Роль налога на добычу полезных ископаемых в налоговой системе
Автор: marianna08 • Ноябрь 2, 2018 • Статья • 1,293 Слов (6 Страниц) • 422 Просмотры
Страница 1 из 6
Зыбин А.Я.
к.э.н., доцент кафедры налогов и налогообложения
ФГБОУ ВО «РГЭУ(РИНХ)»
Канкулова М.А.
студентка гр.ЭК-437
ФГБОУ ВО «РГЭУ(РИНХ)»
Значение налога на добычу полезных ископаемых для бюджета Российской Федерации
В современных экономических системах роль налогов исключительно велика. Они не только являются основным каналом доходной части бюджета, но и включены во все звенья финансовой системы. В условиях рыночной экономики роль налогов и налоговой системы особенно возрастает в связи с тем, что это один из немногих рычагов регулирования экономических и социальных процессов, которыми располагает государство. От продуманности и адекватности налоговой системы зависит эффективность деятельности основных звеньев экономики.
В структуре доходов государственного бюджета наибольший удельный вес занимают налоговые доходы. В течение нескольких последних лет поступления налоговых платежей во все уровни бюджетов значительно выросли. Так за последние три года в консолидированный бюджет РФ поступления налогов и сборов увеличилось на 25,8%. При этом на 33,2% увеличились поступления в федеральный бюджет и на 18,4% в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации.
В налоговой системе РФ значимое место занимает налог на добычу полезных ископаемых. Разнообразие минеральных ресурсов, содержащихся в российских недрах, в сочетании с их значительными запасами и объемами добычи обуславливает особую роль ресурсного потенциала в экономике страны.
Налог на добычу полезных ископаемых в России был введен с 1 января 2002 г. в целях совершенствования и упрощения системы налогообложения пользования природными ресурсами. С введением данного налога были отменены платежи за пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, а также акцизы на нефть и газ[1].
В настоящее время налог на добычу полезных ископаемых является одним из основных бюджетообразующих налогов, поступающих в федеральный бюджет. Доходы от налогообложения добычи полезных ископаемых с момента введения и по настоящее время остаются главным источником доходов бюджетной системы Российской Федерации.
Рассмотрим поступление налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет Российской Федерации за 2014-2016 гг. (таблица 1).
Таблица – 1
Сведения о поступлении налога на добычу полезных ископаемых в консолидированный бюджет РФ за 2014-2016 гг. млрд. руб.
Год | 2014 | 2015 | 2016 | |||
Показатели | Темп роста, в % к 2014 г. | Темп роста, в % к 2014 г. | Темп роста, в % к 2015 г. | |||
Всего поступило | 12279,3 | 13366,6 | 108.9 | 14025,1 | 114,2 | 104.9 |
НДПИ | 2904,2 | 3226,8 | 111.1 | 2929,4 | 100,9 | 90.8 |
к общему объему в % | 23,7% | 24,1% | 20,9% | |||
НДФЛ | 2688,7 | 2806,5 | 104.4 | 3017,3 | 112,2 | 107.5 |
к общему объему в % | 21,9% | 20,9% | 21,5% | |||
Налог на прибыль организаций | 2372,8 | 2598,8 | 109.5 | 2770,2 | 116,7 | 106.6 |
к общему объему в % | 19,3% | 19,4% | 19,8% | |||
НДС | 2181,4 | 2448,3 | 112.2 | 2657,4 | 121,8 | 108.5 |
к общему объему в % | 17,8% | 18,3% | 18,9% | |||
прочие налоги | 2012,9 | 2144,5 | 106.5 | 2500 | 124,2 | 116,6 |
к общему объему в % | 16,4% | 16% | 17,8% |
…
Доступно только на Essays.club
Дата публикации: 20.03.2020
О налоге на добычу полезных ископаемых
Дата письма: 18.03.2020
Номер: СД-4-3/4660@
Вид налога (тематика): Налог на добычу полезных ископаемых
Статьи Налогового кодекса:
Статья 342.5
Вопрос:
О порядке расчета коэффициента КАБДТ при определении величины показателя Дм в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти налогоплательщиками, не осуществляющими производство бензина и (или) дизельного топлива
Ответ:
Федеральная налоговая служба рассмотрела с письмо Управления ФНС России по Оренбургской области от 27.02.2020 № 03-40/03/03073@ о порядке расчета показателя, характеризующего особенности добычи нефти (Дм) в целях исчисления налога на добычу полезных ископаемых (далее – НДПИ) и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 2 статьи 342 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) налоговая ставка по НДПИ при добыче нефти обессоленной, обезвоженной и стабилизированной (за исключением нефти, добытой на участках недр, в отношении которой в течение всего налогового периода исчисляется налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья) умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц). Полученное произведение уменьшается на величину показателя Дм, характеризующего особенности добычи нефти. Величина показателя Дм определяется в порядке, установленном статьей 342.5 Кодекса.
