Рельеф и полезные ископаемые северной америки таблица
Материк Северная Америка охватывает значительную область. По размерам он является третьим в мире. Благодаря этому рельеф и полезные ископаемые Северной Америки характеризуются огромным разнообразием. Об этом и пойдет речь далее…
Географическое положение
Материк размещается в северном и западном земных полушариях. Его омывают воды Тихого и Атлантического, Северного Ледовитого океанов, представленные множеством заливов и морей. От Южной Америки континент отделяет Панамский перешеек, на западе с Евразией он разделен Беринговым проливом.
Континентальная часть Северной Америки составляет территорию в 20,36 млн кв. км. В число островов материка входит Гренландия, Вест-Индия, Канадский арктический архипелаг и другие. С севера на юг протяженность континента составляет 7326 километров, с запада на восток – 4700 километров.
Территория материка находится почти во всех географических поясах. США и Канада вместе с Багамами, Бермудами и Гренландией составляют Североамериканский регион. Южная часть, которая находится в тропических широтах, входит в регион Центральная Америка.
Рельеф
Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки поражают разнообразием. Поверхность материка представлена контрастами – здесь есть и горы и каньоны, равнины и холмы. Большую часть территории занимают равнины, с двух сторон их окаймляют горы. Высота равнин может колебаться в пределах нескольких сотен метров, что делает рельеф достаточно волнистым.
В северной части расположена Лаврентийская возвышенность, окаймленная на юге цепью крупных озер. Влияние ледника обеспечило сглаженные формы скал и холмов, формирование котловин. Южнее находятся холмистые Центральные равнины, а сразу за ними – Миссисипская низменность.
В Западной части находятся Великие равнины – предгорье Кордильер. Они достигают до 1500 метров в высоту. Кордильеры являются самой складчатой зоной, наибольшая высота – это вершина Мак-Кинли в 6193 метра. Их восточную часть составляют Скалистые горы (до 4200 м) и Каскадные горы.
На востоке расположены Аппалачи, представленные средневысотными холмами с отдельными высокими массивами до 2000 метров. На юге материка находятся Мексиканская и Приатлантическая низменности, не превышающие двухсот метров. У побережья они представлены барами, террасами, лагунами, косами.
Геотектоническое строение
Основу материка составляет Североамериканская платформа, большую часть которой занимает Канадский щит, сформированный в раннем докембрии. Его края опущены, здесь находятся месторождения свинцовых, никелевых, золотых, кобальтовых руд и другие полезные ископаемые Северной Америки.
С востока на Канадский щит накладываются Аппалачи. В этих складчато-глыбовых горах происходят процессы разрушения. Размытые участки превратились в долины, а более стойкие породы остались в виде возвышенностей.
В западной части материка расположена Кордильерская область средней складчатости, образованная столкновением тектонических плит. Этот процесс продолжается и сейчас. На формирование Кордильер также повлиял ледник. Поэтому в этом районе расположены как осадочные, так и магматические полезные ископаемые Северной Америки.
Великие равнины расположены на границе платформы и Кордильер. Они образованы морскими и материковыми осадочными породами. Схожее происхождение имеют и Центральные равнины. В их юго-восточной части выходят карстовые породы, создавая глубокие лабиринты – Мамонтовы пещеры. Осадочными породами образована и Мексиканская низменность.
Северная Америка: полезные ископаемые (кратко)
Геологическая структура имеет первостепенное значение для формирования тех или иных минеральных ресурсов. Благодаря особому строению, полезные ископаемые Северной Америки находятся практически на всей территории материка.
В районе Канадского щита расположены значительные месторождения урановых и железных руд, молибдена, никеля, меди. В прибрежных низменностях, а также в Кордильерах и на Аляске находятся запасы горючих ископаемых. Здесь добывают такие полезные ископаемые Северной Америки как нефть и природный газ.
В центральных районах и впадинах Аппалачей находятся месторождения каменного угля. В Кордильерах расположены различные осадочные и магматические полезные ископаемые, например, золото, руды цветных металлов, ртуть. Крупные месторождения фосфоритов находятся на полуострове под названием Флорида.
