Рудные полезные ископаемые казахстана урок 8 класс

Рудные полезные ископаемые казахстана урок 8 класс thumbnail

Цель урока: 1) Сформировать знания о полезных ископаемых, условиях их образования и закономерностях распространения; 

2) Развивать умение давать сравнительную характеристику; 

3) Воспитание убежденности  в рациональном использовании природных ресурсов.

Метод обучения:  словесный

Форма организации: коллективная

Тип урока: комбинированный

Вид урока: проблемное обучение

Оборудование:  1. Физическая карта Казахстана. 2. Коллекция полезных ископаемы

                                             Ход урока:

I.Организационный момент. 

Приветствие. Выявление отсутствующих.

II.Проверка домашнего задания.

Опрос фронтальный:

1. Алтай (Южный Алтай – между Бухтармой на севере и Черным Иртышем на юге, самый высокий хребет – Катунский, высшая точка – Музтау (4506 м), главные хребты – Сарымсакты, Нарымский, Южно-Алтайский, Курчумский; 

Рудный Алтай – хребты Листвяга, Холзун, Коксу, Убинский, Ивановский, Ульбинский, полезные ископаемые – медь, цинк, свинец, олово, вольфрам, серебро, золото и др.; 

Калбинский хребет – длина 400 км к западу от реки Иртыш, высшая т очка Сарышокы (1606 м), сложен осадочными и магматическими породами – слюдами, песчаником, гранитом)

2. Саур-Тарбагатай (продолжение Сарыарки на востоке, расположен между Зайсанской котловиной на севере и Алакольской котловиной на юге; высшая точка Саура – Музтау (3816 м), Тарбагатай ниже, но длиннее, простирается на длину 300 км, высшая точка – Тастау (2992 м), на вершине нет ледников)

3. Жунгарский Алатау (на территории Казахстана северная и северо-западная часть между Балхаш-Алакольскими равнинами и долиной Или на юге; протяженность с востока на запад – 450 км, с севера на юг – 100-150 км; на границе с Китаем между Жунгарским Алатау и хребтом Барлык – Жунгарские ворота; два параллельных хребта – Северный и южный; высшая точка – Бесбакан (4622 м); сложен гнейсами, кристаллическими сланцами, кварцитами, известняками; отличительная черта – наличие на вершинах гор выровненных участков, образующих ступенчатую форму рельефа)

4. Тянь-Шань (в Казахстане часть Центрального и Западного и почти весь Северный Тянь-Шань; Центральныйначинается на стыке Китая, Казахстана и Кыргызстана высшей точкой Хан-Тенгри (6995 м), крупный хребет – Терскей Алатау; Северный Тянь-Шань – хребты Кетмень (высшая точка Небесная 3652 м), Кунгей Алатау (высшая точка пик Ишанбулак 4647 м), Заилийский Алатау (высшая точка пик Талгар 4973 м), Чу-Илийские горы (Жельтау, Айтау), Кыргызский Алатау (отделен от Кунгей Алатау и Заилийского Боамским ущельем реки Чу, к Казахстану относится только западная часть северного склона); сырты – выровненные участки, расположенные на большой высоте;Западный Тянь-Шань – Таласский Алатау, Угамский хребет, Коржинтау, Каратау богат полезными ископаемыми: цинк, свинец, фосфориты и др.)

IV.Подготовка к объяснению новой темы.

 Написать на доске тему урока, объяснить цели урока.

 Проблемный вопрос: Сравнить карту полезных ископаемых с тектонической. Какая закономерность прослеживается?

V.Объяснение новой темы.

1. Богатство недр Казахстана (чаще всего рудные полезные ископаемые встречаются в горных районах и на щитах, а осадочные – на платформах с осадочным чехлом – на равнинах; в 1919 – 1923 гг. были определены запасы Карагандинского угольного бассейна; в Казахстане найдено 99 элементов из таблицы Менделеева, более 60 используются в производстве; в Казахстане около 600 месторождений; первое место в мире по запасам вольфрама, второе – по хромитовым и фосфоритовым рудам, третье – по марганцевой руде, четвертое – по запасам свинца и молибдена, шестое – по золоту, седьмое – по меди,  восьмое – железной руды, по запасам нефти – на 11 месте, газа – 25 место)

2. Горючие полезные ископаемые. Нефть и газ (в Атыпаской, Мангистауской, Актюбинской и Западно-Казахстанской областях; первый нефтепромысел – Карашунгула в 1899 г на Эмбинском месторождении, затем – Доссор (1911 г), Макат (1915 г), Узень, Жетыбай, Каражанбас, Каламкас, Тенгиз, Кенкияк, Жанажол, Карашыганак, Кумколь; всего 14 нефтяных бассейнов и 220 месторождений нефти и газа; добывает 62 млн. т. нефти и 7,5 млрд. м³ газа)

