Рельеф тектоническое строение и полезные ископаемые 8 класс распечатать

- Все рабочие тетради (главная страница сайта)
- ГДЗ к контурным картам по географии. 8 класс «Дрофа»
Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё. Также можно увеличивать и уменьшать размер страницы при помощи одновременного клавиш Ctrl и «+» или Ctrl и «-«.
ЗАДАНИЯ
Для выполнения заданий будем рассматривать атлас на страницах 4, 5, 10 и 11.
1. Разными цветами покажите складчатые области, штриховкой покажите выступы кристаллического фундамента.
- Граница России обозначена красной линией.
- Байкальская и раннекаледонская складчатость (1200 — 520 млн. лет) — тёмно-синяя заливка
- Каледонская складчатость (460 — 400 млн. лет) — фиолетовая заливка
- Герцинская складчатость (300 — 230 млн. лет) — коричневая заливка
- Мезозойская складчатость (160 — 70 млн. лет) — тёмно-зелёная заливка
- Кайнозойская складчатость (от 30 млн. лет до наст. врем) — жёлтая заливка
- Выступы кристаллического фундамента — красная заливка
2. Подпишите названия крупных форм рельефа: равнины, низменности, горы, нагорья, плоскогорья, плато.
Равнины России:
- Восточно-Европейская (Русская) равнина
- Западно-Сибирская равнина
- Азово-Кубанская равнина (1)
Низменности России:
- Прикаспийская низменность
- Северо-Сибирская низменность
- Яно-Индигирская низменность
- Колымская низменность
- Барабинская низменность
Горы России:
- Кавказские горы (Большой Кавказ)
- Уральские горы
- Алтай
- Саяны
- Срединный хребет (полуостров Камчатка)
- Верхоянский хребет
- хребет Черского
- Становой хребет
Нагорья России:
- Корякское нагорье
- Чукотское нагорье
- Алданское нагорье
- Становое нагорье
Плоскогорья России:
- Среднесибирское плоскогорье
- Анадырское плоскогорье
- Янское плоскогорье
Возвышенности России:
- Среднерусская возвышенность
- Приволжская возвышенность
- Северные Увалы
- Валдайская возвышенность
- Тиманский кряж
Плато России:
- Приленское плато
- Вилюйское плато
- Центрально-Тунгусское плато
- плато Путорана
3. Подпишите максимальные абсолютные высоты на Кольском полуострове, Урале, Алтае, Кавказе, Среднерусской возвышенности, Среднесибирском плоскогорье, полуострове Камчатка.
Горные пики России (обозначены красными точками):
- Кавказские горы (Большой Кавказ)
- гора Эльбрус — 5642 м (2)
- гора Дыхтау — 5204 м (3)
- гора Казбек — 5032 м (4)
- Уральские горы
- гора Ямантау — 1638 м (5)
- гора Конжаковский камень — 1569 м (6)
- гора Народная — 1895 м (7)
- Алтай
- гора Белуха — 4509 м (8)
- Срединный хребет (полуостров Камчатка)
- Ключевская Сопка — 4850 м (9)
- Кольский полуостров — 1200 м
- Среднерусская возвышенность — 471 м
- Среднесибирское плоскогорье — 1701 м
4. Отметьте крупные месторождения железной руды, нефти и газа, каменного угля, алмазов, золота и укажите, в пределах каких крупных форм рельефа они находятся.
- Железные руды — Среднерусская возвышенность, Кольский полуостров, Уральские горы, Среднесибирское плоскогорье, Саяны, Становой хребет, Алданское нагорье.
- Нефть — Кавказ, Каспийское море, Приволжская возвышенность, Уральские горы, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, остров Сахалин.
- Газ — Кавказ, Каспийское море, Приволжская возвышенность, Уральские горы, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, остров Сахалин.
- Каменный уголь — Азово-Кубанская равнина, Уральские горы, Саяны, Северо-Сибирская низменность, Алданское нагорье, Верхоянский хребет, хребет Черского, полуостров Камчатка, остров Сахалин.
- Алмазы — Среднесибирское плоскогорье.
- Золото — Уральские горы, Становое нагорье, Алданское нагорье, Янское плоскогорье, Анадырское плоскогорье, Чукотское нагорье, Колымское нагорье, Корякское нагорье.
