Рисунок полезные ископаемые для 3 класса
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ № 152» КИРОВСКОГО РАЙОНА Г.КАЗАНИ
Методическая разработка урока по предмету «Окружающий мир» в 3 классе.
(метод проекта и проектной деятельности)
Учитель первой квалификационной категории
Пилишкина Ольга Александровна
2015г.
Пояснительная записка.
Данный урок разработан в системе уроков окружающего мира по рабочей программе, составленной в соответствии с основными положениями федерального государственного стандарта начального образования нового поколения в рамках УМК «Планета знаний» по учебнику Г.Г. Ивченковой , И.В. Потапова «Окружающий мир» с применением метода проекта и проектной деятельности.
Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Проект – это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создание разного рода теоретического продукта. Это всегда творческая деятельность. В основе метода проектов лежит развитие познавательных творческих навыков учащихся, умения самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Проектная деятельность младших школьников способствует:
· обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
· развитию творческих способностей и активности учащихся;
· адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
· формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
· Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно.
Урок проведен в рамках городского семинара «Методический портфель заместителя директора по учебной работе как оценка деятельности учителя» 27.11.2014.
Тема урока: Полезные ископаемые. Их использование, добыча и защита.
Цели урока: способствовать формированию представлений о полезных ископаемых, их значении в жизни человека;
создать условия для тренировки наблюдательности, развития внимания, памяти, творческих и коммуникативных способностей учащихся;
вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий процесс;
учить представлять свой труд в виде презентации (в устной форме и в электронном виде);
воспитание интереса к творческому взаимодействию при совместной работе;
воспитание любви к родному краю и познанию его истории
Задачи: активизация, актуализация и систематизация знаний, полученных при изучении темы «Полезные ископаемые».
Планируемые результаты:
Регулятивные: понимают свое продвижение в овладении темы, понимают цель выполняемых заданий, ставят учебную задачу под руководством учителя;
Намечают план выполнения заданий на уроках и во внеурочной деятельности (под руководством учителя)
Познавательные: различают методы познания окружающего мира по его целям (наблюдения, опыты), сравнивают различные объекты, сопоставляют их свойства по одному или нескольким признакам, обобщают, делают выводы.
Коммуникативные: умеют работать в группе, слушают, понимают других, высказывают свою точку зрения, задают вопросы друг другу, договариваются, приходят к общему решению.
Мотивация учебной деятельности (орг. момент)
Мне сегодня весело с самого утра, напеваю песенку про свои дела.
А дела прекрасные – все мне по плечу,
И скажу не хвастая горы сворочу.
Никогда не теряй, не теряй своей мечты.
Твердо верь, твердо знай: все на свете можешь ты!
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.
– На прошлом уроке мы с помощью наблюдений во время практической работы узнали о свойствах самых распространенных полезных ископаемых глины и песка. Вспомнив результаты опытов и выводы, сделанные в ходе работы, мы сможем продвинуться дальше.
Отчет групп по проделанным опытам в практической работе (Презентация «Практическая работа «Песок и глина») приложениепрактическая работа.pptx
Отчет 1-ой группы по опыту № 1.(слайд №2,3,4)
Цель опыта: определить цвет песка и глины, описать их внешний вид.
Вывод: песок – твердое вещество желтого цвета, состоит из мелких крупинок, рыхлый, сыпучий
Отчет 2-ой группы по опыту №2 (слайд №5,6)
Цель опыта: определить наличие запаха у песка и глины
Вывод: песок не имеет запаха, сухая глина без запаха, влажная глина имеет запах.
Отчет 3-ей группы по опыту № 3 (слайд № 7,8)
Цель опыта: выявить способность песка и глины пропускать воду
Вывод: песок хорошо пропускает воду, а глина не пропускает.
Отчет 4-ой группы по опыту №4 (слайд № 9,10)
Цель опыта: проверить вязкость песка и глины
Вывод: шарики из песка быстро рассыпались, шарики из глины остались прочными и твердыми.
Вывод: (слайд 11) Свойства песка и глины:
– Как человек использует все эти свойства песка и глины?
3. Постановка учебной задачи.
-Сегодня пройдет форум творческих групп, которые постараются ответить на вопросы:
– Что такое песок и глина?
– Как человек использует эти полезные ископаемые?
– Каким способом их добывают?
– Какое месторождение полезных ископаемых находится на территории нашего поселка?
4. Защита проектов (выступление творческих групп).
Проект «Песок и глина» (группа Колсановой Юли) (электронная презентация) приложениеКолсанова Юля.pptx
Вопрос группы классу: Что можно сделать из песка?
Проект « Песок и глина» (группа Куренковой Саши)
устная презентация приложениеКуренкова Саша.docx
Вопрос группы классу: Как используют песок и глину в строительстве?