3. Уголь (общие запасы 162 млрд. Т; 10 бассейнов, 300 месторождений, ежегодно 100 млн. т.; большинство – в Карагандинской, павлодарской и Костанайской областях; площадь Карагандинского бассейна – 3600 км², запас – 45 млрд. т, толщина пластов 120 м; площадь Экибастузского бассейна – 160 км², толщина пластов 150 м, в разрезе «Богатырь ежегодно добывают 36 млн. т; Майкубенский, Тургайский и др. бассейны)

4. Рудные полезные ископаемые. Железо (запасы 16,6 млрд. т; 85% в Северном Казахстане: Качарское, Соколовско-Сарбайское месторождения; Сарбайское открыто летчиком М. Сургутановым в 1948 г.; 50-60% чистого железа в руде; руды осадочного происхождения – Аятское и Лисаковское – открытым способом на глубине 30 метров, содержание чистого железа 37-40%; небольшие месторождения в Карагандинской области – Кентобе, Каратас, в СКО – Атансор)

5. Марганец (Атасу, Жезды – в Центральном Казахстане, содержание 27%, месторождения обнаружены в Улытау, Каратау, Мангыстау)

6. Хром (99% месторождений в Мугоджарах – Кемпирсай, Донской; есть месторождения в Костонайской и ВКО; хром экспортируется в 40 стран мира)

7. Никель (в Мугоджарах; 40 месторождений в Бурыктале Кемпирсайского массива Актюбинской области; в Костанайской области – Аккарга, Актау; в Карагандинской и ВКО)

8. Алюминий (сырье – бокситы; в окрестностях Астаны, в Тургайском прогибе – Амангельдинская группа; первое место в СНГ по производству алюминия)

9. Медь (медистые песчаники – 71% (Жезказган), медно-порфировые -24% (Коунырат, Бозшаколь); Жезказган по потенциалу занимает первое место в СНГ и второе в мире; 92% меди на экспорт)

10. Полиметаллы (свинец, цинк, медь, золото, серебро и др.; Риддер, Зыряновск – Алтай, Текели – Жунгарский Алатау, Ачисай, Мыргалымсай – Каратау, Кызылеспе, Каскаайгыр – в ЦК)

11. Золото (190 месторождений; Калбинский хребет, Жетыгаинский район Костанайской области, в ЦК – Степняк, Аксу, Майкаин; в Жунгарском и Заилийском Алатау)

12. Редкие металлы (вольфрам, молибден, ванадий, висмут, сурьма и др. – в ЦК, кадмий, индий, селен, ртуть – в Жунгарии и Алтае)

13. Нерудные полезные ископаемые. Асбест (Жетыгара (Костанайская область), Жезказганское (Карагандинская область), Богетсай (Мугоджары), Хантау)

14. Фосфориты (Чулактау, Аксай, Жанатас в Каратау, а также в Актюбинской области)

15. Соль (Прикаспийская низменность; поваренная и калийная соли, самосадочная соль в озерах)

16. Строительные материалы (известняк, мергель, мел, мрамор, гипс, огнеупорные глины, кварцевые пески, минеральные краски)

17. Рациональное использование полезных ископаемых

VI.Усвоение новой темы.

1. Осадочные горные породы органического происхождения (мел, известняк, торф, каменный уголь)

2.Каких топливных полезных ископаемых разведано больше (по массе)? (уголь)

3.К невозобновимым природным ресурсам относят (нефть, газ)

VII.Домашнее задание.  § 19, нанести на контурную карту полезные ископаемые

VIII.Итог урока. Комментирование оценок.

Вывод: Необходимо, чтобы запасы основных и смешанных полезных ископаемых из недр извлекались  по возможности полнее, при добыче сырья, его перевозке и переработке уменьшались потери. Следует эффективнее использовать продукты переработки сырья, осваивать безотходные технологии. Следует помнить, что запасы полезных ископаемых не безграничны!

Источник

– расширить знания о полезных ископаемых, формировать новые понятия: руда, рудные полезные ископаемые, металлы и их свойства; познакомить учащихся со способами запоминания материала через составление опорного конспекта.

– развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы.

– воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу.

Оборудование: презентация к уроку, образцы руд, металлов и изделий из металлов, магниты;

схема получения металлов; иллюстрации изделий из металла.

