Рудные и нерудные полезные ископаемые конспект урока 10 класс

Рудные и нерудные полезные ископаемые конспект урока 10 класс thumbnail

Конспект урока по теме: «Природные ресурсы и их виды. Минеральные природные ресурсы.  Ресурсообеспеченность» – 10 класс

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.
Технология: урок – практикум.

Оборудование урока:

  • карта «Полезные ископаемые мира»
  • компьютер, проектор, экран
  • УМК для учащихся:  учебник В.П. Максаковского  «Экономическая и социальная география мира», тетрадь с печатной основой к учебнику, атлас
  • Гладкий Ю.Н. и Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М.: Просвещение, 2010
  • раздаточный материал для выполнения практической работы
  • настенная контурная карта

Программное обеспечение: Microsoft Power Point – презентация «Природные ресурсы мира».

Цель урока: сформировать понятие «ресурсообеспеченность» и умение рассчитывать ресурсообеспеченность отдельных стран мира, используя формулу для вычисления, а также статистические данные, предложенные учителем и размещенные в учебнике и представлять результаты работы в различных формах (таблица, картосхема), делать выводы на основе полученной информации.

 Задачи урока:

  1. Закрепить понятие «природные ресурсы», «минеральные ресурсы».
  2. Развивать коммуникативные навыки работы в группах при выполнении практической работы.
  3. Развивать навыки взаимоконтроля и взаимооценки.
  4. Воспитывать культуру умственного труда и уважение к работе с товарищами.

План урока:

  1. Организационный этап. Актуализация знаний – 2 мин.
  2. Изучение нового материала  и повторение изученного – 10 мин.
  3. Работа в группах – выполнение практической работы – 15 мин.
  4. Проверка выполнения работы и обобщение полученных знаний – 10 мин.
  5. Подведение итогов урока. Рефлексия учащихся – 5 мин.
  6. Домашнее задание – 3мин.

Ход урока.

I. Организационный этап урока. Актуализация знаний.

Учитель объявляет тему урока, знакомит с целью и задачами. Слайд №1-2.

Учащиеся настраиваются на урок. Готовятся вести конспект урока в рабочей тетради.

II. Изучение нового материала и повторение изученного ранее.

1.Развитие человеческого общества связано с использованием им разнообразных богатств   природы. Это и тепло,  и влага, и древесина, и дары леса, и энергия воды, и полезные ископаемые, и многое другое. На разных уровнях развития общества потребность человека в разных видах  природных ресурсов неодинакова. Различны и возможности их использования. Они напрямую зависят от уровня развития науки и техники.

Таким образом, природные ресурсы – это компоненты природы, используемые в хозяйственной деятельности человека на данном  этапе развития общества – слайд №3.

С делением природных ресурсов можно  на группы мы познакомились в курсе географии 8 и 9 классов. Давайте вспомним эти классификации: в зависимости от происхождения  – слайд №4.

способа использования – слайд №5.

и наиболее распространенную  классификацию природных ресурсов по исчерпаемости – слайд №6.

2.Запасы разных природных ресурсов истощаются, и перед многими странами остро встает проблема обеспечения основными видами сырья.

Другой проблемой, связанной с  использованием природных ресурсов, является неравномерность их распределения. Отдельные районы, страны, регионы, даже материки имеют различную ресурсообеспеченность.

Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной запасов природных ресурсов и объемами их использования – слад №7.

Оценить ресурсообеспеченность страны можно двумя способами:

  • определить, на сколько лет хватит данного вида ресурса при современном уровне использования
  • определить, какое количество данного вида ресурса приходится на душу населения.

3.Минеральные ресурсы – это природные вещества минерального происхождения, находящиеся в земной коре, используемые человеком в качестве сырья в различных отраслях материального производства – слайд №8.

Освоение минеральных ресурсов началось в древности. Уже в 12-11 тыс. до н.э. выплавляли медь. Примерно с тех же времен стали добывать золото. Позднее люди оценили свойства сплавов.  В конце 4 тыс. до н.э. начался бронзовый век – появился сплав меди и олова, а затем научились добывать руду и получать железо.

Значительно расширилась минерально-сырьевая база в XVIII – XIX  с началом активной разработки топливных полезных ископаемых, также некоторых руд, фосфоритов, калийных солей и др.

Коренное изменение минерально-сырьевой базы произошло в середине XX века после включения титана, кобальта, берилла в современное производство, а также увеличения объемов добычи природного газа, нефти и урановых руд.

В настоящее время  используется более 200 видов полезных ископаемых.

