Рельефы и полезные ископаемые африки 7 класс

Рельефы и полезные ископаемые африки 7 класс thumbnail

Тему о рельефе Африки по географии изучают в 7 классе. Рельеф Африки достаточно сложен, хотя здесь и нет высоких горных цепей и низменностей. В основном на материке преобладают равнины, средняя высота которых от 200 до 1000 метров (над уровнем моря).

Рельефы и полезные ископаемые африки 7 класс

Виды рельефов

Африканские равнины формировались по-разному. Одни образовались за счёт разрушение гор, существовавших здесь в докембрийскую эру. Другие образовались за счёт поднятия Африканской платформы.

Африкано – Аравийская платформа, на которой стоит Африка, также является рельефообразующей для Аравийского полуострова, Сейшельских островов и Мадагаскара.

Кроме равнин в Африке также есть:

  • плоскогорья;
  • котловины (самые крупные расположены в государствах Чад и Конго);
  • разломы (именно на этом континенте находится самый крупный разлом земной коры – Восточная Африка, от Красного моря до устья реки Замбези, через Эфиопское нагорье).

Рельефы и полезные ископаемые африки 7 класс

Рис 1. Карта рельефа Африки

Характеристика рельефа по регионам Африки

Если судить по карте высот, всю Африку можно разделить на две части: Южная и Северная Африка и Восточная и Западная Африка. Есть ещё одно условное деление: Высокая и Низкая Африка.

Низкая часть более обширна. Она занимает до 60% всей территории континента и территориально расположена на севере, западе и в центральной части материка. Здесь преобладают вершины до 1000 метров.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

Высокая Африка – это юг и восток материка. Средние высоты здесь 1000 – 1500 метров. Здесь же находятся самая высокая точка, Килиманджаро (5895) и чуть уступающие ей Рувензори и Кения.
Рельефы и полезные ископаемые африки 7 класс

Рис 2. Гора Килиманджаро

Если говорить о характеристике рельефов, то их можно представить кратко следующим образом.

Регион

Преобладающий рельеф

Северная Африка

Здесь находится горная цепь Атлас (самая длинная на материке – боле 6 тысяч км), достаточно молодая, образовавшаяся на стыке двух литосферных плит (самая высокая точка – гора Тубкаль, Марокко, 4165 метров). В этом регионе также расположена часть Эфиопского нагорья с максимальными вершинами в 4 т метров (наиболее сейсмически регион, который иногда называют «крышей Африки»).

Восточная Африка

Большую часть этого региона занимает Восточно – Африканское плоскогорье (или Восточно – Африканская рифтовая долина). Здесь находятся самые высокие горы и потухшие вулканы (Килиманджаро), а также самые глубокие озёра континента.

Южная Африка

В этом регионе рельеф достаточно разнообразный. Есть горы (Капские, Драконовы), котловины и Южно – Африканское плоскогорье.

Западная Африка

В этом регионе также преобладают горы (Атлас) и плоскогорья.

По средней высоте, 750 метров над уровнем моря, Африка занимает третье место в мире после Антарктиды и Евразии. Так что, Африку по праву можно считать одним из самых «высоких» материков на планете.

Рельеф и полезные ископаемые Африки

Полезные ископаемые Африки, благодаря её тектоническому строению, разнообразны. Кроме того, месторождения некоторых из них являются самыми крупными в мире.

Так как в Африке на заре её формирования происходила серьёзная тектоническая активность, то здесь очень много магматических пород, которые привели к образованию различных рудных полезных ископаемых. Эти месторождения находится не глубоко, особенно в Южной и Восточной Африке, где кристаллические породы залегают близко к поверхности, так что их добыча ведётся открытым способом.

В Южной Африке располагаются крупнейшие месторождения:

  • золота;
  • урана;
  • олова;
  • вольфрама;
  • свинца;
  • цинка;
  • меди.

Северная и Западная Африка богата также:

  • каменным углём;
  • солями (различного типа и свойств);
  • марганцем;
  • нефтью (побережье Гвинейского залива; Алжир, Ливия, Нигерия);
  • природным газом;
  • фосфоритами;
  • хромитами;
  • боскитами.

