Рудные и нерудные полезные ископаемые урок
Вспомните: 1. Где применяются металлы? 2. Рудами каких металлов особенно богаты недра России?
1. Рудные полезные ископаемые. Другой вид минеральных ресурсов — рудные. Из них получают все необходимые металлы. Более 85 химических элементов относятся к металлам. Большинство из них используются в разнообразных хозяйственных целях. Металлы принято делить на черные, цветные, благородные, редкие и редкоземельные, радиоактивные. Наибольшую роль в хозяйственной жизни играют металлы двух первых групп: черные и цветные.
К черным металлам относятся железо, марганец, хром. Основной из черных металлов — железо. Марганец и хром используются в тысячи раз меньших количествах по сравнению с железом. В чистом виде железо применяется редко. Оно является основой для производства стали, которая, несомненно, является главным видом конструкционных материалов.
Железо — один из наиболее распространенных элементов в составе земной коры. Поэтому месторождений железной руды очень много. Они есть практически на всех материках. Однако больше половины всех мировых запасов железа сосредоточено в семи странах: в России, Украине, Бразилии, Австралии, США, Канаде и Индии.
Группа цветных металлов, пожалуй, самая большая по количеству металлов. К числу наиболее востребованных относятся алюминий, медь, олово.
Алюминий — самый распространенный металл в земной коре. Тем не менее он довольно поздно начал использоваться в хозяйственной деятельности. Только в конце XIX века научились извлекать алюминий из руды. Легкий, прочный, не подверженный коррозии металл нашел применение в авиации — фюзеляжи самолетов сделаны из сплава на основе алюминия. Он обладает высокой электропроводностью, поэтому широко применяется для изготовления кабелей высокого напряжения.
Алюминиевыми рудами являются несколько горных пород: бокситы, алуниты и нефелины. Наиболее ценными считаются бокситы. Основные месторождения алюминиевого сырья расположены в тропических странах. В Латинской Америке даже говорят об «алюминиевом поясе», проходящем через территорию Бразилии, Суринама, Гайаны и Ямайки. Кроме того, исключительно велики запасы алюминиевых руд в Австралии и Китае.
Медь используется человеком с глубокой древности, когда она была основой для производства главного металла Античности — бронзы. Сейчас находят применение главным образом электрические свойства меди. Фактически медь — основа электротехники.
Месторождения меди образуют два «медных пояса». Первый, «медный пояс» Африки (рис. 43), находится на территории Демократической Республики Конго и Замбии. Медь активно добывается здесь уже много десятков лет. По некоторым данным, запасы медных руд в этом поясе практически исчерпаны. Второй «медный пояс» находится на тихоокеанском побережье Америки, в Кордильерах и Андах. Протяженность «пояса» достигает многих тысяч километров. Наиболее богаты медью Канада, США, Мексика, Перу и особенно Чили. Вне этих поясов заметные запасы медных руд имеют еще около 80 стран. Среди них Россия, Китай, Казахстан, Финляндия, Франция, Индия и др.
Рис. 43. «Медный пояс» Африки
Олово — металл, гораздо менее распространенный в земной коре. Наибольшими запасами этого металла располагают тропические страны. Хотя оловоносные районы могут находиться и в более высоких широтах. Цепь крупных месторождений олова, протянувшаяся на тысячи километров вдоль тихоокеанского побережья Азии, позволяет говорить о существовании «оловянного пояса». Он проходит через территорию Индонезии, Малайзии, Таиланда, Мьянмы и Вьетнама. Иногда говорят о том, что «оловянный пояс» простирается далеко на север, поскольку на тихоокеанском побережье еще двух стран есть значительные месторождения этого металла. Речь идет о Китае и России. За пределами Восточной Азии крупными запасами олова располагают Бразилия, Боливия, Нигерия и ЮАР.
В число цветных металлов также входят цинк, никель, свинец и др.
Скопления месторождений некоторых металлов могут образовывать пояса, то есть линейные структуры, протянувшиеся на сотни и тысячи километров. Их называют металлогенетическими, или рудными, поясами. Возникновение их связано со специфическими для данного участка планеты процессами движения и остывания вещества при формировании земной коры.
2. Нерудные полезные ископаемые. Это большая группа горных пород и минералов, которую делят на строительные материалы, химическое сырье и техническое сырье.
Строительные материалы (камень, глина, песок) настолько распространены, что являются единственным видом неисчерпаемых минеральных ресурсов. Они есть практически везде. Поэтому особенности их географии не требуют пояснений.
