Рельеф россии полезные ископаемые для 4 класса

Рельеф россии полезные ископаемые для 4 класса thumbnail

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

ТЕМА: РЕЛЬЕФ РОССИИ

Цели: познакомить учащихся с понятием «рельеф», изучить рельеф России, его главными формами; учить определять высоту и глубину географических объектов по цвету на карте, развивать познавательную активность, умение работать по карте; воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: физическая карта, презентация, контурная карта, тесты, карточки.

Ход урока

  1. Организационный момент.

(Слайд1)

  1. Повторение изученного.

  1. Работа по карточкам.

Арктика

Растения

животные

Тундра

Растения

животные

Тайга

Растения

животные

Степь

Растения

животные

Пустыня

Растения

животные

  1. Опрос

Что такое почва?

Из чего состоит почва?

Какое основное свойство почвы? От чего оно зависит?

Какие бывают почвы?

Какие почвы самые лучшие, в какой зоне они находятся?

IV.Актуализация знаний. (Слайд2)

-Прочитайте четверостишие. О чём оно?

Над Россией солнце светит,

И дожди шумят над ней.

В целом свете, в целом свете

Нет страны родней.

-Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране.

А что мы увидим? (угадайте ребус) (Слайд3)

Мы уже встречались с этим термином на уроках технологии.(картина)

Это тоже рельеф. Что же такое рельеф?

-Сформулируйте тему и цели урока. (Слайд4)

V.Формирование новых знаний. (Слайд5)

1.Выскажем предположение: Какой рельеф преобладает на территории России? Правомерны ли слова «Россия- страна великих равнин?» (Слайд5)

2.Повторение.

– Для чего созданы глобус и карта?

– Что обозначают на глобусе и карте?

– Что значит выражение «читать карту»?

– Почему вы не путаете сушу и воду?

– поверхность Земли такая же ровная, как ее обозначают на карте?

3.Рельеф.

– Совокупность всех неровностей суши, дна морей и океанов называется рельефом. Происходит слово «рельеф» от латинского глагола «поднимаю». И обычно под рельефом понимают приподнятые части земной поверхности – горы и холмы, но к нему относятся также долины, впадины, низменности.

– Как меняется цвет на карте?

– От чего это зависит?

– Рассмотрите шкалу высот. Каким цветом изображают поверхность суши равную поверхности океана?

– Каким цветом изображают поверхность суши до 200 м над уровнем океана?

– На полях карты – в ее легенде – помещают условные знаки и цветовую шкалу высот и глубин.

– Какие формы рельефа знаете?

– что такое равнины?

-Какие бывают?

(слайды)

– Что такое горы?

– Какие бывают?

(слайды)

Песня «У похода есть начало»

4. Закрепление. Работа в группах по карте. Туристы, альпинисты, путешественники.

1) Восточно – Европейская равнина.(Слайды)

2)Западно- Сибирская равнина ( самая плоская) (Слайды)

3)Уральские горы. (Слайды)

IV. Итог урока. Рефлексия.

Над какой темой работали? Какую цель ставили? (Изучить поверхность России) Какое предположение проверяли? («Россия- страна великих равнин»)

Итак, какой рельеф преобладает на территории нашей страны?

Скажите, если бы вы были скалолазами, как бы вы оценили свои познания, карабкаясь к вершине знаний.

А теперь я предлагаю вам побывать в горах.

V.Домашнее задание.

1.Приготовьте сообщение о Кавказких горах.

2. Выполнить задания по контурной карте.

Источник

Тема: Рельеф России

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления обучающихся с понятием «рельеф», рельефом России, его главными формами, для обучения определению высоты и глубины географических объектов по цвету на карте

Тип урока

Открытие нового знания

Планируемые

результаты

(предметные)

Узнают, что такое рельеф; научатся читать физическую карту, находить на карте равнины и горы России (своего края)

Личностные

результаты

Имеют целостные картины окружающего мира в его многообразии и взаимосвязях

Универсальные

учебные действия

(метапредметные)

Познавательные: осуществляют работу с картой, сравнение ложных и истинных высказываний, анализ, сравнение, обобщение, «чтение» информации, представленной в графическом виде (карта); высказывают предположения; дают характеристику понятия; составляют рассказ-описание.