Полезные ископаемые Северной Америки: таблица
Для лучшего восприятия мы решили скомпоновать всю информацию и представить в виде таблицы, которая представлена ниже.
Форма рельефа | Виды полезных ископаемых | Полезные ископаемые |
Лаврентийская возвышенность | металлические руды | железные, медные, серебряные, цинковые, титановые, никелевые, ванадиевые, урановые, полиметаллические, кобальтовые, золото, платина |
Центральные равнины | горючие | природный газ, каменный уголь, нефть |
металлические руды | молибденовые, урановые руды, полиметаллические цинковые, золото | |
неметаллические | флюорит, барит, сера | |
Великие равнины | горючие | природный газ, каменный уголь, нефть |
нерудные | калийные соли | |
Кордильеры | горючие | природный газ, каменный уголь, нефть |
металлические руды | железные, титановые, литиевые, медные, молибденовые | |
неметаллические | бораты, фосфориты | |
Скалистые горы | горючие | бурый уголь |
металлические руды | медные, полиметаллические, ртутные, серебряные, вольфрамовые, молибденовые, золотые, | |
Аппалачи | металлические руды | полиметаллические, железные, цинковые, бериллиевые, литиевые, ториевые |
неметаллические | асбест, тальк, слюда, флюорит | |
Миссисипская низменность | горючие | нефть, природный газ |
металлические руды | свинцовые, цинковые | |
неметаллические | флюорит | |
Мексиканская и Приатлантическая низменности | горючие | природный газ, каменный уголь, нефть |
металлические руды | титановые, циркониевые | |
неметаллические | фосфориты, сера, тальк |
Заключение
Материк Северная Америка находится в северном и западном полушариях нашей планеты. Его географическое положение, природные условия и геологическое строение повлияли на формирование минеральных ресурсов.
Основные полезные ископаемые Северной Америки – это руды цветных металлов, нематаллические руды и горючие ископаемые. Среди них природный газ, нефть, каменный уголь, фосфориты, урановые, свинцовые, цинковые, никелевые, серебряные руды, золото, платина и другие.
Благодаря большому количеству и разнообразию ресурсов, два основных государства на материке способны обеспечивать себя сами и не зависеть от других стран.
Конспект урока
Тема урока: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые Северной Америки.
Цель:
– образовательная – сформировать знания о геологическом строении, рельефе и закономерностях распространения полезных ископаемых Северной Америки;
– развивающая – совершенствовать практические умения и навыки характеризовать основные формы рельефа материка;
– воспитательная – воспитывать понимание важности изучения географии, любознательность и краеведческий подход.
Оборудование: физическая карта Северной Америки, учебники, атласы.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: стандартная.
Ход урока
І. Организационный момент.
Приветствие учеников. Проверка на партах оборудования и учебных материалов.
II. Проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний.
Дети, кто выполнил домашнее задание и подготовил сообщение?
Кто мне назовет тему, которую мы изучали на прошлом уроке?
Географический кросс.
Как называются крайние точки материка Северная Америка?
Какие моря омывают Северную Америку?
Сейчас я вам читаю имена и фамилии исследователей Северной Америки, а вы мне говорите какой географический объект связан с ними.
Джон Кабот
Джон Девис
Генри Гудзон
Вильям Баффин
Александр Маккензи
Витус Беринг
IІІ. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности.
Следующим этапом исследования материка по плану является изучение особенностей его рельефа и закономерностей распространения полезных ископаемых. Уже при первом взгляде на физическую карту Северной Америки можно сделать предложение о разнообразии и контрастности основных форм рельефа, богатстве полезными ископаемыми.
IV. Изучение нового материала.
Строение земной коры.
Северная Америка вместе с Евразией является остатком древнего материка северного полушария Лавразия, который начал раскалываться на современные материки в конце мезозойской эры около 100 млн. лет назад.
