Рудные и нерудные полезные ископаемые конспект

Рудные и нерудные полезные ископаемые конспект thumbnail

Вспомните: 1. Где применяются металлы? 2. Рудами каких металлов особенно богаты недра России?

1. Рудные полезные ископаемые. Другой вид минеральных ресурсов — рудные. Из них получают все необходимые металлы. Более 85 химических элементов относятся к металлам. Большинство из них используются в разнообразных хозяйственных целях. Металлы принято делить на черные, цветные, благородные, редкие и редкоземельные, радиоактивные. Наибольшую роль в хозяйственной жизни играют металлы двух первых групп: черные и цветные.

К черным металлам относятся железо, марганец, хром. Основной из черных металлов — железо. Марганец и хром используются в тысячи раз меньших количествах по сравнению с железом. В чистом виде железо применяется редко. Оно является основой для производства стали, которая, несомненно, является главным видом конструкционных материалов.

Железо — один из наиболее распространенных элементов в составе земной коры. Поэтому месторождений железной руды очень много. Они есть практически на всех материках. Однако больше половины всех мировых запасов железа сосредоточено в семи странах: в России, Украине, Бразилии, Австралии, США, Канаде и Индии.

Группа цветных металлов, пожалуй, самая большая по количеству металлов. К числу наиболее востребованных относятся алюминий, медь, олово.

Алюминий — самый распространенный металл в земной коре. Тем не менее он довольно поздно начал использоваться в хозяйственной деятельности. Только в конце XIX века научились извлекать алюминий из руды. Легкий, прочный, не подверженный коррозии металл нашел применение в авиации — фюзеляжи самолетов сделаны из сплава на основе алюминия. Он обладает высокой электропроводностью, поэтому широко применяется для изготовления кабелей высокого напряжения.

Алюминиевыми рудами являются несколько горных пород: бокситы, алуниты и нефелины. Наиболее ценными считаются бокситы. Основные месторождения алюминиевого сырья расположены в тропических странах. В Латинской Америке даже говорят об «алюминиевом поясе», проходящем через территорию Бразилии, Суринама, Гайаны и Ямайки. Кроме того, исключительно велики запасы алюминиевых руд в Австралии и Китае.

Медь используется человеком с глубокой древности, когда она была основой для производства главного металла Античности — бронзы. Сейчас находят применение главным образом электрические свойства меди. Фактически медь — основа электротехники.

Месторождения меди образуют два «медных пояса». Первый, «медный пояс» Африки (рис. 43), находится на территории Демократической Республики Конго и Замбии. Медь активно добывается здесь уже много десятков лет. По некоторым данным, запасы медных руд в этом поясе практически исчерпаны. Второй «медный пояс» находится на тихоокеанском побережье Америки, в Кордильерах и Андах. Протяженность «пояса» достигает многих тысяч километров. Наиболее богаты медью Канада, США, Мексика, Перу и особенно Чили. Вне этих поясов заметные запасы медных руд имеют еще около 80 стран. Среди них Россия, Китай, Казахстан, Финляндия, Франция, Индия и др.

Рудные и нерудные полезные ископаемые конспект

Рис. 43. «Медный пояс» Африки

Олово — металл, гораздо менее распространенный в земной коре. Наибольшими запасами этого металла располагают тропические страны. Хотя оловоносные районы могут находиться и в более высоких широтах. Цепь крупных месторождений олова, протянувшаяся на тысячи километров вдоль тихоокеанского побережья Азии, позволяет говорить о существовании «оловянного пояса». Он проходит через территорию Индонезии, Малайзии, Таиланда, Мьянмы и Вьетнама. Иногда говорят о том, что «оловянный пояс» простирается далеко на север, поскольку на тихоокеанском побережье еще двух стран есть значительные месторождения этого металла. Речь идет о Китае и России. За пределами Восточной Азии крупными запасами олова располагают Бразилия, Боливия, Нигерия и ЮАР.

В число цветных металлов также входят цинк, никель, свинец и др.

Скопления месторождений некоторых металлов могут образовывать пояса, то есть линейные структуры, протянувшиеся на сотни и тысячи километров. Их называют металлогенетическими, или рудными, поясами. Возникновение их связано со специфическими для данного участка планеты процессами движения и остывания вещества при формировании земной коры.