Проект « Песок» (группа Каримуллиной Эльзы) электронная презентация приложениеКаримуллина Эльза.ppt
Вопрос группы: какими способами получают изделия из стекла?
Проект «Глина» (группа Паленова Максима) (электронная презентация) приложениеПаленов Максим.pptx
Вопрос группы классу: какие виды глины вы запомнили?
Проект «Ярмарка» (проект-выставка изделий из глины) (группа Хакимуллиной Софии) под фонограмму песни «Гармошка» выходят участники группы и представляют изделия из глины, рассказывая об их применении.
Проект « История песчаного карьера поселка Юдино» (группа Фоменко Алеши) (электронная презентация)приложениеФоменко Алеша.pptx
Вопрос группы классу: Какие полезные ископаемые добывали в нашем поселке?
-Как образовалось озеро Изумрудное?
Экологический проект «Сохраним наше озеро» (группа Потапова Васи) (проект-стенгазета)
Вопрос группы классу: что можем сделать МЫ, чтобы наше озеро и лес вокруг него оставались чистыми?
5. Рефлексия и саморефлексия учебной деятельности.
– Какую задачу ставили на уроке?
-Удалось ли решить ее?
– Где можно применить новые знания?
– Что на уроке у вас хорошо получилось?
– Над чем еще вы хотели бы поработать?
Когда мы говорим “камни”, мы имеем в виду минералы и горные породы. Минералы – это твердые природные вещества, минералы являются составной частью горных пород. Камни с древности выручали людей. Из них строили жилище, орудия труда, делали даже оружие в каменном веке. Некоторые породы используются как топливо, из полудрагоценных и драгоценных камней делали и делают по сей день украшения. Не зря тему “минералы и горные породы” дети начинают изучать еще в первом классе, а потом повторяют и закрепляют во втором, третьем, четвертом. Поможет определиться в мире камней атлас-определитель
наподобие атласа Плешакова. В нем есть рисунки, по которым камень можно легко идентифицировать, найти его название. А так же вы многое узнаете о некоторых из них.
Некоторые минералы в природе образуют кристаллы – это такие фигуры с ровными гранями, некоторые образуют вкрапления в горную породу, а другие могут встретиться в природе в виде больших камней.
Самоцветы
Яркие, красивые камни люди зовут самоцветами. Из них делают украшения и поделки. Некоторых минералов так мало в природе и их так трудно добыть, поэтому изделия из них очень дорогие, это драгоценные (или ювелирные) камни. Те, что встречаются чаще – полудрагоценные (топаз, малахит, опал, аметист). Еще чаще – поделочные, из них делают статуэтки, шкатулки, сувениры (агат, яшма, селенит, оникс).
Драгоценных камней не так уж и много, к примеру, алмаз, сапфир, рубин, изумруд. Камни шлифуют, нанося на них грани, и от этого природный кусок минерала становится гораздо красивее. Ограненный алмаз называется бриллиант.
Но камни годятся не только на украшения. Из отходов от обработки алмазов, а это как известно самый твердый минерал, делают инструменты для резки стекла. Раньше рубины использовали в производстве лазеров, теперь их заменили искусственные рубины.
Малахит – ярко-зеленый минерал с красивым темным рисунком. Раньше в больших количествах добывался на Урале, в горах. В сказах Бажова воспет труд мастеров, обрабатывающих уральский малахит. Из малахита изготавливали украшения, шкатулки, и даже вазы и статуэтки.
Янтарь – это окаменевшая смола деревьев. Она сохраняет свой желто-оранжевый цвет и прозрачность. Иногда в янтаре встречают разных насекомых, которые увязли в смоле многие годы назад.
Коралл – это скелет морских обитателей, коралловых полипов. Кораллы похожи на окаменевшие пористые ветви дерева разных цветов от желтоватого до красного и даже черного. Из кораллов делают украшения.
Жемчуг – это не минерал и не горная порода, хотя на вид похож на круглый камушек. Жемчуг вырабатывают морские ракушки – двустворчатые моллюски. Каждая жемчужина покрыта слоем перламутра, она гладкая и блестящая. Бывает белый, розовый и черный жемчуг.
Камни используют и в строительстве в качестве стройматериалов (известняк, песчаник) и отделочных материалов (гранит, мрамор).
Другие минералы и горные породы
Эти камни объединяют под названием полезные ископаемые. Часть из них – минералы, часть – горная порода, а некоторые образовались из лавовой пены или останков растений.
Каменная соль (минерал галИт). Если очистить этот минерал от примесей, получится обычная поваренная соль, которую мы употребляем в пищу. А в природе она встречается в виде огромных кристаллических глыб. Галит очень хрупкий и легко растворяется в воде.
