Родительский лекторий о привычках полезных и вредных

Родительский лекторий о привычках полезных и вредных thumbnail

Лекторий   1. Тема: “Профилактика вредных привычек у подростков”.

Цель: объединить усилия школы и семьи в профилактике вредных привычек у  школьников.

Ход лектория.

Вступительное слово классного руководителя.

        Здравствуйте, уважаемые родители. Спасибо большое всем Вам за то, что нашли время прийти на очередное собрание. Сегодня оно посвящено одной из самых актуальных проблем – профилактике вредных привычек у подростков.

План лектория.

1.        Значение вредных привычек в жизни школьников.

2.        Советы психолога “Как уберечь своего ребёнка от пагубных привычек”.

         Многие родители уверены в том, что их дети ничего не знают об алкоголе, сигаретах, наркотиках. Многие уверены, что еще рано беседовать своими детьми на такую “трудную тему”. А между тем факты свидетельствуют о том, что уже к 7-9 годам мальчики и девочки неплохо осведомлены в отношении одурманивающих средств и уже в 8-10 лет зафиксированы случаи употребления наркотиков. Что касается наркотиков, то в настоящее время по данным социологических опросов до 40% подростков имеют опыт употребления наркотиков, причем первая проба у 41% происходила в возрасте от 11 до 14 лет. Подростки злоупотребляют в 7,5 раза чаще, чем взрослые.

           Младшие школьники знают и могут перечислить довольно много марок табачных изделий, наименований алкогольных напитков. Они неплохо представляют и то как никотин и алкоголь действуют на организм человека, даже если личного опыта использования этих одурманивающих веществ у них нет. Эта информированность детей носит довольно противоречивый характер. С одной стороны подростки знают, что употребления алкоголя, курение, а тем более наркотики опасны для здоровья человека. Объяснить же, чем они опасны дети, конечно, могут еще не все.

             С другой стороны, они чуть ли не ежедневно являются свидетелями сцен, демонстрирующих привлекательность одурманивающих веществ или, во всяком случае, их “безвредность”: яркая реклама пива по телевизору, праздничное застолье дома, запомнившиеся герои кинофильма с дымящейся сигаретой. В сознании ребенка возникает информационный диссонанс – одновременное присутствие противоречивых сведений об одурманивающих веществах. Именно это противоречие является основой для возникновения любопытства к курению, алкоголю, наркотикам.

              Ребенку становится интересно, так что же на самом деле происходит? Опасны или не очень курение, алкоголь? Многие дети говорят о том, что хотели бы попробовать покурить, не прочь выпить немного пива, другие на самом деле идут на этот шаг.

              Родителям необходимо быть очень внимательными к своему ребенку. Если у него возникают проблемы с учебой, во взаимоотношениях со сверстниками, надо их незамедлительно решать, не откладывая на завтра. Нельзя допустить, чтобы у ребенка сформировался комплекс неполноценности, ненужности, который может привести к тому, что он будет искать любые возможности, чтобы компенсировать позицию отстающего.

Наиболее типичной схемой поведения подростков является реакция имитации, или подражания. Дети часто копируют черты, действия человека, который является для них авторитетом. Как правило, это люди старше по возрасту. А поскольку взрослых ребенок часто видит с сигаретой, то и воспринимает курение как атрибут взрослой жизни. В этом возрасте безусловным авторитетом для ребенка являются его родители. Не случайно в семьях, где есть курильщики, дети раньше и чаще приобщаются к пагубной привычке. Зачастую родители даже не пытаются прекратить курить в присутствии ребенка. А дети оценивают ситуацию таким образом: если родители курят, ничего страшного в том нет.

         Еще одна поведенческая реакция – это демонстрация своей взрослости, отражающая стремление к самостоятельности. Зачастую способом такой демонстрации становится курение, знакомство с алкоголем или даже употребление наркотиков. Таким образом, родители должны уяснить, чтобы ребенок нашел другие, не опасные для него способы самоутверждения, необходимо создать условия, при которых он сможет почувствовать свою значимость, самостоятельность. Это может быть спорт, занятия техническим творчеством, помощь родителям по дому, забота о старших или опека младших в семье и т.д.

      Родители должны знать и о том, что определенные факторы, повышающие риск знакомства подростка с одурманивающими веществами.

    Завершая наш непростой разговор, хочется подчеркнуть, что семья способна сформировать у ребенка устойчивость к пагубным привычкам, но вместе с тем, необдуманная, безответственная позиция родителей вполне может спровоцировать возникновение пагубное пристрастия.

