по теме
Тема: «Нерудные полезные ископаемые»
Цель: сформировать понятие о полезных ископаемых нерудного происхождения.
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с полезными ископаемыми нерудного происхождения (глина, песок, известняк, гранит), их применением, свойствами.
Развивающая: формирование умений учебного сотрудничества — умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения учащихся в исследовательскую работу.
Воспитательная: развивать коммуникативные навыки при работе в группе.
Тип урока: урок – исследование с применением ИКТ
Методы урока: практический, исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный
Формы урока: групповая, классная
Оборудование: коллекция минералов, стаканы, стеклянные колбы, вода, презентация PowerPoint, карточки с названием полезных ископаемых, названия групп, бейджики с указанием имени ребенка и его обязанностей в группе, камушки для рефлексии, таблицы для заполнения (по количеству групп), шапочки для выступающих с названием горных пород.
Ход урока:
1. Психологический настрой.
– Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
- Актуализация знаний:
– Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки и вспомнить домашнее задание.
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
Камни, почву раздробил
Специальный бур –
Из земли фонтан забил,
Маслянист и бур.
Та, что есть в фонтане этом,
Всем нужна зимой и летом.
В ней потом найдут бензин,
И мазут, и керосин. (Нефть)
Не зря она варилась
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (руда)
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом тепло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь).
Ни огня,
Ни света,
А огнем блестит. (Золото)
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он – удобрение. (Известняк)
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг.
Дома. Ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (гранит)
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске,
Оставляет белый след (мел)
– Как одним словом мы можем назвать все эти природные богатства? (полезные ископаемые)
– Что такое полезные ископаемые? (это горные породы, которые человек добывает из-под земли и использует для своих нужд)
– Разделите на три группы названия полезных ископаемых. (на доске в разноброс расположены карточки с названием полезных ископаемых, дети располагают их в три столбика )
– Почему вы так объединили ископаемые? (горючие, рудные и нерудные)
– Поверьте правильность выполнения работы. (слайд)
Горючие рудные нерудные
Газ железо мрамор
Нефть золото песок
Уголь медь глина
Торф алюминий известняк
гранит
мел
– Какие полезные ископаемые мы называем горючими? (Они хорошо горят, выделяют тепло)
– Почему полезные ископаемые называют рудными? (они содержат металл)
– На какие две группы можно разделить все рудные полезные ископаемые? (руды черных и цветных металлов)
– А как можно различить изделия из цветной руды и черной руды? (при помощи магнита)
– Каждое полезное ископаемое имеет своё условное обозначение на карте. Соотнеси условный знак и название ископаемого. (в группах)
Золото
Железная руда
Нефть
Газ
Уголь
Торф
– Проверьте свою работу. (слайд)
3. Сообщение темы урока.
– Вы уже многое знаете о полезных ископаемых. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о полезных ископаемых нашей страны и более подробно остановимся на некоторых нерудных полезных ископаемых.
– Как вы думаете, почему они называются нерудные? (не содержат металл).
– Нам сегодня предстоит ответить на вопрос, какое нерудное полезное ископаемое самое важное для человека?
4. Работа над темой урока.
– Работать мы будем в группах. Каждая группа – это маленькая исследовательская лаборатория. Вы будет исследовать одно ископаемое и должны доказать, что это ископаемое самое важное.
Задание: Послушайте рассказ ископаемого, заполните таблицу- подсказку. Она пригодится вам для ответа.
название | свойства | состав | использование |
ученик №1. «Песок».
Я состаю из мелких крупинок , очень нужен детворе, лежу на дорожках во дворе, можно встретить на стройке и на пляже, я в стекле расплавлен даже.
Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у меня бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый. Жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Я представляю собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего я образуюсь из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно во мне больше всего кварца. Благодаря его присутствию, я незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Песок широко применяем в строительстве.
ученик №2. «Глина»
Я – твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Используюсь в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкой, и из меня лепят посуду. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Я – осадочная порода. Как и песок, образуюсь в результате выветривания различных горных пород, но осаждаюсь на дне морей и озёр.
ученик №3. «Известняк»
Я – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень. Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.
Мы залегаем в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.
Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.
Учитель: Образовался известняк из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение.
ученик №4 «Гранит»
Я – очень прочная, твердая, непрозрачная порода. Прочность – моё основное свойство. Меня можно найти и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из гранита. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого. Есть во мне и черные, и белые крапинки. Больше всего человек любит гранит за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства. Мостят мной дороги. А из-за того что хорошо полируюсь – гранитом украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. Я состаю из кварца, слюды и полевого шпата.
Учитель: Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.
– Посмотрите еще раз в таблицу, сравните горные породы и скажите, какое же нерудное полезное ископаемое самое важное? (они все важны)
– Правильно, ребята. Нерудные полезные ископаемые человек научился использовать еще в глубокой древности. Еще не зная, как выплавлять металл, человек уже во всю пользовался глиной: делал посуду, игрушки, обмазывал глиной своё жилище.