Регулятивные: оценивают свое участие в совместной групповой деятельности.

Коммуникативные: владеют способами конструктивного взаимодействия с учителем и сверстниками

Основное содержание темы, понятия и термины

Рельеф России. Равнины на карте России. Восточно-Европейская и Западно-Сибирская равнины – местоположение, особенности. Урал – Каменный пояс

Оборудование

Физическая карта России, глобус

Технологическая карта уроков

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма

контроля

осуществляемые действия

формируемые умения

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)

Фронтальная форма работы. Словесный метод

Приветствует учащихся, эмоционально настраивает их на учебную деятельность; проверяет готовность класса и оборудования

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте? Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Читайте также:  Кориандровый мед полезные свойства и противопоказания

Всё, что надо под рукой!

Слушают учителя. Принимают участие в диалоге с учителем. Демонстрируют готовность к уроку

Проявляют эмоциональную отзывчивость. Умеют организовывать рабочее место

Наблюдение учителя

II. Проверка домашнего задания

Фронтальная форма работы. Словесный метод

(беседа)

Проводит опрос учащихся по теме «Почва».

1.С чем связано обилие растений? ( с наличием почвы)

2.Что называется почвой? ( верхний рыхлый плодородный слой земли на котором растут растения)

3. Назовите основное свойство почвы. ( плодородие)

4. Какая почва считается плодородной?( та почва, в которой содержится всё, что необходимо растениям для жизни и плодоношения)

5. Что входит в состав почвы? ( воздух, вода, перегной, песок, глина, соли и микроорганизмы)

6. Что можно увидеть в верхнем слое почвы? ( сплетения растительных корней, много дождевых червей, насекомых и их личинок))

7. За счёт чего почва приобретает тёмный цвет? ( перегноя)

8. Как образуется перегной? ( остатки погибших растений и животных, перепревших листьев)

9. Что можно увидеть в верхнем слое почвы? ( сплетения растительных корней, много дождевых червей, насекомых и их личинок))

10.Какое значение имеет почва для людей?

11. Как влияют насекомые, черви и другие животные на плодородие почвы? (улучшают её состав)

12 Могут ли люди улучшить плодородие?

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания

Владеют навыками самоорганизации, саморегуляции, самопроверки

Наблюдение

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная форма работы. Словесный метод

(рассказ)

Сообщает тему, цель урока

Слушают учителя

Принимают учебную

задачу, сформулированную учителем

Беседа

IV. Изучение нового материала.

Работа

по учебнику

(с. 40–50)

и картой.

Фронтальная форма работы. Словесный метод (беседа). Наглядный метод.

– Что такое глобус и карта? Что значит «читать карту»?

– Почему вы не путаете сушу и воду?

– Поверхность Земли такая же ровная, как ее обозначают на карте? Как вы это определили?

– Совокупность всех неровностей суши, дна морей и океанов называется рельефом. Происходит слово «рельеф» от латинского глагола «поднимаю». Под рельефом понимают приподнятые части земной поверхности – горы и холмы, также в это понятие входят долины, впадины, низменности.

– Рассмотрите карту Восточно-Европейской равнины в учебнике (с. 40).

Отвечают на вопросы учителя.

Слушают рассказ учителя, отвечают на вопросы.

Фиксируют знание и незнание, затруднения.

Работают с картой.

Беседа по вопросам, наблюдение.

Физкультминутка

Каждый день зарядку делай –

Будешь сильным, будешь смелым.

На зарядку становись!

Руки вверх! Руки вниз!

Выше руки! Шире плечи!

Раз, два, три! Дыши ровней!

