Рудные полезные ископаемые 3 класс казахстан
Казахстан — большая страна с богатыми природными ресурсами. Промышленность остается одной из ресурсных отраслей экономики государства. Где находятся полезные ископаемые Казахстана? Какие месторождения самые крупные и приносят наибольшую прибыль? Давайте разбираться.
Месторождения угля в Казахстане
Благодаря щедрым ископаемым ресурсам Казахстан входит в топ-10 лидирующих стран по запасам угля. Наиболее крупные залежи сосредоточены в центральной, северной и северо-восточной части страны.
Что сегодня дает добыча угля в Казахстане? Промышленность обеспечивает загрузку коксохимического производства, покрывает топливные потребности населения, а также способствует выработке около 70% электроэнергии.
Вот самые крупные угольные бассейны Казахстана:
- Карагандинский;
- Экибастузский;
- Тургайский.
Наиболее прибыльное Карагандинское месторождение требует значительных финансовых влияний для усовершенствования шахт и модернизации производства. Дело в том, что в бассейне практически невозможно добывать уголь открытым способом.
К перспективным месторождениям относятся:
- Майкубенское;
- Алакольское;
- Кендырыкское;
- Мамытское;
- Ойкарагайское;
- Приозерное.
Какие виды угля в Казахстане добывают? Все виды угля — от бурого до каменного. Одно из самых перспективных месторождений каменного угля, который отличается дешевизной и высоким сортом, — Майкубенский бассейн.
Добыча угля: PixabayРудные полезные ископаемые
Недра Казахстана богаты полезными ископаемыми, а все благодаря удачному территориальному расположению страны. Главная сырьевая база по добыче золота, алюминия и железа — Северный Казахстан. Здесь расположены запасы таких руд:
- никель-кобальтовых;
- оловянно-танталовых;
- титан-циркониевых;
- хризотил-асбестовых.
Также на севере сосредоточены магнетитовые и бурожелезняковые руды. На востоке страны располагаются залежи полиметаллических, титановых руд.
Полезные ископаемые в Центральном Казахстане включают медь, марганец, вольфрам-молибденовую и свинцово-цинковую руду. Республика находится в списке стран-лидеров по залежам железной руды. Вот известные месторождения железа в Казахстане:
- Качарское;
- Соколовско-Сарбайское;
- Аятское;
- Лисаковское;
- Карагандинское (Каратас, Кентобе);
- Атансорское.
Более того, страна имеет большие запасы медной руды, главные из которых медистые песчаники и медно-порфировые разновидности. Где находится месторождение меди в Казахстане? Это:
- Жезказганское;
- Коунрадское;
- Бозшакольское.
К золотоносным жилам относятся места в Жетыгаринском районе и районе Калбинского хребта. Во многом они представлены кварцевыми залежами, которые также находятся в Джунгарском Алатау.
Рудные ископаемые: PixabayКрупные месторождения марганца найдены в Атасуском, а также Жездинском районах. Наиболее редкие металлы (вольфрам, молибден, кадмий, селен) сосредоточены в Центральном Казахстане, а также в Джунгарии и на Алтае.
Нерудные полезные ископаемые
Сегодня Республика входит в топ-15 стран, которые обладают самыми большими запасами нефти. Крупнейшие месторождения газа в Казахстане, а также залежи черного золота находятся в:
- Тенгизе;
- Кашагане;
- Жанажоле;
- Карачаганаке;
- Каламкасе;
- Королевском;
- Алибекмоле.
Крупнейшие запасы расположены в шести областях Казахстана, а именно в:
- Мангистауской и Актюбинской;
- Кызылординской и Атырауской;
- Карагандинской и Западно-Казахстанской.
Согласно оценкам экспертов, добыча газа в Казахстане, как и нефтедобывающая промышленность в целом, будет расти, особенно учитывая освоение Каспийского и Аральского морей.
