Российский реестр полезных инициатив по финансовой грамотности

Российский реестр полезных инициатив по финансовой грамотности thumbnail

Целью данного компонента является развитие финансовой грамотности через предоставление комплекса информационных и образовательных услуг населению. Результатом его реализации является создание современных учебных материалов, программ, инновационных технологий, включая различные интерактивные, дистанционные, онлайновые программы и инструменты.

Особенностью предлагаемых образовательных программ является то, что они направлены на формирование навыков финансового планирования и рационального поведения на протяжении всего жизненного цикла человека. Основной институциональной базой для реализации образовательных программ для школьников и молодежи являются действующие образовательные учреждения, заинтересованные в развитии таких программ.

В рамках компонента не только разрабатываются учебные материалы, но и проводятся обучающие и просветительские мероприятия для различных групп населения.

В рамках Проекта созданы и учебно-методические комплекты по финансовой грамотности для школьников, студентов и взрослого населения. Учебно-методические комплекты для школьников и студентов среднего профессионального образования прошли апробацию, доработаны по ее результатам тиражируются и распространяются по образовательным организациям субъектов Российской Федерации. Электронные версии книг размещаются на сайте школа.вашифинансы.рф.

Подготовлены учебно-методические комплекты для 2-3-х, 4-х, 5-7-х, 8-9-х  и 10—11-х классов, воспитанников организаций для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для 10-11-х классов созданы не только учебники для базового профиля, но и для специализированных профилей: социально-экономического, математического. Также созданы модули по различным отдельным темам Банки, Собственный бизнес, Пенсионное обеспечение, Страхование, Фондовый рынок.

Также созданы комплекты учебных материалов для включения элементов финансовой грамотности в изучение различных школьных предметов: математики, информатики, географии, истории, английского языка, основ безопасности жизнедеятельности.

Для студентов вузов неэкономических специальностей создан и используется электронный учебник, расположенный для всеобщего доступа по адресу https://finuch.ru/

Разработаны и размещены в магазинах приложений «App Store», «Google Play» для общего доступа социальная он-лайн игра «Финзнайка» для основной и начальной школы, электронный справочник по финансовой грамотности «Финсовет», онлайн-сервис управления личными финансами для детей и подростков «Монеткины».

Начиная с 2014 года ежегодно весной проводятся недели финансовой грамотности для детей и молодежи, а осенью недели сбережений для взрослого населения. В рамках данных недель проводятся большое число всевозможных мероприятий, в том числе игры-квесты и сити-квесты по финансовой грамотности для детей и молодежи, большие Семейные фестивали финансовой грамотности.

Проводится обучение студентов – будущих педагогов методике преподавания курса финансовой грамотности

Также проводится обучение сельских учителей методикам преподавания курса финансовой грамотности школьникам и проведения просветительской работы с сельским населением.

Разработаны, прошли апробацию и внедряются в практику работы программы и методики обучения финансовой грамотности:

  • в рамках основной образовательной программы (индивидуальный проект);
  • в системе дополнительной образовательной программы школы;
  • в системе дополнительного образования детей и молодежи;
  • в рамках детских оздоровительно-просветительских лагерей;

Проводятся чемпионаты по финансовой грамотности, олимпиады по финансовой грамотности для школьников и студентов бакалавриата и специалитета.

Начиная с 2019 года раз в 2 месяца выпускаются в бумажном и электронном виде журналы (сборники) «Дружи с финансами. Издание для журналистов, пишущих на тему личных денег».

Учебно-методические материалы (доработанные)

Источник

Документ

от 01.06.2020

Доклад о реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы за 2019 год

Дата публикации:
01.06.2020

План

План мероприятий по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности

Дата публикации:
04.03.2020

Отчёт

Доклад о реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы

Дата публикации:
09.07.2019

Протокол

Протокол первого заседания Межведомственной координационной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы

Дата публикации:
06.05.2019

Информационное сообщение

Минфин России совместно с заинтересованными ведомствами приняли план по повышению финансовой грамотности населения

Дата публикации:
03.12.2018

Информационное сообщение

Колонка Заместителя Министра финансов Сергея Сторчака в газете “Известия”

Об утверждении в России Стратегии по повышению финансовой грамотности населения

Дата публикации:
05.10.2017

Информационное сообщение

Интервью Министра финансов Антона Силуанова телеканалу “Россия 24”

О стратегии развития финансовой грамотности

Дата публикации:
29.09.2017

Документ

от 20.02.2015

Совместный доклад России и Организации экономического сотрудничества и развития, посвященный опыту разработки и реализации общенациональных стратегий финансового образования в странах «Группы двадцати»

Дата публикации:
20.02.2015

Открытое министерство
Финансовая грамотность

Источник

Министерство финансов РФ и Банк России предложат включить в нацпроекты меры по повышению финансовой грамотности населения.