1. Организационный момент

Эпиграфом урока я выбрала слова замечательного ученого А.Е.Ферсмана: “Нет во всем мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы так могучи были силы недр…”

2. Актуализация знаний. Повторение.

Маслянист и бур.

Всем нужна зимой и летом.

И мазут, и керосин. (Нефть)

Очень нам зимой помог.

Словно кочегары.

Этот порошок, друг мой.

Добывают под землей. (Уголь)

3. Мне, ребята, после плавки

Сталью быть охота.

И для космолета.

Темною бываю.

Часто залегаю. (Руда)

4. Покрывают им дороги,

А ещё он есть в цементе.

Сам он удобрение. (Известняк)

5. Этот мастер белый – белый.

Оставляет белый след.

6. Одну её не едят,

А без неё мало что едят. (Соль)

7. На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички. ( Природный газ)

8. Росли на болоте растения…

А теперь это топливо и удобрение. ( Торф)

– На какие три группы их можно разделить полезные ископаемые?

– Что относится к горючим полезным ископаемым? К рудным и нерудным?

3. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию темы.

– Прочитайте слова. Какое “лишнее”? Почему?

Железо

Ножницы

Медь

Алюминий

Золото

(Все металлы, а ножницы – изделие из металла).

Сформулируйте тему урока.

Металлы (запись в тетрадь)

Что вы знаете о металлах? (Ученики вспоминают все, что знают о металлах)

А сегодня на уроке мы с вами узнаем:

– На какие 2 группы делятся металлы?

– Из чего получают металлы?

– Какими свойствами они обладают?

– Где используются?

4. Изучение нового материала.

1) Организация практической работы

– Перед вами изделия из металлов. Вам нужно разделить их на две группы.

Как это можно сделать? (Мнения детей)

Рассказ учителя.

Металлы, которые притягиваются магнитом, образуют группу черных металлов, другая группа- цветные металлы. К черным металлам относятся железо и его сплавы: чугун и сталь. К цветным металлам – алюминий, медь, свинец, цинк.

Ответим на первый вопрос:

– На какие 2 группы делятся металлы?

Составление опорного конспекта

hello_html_49189ea1.png

– Из чего человек получает металлы? (Из руды)

2) Работа с учебником:

Чтение определения, что такое руда.

Рассказ учителя.

Скопление руды в земле называют месторождением.

Месторождения закрытого типа называются шахты или рудники,

открытого типа – карьеры или разрезы.

Чтобы получить черные металлы добывают руды черных металлов (магнитный, бурый и красный железняк).

3) Полезные ископаемые Казахстана

Казахстан занимает третье место после России и Украины в СНГ по запасам железной руды (16,6 млрд т). Месторождения находятся в основном в Северном Казахстане, где сконцентрировано 85% разведанных запасов железной руды. Особое значение имеют Качарское и Соко-ловско-Сарбайское месторождения.

Сарбайское месторождение железа было открыто в 1948 году летчиком М. Сургутановым. Во время перелета над месторождением он обратил внимание на резкое отклонение стрелки компаса под влиянием магнитной аномалии. Вскоре было открыто редкое месторождение железа. Руды этих месторождений высокого качества и содержат 50-60% чистого железа. Руды осадочного происхождения встречаются в месторождениях Аятское и Лисаковское в Костанайской области и добываются открытым способом на глубине 30 метров. Содержание чистого железа в руде 37-40%. Небольшие месторождения железной руды имеются в Карагандинской (Кентобе, Каратас) и Северо-Казахстанской (Атансор) областях.

Марганец. (темный пурпурный)К наиболее крупным месторождениям марганца относятся Атасуское и Жездинское, расположенные в Центральном Казахстане. В местных рудах содержание марганца достигает 27%. Месторождения марганца были также обнаружены в Сарыарке (в частности, в Улытау), Каратау и Мангыстау.

Хром. 99% месторождений хрома встречается в Мугоджарских горах. Большой известностью пользуются Кемпирсайская и Донская группы месторождений, содержащих высококачественные руды. Месторождения хромитов открыты также в Костанайской и Воcточно-Казахстанской областях.

Казахстан вышел на второе место в мире по запасам и годовой добыче хромитовых руд (темный зеленый). Эти руды являются обязательным компонентом при выплавке нержавеющей стали. Хром экспортируется в 40 стран мира. 97% хромитов в СНГ добывается в Казахстане.

Никель (зеленый). Значительные запасы никеля сосредоточены в Мугоджарах. Более 40 крупных месторождений никеля находятся в БурыкталеКемпирсайского массива в Актю-бинской области» Большие запасы высококачественного никеля разведаны в месторождениях Аккарга и Актау в Ко-станайской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях.