Древнейшей и самой большой по площади тектонической структурой Северной Америки является Североамериканская платформа, которая является осколком древней Лавразии. На севере платформы ее кристаллический фундамент выходит на земную поверхность, образуя самый большой в мире по площади Канадский щит. На юго-западе материка лежит молодая платформа. По строению это глубокий прогиб фундамента, заполненный десятикилометровым слоем осадочных пород. Весь запад Северной Америки занимает средний по возрасту пояс складчатости, который большей частью сформировался в мезозойскую эру вследствие встречного движения Североамериканской и Тихоокеанской литосферных плит. Тихоокеанское побережье Северной Америки и южную узкую часть материка составляет молодой пояс складчатости, процесс формирования которого не завершился. Здесь наиболее часты землетрясения. Есть действующие вулканы. Самым высоким из них является вулкан Орисаба (5747 м).
На восточном краю материка сформировался пояс древней складчатости, возникший в палеозойскую эру. Он представляет собой сильно разрушенные горы, состоящие из обломочных пород.
Рельеф.
Рельеф Северной Америки тесно связан с ее тектоническими структурами. Древней и молодой платформой в современном рельефе соответствуют равнины, областям складчатости на крайних Западе и Востоке – горы.
Равнины занимают 2/3 поверхности. Канадскому щиту соответствует в рельефе Лаврентийская возвышенность, высота которой в основном составляет 500-700 м.
В местах погружения кристаллического фундамента древней платформы под слой осадочных пород в рельефе возникли обширные равнины. Центральные равнины, подвергшиеся влиянию древнего ледника, поднимаются на высоту 200-500 м. Молодой платформе на побережье Мексиканского залива соответствует в рельефе ряд прибрежных низменностей, самая большая из которых Примексиканская низменность.
На западе материка в границах среднего и молодого поясов складчатости с севера на юг протянулась одна из самых больших горных систем мира – Кордильеры. На Аляске горы достигают своей наивысшей отметки – г. Мак-Кинли, 6194 м. Здесь находятся большие ледники. К югу горы разделяются на несколько параллельных хребтов. Береговой хребет на западе тянется вдоль Тихоокеанского побережья, Скалистые горы – далеко на восток. Между ними лежат такие большие плоскогорья, как Большой Бассейн и плато Колорадо. По мере продвижения на юг большую площадь занимает Мексиканское нагорье с действующими вулканами.
На востоке в пределах древней складчатости лежат Аппалачи – невысокие, до 2000 м, горы. Они состоят из ряда продольных хребтов. Под влиянием внешних сил Земли они разрушились и сейчас имеют сглаженные куполовидные формы, чем напоминают наши Карпаты. Самая высокая точка Аппалачей – г. Митчелл (2037 м.)
Задание.
Сопоставьте физические карты Северной и Южной Америки и сравните их рельеф. Результаты запишите в таблицу.
Таблица 1
Общие черты
Отличительные черты
Полезные ископаемые.
Земная кора Северной Америки изучена подробно, поэтому на всей ее территории известны значительные месторождения полезных ископаемых. На севере, в границах Канадского щита, где магматические породы Североамериканской платформы выходят на поверхность, много руд металлов – железных, медных и никелевых. Там, где осадочный чехол покрывает кристаллические породы, много месторождений топливных (нефти, природного газа) и нерудных полезных ископаемых. В Кордильерах в связи со сложностью геологического строения встречаются разные по своему происхождению полезные ископаемые: в предгорьях – осадочные (нефть, природный газ, каменный уголь), в пределах горных хребтов – магматические (руды цветных металлов, золото, урановые руды).
Давайте сейчас заполним табличку о полезных ископаемых.
Таблица 2
Полезные ископаемые
Район распространения
Каменный уголь, нефть, газ
Центральные равнины,
Мексиканский залив,
Аппалачи, На границе Кордильер.
Руды: железные, никелевые, медные, урановые, молибденовые,
полиметаллические. Золото.
Лаврентийское поднятие,
Кордильеры, Аппалачи.
Сера, каменная соль, калийная соль,
слюда, графит, лабрадорит.
Осадочный чехол платформ – Центральные и Великие равнины, Примексиканская низменность. Давний фундамент платформы – полуострова Лабрадор.
V. Закрепление изученного материала.
1.Задание на сравнение.