Решение об этом принято на заседании межведомственной комиссии по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности (сопредседатели комиссии – глава Минфина Антон Силуанов и глава ЦБ Эльвира Набиуллина), говорится в совместном заявлении Минфина и ЦБ.

Финансовое просвещение тесно связано с достижением национальных целей развития, отметил Антон Силуанов. “Финансово устойчивым семьям гораздо проще планировать свою жизнь, заниматься самореализацией и добиваться успеха, улучшать жилищные условия, идти в ногу с цифровизацией”, – сказал он.

Председатель Банка России Эльвира Набиуллина обратила внимание на необходимость уделять больше внимания инвестиционной грамотности. “В этом году у нас появился массовый розничный инвестор, и мы зафиксировали недобросовестные продажи сложных финансовых инструментов, мисселинг, другие негативные практики, – сказала она. – Мы сейчас работаем над мерами по защите начинающих инвесторов, но очень важно также помочь людям самим разобраться, как работает финансовый рынок, как личные финансовые цели связать с финансовыми инструментами, которые позволят решить те или иные проблемы”.

Сложность в том, что люди начинают искать информацию только после того, как в их жизни появились проблемы, когда они столкнулись с мошенничеством, когда возникли трудности с выплатой кредита, пояснила Эльвира Набиуллина. “Нам нужно сделать так, чтобы эта информация сопровождала людей до того, как произошла беда, необходимо, чтобы у них была определенная база знаний, – сказала она. – Поэтому необходимо совершенствовать каналы распространения информации, уделять внимание дальнейшему развитию онлайн-форматов, и не только потому, что продолжают действовать связанные с пандемией ограничения, но в целом эти форматы позволяют дотянуться до людей в самых отдаленных регионах”.

Сопредседатели МВКК отметили необходимость общими усилиями остановить телефонное и кибермошенничество, а также предложили включить в программы повышения финансовой грамотности компоненты долгосрочного планирования, вопросы общественных финансов, налоговой и бюджетной культуры.

Более половины субъектов РФ запустили региональные программы повышения финансовой грамотности, ее изучают в 32 тыс. школах, в каждой пятой из них обучение проводится в рамках отдельного обязательного урока. В прошлом учебном году по программам финансовой грамотности обучилось более 5,7 млн. школьников. За последние три года подготовлено более 73 тыс. учителей.

В качестве координатора Стратегии повышения финансовой грамотности от Минфина теперь определен Научно-исследовательский финансовый институт. Институт объявил в связи с этим о создании Центра финансовой грамотности, его директором назначена Анна Харнас, до прихода в НИФИ она работала в Московской школе управления СКОЛКОВО.

“НИФИ должен стать центром консолидации экспертной мысли, аккумулятором существующих и генератором новых подходов к финансовому просвещению. Причем не только на российском уровне. Нам не надо ограничиваться использованием чужого опыта, нам есть что предложить международному сообществу – как для обсуждения, так и для тиражирования”, – заявил директор НИФИ Минфина Владимир Назаров.

Источник

Созданная в мае этого года Ассоциация развития финансовой грамотности (АРФГ) начала сбор заявок от авторов проектов финансового просвещения в 85 регионах РФ, сообщил директор АРФГ Андрей Паранич на круглом столе на тему “Финкубатор: государственно-частное партнерство в сфере финансового просвещения: модели, лучшие практики и новые возможности”.

Фото: ИНТЕРФАКС

В частности, в настоящее время идет этап отбора. Авторы, предложившие наиболее интересные проекты по развитию финансовой грамотности, смогут рассчитывать как на нефинансовую помощь в виде помощи по реализации идеи, ее продвижению и масштабированию, так и на финансовую помощь в виде грантов. В качестве проектов может быть заявлено учебное пособие, мобильное приложение, онлайн-игра, учебные курсы и другие форматы.

АРФГ была создана при участии ЦБ РФ, а также крупных финансовых организаций как институт государственно-частного партнерства. При продвижении своих программ ассоциация ведет работу по разным направлениям. Это, в частности, разработка образовательных программ, которые будут предназначены для учащихся школ, средних и высших учебных заведений, и программ для взрослого населения.

По словам Анны Зеленцовой, координатора проекта Минфина России “Содействие повышению финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ”, опросы показали, что малообеспеченные люди считают, что тема финансовой грамотности их не касается. При этом часто граждане берут самые дорогие невыгодные займы, не сравнивают стоимость финансовых услуг, что отчасти приводит к образованию постоянных долгов, отметила Зеленцова.