Здесь были обнаружены месторождения кобальта, олова, сурьмы, лития, асбеста, золота, платины и платиноидов.

Самая богатая полезными ископаемыми страна Африки – ЮАР. Здесь добывают практически все виды природных ископаемых, за исключением нефти, природного газа и бокситов. Особенно много в ЮАР угля, причём его залежи здесь максимально поверхностные, так что добыча этого природного ресурса не вызывает сложностей.

Рельефы и полезные ископаемые африки 7 класс

Рис 3. Карта полезных ископаемых Африки

Несмотря на то, что Африка очень богатый на природные ресурсы материк, более 80% всего добытого здесь идёт на экспорт и перерабатывается за его пределами. Дело в том, что перерабатывающая промышленность здесь развита очень слабо.

Какими полезными ископаемыми богата Африка ещё? Естественно, алмазами, которые используются не только для изготовления бриллиантов, но и в промышленности благодаря своей исключительно твёрдости.

Что мы узнали?

Африканский рельеф сложный. В основном, он состоит из равнин, плоскогорий и нагорий. Низменностей очень мало, хотя присутствуют разломы и впадины.

Благодаря тому, что когда-то Африка переживала сильнейшую тектоническую активность, на территории материка большое количество залежей самых разнообразных природных ископаемых.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 414.

Источник

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Основная общеобразовательная школа № 18

ГЕОГРАФИЯ

Тема:  «Рельеф и полезные ископаемые

Африки»

Учитель 1 квалификационной категории

Карпова Татьяна Николаевна

Ковров, 2013

Тема урока:

«Рельеф и полезные ископаемые Африки»

Цели и задачи:

Обучающие:

  • Продолжить формирование у учащихся представлений и знаний об особенностях природы Африки;
  • Вспомнить уже известные и разобрать с учащимися новые термины и понятия;
  • Сформировать у учащихся представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых материка, их составе, строении, расположении;
  • Познакомить учащихся с особенностями рельефа Африки.

Развивающие:

  • Продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, работать с географическими картами и сопоставлять их.

Воспитательные:

  • Формирование чувства сотрудничества и взаимодействия со сверстниками;
  • Формирование коммуникативного взаимодействия учеников с учителем;

Учебно-наглядный комплекс:

  • Физическая карта Африки
  • Картины
  • Слайды

Термины и понятия

  • Рельеф. Платформа.
  • Разлом. Столовая гора.

Географические объекты:

Горы: Атлас. Капские. Драконовы.

ВЛК: Килиманджаро. Кения.

Нагорья: Эфиопское, Ахаггар, Тибести

Плоскогорья: Восточно-Африканское

Разлом: Великий Африканский.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  • Здравствуйте, ребята!

Сегодня я, вместе с вами представляю на суд жюри конкурсный урок

«Учитель года – 2007»

    – Это очень ответственно! Давайте с вами соберемся на эту работу!

  • Сейчас я хочу показать вам небольшой фокус, который поможет еще лучше сосредоточиться.

Закройте глаза и сделайте 3 глубоких вдоха и выдоха.

Представь себе, что мысли в твоей голове – это лучи света, распространяющиеся в различных направлениях.

А теперь пусть все лучи соберутся и светят как в прожекторе и в одном и том же направлении.

 Пусть свет всех твоих мыслей объединится в один БОЛЬШОЙ КРАСИВЫЙ и МОЩНЫЙ ЛУЧ.

Теперь ты в состоянии сосредоточиться на любом предмете.

Ну что? Начинаем?

На прошлом уроке географии у вас прошло 1-ое знакомство с материком «Африка»

Сегодня мы продолжим

Африка изучать

Прошу Вас, сегодня,

Хорошо отвечать!

  1. Проверка домашнего задания.
  • Сейчас мы с вами поиграем («Снежный ком»)

Я назову один географически объект, связанный с материком Африка и передам этот предмет (БАНКА ИЗ-ПОД КОФЕ) 1-ой парте. Ребята повторяют мое слово  + называют свое тоже связанное с Африкой и передают эстафетную палочку 2-ой парте, те повторяют уже 2 слова и называют свое и т.д. от парты к парте слов будет больше, запоминать их нужно быстро «банку» тоже надо передавать быстро, пока она не обойдет все парты и не вернется вновь ко мне.