На основании пункта 1 статьи 342.5 Кодекса показатель Дм рассчитывается по формуле: Дм = КНДПИ x КЦ x (1 – КВ x КЗ x КД x КДВ x ККАН) – КК – КАБДТ – КМАН x СВН,
где коэффициент КАБДТ определяется в порядке, установленном пунктом 11 данной статьи Кодекса.
Из пункта 11 статьи 342.5 Кодекса следует, что коэффициент КАБДТ определяется по формуле: КАБДТ = НАБ x ИАБ + НДТ x ИДТ + НБУГ,
где коэффициенты НАБ и НДТ, характеризующие надбавки за автомобильный бензин и дизельное топливо, устанавливаются с 01.01.2020 включительно равными 105 и 92 соответственно;
ИАБ и ИДТ – бинарные коэффициенты для автомобильного бензина и дизельного топлива, которые могут принимать значения равные 0 или 1;
коэффициент НБУГ, характеризующий надбавку за изменение механизма демпфера с 2020 года на период до 31.12.2019 включительно принимается равным 0, а начиная с 01.01.2020 определяется по формуле: НБУГ = (НК_ДЕМП – СК_ДЕМП) x (37,5 / 484) + ДДВ_АБ x (2 / 484) + ДДВ_ДТ x (3,7 / 484) – 124, в которой значимые показатели установлены в пункте 11 статьи 342.5, пункте 27 статьи 200 Кодекса и публикуются на официальном сайте в сети «Интернет» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере конкуренции на товарных рынках, защиты конкуренции на рынке финансовых услуг, деятельности субъектов естественных монополий и рекламы.
При этом в пункте 11 статьи 342.5 Кодекса отсутствует условие при котором налогоплательщики НДПИ, не осуществляющие производство бензина и (или) дизельного топлива применяют коэффициент КАБДТ в размере равном 0 (нулю).
В этой связи, налогоплательщики НДПИ при добыче нефти, не осуществляющие производство бензина и (или) дизельного топлива, при определении величины показателя Дм, в целях исчисления НДПИ, обязаны рассчитывать коэффициент КАБДТ, с учетом всех его составляющих показателей
в общеустановленном порядке, согласно пункту 11 статьи 342.5 Кодекса.
Данная позиция согласована с Минфином России (письмо от 16.03.2020 № 03-06-05-01/19557)
Действительный государственный советник
Российской Федерации 2 класса
Д.С.Сатин
Уголь, нефть, алмазы и другие материалы — все это сырье, необходимое для промышленности, науки, экономики и жизни обычных людей.
Все, кто занимается добычей полезных ископаемых, платит государству за возможность пользования природными богатствами. Для этого в 2002 году был введен налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ).
Что такое НДПИ и кто его платит?
НДПИ — это федеральный налог,который регулируется главой 26 НК РФ. Также в его правовую базу входит Закон РФ «О недрах». Налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели, которые занимаются добычей полезных ископаемых на основании лицензии.
Чтобы добывать полезные ископаемые, нужно получить лицензию на пользование участком недр. После этого налогоплательщики должны встать на учет в налоговую по месту нахождения участка в течение 30 календарных дней. Если участок находится за пределами России, то постановка на учет производится по местонахождению организации.
Что попадает под НДПИ?