Природные ресурсы Казахстана на этом не исчерпываются. Нерудные ископаемые добываются в разных частях государства. Так, основные залежи асбеста сосредоточены в Карагандинской и Костанайской областях. По количеству запасов фосфитов РК занимает второе место после США. Главные месторождения находятся на юге Казахстана: Чулактау, Аксай, а также в Актюбинской области.
Кроме этого, страна богата солью. Огромные ее запасы сосредоточены в Прикаспийской низменности. Месторождения урана сосредоточены в южной части страны.
Нерудные ископаемые: PixabayВот такие полезные ископаемые есть на территории РК. Но стоит помнить, что даже богатые залежи полезных ископаемых со временем исчерпываются, влияя на состояние подземных вод, почвенного покрова и растительности.
Сегодня сложно представить человечество без благ цивилизации, которые обеспечиваются за счет использования природных ресурсов. Истощение старых и разработка новых месторождений не должны иметь глобальный характер, ресурсы нужно использовать эффективно.
Вот такими ценными ископаемыми богат Казахстан. В природе сложно встретить чистые залежи руд, практически все они идут с примесями. Человеку важно принимать меры для эффективной полной переработки ископаемых.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/fakty-i-layfhaki/1712125-poleznye-iskopaemye-kazahstana-i-ih-mestorozdenia/
Краткое описание документа:
Тема: Рудные полезные ископаемые
Цель: учащиеся должны узнатьсвойства рудных полезных ископаемых , определить значение ее значение для людей
Ожидаемые результаты:
1.Знают ,что получают из железной руды;
2.Могут отличить ее от нерудных полезных ископаемых;
3.Распознавать железную руду визуально;
4.Создать условия для формирования чувства гордости за республику Казахстан.
Ход урока:
1.Создание коллаборативной среды. Деление на группы.
Игра – приветствие. (слайд 2)
«Здравствуй мир! Это я,
А вокруг страна моя!
Солнце в небесах горит
А у ног земля лежит.
Я легко к земле нагнусь,
по округе пробегусь
Здравствуй же,страна моя,
Здравствуй мир! А вот и я!
Деление на группы:
Ученики вытягивают разрезанный лист с определенным цветом на котором ребус (руда), формируют группу по цвету.
-Ребята, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? ( о рудных полезных ископаемых), а свои предложения проверим, сыграв в игру « Собери слова» (слайд 3)
Игра «Собери слова» (рудные полезные ископаемые) ( слайд 4)
-Но о каких рудных полезных ископаемых, узнаем позже, а сейчас повторим, то что изучили.
2.Контроль знаний (проверка домашнего задания)
Игра «Да – нет»
- Из нефти получают бензин.( да)
- Песок и глина плотные горные породы? (нет)
- Гранит – горючее полезное ископаемое? (нет)
- Нефть залегает на поверхности земли? (нет)
- Из песка делают стекло? (да)
- Наш организм может обходиться без соли? (нет)
- Горючесть- основное свойство природного газа? (да)
- Гранит и мрамор хорошо полируются? (да)
- Синоптики занимаются разведыванием мест скопления полезных ископаемых? (нет)
- Каменный уголь служит топливом.(да) ( Взаимопроверка: плечо к плечу) (слайд 5)
3.Актуализация новых знаний.
1.Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух-
Три ее основы.
Какая бы не грянула беда-
Целы они-
Все возродится снова.
2. Эвристическая беседа.
-Мы сегодня будем говорить о кладе, который находится в земле.У этих природных богатств сложная и загадочная история. У одних она началась в воде, у других в пламени, у третьих в недрах земли.
В начале урока , вы верно определили, что мы продолжим разговор о полезных ископаемых нашей Родины. А о каком именно, вы узнаете отгадав загадку:
Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи.
4.Работа в группах. Результаты выполнения задания вы должны представить в виде минтальной карты, заполнять карту по плану. ( слайд 6)
1-я группа. Задание: Изучить свойства железной руды. Результаты выполнения задания вы должны представить в виде минтальной карты.
По плану:1. Название
2. Свойства
3. Применение, значение
4. Обозначение на карте.