Алюминий (светлый желтый). Основное алюминиевое сырье Казахстана – бокситы. Главные месторождения расположены на северо-востоке Сарыарки (окрестности Астаны) и в Тургайском прогибе (Амангельдинская группа). В них запасы бокситов незначительны. Поэтому изыскивается возможность использовать другие источники сырья, в составе которых содержится глинозем. Казахстан занимает одно из первых мест в СНГ по производству алюминия.

Медь (зеленый). Казахстан обладает богатейшими запасами медной руды. Основные промышленные типы руд – медистые песчаники (71%) и медно-порфировые (24%). Самым крупным месторождением руды медистых песчаников является Жезказган. Жезказганские рудные месторождения по своему потенциалу занимают первое место в СНГ и второе место в мире. Казахстан по добыче меди занимает седьмое место в мире. 92% меди экспортируется в зарубежные страны.

Крупные месторождения руды медно-порфирового типа – Коунырат, Бозшаколь. Они разрабатываются открытым способом, но руды отличаются невысоким содержанием металла.

Полиметаллы. Полиметаллические руды содержат ценные компоненты – свинец и цинк, а также медные соединения, золото, серебро и другие металлы. Богатейшие месторождения свинца и цинка – Риддерское, Зыряновское и другие – находятся на Рудном Алтае. В местных рудах много металлов. Полиметаллические месторождения имеются в Текели – в Жунгарском Алатау, в Ачисае и Мыргалымсае – в горах Каратау. В последние годы разведаны богатые месторождения свинца в Центральном Казахстане (Кызылеспе, Каскаайгыр и др.).

Золото. В Казахстане имеется 190 месторождений золота. Золото добывается на востоке республики – на Алтае, в районе Калбинского хребта, на северо-западе – в Жетыгаринском районе Костанайской области. Золотоносные месторождения на северной окраине Центрального Казахстана (Степняк, Аксу, Майкаин) представлены кварцевыми жилами, вторичными кварцитами и россыпями. Месторождения в районе Калбинского хребта тоже содержат кварцевые жилы и россыпи. Небольшие кварцевожильные месторождения есть в Жунгарском и Заилийском Алатау.

Редкие металлы. К этой группе относятся вольфрам, молибден, ванадий, висмут, сурьма и др. По количеству и промышленному значению месторождений Центральный Казахстан занимает первое место в СНГ. Некоторые редкие металлы (кадмий, индий, висмут, селен, ртуть и др.) имеются также в полиметаллических месторождениях Жунгарии и Алтая.

На ряду с объяснением учителя, дети вспоминают условные обозначения полезных ископаемых и записывают их месторождения

4)Рассказ о получении черных металлов (по схеме)hello_html_m1519e15a.png

Чугун и сталь – сплав железа с углеродом. В чугуне его чуть больше, чем в стали.

5) Завершение опорного конспекта

hello_html_590b96a2.png

5. Закрепление

1) Ответим на второй вопрос:

– Из чего получают металлы?

– Назовите руды черных металлов? Цветных металлов?

– Какими свойствами обладают металлы?

– Где используются металлы?

8. Д/з стр. 29 – 30 читать, работа с контурной картой.

9. Итог урока.

Источник

Краткосрочное планирование урока географии в 8 классе

Рудные полезные ископаемые Казахстана

Общая цель:

Формирование у учащихся представления о рудных полезных ископаемых о их разновидностях и размещении по территории Казахстана.

Ожидаемый результат:

Ученики имеют представление о рудных полезных ископаемых и о их использовании в хозяйстве, выполняют описательную работу, работают с картой.

Тип урока:

Частично-поисковый.

Задания:

Индивидуальная работа, работа в паре, групповая работа

Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:

Слайдовая презентация, Физическая карта Казахстана, атласы, контурные карты, коллекция горных пород

Ход урока:

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Организационный момент

1. Деление учащихся на группы по принципу ( название видов металлов)

2 .Проверка по журналу.

3.Создание коллаборативной среды. Мне бы хотелось начать наш урок с рассказа притчи:

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав ответил: «Всё в твоих руках». Так же и вы, ребята, сами ответственны за получение новых знаний. В добрый путь!

Организация рабочего места.

Вводная часть

Основная часть

Практическая часть.

Закрепление материала

Оценивание.

Рефлексия «Лесенка успеха»

Домашнее задание:

Подведение итогов

Проверка домашнего задания.

1-этап «Вызов». Прием «Мозговой штурм».