В рамках проекта Минфина во вторник был дан старт программе по повышению финансовой грамотности на рабочем месте. Она предусматривает различные форматы: семинары для маленьких групп участников, индивидуальная работа с консультантом, вебинары, распространение печатных и электронных материалов. К работе с людьми привлекаются специально обученные консультанты.

“Мы запустили программу с фондом моногородов, РСПП в 40 регионах с акцентом на моногорода, где наиболее тяжелая ситуация”, – сообщила Зеленцова, отметив, что партнерство бизнеса и государства должно проходить без конфликта интересов. В этой связи планируется создать рабочую группу для разработки специального этического кодекса, определяющего зоны возникновения конфликта интересов для участников проектов по финграмотности.

Еще одним из направлений повышения финансовой грамотности станет работа с администрациями регионов и муниципалитетов, поскольку они являются эмитентами ценных бумаг.

“Для них важными оказываются вопросы о том, как выстроить финансовую дисциплину, как обеспечить возвратность и доходность по инвестициям”, – сообщила Зеленцова.

По словам руководителя службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ РФ Михаила Мамуты, тема финансовой грамотности тесно связана с защитой прав потребителей и финансовой доступностью услуг.

“Мы тестируем форматы, например, когда человек едет на работу, в командировку или в отпуск, ему можно дать информацию через (транспортные – прим. ИФ) компании. Для этого активно работаем с метрополитеном, РЖД, аэропортами, чтобы в режиме показа на больших экранах показывать людям, как не стать жертвами финансовых пирамид, – рассказал журналистам Мамута.

Как отметил присутствовавший на круглом столе член комитета Госдумы РФ по финансовому рынку Алексей Лященко, сейчас в стране ведется большая работа по повышению доступности финансовых рынков для всех категорий граждан, что несет свои риски

“Такая доступность, упрощение принятия финансового решения со стороны людей, не обладающих информацией, может привести к потере средств и к более тяжелым последствиям, поэтому нами проводится работа по выстраиванию защиты неквалифицированных инвесторов, идет разъяснение нюансов, которые существуют при работе с ценными бумагами”, – отметил Лященко.

Помимо поддержки частных и общественных инициатив в сфере финансовой грамотности задачей Ассоциации является привлечение волонтеров и развитие волонтерского движения для продвижения программ среди населения. Кроме того, АРФГ взяла на себя функцию поддержки олимпиад по финансовой грамотности.

Ассоциация развития финансовой грамотности была создана в мае 2019 года. Учредителями ассоциации являются ЦБ РФ, “Московская биржа”, Сбербанк России, ВТБ, Тинькофф банк, Киви банк, банки “Центр-инвест” и “Кубань кредит”, а также Ассоциация негосударственных пенсионных фондов (АНПФ), Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов (НАПФ), Национальная финансовая ассоциация (НФА), Ассоциация банков России (Ассоциация “Россия”), Национальный совет финансового рынка (НСФР), Всероссийский союз страховщиков (ВСС), “Российская национальная перестраховочная компания” (РНПК), СРО “МиР”, НП РТС, НПФ “Согласие”, Ассоциация “Сапфир”.

ЦБ РФ разработает 30 паспортов финуслуг до конца года – Мамута

Банк России до конца года разработает 30 ключевых информационных документов (КИД), которые станут своего рода паспортами финуслуг, они начнут применяться в страховом сегменте и на рынке ценных бумаг, а также в банковском секторе, сообщил руководитель службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ Михаил Мамута.

“В том числе 8 КИДов предназначены для применения в страховом секторе, все документы будут приняты и начнут применяться поэтапно”, – сказал Мамута на пресс-конференции в центральном офисе “Интерфакса” “Финкубатор: государственно-частное партнерство в сфере финансового просвещения: модели, лучшие практики и возможности”.

“КИДы будут вводиться для массовых видов финансовых услуг, где видны риски и заметны признаки нарушения прав потребителей”, – уточнил Мамута.

Он отметил, что применение в европейской практике аналогов КИДов доказывает эффективность их применения, число жалоб со стороны потребителей в этих направлениях бизнеса снижается.

Он напомнил, что “первый КИД на страховом рынке был введен с 1 апреля этого года и касался порядка информирования клиентов при продаже полисов инвестиционного страхования жизни – области, где активно развивался мисселинг”. Его применение обеспечило устойчивый тренд к снижению жалоб страхователей в ЦБ на факты мисселинга.