2-я группа. Задание: Изучить свойства алюминия. Результаты выполнения задания вы должны представить в виде минтальной карты.
3-я группа. Задание: Изучить свойства медной руды. Результаты выполнения задания вы должны представить в виде минтальной карты
4-я группа. Задание: Изучить свойства золота. Результаты выполнения задания вы должны представить в виде минтальной карты.
5-я группа. Задание: Изучить свойства серебра.. Результаты выполнения задания вы должны представить в виде минтальной карты.
Распределение ролей. а) лидер ( распределение ролей)
б) спикер ( защищает работу)
в) секретарь ( заполняет минтальную карту)
г) хронометрист следит за временем.
д) оценщик.
5. Физминутка- Фиксики ( Мультфильм)
6.Защита выполненных работ.
( От каждой группы выходит спикер и защищает свою работу, оценщик оценивает.)
7.Демонстрация опыта.
Выполнение опыта . На столах при помощи магнита предметов определяют важное свойство черной и цветной руды. ( слайд 7)
Тема: Рудные полезные ископаемые (слайд №12)
Цель: – расширить знания о полезных ископаемых, формировать новые понятия: руда, рудные полезные ископаемые, металлы и их свойства; познакомить учащихся со способами запоминания материала через составление опорного конспекта.
– развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы.
– воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу
Ожидаемые результаты:
1.Знают ,что получают из железной руды;
2.Могут отличить ее от нерудных полезных ископаемых;
3.Распознавать железную руду визуально;
4.Создать условия для формирования чувства гордости за республику Казахстан.
Ход урока:
1.Создание коллаборативной среды. Игра – приветствие.
Все, кто к нам пришел сегодня- здравствуйте!
Все, кто верит доброте- здравствуйте!
Все, кто не щадя себя делится счастьем своим- здравствуйте!
2.Актуализация новых знаний.
1.Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух-
Три ее основы. Какая бы не грянула беда-
Целы они- Все возродится снова.
3. Проверка домашнего задания
Игра Закончи предложение: (вопросы на отдельных слайдах)
Полезные ископаемые это:_________________________________ (слайд №1)
Месторождения это: ____________________________________ (слайд №2)
По свойствам полезные ископаемые делятся на ______________ (слайд №3)
Горные породы бывают:___________________________________(слайд №4)
Горючие полезные ископаемые это:_________________________(слайд №5)
Главное свойство горючих полезных ископаемых:_____________(слайд №6)
К рудным полезным ископаемым относят:___________________(слайд №7)
К нерудным полезным ископаемым относят:________________ (слайд №8)
Поиском полезных ископаемых занимаются__________________(слайд №9)
Где могут быть использованы полезные ископаемые___________(слайд №10)
4. Эвристическая беседа.
Посмотрите на картинки и скажите, из чего сделаны предметы. (слайд №11)
-Мы сегодня будем говорить о кладе, который находится в земле. У этих природных богатств сложная и загадочная история. У одних она началась в воде, у других в пламени, у третьих в недрах земли.
В начале урока , вы верно определили, что мы продолжим разговор о полезных ископаемых нашей Родины. – выводят тему урока (слайд №12)
Цели нашего урока: (вы водят сами- слайд №13)
Давайте вместе с девочкой Машей спустимся под землю и познакомимся с богатством волшебника Бахрома. (слайд №14 видео)
Параллельно с видео учащиеся защищают рефераты по темам:
Железо (Элим)
Медь (Гузяль)
Алюминий ( Имран)
Золото, серебро (Риана)
Работа по учебнику: с. 62- 64 (чтение текста)
Физминутка (слайд №15)
Просмотр видео «Добыча руд черных и цветных металлов» (слайд №16)
8 .Работа в группах.
1-я группа. Задание: Изучить свойства железной руды. Результаты выполнения задания вы должны представить в виде минтальной карты.
2-я группа. Задание: Изучить свойства алюминия и меди . Результаты выполнения задания вы должны представить в виде минтальной карты.