     Семейная профилактика вредных привычек у детей сводится, прежде всего, не столько к беседам об опасности одурманивающих веществ, сколько к формированию у них свойств и качеств, обеспечивающих успешную социальную адаптацию, дающих возможность детям решать возникающие проблемы и реализовать свои потребности без помощи курения, алкоголя наркотиков. В первую очередь это формирование у ребят культуры здоровья. Научить ребенка бережно относиться к своему здоровью, строить гармонично свои отношения с окружающим миром – важнейшая задача нас – родителей.

          Очень надеемся, что вы с пользой для себя провели время. Благодарим за сотрудничество в воспитании и обучении наших детей.

Источник

Родительский лекторий

в 8 классе “Вредные привычки подростков и их профилактика”

Цель: повышение уровня знаний родителей(законных представителей)по вопросам профилактики вредных привычек.

Задачи: расширение знаний о причинах появления вредных привычек, привлечение родителей к профилактической работе по предупреждению вредных привычек.

Оборудование: презентация, анкета для родителей.

Эпиграф: Знаешь сам – поведай детям, ты за них пока в ответе.

Ход лектория

Презентация

1 слайд. Вредные привычки и их последствия – это тема, которая все больше волнует и тревожит наше общество. Подростки и юноши представляют собой, как мы знаем, группу повышенного риска.

2 слайд. В этом возрасте дают о себе знать: перестройка организма, становление личности, неопределенность социального положения.

Сознательная дисциплина и самоконтроль, которые помогают взрослому человеку регулировать свои поступки, находятся еще не на должном уровне. А обычное послушание ушло во времена детства. К тому же не хватает и жизненного опыта, чтобы правильно разобраться в приоритетах и ценностях, появляющихся в мире подростков по мере их взросления

3 слайд. В жизни человека, вредных привычек достаточно много. Одни доставляют неудобство не только самому себе, но и другим. Среди них есть особые, которые превращаются в пагубные пристрастия. Это курение, алкоголь, наркотики. Эти пристрастия обладают исключительной и губительной силой. Помимо того что они разрушают здоровье человека, алкоголь и наркотики являются еще и разрушителями личности.

4 слайд. Веществ, оказывающих на психику человека наркотическое действие, в природе достаточно много: никотин, этиловый спирт, опиум, гашиш, героин и многие другие наркотики, которые получены искусственным путем. Помимо обезболивающего и усыпляющего эффекта они вызывают еще и особое психическое состояние под названием “эйфория”. Человек ощущает прилив сил и бодрости, приятное возбуждение улучшает его настроение.

Курение

5 слайд. Подрыв здоровья подростков начинается с курения. Под курением подразумевают болезненное пристрастие человека к наркотическому веществу – никотину. Родина табака – тропическая Америка. Его семена в 1496 году привезли в Европу члены экспедиции Колумба. И европейцы стали приобщаться к новому обычаю – курению. О том, что этот обычай вреден, испанцы писали еще в 1535 году. Табачное нашествие оказалось слишком сильным, привычка курить все больше укоренялась, а торговля табаком приносила огромные прибыли.

В Россию табак завезли иностранные купцы в XVI веке. Курение стало модным, а для некоторых уже просто необходимым. Курение табака приравнивают к наркомании. Благодаря никотину (веществу, которое обладает специфическим действием на вегетативную нервную систему) человек испытывает своеобразное эйфорическое состояние.

6 слайд. Курение отрицательно влияет: на нервную систему; дыхательный центр.

7 слайд.

При курении особенно страдает сердечнососудистая система.

Подвержены изменениям и другие сосуды (развивается атеросклероз).

8 слайд. Нарушение питания подкожных сосудов ведет к преждевременному старению и желтой коже лица. Иммунитет у курильщиков ослаблен. 80% курящих страдают одной из форм заболевания легких. По статистике до 4 млн. человек в мире умирает ежегодно от табака.

9 слайд. Так как у подростков легкие еще не сформированы, они особенно страдают от курения. У молодых курильщиков ухудшаются процесс запоминания и внимание. Нарушаются работоспособность, зрение, слух, обоняние.

10 слайд. Личный пример старших и так называемое пассивное курение вовлекают детей в это пагубное пристрастие. Некурящие вдыхают 50% дыма во время курения другими людьми.

В результате получается, что из 10 выкуренных в помещении сигарет одна приходится на пассивного курильщика. “Пассивные курильщики” страдают от головной боли, головокружений, аллергии. И особенно опасно, если этими “пассивными курильщиками” являются дети. Они чаще утомляются, их сердцебиение учащается, работоспособность резко понижается.

11 слайд. Курение в присутствии людей, которые не переносят табачный дым, которым он вреден, является одним из проявлений невоспитанности и антисоциального поведения.

12 слайд. Никотин, хоть и слабый наркотик, вызывает быструю и сильную зависимость, отсюда и сложность отказа от курения. В стране разработаны некоторые меры по борьбе с курением (запрет на курение в школах, общественных местах, на некоторых рабочих местах; запрещение рекламы табачных изделий и их продажи несовершеннолетним, предупреждения Минздрава, антиникотиновая пропаганда и т.д.). Но лучшая мера – это воспитание с раннего возраста неприятия курения. И в этом вопросе главная роль принадлежит родителям.