Полевой шпат – минерал, один из самых распространенных на земной поверхности. Цвет камня от желтоватого, зеленоватого до коричневого.
Кварц – минерал, образующий красивые продолговатые кристаллы. Если кристаллы прозрачны, в народе его называют горный хрусталь. Если к тому же они окрашены фиолетовым цветом – это аметист. Если белые – молочный кварц. Есть и много других видов кварца. Они используются для изготовления сувениров и украшений. Кварц входит в состав гранита.
Слюда – слоистый и блестящий минерал. Входит в состав гранита и придает ему блеск.
Песчаник – горная порода, состоящая из зёрен песка, сцементированных глинистым или другим материалом. Песчаник может быть разного цвета, но преобладает серый, желтовато-серый или белый, реже красноватый. Его часто используют в строительстве и дизайне участков.
Кремень. С древних времен этот минерал широко применялся в огнивах — приспособлениях для добывания огня. В связи с этим один из элементов огнива стал называться кремень, хотя сегодня вместо минерала используют закаленную сталь. Кремень, к тому же, легко раскалывается на острые обломки, поэтому ранее первобытные люди его применяли для изготовления орудий труда и острого охотничьего оружия.
Пемза – это окаменевшая лава, пористое вулканическое стекло, образовавшееся в результате выделения газов при быстром застывании раскаленной лавы. Она не тонет в воде. Используется пемза для гигиенической чистки пяточек от сухой кожи и вы ее можете обнаружить у себя в ванной.
Гранит – это горная порода, которая состоит из кварца, полевого шпата и слюд. От соотношения минералов зависит цвет гранита. Красноватые, коричневатые, зеленоватые или рыжеватые вкрапления в граните – это кусочки полевого шпата, темные и блестящие – слюда, белые полупрозрачные – кварц. Камень как-будто зернистый, а зерно по латыни звучит как “гранум”, отсюда и название породы – гранит. Камень твёрдый и прочный.
Известняк – Мел – Мрамор.
Основу известняка составляют останки (панцири, раковины, скелеты) моллюсков и других древних обитателей морей. Они за многие годы под землей измельчились и спрессовались. Но порода все равно не прочная, размывается водой. Используют известняк как строительный камень. Известняк, в котором заметны раковины морских животных и их обломки, называется ракушечником.
Особая форма известняка – мел. Он образован очень мелкими органическими частичками, оставшимися от мертвых морских обитателей. Мел хрупкий, легко крошится. Существуют целые меловые острова, как-будто выросшие из моря.
Мрамор – это отвердевший известняк. Он, как и известняк, состоит из кальцита, но содержит в своем составе еще и примеси. От этих примесей и зависит окраска мрамора – это и полоски разного оттенка, и изогнутые линии. После полировки на поверхности мрамора вырисовывается красивый рисунок, и поэтому его часто используют для декоративной отделки помещений и зданий.
Торф – Бурый уголь – Каменный уголь – Антрацит.
Торф состоит из разложившихся растений, растущих на болотах. Основная его составляющая – мох сфагнум. Торф активно используется и в качестве топлива, и как удобрение, и даже в качестве фильтра для сточных очистительных сооружений.
Со временем торф уплотняется и превращается в бурый уголь.
А если он еще полежит под землей долгие годы, он станет каменным углем. Залежи каменного угля, который люди добывают сейчас, образовались из растений, которые жили на земле миллионы лет назад. Это очень длительный процесс. Каменный уголь используют в качестве топлива.
Со временем каменный уголь становится антрацитом. На антрацитах даже можно иногда увидеть отпечатки древних растений – гигантских папоротников. Из таких растений и получился весь существующий сейчас в мире антрацит.
Железная руда – основной источник получения железа. Она, как правило, черного цвета, слегка блестит, со временем рыжеет, очень твердая, притягивает металлические предметы.
Если говорить о полезных ископаемых, нельзя не упомянуть о нефти, хотя это не камень, не минерал и не горная порода. Нефть – полезное ископаемое вещество, вязкая жидкость темного цвета с запахом бензина, горюча. Нефть образовалась из продуктов распада мелких организмов животных и растений (планктона), живших миллионы лет назад. Ее добывают из самых глубин Земли. Используется для получения топлива, смазок, пластмасс.
Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Презентация по окружающему миру на тему “Полезные ископаемые” 3 класс
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые
2 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые – это горные породы и минералы, которые добывают из недр Земли и её поверхности и используют в хозяйстве.
3 слайд
Описание слайда:
ТОРФ Коричневый Легкий, впитывает влагу Непрозрачный Рыхлый, непрочный, хорошо горит Образуется из остатков растений на болотах
4 слайд
Описание слайда:
Торф – горючее полезное ископаемое, образующееся в процессе естественного отмирания и неполного распада болотных растений в условиях избыточного увлажнения и затруднённого доступа воздуха.