2. Нерудные полезные ископаемые. Это большая группа горных пород и минералов, которую делят на строительные материалы, химическое сырье и техническое сырье.

Строительные материалы (камень, глина, песок) настолько распространены, что являются единственным видом неисчерпаемых минеральных ресурсов. Они есть практически везде. Поэтому особенности их географии не требуют пояснений.

К химическому сырью относятся полезные ископаемые, которые используются в химической промышленности, в том числе для получения минеральных удобрений. Это калийные и натриевые соли (среди них и поваренная соль), фосфориты, апатиты, сера и др. Химическое сырье широко распространено по всему миру. К числу стран, богатых различными его видами, относятся Россия, США, Китай и Канада. Калийных солей много в Беларуси, Германии, Бразилии, фосфоритов — в Казахстане, Марокко, ЮАР, Алжире, Австралии. Самородная сера имеет вулканическое происхождение, потому се месторождения связаны с современными и древними вулканическими районами. К таким районам относятся Украина, Италия, Туркмения, Ирак и др.

Что касается технического сырья, то список его достаточно велик. Наиболее ценным сырьем являются графит, алмаз, асбест. Крупнейшие производители алмазов — ЮАР, Намибия, Ботсвана — доминируют в алмазной промышленности, хотя список стран, располагающих месторождениями алмазов, более широк. В этот перечень входит и Россия.

3. Истощение минеральных ресурсов и возможное решение проблемы. Минеральные ресурсы обеспечивают потребности человечества в самых разных областях хозяйственной деятельности: строительстве, металлургии, химической промышленности, сельском хозяйстве и т.д. Полезные ископаемые имеют ряд общих черт: они не возобновляются. Вернее, они все-таки возобновляются, ведь геологические процессы, влияющие на их формирование, не прекратились. Но скорость этого процесса так мала, что современное поколение не может рассчитывать на пополнение запасов полезных ископаемых. По мере освоения месторождений запасы полезных ископаемых исчерпываются. Минеральные ресурсы распределены в земной коре неравномерно, подчиняясь определенным законам. Добытые минеральные ресурсы можно транспортировать на любые расстояния. Это позволяет решить проблему недостатка или отсутствия сырья в каком-либо регионе путем закупки его в других регионах. Увеличение запасов минерального сырья происходит за счет открытия и освоения новых месторождений. Правда, бесконечно это продолжаться не может.

Эти черты определяют и характер проблем, связанных с использованием минеральных ресурсов, В самом деле, независимо от ресурсообеспеченности все минеральные ресурсы рано или поздно закончатся в силу своей исчерпаемости и невозобновимости. И с этим ничего поделать нельзя. Однако можно снять остроту проблемы, отодвинув момент полного исчерпания какого-либо полезного ископаемого на столетия, а то и тысячелетия. Для этого существует целый комплекс мер, о которых мы поговорим чуть позже.

Главное, что человечество осознало проблему исчерпания ресурсов, признало ее серьезной и теперь активно ее решает.

ПОВТОРИМ ГЛАВНОЕ

  • 1. В своей хозяйственной деятельности человек использует более 80 металлов. Они делятся на черные, цветные, благородные, редкие и редкоземельные, радиоактивные.
  • 2. В наибольших количествах добывается и используется железо.
  • 3. Некоторые цветные металлы образуют металлогенетические, или рудные, пояса.
  • 4. Существует проблема неизбежного исчерпания запасов минерального сырья. Рациональное природопользование — один из способов снижения ее остроты.

ПРОВЕРИМ ЗНАНИЯ

  • 1. Какие существуют виды рудных ископаемых?
  • 2. Что такое металлогенетические пояса?
  • 3. Какие бывают виды нерудных ресурсов?

А ТЕПЕРЬ БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ ВОПРОСЫ

  • 1. Какие металлы наиболее распространены в земной коре?
  • 2. Почему железо называют «черным металлом»?
  • 3. Электропроводность меди лучше, чем у алюминия. Почему же провода высокого напряжения делают из алюминия?
  • 4. Почему нельзя считать нерудные полезные ископаемые ресурсами «второго сорта»?
  • 5. Какие особенности характерны для всех видов полезных ископаемых?
  • 6. Как бороться с исчерпаемостью минеральных ресурсов?