5. Физминутка. (танцевальная)
– Перед тем , как нам приступить к опытам в наших лабораториях, я предлагаю вам хорошо отдохнуть.
6. Проведение опытов:
– Наша работа в лабораториях продолжается. И нам предстоит ответить на вопрос, какие же свойства нерудных полезных ископаемых использует человек?
За работу принимаются лаборанты со своими помощниками.
– Демонстраторы, пронесите и покажите ученикам полезные ископаемые. А лаборанты с помощниками должны определить, какого цвета полезное ископаемое, имеет или не имеет запаха.
Секретари не забудьте заполнять таблицу.
Полезное ископаемое | цвет | запах | Пропускает ли воду | Растворяется ли в воде | Другие свойства |
Песок | желтый белый красный серый | не имеет | пропускает | Нет | сыпучесть |
Глина | коричневый разного цвета | Имеет сухая глина не имеет, сырая имеет | плохо | Нет | пластичность, вязкость |
Гранит | красный, розовый, серый и др. | не имеет | не пропускает | Нет | прочность, хорошо полируется |
известняк | белый, серый, желтый | имеет | пропускает | нет | хрупкий |
ОПЫТ 1: – Лаборанты, пожалуйста, подойдите к демонстрационному столу и проведите опыт, в котором мы убедимся, пропускает ли полезное ископаемое воду.
(В стакан ставится стеклянная воронка, на дно которой ложится промокательная бумага, сверху насыпается ископаемое, затем наливается вода. Если вода прошла в воронку – пропускает воду, если вода осталось на ископаемом – не пропускает)
Вывод: песок – пропускет, глина – плохо пропускает, гранит – не пропускает, известняк – пропускает
– Не забывайте выводы заносить в таблицу.
ОПЫТ 2: – А теперь определим, растворяются ли данные ископаемые в воде.
(в стакан наливается вода, опускается в него ископаемое и размешивается ложечкой).
Вывод: данные ископаемые не растворяются в воде.
ОПЫТ 3: – А теперь давайте определим прочность ископаемых.
(Опыты проводит учитель):
- Пересыпает песок из одной чашечки в другую.
Вывод: песок – сыпучий
- В блюдце положить глину и добавить в него воды, затем размять глину. (она стала вязкой).
Вывод: пластичная, вязкая (этот опыт можно начать на перемене)
Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.
- Стучит твердым предметом по граниту.
Вывод: Гранит очень твердый, прочный
- Известняк: ломает мел
Вывод: известняк – хрупкий
7. Обобщение знаний:
– Посмотрите на свои записи, посовещайтесь и ответьте на вопросы, поставленные на урока.
Вывод: все нерудные полезные ископаемые необходимы человеку.
Человек использует нерудные ископаемые в строительстве, потому что они не растворяются в воде, твердые.
Учитель:
– Помимо рассмотренных нами на уроке существует большое множество нерудных полезных ископаемых. Среди них:
Фосфориты. Это осадочные горные породы, из которых получают удобрения. Фосфориты измельчают в муку и получают фосфорное удобрение, которые добавляют в почву, чтобы растения лучше росли.
Ракушечник – пористый камень, состоящий из спрессованных морских раковин. Используется в строительстве для облицовки стен.
Поваренная соль – это твердый белый камень, который человек в измельченном виде использует в пищу. Некоторые залежи соли образовались на дне древних высохших морей и озер.
Добывают поваренную соль в Атырауской, Кызылордиской, Жамбылской и Павлодарской областях. (рассматривание карты на стр.112 – 113)
8. Оценивание: Наш урок подходит к концу. Старшие группы, пожалуйста, оцените работу своих одноклассников. Таблица оценок на экране. (слайд)
Поднимите руку, кто получил «5», «4». Молодцы, ребята!!!!
9. Домашнее задание: Поднимите руку, кто из вас хочет больше узнать о полезных ископаемых? Дома подготовьте сообщение о полезном ископаемом. Прочитайте текст на стр.35-36, ответьте на вопросы.
10. Рефлексия: Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано
“Переверни и ты узнаешь что-то новое”
Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне “Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие”.
– Надеюсь, что знания, которые вы получили сегодня на уроке, помогут вам в дальнейшем, и вы сможете их применить в жизни.
Подойдите и опустите камень в один из стаканов :
В первый – если вам было интересно на уроке, вы были активны, и вы узнали новое о полезных ископаемых;
Во второй стакан – вам не очень интересно,
В третий стакан – если урок для вас был просто тяжелым камнем, вам было скучно и неинтересно на уроке.
Судя по наполняемости стаканов, урок прошел для вас интересно, вы открыли для себя что-то новое.
В вашей жизни будет много интересных уроков, на которых вы будете делать открытия и узнавать много нового. Спасибо за работу. Молодцы.