3-я группа. Задание: Изучить свойства золота и серебра . Результаты выполнения задания вы должны представить в виде минтальной карты.
План создания постера
1. Название
2. Свойства
3. Применение, значение
4. Обозначение на карте. (слайд № 17)
9.Защита выполненных работ.
( От каждой группы выходит спикер и защищает свою работу, оценщик оценивает.)
10.Оценивание шкатулка с камнем- счастье . Учитель дарит каждому ученику камень счастья. Учащиеся оценивают старания своих одноклассников камнем- сердечко.
10.Домашнее задание: 1. прочитать текст стр 62-64; (слайд 18)
11.Рефлексия: И в заключение, шуточная рефлексия. Оцените себя при помощи фразеологизмов:
1) «Шевелил мозгами»
2) «Работал спустя рукава»
3) «Слушал вполуха»
4) «Хлопал ушами»
5) « Считал ворон на уроке»
(слайд №
Тем урока: Рудные полезные ископаемые
Цель урока: познакомить учащихся с рудными полезными ископаемыми Казахстана
Задачи урока:
– расширить знания о полезных ископаемых, формировать новые понятия: руда, рудные полезные ископаемые, металлы и их свойства; познакомить учащихся со способами запоминания материала через составление опорного конспекта.
– развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы.
– воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу.
Тип урока: комбинированный
Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой
Оборудование: презентация к уроку, образцы руд, металлов и изделий из металлов, магниты;
схема получения металлов; иллюстрации изделий из металла.
Ход урока
1. Организационный момент
Психологический настрой
Эпиграфом урока я выбрала слова замечательного ученого А.Е.Ферсмана: “Нет во всем мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы так могучи были силы недр…”
– Как вы понимаете слово недра? (То, что внутри земли)
– О каком богатстве недр говорится? (О полезных ископаемых)
2. Актуализация знаний. Повторение.
– Что такое полезные ископаемые?
– Почему люди их добывают?
– О каких полезных ископаемым говорится в загадках:
Камни, почву раздробил
Специальный бур –
Из земли фонтан забил,
Маслянист и бур.
Та, что есть в фонтане этом,
Всем нужна зимой и летом.
В ней потом найдут бензин,
И мазут, и керосин. (Нефть)
2.Черный-черный порошок
Очень нам зимой помог.
Им мы печку разжигали,
То-то было жара!
Кочергой его мешали,
Словно кочегары.
Этот порошок, друг мой.
Добывают под землей. (Уголь)
3. Мне, ребята, после плавки
Сталью быть охота.
Сталь нужна и для булавки,
И для космолета.
А сама-то я невзрачна,
Темною бываю.
Под землей, в пещерах мрачных
Часто залегаю. (Руда)
4. Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А ещё он есть в цементе.
Сам он удобрение. (Известняк)
5. Этот мастер белый – белый.
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
Потолок наш тоже белый,
Ведь и он побелен … (Мелом)
6. Одну её не едят,
А без неё мало что едят. (Соль)
7. На кухне у мамы помощник отличный,
Он синим цветком расцветает от спички. ( Природный газ)
8. Росли на болоте растения…
А теперь это топливо и удобрение. ( Торф)
– На какие три группы их можно разделить полезные ископаемые?
– Что относится к горючим полезным ископаемым? К рудным и нерудным?
3. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию темы.
– Прочитайте слова. Какое “лишнее”? Почему?
Железо
Ножницы
Медь
Алюминий
Золото
(Все металлы, а ножницы – изделие из металла).
Сформулируйте тему урока.
Металлы (запись в тетрадь)
Что вы знаете о металлах? (Ученики вспоминают все, что знают о металлах)
А сегодня на уроке мы с вами узнаем:
– На какие 2 группы делятся металлы?
– Из чего получают металлы?
– Какими свойствами они обладают?
– Где используются?
4. Изучение нового материала.
1) Организация практической работы
– Перед вами изделия из металлов. Вам нужно разделить их на две группы.
Как это можно сделать? (Мнения детей)
Рассказ учителя.
