Рудные полезные ископаемые 8 класс казахстане
Краткосрочное планирование урока географии в 8 классе
Рудные полезные ископаемые Казахстана
Общая цель:
Формирование у учащихся представления о рудных полезных ископаемых о их разновидностях и размещении по территории Казахстана.
Ожидаемый результат:
Ученики имеют представление о рудных полезных ископаемых и о их использовании в хозяйстве, выполняют описательную работу, работают с картой.
Тип урока:
Частично-поисковый.
Задания:
Индивидуальная работа, работа в паре, групповая работа
Источники, оснащение и оборудование, ресурсы:
Слайдовая презентация, Физическая карта Казахстана, атласы, контурные карты, коллекция горных пород
Ход урока:
Этапы урока
Действия учителя
Действия учеников
Организационный момент
1. Деление учащихся на группы по принципу ( название видов металлов)
2 .Проверка по журналу.
3.Создание коллаборативной среды. Мне бы хотелось начать наш урок с рассказа притчи:
«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав ответил: «Всё в твоих руках». Так же и вы, ребята, сами ответственны за получение новых знаний. В добрый путь!
Организация рабочего места.
Вводная часть
Основная часть
Практическая часть.
Закрепление материала
Оценивание.
Рефлексия «Лесенка успеха»
Домашнее задание:
Подведение итогов
Проверка домашнего задания.
1-этап «Вызов». Прием «Мозговой штурм».
Задание 1.Учащимся предлагается в течение 1-2 мин. Записывать на листе ключевые термины темы «Полезные ископаемые».
Задание 2. Географический диктант. Определите географические понятия.
1) Древние, относительно устойчивые участки земной коры. (платформа)
2) История развития планеты Земля делится на 2 этапа
(планетарный и геологический)
3)В результате работы ученых по определению геологического возраста горных пород и времени развития организмов была составлена таблица. (геохронологическая).
4) Эра появления человека. (кайназой)
5)Подвижные участки земной коры. (геосинклинали)
6) Сейсмические пояса в Казахстане. (восток, юго-восток, Алтай, Тянь-Шань)
7) Молодые платформы (плиты). (Западно-Сибирская и Туранская)
8) Эрой выравнивания рельефа Казахстана называют. (мезозойская)
На доске выписаны правильные ответы. Взаимопроверка.
Определение темы и целей нового материала. 1. Учащиеся оставляют место в тетради, для того чтобы по окончанию урока выдвинуть самостоятельно тему урока. «Необъявленная тема» (ученикам не говорят тему урока, а предлагают самим сформулировать её в конце урока, когда весь материал будет изучен).
Мозговой штурм. Какие виды полезных ископаемых относятся к рудным ископаемым? Назовите причины образования рудных полезных ископаемых. А какие виды рудных ископаемых мы используем в хозяйстве?
Цель урока: Знать особенности размещения по территории Казахстана рудных месторождений; способы добычи и применения; примеры рационального и нерационального использования в хозяйстве.
Групповая работа по раскрытию основных закономерностей размещения рудных полезных ископаемых Казахстана.
1) Учащиеся получают и изучают проблемный вопрос «Доказать, что Казахстан знаменит недрами рудных ископаемых». Одновременно распределяют роли: Спикер, организатор, тайммекер.
2) Учащиеся самостоятельно выбирают конверт с вопросом. Используя текст учебника, учащиеся самостоятельно изучают текст материала, выделяя для себя ключевые идеи.( менее слабых учеников консультируют, помогая определить ключевую мысль текста)
3)После прочтения материала, набрасывают в тетради план-изложение. А через активный метод «Слушающая тройка», учащиеся обсуждают изученный материал. (диалог-кумулятивная беседа).
Для вовлечения в обсуждение через метод «Слушающая тройка»: раздаю речевые карточки для учащихся, у которых проблема с выражением своих мыслей. ( Я думаю…; Я считаю…;После прочтения текста, мне стало понятным, что..).
4)Продукт группы: составление постера-карты « Виды рудных полезных ископаемых». Одновременно составляют по 2 толстых и 2 тонких вопроса по теме урока, для других групп при защите постера.
5) Результаты работы выносят на доску (защита). Обобщение всех постеров. Оценивание. Взаимооценивание.
Учитель консультирует учащихся при составлении постера-карты. Контролируя процесс работы, консультирую менее слабых учеников, после защиты постера-карты, учитель предлагает ученикам оценить работы одноклассников с помощью листа оценивания.
Практическая работа учащихся.( индивидуальная работа)
Стратегия «Маршрутный лист» обозначить на контурной карте месторождения рудных полезных ископаемых: медь, железные руды, марганец, хром, никель, золото, серебро, бокситы, титан, магний, свинец, редкие металлы.
2. Устный опрос.