Сравнить рельеф Северной Америки и Южной Америки.
Найти похожие черты. (Горные хребты простираются преимущественно в Меридианом направлении; горы на западе, равнины на востоке; развит вулканизм (кайнозойский вулканический пояс), молодые горы – Кордильеры, Анды) и отличительные черты – на востоке Северной Америки – старые горы Аппалачи.
2. Работа с картой.
Назовите основные формы рельефа Северной Америки и поговорите их на карте.
3. Какие полезные ископаемые встречаются в разных частях материка?
4. Высота Аппалачи …. 2037м.
5. Наивысшая точка Кордильер – это ….г. Мак-Кинли (6194 м).
VI. Обобщение и систематизация знаний.
Карточки
Вариант 1
Определите формы рельефа, что образовались на указанных участках земной коры, и обведите соответствующие цифры.
ПЛАТФОРМА
1. Центральные равнины.
2. Великие равнины.
3. Кордильеры.
4. Аппалачи.
5. Примексиканская низменность.
6. Скалистые горы.
ОБЛАСТЬ СКЛАДЧАТОСТИ
Аппалачи.
Скалистые горы.
Великие равнины.
Примексиканская низменность.
Кордильеры.
Центральные равнины.
Вариант 2
Определите формы рельефа, что образовались прежде всего благодаря внутренними или внешними силами, и обведите соответствующие цифры.
ВНУТРЕННИЕ СИЛЫ
Гора Мак-Кинли
Пещера Флинт-Мамонтова
Великие равнины
Аппалачи
ВНЕШНИЕ СИЛЫ
Аппалачи
Большой Каньон
Центральные равнины
Великие равнины
VII. Итог урока.
Прием «Микрофон»
Дети, пятью предложениями скажите, что вам понравилось на уроке?
-Большая часть Северной Америки расположена в пределах платформы, преобладает равнинный рельеф.
– На западе – молодые горы Кордильеры, а на востоке – древние горы Аппалачи.
– На формирование рельефа влияют не только внутренние силы, а и внешние.
– Территория материка подверглась воздействию древнего оледенения, что повлияло на рельеф.
– Особенности геологического строения материка обусловили наличие разнообразных залежей полезных ископаемых.
VIII. Домашнее задание.
§ 35. Укажите на контурной карте основные формы рельефа Северной Америки.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
• Сан – Андреа – большой разлом в земной коре , вдоль которого возможны тектонические сдвиги. Начинается от мексиканской границы , проходит через Лос – Анджелес в Сан-Франциско и заканчивается в океане.
Он имеет длину более 1100 км .
• Удивительный дождь выпал в Лос – Анджелесе в 1933 году. ночью надгородом пронеслась сильная песчаная буря . Улицы оказались заваленными странным , необычно тяжелым песком. Когда его исследовали ,
выяснилось , что это золотой песок! Оказывается , сильный ветер поднял в воздух золотую россыпь . По подсчетам специалистов , ветер высыпал на Лос – Анджелес золотые крупинки на сумму более 60 тысяч долларов.
• активным в Северной Америке вулкан Исалько в Сальвадоре, его высота – 1885 м. Около 200 лет он действует непрерывно. Извержение повторяются каждые 2-10 минут. Этот вулкан служит маяком для моряков.
• Самая карстовая пещера в Северной Америке и в мире – Мамонтова – Флинт в Аппалачах . Длина всех ее переходов составляет более 500 км.
Урок № 46.
Тема: «Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки».
Цель: сформировать у учащихся представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых Северной Америки.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать формировать у учащихся знания о природе Северной Америки;
- сформировать представления о рельефе, геологической истории, тектоническом строении, оледенении и его влиянии на рельеф материка;
Развивающие:
- продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными источниками географической информации, в том числе и с географическими картами.
- продолжить развивать интерес к предмету, эмоции;
- продолжить развивать интеллектуальные способности – критическое мышление, устную речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Воспитательные:
- развивать гордость и уважение за природное наследие Земли;
- способствовать формированию чувства прекрасного и развитию кругозора.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, учебник (География материков и океанов.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенёв. – М.: Дрофа, 2009. – 318 с.), физическая карта Северной Америки, атласы для 7 класса, мультимедийная презентация.