“В целом страховой сектор с точки зрения объема поступающих от потребителей жалоб в ЦБ не был благополучным (большая доля приходилась на жалобы по ОСАГО и автокаско). Теперь этот сегмент – лидер по темпам снижения числа обращений – минус 40% с начала года”, – сказал Мамута.

Коснувшись вопроса финансовой грамотности населения, он отметил, что темы финансовой грамотности и защиты прав потребителей перетекают одна в другую. Сама по себе финграмотность не в состоянии защитить права потребителей финансовых услуг, но она делает их более уверенными людьми.

Источник

Российский реестр полезных инициатив по финансовой грамотности

Министерство финансов Российской Федерации открывает прием заявок Пятого раунда конкурсного отбора (далее – Конкурс) инициатив (подпроектов), направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения, защиту прав потребителей финансовых услуг и на проведение информационно-просветительской кампании. Конкурс проводится в рамках Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» с целью укрепления и распространения имеющихся в России программ и проектов в области повышения финансовой грамотности и защиты прав потребителей в финансовой сфере, а также содействия появлению новых инициатив в этой сфере.

Конкурс проводится в соответствии с Положением о конкурсном отборе и поддержке инициатив, которое можно скачать по следующей ссылке:

Положение о конкурсном отборе и поддержке инициатив.

Под инициативой (Подпроектом) понимается комплекс мероприятий, предлагаемых участниками Конкурса к реализации по указанным ниже номинациям. Подпроекты, не соответствующие номинациям и не охватывающие целевые группы Проекта, не будут профинансированы по результатам Конкурса.

Обращаем внимание заявителей, что перечень видов Подпроектов (инициатив) в п. 1.3. «Виды Подпроектов (инициатив) для финанисирования» Положения о конкурсном отборе и поддержке инициатив не является перечнем номинаций Конкурса: согласно данному пункту, по мере накопления опыта проведения Конкурса перечень номинаций подлежит уточнению и корректировке. Таким образом, подавать заявки следует только по номинациям, перечисленным ниже в данном объявлении.

Для указанных ниже номинаций I, III, VII и VIII целевыми группами населения, для которых должны реализовываться Подпроекты, являются целевые группы Проекта, а именно граждане Российской Федерации – активные и потенциальные потребители финансовых услуг с низким и средним уровнем дохода, а также учащиеся школьного возраста и студенты высших учебных заведений. Для номинаций II, IV, V и VI установлены особые целевые группы, указанные в наименовании номинации. Требований по минимальному охвату населения для Подпроектов в рамках Конкурса не установлено.

Прием заявок осуществляется по следующим номинациям (участник Конкурса самостоятельно выбирает номинацию(-и) для подачи заявок):

А. Номинации в области финансовой грамотности

I. Тиражирование и распространение лучших результатов Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»1, направленных на повышение финансовой грамотности населения.

II. Проведение образовательных и просветительских мероприятий в области повышения финансовой грамотности для школьников и студентов на основе сетевых структур и межсекторного партнерства.

Б. Номинации в области защиты прав потребителей

III. Тиражирование и распространение лучших результатов Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»1, направленных на защиту прав потребителей финансовых услуг.

IV. Разработка, апробация и распространение игровых и интерактивных материалов, нацеленных на освоение школьниками и студентами навыков защиты их прав потребителей финансовых услуг и ответственного и грамотного потребительского поведения на финансовом рынке.

V. Подготовка и проведение на основе механизмов сетевого межсекторного партнерства образовательных и просветительских мероприятий для содействия гражданам пенсионного и предпенсионного возраста, а также гражданам из социально уязвимых групп, в освоении ими навыков защиты своих прав потребителей финансовых услуг и ответственного и грамотного потребительского поведения на финансовом рынке.

В. Номинации в области информационно-просветительской кампании

VI. Создание анимационных мультимедийных продуктов, содействующих формированию у детской аудитории разумного финансового поведения и ответственного отношения к личным финансам в будущем.

VII. Создание и ведение специальных информационно-просветительских проектов, посвященных вопросам финансовой грамотности и защиты прав потребителей, в печатных СМИ.

VIII. Создание и ведение специальных информационно-просветительских проектов, посвященных вопросам финансовой грамотности и защиты прав потребителей, в интернет-СМИ и социальных сетях.

1 Перечень лучших результатов Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»: https://goodideasfund.ru/wp-content/uploads/Раунд-5-Перечень-лучших-практик-Проекта-по-направлениям.xlsx

По всем указанным выше номинациям финансирование Подпроектов в рамках Конкурса осуществляется в соответствии с условиями заключенного с победителями Конкурса Договора о реализации Подпроекта в объеме, не превышающем для каждого Подпроекта 200 000 долларов США в рублевом эквиваленте для заявок от юридических лиц и 50 000 долларов США в рублевом эквиваленте для заявок от физических лиц. Минимального объема финансирования заявок по какой-либо номинации не установлено.