В каких регионах Казахстана имеются месторождения цветных металлов? Где применят цветные металлы? На какие группы подразделяются цветные металлы? Перечислите и назовите месторождения черных металлов. Дайте объяснения способам добычи и применения в хозяйстве черных металлов.
Спикеры подсчитывают баллы и выставляют в оценочные листы.
Сейчас мы с вами оценим свою работу и определим, на какой лестнице мы себя видим. Зеленый круг – ещё испытываю затруднения; Желтый круг – усвоил хорошо; Красный круг – у меня все отлично, можно двигаться дальше.
Параграф 15, работа по контурной карте, номенклатура.
Выставляет оценки за урок, комментируя каждую оценку.
Пишут ключевые термины на листочке.
Отвечают на вопрсы. (индив)
Ученики проверяют свою работу. За каждый правильный ответ 1 балл.
Отвечают на вопросы, определяют тему урока.
Выполняют задания. Высказывают свои мнения.
Защита постеров.
Учащимся следует вспомнить условные обозначения данных п/и и обозначить их на к/карте.
Ученики отвечают на вопросы. За каждый верный ответ получают по 1 баллу.
Оценивают свою работу критично, на одну из ступеней приклеивают круг определенного цвета.
Записывают задания в дневник.
– расширить знания о полезных ископаемых, формировать новые понятия: руда, рудные полезные ископаемые, металлы и их свойства; познакомить учащихся со способами запоминания материала через составление опорного конспекта.
– развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы.
– воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу.
Оборудование: презентация к уроку, образцы руд, металлов и изделий из металлов, магниты;
1. Организационный момент
Эпиграфом урока я выбрала слова замечательного ученого А.Е.Ферсмана: “Нет во всем мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы так могучи были силы недр…”
2. Актуализация знаний. Повторение.
Маслянист и бур.
Всем нужна зимой и летом.
И мазут, и керосин. (Нефть)
Очень нам зимой помог.
Словно кочегары.
Этот порошок, друг мой.
Добывают под землей. (Уголь)
3. Мне, ребята, после плавки
Сталью быть охота.
И для космолета.
Темною бываю.
Часто залегаю. (Руда)
4. Покрывают им дороги,
А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение. (Известняк)
5. Этот мастер белый – белый.
Оставляет белый след.
6. Одну её не едят,
А без неё мало что едят. (Соль)
7. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. ( Природный газ)
8. Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение.
– На какие три группы их можно разделить полезные ископаемые?
– Что относится к горючим полезным ископаемым? К рудным и нерудным?
3. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию темы.
Металлы (запись в тетрадь)
Что вы знаете о металлах? (Ученики вспоминают все, что знают о металлах)
А сегодня на уроке мы с вами узнаем:
– На какие 2 группы делятся металлы?
– Из чего получают металлы?
– Какими свойствами они обладают?
– Где используются?
4. Изучение нового материала.
1) Организация практической работы
– Перед вами изделия из металлов. Вам нужно разделить их на две группы.
Как это можно сделать? (Мнения детей)
Рассказ учителя.
Металлы, которые притягиваются магнитом, образуют группу черных металлов, другая группа- цветные металлы. К черным металлам относятся железо и его сплавы: чугун и сталь. К цветным металлам – алюминий, медь, свинец, цинк.
Ответим на первый вопрос:
– На какие 2 группы делятся металлы?
Составление опорного конспекта (Слайд 4)
– Из чего человек получает металлы? (Из руды)
2) Работа с учебником: с.29
Чтение определения, что такое руда.
Рассказ учителя.
Скопление руды в земле называют месторождением. (Слайды 5-6)
Месторождения закрытого типа называются шахты или рудники,
открытого типа – карьеры или разрезы.
Чтобы получить черные металлы добывают руды черных металлов (магнитный, бурый и красный железняк).
3) Полезные ископаемые Казахстана
Казахстан занимает третье место после России и Украины в СНГ по запасам железной руды (16,6 млрд т). Месторождения находятся в основном в Северном Казахстане, где сконцентрировано 85% разведанных запасов железной руды. Особое значение имеют Качарское и Соко-ловско-Сарбайское месторождения.
Сарбайское месторождение железа было открыто в 1948 году летчиком М. Сургутановым. Во время перелета над месторождением он обратил внимание на резкое отклонение стрелки компаса под влиянием магнитной аномалии. Вскоре было открыто редкое месторождение железа. Руды этих месторождений высокого качества и содержат 50-60% чистого железа. Руды осадочного происхождения встречаются в месторождениях Аятское и Лисаковское в Костанайской области и добываются открытым способом на глубине 30 метров. Содержание чистого железа в руде 37-40%. Небольшие месторождения железной руды имеются в Карагандинской (Кентобе, Каратас) и Северо-Казахстанской (Атансор) областях.