4.Минеральные ресурсы, как и любой вид ресурсов, имеют свои особенности. К ним относятся:

  • невозобновимость;
  • неравномерность размещения
  • возможность транспортировки на дальние расстояния;
  • возможность пополнения запасов за счет разведки и освоения новых месторождений.

Минеральные ресурсы классифицируются следующим образом – слайд №9.

5.Размещение минеральных ресурсов связано с геологической историей Земли.

  • Назовите происхождение и места образования топливных полезных ископаемых?

(осадочное происхождение, приурочены к чехлу древних платформ и их прогибам, добыча ведется в основном на равнинах).

  • Назовите происхождение и места образования рудных  полезных ископаемых?

(магматического происхождения, приурочены к складчатым областям и выступам древних платформ, добываются в горных областях, в местах разлома земной коры).

  • Назовите происхождение и места образования нерудных  полезных ископаемых?

(осадочного,  магматического и метаморфического происхождения, встречаются как в складчатых, так и платформенных областях).

III. Работа в группах.
 Практическая работа: определение ресурсообеспеченности стран мира по различным видам  минеральных природных ресурсов – слад№7.

Учащиеся  делятся на 5 групп по 4-5 человек, в зависимости от количества присутствующих. Каждая группа получает карточку-задание для  выполнения работы.

Карточка №1

1.Определите ресурсообеспеченность стран мира углем.

2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности разных стран мира углем: ведущие страны по ресурсообеспеченности в количестве лет, на душу населения; принадлежность ведущих стран к типу по уровню развития экономики и региональной принадлежности.

3.Создайте картосхему добычи угля по данным таблицы на контурной карте.

Страна

Запасы

(млрд.т)

Добыча

(млн.т)

Ресурсообес-

печенность

(в кол-ве лет)

Численность населения

(млн.чел)

Ресурсообес-печенность

на душу населения

США

445

1020

303

Китай

296

1240

1360

Россия

202

250

142

ЮАР

116

220

48

Австралия

116

280

21

ФРГ

106

250

82

Индия

78

330

1148

Украина

47

75

45

Великобритания

45

50

61

Казахстан

34

70

15

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №2

1.Определите ресурсообеспеченность стран мира нефтью.

2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности разных стран мира нефтью: ведущие страны по ресурсообеспеченности в количестве лет, на душу населения; принадлежность ведущих стран к типу по уровню развития экономики и региональной принадлежности.

3.Создайте картосхему добычи нефти по данным таблицы на контурной карте.

Страна

Запасы

(млрд.т)

Добыча

(млн.т)

Ресурсообес-

печенность

(в кол-ве лет)

Численность населения

(млн.чел)

Ресурсообес-печенность

на душу населения

Саудовская Аравия

43,1

450

28

Ирак

16,7

55

28

ОАЭ

16,2

120

5

Кувейт

15,7

105

2,5

Иран

14,9

185

66

Венесуэла

10,3

175

26

Мексика

8,5

170

110

Россия

6,7

300

142

Китай

4,0

160

1360

США

3,8

380

303

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №3

1.Определите ресурсообеспеченность стран мира природным газом.

2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности разных стран мира природным газом: ведущие страны по ресурсообеспеченности в количестве лет, на душу населения; принадлежность ведущих стран к типу по уровню развития экономики и региональной принадлежности.

3.Создайте картосхему добычи природного газа по данным таблицы на контурной карте.

Страна

Запасы

(трлн.м³)

Добыча

млрд.м³

Ресурсообес-печенность

(в кол-ве лет)

Численность населения

(млн.чел)

Ресурсообес-печенность

на душу населения

Россия

48,1

550

142

Иран

22,9

45

66

Нидерланды

1,9

70

16

ОАЭ

5,8

40

5

Саудовская Аравия

5,4

45

28

США

4,7

540

303

Венесуэла

84,1

30

26

Алжир

3,7

65

34

Канада

42,2

170

33

Норвегия

2,0

45

4,6

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №4

1.Определите ресурсообеспеченность стран мира железной рудой.

2. Сделайте вывод о ресурсообеспеченности разных стран мира железной рудой: ведущие страны по ресурсообеспеченности в количестве лет, на душу населения; принадлежность ведущих стран к типу по уровню развития экономики и региональной принадлежности.

3.Создайте картосхему добычи железной руды по данным таблицы на контурной карте.  

