Рудные полезные ископаемые урок 4 класс

Предмет
Познание мира
Класс 4
урок
Тема урока:
Рудные полезные ископаемые.
Общая цель:
изучить понятие, что такое руды черных и цветных металлов.
Задачи:
Знакомство с рудами цветных металлов, их месторождениями, применением в жизни, развитие речи учащихся, мышления, наблюдательности, воспитание бережного отношения к полезным ископаемым и их
рационального использования;
Ожидаемые результаты обучения
Познакомятсяс условными обозначениямичерных и цветных металлов, их названиями
Установят различия между черными и цветными металлами
Научатся определять месторождения полезных ископаемых на карте
Смогут обосновать применение рудных полезных ископаемых в жизни человека
Подходы в преподавании:методы и приемы
Мозговой штурм, тест, метод «Кластер Паук», заполнение таблицы ИНСЁРТ, заполнение инструктивной карты, метод « Карусель», выпуск газеты, работа с картой «Коллаж».
Основные идеи, отработанные на уроке
Овладение новыми терминами и понятиями
( Чугун, сталь, металлургический завод, Соколовско-Сарбайское месторождение, Жезказган, Аркалык, Каражал)
Источники, оснащение, оборудование:
Учебник “Познание мира” 4 класс, Издательство “Атамура”, Алматы, 2011; интернет-ресурсы, https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/library/test-poleznye-iskopaemye.
Межпредметные связи
Литературное чтение, изобразительное искусство, физическая культура, русский язык.
Этапы
время
Виды заданий и действия участников занятия
Процесс
оценивания
Ресурсы
Организационный момент
3мин
Эмоциональный настрой « Моё настроение»
ФО:похвала
Музыкальное сопровождение
Вызов
16мин
Мозговой штурм .
Дети отгадывают загадки о полезных ископаемых.
ФО:взаимоо-ценивание
Смайлики
Тест « Пятёрочка» -дифференцированный А, В, С.
А 1.Месторождения-это… 2.Из недр земли добывают… 3.Что получают из руды? 4.Где происходит обогащение руды? 5.Какие два вида относятся к нерудным? |
В 1.Место разработки полезных ископаемых называют.. 2.В доменных печах на металлургических заводах руду… 3.Куда вывозят пустую породу? 4.Рудные полезные ископаемые делятся на… 5.Нефть, природный газ, каменный уголь относятся к…. |
С 1.Как можно назвать все ископаемые? 2.Как называются места разработки полезных ископаемых? 3.Где добывают полезные ископаемые? 4.Как называются породы, которые содержат металлы? 5.Какая страна богата полезными ископаемыми? |
Самооце-нивание
Карточки с тестами.
ИКТ
Слайды с ответами
Смайлики
Просмотр презентации «Полезные ископаемые» для обобщения и закрепления.
ИКТ Презентация
« Полезные ископаемые»
Деление на группы..
ФО: похвала
Условные обозначения
полезных ископаемых
Работа в группах.
Составление «кластера Паук»
«Полезные ископаемые»
Презентация кластеров.
ФО:Взаимооценивание
Листы А-3,
маркеры,
фломастеры,
смайлики
Физминутка
ФО: похвала
Музыкальное сопровождение
Осмысление
10мин
Индивидуальная работа. Самостоятельное чтение новой темы « Рудные полезные ископаемые».
ФО: похвала
Учебник
Заполнение таблицы ИНСЁРТ
Работа в парах.
ФО: поддержка
Самооцени-
вание
взаимооце-нивание
Таблица,
смайлики
Индивидуальная работа. Самостоятельное чтение новой темы «Рудные цветные металлы»
ФО:похвала и поддержка
Индивидуальное заполнение
« Инструктивной карты»
Название | Основ-ные свойства | Использование |
Проверка методом
« Карусель»
ФО:самооценивание
Взаимооценивание
смайлики
Дифференциация проверка знаний учащихся
10мин
Просмотр презентации
« Рудные полезные ископаемые».
ИКТ Презентация
« Рудные полезные ископаемые»
Дети А и В –готовят к выпуску газету
« Полезные ископаемые»,
С-работают с картой, обозначая условными знаками месторождения полезных ископаемых.
ФО: взаимооценивание
Смайлики
Зачитывание загадок для другой группы.