Металлы, которые притягиваются магнитом, образуют группу черных металлов, другая группа- цветные металлы. К черным металлам относятся железо и его сплавы: чугун и сталь. К цветным металлам – алюминий, медь, свинец, цинк.
Ответим на первый вопрос:
– На какие 2 группы делятся металлы?
Составление опорного конспекта (Слайд 4)
– Из чего человек получает металлы? (Из руды)
2) Работа с учебником: с.29
Чтение определения, что такое руда.
Рассказ учителя.
Скопление руды в земле называют месторождением. (Слайды 5-6)
Месторождения закрытого типа называются шахты или рудники,
открытого типа – карьеры или разрезы.
Чтобы получить черные металлы добывают руды черных металлов (магнитный, бурый и красный железняк).
3) Полезные ископаемые Казахстана
Казахстан занимает третье место после России и Украины в СНГ по запасам железной руды (16,6 млрд т). Месторождения находятся в основном в Северном Казахстане, где сконцентрировано 85% разведанных запасов железной руды. Особое значение имеют Качарское и Соко-ловско-Сарбайское месторождения.
Сарбайское месторождение железа было открыто в 1948 году летчиком М. Сургутановым. Во время перелета над месторождением он обратил внимание на резкое отклонение стрелки компаса под влиянием магнитной аномалии. Вскоре было открыто редкое месторождение железа. Руды этих месторождений высокого качества и содержат 50-60% чистого железа. Руды осадочного происхождения встречаются в месторождениях Аятское и Лисаковское в Костанайской области и добываются открытым способом на глубине 30 метров. Содержание чистого железа в руде 37-40%. Небольшие месторождения железной руды имеются в Карагандинской (Кентобе, Каратас) и Северо-Казахстанской (Атансор) областях.
Марганец. (темный пурпурный)К наиболее крупным месторождениям марганца относятся Атасуское и Жездинское, расположенные в Центральном Казахстане. В местных рудах содержание марганца достигает 27%. Месторождения марганца были также обнаружены в Сарыарке (в частности, в Улытау), Каратау и Мангыстау.
Хром. 99% месторождений хрома встречается в Мугоджарских горах. Большой известностью пользуются Кемпирсайская и Донская группы месторождений, содержащих высококачественные руды. Месторождения хромитов открыты также в Костанайской и Воcточно-Казахстанской областях.
Казахстан вышел на второе место в мире по запасам и годовой добыче хромитовых руд (темный зеленый). Эти руды являются обязательным компонентом при выплавке нержавеющей стали. Хром экспортируется в 40 стран мира. 97% хромитов в СНГ добывается в Казахстане.
Никель (зеленый). Значительные запасы никеля сосредоточены в Мугоджарах. Более 40 крупных месторождений никеля находятся в БурыкталеКемпирсайского массива в Актю-бинской области» Большие запасы высококачественного никеля разведаны в месторождениях Аккарга и Актау в Ко-станайской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях.
Алюминий (светлый желтый). Основное алюминиевое сырье Казахстана – бокситы. Главные месторождения расположены на северо-востоке Сарыарки (окрестности Астаны) и в Тургайском прогибе (Амангельдинская группа). В них запасы бокситов незначительны. Поэтому изыскивается возможность использовать другие источники сырья, в составе которых содержится глинозем. Казахстан занимает одно из первых мест в СНГ по производству алюминия.
Медь (зеленый). Казахстан обладает богатейшими запасами медной руды. Основные промышленные типы руд – медистые песчаники (71%) и медно-порфировые (24%). Самым крупным месторождением руды медистых песчаников является Жезказган. Жезказганские рудные месторождения по своему потенциалу занимают первое место в СНГ и второе место в мире. Казахстан по добыче меди занимает седьмое место в мире. 92% меди экспортируется в зарубежные страны.
Крупные месторождения руды медно-порфирового типа – Коунырат, Бозшаколь. Они разрабатываются открытым способом, но руды отличаются невысоким содержанием металла.