К химическому сырью относятся полезные ископаемые, которые используются в химической промышленности, в том числе для получения минеральных удобрений. Это калийные и натриевые соли (среди них и поваренная соль), фосфориты, апатиты, сера и др. Химическое сырье широко распространено по всему миру. К числу стран, богатых различными его видами, относятся Россия, США, Китай и Канада. Калийных солей много в Беларуси, Германии, Бразилии, фосфоритов — в Казахстане, Марокко, ЮАР, Алжире, Австралии. Самородная сера имеет вулканическое происхождение, потому се месторождения связаны с современными и древними вулканическими районами. К таким районам относятся Украина, Италия, Туркмения, Ирак и др.
Что касается технического сырья, то список его достаточно велик. Наиболее ценным сырьем являются графит, алмаз, асбест. Крупнейшие производители алмазов — ЮАР, Намибия, Ботсвана — доминируют в алмазной промышленности, хотя список стран, располагающих месторождениями алмазов, более широк. В этот перечень входит и Россия.
3. Истощение минеральных ресурсов и возможное решение проблемы. Минеральные ресурсы обеспечивают потребности человечества в самых разных областях хозяйственной деятельности: строительстве, металлургии, химической промышленности, сельском хозяйстве и т.д. Полезные ископаемые имеют ряд общих черт: они не возобновляются. Вернее, они все-таки возобновляются, ведь геологические процессы, влияющие на их формирование, не прекратились. Но скорость этого процесса так мала, что современное поколение не может рассчитывать на пополнение запасов полезных ископаемых. По мере освоения месторождений запасы полезных ископаемых исчерпываются. Минеральные ресурсы распределены в земной коре неравномерно, подчиняясь определенным законам. Добытые минеральные ресурсы можно транспортировать на любые расстояния. Это позволяет решить проблему недостатка или отсутствия сырья в каком-либо регионе путем закупки его в других регионах. Увеличение запасов минерального сырья происходит за счет открытия и освоения новых месторождений. Правда, бесконечно это продолжаться не может.
Эти черты определяют и характер проблем, связанных с использованием минеральных ресурсов, В самом деле, независимо от ресурсообеспеченности все минеральные ресурсы рано или поздно закончатся в силу своей исчерпаемости и невозобновимости. И с этим ничего поделать нельзя. Однако можно снять остроту проблемы, отодвинув момент полного исчерпания какого-либо полезного ископаемого на столетия, а то и тысячелетия. Для этого существует целый комплекс мер, о которых мы поговорим чуть позже.
Главное, что человечество осознало проблему исчерпания ресурсов, признало ее серьезной и теперь активно ее решает.
ПОВТОРИМ ГЛАВНОЕ
- 1. В своей хозяйственной деятельности человек использует более 80 металлов. Они делятся на черные, цветные, благородные, редкие и редкоземельные, радиоактивные.
- 2. В наибольших количествах добывается и используется железо.
- 3. Некоторые цветные металлы образуют металлогенетические, или рудные, пояса.
- 4. Существует проблема неизбежного исчерпания запасов минерального сырья. Рациональное природопользование — один из способов снижения ее остроты.
ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ
- 1. Какие существуют виды рудных ископаемых?
- 2. Что такое металлогенетические пояса?
- 3. Какие бывают виды нерудных ресурсов?
А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ
- 1. Какие металлы наиболее распространены в земной коре?
- 2. Почему железо называют «черным металлом»?
- 3. Электропроводность меди лучше, чем у алюминия. Почему же провода высокого напряжения делают из алюминия?
- 4. Почему нельзя считать нерудные полезные ископаемые ресурсами «второго сорта»?
- 5. Какие особенности характерны для всех видов полезных ископаемых?
- 6. Как бороться с исчерпаемостью минеральных ресурсов?
ПОРАБОТАЕМ С КАРТОЙ
Найдите на карте наиболее значительные металлогенетические пояса мира.
Источник
Тема: «Нерудные полезные ископаемые»
Цель: сформировать понятие о полезных ископаемых нерудного происхождения.
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с полезными ископаемыми нерудного происхождения (глина, песок, известняк, гранит), их применением, свойствами.
Развивающая: формирование умений учебного сотрудничества — умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения учащихся в исследовательскую работу.
Воспитательная: развивать коммуникативные навыки при работе в группе.
Тип урока: урок – исследование с применением ИКТ
Методы урока: практический, исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный
Формы урока: групповая, классная
Оборудование: коллекция минералов, стаканы, стеклянные колбы, вода, презентация PowerPoint, карточки с названием полезных ископаемых, названия групп, бейджики с указанием имени ребенка и его обязанностей в группе, камушки для рефлексии, таблицы для заполнения (по количеству групп), шапочки для выступающих с названием горных пород.