        – Итак! Начали! Мыс Игольный…

Молодцы! Вспомнили много слов. Я теперь знаю, что с Африкой вы действительно немного познакомились.

– Ребята! А вы обратили внимание, что служило нам «эстафетной палочкой».

– Банка из-под кофе. На которой написано КАФФА.

 Кто может предположить, почему именно такая банка?

Ответы учащихся:

        – Родина кофе провинция «Каффа» в Эфиопии, на Эфиопском нагорье.

        – Эфиопское нагорье?

         – А что это? – форма рельефа.

         – А где это место находится? – работа с картой атласа «Африка физическая карта».

        – Ну, вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего урока.

         – Кто может предположить или уже догадаться

         – Какая тема сегодняшнего урока?

        – Посмотрите на доску, подумайте

         – О чем мы должны сегодня говорить.

Тема урока на доске закрыта.

После ответов учеников открываем тем урока

Записанную на доске.

        Откройте тетради и запишите тему сегодняшнего урока.

         – Сегодня на уроке мы должны:

  • Вспомнить историю развития Земли и появление материка Африка.
  • Познакомиться с особенностями рельефа материка и полезными ископаемыми.
  • Узнать о формах рельефа Африки и их названии.

– Что мы понимаем под словом «рельеф»?

– Как на физических картах изображается рельеф?

– Как по карте можно определить высоту места?

  • А теперь посмотрите на доску! На ней карточки со словами.
  • Задание: Расположите эти слова в правильном порядке и объясните: «Почему вы так решили?»

– Кто пойдет к доске? (выстраивают цепочку и объясняют ее)

А теперь давайте представим Африканские ландшафты, и поможет нам в этом подборка слайдов.

        Зрительная память у нас лучше, поэтому смотрите, запоминайте: лучше 1 раз увидеть, чем 10 раз услышать.

  • Посмотрите на физическую карту Африки.
  • Какие формы рельефа есть в Африке? (низменность, плоскогорья, горы)
  • Какие из этих форм преобладают? (равнины, плоскогорья)
  • Определите по карте высоту равнины в разных частях материка.
  • На севере и западе
  • На востоке и юге > 1000м
  • Ребята! Какой вывод можно сделать о рельефе Африки? (рельеф равнинный, т.к. в основании – платформа, низменностей мало – по побережьям океанов и рек, преобладают плоскогорья разных высот).
  • Хорошо! Правильно!
  • Ребята! А попробуйте изобразить эти формы рельефа?

На фоне музыки: «Если долго-долго по дорожке»

1 ряд – низменности

2 ряд – возвышенности

3 ряд – горы

  • Молодцы! Всем спасибо!
  • Вы уже сказали и показали, что горы в Африке есть.
  • А теперь посмотрите слайды и послушайте меня.

Слайд № 3 –Восточная Африка.

  • На севере материка находятся молодые складчатые Атласские горы

Слайд № 4 – гористая местность Северо-западной Африки.

  • На востоке – разрушающиеся глыбовые Драконовы и Капские горы
  • А сейчас ребята. Давайте заполним схему «Особенности рельефа Африки»

Слайд № 5 деление Африки на низкую – северо-западную

                                      высокую – юго-восточную

Особенности рельефа Африки

Северо-западная                                                                        Юго-восточная

Средняя высота 1000м

Г. Атлас – г.Тубкаль                                                Восточно-африканское плоскогорье

Нагорья Ахаггар                                                Эфиопское нагорье

          Тибести                                                Драконовые горы

                                                                Капские горы

                                                                Вяк Килиманджаро – 5895

  • Еще раз ребята обратите внимание на абсолютные высоты.

Назовите самую высокую точку Африки – вяк Килиманджаро – 5895м.

Показ слайда № 2 вяк Килиманджаро

  • А вот несколько лет назад в Африке произошло землетрясение. Все средства массовой информации об этом писали и сообщали … о трагедии в г. Эль-Аснама (Северная Африка). «Люди собрались обедать, когда земля вдруг вздрогнула. Через 20 секунд ¾ всех зданий города лежали в руинах. Были разрушены многие деревни. В районе стихийного бедствия погибло и пропали без вести 20 тыс. человек, ранено 60 тыс., остались без крова.