Объектом налогообложения считаются полезные ископаемые:
- добытые из недр на территории РФ;
- извлеченные из отходов добывающего производства, подлежащие отдельному лицензированию;
- добытые из недр за пределами РФ.
Но есть и те полезные ископаемые, за которые налог платить не надо. К ним относятся:
- общераспространенные полезные ископаемые. К ним также относятся подземные воды, добытые индивидуальным предпринимателем для личного потребления;
- минералогические, палеонтологические и другие геологические коллекционные материалы;
- добытые из недр при использовании, реконструкции и ремонте особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное или иное общественное значение;
- полезные ископаемые, извлеченные из собственных отвалов или отходов.
Какие есть налоговые ставки?
Есть два вида налоговых ставок НДПИ:
- Адвалорные ставки – применяются в отношении стоимости добытого полезного ископаемого. Исчисляются в процентах.
- Специфические ставки – применяются в отношении количества добытого полезного ископаемого. Исчисляются в рублях за тонну.
Сами ставки регулирует статья 342 НК РФ.
Но есть и приятные стороны. Налог предусматривает нулевую ставку. Она применяется при добыче:
- полезных ископаемых в части нормативных потерь;
- попутного газа;
- полезных ископаемых при разработке некондиционных или ранее списанных запасов полезных ископаемых.;
- подземных вод, извлеченных при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
- минеральных вод, используемых в лечебных и курортных целях;
- подземных вод, используемых налогоплательщиком в сельскохозяйственных целях;
- полезных ископаемых, которые добыты из вскрышных и вмещающих пород, отходов горнодобывающих производств.
Что относится к налоговой базе?
Налоговой базой является:
- количество добытых полезных ископаемых при добыче:
- нефти
- природного газа
- газового конденсата
- угля
- многокомпонентных комплексных руд на территории Красноярского края;
- стоимость добытых полезных ископаемых.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого. То есть, если компания добывает мрамор и гранит, то для каждого рассчитывается своя налоговая база.
Стоимость добытых полезных ископаемых определяется:
- исходя из цен реализации добытых полезных ископаемых;
- исходя из цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
- исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых.
Важно: последний способ оценки применяется в случае отсутствия реализации полезных ископаемых в соответствующем налоговом периоде.
Как рассчитать стоимость добытых ископаемых?
Здесь проще использовать специальные программы учета и калькуляторы. Сам механизм расчета выглядит так:
1. Рассчитываем стоимость добытого полезного ископаемого:
Стоимость добытого полезного ископаемого = Количество х Стоимость единицы
2. Стоимость единицы можно рассчитать двумя способами:
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Выручка от реализации ÷ Количество реализованного
Или
Стоимость единицы добытого полезного ископаемого = Расчетная стоимость ÷ Количество добытого
3. Выручка рассчитывается следующим образом:
Выручка от реализации = Цена без НДС и акциза – Сумма расходов по доставке
Что еще нужно учитывать при определении расчетной стоимости добытых ископаемых? Прямые и косвенные расходы.
Прямые расходы:
- материальные расходы;
- расходы на оплату труда;
- расходы на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых;
- суммы страховых взносов.
Расходы за налоговый период распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства.
Косвенные расходы:
- прочие материальные расходы;
- расходы на ремонт основных средств;
- расходы на освоение природных ресурсов;
- расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств;
- расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов.
Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика. Сумма косвенных расходов полностью включается в расчетную стоимость добытых ископаемых за налоговый период.
Как рассчитать сумму налога?
Все просто:
Сумма НДПИ = Налоговая база х Налоговая ставка
Когда платить налог?
По итогам месяца налог начисляется отдельно по каждому виду добытых полезных ископаемых. Всю сумму нужно уплатить в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.
Налог уплачивается не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговая декларация по НДПИ представляется за каждый период в налоговые органы по месту нахождения или месту жительства налогоплательщика. Сделать это нужно не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Сумма налога по полезным ископаемым, добытым за пределами России, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.
Какие есть особенности?
Для некоторых видов полезных ископаемых установлены особые правила расчета НДПИ. Все они закреплены в НК РФ.
- Особенности налогообложения нефти — статья 342.5 НК РФ.