Ход урока:
1) Организационный момент:
– Здравствуйте, ребята! Вы знаете, что сегодня у нас необычный урок – к нам пришли гости, но вы все их знаете, поэтому, я надеюсь, что вы не будете волноваться и у нас у всех останутся самые хорошие впечатления об уроке. Ну что, давайте начнем?
2) Проверка домашнего задания:
Для начала, давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке? (ГП и историю исследования Северной Америки). Итак, повторим.
Задание №1
Для того чтобы вспомнить, какие географические объекты располагаются на материке Северная Америка, выполним задание №1, которое у вас на партах на листочках. Перед вами кроссворд. Кроссворд будет дублироваться и в презентации на экране. В нем шесть вопросов. Пользуемся атласами. Читаем первый вопрос.
Ученики последовательно зачитывают вопросы, отвечают на них и заполняют кроссворд. Также последовательно кроссворд, с правильными ответами, заполняется в презентации.
Вопросы кроссворда:
1) Канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны (Панамский)
2) Море, между Северной и Южной Америкой (Карибское)
3) Полуостров на северо-западе континента (Аляска)
4) Полуостров на юго-востоке материка (Флорида)
5) Пролив, отделяющий Северную Америку от Евразии (Берингов)
6) Остров из группы Больших Антильских островов (Куба)
Учитель – Молодцы! Кроссворд разгадан. Мы повторили с вами некоторые географические объекты Северной Америки. А сейчас вам предстоит выполнить второе задание, т.к. не все географические объекты мы с вами повторили.
Задание №2
Приступаем ко второму заданию. Перед вами контурная карта Северной Америки, на которой цифрами обозначены объекты береговой линии материка. Ваша задача – написать названия этих географических объектов. Время работы – три минуты. Для оценки “отлично” вам необходимо определить правильно все пять объектов. Приступайте к выполнению работы. Время пошло.
Ученики заполняют карточки.
Учитель – время вышло. А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание. (учитель спрашивает несколько учеников: что написал под номером 1 ты…., а что ты…, а что ты…и т.д.). Молодцы ребята! Сдаем работы. Подпишите свою фамилию на карточке.
Задание № 3.
Учитель: Покажите и назовите крайнее точки материка.
Ученики: Северная точка – мыс Мерчисон 72 с.ш., 94 з.д.;
Южная точка – мыс Марьято 7 с.ш., 81 з.д.;
Западная точка – мыс Принца Уэльского 66 с.ш., 168 з.д.;
Восточная точка – мыс Сент – Чарльз 53 с.ш., 56 з.д.
Задание №4.
Назовите исследователей материка (Эрик Рыжий, Х.Колумб, Д. Кабот, Э. Кортес, Ж. Картье, Г. Гудзон, Бофорт, Баффин, А. Чириков, А. Маккензи, Р. Амундсен, В. Беринг).
Назовите и покажите на карте географические объекты, названные именами исследователей материка? (Гудзонов залив, р. Маккензи, Берингов пролив, Берингово море, море Бофорта,о. Баффинова Земля, море Баффина, залив Амудсена, о. Чирикова)
Задание № 5.
Площадь Северной Америки составляет 24,2 млн. км2. По этому показателю она значительно уступает Африке, площадь которой 30,3 млн. км2. Однако Северная Америка заметно превосходит по разнообразию природы. Чем объяснить это превосходство?
Молодцы, ребята!
3) Изучение нового материала:
Приступаем к изучение новой темы.
Вспомните план изучения каждого материка. Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока?
Вы правильно сформулировали тему урока. Итак, сегодня на уроке мы изучаем “Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки”.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с рельефом и полезными ископаемыми северной Америки.
Открываем тетради, записываем число и тему урока: Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки.
1. Для начала давайте вспомним, что называют рельефом?