Полиметаллы. Полиметаллические руды содержат ценные компоненты – свинец и цинк, а также медные соединения, золото, серебро и другие металлы. Богатейшие месторождения свинца и цинка – Риддерское, Зыряновское и другие – находятся на Рудном Алтае. В местных рудах много металлов. Полиметаллические месторождения имеются в Текели – в Жунгарском Алатау, в Ачисае и Мыргалымсае – в горах Каратау. В последние годы разведаны богатые месторождения свинца в Центральном Казахстане (Кызылеспе, Каскаайгыр и др.).
Золото. В Казахстане имеется 190 месторождений золота. Золото добывается на востоке республики – на Алтае, в районе Калбинского хребта, на северо-западе – в Жетыгаринском районе Костанайской области. Золотоносные месторождения на северной окраине Центрального Казахстана (Степняк, Аксу, Майкаин) представлены кварцевыми жилами, вторичными кварцитами и россыпями. Месторождения в районе Калбинского хребта тоже содержат кварцевые жилы и россыпи. Небольшие кварцевожильные месторождения есть в Жунгарском и Заилийском Алатау.
Редкие металлы. К этой группе относятся вольфрам, молибден, ванадий, висмут, сурьма и др. По количеству и промышленному значению месторождений Центральный Казахстан занимает первое место в СНГ. Некоторые редкие металлы (кадмий, индий, висмут, селен, ртуть и др.) имеются также в полиметаллических месторождениях Жунгарии и Алтая.
На ряду с объяснением учителя, дети вспоминают условные обозначения полезных ископаемых и записывают их месторождения
4)Рассказ о получении черных металлов (по схеме)
Чугун и сталь – сплав железа с углеродом. В чугуне его чуть больше, чем в стали.
5) Завершение опорного конспекта
5. Закрепление
1) Ответим на второй вопрос:
– Из чего получают металлы?
– Назовите руды черных металлов? Цветных металлов?
– Какими свойствами обладают металлы?
– Где используются металлы?
2)Это интересно!
Рассказ учителя.
В организме человека тоже есть металлы. Больше всего в организме человека железа, и большая его часть находится в крови в особых тельцах- эритроцитах. Они живут до 100 дней и заменяются новыми. За жизнь у человека вырабатывается 500 кг эритроцитов. Для этого ему нужно 0,5 кг железа. Железо поступает в организм человека с пищей. Больше всего железа в морской капусте, печени говяжей, фасоли, петрушке, овсянке и т.д.
3) Обобщение и контроль усвоения.
Игра “Да-нет” (с использованием опорного конспекта).
Железо относится к группе черных металлов. (Да)
Черные металлы выплавляют из железной руды. (Да)
Цветные металлы притягиваются магнитом. (Нет)
Для получения алюминия добывают боксит. (Да)
У металлов плохая теплопроводность. (Нет)
Все металлы обладают блеском. (Да)
Все металлы твердые тела. (Нет)
8. Д/з стр. 29 – 30 читать, работа с контурной картой.
9. Итог урока.
В завершении урока поделитесь своими впечатлениями. Для этого закончите начатые предложения
Сегодня я узнал (а)_________________
Я научился (лась)__________________
Мне было интересно _____________________
Тест «Полезные ископаемые»
1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
1) врачи;
2) геологи;
3) строители.
2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
1) песок, глина;
2) гранит, торф;
3) каменный уголь, поваренная соль.
3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
1) оловянная и медные руды;
2) каменный уголь, природный газ;
3) графит, сера.
4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
1) мрамор, гранит;
2) природный газ, нефть;
3) золото,
5.3ачем мы собираем металлолом?
1) мы сохраняем запасы руды;
2) очищаем территорию от мусора;
3) участвуем в соревновании между классами
Кроссворд
По горизонтали:
1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек?
2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка.
3. Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока горячо».
4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля.
5. Образуется при разрушении гранита и кварца.
По вертикали:
1. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»?
2. Без него не может обойтись учитель на уроке.
4. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности – мел, мрамор.
5. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой.