Рельеф полезные ископаемые их связь со строением земной коры

Рельеф полезные ископаемые их связь со строением земной коры thumbnail

8 класс. Практическая работа по географии

«Определение зависимости между строением земной коры, рельефом и полезными ископаемыми территории России»

Цель: научиться устанавливать взаимосвязь между тектоническими структурами, формами рельефа и ПИ страны; продолжить формировать навыки работы с физической и тектонической картами.

Задание 1. Установите наличие взаимосвязи между тектоническим строением, рельефом и Полезными ископаемыми на отдельных территориях России и заполните таблицу.

Области байкальской

складчатости

Области герцинской

складчатости

Области мезозойской

складчатости

Области кайнозойской

складчатости

Задание 2. Сделайте вывод о закономерностях размещения ПИ.

Вариант заполнения таблицы для проверки учителем

Восточно-Европейская равнина

Для древних платформ покрытых мощным слоем осадочных горных пород, характерны равнины любого вида (низменности, возвышенности или плоскогорья)

Преобладают полезные ископаемые осадочного и метаморфического происхождения, причём встречаются все основные виды полезных ископаемых: топливные, рудные и нерудные. богатейшие залежи железных руд (Курская магнитная аномалия) . С осадочным чехлом платформы связаны месторождения каменного угля (восточная часть Донбасса, Подмосковный бассейн) , нефти и газа в палеозойских и мезозойских отложениях (Урало-Волжский бассейн) , горючих сланцев (близ Сызрани) . Широко распространены строительные материалы (песни, гравий, глины, известняки) . С осадочным чехлом связаны также бурые железняки (близ Липецка) , бокситы (у Тихвина) , фосфориты (в ряде районов) и соли (Прикаспий).

Сибирская платформа

Среднесибирское плоскогорье

(древняя платформа)

 Крупные угольные бассейны: Ленский угольный бассейн, Тунгусский угольный бассейн, Иркутский угольный бассейн. Нефть, газ.

Западно – Сибирская платформа

Западно-Сибирская равнина (молодая платформа)

Преобладание осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли). 

Скифская плита

Равнинный Крым (молодая платформа)

Преобладание осадочных горных пород (нефть, природный газ, соли). 

Балтийский щит

Возвышенности и платформенные горы 

Преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения 

Алданский щит

Алданское нагорье 

Преобладание рудного и нерудного сырья магматического и метаморфического происхождения 

Области байкальской , каледонской

складчатости

Древняя складчатость, 
низкие сильно разрушенные горы. Енисейский кряж, Восточный Саян, Хамар-Дабан, Байкальский хребет, Патомское нагорье, Тиманский кряж

Большое разнообразие рудных и нерудных полезных ископаемых магматического и метаморфического происхождения .

C каледонским тектогенезом связаны месторождения руд

 железа, титана, золота и отчасти молибдена, асбеста, талька, магнезита и хрома, платины, титаномагнетитов, никеля и самородной меди

Области герцинской

складчатости

Урал, Аппалачи, Алтай

медь, свинец, цинк, олово, вольфрам,золото, серебро, уран

Области мезозойской

складчатости

Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Сихотэ-Алинь,) 

Преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического и метаморфического происхождения. 

Железные руды, руды цветных металлов, вольфрам, молибден, золото и др. С осадочными отложениями связаны месторождения каменных и бурых углей, газа, нефти и т. д.

Области кайнозойской

складчатости

Большой и Малый Кавказ, горы Камчатки, Альпийско-Гималайский пояс, Кордильеры, Анды, 

Активнейший вулканизм и сейсмичность, где преобладают рудные и нерудные полезные ископаемые магматического происхождения. 

Нефть, газ, железные и марганцевые руды, кам.уголь, бокситы, фосфориты, строительные материалы.

Источник

Совокупность неровностей земной поверхности образуют её рельеф. Формы рельефа различаются по размерам, происхождению, истории развития. Рельеф земли, правильнее будет сказать, земной поверхности является результатом сложного взаимодействия внутренних и внешних сил. Внутренние силы, энергия которых обеспечивается за счёт внутренней энергии самой Земли, создают крупные неровности. Внешние силы эти неровности сглаживают, создавая более мелкие неровности.

Наиболее крупные формы рельефа Земли – выступы материков и впадины океанов. Их распространение определяется строением земной коры – наличием или отсутствием гранитного слоя. В настоящее время на Земле существует шесть материков. Суша по поверхности Земли распределена неравномерно. Можно выделить на планете два условных полушария – океанические и материковое. В центре первого расположен Тихий океан, в центре второго – Африка. Преобладающие высоты в пределах суши – около 800 м, средние глубины океана – около 3500 м. Поверхность суши и дна океана осложнена неровностями низшего порядка.

Главными формами рельефа суши являются горы и равнины. Около 60% поверхности суши занято равнинами. Это обширные участки земной поверхности с малым колебанием высот (около 200 м), относительно невысоко приподнятые над уровнем моря. По абсолютной высоте равнины делятся на низменности (высота от 0 до 200 м), возвышенности (200-500 м) и плоскогорья (выше 500 м). По характеру поверхности – на плоские, холмистые и ступенчатые. Равнинные территории наиболее заселены и освоены людьми. На них сосредоточены большинство городов и транспортных путей, основные массивы обрабатываемых земель.

Горами называют отчётливые возвышения на земной поверхности с высотами более 200 м, с хорошо выраженными склонами и подошвой. Горные области занимают около 40% поверхности суши. Большая часть гор на Земле протягивается во взаимно перпендикулярных направлениях, близких к субширотному либо к субмеридиональному. По высоте горы делятся на низкие (с высотами до 1000 м), средневысотные (1000-2000 м) и высокие (более 2000 м). В соответствии со строением горы бывают складчатые, складчато – глыбовые и глыбовые. По геоморфологическому возрасту выделяют молодые, омоложенные и возрождённые горы. На суше преобладают горы тектонического происхождения, в океанах – вулканического.

В пределах суши распределение горных и равнинных территорий определяется строением земной коры. На платформах, в связи с горизонтальным залеганием горных пород, расположены равнины. В складчатых областях горные породы залегают в виде складок, и в рельефе им соответствуют горы.

Строением земной коры определяется не только рельеф, но и размещение полезных ископаемых. Полезные ископаемые осадочного происхождения (нефть, газ, уголь, соли) сосредоточены в осадочных породах платформенного чехла. Полезные ископаемые магматического происхождения – в складчатых областях и кристаллическом  фундаменте платформ. Наибольшее разнообразие полезных ископаемых характерно для древних платформ.

 Остались вопросы? Хотите знать больше о рельефе земной поверхности? Зарегистрируйтесь.
Первый урок – бесплатно!

© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

Остались вопросы?

Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя.

Источник

        Здравствуйте!

*

        В настоящее время незнание истории своей малой Родины – одна из главных проблем. Но все знают, что без прошлого не было бы и настоящего. История, которую мы хотим вам представить , началась чуть более полувека назад, но, к примеру, для многих наших одноклассников она так же далека, как Средневековье.

*

 Мы здесь родились, здесь же живут наши родные. Со временем мы поняли, что хотим узнать: как же все начиналось.

        Так с чего же начинается  Родина?  Наша – началась с бурого угля.

*

        Нередко бывает, что добывать уголь в шахтах трудоемко и невыгодно. Иногда и в его пластах встречается так много бесполезных примесей, что разрабатывать такие пласты совершенно нецелесообразно. Казалось бы, что такой уголь навсегда останется лежать в земле бесполезно для человека.

        А нельзя ли превращать его в газ прямо в недрах земли, не вынимая на поверхность?

*

        Решить эту проблему помогла идея подземной газификации угля. Впервые ее высказал великий русский ученый Д.И. Менделеев в 1888 году.

*цитата фото  зачитать

«Настанет, вероятно, со временем такая эпоха, что уголь из земли вынимать не будут, а там, в земле, его сумеют превращать в горючие газы и их по трубам будут распределять на далекие расстояния.»

*фото

        К этой идее возвращались в 30-е годы прошлого века, но во время войны почти все станции ПГУ в Советском Союзе были уничтожены. В тяжелые послевоенные годы стране понадобились огромные энергетические ресурсы для восстановления экономики, сельского хозяйства и других сфер. И тогда

было принято решение о возвращении к ПГУ.

*

В эти же годы были запроектированы Подмосковная и Шатская станции ПГУ в районе города Тула, Каменская — в Ростовской области, Ангренская — в Узбекистане, Южно-Абинская — в Кузбассе и другие.

Сырьевой базой для Шатская станции ПГУ  должны были стать угли Подмосковного буроугольного бассейна.

*

   В августе 1948 года в Главном управлении искусственного жидкого топлива и газа – “Главгазтоппром” при Совете министров СССР была создана комиссия для выбора под Тулой, на одной из угольных залежей, площадки для строительства новой станции “Подземгаз”.

*

 Назначение станции состояло в выработке методом подземной газификации углей энергетического газа для использования его как топлива в газовых электротурбинах. Получаемую турбиной электроэнергию планировалось передавать в государственную энергосистему.

*видеожурнал

* Шатская станция «ПОДЗЕМГАЗ» стала первой в мире электростанцией с газовыми турбинами, работающими на газе ПГУ.

*

В этой технологии был заинтересован не только Советский Союз, но и другие страны.

Проекты газогенераторных станций разрабатывались также для Китайской Народной Республики, Корейской народно-демократической Республики, Индии.

Нашу станцию не раз посещали иностранные делегации, в том числе китайская и английская, члены которых наблюдали за процессом и перенимали опыт у наших работников.  В Великобритании, Бельгии, США, Польше, Чехословакии, Вьетнаме и в других странах были сделаны попытки повторить опыт нашей страны по ПГУ. 

Несмотря на то, что были получены в принципе положительные результаты, эти работы дальнейшего развития не получили

*

Но вернемся к строительству. Место было определено сравнительно быстро – им оказалось месторождение, позднее названное Шатским, в 15км к юго-востоку от Тулы, запасы которого должны были обеспечить работу станции на 20 лет. И вот в 1949 году начинается строительство станции.

*

На строительство, а в последующем и на работу на новой станции, приезжали люди со всех концов Советского Союза и, в отличие от жителей окрестных деревень, имевших свои дома, первые несколько месяцев жили в палатках, а немного позже вблизи промплощадки построили временный жилой поселок из сборно-щитовых бараков, который просуществовал до 1975 года.

*

Строительство началось в 1950 году.

*

 Тогда здесь не было ни одного деревца, улицы. Все было перерыто траншеями для прокладки водопровода, канализации и теплосети, причем центральное отопление предусматривалось только в 2-этажных домах по улице Ленина и Садовой, в остальных печное отопление. Грязь после дождей была настолько вязкая, что от сапог отрывались подошвы.

*

Но постепенно поселок благоустраивался, озеленялся, асфальтировался.

*

 В два следующих года помимо жилых домов были построены: здравпункт, аптека, баня,

*

 столовая, клуб, школа и детский сад.

*

 Названием поселок Шатск, как и Шатская станция «Подземгаз» обязаны протекающей вблизи речушке Шат.

Жизнь в поселке кипела во всех смыслах.

*

 Стали организовываться футбольные матчи, хоккейные турниры, лыжные гонки и велокроссы. Заводской хор был одним из лучших

,*

 а футбольная команда одной из сильнейших среди коллективов Киреевского района, к которому в то время относился Шатск.

*

 В Доме Культуры был замечательный духовой оркестр и вокально-инструментальный ансамбль. *

За клубом была оборудована танцплощадка, так же было обустроено футбольное поле, и каждую зиму заливали каток.

Планировалась застройка микрорайона поселка Шатск, собирались проложить трамвайные пути  в Тулу и строить аэропорт. Скучно жителям никогда не было!

*

Но вернемся к заводу.

*Видео Савельева

   В 60-е годы, настала эра природного газа. Открытие мощных месторождений подвигло руководство страны искать более быстрые пути к энергоносителям. В 1964 году было решено прекратить работы по проектированию и строительству новых станций «Подземгаза» и свернуть научно-исследовательские работы в этой области.

*

 Шатская станция «Подземгаз» как и другие станции (кроме Ангренской и Южно-Абинской) была перепрофилирована на производство строительных конструкций и нестандартного оборудования для промыслов природного газа. Окончательно производство газа ПГУ было прекращено на Шатской станции «Подземгаз» в 1974 году, когда был закрыт (затушен) последний подземный газогенератор.

По мнению С. Лазаренко, д.т.н., ведущего научного сотрудника Института угля и углехимии СО РАН, технология ПГУ открывает новые возможности в разработке угольных пластов со сложными горно-геологическими условиями залегания. Безусловно, что ПГУ сегодня нужно рассматривать как технологию ближней и средней перспективы — технологию, которая, не будучи в состоянии сегодня конкурировать со сравнительно дешевым природным газом и нефтью, через определенный период будет обязательно востребована.

В заключении мы  хотим сказать, что это лишь маленькая часть истории поселка Шатск и завода ООО «Промстройгаз». Здесь нет ничего о людях, которые творили эту историю. Мы надеемся, что и у нас будет возможность внести свой посильный вклад в развитие поселка .

Источник

Тема урока «Рельеф России. Основные формы рельефа, их связь со строением литосферы»

Класс 8                                

Цель: изучить связь между строением литосферы и основными формами рельефа на территории России.

Задачи: Расширить знания учащихся о тектонических структурах, их происхождении, размещении на территории России; развивать краеведческие знания о геологическом строении земной коры; показать практическое значение знаний о тектоническом строении для человека в современных условиях; научить анализировать и сопоставлять тектоническую карту и геологическую карту.

Оборудование: Тектоническая и физическая карты России.

План урока

  1. Организационный момент – 3 мин;
  2. Проверка домашнего задания – 7 мин;
  3. Изучение нового материала – 25 мин;
  4. Закрепление изученного – 8 мин;
  5. Итог урока. Домашнее задание – 2 мин.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания
  1. Какие науки изучают строение земной коры? (Геология, геотектоника, петрология, минералогия.)
  2. Перечислите геологические эры, начиная с древнейшей.
  3. Назовите самую короткую и самую длинную эру.
  4. Простите названия периодов каждой эры.
  5. Охарактеризовать какой-либо период (по выбору учащихся.)
  1. Изучение нового материала

В процессе совместной работы на прошлом уроке мы поняли, что в геохрологической таблице заключена огромная информация о развитии Земли. Но по ней трудно судить, в каких районах земного шара, материка  или нашей страны происходили те или иные геологические событии. Об этом дают представления различные карты: тектонические, геологические, размещения полезных ископаемых и т.д. С тектонической картой (картой строения земной коры) мы уже знакомы. Геологическая карта показывает распространение горных пород различного возраста, выходящих на поверхность. На основании геологических карт проводится поиск и разведка полезных ископаемых.

Вы уже знаете, что земная кора представляет собой совокупность литосферных плит и их осколков. Литосферные плиты состоят из платформ и складчатых поясов.

Платформа  – это обширный малоподвижный участок земной коры. Имеет двухъярусное строение: фундамент из смятых метаморфизированных пород и чехол, сложенный спокойно залегающими осадочными породами.

Платформы имеют двухслойное строение. Нижний слой состоит из древних кристаллических пород – гранитов, гнейсов и др. Как правило, он смят в складки и называется фундаментом. Верхний слой, состоящий из осадочных пород, называется осадочным чехлом. Чехол состоит из известняков, глин, мергелей, песков, песчаников.

Складчатый пояс – это подвижный участок земной коры, имеющий сложную складчатую структуру.

Понятие «платформа» и «складчатый пояс» учащиеся записывают в тетрадь. Учитель сопровождает свое объяснение демонстрацией платформы и складчатого пояса. Это помогает школьникам быстрее вспомнить и закрепить понятия.

Учитель отмечает, что территория страны – часть древнего материка Лавразии. Основная часть – это Евразийская литосферная плита, которая имеет очень сложное строение и состоит из платформ и складчатых областей разного возраста.

Задание и вопросы:

  • Какими способами показаны на тектонической карте геологические структуры?
  • Каким цветом показаны на карте области разных складчатостей – от байкальской до кайнозойской?
  • Какие структуры занимают наибольшие территории? Какой возраст они имеют?
  • Чем плиты отличаются от платформ? (Плиты – это молоды платформы.)
  • Какие территории нашей страны возникли в герцинскую складчатость, в мезозойскую, в кайнозойскую?
  • Почему Кавказские горы выше Уральских?

Чтобы углубить понятие «платформа», необходимо познакомить учащихся с такими понятиями, как «траппы» и «щиты». Их также можно записать в тетрадь.

Траппы – это излившиеся в разное время и наслоившиеся друг на друга лавовые потоки, они образуют ступенчатые склоны. В России характерны для Среднесибирского плоскогорья.

Щиты – это выход фундамента платформы на поверхность. В нашей стране известны Балтийский щит на Русской платформе, Анабарский щит на Сибирской платформе и т.д.

Задание:

  • Найдите на тектонической карте щиты. (На Восточно-Европейской платформе есть два щита: Анабарский и Алданский.)
  • Какие формы рельефа соответствуют щитам? (На Балтийском щите есть и равнины, и низкие горы – Хибины, на Анабарском щите – Анабарское плато, на Алданском – Алданское нагорье.)
  • Определите, каким цветом показываются каждая из складчатостей. (Байкалиды – сиреневым или фиолетовым, мезозоиды – зеленым, альпиды – желтым; платформы: древние – розовым, молодые – грязно-зеленым, щиты – красным.)
  • Заполните таблицу, пользуясь физической и тектонической картой России (учащиеся вместе с учителем заполняют таблицу.)

Вид складчатости

Характеристика складчатости

Примеры территорий

Байкальская складчатость

Глыбовые, возрожденные, древнейшие

Кузнецкий кряж, Яблоновый хребет

Древняя платформа

Складчато-глыбовые горы, возрожденные, древние

Русская, Сибирская платформа

Калидонская складчатость

Складчато-глыбовые горы, возрожденные, древние

Восточный Саян, точная часть Алтая

Герцинская складчатость

Складчато-глыбовые горы, возрожденные, древние

Западный Саян, западная часть Алтая, Уральские горы, Борщовочный хребет

Мезозойская складчатость

Глыбово-складчатые горы, средние

Хребет Черского, Момский хребет, Верхоянский, Сихотэ-Алинь

Альпийская складчатость

Складчатые, молодые горы

Срединный хребет, Кавказ, остров Сахалин, Курильские острова

  1. Закрепление изученного
  1. Чем отличаются друг от друга Лолита и щит?
  2. Какие горные породы встречаются на Пите и щите?
  3. Где может развиваться овражная сеть – на щитах или плитах? Почему? (На щитах овраги не образуются, т.к. это твердые магматические породы, которые плохо разрушаются склоновыми текучими водами.)
  4. Приведите примеры платформ, плит, щитов.
  5. Какие формы рельефа расположены на платформах? (Восточно-Европейская равнина соответствует Русской платформе, а Среднесибирское плоскогорье расположено на Сибирской платформе.)
  6. Где встречаются щиты, а где плиты?
  1. Итог урока. Домашнее задание: повторить §12, записи в тетради знать.

Источник