ПОРАБОТАЕМ С КАРТОЙ

Найдите на карте наиболее значительные металлогенетические пояса мира.



Источник

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Рудные и нерудные полезные ископаемые конспект

Описание слайда:

Презентацию выполнили:
Домышев Иван
Жилин Сергей
10 ”а” класс

Слайд 2
Рудные и нерудные полезные ископаемые конспект

Описание слайда:

Из них получают все необходимые металлы.
Из них получают все необходимые металлы.
Их принято делить на черные, цветные, благородные, редкие, редкоземельные и радиоактивные.
В хозяйственной жизни чаще всего использует черные и цветные.

Слайд 3
Рудные и нерудные полезные ископаемые конспект

Описание слайда:

К ним относят железо, марганец, хром. Основной из черных металлов – это железо. Оно является основой для производства стали, которая, используется в изготовлении конструкционных материалов.
Больше всего запасов железа сосредоточено в семи странах мира: в России, Украине, Бразилии, Австралии, США, Канаде и Индии.
К ним относят железо, марганец, хром. Основной из черных металлов – это железо. Оно является основой для производства стали, которая, используется в изготовлении конструкционных материалов.
Больше всего запасов железа сосредоточено в семи странах мира: в России, Украине, Бразилии, Австралии, США, Канаде и Индии.

Слайд 4
Рудные и нерудные полезные ископаемые конспект

Слайд 5
Рудные и нерудные полезные ископаемые конспект

Слайд 6
Рудные и нерудные полезные ископаемые конспект

Описание слайда:

Наиболее востребованы: алюминий, медь, олово.
Наиболее востребованы: алюминий, медь, олово.
В число цветных металлов так же входят: цинк, никель, свинец и др.

Слайд 7
Рудные и нерудные полезные ископаемые конспект

Описание слайда:

Скопления месторождений некоторых металлов могут образовывать пояса, то есть линейные структуры, протянувшиеся на сотни и тысячи километров. Их называют МЕТАЛЛОГЕНЕТИЧЕСКИМИ, или РУДНЫМИ, поясами.
Скопления месторождений некоторых металлов могут образовывать пояса, то есть линейные структуры, протянувшиеся на сотни и тысячи километров. Их называют МЕТАЛЛОГЕНЕТИЧЕСКИМИ, или РУДНЫМИ, поясами.

Слайд 8
Рудные и нерудные полезные ископаемые конспект

Описание слайда:

Проходит через Демократическую Республику Конго и Замбию
Проходит через Демократическую Республику Конго и Замбию
Запасы- около 90 млн.т

Слайд 9
Рудные и нерудные полезные ископаемые конспект

Слайд 10
Рудные и нерудные полезные ископаемые конспект

Описание слайда:

Алюминиевыми рудами являются несколько горных пород : бокситы , алуниты и нефелины. Но больше всего распространенны бокситы
Алюминиевыми рудами являются несколько горных пород : бокситы , алуниты и нефелины. Но больше всего распространенны бокситы

Слайд 11
Рудные и нерудные полезные ископаемые конспект

Слайд 12
Рудные и нерудные полезные ископаемые конспект

Слайд 13
Рудные и нерудные полезные ископаемые конспект

Описание слайда:

Строительные материалы
Строительные материалы
Химическое сырье
Техническое сырье

Слайд 14
Рудные и нерудные полезные ископаемые конспект

Описание слайда:

(Камень, глина, песок)
(Камень, глина, песок)
Их настолько много, что они являются единственным видом неисчерпаемых минеральных ресурсов.

Слайд 15
Рудные и нерудные полезные ископаемые конспект

Описание слайда:

Относят полезные ископаемые, которые используются в химической промышленности, в том числе для получения минеральных удобрений.
Относят полезные ископаемые, которые используются в химической промышленности, в том числе для получения минеральных удобрений.
Это калийные и натриевые соли (среди них и поваренная соль), фосфориты , апатиты , сера и др.
Богаты им: Россия, США, Китай и Канада.