Взаимооце-нивание
Карточки-загадки
Анализ и самооценивание урока
2 мин
– Урок был…
-На уроке я чувствовал себя….
-Я доволен своей работой, потому что…
-Я не совсем доволен своей работой, потому что…
Самооце-нивание
Звёзды и облачко
Рефлексия
2 мин
Прикрепляют смайлики:
Урок понравился
Урок хороший
Урок не понравился
Смайлики
Итоги урока, чтение домашнего задания
2 мин
Д/З:
С-прочитать, ответить на вопросы
В- прочитать, пересказать
А-подготовить вопросы по теме
Тема урока: Рудные полезные ископаемые. 2 урок | Школа: КГУ ” Гимназия № 2″ г. Рудного | ||
Дата: 29 сентября | ФИО учителя: Жила Ирина Васильевна | ||
Класс: 4 “А” | Количество присутствующих: 24 | Количество Отсутствующих: | |
Цели обучения, которые необходимо достичь на данном уроке | изучить понятие железной руды и руды цветных металлов | ||
Цели обучения | Все учащиеся смогут : осмыслить содержание прочитанного, составить таблицу отличительных особенностей. Большинство учащихся: должны осознанно делить полезные ископаемые на группы, работать с контурной картой. Некоторые учащиеся: находить основные месторождения чёрных и цветных металлов на карте, обозначать их условными знаками. | ||
Критерии успешности | Познакомится с условными обозначениями черных и цветных металлов, их названиями Установить различия между черными и цветными металлами. Научиться определять месторождения рудных полезных ископаемых на карте. Могут обосновать применение рудных полезных ископаемых в жизни человека. | ||
Языковая цель | Учащиеся могут: объяснять прочитанное, доказывать, анализировать, составлять, соотносить. | ||
Ключевые слова и фразы: чугун, сталь, медь, латунь, бронза, алюминий, полиметаллическая руда, бокситы, свинец, цинк. | |||
Стиль языка, подходящий для диалога: работа в парах и группах | |||
Предыдущее обучение | Полезные ископаемые. | ||
Ресурсы | учебник, рабочая тетрадь, дидактический раздаточный материал, образцы полезных ископаемых, карта полезных ископаемых РК, коллекция ” Рудные полезные ископаемые” | ||
План |
Планируемые
сроки
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Модули программы
1. Вызов.
Деление на группы
Определение темы, целей и задач урока
Проверка дом.задания
Эмоционально психологический настрой
Игра – приветствие.
«Здравствуй мир! Это я,
А вокруг страна моя!
Солнце в небесах горит
А у ног земля лежит.
Я легко к земле нагнусь,
по округе пробегусь
Здравствуй же, страна моя,
Здравствуй мир! А вот и я!
Ученики вытягивают разрезанный лист с определенным цветом на котором ребус (руда), формируют группу по цвету.
– Правила работы в группах, распределение ролей.
-Ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? ( о рудных полезных ископаемых),
а свои предложения проверим, сыграв в игру
« Собери слова»
Игра «Собери слова» (рудные полезные ископаемые)
– Давайте поставим цель нашего урока.
– Что мы должны на уроке знать, уметь, чему должны научиться?
-Но о каких рудных полезных ископаемых, узнаем позже, а сейчас повторим, то что изучили.
Закончи предложение:
1. Полезные ископаемые – …………………..
2. Группы полезных ископаемых – …………….
3. Места скопления полезных ископаемых – …
4. Способы добычи – ………, …………….
– Творческое задание. Некоторые ребята приготовили «информационный кейс» о полезном ископаемом .
– Ученики подготовили загадки, сказки о полезных ископаемых.
Выполняют указанные действия, успокаиваются, настраиваются на учебную деятельность.
Учащиеся выбирают листок, отгадывают ребус и формируют группу по цвету( 4 группы по 6 человек)
Работают в группах, собирают слова, получают полное название темы урока, называют её.
Учащиеся сами формулируют цель и задачи урока.
Цель: познакомиться с железной рудой и рудными полезными ископаемыми
Задачи:
Знать: руды черных и цветных металлов, как человек их использует.
Уметь: отличать рудные полезные ископаемые, находить их на контурной карте, обозначать условными знаками
Научиться: определять место добычи.
Учащиеся работают самостоятельно на отдельных листах, свои ответы сравнивают с модельным ответом на доске, самооценивают по критериям.