Страна

Запасы

(млрд.т)

Добыча

(млн.т)

Ресурсообес-печенность в количестве лет

Численность населения

(млн.чел)

Ресурсообес-печенность

на душу населения

Россия

57,8

87

142

Украина

20,0

77

45

Бразилия

17,6

195

196

Австралия

16,0

168

21

США

15,9

63

303

Канада

11,7

35

33

Индия

11,5

75

1148

Китай

9,0

224

1360

Казахстан

8,0

16

15

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Карточка №5

1.Создайте картосхему добычи бокситов, медной руды, оловянной руды, золота и алмазов по данным таблицы на контурной карте – задания №6  (Рабочая тетрадь по географии:10 кл,: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В.П.Максаковский).

2.Сделайте вывод о закономерностях размещения крупных месторождений.

3.Назовите  регионы размещения.

Бокситы

(тыс.т)

Медная руда

(тыс.т)

Алмазы

Золото

Австралия

Чили

Ботсвана

Китай

КНР

США

Австралия

Австралия

Бразилия

Россия

Россия

США

Индия

Перу

Конго

Россия

Гвинея

Индонезия

ЮАР

ЮАР

Ямайка

КНР

Ангола

Перу

Казахстан

Казахстан

Канада

Индонезия

Венесуэла

Мексика

Китай

Канада

Суринам

Замбия

Бразилия

Гана

Россия

Канада

Гана

Мексика

Вывод:__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

IV. Проверка выполнения заданий и обобщение полученных знаний.

  • Проверка выполнения заданий по карточке №1 – слайд №10 и обозначение месторождений угля на настенной контурной карте
  • Проверка выполнения заданий по карточке №2 – слайд №11 и обозначение месторождений нефти на настенной контурной карте
  • Проверка выполнения заданий по карточке №3 – слайд №12 и обозначение месторождений природного газа на настенной контурной карте
  • Проверка выполнения заданий по карточке №4 – слайд №13 и обозначение месторождений железной руды на настенной контурной карте
  • Проверка выполнения заданий по карточке №5 – выполнение задания №6 (Рабочая тетрадь по географии:10 кл,: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений/ В.П.Максаковский) и обозначение месторождений на настенной контурной карте.
  • Какие  страны обладают разнообразным минеральным сырьем?

 (Россия, США, Китай, Индия, Бразилия, Австралия)

  • Какие страны обеспечены преимущественно одним видом минерального сырья?

(Кувейт – нефтью, Нидерланды – газом, Гвинея – бокситами, Узбекистан – ураном)

  • Какие страны бедны минеральным сырьем?

(Япония, Швейцария, Республика Корея).

V. Подведение итогов урока.  Рефлексия учащихся.

Объем добычи полезных ископаемых в последние десятилетие резко вырос. Ежегодно добывается  более 100 млрд. тонн различного минерального сырья  и топлива. Наиболее доступные месторождения полезных ископаемых в настоящее время истощаются: железорудные бассейны в Лотарингии (Франция) и на Урале (Россия), угольные бассейны – Подмосковный (Россия), Рурский (Германия), месторождения меди в Заире и др. Однако при возрастающем объеме добычи сырья на производство готовой продукции идет не более 20%.

  • Каковы проблемы использования минерального сырья?

(Истощение запасов, неполное использование добываемых ресурсов).

  • Каковы возможные пути решения данной проблемы?

(Комплексное использование добываемого сырья; оборотное использование ресурсов при глубокой утилизации отходов; более широкое внедрение новых искусственных и синтетических материалов, заменяющих природное сырье, и и применение альтернативных источников энергии).

  • Можно ли утверждать, что высокий уровень обеспеченности страны минеральными ресурсами определяет уровень экономического развития?

(Нельзя. Обеспеченность минеральными ресурсами способствует развитию промышленного производства и повышению уровня экономического развития страны, ноне является определяющим фактором. Например, Япония бедна минеральными ресурсами, но достигла высокого уровня экономического развития  полностью за счет импортного сырья. Наша страна является сырьевым придатком для Японии и других более развитых стран Западной Европы).  

  • Как изменится роль минеральных ресурсов в развитии экономики мира в будущем? Выскажите свою точку зрения. Обоснуйте ее.
  • Ваше мнение об уроке: что получилось, что нет?

Отметить успехи учащихся. Выставить отметки за урок по группам и индивидуально.

VI.Инструктаж по выполнению домашнего задания:

Для его выполнения необходимо сформировать  5 групп по 4-5 человек. Группа получает индивидуальное задание по одному из видов природных ресурсов и инструктаж для выполнения задания. Порядок подготовки домашнего задания комментируется учителем.

