Рисунок кто важней из полезных ископаемых

Рисунок кто важней из полезных ископаемых thumbnail

Открытый урок

по окружающему

миру в 3 классе

на тему:

«Полезные ископаемые»

hello_html_m48a31c73.jpghello_html_6440299d.jpghello_html_42d719c2.jpghello_html_m27ca2ea8.jpghello_html_36626bfd.jpghello_html_m51fe45a0.jpg

hello_html_300a8d19.jpghello_html_726a8a2f.jpghello_html_6a1a7acc.jpg

2016-2017 уч.год

г.Сергиев Посад

Открытый урок по окружающему миру

Тема урока: Полезные ископаемые

Цель урока: познакомить с разнообразием полезных ископаемых.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, анализировать, делать выводы.

Оборудование: образцы полезных ископаемых.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос

– Расскажите, что составляет основу экономики.

– Какие природные богатства использует экономика?

– Приведите примеры использования природных богатств.

– От чего зависит успех труда в экономике?

III. Самоопределение к деятельности

– Из чего изготавливают автомобили, самолеты, поезда? ( Из стали, металла.)

– Вот построили автомобили, самолеты, поезда, только они сами не поедут и не полетят. Что еще надо для них? (Бензин, горючее.)

– Из чего делают горючее? (Из нефти.) ( Учитель записывает на доске: сталь, нефть.)

– Дополните запись. (Соль, гранит, каменный уголь и т.д.)

Это полезные ископаемые. Сегодня на уроке будем говорить о полезных ископаемых.

  1. Работа по теме урока

  1. Беседа

Полезные ископаемые

– От какого слова произошло слово «ископаемые»? (От слова «копать».)

– Почему они полезные? (Приносят пользу человеку.)

– Прочитайте в учебнике первый абзац текста на с. 46

– Что такое полезные ископаемые? ( Богатства земных кладовых, которые человек использует в хозяйстве.)

– Назовите жидкое полезное ископаемое.

– Назовите газообразное полезное ископаемое.

2. Практическая работа

( Работа проводится в парах. Учитель раздает детям образцы, предлагает определить полезное ископаемое по атласу-определителю.)

– Установите и запишите в рабочей тетради (с.28, № 2) свойства полезного ископаемого: твердое или жидкое, цвет, прозрачное или непрозрачное, плотное или рыхлое. Я вам подскажу, горючее ископаемое или нет.

– Подумайте, где используется это полезное ископаемое. На каких свойствах основано его использование? ( Учитель заносит итоги практической работы в сводную таблицу.) Слайд № 1

Все полезные ископаемые делятся на три группы. (Учитель записывает на доске.)

Горючие Рудные (металлические) Нерудные (строительные )

– Приведите несколько примеров полезных ископаемых для каждой группы.

(Ответ. Горючие: каменный уголь, торф, нефть, природный газ; рудные (металлические): медная руда, железная руда; нерудные (строительные): известняк, глина, песок, гранит.)

( Ученики выступают с устными сообщениями о полезных ископаемых, подготовленными дома.) Слайды № 2,3,4,5,6,7,8,9,10

  1. Беседа

Для чего добывают полезные ископаемые

– Прочитайте в учебнике текст на с. 47.

– Для чего добывают полезные ископаемые? ( Для использования в экономике.)

Как добывают полезные ископаемые

– Прочитайте в учебнике текст на . 48.

– Как называются места, где залегают полезные ископаемые?

– Назовите профессию людей, которые отыскивают месторождения полезных ископаемых.

– Рассмотрите иллюстрации на с. 48-49.

– Какое полезное ископаемое добывают в шахте? ( Каменный уголь.)

– Какие полезные ископаемые добывают в карьере? ( Глину, песок, железную руду, известняк, гранит.)

Железную руду, гранит добывают из недр Земли и на ее поверхности. Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас – с помощью взрывов, затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают.

– Какие полезные ископаемые добывают из скважин? ( Нефть, газ.)

– Почему добывать полезные ископаемые становятся все труднее и труднее?

– Как вы думаете, могут ли иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете? Что же тогда будут делать люди? ( Ответы учеников.)

– А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств? (Сбором металлолома.)

V. Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел,

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

4 (с.30)

– Прочитайте первое предложение.

– Догадайтесь, о каком полезном ископаемом идет речь. ( О нефти.)

– Впишите названия полезного ископаемого в клеточки.

– Продолжайте выполнять задания. ( Газ, глина, руда, песок, гранит, торф, уголь, соль, известняк.)