- Все рабочие тетради (главная страница сайта)
- ГДЗ к контурным картам по географии. 8 класс «Дрофа»
Источник
Слайд 1
Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России География 8 класс (обобщающий урок) Колесникова Ирина Васильевна у читель географии и экономики в ысшей квалификационной категории МОБУ СОШ №2 г. Свободный Амурской области
Слайд 2
Цели и задачи: 1. Определить уровень знаний учащихся основных понятий, закономерностей размещения крупных форм рельефа. 2. Определить понимание взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа. 3. Проверить знание номенклатуры.
Слайд 3
№1. Объяснить понятия: 1. рельеф 2. платформа 3. щит 4. полезные ископаемые 5. месторождения п /и 6. бассейн п /и 7. морена 8. сели 9. оползень 10. терриконы
Слайд 4
№ 2. Определи объект : 1. Холмистая равнина, расположена на древней платформе – … 2. Эта крупная равнина имеет плоскую поверхность, много болот и озёр – … 3. Где в России сошлись «вода и пламень»? 4. Самые высокие горы России – …..
Слайд 5
№ 2. Определи объект: 5 . Самые длинные горы России – 6 . Самая низкая равнина России, лежащая ниже уровня океана -… 7. Самая высокая равнина России -.. 8 . Самые высокие горы азиатской части России – …
Слайд 6
№ 2. Определи объект: 9. Горы на полуострове Таймыр -… 10. Самый высокий действующий вулкан России – … 11.Самое крупное месторождение железных руд – … 12. Самый крупный каменноугольный бассейн – … …..
Слайд 7
№ 3. Третий лишний… 1. сели, оползни, землетрясения 2. Эльбрус, Эверест, Белуха 3. Байкал, Эльтон, Баскунчак 4. барханы, терриконы, карьеры 5. Кузбасс, Подмосковный. Печорский 6. Подмосковный, Ленский, Канско-Ачинский 7. уголь, бензин, газ 8. алмазы, янтарь, золото 9. Кавказ, Урал, Алтай 10. плита, щит, платформа
Слайд 8
№ 4. Что это? 1. лакколит 2. Ильменский 3. кимберлитовая трубка 4. рекультивация 5. эрозия 6. тектоника 7. палеонтология 8. геология 9. гейзер 10. траппы
Слайд 9
№ 5 Ответить на вопросы: 1.Где в России возможно в геологическом будущем образование нового океана? 2. Почему при одинаковом возрасте Алтай и Урал имеют разную высоту? 3. «Чёрное золото», «солнечный камень»… О чём речь? 4. Географы называют его «каркасом природы»… О чём речь?
Слайд 10
№ 5 Ответить на вопросы: 5. Что общего у карьеров и терриконов? 6. Морены, троги , озы , камы …..Что общего в образовании этих форм рельефа? 7. Равнины – на древних платформах, а горы -…..? 8. Что общего у следующих п /и – фосфориты, уголь, нефть, соли…?
Слайд 11
№ 6. Установите соответствие: горы вершина 1. Кавказ а) Народная 2. Урал б) Белуха 3. Алтай в) Мунку- Сардык 4. Саяны г) Победа 5. хр. Черского д ) Эльбрус
Слайд 12
№ 7. Установите соответствие: Рельефообразующие процессы Формы рельефа 1. Антропогенные (человек) а) барханы, дюны 2. Флювиальные (текучие воды) б) морены, бараньи лбы, кары 3. Гляциальные (ледниковые) в) оползни, лавины, обвалы 4. Эоловые ( деятельность ветра) г) овраги, каньоны 5. Сила тяжести д ) дамбы, терриконы, курганы
Слайд 13
№ 8. Что их объединяет? 1. Ключевская, Корякская, Кроноцкая …………..? 2.Бырранга, Саяны, Алтай………………………..? 3 Эльбрус, Белуха, Народная……………………? 4. фосфориты, аппатиты , алмазы……………….? 5. уголь, нефть, торф………………………………..? 6. Русская, Прикаспийская, Западно – Сибирская……………………………………………? 7. Ладожское, Онежское, Чудское…………………? 8. Срединный, Верхоянский , Сихоте – Алинь ……………………………………………………? 9. Среднерусская, Приволжская, Валдайская…? 10. землетрясения, оползни, сели………………..?
Слайд 14
Проверь себя!