- Особенности налогообложения газа — подпункты 2, 13, 18 и 19 пункта 1 статьи 342 НК РФ.
- Особенности налогообложения угля — статья 343.1 НК РФ.
- Особенности налогообложения драгоценных металлов — статья 342.3 НК РФ и Федеральный закон № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».
Что будет нового?
Президент РФ Владимир Путин поручил правительству подготовить предложения по корректировке расчетов НДПИ на уголь до 31 октября 2019 года.
Сейчас НДПИ на уголь платится с тонны добытого сырья по ставке 11 рублей для бурого угля, 47 рублей — для антрацита, 57 рублей— для коксующегося угля и 24 рубля— для всех прочих видов угля. Эти ставки ежеквартально корректируются на коэффициент-дефлятор.
Платежи НДПИ составляют незначительную долю затрат крупных угольных компаний. В законе о федеральном бюджете общие поступления от НДПИ на уголь ожидаются в размере лишь 6 млрд рублей за весь 2019 год.
Минэнерго уже предлагало снижать НДПИ на уголь. Такие идеи содержатся в опубликованном проекте программы развития угольной отрасли. Также власти предлагают уменьшить ставку налога для компаний, которые внедряют новые технологии добычи полезных ископаемых.
Читайте нас на astral.ru
БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
КОЛЛЕДЖ-ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ФИНАНСОВАЯ
АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ
РФ»
Кафедра
«Финансы и кредит»
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по
дисциплине «Налоги
и сборы с юридических
лиц»
на
тему: «Налог на
добычу полезных ископаемых,
его роль и значение
для экономики
страны».
Выполнила:
студентка 313 группы
специальность
«Финансы (по отраслям)»
специализация
«Налоги и налогообложение»
Савонюк
Виктория Павловна
Проверила:
Самарина Любовь Николаевна
Благовещенск
2009
Содержание
Введение 3
1. Роль и значение
налога на добычу полезных ископаемых
для экономики страны 4
1.1. Роль и значение
налога для экономики страны 4
1.2. Роль
НДПИ в нефтегазовом секторе и пути его
совершенствования 9
2. Налог на
добычу полезных ископаемых как
один из видов ресурсных платежей 17
2.1. Содержание налога.
Определение количества и стоимости добытых
полезных ископаемых 17
2.2. Порядок исчисления
и уплаты НДПИ 26
3. Структура
НДПИ в общем объеме доходов федерального
бюджета 30
Заключение 34
Список используемой
литературы 35
Приложение 1 37
Введение
Взимание
налогов – древнейшая функция и одно
из основных условий существования
государства, развития общества на пути
к экономическому и социальному процветанию.
Налоги появились с разделением общества
на классы и возникновением государства,
как взносы граждан, необходимые для содержания
государственного аппарата.
В
целях преодоления негативных последствий
воздействия налогов на развитие экономики
возникла объективная необходимость в
анализе структуры и динамики налоговых
доходов в бюджете страны.
Налоги
важнейшая форма аккумуляции
бюджетом денежных средств. Без налогов
нет бюджета; поддержание эластичности
налоговой системы – непременное условие
сбалансированности государственной
казны.
Связь
бюджета и налогов имеет двухсторонний
и неразрывный характер. Налоги как
основной элемент доходов бюджета
обеспечивают финансирование всей структуры
и его расходных статей.
Поэтому
свою работу я посвятила налогу на добычу
полезных ископаемых – одному из самых
доходных налогов поступающих в бюджетную
систему РФ.
В
данной работе особое внимание обращается
на роль и значение данного налога для
экономики страны в целом и добывающих
отраслей в частности. Излагается исторический
аспект развития налогообложения недропользования
в России. Показаны особенности характеристики
объекта обложения данным налогом. Подробно
изложены способы определения стоимости
добытых полезных ископаемых. Рассмотрен
действующий в настоящее время особый
порядок формирования налоговой базы
при исчислении и уплате налога по сырой
нефти. Изложены также особенности уплаты
налога при выполнении соглашений о разделе
продукции.
Глава
1
Роль
и значение налога
на добычу полезных
ископаемых для экономики
страны
1.1.