  1. Земельные ресурсы.  Стр.29-32
  2. Ресурсы пресной воды. Стр.32-33
  3. Лесные ресурсы. Стр.33-35
  4.  Ресурсы Мирового океана. Стр.35-36
  5.  Рекреационные ресурсы. Стр.36-37

Список литературы:

  1. Максаковский В.П. География 10 класса. М.: Просвещение, 2010.
  2. Гладкий Ю.Н. и Лавров С.Б. Экономическая и социальная география мира. 10 класс. М.: Просвещение, 2010.
  3. Петрова Н.Н. ЕГЭ 2013. География. Сдаем без проблем! / Н.Н.Петрова, Ю.А. Соловьева. – М.: Эксмо, 2012.
  4. Еженедельник «География»:  №3/2004; №9/2006; №17/2006; №21/2006; №23/2006; №24/2006;№1/2007; №2/2007.

Источник

Тема урока: Минеральные  ресурсы  мира.

Цель:

– актуализировать знания об основных закономерностях размещения месторождений определенных видов полезных ископаемых;

– обосновать роль и значение минеральных ресурсов для развития хозяйства; – охарактеризовать размещение различных видов минеральных ресурсов мира; 

-развивать умение работать со статистическими материалами, картами атласа, диаграммами.

Оборудование: политическая карта мира, стенная карта «Минеральные ресурсы мира», учебник, справочники, атласы, проектор, интерактивная доска, ЭР:

1) Ресурс/ https://learningapps.org/display?v=p8w658q1v17

2) Ресурс/ https://learningapps.org/display?v=p37mzmy0c17

Основные понятия: минерально-сырьевые ресурсы, топливное сырье.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организационный момент…………………………………………1 мин.

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся…………. 3 мин.

Вопросы:

• Какие виды природных ресурсов вы знаете?

• Какие из них являются наиболее важными для развития промышленности?

• Что такое полезные ископаемые?

• На какие группы делят полезные ископаемые по происхождению? (осадочные, магматические, метаморфические)

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

учащихся…………………………………………………………… 2 мин.

Еще в древние времена люди начали использовать минеральные ресурсы. Новые этапы их освоения даже отражены в названиях периодов исторического развития: каменный век, бронзовый век, железный век. В наши времена в хозяйстве используется более 200 различных видов минерального сырья. По образному выражением академика А. Ферсмана, сейчас к ногам человечества возложена вся периодическая таблица Менделеева.

IV. Изучение нового материала………………………………………20 мин.

Минеральные ресурсы (понятие) Слайд 2.

Минеральные ресурсы – вещества и соединения, находящиеся в земной коре в виде горных пород и минералов, используемые в народном хозяйстве.

На какие группы делятся полезные ископаемые по хозяйственному назначению? (горючие, рудные, нерудные)

1. Задание Составить кластер «Полезные ископаемые по хозяйственному назначению». Слайд №3-4.

Тектоническое и геологическое строение земной коры обусловливает неравномерное размещение полезных ископаемых. Россия, Китай, Австралия, Канада и США имеют практически все виды минерально-сырьевых ресурсов и принадлежат к категории стран максимальной ресурсообеспеченности. Другие страны обеспечены лишь несколькими видами полезных ископаемых.

Давайте рассмотрим особенности размещения топливных ресурсов мира.

(работа по вариантам I–III ряд, каждый вариант прорабатывает размещения определенной группы полезных ископаемых и составляет таблицу)

2. Задание. Пользуясь картами атласа и текстом учебника стр. 88-91, определите регионы, страны с:

I вариант — крупнейшими запасами нефти.

II вариант — крупнейшими запасами газа.

III вариант — важнейшими запасами угля.

  • I вариант Общемировые запасы нефти — 350 – 450 млрд. тонн. Ведущие страны по запасам: Саудовская Аравия, Россия, Кувейт, Иран, Ирак, США. Основные районы залегания: Персидский залив; Сибирь; Урало-Поволжье; шельф Мексиканского залива; Аляска; акватория Северного моря; север Южной Америки; Ґвинейский залив, Северная Африка; Большие Зондские острова.

  • II вариант Природный газ образуется с нефтью, поэтому их месторождения часто совпадают территориально. Запасы природного газа — 200-300 трлн. куб. м (достоверные — к 100 трлн куб. м). Ведущие страны по запасам: Россия (43 %), Иран, США, Катар, Саудовская Аравия, Ирак, Алжир, Норвегия.