13 слайд. Девушки должны знать – что большинство молодых людей с возмущением воспринимают мысль о том, что его будущая жена будет курить.

Алкоголь

14 слайд. В глубокой древности человечество употребляло спиртные напитки в виде виноградных вин. Винный спирт был получен в IX веке арабами, а в

XI веке – итальянцами. В Россию спиртные напитки завезли иностранные купцы в XVI веке

15 слайд. Ученые, изучающие проблему алкоголизма, вполне обоснованно считают неправомерным разделение спиртных изделий по степеням их вредного воздействия на организм, поскольку среди них нет безвредных.

Всем известно, что производители пива, рекламируя свой товар, стремятся увеличить приток покупателей тем, что пиво не алкогольный, а слабоалкогольный, якобы безвредный и чуть ли не полезный “напиток”. И это несмотря на то, что за последние годы содержание алкоголя в пиве достигает в некоторых сортах 14% (т.е. соответствует по спиртосодержанию винам).

Несмотря на то, что главный санврач России Г.Онищенко от лица всей медицины выступил в “Учительской газете” со статьей о вредных последствиях потребления пива. Рост потребления пива в стране происходит “за счет подростков и женщин детородного возраста”.

16 слайд. Еще хуже ситуация с энергетическими коктейлями. Здесь, к такому же количеству спиртного, добавляется кофеин в размере четырех чашек крепкого кофе на банку.

Молодежь подсела на эти энергетики — это считается модным. Дети и подростки в особой опасности, потому что их организм привыкает к алкоголю намного быстрее, чем взрослый. Испытав сомнительное алкогольное удовольствие в раннем возрасте, можно остаться рабом “зеленого змия” на всю жизнь.

17 слайд. Многие молодые люди рано начинают дружить со “змием”.

18 слайд. Алкоголь наносит большой урон здоровью человека

Страдает деятельность всех внутренних органов (гипертония, болезни сердца, язва, цирроз печени и т.д.).

19 слайд. Спазм сосудов сердца и мозга – таков результат приема алкоголя. Из-за перерождения сердечной мышцы – появляется слабость, одышка. Результат поражения сосудов – склероз.

20 слайд. Организм, получающий с раннего возраста алкогольные дозы, не может вырасти здоровым. Алкоголь вызывает обострение заболеваний почек и мочевыводящих путей, снижает сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, особенно туберкулезу.

21 слайд. Есть три стадии опьянения. При легкой (кружка пива, стакан вина, рюмка водки) в крови находится 0,05-0,07% алкоголя. Если в составе крови 1,2% процента алкоголя, то это можно уже назвать опьянением средней тяжести. При 2,5-3% наступает тяжелая степень опьянения.

22 слайд. Некоторые подростки начинают беспечно экспериментировать с алкоголем. Детям и подросткам не стоит не только дружить, но и даже знакомиться с напитками, которые хоть в какой-то мере содержат алкоголь. Детский организм в силу своей несформированности и слабости сопротивления, подвергается привыканию и разрушительному действию алкоголя в большей степени, чем взрослый.

23 слайд. Многие ребята не умеют или не хотят разумно и интересно организовать свой досуг. У кого-то совершенно ослаблен интерес к познавательной деятельности. Родителям таких детей необходимо обратить особое внимание на эту проблему.

Наркотики

24 слайд. Наркомания была вначале распространена в больших городах, то в настоящее время это стало проблемой и для сельской местности. К тому же она гораздо помолодела: 10-12-летние дети пополняют ряды наркоманов (а средний возраст – 25 лет).

25 слайд. Опий, героин, морфий способствуют формированию высокой степени зависимости организма, как физической, так и психической.

26 слайд. Наркотики приводит к гибели более 34 тысяч человек в России ежегодно. Наркотическая зависимость может наступить уже через 3-7 дней приема. Жизнь наркоманов коротка – 3-5 лет, не более. А смертность среди юных наркоманов увеличилась за последние годы в 42 раза.

27 слайд. Употребление подростком наркотиков может начаться с игнорирования взрослыми его проблем.Говорите с ними, говорите обо всем. Спрашивайте, интересуйтесь. Вы всегда должны знать, где проводит время ваш хоть и повзрослевший, но все-таки ребенок. Задумайтесь над тем, насколько хорошо вы знаете своего ребенка, его мысли, взгляды, желания и пристрастия. Что его мучает, чего он хочет от жизни, к чему стремится?