( После выполнения задания проводится проверка.) Слайд № 11

3 (с.29)

– Прочитайте задание. Заполните таблицу. Поставьте знак «+» в соответствующую графу.

– Глина применяется в строительстве, служит топливом или используется для получения металлов? (Используется в строительстве.)

( После выполнения задания проводится проверка.) Слайд № 12

5 ( с.30)

– Прочитайте задание. Назовите сооружения, где добывают полезные ископаемые.

– Рассмотрите иллюстрации. Соедините стрелками рисунок и название сооружения. ( После выполнения задания проводится взаимопроверка.) Слайд № 13

VII. Рефлексия

Тест

  1. Какое полезное ископаемое горючее?

1)торф 4)глина

2)железо 5)нефть

3)гранит 6)медь

(Ответ: 1,5.)

  1. Какое полезное ископаемое самое прочное?

1)глина 3)известняк

2)торф 4)гранит

(Ответ: 4.)

  1. Что образуется при разрушении гранита?

1)известняк 3)каменный уголь

2)торф 4)песок

(Ответ: 4.)

  1. Какой драгоценный камень является известняком?

1)рубин 3)жемчуг

2)алмаз 4)малахит

(Ответ: 3.)

  1. Камнем плодородия называют:

1)железную руду 3)торф

2)известняк 4)нефть

(Ответ: 3.)

  1. Установите соответствие между полезными ископаемым и способом его добычи.

Каменный уголь Карьер

Нефть Шахта

Глина Скважина

(Ответ: каменный уголь-шахта, нефть-скважина, глина-карьер.) Слайд № 14

VIII.Подведение итогов урока

– Без чего невозможна хозяйственная деятельность человека?

– Кто изучает полезные ископаемые, отыскивает их месторождения?

Мы построили большие города, получили новые материалы, которых в природе нет, например пластмассу, создали различные могучие машины и с их помощью воздействуем на природу, чтобы стать богаче. Добывая полезные ископаемые, люди изменяют поверхность Земли: взрывают горы, роют карьеры, насыпают искусственные холмы отработанной пустой породы. При этом местность, окружающая месторождение полезного ископаемого, становится непригодной для жизни.

– Предложите свое решение этой проблемы. ( Люди должны восстанавливать нарушенный ландшафт. Надо аккуратно удалять почву, чтобы затем, вернув ее на прежднее место, посадить лес, парк)

Помните полезные ископаемые – такое богатство, которое нельзя восстановить, так как оно образовалось в недрах Земли миллионы лет тому назад.

Дети оценивают свою работу на уроке и приклеивают стикеры на плакат.

Домашнее задание

  1. Учебник с.46-49 прочитать текст и подготовить пересказ.

  2. Рабочая тетрадь: с.31, № 6,7,8

Тест выполнил ________________________________

1.Какое полезное ископаемое горючее?

1)торф 4)глина

2)железо 5)нефть

3)гранит 6)медь

2.Какое полезное ископаемое самое прочное?

1)глина 3)известняк

2)торф 4)гранит

3.Что образуется при разрушении гранита?

1)известняк 3)каменный уголь

2)торф 4)песок

4.Какой драгоценный камень является известняком?

1)рубин 3)жемчуг

2)алмаз 4)малахит

5.Камнем плодородия называют:

1)железную руду 3)торф

2)известняк 4)нефть

6.Установите соответствие между полезными ископаемым и способом его добычи.

Каменный уголь Карьер

Нефть Шахта

Глина Скважина

Оценка _______

hello_html_m8a53537.jpghello_html_544a81a1.jpg

hello_html_7ed7a42d.jpghello_html_4c64bc2b.jpg

hello_html_296a93e8.jpg

hello_html_1542e033.jpg

hello_html_c31faef.jpg

hello_html_74aa28ff.jpg

hello_html_6e592394.jpghello_html_777e9faf.jpg

hello_html_58400a.jpghello_html_974ec2b.jpg

hello_html_m3d801cf7.jpg

Источник

1. Фронтальная работа. Коммуникативное воздействие с опорой на визуальную фиксацию.

– Постараемся ответить на первый вопрос урока: что такое «полезные ископаемые»? Где мы можем уточнить значения этих слов? (толковый словарь)

Польза – нужные, необходимые, положительные последствия, выгода.

Копать-

– разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая,

– отваливая землю, делать углубление

– отваливая землю, доставать, извлекать.

– Теперь примените свои знания для пояснения смысла темы нашего урока, выберите главные слова. На доске:

Рисунок кто важней из полезных ископаемых

– Для человека в мире существует множество полезных предметов. Например, дерево. Можем ли его назвать полезным ископаемым? Почему?

(его не добывают из недр земли, не откапывают)

– А клад? Его откапывают из недр земли?

(это не природного происхождения)

– Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

– Всегда ли их надо «выкапывать» из недр земли, или некоторые могут лежать прямо у нас под ногами?

2. Работа в паре. Коммуникативное взаимодействие с опорой на визуальную фиксацию.

– Теперь поработайте в группе и попробуйте дать определение “Полезные ископаемые”. Если затрудняетесь, то можете обратиться к учебнику: страница 60.

3. Фронтальная работа. Подводящий диалог.

– Ребята, везде ли ведется добыча полезных ископаемых?

(Только там, где их много)

– Места, где полезные ископаемые находятся в больших количествах, называются месторождениями (слово на доску)

– Может быть, кто-то из вас знает, как называется профессия людей, которые ищут такие месторождения?

(Геологи – слово на доску).

– Давайте послушаем интересный рассказ о работе геологов

Геологи – это люди, которые путешествуют по разным местам и изучают недра земли. Глубоко под землёй ищут они уголь, нефть, золото, алмазы, железную руду и многие другие полезные ископаемые. Работа геологов очень трудная. Про них говорят: «Держись, геолог, крепись, геолог, ты ветру и солнцу брат!» геологам приходится жить в палатках и готовить пищу на костре. Сейчас геологам помогают, конечно, научные приборы и разные машины. Но всё равно им приходится проходить пешком сотни километров, карабкаться на горные кручи с тяжёлыми рюкзаками за спиной. В рюкзаках специальные молотки, чтобы отбивать куски крепкой горной породы. Иногда земные сокровища таятся в глубоких пещерах. И туда тоже спускаются геологи! Геолог должен уметь находить дорогу по карте, работать по компасу. А какими качествами должен обладать геолог? (ответы детей). А ещё геолог должен быть верным другом! Вот такая это работа!

4. Работа в группе. Коммуникативное взаимодействие. Использование предметных действий.

Если мы знаем, что такое полезные ископаемые и некоторые из них уже назвали, то можем переходить к изучению их свойств подробнее. Сейчас мы эти свойства будем изучать – исследовать (ученик рассказывает и показывает презентацию).

Песок и глина – самые распространённые полезные ископаемые. Образуются они при разрушении различных горных пород под действием солнца, воды и ветра. По цвету песок и глина отличаются друг от друга. Рассмотрите эти полезные ископаемые. Песок бывает чаще жёлтый, иногда серый, а глина коричневая, иногда белая. Песок состоит из отдельных крупинок разной величины: одни крупнее, другие помельче. Крупинки между собой не скреплены, поэтому песок может пересыпаться с одного места на другое. Докажите это свойство песка. Значит песок сыпучее вещество. Глина же состоит из мелких частичек, похожих на чешуйки, сильно скреплённых между собой. Поэтому глину нельзя пересыпать. Сравните сырую и сухую глину. Имеет ли она запах? Обладает ли она связывающим свойством?

Песок и глину человек издавна использует в строительстве. Из глины с добавлением песка изготовляют кирпич и разнообразную посуду. Песок идёт для строительства дорог, его добавляют в цемент, используют при производстве стекла. Песок и глина – важные полезные ископаемые. Они встречаются всюду: в одних местах больше, в других меньше.

– Найдите у себя на парте загадки о песке и глине. Зачитайте. (заполнение таблицы в тетради).

Физминутка

По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по этой же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим,

До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!

– Продолжаем дальше работать. Практическая работа: определяем основные свойства гранита (работа в парах).

Задания: – определить цвет гранита, рассмотреть под лупой из чего он состоит?; – попробуйте разъединить зёрна гранита, удалось ли вам это сделать? – опустите кусочек гранита в воду, что наблюдаете? (ответы детей)

Ученик рассказывает о граните (презентация).

Гранит – очень прочная горная порода, серого или тёмно-красного цвета. Эта порода состоит из отдельных зёрен: кварца, слюды и полевого шпата. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Гранит тяжелее воды.

Добывают гранит в горах, иногда на равнинах, где он выходит на поверхность. В нашей стране очень много гранита. Есть даже горы, которые целиком сложены из гранита.