От зарядки станешь крепче,

Станешь крепче и сильней.

Выполняют движения.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Наблюдение учителя

Фронтальная форма работы. Словесный метод

(беседа,

рассказ). Индивидуальная форма работы. Практический метод

(чтение учебной статьи, работа с картой)

– Как меняется цвет на карте? От чего это зависит?

– Прочитайте текст на с. 41 учебника.

– А сейчас держим путь к Восточно-Европейской равнине. Что рассказывает карта об этой равнине?

Учитель демонстрирует фотографии Восточно-Европейской равнины.

– Прочитайте текст на с. 42–44 учебника.

Западно-Сибирская равнина – самая плоская. Вода, выпавшая в осадках и появившаяся в результате таяния снегов, никуда не стекает, а остается на поверхности, только часть ее проникает вглубь земли. Так появляются болота (с. 44–45).

– Продолжим наше путешествие. Следующая остановка – Урал – Каменный пояс.

– Прочитайте текст на с. 46–47 учебника.

– Почему так называют Уральские горы?

– А сейчас держим путь на юго-запад. Где мы остановились? Что рассказывает карта

(с. 48–49)?

Учитель демонстрирует фотографии Кавказских гор.

– Прочитайте рубрику «Жил на свете человек…» (с. 49–50).

– О каком поэте идет речь в рубрике?

– О каких горах писал в своих стихотворениях поэт?

– Почему поэт признавался в любви к Кавказу?

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания.

– Кавказские горы окрашены в темно-коричневый цвет. Самая высокая гора – Эльбрус, ее высота 5642 м

Формулируют ответы на вопросы учителя.

Извлекают необходимую информацию из текста, учебника, карты, рассказа учителя, ответов обучающихся

V. Практическая деятельность.

Выполнение заданий в рабочей тетради

Индивидуальная

(работа в тетради)

– Самостоятельно выполните задания 20, 21 на с. 15

Выполняют задания

Работают в тетради

на печатной основе

Задания, наблюдение

VI. Итоги

урока.

Рефлексия

Фронтальная форма работы. Словесный метод

(беседа)

– Что такое рельеф?

– Какие формы рельефа существуют?

– Какое значение имеет рельеф для жизни людей?

Отвечают на вопросы учителя

Осуществляют оценку собственной учебной

Читайте также:  Работа в спб добыча полезных ископаемых вакансии

деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Беседа по вопросам. Саморегуляция

Домашнее

задание

Фронтальная форма работы. Словесный метод

(объяснение)

Учебник: с. 40–50, задание, с. 50; тетрадь: задание 22, с. 15.

Обеспечивает понимание цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение

учителя. Задают вопросы. Делают соответствующие записи

Принимают учебное

задание. Понимают цели, содержание и способы выполнения задания

Список использованной литературы:

Окружающий мир. 4 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику Н.Ф. Виноградовой, Г.С. калиновой/ авт.-сост. И.В. Арнгольд. – Волгоград: Учитель, 2016.-261с.

Источник

Полезные ископаемые – это ценные образования, залегающие внутри и частично над земной корой, их физические и химические свойства, а также состав ценятся за возможность использования в различных сферах жизнедеятельности человека. Ископаемые могут быть как твёрдыми и жидкими, так и газообразными.

Скопления ископаемых ресурсов называют месторождениями – в этих зонах они представлены в больших количествах в виде россыпей, жил, пластов, штоков. Российские ПИ – это колоссальный набор ценных металлов, руд, горючих материалов и прочих ресурсов. Многие из них на территории РФ сосредоточены в большем количестве, чем где-либо еще.

Общая информация

Россия, обладая самой большой территорией в сравнении с другими странами, занимает лидирующие позиции по добыче важнейших полезных ископаемых. Общее количество месторождений – больше 200 000, и это число постоянно увеличивается, так как совершенствуются методы поиска новых залежей. Стоимость предполагаемых ресурсов составляет свыше 30 трлн. долларов. Количество природного газа и угля бьет рекорды большинства других стран: их представлено 32% и 30% соответственно от общего количества мировых запасов.