5 слайд
6 слайд
Описание слайда:
песок 1. Твёрдый, сыпучий 2. Коричневого или желтого цвета 3. Не горит 4. В воде не растворяется
7 слайд
Описание слайда:
Песок — осадочная горная порода, а также искусственный материал, состоящий из зёрен горных пород.
8 слайд
9 слайд
Описание слайда:
Каменный уголь
10 слайд
Описание слайда:
1. Твёрдый, но хрупкий 2. Черного цвета, блестит 3. Хорошо и ярко горит 4. В воде не растворяется КАМЕННЫЙ УГОЛЬ
11 слайд
Описание слайда:
Уголь — вид ископаемого топлива, образовавшийся из частей древних растений под землей без доступа кислорода. Уголь был первым из используемых человеком видов ископаемого топлива.
12 слайд
Описание слайда:
Способ добычи угля зависит от глубины его залегания. Разработка ведется открытым способом в угольных разрезах, если глубина залегания угольного пласта не превышает 100 метров.
13 слайд
Описание слайда:
Для извлечения угля с больших глубин используются шахты. Самые глубокие шахты на территории Российской Федерации добывают уголь с уровня чуть более 1200 метров.
14 слайд
15 слайд
Описание слайда:
1. Твёрдый 2. Серого или красного цвета 3. Непрозрачный 4. Зернистый 5. Очень прочный Гранитный массив
16 слайд
Описание слайда:
Гранит— кислая магматическая горная порода. Состоит из кварца, полевого шпата и слюды.
17 слайд
Описание слайда:
Гранит является одной из самых плотных, твердых и прочных пород. Используется в строительстве в качестве облицовочного материала
18 слайд
Описание слайда:
Добыча гранита
19 слайд
Описание слайда:
известняк
20 слайд
Описание слайда:
1. Твёрдый 2. Белого, серого или жёлтого цвета 3. Непрозрачный 4. Плотный 5. Если капнуть каплю кислоты – шипит (выделяется газ) ИЗВЕСТНЯК
21 слайд
Описание слайда:
Известняк – горная порода, состоящая из углекислой извести.
22 слайд
Описание слайда:
Осадочная горная порода. Состоит преимущественно из раковин морских животных и их обломков ракушечника. Известняк широко применялся в качестве строительного материала. Обжиг известняка даёт негашёную известь – древний вяжущий материал, до сего времени применяемый в строительстве.
23 слайд
Описание слайда:
Карстовые пещеры
24 слайд
Описание слайда:
Добыча известняка
25 слайд
26 слайд
Описание слайда:
Алмаз – символ власти, богатства, красоты и мудрости. АЛМАЗ — самородный минерал, кристаллический углерод. Со времени начала промышленной добычи во всём мире добыто около 200 тонн алмазов. Основную массу составляют технические камни; лишь доли процента пригодны для ювелирной обработки.
27 слайд
28 слайд
29 слайд
Описание слайда:
Глина Глина — это вторичный продукт земной коры, осадочная горная порода, образовавшаяся в результате разрушения скальных пород в процессе выветривания.
30 слайд
Описание слайда:
Применение Глина является основой гончарного, кирпичного производства.
31 слайд
Описание слайда:
ГАЗ Бесцветный Прозрачный Хорошо горит
32 слайд
Описание слайда:
Природный газ — смесь газов, образовавшихся в недрах Земли при разложении органических веществ, газ относится к группе осадочных горных пород.
33 слайд
Описание слайда:
При нормальных условиях природный газ находится только в газообразном состоянии. Также природный газ может находиться в кристаллическом состоянии в виде естественных газогидратов.
34 слайд
Описание слайда:
Нефть Нефть— горючая маслянистая жидкость, красно-коричневого, иногда почти чёрного цвета, имеет специфический запах, распространена в осадочной оболочке Земли; одно из важнейших для человечества полезных ископаемых
35 слайд
Описание слайда:
НЕФТЬ 1. Жидкое 2. Черного цвета 3. С резким запахом (бензина) 4. Легче воды 5. Хорошо горит
36 слайд
37 слайд
38 слайд
Описание слайда:
1. Чёрного цвета 2. Твёрдое 3. Непрозрачное 4. Плотное 5. Притягивает металлические предметы Железная руда
39 слайд
Описание слайда:
Железная руда 1.Твёрдое, плотное, непрозрачное полезное ископаемое. 2.Цвет темно-серый, ярко- желтый, пурпурный, ржавый красный. 3.Железную руду используют для изготовления чугуна, который является одним из основных сырьевых ресурсов для изготовления стали.
40 слайд
Описание слайда:
Эта гора железной руды будет использована в производстве стали.
41 слайд
Описание слайда:
Доменная печь используется для получения железа
42 слайд
43 слайд