 – Ребята! К вам вопрос!

– В какой части северной Африки следует искать этот город и чем объясняется трагедия!

  • Можно посмотреть в атлас «Строение  земной коры»

Г. Атлас – стык 2-х литосферных плит

  • А сейчас

Слушайте внимательно

Объяснение мое

Было бы желательно

Чтоб вы запомнили все

Слайд № 12 – «Столовая игра»

– Малые горы Африки имеют плоскую, как стол, поверхность и называются столовыми горами.

– Интересное описание этих гор имеется в романе И.Гончапрва «Фрегат «Паллада»

– Достаньте из папки текст с описанием. И я буду читать вслух, а вы следите.

Еще раз найдите их на карте и назовите  – Капские Драконовы

Покажите у карты.

  • Теперь открываем учебник §25, ср. 114.

Какие процессы влияют на разрушении гор?

  • Посмотрите на рисунок и прочитайте про себя 2-ой абзац.
  • (под влиянием внутренних процессов отдельные участки Африканской платформы поднимались, другие – опускались →возникли высокие плоскогорья и котловины Чад, Калахари, Конго).

Слайд № 7 – схема африканских разломов.

  • Ребята, а сейчас мы проведем

Брейн сторминг  – вы все вместе обсудите.

Что произойдет с Африканской платформой, если процессы раздвижения происходящие в зоне разломов Восточной Африки будут усиливаться?

Кто-то один будет отвечать. А чтобы было удобнее подойдите все к этой парте и думайте как ответить.

Время обсуждения 1 мин.

Время пошло…

Кто отвечает. Спасибо! Все хорошо.

Слайд № 21 – Добыча полезных ископаемых.

Ребята! А сейчас о чем пойдет речь?

  • Африка – богатейший материк  по разнообразным полезным ископаемым.

Какого происхождения полезные ископаемые вы знаете?

Магматические и Осадочные.

Посмотрите на карту и приведите примеры этих полезных ископаемых.

  • Нефть                                        
  • Газ
  • Уголь                                        к доске прикрепляются значки
  • Железная руда                        полезных ископаемых
  • Медная руда
  • Золото
  • Алмазы
  •    Вот и к концу подходит урок

   Нам пора подводить итог!

  • Возьмите из папки листочки с текстом «Рельеф Африки». В тексте, вместо пропущенных слов вставьте нужные из справочника.

Время выполнения – 2 минуты

Берем в руки ручки и начали.

  • А теперь проверяем!

Критерий оценки внизу листка.

Кто допустил:

        1-2 ошибки

        3-4 ошибки

Молодцы! Хорошо! Всем спасибо.

  • У кого есть вопросы по сегодняшнему уроку?
  • А у меня к вам есть!

Что понравилось?

Что нет?

Интересно было?

Не смотря на то, как меня оценит компетентное жюри.

Мне понравилось. Спасибо, что вы помогли мне, я познакомилась с интересными ребятами!

Но вернемся к целям урока:

  1. об этом мы вспомнили.
  2. с этим познакомились.
  3. об этом узнали.

Ребята! Я думаю, что не менее интересным будет и домашнее задание.

Откроем дневники:

  1. § 25
  2. В папке – таблица «Полезные ископаемые», ее тоже нужно будет заполнить.
  3. И на память о сегодняшнем уроке я дарю вам закладки в учебник географии, а на оборотной стороне вам нужно подписать «Сравнительные высоты гор Африки», а на следующим уроке вошла Наталья Егоровна проверит ваши работы и оценит их.

А сейчас сюрприз

На фоне слайда «Килиманджаро», танец «Килиманджаро»

Источник

Тема: «Рельеф и полезные ископаемые»

География 7 класс

Цели: в конце урока обучающиеся смогут

– давать характеристику тектоническому строению материку;

определять по картам рельеф и полезные ископаемые;

научатся устанавливать причинно-следственные связи, работать с географическими картами и сопоставлять их.

Форма урока: комбинированный урок.

Методы и формы учебной деятельности. Частично-поисковый, проблемный.