Так как гранит очень прочная горная порода, то его используют в строительстве. Из него строят фундаменты зданий, опоры мостов, ступеньки, им мостят дороги. Гранит хорошо полируется. Как вы понимаете это выражение? В таком виде гранит используется для украшения зданий, станций метро. Из гранита сооружают памятники. (заполнение таблицы в тетради)

– Найдите загадки о граните.

– Какое полезное ископаемое ждёт своей очереди?

Практическая работа.1.Возьмите кусочки известняка и рассмотрите их. 2.Определите цвет известняка. 3.Рассмотрите под лупой, из чего он состоит? 4.Опустите кусочек известняка в воду. Что вы наблюдаете?

Ученик рассказывает о известняке. (презентация)

Известняк – камень, чаще всего белого или светло-серого цвета. Состоит из мелких частичек, скреплённых между собой, плотный и тяжелее воды.

Известняк под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности появляются пузырьки и слышится шипение. Этим он отличается от других горных пород. Известняки залегают в Земле большими слоями. Часто их можно увидеть на обрывистых берегах рек. Из известняка получают известь, которую используют для скрепления строительных материалов, побелки помещений. Много извести вносится в почву, чтобы повысить её плодородие. Известняк используется как строительный материал, для покрытия дорог и улиц. Мел – тоже известняк. Как его используют люди? (заполнение таблицы в тетради)

– У кого есть загадки про известняк?

(рассказ ученика)

Если рассмотреть серовато-белые скалы, то можно увидеть, что стена сплошь сложена из крупных и мелких ракушек. А хотите узнать о том, как ракушки попали в горы? Оказывается, много миллионов лет назад, когда ещё не было человека, Земля выглядела не так, как теперь. Там, где сейчас суша, растут леса и стоят города, раньше были древние моря. В них жило много разных животных, в том числе и ракушек. Ракушки погибали, падали на дно, и там скопилось их великое множество. Потом земная кора в одних местах поднималась, а в других опускалась. Морское дно, на котором отложились ракушки, стало возвышенностью, а впадины были залиты морем. Так ракушки появились в горах.

5. Фронтальная работа. Побуждающий диалог. Использование регионального компонента.

– Продолжаем работу. Рассмотрите карту Ульяновской области. Что можете рассказать по карте.

Рассказ учителя. В нашей области песок не простой, а кварцевый или стекольный. В нашей области находятся 2 месторождения таких песков (Ташлинское и Лукьяновское), которые являются крупнейшими в России сырьевыми базами. Ташлинское сырьё не имеет себе равных по качеству и является самым дешёвым в стране. Мел – отложения находятся в правобережной части области. Найдите.

Источник

Окружающий мир наполнен вещами и предметами, без которых невозможно существования человечества.  Но в повседневной суете люди редко задумываются о том, что всем благам современной жизни мы обязаны природным ресурсам.

Захватывает дух от наших достижений правда? Человек- вершина эволюции, самое совершенное создание на Земле! А теперь на минуточку задумаемся, почему мы достигли всех этих благ, какие силы  должны  мы благодарить, чему и кому люди обязаны за все свои блага?

Внимательно присмотревшись,  ко всем окружающим нас предметам, многие из нас  впервые осознают простую истину, что человек это не царь природы, а лишь одна из ее составляющих частей.

Так как большинству современных благ люди обязаны природным ископаемым добываемых из недр Земли

Современная жизнь на нашей планете не возможна без использования природных ресурсов. Одни из них более ценные, другие менее, а без некоторых  человечество на данном этапе своего развития существовать не может.

Мы используем их для того что бы обогреть и осветить  свои дома, быстро добраться из одного континента на другой. От  других зависит поддержание нашего здоровья (например, это могут быть минеральные воды).Перечень ценных для человека полезных ископаемых огромен, но можно попытаться выделить десять наиболее важных природных элементов, без которых трудно представить дальнейшее развитие нашей цивилизации.

1.Нефть — «черное золото» Земли

Не зря ее называют «черным золотом» ведь с развитием транспортной индустрии жизнь человеческого общества стала напрямую зависеть от ее добычи и распределения. Ученые считают, что нефть это продукт разложения органических остатков. Состоит она из углеводородов. Не многие люди  догадываются о том, что нефть входит в состав самых обыкновенных и необходимых нам вещей.

Кроме того, что она является, основой топлива для большинства видов транспорта она широко используется в медицине, парфюмерии и химической промышленности. Например, нефть используют для производства полиэтилена и разных видов пластика. В медицине нефть применяется для производства вазелина и незаменимого во многих случаях аспирина. Самым неожиданным применением нефти для многих из нас будет то, что она участвует в производстве жевательной резинки. Незаменимые в космической промышленности солнечные батареи также производятся с добавлением нефти. Современную текстильную отрасль сложно представить без производства нейлона, который также изготавливают из нефти. Самые большие залежи нефти находятся в России, Мексике, Ливии, Алжире, США, Венесуэле.