  • III вариант Угольные бассейны мира (их около 3600) охватывают до 15 % площади суши. Общие запасы — 15 трлн тонн, разведанные — 9 трлн тонн. Крупнейшие месторождения угля находятся в КНР, США, России, Украине, Казахстане, Польше, Австралии, ФРГ, Канаде.

Однако земную кору нельзя рассматривать как волшебную скатерть-самобранку, которая по желанию людей станет поставлять им сокровища земных недр. Во-первых, почти все минеральные ресурсы относят к категории невозобновляемых, во-вторых, мировые запасы отдельных видов далеко неодинаковы, а в-третьих, «аппетиты» человечества ежегодно растут. Поэтому человечество должно использовать их рационально.

Проблемы использования минеральных ресурсов

3. 3адание. Познакомиться с рабочим текстом, сформулировать главные проблемы эксплуатации месторождений минеральных ресурсов.

Предложите пути их решения.

Горнопромышленный комплекс превратился в настоящее время в один из самых крупных источников нарушения и загрязнения окружающей природной среды. Загрязнители, выбрасываемые горнодобывающей промышленностью, так 

Извлечение из недр земли огромных масс вещества не проходит бесследно. Человек создает антропогенные формы рельефа — карьеры, терриконы, обширные пустоты в земной коре и т. д.

В зоне Курской магнитной аномалии (КМА), например, особенно сильное влияние на окружающую среду оказывают предприятия железорудной промышленности. При открытом способе добычи руды образуются большие отвалы пустой породы. Водооткачка и водозабор на промышленные и коммунальные нужды способствуют общему иссушению территории, что приводит к пылеобразованию и ускорению нежелательных экзогенных процессов. Кроме того, это грозит обрушением и просадками грунта.

Проблемы возникают и при добыче строительных материалов. Например, при добыче высококачественных гранитов Карелии остается очень много обломков, из которых можно было бы получить дополнительное количество стройматериалов. Таким образом, проблема безотходного производства тесно связана с проблемой очистки площадей от обломков и загрязнения атмосферы от пыли.

Охрана недр – это обоснованное рациональное и бережное использование полезных ископаемых, максимально полное, технически доступное и экономически целесообразное их извлечение, утилизация отходов, ликвидация урона, нанесенного естественным природным ландшафтам. Основные мероприятия по охране недр базируются на ресурсосбережении: предотвращение потерь при добыче, транспортировке полезных ископаемых, при их обогащении и переработке, использовании готовой продукции.

Значительные потери полезных ископаемых и ущерб окружающей среде происходят при разработке месторождений подземным способом. При этом потери угля (остается в недрах) составляют 20-45%, руд цветных и черных металлов 15-25%, горно-химического сырья 20-60%, при открытом способе разработки полезных ископаемых потери снижаются до 12% . Исключительно открытым способом добываются стройматериалы (песок, глина, щебень, гравий) и россыпные ископаемые. Однако обратной стороной открытого способа разработки полезных ископаемых являются нарушения естественных природных ландшафтов. Например, при извлечении 1 млн. т. угля шахтным способом отвалы занимают 8 га, а при открытом – нарушенные земли занимают 30 га и более. Чрезвычайно велики потери полезных ископаемых из-за несовершенства технологий извлечения. Сейчас доля извлеченной нефти по отношению к разведанным запасам  сопутствующих компонентов. Ликвидация системы валовой выемки, своевременное разделение руд, их сортировка во время добычи позволяют сохранить ценные компоненты сырья, что дает большой экономический эффект. Таким образом, основные мероприятия по охране недр на стадии добычи минерального сырья сводятся к совершенствованию технологии его разведки, расчета запасов, добычи с применением ряда правовых и экономических регламентирующих механизмов.

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся…………………5 мин.

Работа с интерактивными заданиями.

1) Установи соответствие https://learningapps.org/display?v=p8w658q1v17

2) Минеральные ресурсы https://learningapps.org/display?v=p37mzmy0c17

VI. Контроль знаний…………………………………………………….5 мин.

Слайд 5,6.

VII. Итог урока (выставление оценок) ………………………………1 мин.

VIII. Домашнее задание ………………………………………………….1 мин.

Слайд № 7. Прочитать § 12.

• Обозначить на контурной карте страны с крупнейшими запасами нефти, природного газа, угля.

• Объединиться в группы по 3-4 ученика и подготовить защиту проектов по темам: «Земельные ресурсы мира», «Климатические ресурсы мира», «Водные ресурсы мира», «Ресурсы Мирового океана», «Лесные ресурсы мира», «Рекреационные ресурсы мира». Доклады желательно сопровождать наглядными материалами.

Источник