Марганец. (темный пурпурный)К наиболее крупным месторождениям марганца относятся Атасуское и Жездинское, расположенные в Центральном Казахстане. В местных рудах содержание марганца достигает 27%. Месторождения марганца были также обнаружены в Сарыарке (в частности, в Улытау), Каратау и Мангыстау.
Хром. 99% месторождений хрома встречается в Мугоджарских горах. Большой известностью пользуются Кемпирсайская и Донская группы месторождений, содержащих высококачественные руды. Месторождения хромитов открыты также в Костанайской и Воcточно-Казахстанской областях.
Казахстан вышел на второе место в мире по запасам и годовой добыче хромитовых руд (темный зеленый). Эти руды являются обязательным компонентом при выплавке нержавеющей стали. Хром экспортируется в 40 стран мира. 97% хромитов в СНГ добывается в Казахстане.
Никель (зеленый). Значительные запасы никеля сосредоточены в Мугоджарах. Более 40 крупных месторождений никеля находятся в БурыкталеКемпирсайского массива в Актю-бинской области» Большие запасы высококачественного никеля разведаны в месторождениях Аккарга и Актау в Ко-станайской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях.
Алюминий (светлый желтый). Основное алюминиевое сырье Казахстана – бокситы. Главные месторождения расположены на северо-востоке Сарыарки (окрестности Астаны) и в Тургайском прогибе (Амангельдинская группа). В них запасы бокситов незначительны. Поэтому изыскивается возможность использовать другие источники сырья, в составе которых содержится глинозем. Казахстан занимает одно из первых мест в СНГ по производству алюминия.
Медь (зеленый). Казахстан обладает богатейшими запасами медной руды. Основные промышленные типы руд – медистые песчаники (71%) и медно-порфировые (24%). Самым крупным месторождением руды медистых песчаников является Жезказган. Жезказганские рудные месторождения по своему потенциалу занимают первое место в СНГ и второе место в мире. Казахстан по добыче меди занимает седьмое место в мире. 92% меди экспортируется в зарубежные страны.
Крупные месторождения руды медно-порфирового типа – Коунырат, Бозшаколь. Они разрабатываются открытым способом, но руды отличаются невысоким содержанием металла.
Полиметаллы. Полиметаллические руды содержат ценные компоненты – свинец и цинк, а также медные соединения, золото, серебро и другие металлы. Богатейшие месторождения свинца и цинка – Риддерское, Зыряновское и другие – находятся на Рудном Алтае. В местных рудах много металлов. Полиметаллические месторождения имеются в Текели – в Жунгарском Алатау, в Ачисае и Мыргалымсае – в горах Каратау. В последние годы разведаны богатые месторождения свинца в Центральном Казахстане (Кызылеспе, Каскаайгыр и др.).
Золото. В Казахстане имеется 190 месторождений золота. Золото добывается на востоке республики – на Алтае, в районе Калбинского хребта, на северо-западе – в Жетыгаринском районе Костанайской области. Золотоносные месторождения на северной окраине Центрального Казахстана (Степняк, Аксу, Майкаин) представлены кварцевыми жилами, вторичными кварцитами и россыпями. Месторождения в районе Калбинского хребта тоже содержат кварцевые жилы и россыпи. Небольшие кварцевожильные месторождения есть в Жунгарском и Заилийском Алатау.
Редкие металлы. К этой группе относятся вольфрам, молибден, ванадий, висмут, сурьма и др. По количеству и промышленному значению месторождений Центральный Казахстан занимает первое место в СНГ. Некоторые редкие металлы (кадмий, индий, висмут, селен, ртуть и др.) имеются также в полиметаллических месторождениях Жунгарии и Алтая.
На ряду с объяснением учителя, дети вспоминают условные обозначения полезных ископаемых и записывают их месторождения
4)Рассказ о получении черных металлов (по схеме)
Чугун и сталь – сплав железа с углеродом. В чугуне его чуть больше, чем в стали.
5) Завершение опорного конспекта
5. Закрепление
1) Ответим на второй вопрос:
– Из чего получают металлы?
– Назовите руды черных металлов? Цветных металлов?
– Какими свойствами обладают металлы?
– Где используются металлы?
2)Это интересно!
Рассказ учителя.
В организме человека тоже есть металлы. Больше всего в организме человека железа, и большая его часть находится в крови в особых тельцах- эритроцитах. Они живут до 100 дней и заменяются новыми. За жизнь у человека вырабатывается 500 кг эритроцитов. Для этого ему нужно 0,5 кг железа. Железо поступает в организм человека с пищей. Больше всего железа в морской капусте, печени говяжей, фасоли, петрушке, овсянке и т.д.
3) Обобщение и контроль усвоения.
Игра “Да-нет” (с использованием опорного конспекта).