Слайд 15
Домашнее задание: 1. Работа с контурной картой (формы рельефа и п / и ) 2. Составить кроссворд или тест по теме «Рельеф и п / и России» 3. Составить туристический буклет или проект «Уникальные уголки России»
Источник
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 103
Советского района г. Волгограда
Методическая разработка урока:
«Геологическое строение,
рельеф и полезные ископаемые России»
8 класс
Выполнила:
учитель географии,
Азатян Татьяна Срапионовна
Волгоград 2013г
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Тема урока: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России»
Планируемые образовательные результаты (в результате урока обучающиеся смогут):
Предметные | Метапредметные | Личностные |
| Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
|
Вид используемых на уроках средств ИКТ | Компьютер, проектор |
ОРГАНИЗАЦИЯ СТРУКТУРЫ УРОКА
ЭТАП 1. Актуализация знаний. Целепологание.
Учитель: «Мы с вами живем в красивой и уникальной стране. Природа России восхищала своей красотой многих поэтов и писателей. Невозможно быть грамотным человеком, не зная особенностей природы нашей страны, причин формирования и изменения природного мира»
Вопрос: Ребята, какую мы с вами изучали тему на протяжении нескольких уроков?
Ответы учеников « Геологическое строение, рельф и полезные ископаемые»
Учитель: Предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в составе геологических отрядов. Геологическим отрядам, чтобы решить стоящие перед ней задачи, вооружена:
маршрутным листом, атласом.
Сегодня на нашем уроке стоят следующие задачи:
– пройти маршрут урока;
– выполнить задания по теме: « Геологическое строение, рельф и полезные ископаемые».
Вопрос: Как вы думаете, чем я предложу вам вооружиться, чтобы решить поставленные задачи?
Ответы учеников: знаниями, полученными на предыдущих уроках.
ЭТАП 2. Создание проблемной ситуации.
Профессия геолога, путешественника полна приключений. А знаете ли вы ребята, что по-английски приключенческая игра называется «квест»? А ключевую роль в игровом процессе играют решение головоломок и задач, требующих от игрока умственных усилий. Так вот сегодня нас ждет географический квест! Сегодня вам предстоит открыть новую горную породу: красный кристалл, название которого переводится, как «Шафран». Минерал впервые в мире открытый на Урале еще в 1766 году. Ювелирной ценности он не представляет, но за редкость его ценят коллекционеры, он является украшением музеев по всей планете.
Ответ «крокос» – «шафран»- крокоит
Вопрос: Кто готов дать ответ?
Возникает проблемная ситуация.
ЭТАП 3. Планирования.
Учитель: Перед вами маршрут путешествия по теме «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые России». На нем указаны ваши привалы. Нужно на каждом привале выполнить определённое задание, за правильное выполнение которого вы получаете баллы и подсказку, которая вас приблизит к разгадке квеста. Действия ваши должны быть слажены, распределите между собой роли, кто из вас за что отвечает. Только полученные знания, грамотное взаимодействие и поддержка друг друга гарантируют вашей команде успешную разгадку тайны!
Подсказки – это буквы, составляющие слово «крокоит»
ЭТАП 4. «Открытие» новых знаний – решение географического квеста.
Учитель: В добрый путь друзья! Успехов вам!
Любое путешествие начинается с карты. Вам нужно будет воспользоваться своими знаниями, что бы выполнить это задание.
№ 1 . Старт «Карта»
Учитель:
Первопроходцем быть нелегко,
Пред ним стояло много задач,
Тебе же в готовом все виде дано,
На контурной карте ты обозначь:
- Плато Путорана
- г. Народная
- Среднерусская возвышенность
- Хр. Черского
- г. Белуха
- Западно- Сибирская равнина
- Восточный Саян
- Приволжская возвышенность
За каждый правильный нанесенный объект 1 балл.(всего 8 баллов)
Ученики выполняют задание. Наносят на контурную карту географические объекты.
2. Привал « Рельеф и геология»
Учитель:
Без знания прошлого нам не понять,
Как могут нынче так горы стоять?
Почему в это море той речке впадать?
И где нужно уголь и нефть добывать?
Вчера и сегодня вы сопоставьте,
Рельф и структуру на место поставьте!
За каждый правильный ответ 1 балл. (всего 8 баллов)
Формы рельефа | Геологические структуры |
| 1. Герцинская складчатость |
| 2. Кайназойская складчатость |
| 3. Мезозойская складчатость |
| 4. Анабарский щит |
| 5. Платформа Сибирская |
| 6. Байкальская складчатость |
| 7. Щит Алданский |
| 8. Платформа Восточно-Европейская |
Ученики сопоставляют данные таблицы. Дают отет.
Формы рельефа | Геологическое строение |
| Щит Алданский |
| Платформа Восточно-Европейская |
| Герцинская складчатость |
| Мезозойская складчатость |
| Кайназойская складчатость |
| Анабарский щит |
| Байкальская складчатость |
| Платформа Сибирская |
3. «Восхождение»
Учитель:
Путешественник стремится
К тем местам, где не бывал.