(Рельеф – совокупность неровностей земной коры, различающихся по размерам, происхождению и возрасту)
2. Какие формы рельефа Вы знаете? (горы и равнины)
3. По физической карте Северной Америки (в атласах стр. 34) определите, какие формы рельефа преобладают на материке – горы или равнины? Какую они занимают площадь, где размещаются? (Равнины занимают большую часть площади материка и размещаются в центре. Горы занимают 13 материка и располагаются на западном и восточном побережье).
4. У какого материка очень похожий рельеф?
Северная Америка схожа по строению рельефа с материком Южная Америка.
5. От чего в первую очередь зависит рельеф? Каковы закономерности между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры. (от тектонической структуры. Если в основании земной коры располагается платформа – рельеф равнинный, если складчатая область – лежат горы).
6. Давайте откроем карту «Строение земной коры» (стр. 4-5 в атласах) скажите, на какой литосферной плите находится наш материк? (Северная Америка находится на Североамериканской литосферной плите).
7. Итак, весь материк по геологическому строению можно условно разделить на две части: кто догадается какие? (Западную и Восточную). К какой складчатости относится западная часть материка? (западная часть материка относится к средней и новой складчатости).
8. Что это значит? (эта область находится на границе двух литосферных плит, а значит, она подвижна. Здесь часты землетрясения и много вулканов).
9. Теперь обратите внимание на восточную часть материка. (Центральная часть находится на древней платформе). Может ли в пределах древней платформы быть землетрясение, как вы думаете, ребята? (Не может) Почему не может? (платформа – устойчивый участок земной коры).
10. А восточная окраина Северной Америки к чему относится? (к области древней складчатости).
11. А теперь сопоставим карту “Строение земной коры” с “Физической картой Северной Америки”. Не закрывая страницу 4-5, откройте страницу 34 атласа. Какие формы рельефа соответствуют средней и новой складчатости? (это горная цепь Кордильер).
12. А теперь, давайте определим какие формы рельефа соответствуют остальным тектоническим структурам. Для этого у вас на партах лежат листочки со схемой, которую вы самостоятельно заполняете до конца, приводя свои примеры.
Ученики заполняют схему в тетради, и такая же схема находится на слайде как образец.
13. Итак, теперь давайте проверим, что относится древней, новой и средней складчатости, а что относится к платформе. (рассказывают свои варианты). Что ж, давайте проверим. Все внимание на слайд презентации.
14. А теперь, ребята, скажите мне, согласны ли вы с утверждением, что – рельеф Северной Америки уникален и разнообразен. Если да, то почему? Ученики отвечают на вопрос.
15. Конечно уникален и разнообразен. Посмотрите на экран!
Горы юго-восточной части – Аппалачи – это средневысотные хребты с высшей точкой 2037 м (гора Митчелл). Эти горы названы по имени индейского племени «аппалачей», некогда здесь обитавшего, с индейского название гор переводится как «поморы» («апала» – море, «чи» – суффикс). Аппалачи сильно разрушены, пересечены долинами многочисленных рек, склоны гор пологие, вершины округлые, высота немногих более 2000м. В западных предгорьях Аппалачей находится знаменитая Мамонтова пещера. О ней нам сейчас расскажет_______________В Аппалачах и в их предгорьях залегают железные руды и каменный уголь.
Равнины материка сформировались на Северо-Американской платформе. На севере равнины с высотами от 200 до 700 м расположены на Канадском щите – выступах древних кристаллических пород фундамента платформы. Большое влияние на рельеф этих равнин оказал ледник. Следы его деятельности: сглаженные холмы и гряды, котловины выпахивания, большая часть которых заполнена озерами. Встречаются нагромождения валунов.
В центральной части расположены Центральные равнины. Они имеют холмистую поверхность, высоту 200-300 м, Эти равнины сложены морскими и континентальными осадочными породами. Развиты карстовые процессы, поэтому много пещер.
К западу от Центральных равнин вытянулись на 4000 км Великие равнины; ширина их от 500 до 800 км. Великие равнины – это плоскогорье, образованное на краю платформы при формировании Скалистых гор. Реки, стекающие с гор, разделили равнины на отдельные плато.
На самом юге – плоская Миссисипская низменность, образованная речными наносами.