Ход урока:
1. Психологический настрой.
– Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
- Актуализация знаний:
– Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки и вспомнить домашнее задание.
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
Камни, почву раздробил
Специальный бур –
Из земли фонтан забил,
Маслянист и бур.
Та, что есть в фонтане этом,
Всем нужна зимой и летом.
В ней потом найдут бензин,
И мазут, и керосин. (Нефть)
Не зря она варилась
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (руда)
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом тепло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь).
Ни огня,
Ни света,
А огнем блестит. (Золото)
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он – удобрение. (Известняк)
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг.
Дома. Ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (гранит)
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске,
Оставляет белый след (мел)
– Как одним словом мы можем назвать все эти природные богатства? (полезные ископаемые)
– Что такое полезные ископаемые? (это горные породы, которые человек добывает из-под земли и использует для своих нужд)
– Разделите на три группы названия полезных ископаемых. (на доске в разноброс расположены карточки с названием полезных ископаемых, дети располагают их в три столбика )
– Почему вы так объединили ископаемые? (горючие, рудные и нерудные)
– Поверьте правильность выполнения работы. (слайд)
Горючие рудные нерудные
Газ железо мрамор
Нефть золото песок
Уголь медь глина
Торф алюминий известняк
гранит
мел
– Какие полезные ископаемые мы называем горючими? (Они хорошо горят, выделяют тепло)
– Почему полезные ископаемые называют рудными? (они содержат металл)
– На какие две группы можно разделить все рудные полезные ископаемые? (руды черных и цветных металлов)
– А как можно различить изделия из цветной руды и черной руды? (при помощи магнита)
– Каждое полезное ископаемое имеет своё условное обозначение на карте. Соотнеси условный знак и название ископаемого. (в группах)
Золото
Железная руда
Нефть
Газ
Уголь
Торф
– Проверьте свою работу. (слайд)
3. Сообщение темы урока.
– Вы уже многое знаете о полезных ископаемых. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о полезных ископаемых нашей страны и более подробно остановимся на некоторых нерудных полезных ископаемых.
– Как вы думаете, почему они называются нерудные? (не содержат металл).
– Нам сегодня предстоит ответить на вопрос, какое нерудное полезное ископаемое самое важное для человека?
4. Работа над темой урока.
– Работать мы будем в группах. Каждая группа – это маленькая исследовательская лаборатория. Вы будет исследовать одно ископаемое и должны доказать, что это ископаемое самое важное.
Задание: Послушайте рассказ ископаемого, заполните таблицу- подсказку. Она пригодится вам для ответа.
название | свойства | состав | использование |
ученик №1. «Песок».
Я состаю из мелких крупинок , очень нужен детворе, лежу на дорожках во дворе, можно встретить на стройке и на пляже, я в стекле расплавлен даже.
Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у меня бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый. Жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Я представляю собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего я образуюсь из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно во мне больше всего кварца. Благодаря его присутствию, я незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Песок широко применяем в строительстве.
ученик №2. «Глина»
Я – твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Используюсь в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкой, и из меня лепят посуду. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Я – осадочная порода. Как и песок, образуюсь в результате выветривания различных горных пород, но осаждаюсь на дне морей и озёр.
ученик №3. «Известняк»
Я – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень. Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.
Мы залегаем в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.
Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.
Учитель: Образовался известняк из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение.
ученик №4 «Гранит»
Я – очень прочная, твердая, непрозрачная порода. Прочность – моё основное свойство. Меня можно найти и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из гранита. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого. Есть во мне и черные, и белые крапинки. Больше всего человек любит гранит за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства. Мостят мной дороги. А из-за того что хорошо полируюсь – гранитом украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. Я состаю из кварца, слюды и полевого шпата.
Учитель: Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.
– Посмотрите еще раз в таблицу, сравните горные породы и скажите, какое же нерудное полезное ископаемое самое важное? (они все важны)
– Правильно, ребята. Нерудные полезные ископаемые человек научился использовать еще в глубокой древности. Еще не зная, как выплавлять металл, человек уже во всю пользовался глиной: делал посуду, игрушки, обмазывал глиной своё жилище.
5. Физминутка. (танцевальная)
– Перед тем , как нам приступить к опытам в наших лабораториях, я предлагаю вам хорошо отдохнуть.