Смелым быстро покорится
Весь Кавказ и весь Алтай!
Продолжай свой путь отважный!
Верь удачливой звезде!
Покори свой самый важный
Пик к заветнейшей мечте!
Учитель: Зачитывает описание географического объекта.
Гора представлена двувершинным седловидным конусом вулкана. Последнее извержение датируется 50 г.н. э. В силу своего символического значения как наивысшей точки Европы гора стала ареной ожесточённого противостояния в годы Великой Отечественной войны, в котором участвовали в том числе подразделения германской горно-стрелковой дивизии «Эдельвейс». Высота 5642 метра. Первым высоту измерил академик Вишневский. Относится к списку «Семи вершин».
Ученики: пользуясь атласом, дают ответ: г. Эльбрус.
Учитель: После того, как слово угадано, его нужно собрать из букв, расположенных у доски в коробках цвета, соответствующих цвету карточек, на которых написано название географического объекта.
Ученики: выходят к доске по одному представителя от отряда и выкладывает по буквам на скорость угаданное слово- Эльбрус.
(За отгаданное слово 1-балл, и команда первая собравшая слово получает ещё 1 балл.)
4. Привал «Легкое перо»
Учитель:
Представьте, друзья, что открыли вы край,
Где вы не бывали, и никто не бывал!
Как рассказать об открытии этом,
Если рожден ты, увы, не поэтом?
Как подобрать к описанью слова,
Чтоб достоверность и краткость была?
Вот тренируйтесь: дана вам опора,
Есть правда лишних в списке два слова.
Их ты не трогай, а из остальных
Составь описание лучше других,
В одно предложение все умести,
За каждое слово получишь очки!
- По-ов Таймыр
- Срединный хребет
- Кайнозойская складчатость
- Землятресение
- г. Эльбрус
- Лава
- Туф
- Ключевская Сопка
Ученики составляют описание местности
Лишние слова: По-ов Таймыр, г. Эльбрус
5. Привал «Черный ящик»
Учитель:
Перед вами черный ящик.
В нем лежит предмет искрящий,
Вместе с ним предмет тяжелый,
Рядом- мягкий и знакомый.
Я подробнее о них
Вам прочту сейчас же стих.
Кто узнает минерал-
Тут же руку поднимай.
Учитель: раздает черные ящики с заданиями.
Есть в нем блеск, есть в нем металл,
Был железом- станет сталь!
Цвет имеет серо-черный,
В КМА запас его огромный.
(Гематит)
С кристаллами кварца, прочный, тяжелый.
Для нашей планеты он служит основой.
Воздвигнуть с него монумент вековой,
В строительстве дома и мостовой.
Цветов он бывает разных в природе.
Богата Карелия этой породой.
(Гранит)
Белый и мягкий, кладезь кальцита,
Сделан из раковин древних улиток.
Дом побелить или сделать бетон,
Повсюду полезным окажется он,
С древности люди его применяют.
В центральной России сейчас добывают.
(Известняк)
Ученики определяют, какие горные породы находятся в черных ящиках.
Учитель: Когда наступает самый сложный момент в путешествии, то за начальником экспедиции или отряда остается последние решение. И сейчас начальники отрядов должны помочь своей команде приблизиться к победе.
- «Последний перевал»!
Учитель:
Очень трудно, очень сложно
Помнить все определенья,
Капитанам нужно быстро
Закончить верно предложенья!
- Совокупность всех неровностей земной поверхности называется ( рельеф)
- Низменность, на которой мы живем, называется… ( Прикаспийская)
- К мелким формам рельефа относятся ( Кочки, бугры, дюны.)
- Самые длинные горы России …..( Уральские)
- Под действием внутренних процессов земли формируются … и ….(крупнейшие и крупные) формы рельефа.
- Внешние процессы, формирующие современный рельеф, – это…( море, ледники, реки, ветер..)
- Форма оледенения из смеси льда, песка, глины, щебня – это… ( морена)
- В осадочном чехле платформ сформировались полезные ископаемые…..( уголь, нефть, газ, мел)
- Потоки камня и грязи в горных районных называются… ( сели)
- Минеральные образования земной коры, которые используются в хозяйстве называются….( полезные ископаемые)
- Линия пересечения склонов горочного хребта называется…( гребень)
- Самые высокие горы России…….(Кавказ)
- Формы рельефа, создаваемые в процессе хозяйственной деятельности человека, называются….( антропогенные)
- Устойчивые участки земной коры называются….(платформами)
- Разрушение и изменение горных пород на поверхности суши под влиянием условий природной среды называется….( выветривание).