В осадочных породах Центральных и Великих равнин, Миссисипской низменности много нефти, природного газа, каменного угля.
На севере, где выход кристаллического фундамента платформы, выделяются месторождения руд металлов: железа, меди, никеля и др.
Кордильеры – один из крупнейших на Земле складчатых поясов. С испанского «кордильера» – «горный хребет», «шнур». Образовались на стыке литосферных плит: Северо-Американской и Тихоокеанской. Высшая точка гор – высочайшая точка всего материка Северная Америка – гора Мак-Кинли – 6193 м., названа в честь одного из президентов США Уильяма Мак-Кинли. Кордильеры пересечены множеством разломов, которые начинаются на океаническом дне и выходят на сушу. Движения земной коры приводят к сильным землетрясениям и извержениям вулканов. Наиболее крупные вулканы – Орисаба, Катмай. Кордильеры необычайно красивы. Они расчленены глубокими речными долинами, которые называют каньонами. Некоторые ледники в северной части Кордильер сползают с гор прямо в море.
В горах хорошо выражены две полосы меридиональных хребтов: западная – собственно Кордильеры и восточная – Скалистые горы. Между ними находятся нагорья и плато – Большой Бассейн, вулканические Мексиканское и Колумбия, Колорадо. Здесь находится и глубочайшая впадина материка Долина Смерти. Об этой природной достопримечательности расскажет _______________ В долине расположена самая низкая точка Северной Америки (высота ниже уровня моря — 86 метров). Средняя температура в июле достигает 46°C, ночью опускается до 31°C. Самое прохладное время – с конца ноября по февраль (5-20°C) , когда часто бывают продолжительные мощные ливни. Свое название впадина получила в 1849 после гибели в этом районе партии золотоискателей от недостатка воды.
Кордильеры богаты как осадочными (нефть, природный газ, каменный уголь), так и магматическими ископаемыми (руды цветных металлов, золото, урановые руды).
На межгорных плато между Скалистыми и Каскадными горами расположился Большой Каньон, еще одно величественное сооружение природы Северной Америки. О нем нам расскажет ______________________
Севернее на межгорных плато располагается удивительный и пугающий Национальный парк Йеллоустон. О нем нам расскажет __________________________________________
16. Назовите главную причину образования крупных форм рельефа? (Внутренние силы)
17. А что формирует более мелкие формы рельефа – овраги, холмы, речные долины? (Внешние силы) Назовите их. (Вода, солнце, ветер, ледник)
Рассмотрите рисунок на стр. 208 или на слайде презентации. Здесь показано какую часть материка занимал древний ледник.
За свою длительную историю наша Земля пережила несколько ледниковых эпох. В сущности, мы живем сейчас в период послеледниковой эпохи и остатки этого древнего оледенения видим в Антарктиде, Арктике, многих горах в виде современных ледников. Во время ледниковой эпохи климат северного полушария был более суровым, чем в настоящее время, выпадало больше атмосферных осадков, в основном в виде снега, который не успевал растаять за короткое и прохладное лето. Наиболее мощные ледники образовались в горах — центрах оледенения северного полушария: Скандинавских, Кордильерах, на полуострове Лабрадор. Отдельные ледники сливались друг с другом, а потом начинали очень медленное, длившееся столетия движение на юг, на равнины.
Лед, из которого состоял ледник, являлся не сплошной прозрачной массой, как лед реки или озера, а был разбит трещинами, состоящими из отдельных крупных блоков, что облегчало его движение.
Гигантский ледник сползал по неровной поверхности, отламывал, захватывая и мелкие обломки, и целые глыбы горных пород, песок, щебень, глину, и уносил их с собой. Постепенно погружались в лед и обломки пород, оказавшиеся на его поверхности.
На своей южной окраине ледник постоянно подтаивал, особенно летом; многочисленные речки и ручьи выносили из-под льда песок, гальку. Иногда такие речки долго текли в самом леднике — в своего рода ледяном тоннеле, и тогда накапливались узкие и длинные песчаные и глиняные валы.
Продвинувшись далеко на юг (в северном полушарии почти до долин Миссури и Огайо), ледник, наконец, остановился. Это его стояние продолжалось сотни, а может, и не одну тысячу лет. А потом он стал таять.