Слайд 16
Рудные и нерудные полезные ископаемые конспект

Слайд 17
Рудные и нерудные полезные ископаемые конспект

Описание слайда:

Наиболее ценным техническим сырьем является графит, алмаз, асбест.
Наиболее ценным техническим сырьем является графит, алмаз, асбест.
Крупнейшие производители алмазов – ЮАР, Намибия, Ботсвана.

Слайд 18
Рудные и нерудные полезные ископаемые конспект

Слайд 19
Рудные и нерудные полезные ископаемые конспект

Описание слайда:

Спасибо за
Спасибо за
Внимание

Слайд 20
Рудные и нерудные полезные ископаемые конспект

Описание слайда:

https://ru.wikipedia.org/wiki
https://ru.wikipedia.org/wiki
https://metal-archive.ru/legkie-metally/1290-obschaya-harakteristika-boksitov.html
https://www.metaltorg.ru/analytics/publication/?id=3098

Презентация успешно отправлена!

Ошибка! Введите корректный Email!

Email

Источник

Тем урока: Рудные полезные ископаемые

Цель урока: познакомить учащихся с рудными полезными ископаемыми Казахстана

Задачи урока:

– расширить знания о полезных ископаемых, формировать новые понятия: руда, рудные полезные ископаемые, металлы и их свойства; познакомить учащихся со способами запоминания материала через составление опорного конспекта.

– развивать наблюдательность, любознательность, умение сравнивать, делать выводы.

– воспитывать самостоятельность, творческий подход к делу.

Тип урока: комбинированный

Методы, приемы: наглядный, поисковый, репродуктивный, игровой

Оборудование: презентация к уроку, образцы руд, металлов и изделий из металлов, магниты;

схема получения металлов; иллюстрации изделий из металла.

Ход урока

1. Организационный момент

Психологический настрой

Эпиграфом урока я выбрала слова замечательного ученого А.Е.Ферсмана: “Нет во всем мире земли, где бы хранилось столько богатств, где бы так могучи были силы недр…”

– Как вы понимаете слово недра? (То, что внутри земли)

– О каком богатстве недр говорится? (О полезных ископаемых)

2. Актуализация знаний. Повторение.

– Что такое полезные ископаемые?

– Почему люди их добывают?

– О каких полезных ископаемым говорится в загадках:

Камни, почву раздробил

Специальный бур –

Из земли фонтан забил,

Маслянист и бур.

Та, что есть в фонтане этом,

Всем нужна зимой и летом.

В ней потом найдут бензин,

И мазут, и керосин. (Нефть)

2.Черный-черный порошок

Очень нам зимой помог.

Им мы печку разжигали,

То-то было жара!

Кочергой его мешали,

Словно кочегары.

Этот порошок, друг мой.

Добывают под землей. (Уголь)

3. Мне, ребята, после плавки

Сталью быть охота.

Сталь нужна и для булавки,

И для космолета.

А сама-то я невзрачна,

Темною бываю.

Под землей, в пещерах мрачных

Часто залегаю. (Руда)

4. Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе.

Сам он удобрение. (Известняк)

5. Этот мастер белый – белый.

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след.

Потолок наш тоже белый,

Ведь и он побелен … (Мелом)

6. Одну её не едят,

А без неё мало что едят. (Соль)

7. На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички. ( Природный газ)

8. Росли на болоте растения…

А теперь это топливо и удобрение. ( Торф)

– На какие три группы их можно разделить полезные ископаемые?

– Что относится к горючим полезным ископаемым? К рудным и нерудным?

3. Актуализация знаний. Подготовка к восприятию темы.

– Прочитайте слова. Какое “лишнее”? Почему?

Железо

Ножницы

Медь

Алюминий

Золото

(Все металлы, а ножницы – изделие из металла).

Сформулируйте тему урока.

Металлы (запись в тетрадь)

Что вы знаете о металлах? (Ученики вспоминают все, что знают о металлах)

А сегодня на уроке мы с вами узнаем:

– На какие 2 группы делятся металлы?

– Из чего получают металлы?

– Какими свойствами они обладают?

– Где используются?

4. Изучение нового материала.

1) Организация практической работы

– Перед вами изделия из металлов. Вам нужно разделить их на две группы.

Как это можно сделать? (Мнения детей)

Рассказ учителя.