- Скопление полезных ископаемых называется….( месторождение)
- Самые древние участки земной коры на территории России это… и … платформы. ( Восточно-Европейская и Сибирская)
- К древним складчатым областям приурочены месторождения….. (рудных пол.
Иск.)
- Геологическая эра, которая продолжается в настоящее время: ….(кайнозойская)
- Быстрые колебания земной коры, вызванные подземными толчками, называются…( землетрясение
Ученики: начальники отрядов отвечают по очереди на вопросы. За каждый правильный ответ получает 1 балл.
ЭТАП 5. Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.
Учитель: Наше путешествие подходит к концу. Все возможные подсказки получены. Теперь попытайтесь составить из них слово, и мы узнаем что это за красный кристалл, название которого переводится, как «Шафран». Минерал впервые в мире открытый на Урале еще в 1766 году. Ювелирной ценности он не представляет, но за редкость его ценят коллекционеры и музеи по всей планете. В шурфе Березовского рудоуправления его добывают по настоящее время.
Ученики называют ответ: крокоит
Демонстрация ролика о крокоите.
Учитель: Описание минерала и его характеристики
Название «крокоит» произошло от греческого слова crocos — шафран.
Крокоит – исконно российский минерал. Впервые он был обнаружен на Среднем Урале, в Березовском месторождении. Первое упоминание о крокоите встречается в труде М.В. Ломоносова “Первые основания металлургии” в 1763 году. Правда, тогда этот минерал был известен, как красная свинцовая руда. Первое научное описание крокоита три года спустя сделал академик И.Г Леман. Свое нынешнее название минерал получил в 1832 году.
Крокоит – минерал очень хрупкий и неровный на изломе. Его твердость составляет всего 2,5-3 единицы по шкале Мооса. По своему химическому составу является хроматом свинца. В природе встречается в виде таблитчатых кристаллов и зернистых агрегатов. Размер полупрозрачных кристаллов крокоита редко превышает 2-3 см. Как правило, они представляют собой вытянутые призмы с глубокими бороздкамии вдоль оси кристалла. Запоминающийся внешний вид крокоита создают характерные сростки. Составляющие их, пронизывающие друг друга, кристаллы заполняют трещины и пустоты, образуя угловатые и колючие гроздья.
Крокоит – редкий минерал. Помимо Урала, есть ещё только один регион на планете, где он обнаружен в больших количествах – Австралия.
ЭТАП 6. Рефлексия.
Ребята, геологические отряды иногда годами ищут новый минерал, а мы с вами решили эту задачу в течение одного урока.
Вопросы учителя:
С какими трудностями вы встретились в пути?
Что помогло вам в нашем приключении?
Ответы учеников…
Учитель: Предлагаю каждому геологическому отряду подсчитать свои результаты и написать его в своем маршруте на финишной прямой. А теперь оцените свою работу на уроке и отразите ее на вашем маршруте, прикрепив смайлик и свою отметку.
Я был активен на уроке, все успел, мне было интересно и комфортно | |
Я не всегда был активен на уроке, не совсем разобрался, но мне было интересно. | |
Я был пассивен на уроке, не справился с заданиями, мне было неинтересно, некомфортно. |
ЭТАП 7. Домашнее задание.
Учитель: Предлагаю вам, использовать свои знания по данные теме и написать отчет: «Особенности геологического строения, рельефа и полезных ископаемых Волгоградской области»
А кто, если желает еще получить дополнительную отметку, то подготовьте информацию о путешественниках возглавлявших экспедиции по нашему краю.
Литература:
- Андреева В.Н. Предметная неделя географии в школе.-Ростов- на-Дону:Феникс, 2008.
- География России. 8 класс. / сост. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Лобжанидзе.-М.: Дрофа, 2012.
- География. Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах./сост. Н.А. Касаткина. –Волгоград, 2005.
- География.7-10 классы: активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты/ сост. В.Н. Иванова и др.- Волгоград: Учитель, 2009
- Географический атлас. 8 класс. -М.:Дрофа, 2012.
- Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях. 6-8 классы/сост. С.Г. Зубанова, Ю.В. Щербакова.-М.: Глобус, 2009
Информационные ресурсы:
https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library
https://festival.1september.ru
https://www.mirgeografii.ru
https://pedsovet.su
Источник