Связь рельефа и полезных ископаемых РФ

Территория России крайне сложна и многообразна за счет большой протяженности с запада на восток и с юга на север. Огромные территории объединяют разную местность, богатую полным спектром ПИ:

  • равнины в европейской и центральной области;
  • горы на юге, востоке и северо-востоке, а также уникальный Уральский хребет, пересекающий страну;
  • северный уклон с водами, впадающими в моря Северного Ледовитого океана.

За счет уникального географического положения, многообразия форм рельефа и природных зон, на территории страны сформировалась практически все известные полезные ископаемые.

Месторождения

Если взглянуть на подробную карту зон месторождений полезных ископаемых РФ, то представится следующая картина:

  • золото сосредоточено по большей степени в Якутии, на Дальнем Востоке в области Магадана, также есть 200 коренных и 114 комплексных месторождений;
  • горючие ресурсы (нефть и газ) в наибольшей степени залегают на севере Западной Сибири, в Ямало-Ненецком округе, а также частично в дельте Волги и на Сахалине;
  • серебро в больших количествах представлено на Урале, Востоке Сибири;
  • строительные нерудные материалы разбросаны за Уралом, в Саянах, Забайкалье, на территории Красноярского края и Иркутской области;
  • каменный уголь расположен относительно равномерно, но большая часть находится за Уралом;
  • горючие сланцы наиболее распространены в европейской части страны, в Прибалтийском бассейне;
  • железные руды добывают в Курском районе, на Кольском полуострове и Балтийском щите;
  • уран добывают в Забайкалье;
  • карбонатный марганец также распространен в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке;
  • алюминия больше всего сосредоточено в Западной Сибири и на Урале;
  • цветные металлы максимально сконцентрированы в регионе Восточной Сибири и на Таймыре.

Драгоценные и полудрагоценные камни и нерудные материалы широко распространены в горных пластах Урала, Сибири, особенно много их на Алтае, в Саянах.

Виды и запасы полезных ископаемых

Россия – одна из самых богатых стран мира на полезные ископаемые. Уголь и газ занимают передовые позиции, но есть и множество других востребованных ресурсов, и запасы их по-настоящему огромны.

Нефть и газ

РФ занимает 7 место по запасам нефти в мире, а по газу стране совсем нет равных – 1 место:

  • 14,1 млрд. т нефти, а также до 62 млрд. т неисследованных запасов в северных и восточных регионах. Считается, что выработка эксплуатируемых запасов составляет 45%, но при этом колоссальная часть не добывается;
  • запасы газа составляют свыше 40 млрд. т, и больше 77% из них приходится на Западную и Восточную Сибирь.

По предварительным данным, добывать нефть будут еще не менее 22 лет, а газ – около 81 года.

Уголь

В России сосредоточено 50 млрд. т каменного угля и не менее 1,8 трлн. т бурого. В восточной части России содержится до 63% запасов, остальное приходится на Урал и Европейский регион. Самый крупный бассейн – Канско-Ачинский.

Читайте также:  Внешние эффекты представляют собой полезные эффекты производства товаров

Угольная промышленность в России сосредоточена в основным (свыше ¾) в подземных разработках, а ¼ пригодна для открытых работ, которые считаются более безопасными. Далеко не все запасы еще разработаны, и многим из них только предстоит открыться.

Железные руды

В этой сфере РФ также занимает лидирующие позиции по запасам – до 264 млрд. т, однако залегают руды на значительной глубине. Железняк отличается высоким качеством, и большая его часть добывается в европейской части РФ.

Торф

Общая часть выявленных торфяных ресурсов составляет 160 млрд. т, расположенных в 46 000 месторождений. В азиатской части страны сосредоточено до 76% всех запасов. Самое больше месторождение находится в Западной Сибири и составляет свыше 18.8 млрд. т.