Металлы, которые притягиваются магнитом, образуют группу черных металлов, другая группа- цветные металлы. К черным металлам относятся железо и его сплавы: чугун и сталь. К цветным металлам – алюминий, медь, свинец, цинк.

Ответим на первый вопрос:

– На какие 2 группы делятся металлы?

Составление опорного конспекта (Слайд 4)

Рудные и нерудные полезные ископаемые конспект

– Из чего человек получает металлы? (Из руды)

2) Работа с учебником: с.29

Чтение определения, что такое руда.

Рассказ учителя.

Скопление руды в земле называют месторождением. (Слайды 5-6)

Месторождения закрытого типа называются шахты или рудники,

Рудные и нерудные полезные ископаемые конспект

открытого типа – карьеры или разрезы.

Рудные и нерудные полезные ископаемые конспект

Чтобы получить черные металлы добывают руды черных металлов (магнитный, бурый и красный железняк).

3) Полезные ископаемые Казахстана

Казахстан занимает третье место после России и Украины в СНГ по запасам железной руды (16,6 млрд т). Месторождения находятся в основном в Северном Казахстане, где сконцентрировано 85% разведанных запасов железной руды. Особое значение имеют Качарское и Соко-ловско-Сарбайское месторождения.

Сарбайское месторождение железа было открыто в 1948 году летчиком М. Сургутановым. Во время перелета над месторождением он обратил внимание на резкое отклонение стрелки компаса под влиянием магнитной аномалии. Вскоре было открыто редкое месторождение железа. Руды этих месторождений высокого качества и содержат 50-60% чистого железа. Руды осадочного происхождения встречаются в месторождениях Аятское и Лисаковское в Костанайской области и добываются открытым способом на глубине 30 метров. Содержание чистого железа в руде 37-40%. Небольшие месторождения железной руды имеются в Карагандинской (Кентобе, Каратас) и Северо-Казахстанской (Атансор) областях.

Марганец. (темный пурпурный)К наиболее крупным месторождениям марганца относятся Атасуское и Жездинское, расположенные в Центральном Казахстане. В местных рудах содержание марганца достигает 27%. Месторождения марганца были также обнаружены в Сарыарке (в частности, в Улытау), Каратау и Мангыстау.

Хром. 99% месторождений хрома встречается в Мугоджарских горах. Большой известностью пользуются Кемпирсайская и Донская группы месторождений, содержащих высококачественные руды. Месторождения хромитов открыты также в Костанайской и Воcточно-Казахстанской областях.

Казахстан вышел на второе место в мире по запасам и годовой добыче хромитовых руд (темный зеленый). Эти руды являются обязательным компонентом при выплавке нержавеющей стали. Хром экспортируется в 40 стран мира. 97% хромитов в СНГ добывается в Казахстане.

Никель (зеленый). Значительные запасы никеля сосредоточены в Мугоджарах. Более 40 крупных месторождений никеля находятся в БурыкталеКемпирсайского массива в Актю-бинской области» Большие запасы высококачественного никеля разведаны в месторождениях Аккарга и Актау в Ко-станайской, Карагандинской и Восточно-Казахстанской областях.

Алюминий (светлый желтый). Основное алюминиевое сырье Казахстана – бокситы. Главные месторождения расположены на северо-востоке Сарыарки (окрестности Астаны) и в Тургайском прогибе (Амангельдинская группа). В них запасы бокситов незначительны. Поэтому изыскивается возможность использовать другие источники сырья, в составе которых содержится глинозем. Казахстан занимает одно из первых мест в СНГ по производству алюминия.

Медь (зеленый). Казахстан обладает богатейшими запасами медной руды. Основные промышленные типы руд – медистые песчаники (71%) и медно-порфировые (24%). Самым крупным месторождением руды медистых песчаников является Жезказган. Жезказганские рудные месторождения по своему потенциалу занимают первое место в СНГ и второе место в мире. Казахстан по добыче меди занимает седьмое место в мире. 92% меди экспортируется в зарубежные страны.

Крупные месторождения руды медно-порфирового типа – Коунырат, Бозшаколь. Они разрабатываются открытым способом, но руды отличаются невысоким содержанием металла.

Полиметаллы. Полиметаллические руды содержат ценные компоненты – свинец и цинк, а также медные соединения, золото, серебро и другие металлы. Богатейшие месторождения свинца и цинка – Риддерское, Зыряновское и другие – находятся на Рудном Алтае. В местных рудах много металлов. Полиметаллические месторождения имеются в Текели – в Жунгарском Алатау, в Ачисае и Мыргалымсае – в горах Каратау. В последние годы разведаны богатые месторождения свинца в Центральном Казахстане (Кызылеспе, Каскаайгыр и др.).

Золото. В Казахстане имеется 190 месторождений золота. Золото добывается на востоке республики – на Алтае, в районе Калбинского хребта, на северо-западе – в Жетыгаринском районе Костанайской области. Золотоносные месторождения на северной окраине Центрального Казахстана (Степняк, Аксу, Майкаин) представлены кварцевыми жилами, вторичными кварцитами и россыпями. Месторождения в районе Калбинского хребта тоже содержат кварцевые жилы и россыпи. Небольшие кварцевожильные месторождения есть в Жунгарском и Заилийском Алатау.

Редкие металлы. К этой группе относятся вольфрам, молибден, ванадий, висмут, сурьма и др. По количеству и промышленному значению месторождений Центральный Казахстан занимает первое место в СНГ. Некоторые редкие металлы (кадмий, индий, висмут, селен, ртуть и др.) имеются также в полиметаллических месторождениях Жунгарии и Алтая.

На ряду с объяснением учителя, дети вспоминают условные обозначения полезных ископаемых и записывают их месторождения

4)Рассказ о получении черных металлов (по схеме)Рудные и нерудные полезные ископаемые конспект

Чугун и сталь – сплав железа с углеродом. В чугуне его чуть больше, чем в стали.

5) Завершение опорного конспекта

Рудные и нерудные полезные ископаемые конспект

5. Закрепление

1) Ответим на второй вопрос:

– Из чего получают металлы?

– Назовите руды черных металлов? Цветных металлов?

– Какими свойствами обладают металлы?

– Где используются металлы?

2)Это интересно!

Рассказ учителя.

В организме человека тоже есть металлы. Больше всего в организме человека железа, и большая его часть находится в крови в особых тельцах- эритроцитах. Они живут до 100 дней и заменяются новыми. За жизнь у человека вырабатывается 500 кг эритроцитов. Для этого ему нужно 0,5 кг железа. Железо поступает в организм человека с пищей. Больше всего железа в морской капусте, печени говяжей, фасоли, петрушке, овсянке и т.д.

3) Обобщение и контроль усвоения.

Игра “Да-нет” (с использованием опорного конспекта).

Железо относится к группе черных металлов. (Да)

Черные металлы выплавляют из железной руды. (Да)

Цветные металлы притягиваются магнитом. (Нет)

Для получения алюминия добывают боксит. (Да)

У металлов плохая теплопроводность. (Нет)

Все металлы обладают блеском. (Да)

Все металлы твердые тела. (Нет)

8. Д/з стр. 29 – 30 читать, работа с контурной картой.

9. Итог урока.

В завершении урока поделитесь своими впечатлениями. Для этого закончите начатые предложения

Сегодня я узнал (а)_________________

Я научился (лась)__________________

Мне было интересно _____________________

Тест «Полезные ископаемые»

1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

1) врачи;

2) геологи;

3) строители.

2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

1) песок, глина;

2) гранит, торф;

3) каменный уголь, поваренная соль.

3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

1) оловянная и медные руды;

2) каменный уголь, природный газ;

3) графит, сера.

4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

1) мрамор, гранит;

2) природный газ, нефть;

3) золото,

5.3ачем мы собираем металлолом?

1) мы сохраняем запасы руды;

2) очищаем территорию от мусора;

3) участвуем в соревновании между классами

Кроссворд

1

4

2

3

5

4

5

По горизонтали:

1. Помните сказку Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек?

2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка.

3. Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока горячо».

4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного угля.

5. Образуется при разрушении гранита и кварца.

По вертикали:

1. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»?

2. Без него не может обойтись учитель на уроке.

4. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности – мел, мрамор.

5. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой.

Источник