6. Проведение опытов:
– Наша работа в лабораториях продолжается. И нам предстоит ответить на вопрос, какие же свойства нерудных полезных ископаемых использует человек?
За работу принимаются лаборанты со своими помощниками.
– Демонстраторы, пронесите и покажите ученикам полезные ископаемые. А лаборанты с помощниками должны определить, какого цвета полезное ископаемое, имеет или не имеет запаха.
Секретари не забудьте заполнять таблицу.
Полезное ископаемое | цвет | запах | Пропускает ли воду | Растворяется ли в воде | Другие свойства |
Песок | желтый белый красный серый | не имеет | пропускает | Нет | сыпучесть |
Глина | коричневый разного цвета | Имеет сухая глина не имеет, сырая имеет | плохо | Нет | пластичность, вязкость |
Гранит | красный, розовый, серый и др. | не имеет | не пропускает | Нет | прочность, хорошо полируется |
известняк | белый, серый, желтый | имеет | пропускает | нет | хрупкий |
ОПЫТ 1: – Лаборанты, пожалуйста, подойдите к демонстрационному столу и проведите опыт, в котором мы убедимся, пропускает ли полезное ископаемое воду.
(В стакан ставится стеклянная воронка, на дно которой ложится промокательная бумага, сверху насыпается ископаемое, затем наливается вода. Если вода прошла в воронку – пропускает воду, если вода осталось на ископаемом – не пропускает)
Вывод: песок – пропускет, глина – плохо пропускает, гранит – не пропускает, известняк – пропускает
– Не забывайте выводы заносить в таблицу.
ОПЫТ 2: – А теперь определим, растворяются ли данные ископаемые в воде.
(в стакан наливается вода, опускается в него ископаемое и размешивается ложечкой).
Вывод: данные ископаемые не растворяются в воде.
ОПЫТ 3: – А теперь давайте определим прочность ископаемых.
(Опыты проводит учитель):
- Пересыпает песок из одной чашечки в другую.
Вывод: песок – сыпучий
- В блюдце положить глину и добавить в него воды, затем размять глину. (она стала вязкой).
Вывод: пластичная, вязкая (этот опыт можно начать на перемене)
Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.
- Стучит твердым предметом по граниту.
Вывод: Гранит очень твердый, прочный
- Известняк: ломает мел
Вывод: известняк – хрупкий
7. Обобщение знаний:
– Посмотрите на свои записи, посовещайтесь и ответьте на вопросы, поставленные на урока.
Вывод: все нерудные полезные ископаемые необходимы человеку.
Человек использует нерудные ископаемые в строительстве, потому что они не растворяются в воде, твердые.
Учитель:
– Помимо рассмотренных нами на уроке существует большое множество нерудных полезных ископаемых. Среди них:
Фосфориты. Это осадочные горные породы, из которых получают удобрения. Фосфориты измельчают в муку и получают фосфорное удобрение, которые добавляют в почву, чтобы растения лучше росли.
Ракушечник – пористый камень, состоящий из спрессованных морских раковин. Используется в строительстве для облицовки стен.
Поваренная соль – это твердый белый камень, который человек в измельченном виде использует в пищу. Некоторые залежи соли образовались на дне древних высохших морей и озер.
Добывают поваренную соль в Атырауской, Кызылордиской, Жамбылской и Павлодарской областях. (рассматривание карты на стр.112 – 113)
8. Оценивание: Наш урок подходит к концу. Старшие группы, пожалуйста, оцените работу своих одноклассников. Таблица оценок на экране. (слайд)
Поднимите руку, кто получил «5», «4». Молодцы, ребята!!!!
9. Домашнее задание: Поднимите руку, кто из вас хочет больше узнать о полезных ископаемых? Дома подготовьте сообщение о полезном ископаемом. Прочитайте текст на стр.35-36, ответьте на вопросы.
10. Рефлексия: Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано
“Переверни и ты узнаешь что-то новое”
Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне “Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие”.
– Надеюсь, что знания, которые вы получили сегодня на уроке, помогут вам в дальнейшем, и вы сможете их применить в жизни.
Подойдите и опустите камень в один из стаканов :
В первый – если вам было интересно на уроке, вы были активны, и вы узнали новое о полезных ископаемых;
Во второй стакан – вам не очень интересно,
В третий стакан – если урок для вас был просто тяжелым камнем, вам было скучно и неинтересно на уроке.
Судя по наполняемости стаканов, урок прошел для вас интересно, вы открыли для себя что-то новое.
В вашей жизни будет много интересных уроков, на которых вы будете делать открытия и узнавать много нового. Спасибо за работу. Молодцы.
Источник