Рассказ учителя. Самостоятельная работа с карточками. Работа в группах, в парах.

Термины урока: Рельеф. Платформа. Разлом. Столовая гора.

Географические объекты:

Горы: Атлас. Капские. Драконовы.

Вулканы: Килиманджаро. Кения.

Нагорья: Эфиопское, Ахаггар, Тибести

Плоскогорья: Восточно-Африканское

Разлом: Великий Африканский.

Ресурсы: – учебник «География материков и океанов» для 7 класса В. Я. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенёв: Дрофа, 2016;

И. В. Душина рабочая тетрадь к учебнику В. Я. Коринской, И. В. Душиной, В. А. Щенёва «География материков и океанов», М.: Дрофа, 2016

– объяснять преобладания в рельефе материка высоких равнин.

– характеризовать размещения месторождений полезных ископаемых.

– давать оценку богатства материка полезными ископаемыми.

– описывать рельеф какой-либо территории материка.

Регулятивные УУД:

– высказывать свое предположение на основе учебного материала;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– работать по плану; осуществлять самоконтроль

– принимать участие в планировании собственной деятельности на уроке;

– самостоятельно оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

– формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью

технических средств.

Коммуникативные УУД:

– слушать и понимать речь других;

– формулирование и аргументация своего мнения и позиции;

– уметь устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

– овладение на уровне общего образования законченной

системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;

-осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

Технологическая карта конструирования урока.

Здравствуйте, ребята!

Приветствуют учителя

2 этап

Проверка домашнего задания- 5 мин

На прошлом уроке географии у вас прошло 1-ое знакомство с материком «Африка»

Сегодня мы продолжим

Африка изучать

Прошу Вас, сегодня,

Хорошо отвечать!

1.« Да-нет»(да –хлопок ладошек)

Географический диктант «Верно ли утверждение?»

  1. -Африка – самый большой материк.

  2. -Африка расположена во всех четырех полушариях.

  3. -На севере Африка омывается Черным морем.

  4. -Африку и Евразию разделяет Берингов пролив.

  5. -На западе Африка омывается Тихим океаном.

  6. -Северная крайняя точка – мыс Игольный.

  7. -Самый крупный остров у берегов Африки – остров Сицилия.

  8. -Большой вклад в открытие внутренних районов внес Васко да Гама.

  9. -В 1926-1927 годах Н.И. Вавилов организовал путешествие в средиземноморские страны Северной Африки.

-У юго – восточных берегов проходит Ангольское течение.

Слушают

При правильном утверждении хлопают в ладоши

3 этап. Мотивация

2 мин

-Кто может предположить, почему я на урок принесла банку из под кофе?

– Правильно кофе растет на Эфиопском нагорье

– А что это? – форма рельефа.

– А где это место находится? – работа с картой атласа «Африка физическая карта».

– Ну, вот мы и подошли к теме нашего сегодняшнего урока.

– Кто может предположить или уже догадаться

– Какая тема сегодняшнего урока?

Отвечают на вопрос

Тема урока – «Рельеф и полезные ископаемые»

делают записи в тетради

4 этап.

Целеполагание

и планирование

2 мин

Вопрос классу: Что нам нужно узнать сегодня на уроке? (ответить на вопрос?)

План (на доске)

1. История развития Земли и появление материка Африка

2.Особенности рельефа материка

3. Полезные ископаемые.

Участвуют в планировании деятельности на уроке, в постановке целей (высказывают версии)

Как вы думаете, какими источниками информации можно воспользоваться, чтобы найти ответы на поставленные вопросы?

Высказывают предположения (учебник, рассказ учителя, атлас.)

5 этап. Актуализация знаний 2 мин

2. « Я знаю, что…» (учащиеся вытягивают карточку со словом и дают ему определение)

1. Рельеф – это…

2. Равнина – это …

3. Горы – это …

4. Платформа – это …

5. Вулканы – это …

Отвечают на вопросы

6 этап.

«Открытие» нового знания (изучение новой темы)

20 мин

Вопрос 1

Вопрос 2

Вопрос 3

– А теперь посмотрите на доску! На ней карточки со словами.

– Задание: Расположите эти слова в правильном порядке и объясните: «Почему вы так решили?»