Горючие сланцы

Страна богата этими полезными ископаемыми, однако лидирующих позиций не занимает. При этом залежи расположены не слишком равномерно: основные источники находятся в Европейском регионе, однако Сибирь также считается важным источником сланцев в будущем.

Марганец

Минерал представлен в огромном количестве месторождений, однако залежи его незначительны – до 2,7% от мировых. Считается, что в РФ марганец обладает низким качеством и плохо поддается обогащению. Самое крупное месторождение находится на Урале.

Титановые руды и ванадий

Титановые руды добывают в прибрежно-морских регионах, а также на берегах некоторых озер Урала, Восточной и Западной Сибири, Забайкалья.

Ванадий широко добывается на Урале, однако большая часть элемента выделяется на раскопках других территорий, в частности – угольных и нефтяных.

Золото и серебро

Россия с начала 21 столетия занимает 4-е место по добыче золота в мире, после ЮАР, Австралии и США. По прогнозам, в РФ сосредоточено свыше 25 т золота. Запасы серебра же занимают первое место в мире. При этом 73% из них добываются в комплексных местах рождения золота и цветных металлов.

Драгоценные и поделочные камни

В РФ добывается колоссальное количество различных камней, используемых для создания ювелирных изделий и прочих украшений: яшма, нефриты, топазы, а также алмазы, сапфиры, рубины и изумруды. Алмазы добываются в основном в Якутии и частично на Урале.

Алюминий

Легкий и пластичный металл, без которого сложно представить современную промышленность, добывается в РФ в недостаточных количествах, и ощущается его острый дефицит. При этом наиболее крупные залежи находятся в Коми – свыше 200 млн. т.

Уран

России отводится 7 место по разведанным залежам урана, или 5,3% от мировых запасов. По прогнозам, добывать сырье можно будет в течение 15-20 лет на уже разработанных участках. Однако есть зоны, к разработке которых пока что не приступали.

Прочие ресурсы

Можно представить данные по другим важным природным ископаемым:

  • хром – точное количество неизвестно, но считается, что разведано менее 10%;
  • медь – запасы составляют свыше 20 млн. т;
  • никель – РФ занимает 1 место по запасам, которые составляют свыше 7300 тыс. т;
  • олово – одно из первых мест в мире, или 7,6% (3,6 млн. т);
  • цинк – около 22,7 млн. т по предварительным прогнозам;
  • платина – 8,1% от мировых запасов (платиноидов – не менее 10%);
  • горно-химическое сырье (соли, сода, сера, борные руды и многое другое) представлено в большом количестве.

Нерудное строительное сырье представлено в тысячах месторождений по всей России. Интересны места добычи полезных ископаемых и наличием очень редких металлов, например, бериллия.

На территории РФ представлено колоссальное количество месторождений полезных ископаемых, и далеко не все из них разработаны. Очень удачно сложилось, что в России сконцентрирована большая часть важнейших ресурсов – нефти, газа, угля, а также цветных и черных руд металлов, драгоценных камней.

Однако современные темпы разработки уже менее чем через 100 лет приведут к тому, что самые ценные полезные ископаемые полностью истощатся, если человечество не изобретет новых способов использования и переработки природных ресурсов.

Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту

Источник

Теория

1. Равнины России
2. Горы России

Задания

1. Равнины

Сложность:
лёгкое

1

2. Восточно-Европейская равнина

Сложность:
лёгкое

1

3. Западно-Сибирская равнина

Сложность:
лёгкое

1

4. Горы

Сложность:
лёгкое

1

5. Реки

Сложность:
среднее

4

6. Города

Сложность:
среднее

4

7. Верные высказывания

Сложность:
среднее

2

8. Равнины на карте

Сложность:
сложное

3

9. Горы на карте

Сложность:
сложное

3

Тесты

1. Тренировка по теме Рельеф России

Сложность: среднее

6

Методические материалы

1. Технологическая карта

Источник