Критерии.
1. – 1 балл
2. – 1 балл
3. – 1 балл
4. – 1 балл
Всего: 4 балла
Учащиеся презентуют свои выступления.
Новые подходы в преподавании и обучении.
Новые подходы в обучении.
Возрастные и индивидуальные особенности.
Лидерство в обучении.
Развитие критического мышления.
Новые подходы в преподавании и обучении.
Обучение критическому мышлению.
Формативное оценивание (похвала)
Новые подходы в преподавании и обучении.
Саморегуляция учащихся.
Критериальное самооценивание
Обучение талантливых и одарённых.
Лидерство в обучении.
Критериальное формативное взаимооценивание
2. Осмысление.
Побуждение к осмыслению новой темы.
Проведение опыта
Физминутка
Чтение статьи учебника
стр. 30 – 34
Презентация материала учителем.
Закрепление
Кубик “Блума”
Приём
“Круг по воде”
например
Обобщение
– Перед вами образцы различных предметов, в чашке. Найдите среди них металлические предметы. (Спички, скрепки, пробка, бумага, кнопки).
– Покажите эти предметы.
Как вы определили? По каким признакам, свойствам?
– Возьмите магнит , положите скрепку на листок бумаги и подвигайте.
– Что происходит со скрепкой?
– Запишем на доске все названые свойства металлов.
– А откуда люди берут железо? (Из железной руды)
– А все ли металлы притягиваются магнитом?
– Сегодня мы с вами давайте подтвердим или опровергнем названные вами свойства металлов, еще познакомимся с разнообразием и с использованием металлов.
музыкальная
– Работа по группам
Составление кластера “Паук”
1- 4 группа – Железная руда с.31-32
2 группа -Медь с.33
3 группа – Алюминий, полиметаллические руды. с. 33-34
По плану:1. Название
2. Свойства
3. Применение, значение
4. Обозначение на карте.
5. Месторождение ( критерии)
– По ходу выступления групп все ученики заполняют индивидуальную
” Инструктивную карту”
– Показ презентации по теме о рудных полезных ископаемых, деление их на группы – рудные и цветные, основные свойства рудных полезных ископаемых.
– Рассказ подготовленных учащихся об открытии Соколовско- Сарбайского месторождения.
– Придумать вопросы другой группе, два “тонких и два толстых” вопроса по теме нашего урока.
«Как», «Назови», «Где », «Объясни» «Придумай», «Что будет, если…»
– Подобрать на каждую букву слово, любая часть речи, итог исследования по данной теме,
Можно в середине слова.
Р – руда (железная, цветная)
У – Сургутанов или чугун
Д – медь, добывают
А – алюминий, и т.д.
– заполнение листов оценивания, подсчёт баллов, перевод их в оценку
– Возвращаемся в задачам урока, достигли ли мы цели на уроке?
Цель: познакомиться с железной рудой и рудными полезными ископаемыми
Задачи:
Знать: руды черных и цветных металлов, как человек их использует.
Уметь: отличать рудные полезные ископаемые, находить их на контурной карте, обозначать условными знаками
Научиться: определять место добычи
Проводят опыты в группах.
Определяют свойство рудных полезных ископаемых.
1. Обладают магнитными свойствами.
Высказывают свои предположения.
Работа со статьёй учебника, чтение и составление кластера о полезном ископаемом.
Работа с коллекцией полезных ископаемых, рассматривают образцы, выбирают своё полезное ископаемое, проверяют свойство магнитом.
Спикер презентует работу всему классу.
Заполняют таблицу индивидуально.
( приложение к уроку)
Проверка методом ” Карусель” в группе
Учащиеся закрепляют и обобщают полученную информацию.
Метод «Кругового взаимодействия»
Учащиеся составляют вопросы и задают следующей группе.
Учащиеся вспоминают слова по теме урока и расшифровывают ключевое слово.
Заполняют листы оценивания, переводят баллы в оценку.
Проговаривают результаты начиная со слов:
Я знаю:…..
Я умею…………
Я научился……..
Диалог ” Ученик- ученик”
Диалог ” Учитель- ученик”
Обучение критическому мышлению.
Формативное оценивание(похвала)
ИКТ, учет возрастных особенностей
Новые подходы в обучении.
Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями
Диалог ” Ученик -ученик”
Саморегуляция учащихся.
Формативное взаимооценивание.
Стикерами ( групп)
Формативное критериальное взаимооценвание
ИКТ, диалоговое обучение
” Учитель – ученик”
Обучение талантливых и одарённых.
Обучение критическому мышлению.
Диалог ” Ученик – Ученик”
Обучение критическому мышлению.
Новые подходы в обучении.
Суммативное внешнее итоговое оценивание.
Новые подходы в преподавании и обучении.
Саморегуляция.
Формативное самооценивание.
3. Рефлексия
– Что относится к рудным полезным ископаемым?
– Назовите виды черных металлов.
– Как из железной руды получают сталь и чугун?
– Какие изделия изготавливают из чугуна и стали?
– Назовите места, где добывают железную руду.
– Назовите руды цветных металлов.
Рефлексия “Букет настроения”.
Учащиеся отвечают на вопросы
” Мозговой штурм”
В конце урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и синие. На доске изображена ваза.
– Если вам понравился урок, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравился, и вы ничего не запомнили и не узнали – синий.
Развитие критического мышления.
Диалог ” Учитель- Ученик”
Новые подходы в обучении.
Саморегуляция учащихся.
ИКТ
4. Д/з
1. Прочитать статью в учебнике с. 30 -34, пересказ
2. Подготовить дополнительный материал о рудном полезном ископаемом.
3. Составить кроссворд по теме ” Рудные полезные ископаемые”
Выбирают уровень домашнего задания.
Работа включая всех.
Работа в одарёнными и талантливыми.
Дополнительная информация:
Дифференциация.
Как вы планируете поддержать учащихся?
Как вы планируете стимулировать способных учащихся?
Деление на группы.
Оценивание.
Как вы планируете увидеть приобретённые знания учащихся?
Листы оценивания, в конце итоговая оценка, выступление групп, работа в парах, диалог.
Межпредметные связи.
Соблюдение САНПИН, ИКТ компетентность, связи с ценностями.
Рефлексия
Итоговая оценка
1) Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо?
1
2
2) Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок?
1
2
3) Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?
Название
Основные свойства
Что получают
Использование
человеком
Условный знак
1. Железная руда
2. Медь
3. Алюминий
4. Полиметал-
лические руды
” Инструктивная карта” для учеников
Цели урока:
- Сформировать представления учащихся о подземных богатствах.
- Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.
- Развивать познавательную активность, умение работать с картой, атласом-определителем, коллекционным материалом.
- Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.
Оборудование:
Физическая карта России, коллекция полезных ископаемых, слайды «Полезных ископаемых», фильм «Озеро Баскунчак».
Ход занятия.
- Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня мы на уроке поговорим о богатствах, хранящихся в недрах земли, но прежде чем приступить к новой теме проверим домашнее задание.
- Проверка домашнего задания.
Это мы сделаем при помощи тестов, которые лежат у вас на столе.
Тест «Поверхность и водоемы нашего края»
1. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется…
а) балка; б) холм; в) овраг.
2. Возвышенность, имеющая вершину высотой 300 м, называют…
а) холм;
б) гора;
в) плоскогорье.
3. Горы, созданные людьми, называют…
а) холмы;
б) плоскогорья;
в) терриконы.
4. Хранилища воды называют…
а) низменности;
б) водоемы;
в) плато.
5. К естественным водоемам относятся…
а) пруд, озеро, канал;
б) ручей, море, река;
в) водохранилище, океан, пруд.
6. Какие океаны омывают Россию?
а) Индийский, Тихий, Атлантический;
б) Северно-Ледовитый, Тихий, Атлантический;
в) Северно-Ледовитый, Индийский, Тихий, Атлантический.
7. Водоемы-это…
а) хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды;
б) место обитания животных и растений;
в) украшение Земли.
8. С водоемами связана жизнь следующих животных:
а) утки, лебеди, цапли;
б) трясогузки, совы, кукушки;
в) орлы, аисты, кедровки.
– Заполните схему реки: Заполните таблицу:
Водоёмы | |
Естественные | Искусственные |
- Работа над новой темой.
– Ребята, давайте вспомним, что мы называем полезными ископаемыми? (Природные богатства, которые добывают люди).
-Откуда добывает человек природные ископаемые? (Из недр земли).