Задание 1.Учащимся предлагается в течение 1-2 мин. Записывать на листе ключевые термины темы «Полезные ископаемые».

Задание 2. Географический диктант. Определите географические понятия.

1) Древние, относительно устойчивые участки земной коры. (платформа)

2) История развития планеты Земля делится на 2 этапа

(планетарный и геологический)

3)В результате работы ученых по определению геологического возраста горных пород и времени развития организмов была составлена таблица. (геохронологическая).

4) Эра появления человека. (кайназой)

5)Подвижные участки земной коры. (геосинклинали)

6) Сейсмические пояса в Казахстане. (восток, юго-восток, Алтай, Тянь-Шань)

7) Молодые платформы (плиты). (Западно-Сибирская и Туранская)

8) Эрой выравнивания рельефа Казахстана называют. (мезозойская)

На доске выписаны правильные ответы. Взаимопроверка.

Определение темы и целей нового материала. 1. Учащиеся оставляют место в тетради, для того чтобы по окончанию урока выдвинуть самостоятельно тему урока. «Необъявленная тема» (ученикам не говорят тему урока, а предлагают самим сформулировать её в конце урока, когда весь материал будет изучен).

Мозговой штурм. Какие виды полезных ископаемых относятся к рудным ископаемым? Назовите причины образования рудных полезных ископаемых. А какие виды рудных ископаемых мы используем в хозяйстве?

Цель урока: Знать особенности размещения по территории Казахстана рудных месторождений; способы добычи и применения; примеры рационального и нерационального использования в хозяйстве.

Групповая работа по раскрытию основных закономерностей размещения рудных полезных ископаемых Казахстана.

1) Учащиеся получают и изучают проблемный вопрос «Доказать, что Казахстан знаменит недрами рудных ископаемых». Одновременно распределяют роли: Спикер, организатор, тайммекер.

2) Учащиеся самостоятельно выбирают конверт с вопросом. Используя текст учебника, учащиеся самостоятельно изучают текст материала, выделяя для себя ключевые идеи.( менее слабых учеников консультируют, помогая определить ключевую мысль текста)

3)После прочтения материала, набрасывают в тетради план-изложение. А через активный метод «Слушающая тройка», учащиеся обсуждают изученный материал. (диалог-кумулятивная беседа).

Для вовлечения в обсуждение через метод «Слушающая тройка»: раздаю речевые карточки для учащихся, у которых проблема с выражением своих мыслей. ( Я думаю…; Я считаю…;После прочтения текста, мне стало понятным, что..).

4)Продукт группы: составление постера-карты « Виды рудных полезных ископаемых». Одновременно составляют по 2 толстых и 2 тонких вопроса по теме урока, для других групп при защите постера.

5) Результаты работы выносят на доску (защита). Обобщение всех постеров. Оценивание. Взаимооценивание.

Учитель консультирует учащихся при составлении постера-карты. Контролируя процесс работы, консультирую менее слабых учеников, после защиты постера-карты, учитель предлагает ученикам оценить работы одноклассников с помощью листа оценивания.

Практическая работа учащихся.( индивидуальная работа)

 Стратегия «Маршрутный лист» обозначить на контурной карте месторождения рудных полезных ископаемых: медь, железные руды, марганец, хром, никель, золото, серебро, бокситы, титан, магний, свинец, редкие металлы.

2. Устный опрос.

В каких регионах Казахстана имеются месторождения цветных металлов? Где применят цветные металлы? На какие группы подразделяются цветные металлы? Перечислите и назовите месторождения черных металлов. Дайте объяснения способам добычи и применения в хозяйстве черных металлов.

Спикеры подсчитывают баллы и выставляют в оценочные листы.

Сейчас мы с вами оценим свою работу и определим, на какой лестнице мы себя видим. Зеленый круг – ещё испытываю затруднения; Желтый круг – усвоил хорошо; Красный круг – у меня все отлично, можно двигаться дальше.

Параграф 15, работа по контурной карте, номенклатура.

Выставляет оценки за урок, комментируя каждую оценку.

Пишут ключевые термины на листочке.

Отвечают на вопрсы. (индив)

Ученики проверяют свою работу. За каждый правильный ответ 1 балл.

Отвечают на вопросы, определяют тему урока.

Выполняют задания. Высказывают свои мнения.

Защита постеров.

Учащимся следует вспомнить условные обозначения данных п/и и обозначить их на к/карте.

Ученики отвечают на вопросы. За каждый верный ответ получают по 1 баллу.

Оценивают свою работу критично, на одну из ступеней приклеивают круг определенного цвета.

Записывают задания в дневник.

Источник