Железо относится к группе черных металлов. (Да)
Черные металлы выплавляют из железной руды. (Да)
Цветные металлы притягиваются магнитом. (Нет)
Для получения алюминия добывают боксит. (Да)
У металлов плохая теплопроводность. (Нет)
Все металлы обладают блеском. (Да)
Все металлы твердые тела. (Нет)
8. Д/з стр. ____читать, работа с контурной картой.
9. Итог урока.
В завершении урока поделитесь своими впечатлениями. Для этого закончите начатые предложения
Сегодня я узнал (а)_________________
Я научился (лась)__________________
Мне было интересно _____________________
Тест «Полезные ископаемые»
1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
1) врачи;
2) геологи;
3) строители.
2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
1) песок, глина;
2) гранит, торф;
3) каменный уголь, поваренная соль.
3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
1) оловянная и медные руды;
2) каменный уголь, природный газ;
3) графит, сера.
4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
1) мрамор, гранит;
2) природный газ, нефть;
3) золото,
5.3ачем мы собираем металлолом?
1) мы сохраняем запасы руды;
2) очищаем территорию от мусора;
3) участвуем в соревновании между классами
Кроссворд
1
4
2
3
5
4
5
По горизонтали:
1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек?
2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка.
3. Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока горячо».
4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля.
5. Образуется при разрушении гранита и кварца.
По вертикали:
1. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»?
2. Без него не может обойтись учитель на уроке.
4. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности – мел, мрамор.
5. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой.
Казахстан расположен в центральной части Евразии.
Протяженность его границ составляет 12, 2 тысяч километров, 600 км из которых пролегают
по Каспийскому морю. Природные и климатические условия Казахстана в
значительной мере определяются его глубоким материковым расположением.
Практически половину территории страны занимают пустыни и полупустыни, а
четверть территории – степи. Высокогорные области занимают около 10 %
территории. В Тянь-Шанских горах, которые находятся на юго-востоке Казахстана,
расположена самая большая вершина страны – пик Хан-Тегри. Его высота достигает
почти семи тысяч метров (6995м над уровнем моря).
Наличие таких вершин говорит о том, что эта горная система
образовалась относительно недавно. И действительно, процесс образования
Тянь-Шанских гор, который начался в неогене, продолжается и сейчас. Об этом
свидетельствуют тектонические колебания земной коры (землетрясения). На
юго-востоке, на границе Казахстана и Китая, расположен большой горный массив –
Джунгарский Алатау, вершины которого покрыты ледниками.
На востоке расположена более древняя горная система –
Алтайская. Средняя высота горных вершин здесь от 2500 до 3500 метров, а
наивысшая точка достигает высоты 4506 м.
Казахстан занимает огромную площадь и поэтому граничит с
регионами, которые сильно отличаются по своим климатическим условиям: с Западно-Сибирской
низменностью на севере страны и с Центральной Азией – на юге. Под воздействием
холодных и теплых воздушных масс сформировался резко континентальный климат
Казахстана, который характеризуется жарким летом, холодными зимами, большими
сезонными и суточными перепадами температур, а также неравномерным
распределением осадков.
Гидрография Казахстана представлена множеством рек и озер. В
число озер Казахстана входит и Аральское море, которое еще недавно было на
третьем месте среди самых больших озер мира. Но в результате изменений климата
и хозяйственной деятельности человека, количество водных артерий, которые
питали Аральское море, резко сократилось. Реки Чу, Сары-Су, Талас больше не
питают Аральское море, а поступление воды из Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи сильно
уменьшилось. Сыр-Дарья и Чу относятся к крупнейшим рекам Казахстана, наряду с
Иртышем, Тоболом, Уралом и Ишимом.
Флора Казахстана представлена шестью тысячами видов. Но их
распределение по природным зонам неравномерно. На пустынную зону, которая
занимает значительную часть территории Казахстана, приходится всего лишь 250
видов, которые приспособились к жизни в суровых пустынных условиях. В основном
это травы, среди которых несколько видов полыней. Деревья представлены одним
видом – черным саксаулом.
Степная растительность особенно разнообразна в весенний
период, когда выпадает много дождей. В это время в степях расцветает множество
эфемерных растений. Среди растительности лесных зон большие площади занимают
хвойные (кедр, сосна, пихта).
Почвы Казахстана достаточно разнообразны, но большая часть
площадей приходится на бедные песчаные и засоленные почвы. Для почвенных
ресурсов Казахстана характерно ярко выраженное широтное зонирование. Черноземы
локализованы на севере страны, а по мере продвижения на юг, переходят в
каштановые грунты, затем в бурые почвы полупустынь, солончаки и песчаные
пустынные почвы. К сожалению, варварское использование природных ресурсов
Казахстана во времена Советского Союза, привело к разрушению почв. Примитивные
методы земледелия, распахивание степей под посевы зерновых, послужили причиной
эрозии грунтов и разрушения экосистем, которые существовали сотни лет.