Выводы

28 слайд. На формирование вредных привычек у подростков отрицательно влияют:

• дефекты воспитания (отрицательный пример родителей, разрешение родителей принимать алкоголь в их присутствии, организация досуга и отдыха подростков);

• обычаи и традиции семьи (праздничные застолья);

• оценка отказа выпить как проявление недоброжелательности по отношению к другим;

• давление компании и наличие в ней отрицательных “авторитетных” людей как примера для подражания;

• нравственная незрелость подростков.

29 слайд. Как же предотвратить надвигающуюся беду? Как отреагировать на то, что сын (дочь) стали употреблять алкоголь или наркотики?

Прежде всего вооружитесь знаниями. Старайтесь как можно больше узнать об алкогольной и наркотической зависимости, последствиях и методах лечения.

Не замалчивайте тему курения, алкоголя и наркотиков, как будто таких проблем не существует или они никогда не смогут коснуться ваших близких.

Говорите с подростками обо всем, убеждайте, обосновывайте свои выводы, приводите факты.

Предоставьте подростку высказать свою точку зрения по любому из интересующих его вопросов, выслушайте его, терпеливо все разъясните.

30 слайд. Проводя профилактические беседы, вы должны ознакомить подростков с последствиями употребления алкоголя и наркотиков.

31 слайд. Самое главное – это ваше воспитание, поддержка и любовь.

Ваш ребенок, состоявшийся как нравственная и успешная личность, – самая высокая мера оценки вашего жизненного пути.

Анкетирование родителей Анкета для раннего выявления родителями зависимости у детей

Высказывание о бессмысленности жизни.

50

Разговоры о наркотиках.

100

Отстаивание своего права на употребление наркотиков.

200

3. Сталкивались ли вы с:

Пропажей лекарств из домашней аптечки.

100

Пропажей из дома ценных вещей, книг, одежды, денег и т.п.

200

4. Случалось ли с вашим ребенком:

Нарушения общественного порядка, происходящие в состоянии опьянения (в т.ч. алкогольного)

100

Задержание в связи с употреблением опьяняющих веществ на дискотеках, вечеринках и т.п.

150

Задержание в связи с правонарушениями в состоянии опьянения.

200

Совершение кражи.

200

Задержание в связи с хранением, перевозкой, приобретением или сбытом наркотиков.

500

Если суммарная оценка обнаруженных Вами признаков превышает 1000 баллов, можно с большой вероятностью предположить химическую зависимость.

Для окончательного разрешения сомнений рекомендуются следующие действия:

Собрать максимум информации о сложившейся ситуации – поговорить с друзьями, педагогами и т.д., однако прямо не делиться с ними своими подозрениями.

Попытаться вызвать ребенка на откровенный разговор (лучше это сделать тому человеку, с которым у ребенка имеются доверительные отношения).

Обратиться к специалистам (в специализированные центры по профилактике нарко- и алкогольной зависимости или к подростковому наркологу, психологу, психотерапевту).

Не оставлять проблему без внимания, переключиться на режим оказания помощи ребенку со сформированной зависимостью.

Симптомы употребления детьми психоактивных веществ (ПАВ)

Определить, употребляет ваш ребенок ПАВ или нет сложно, особенно если ребенок сделал это в первый раз. Стоит насторожиться, если проявляются разные виды признаков.

Физиологические признаки:

Бледность или покраснение кожи;

Расширенные или суженные зрачки, покрасневшие или мутные глаза;

Несвязная, замедленная или ускоренная речь;

Потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи;

Хронический кашель;

Плохая координация движений (пошатывание или спотыкание);

Резкие скачки артериального давления;

Расстройство желудочно-кишечного тракта.

Поведенческие признаки:

Беспричинное возбуждение, вялость;

Нарастающее безразличие ко всему, ухудшение памяти и внимания;

Уходы из дома, прогулы в школе по непонятным причинам;

Трудности в сосредоточении на чем-то конкретном;

Бессонница или сонливость;

Болезненная реакция на критику, частая и резкая смена настроения;

Избегание общения с людьми, с которыми раньше были близки;

Снижение успеваемости в школе;

Постоянные просьбы дать денег;

Пропажа из дома ценностей;

Частые телефонные звонки, использование жаргона, секретные разговоры;

Самоизоляция, уход от участия в делах, которые раньше были интересны;

Частое вранье, изворотливость, лживость;

Уход от ответов на прямые вопросы, склонность сочинять небылицы;

Неопрятность внешнего вид.

Очевидные признаки:

Следы от уколов (особенно на венах), порезы, синяки;

Бумажки и денежные купюры, свернутые в трубочки;

Закопченные ложки, фольга;

Пачки лекарств снотворного или успокоительного действия.

Итог.

Будьте внимательны к детям, настаивайте ребенка на здоровый образ жизни. Здоровый образ жизни – это поведение, стиль жизни, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья. Научите ребенка бережно относиться к своему здоровью.

Источник