Оценка поданных заявок будет проводиться отдельно по каждой номинации в соответствии с утвержденными критериями оценки для соответствующей номинации. Критерии оценки инициатив можно скачать по следующей ссылке:

·    Критерии оценки: https://goodideasfund.ru/wp-content/uploads/Раунд-5-Детализированные-критерии-оценки1.docx

·    Перечень регионов – участников Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», регионов – партнеров Проекта и регионов, представляющих максимальный интерес для распространения результатов Проекта: https://goodideasfund.ru/wp-content/uploads/Перечень-регионов-для-распространения-материалов2.docx

Для всех указанных выше номинаций минимальный срок реализации Подпроекта не ограничен, но должен соотноситься с целями, задачами, содержанием и стоимостью Подпроекта. Для всех указанных выше номинаций максимальный срок реализации Подпроекта не должен превышать 12 месяцев.

В Конкурсе могут принимать участие юридические лица (независимо от организационно-правовой формы и форм собственности), созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, физические лица, а также физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей в установленном законодательством порядке. Для участников Конкурса – юридических лиц устанавливаются следующие обязательные требования:

·    в отношении участника Конкурса не ведутся ликвидационные процедуры и процедуры банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве);

·    в отношении участника Конкурса не назначены административные наказания за совершение административного правонарушения в виде административного приостановления деятельности.

Помимо вышеуказанного, участники Конкурса, с которыми предполагается заключить договор, должны будут до заключения договора о реализации Подпроекта документально подтвердить отсутствие задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за последний отчетный период.

Для участия в Конкурсе участникам необходимо представить следующие документы на бумажном и электронном носителе:

Для юридических лиц:

·    Список документов для юридических лиц

·    Форма анкеты

·    Форма паспорта инициативы

·    Форма бюджета

Для физических лиц и ИП:

·    Список документов для физических лиц и ИП

·    Форма анкеты

·    Форма паспорта инициативы

·    Форма бюджета

Полный перечень требований к заявке приведен в Положении о конкурсном отборе.

Содержание заявок на участие в Конкурсе не должно дублировать содержание мероприятий Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Заявки, в отношении которых будут сделаны выводы о дублировании, будут отклонены в соответствии с п. 1.3. «Виды Подпроектов (инициатив) для финансирования» Положения о конкурсном отборе. Перечень мероприятий Проекта с описанием их достигнутых и запланированных результатов можно скачать по следующей ссылке:

Перечень мероприятий Проекта и их результатов: https://goodideasfund.ru/wp-content/uploads/Раунд-5-Результаты-Проекта-финграмотности1.docx

Контактные данные лиц, уполномоченных на дачу разъяснений по порядку подготовки и представления заявок на Конкурс, приведены на главной странице данного сайта.

Адрес для подачи заявок на участие в Конкурсе:

Некоммерческий фонд реструктуризации предприятий и развития финансовых институтов
г. Москва, 119270, Лужнецкая набережная, д. 2/4, строение 16, 2-й этаж, комната 203.

Прием заявок на участие в Конкурсе начинается с момента публикации настоящего объявления. Заявки должны быть доставлены по вышеуказанному адресу до 16:00 по московскому времени 1 августа 2018 года. Доставка после указанного времени и даты может привести к отклонению заявки на этом основании.

Отбор будет проводиться в течение срока действия конкурсных заявок в порядке, указанном в п. 3.6 «Оценка поступивших заявок. Отбор Подпроектов для финансирования» Положения о конкурсном отборе. Результаты Конкурса будут опубликованы на данном сайте в течение 3 дней после принятия соответствующего решения Конкурсной комиссией.

Договоры о реализации Подпроектов будут заключены в порядке, указанном в п. 3.7 «Заключение договоров с победителями» Положения о конкурсном отборе. Шаблоны типового Договора о реализации Подпроекта можно скачать по следующей ссылке:

Типовой договор для физических лиц и ИП: https://goodideasfund.ru/wp-content/uploads/Типовой-договор-ФХИ_физлица_Раунд-31.docx

Типовой договор для юридических лиц: https://goodideasfund.ru/wp-content/uploads/Раунд-5-Типовой-договор-юрлица.docx

Обращаем внимание заявителей на положения типового договора касательно передачи Минфину России прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные в рамках Подпроекта. Заявки, не предусматривающие полную и безусловную передачу прав, не подлежат финансированию. Не подлежат финансированию также заявки, предусматривающие финансирование текущей деятельности заявителя.

Назад

Источник