Роль и значение налога
для экономики страны
Формирование
государственной политики в области
воспроизводства, использования и
охраны природных ресурсов становится
обязательным условием успешной реализации
экономической реформы в стране. Территория
России составляет около 1/8 части мировой
суши. Мы занимаем третье место в мире
после Австралии и Канады по землеобеспеченности
и площади пашни на одного жителя. Однако
состояние наших земельных ресурсов оценивается
как неблагополучное, значительная их
часть нуждается в восстановлении плодородия.
В России сосредоточено более 20% мировых
запасов пресных и подземных вод, но современное
состояние водных источников и систем
централизованного водоснабжения в силу
многих причин также не гарантирует требуемого
качества питьевой воды.
Российская
Федерация занимает одно из ведущих
мест в мире по запасам минерального
и топливно-энергетического сырья:
разведанные запасы нефти, газа, угля
достигают 13 – 36% общемировых; железных
и никелевых руд – 30% мировых запасов. Воспроизводство
же минерально-сырьевой базы год от года
ухудшается. Леса России составляют 22%
лесных ресурсов планеты. Лесные массивы
занимают 69% территории страны. Ценные
хвойные породы составляют 72% лесного
фонда. Однако заготовка древесины в последние
годы снижается, ежегодные заготовки значительно
ниже выделяемых расчетных лесосек, много
древесины теряется при лесопользовании.
Большие потери лесных ресурсов обусловлены
низкой технической оснащенностью службы
охраны лесов. Постоянно уменьшаются объемы
лесовосстановительных работ.
В
современных условиях развитие и
эффективное использование природно-сырьевой
базы России становится главным фактором
роста ее экономики. Поэтому платежи за
пользование природными ресурсами в системе
факторов реализации природно-ресурсной
политики государства являются особо
значимыми. Платежи за природные ресурсы
установлены с целью экономического регулирования
природопользования стимулирования рационального
и комплексного использования различных
видов природных ресурсов и охраны окружающей
среды, формирования денежных средств
для охраны и воспроизводства природных
ресурсов в условиях рыночной экономики.
Они призваны оказать стимулирующее влияние
на повышение эффективности использованиям
охраны земель, лесов, водных объектов
и недр, добычи и рационального использования
минерально-сырьевых ресурсов и продуктов
их переработки.
Отметим,
что термин «платежи за природные ресурсы»
не совсем точно отражает экономическое
содержание этих платежей, так как в соответствии
с действующим законодательством это
более общее понятие, включающее как налоговые
платежи и сборы, так и неналоговые доходы
бюджета. К первым в редакции Налогового
кодекса относится: налог на добычу полезных
ископаемых (НДПИ).
Указанный
налог был введен в целях совершенствования
и упрощения системы налогообложения
пользования природными ресурсами, расширения
практики применения рентных принципов
налогообложения в этой сфере.
Поэтому
одновременно с введением этого
налога отменены действовавшие плата
за пользование недрами, отчисления на
воспроизводство минерально-сырьевой
базы и акциз на нефть и газ.
Кроме
того, введение налога на добычу полезных
ископаемых позволяет в определенной
мере решить проблему правильной оценки
факторов ценообразования для целей налогового
контроля, в том числе трансфертных цен
в нефтяном секторе экономики. Дело в том,
что сложившаяся система реализации нефти
для дальнейшей переработки вертикально
интегрированными компаниями позволяет
в широких масштабах использовать трансфертные
цены, которые значительно ниже рыночных,
что приводило к потере доходов бюджетов
всех уровней, в частности за счет уменьшения
поступлений платы за пользование недрами
при нефтедобыче, размер которых напрямую
зависил от уровня цен реализации. Ввёдение
налога на добычу полезных ископаемых
было направлено также на решение задачи
экономического принуждения природопользователей
к бережному и экономному использованию
природных ресурсов. Поступления данного
налога должны стать основным источником
для финансирования общегосударственных
мероприятий по воспроизводству и сохранению
окружающей природной среды.
Изменение
порядка налогообложения недропользования
по замыслу его разработчиков
позволит обеспечить снижение налогового
бремени без потерь доходов бюджетной
системы, что должно положительно сказаться
на создании благоприятного инвестиционного
климата.