Под действием талых вод образовались песчаные наносы, протянулись напоминающие железнодорожные насыпи узкие продольные холмы, как ступени отступающего ледника образовались гряды, перпендикулярные его движению, талые воды заполнили выпаханные ледником понижения и создали многочисленные озера, по всей территории оказались растащены огромные валуны — словом, и образовался характерный ландшафт областей древнего оледенения.
Посмотрите примеры ледниковых форм рельефа.
Размещение полезных ископаемых Северной Америки.
1. Какие вы знаете полезные ископаемые по происхождению? (магматические, осадочные и метаморфические).
3. Используя карту «Строение земной коры», назовите рудные (магматические) полезные ископаемые? (железные, медные, полиметаллические, алюминиевые, никелевые, хромовые, оловянные, ртутные, урановые руды, золото).
Определите по карте «Строение земной коры», на каких тектонических структурах (платформах и складчатых поясах) будут размещаться осадочные, магматические и метаморфические полезные ископаемые? (Осадочные полезные ископаемые размещаются на платформах или равнинах, магматические и метаморфические – в складчатых поясах или в горах).
Давайте дополним нашу схему.
3) Обобщение:
Какой мы можем подвести итог?
В рельефе Северной Америки можно выделить три части: западную, центральную и восточную. Западная часть – это область современной складчатости, высокие горы Кордильеры, центральная – платформа, это Великие и Центральные равнины, восток – область древней складчатости – низкие горы Аппалачи. На рельеф Северной Америки значительное влияние оказал огромный ледник, который покрывал эти земли в древности. Строение земной коры повлияло на размещение полезных ископаемых материка. Осадочные полезные ископаемые размещаются на платформах, магматические и метаморфические – в складчатых поясах.
4) Закрепление:
А сейчас, давайте сравним рельеф Северной и Южной Америки. Для этого заполните таблицу в листочках, которые лежат у вас на парте.
Сходства | Различия |
На западе материков тянутся молодые горы, на востоке – старые горы (в Южной Америке-нагорье); | Низменности в Сев. Америке занимают меньшую площадь, чем возвышенности; в Южной Америке низменности занимают 23 поверхности материка |
В центре расположены равнины. | Пояс гор на западе Южной Америки более узкий, чем в Северной Америке. |
Найдите ошибки в тексте и исправьте их
Вдоль западного побережья Северной Америки протянулись горы Аппалачи с самой высокой горой Мак-Кинли. Особенности этих гор обусловлены возрастом – это старые горы, имеющие пологие, заросшие растительностью вершины. Главное богатство гор – руды цветных металлов.
На западе Центральных равнины находится Мамонтова пещера. Кордильеры – невысокие горы, расположенные в центральной части материка. В них имеются значительные запасы каменного угля и железных руд.
Ответьте на вопросы:
- Горы, образовавшиеся на стыке двух литосферных плит (Кордильеры)
- Низшая точка Северной Америки (Долина Смерти -86 м)
- Низменность в Северной Америке. Окаймляет Атлантическое побережье США от Нью-Йорка до оконечности полуострова Флорида. Ширина от 30 до 350 км (Приатлантическая низменность)
- Складчатые горы, расположенные на востоке материка (Аппалачи)
- Высшая точка материка (Мак-Кинли 6194 м)
- Высшая точка г. Аппалачи (г. Митчел – 2037 м)
- Равнины внутренней части Северной Америки, в пределах которых имеются месторождения каменного, нефти и поваренной соли (Центральные равнины)
- Обширная равнинная, наиболее низменная часть бассейна Миссисипи. Сформирована гл. рекой – Миссисипи и её крупнейшими притоками. (Миссисипская низменность)
- Низменность в Северной Америке. Окаймляет побережье Мексиканского залива в США и Мексике (Примексиканская низменность)
- Самая большая по площади равнина материка? (Центральные равнины).
- Самая высокая точка Кордильер? (г. Мак-Кинли, высота 6194 м.).
- Назовите низменность Северной Америки, назв