-Как же образовались полезные ископаемые в недрах земли?
Ответ на этот вопрос вы найдёте в учебнике на стр.
- Работа в группах.
-Каждый из вас возьмёт карточку. На ней написано название полезного ископаемого. Используя учебник вы должны подготовить рассказ по плану карточки-помогайки. На столе вы должны отыскать ваше полезное ископаемое и найти у доски условное обозначение и рассказать всё по плану.
План.
1.Название.
2.Условное обозначение.
3.Свойства.
4.Способы добычи.
5.Значение и применение.
6.Крупные месторождения.
(Гранит, известняк, торф, железная руда, каменный уголь,
Нефть, природный газ) показ слайдов.
Слайд 1.
Уголь.
-А знаете ли вы, что из каменного угля после переработки делают много самых разных лекарств? Аспирин, нашатырный спирт, пирамидон. При переработки угля получают каменноугольный дёготь из которого делают красители для ткани.
Слайд 2
Нефть.
Упаковка конфет-парафиновая бумага-продукт переработки нефти.
Пластмасса.
Газ. Слайд 3.
Железная руда.
Железо получают из руды. Слово руда происходит от древнерусского «рудый», что означает «рыжий», «красный».
Слайд 4.
Торф.
Торф называют- младшим братом каменного угля. Почему? Эти полезные ископаемые произошли от растений. Для образования торфа потребовалось несколько тысяч лет, а для образования каменного угля-несколько миллионов лет.
Слайд 4.
Известняк.
-Почему Москву иногда называют белокаменной?
В Москве каменные здания в 17-18 веках строили из белого известняка. Известняк для постройки домов добывали недалеко от Москвы и на баржах по реке доставляли в город. В Москве и сейчас можно найти некоторые здания построенные из известняка:
Слайд 5,6,7.
колокольня «Иван Великий» в Кремле, Большой театр.
Слайд 8,9.
Мрамор-вид известняка, который можно встретить на станциях метро, во дворцах культуры. Особенно красив полированный мрамор. Он бывает самых разных цветов.
-Какой драгоценный камень является известняком?
-Это жемчуг.
Физ. минутка.
Руки подняли и покачали-это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули-это ветер сбивает росу
Руки в стороны, плавно помашем-это к нам птицы летят
Как они сядут ,тоже покажем-крылья сложим назад.
Песок и глина.
Доклад о месторождениях песка и глины в городе Электроугли и заводе керамических изделий.
Заполнение таблицы.
Полезные ископаемые | ||
Рудные | Нерудные | |
Строительные | Горючие | |
Железная руда | Гранит, известняк, песок, глина. | Уголь, торф, нефть, природный газ. |
Посмотрите какие полезные ископаемые ещё есть.
(золото,драгоценные камни)
-Я расскажу ещё об одном полезном ископаемом. О каком вы догадаетесь сами.
Раньше люди не умели добывать это полезное ископаемое, поэтому оно было очень дорогим. В некоторых странах были деньги из из этого полезного ископаемого. Любую покупку можно было оплатить кусками этого полезного ископаемого. Его выдавали за какие-либо заслуги как награду. Но не спешите. Долгое время добыча этого полезного ископаемого была очень трудоемкой. Сейчас стали известны крупные месторождения . Стало возможным добывать это полезное ископаемое в большом количестве и сейчас это полезное ископаемое есть в каждом доме и стоит совсем не дорого. Это необходимо каждому человеку.
V. Продолжение новой темы
Показ фильма «Озеро Баскунчак».
– Человек получил в дар подземные богатства, использует их. Как вы думаете, может ли человек опустошить все подземные кладовые? (Если относиться к добыче полезных ископаемых не по-хозяйски, то они могут совсем исчезнуть.)
– Это ответ настоящего хозяина. Конечно, такое может случиться. Вспомните, ведь для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно.
VI. Закрепление изученного
– Что же мы называем полезными ископаемыми? (Все природные богатства, которые добывают люди.)
-Почему они полезные?
– В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? Приведите примеры. (В твердом – гранит, в жидком -нефть, в газообразном – природный газ.
Кроссворд.
1. Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постамент,
Красивы станут и заметны.
Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
По трубе течет,
Пироги печет.
Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте же, что это?
Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи…
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он – удобрение.
Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением.
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий.
Итог урока.