– Кто пойдет к доске? (выстраивают цепочку и объясняют ее)

Посмотрите на физическую карту Африки.

– Какие формы рельефа есть в Африке? (низменность, плоскогорья, горы)

– Какие из этих форм преобладают? (равнины, плоскогорья)

– Определите по карте высоту равнины в разных частях материка.

– На севере и западе < 1000м

– На востоке и юге > 1000м

– Ребята! Какой вывод можно сделать о рельефе Африки? (рельеф равнинный, т.к. в основании – платформа, низменностей мало – по побережьям океанов и рек, преобладают плоскогорья разных высот).

– Хорошо! Правильно!

– Ребята! А попробуйте показать эти формы рельефа на карте?

– А теперь послушайте меня.

– На севере материка находятся молодые складчатые Атласские горы

– На востоке – разрушающиеся глыбовые Драконовы и Капские горы

– А сейчас ребята. Давайте заполним схему «Особенности рельефа Африки»

Северо-западная Юго-восточная

Средняя высота < 1000м Средняя высота > 1000м

Г. Атлас – г.Тубкаль Восточно-Африканское плоскогорье

Нагорья Ахаггар Эфиопское нагорье

Тибести Драконовые горы

Капские горы

Вулк. Килиманджаро – 5895

– Еще раз ребята обратите внимание на абсолютные высоты.

– Назовите самую высокую точку Африки – вулк. Килиманджаро – 5895м.

– А вот несколько лет назад в Африке произошло землетрясение. Все средства массовой информации об этом писали и сообщали … о трагедии в г. Эль-Аснама (Северная Африка). «Люди собрались обедать, когда земля вдруг вздрогнула. Через 20 секунд ¾ всех зданий города лежали в руинах. Были разрушены многие деревни. В районе стихийного бедствия погибло и пропали без вести 20 тыс. человек, ранено 60 тыс., остались без крова.

– Ребята! К вам вопрос!

– В какой части северной Африки следует искать этот город и чем объясняется трагедия!

– Можно посмотреть в атлас «Строение земной коры»

г. Атлас – стык 2-х литосферных плит

– Малые горы Африки имеют плоскую, как стол, поверхность и называются столовыми горами.

– Что произойдет с Африканской платформой, если процесс раздвижения происходящие в зоне разломов Восточной Африки будут усиливаться?

– Африка – богатейший материк по разнообразным полезным ископаемым.

Какого происхождения полезные ископаемые вы знаете?

Магматические и Осадочные.

Посмотрите на карту и приведите примеры этих полезных ископаемых.

  • Нефть

  • Газ

  • Уголь к доске прикрепляются значки

  • Железная руда полезных ископаемых

  • Медная руда

  • Золото

  • Алмазы

Располагают слова в правильном порядке и объясняют почему они так решили

Работают с физической картой Африки

Делают вывод

Показывают формы рельефа на карте у доски

Слушают

Строят схему

Называют самую высокую точку Африки

Слушают

Отвечают на вопрос

Высказывают свои предположения

Работают с картами атласа и у доски

7 этап закрепление материала – 5 мин

«Лови ошибку» (раздается текст, ищут ошибки)

В северо-западной части материка расположены такие формы рельефа как Драконовы горы, горы Атлас, Эфиопское нагорье. Средняя высота этой части Африки более 1000 метров. На юго-востоке расположены Капские горы, нагорье Ахаггар, Восточно-Африканское плоскогорье. Средняя высота этой части материка менее 1000 метров.

Проверка.

Работают с текстами, ищут ошибки

8 этап. Рефлексия и оценивание

3 мин

1. «Письмо по кругу» Каждый ученик записывает по одному предложению по теме урока. В итоге должен получиться мини-рассказ

2.Оценивание

Выставляет и комментирует отметки. – оценивают свою работу на уроке

Отвечают по цепочки на задания

– оценивают свою работу на уроке

9 этап. Домашнее задание-3 мин

  • Инвариантная часть: параграф 19, контурная карта: обозначить формы рельефа, полезные ископаемые

  • Вариативная часть: найти информацию в интернете о Восточно-Африканском разломе.

Записывают задание в дневники

Источник