2.Природный газ- источник тепла на планете

Значимость данного полезного ископаемого сложно переоценить. Большинство месторождений природного газа тесно связаны, с залежами нефти. Газ применяют в качестве недорогого топлива для обогрева жилых домов и предприятий. Ценность природного газа заключается в том, что он является  экологически чистым топливом. Химическая промышленность использует природный газ для производства пластмасс, спирта, каучука, кислоты. Залежи природного газа могут достигать объема в сотни миллиардов кубометров.

3.Каменный уголь- энергия света и тепла

Это горючая порода с высокой отдачей тепла при горении и содержанием углерода до 98%. Уголь используется  в качестве топлива для электростанций и котельных,   металлургии. Этот ископаемый минерал также применяют в химической индустрии как сырье для изготовления:

  • пластмасс;
  • лекарственных средств;
  • духов;
  • различных красителей.

4.Асфальт — универсальная ископаемая смола

Роль этой ископаемой смолы в развитии современной транспортной индустрии бесценна. Кроме того асфальт используют в производстве электротехники, изготовлении резины и разных лаков используемых для гидроизоляции. Широко применяется в строительной и химической промышленности. Добывается во Франции, Иордании, Израиле, России.

5.Алюминиевая руда (бокситы, нефелины, алуниты)

Бокситы – основной источник окиси алюминия. Добываются в России, Австралии.

Алуниты – используются не только для производства алюминия, а и при производстве серной кислоты и удобрений.

Нефелины – содержат большое количество алюминия. С помощью этого минерала создают надежные сплавы, используемые в машиностроении. 

6.Железные руды — металлическое сердце Земли

Различаются по содержанию железа и химическому составу. Залежи железных руд находятся во многих странах мира. Железо играет значительную роль в развитии цивилизации. Железная руда основной компонент для производства чугуна. В производных из железной руды остро нуждаются такие отрасли промышленности как:

  • металлообработка и машиностроение;
  • космическая и военная промышленности;
  • автомобильная и кораблестроительная промышленность;
  • отрасли легкой и пищевой промышленности;

Лидерами по добычи железной руды являются Россия, Китай, США.

7.Золото

В природе встречается в основном в виде самородков (самый крупный был обнаружен в Австралии и весил около 70 кг.). Встречается так же и в виде россыпей. Главным потребителям золота (после ювелирной отрасли) является электронная отрасль (золото широко применяется в микросхемах и разных электронных компонентах для вычислительной техники). Золото широко применяется в стоматологии для изготовления зубных протезов и коронок. Поскольку золото практически не окисляется и не подвергается коррозии его применяют и в химической промышленности.Добывается в Южной Африке, Австралии, России, Канаде.

8.Алмаз –  один из самых твердых материалов

Широко используется в ювелирном деле (ограненный алмаз называют бриллиантом), кроме того за счет его твердости алмаз используют для обработки металлов, стекла и камней. Алмазы широко используются в приборостроительной, электротехнической и электронной отраслях народного хозяйства. Алмазная крошка отличное абразивное сырье для производства шлифовальных паст и порошков. Добываются алмазы в Африке (98%), России.

9.Платина –  ценнейший драгоценный металл

Широко применяется в сфере электротехники. Кроме того используется в ювелирной индустрии и космической промышленности. Платина используется для производства:

  • специальных зеркал для лазерной техники;
  • в автомобильной промышленности для очистки выхлопных газов;
  • для защиты от коррозии корпусов подводных лодок;
  • из платины и ее сплавов изготавливают хирургические инструменты;
  • высокоточных стеклянных приборов.

10.Урано-радиевые руды — опасная энергия

Имеют громадное значение в современном мире, так как используются в качестве топлива на атомных электростанциях. Добывают эти руды в ЮАР, России, Конго и в ряде других стран.

Страшно представить, что может случиться, если на данном этапе своего развития человечество лишится доступа к перечисленным природным ископаемым. К тому же не все страны имеют равный доступ к природным  богатствам Земли. Залежи природных ископаемых расположены не равномерно. Часто именно из-за этого обстоятельства возникают конфликты между государствами. По сути, вся история современной цивилизации это постоянная борьба за обладание ценными ресурсами планеты.

Источник