Отдельные
элементы платности природопользования
имели место еще в условиях
централизованного управления экономикой,
когда практически отсутствовала
налоговая система. Вместе с тем наличие
платежей за природные ресурсы в Советском
Союзе не имело практически никакого экономического
эффекта, поскольку установленные платежи
в силу их незначительности в условиях
полного отсутствия у предприятий финансовой
самостоятельности не играли ни фискальной,
ни стимулирующей, ни социальной роли.
В
российской налоговой истории платность
недропользования была введена в 1991
г., после того как был принят Закон
РФ «О недрах». При этом необходимо
подчеркнуть, что налоги, связанные с использованием
природных ресурсов, так же как и в советское
время, были не слишком ощутимы для налогоплательщиков
и не имели серьезного фискального значения
для государства, за исключением, пожалуй,
акциза. Именно Законом РФ «О недрах» были
установлены основные виды налогов за
использование недр (кроме акцизов на
минеральное сырье).
Таким
образом, до принятия специальной главы
второй части НК РФ вопросы платности
пользования природными ресурсами
были включены не в законодательство
о налогах и сборах, а в законодательство
о природопользовании. При этом важнейшие
положения налогообложения природопользования
имели рамочный характер и не давали четкого
определения основных элементов налогообложения
при исчислении налогов, взимаемых при
пользовании природными ресурсами. При
этом все важнейшие элементы налогообложения
природопользования, в том числе определение
объектов обложения, налоговой базы, ставок
налогов, налоговых льгот и некоторых
других, устанавливались межведомственными
инструкциями. По отдельным же платежам,
например таким, как плата за пользование
недрами, ставки налога регулировались
в лицензионных соглашениях, т.е. определялись
органами исполнительной власти совместно
с налогоплательщиком. Вместе с тем согласно
ст. 17 части первой НК РФ, вступившей в
силу с января 1999 г., налог считается установленным
лишь в том случае, когда определены законодательно
налогоплательщики и все элементы налогообложения.
Таким образом, налоги, связанные с использованием
природных ресурсов, три года фактически
являлись незаконными.
Кроме
того, законодательство о недропользовании
допускало внесение налогов в
бюджет не только в денежной, но и
в натуральной форме, т.е. добытыми
полезными ископаемыми, что также
противоречило основным положениям
НК РФ. Все это вызвало острую необходимость
их включения во вторую часть Кодекса
в качестве самостоятельных налоговых
платежей. С принятием Закона о налоге
на добычу полезных ископаемых в перспективе
фискальное и регулирующее значение налогообложения
природопользования должно, безусловно,
возрасти.
Роль
налогов в экономике заключается
в выполнении ими определенных функций:
–
фискальная функция НДПИ выражается в
том, что налог на добычу полезных ископаемых
является одним из источников формирования
доходной части федерального бюджета,
бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов;
–
регулирующая функция НДПИ предполагает,
что рассматриваемый налог выступает
в качестве инструмента распределения
и перераспределения валового внутреннего
продукта.
Финансовое
значение платежей за пользование природными
ресурсами огромно – они являются важнейшим
и одним из самых объемных источников
поступлений доходов в различные уровни
бюджетной системы. Суммы природоресурсных
платежей и их доля среди доходов бюджета
с каждым годом повышается.
Налог
на добычу полезных ископаемых поступает
в доход федерального бюджета, бюджетов
субъектов Федерации [Приложение1].
Сумма налога по всем добытым полезным
ископаемым, за исключением углеводородного
сырья и общераспространенных полезных
ископаемых, распределяется следующим
образом:
•
40% — в доход федерального бюджета;
•
60% — в доход бюджета субъекта
Федерации.
Налог
по добытым полезным ископаемым в
виде углеводородного сырья (за исключением
газа горючего природного) распределяется
следующим образом:
•
95% суммы налога — в доход федерального
бюджета;
•
5% суммы налога — в доход бюджета
субъекта Федерации.
Средства
от налога по газу горючему природному
в полном объеме поступают в доход
федерального бюджета.
При
добыче общераспространенных полезных
ископаемых полная сумма налога подлежит
уплате в доход бюджетов субъектов Федерации.