Рельеф и полезные ископаемые северной америки разработка урока 7 класс

Тема урока: Геологическое строение и рельеф Северной Америки.
Цели урока: сформировать основные понятия темы «ледник», «снеговая линия», «айсберг»; представление о строении ледников, их видах, значении; продолжить формирование умения работать географической картой и воспитывать интерес к предмету.
Оборудование: атласы, карта «Строение земной коры», карта «Литосферные плиты», «Физическая карта Северной Америки», картины.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Повторение домашнего задания.
1. Индивидуальный устный опрос.
- Дайте характеристику географическому положению Северной Америки.
- Какое влияние на природу материка оказывает географическое положение?
- Известно, что европейцы трижды открывали Северную Америку. Когда и кем были совершены эти открытия?
2. Индивидуальный письменный опрос.
К-1. Рассчитайте протяженность Северной Америки по 100° з. д. Сравните с протяженностью Южной Америки по 70° з. д. и Африки по 20° в. д. Приведите примеры влияния протяженности материков на особенности их природы.
К-2. Площадь Северной Америки составляет 24,2 млн. км2. По этому показателю она значительно уступает Африке, площадь которой 30,3 млн. км2. Однако Северная Америка заметно превосходит по разнообразию природы. Чем объяснить это превосходство?
К-3. Определите, какие особенности природы Северной Америки определяются географическим положением и конфигурацией материка.
К-4. Сравните географическое положение Северной Америки и Южной Америки. Выявите черты сходства и различия.
ПI. Изучение нового материала.
Описание рельефа по физической карте | 1) Самостоятельная работа (возможно в группах). 3) Оформление контурной карты: • Кордильеры • Приатлантическая низменность • Примексиканская низменность • Центральные равнины • Великие равнины • Аппалачи |
Характеристика строения Кордильер | 1) Выполнение географической задачи 1, с. 215, 2) Оформление контурной карты: • Скалистые горы • Береговой • Береговые • Каскадные горы • Сьерра Невада • нагорье Большой Бассейн • плато Колорадо • Мексиканское нагорье • г. Мак-Кинли • влк. Попокатепетль • влк. Орисаба |
Выяснение влияния крупных форм рельефа на направление перемещения воздушных масс над материком | Выполнение географической задачи 3 на с. 214 учебника Выдвижение гипотез и обсуждение |
Построение профиля по 40° с. ш. | Самостоятельная работа в группах Проверка |
Подпишите на профиле основные структуры земной коры. Используя построенный профиль, выявить закономерности размещения крупных форм рельефа в зависимости от строения земной коры | Обсуждение: • Охарактеризуйте строение Северной Америки. • Что лежит в основании материка? • Какие части ее образованы? • Сравните участки западного и восточного • Какие горы – Аппалачи или Кордильеры – Какие черты строения североамериканского материка сходны с чертами строения южных материков? |
Подпишите на профиле основные месторождения полезных ископаемых. Закономерности размещения полезных ископаемых |
• Нанесите основные месторождения на контурную карту. |
Определение географического положения в системе литосферных плит |
|
ПI. Итоги и закрепление материала.
Решение задач на с. 218 учебника. Домашнее задание. С.214-219
Тема урока
«Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки»
Цель: изучить особенности рельефа и полезных ископаемых Северной Америки.
-сформировать у учащихся представление о тектоническом строении, разнообразии рельефа и полезных ископаемых Северной Америки.
Тип урока: открытие нового знания.
Задачи:
Образовательные:
продолжать формировать у учащихся знания о природе Северной Америки;
сформировать представления о рельефе, геологической истории, тектоническом строении, оледенении и его влиянии на рельеф материка;
продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными источниками географической информации, в том числе и с географическими картами.
Развивающие:
продолжить развивать интерес к предмету, эмоции;
продолжить развивать интеллектуальные способности – критическое мышление, устную речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Воспитательные:
развивать гордость и уважение за природное наследие Земли;
способствовать формированию чувства прекрасного и развитию кругозора.
Методы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, репродуктивный, рефлексивный.
Цели:
У1. Описывать геологическую историю материка;
У2.Распознавать основные формы современного рельефа Северной Америки:
У3. Называть основные формы рельефа на физической карте;
У4.Уметь называть и обозначать полезные ископаемые на контурной карте Северной Америки
У1. Ставить цель своей деятельности;
У2: Преобразовывать полученную информацию;
У3: Работать в группах.
Оборудование: Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран, учебник (Домогацких.Е.М, Алексеевский Н.И., «География: Материки и океаны» 2 часть, для 7 класса общеобразовательных учреждений – 2-е издание Москва, Русское слово, 2009), физическая карта Северной Америки, атласы для 7 класса, мультимедийная презентация.
Ход урока
Учитель:Здравствуйте, ребята! Садитесь.
Давайте проверим наличие учебных принадлежностей: учебник, тетрадь, атлас и к/к, ручка, карандаш, маршрутный и оценочный лист.
Учитель: на прошлом уроке вы совершили путешествие по Северной Америке и узнали географическое положение материка, как проходило исследование материка и сколько раз этот континент открывали. Вспомните план изучения каждого материка…После изучения ГП и истории исследования материка, какие темы еще необходимо рассмотреть, для полного изучения материка, как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока?(вспомните план изучения Ю.А. или Австралии)
Ученики отвечают на заданный вопрос и пробуют сформулировать тему урока. (Рельеф Северной Америки и полезные ископаемые).
Учитель – Совершенно верно. Итак, сегодня на уроке мы изучаем “Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки”.
– А какую цель мы поставим перед собой, чтобы вы хотели узнать из этого урока?
(познакомиться с тектоническом строением, разнообразием рельефа и полезными ископаемыми Северной Америки)
Учитель: На инструктивных листах записываем с правой стороны Ф.И., число и тему урока: Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки.
Учитель: А сейчас мы с вами поработаем с физической картой (в парах) и ответим на 3 вопроса
Задание 1.
1.По физической карте Северной Америки(в атласах стр. 34)
определите, какие формы рельефа преобладают на материке – горы или равнины?
2.Какую они занимают площадь, где размещаются
3.У какого материка очень похожий рельеф?
Равнины занимают большую часть площади материка и размещаются в центре. Горы занимают 13 материка и располагаются на западном и восточном побережье).
Северная Америка схожа по строению рельефа с материком Южная Америка.
Критерии: 1 балл за правильный ответ
Давайте проверим правильность выполнения задания (Критерии: 1 балл за правильный ответ)
Учитель: От чего в первую очередь зависит рельеф? Каковы закономерности между размещением крупных форм рельефа и строением земной коры.(от тектонической структуры. Если в основании земной коры располагается платформа – рельеф равнинный, если складчатая область – лежат горы).
-Давайте откроем карту «Строение земной коры» (стр. 4-5 в атласах) скажите, на какой литосферной плите находится материк? (Северная Америка находится на Североамериканской литосферной плите).
Весь материк по геологическому строению можно условно разделить на две части: кто догадается какие? (Западную и Восточную). К какой складчатости относится западная часть материка?(западная часть материка относится к средней и новой складчатости). —кайнозойской и мезозойской складчатости
– Что это значит?(эта область находится на границе двух литосферных плит, а значит, она подвижна. Здесь часты землетрясения и много вулканов).
Используя карты атласа давайте докажем, что рельеф зависит от строения земной коры.
Задание 2.
Давайте определим какие формы рельефа соответствуют тектоническим структурам. Для этого у вас на партах лежат листочки со схемой, которую вы заполняете самостоятельно
Критерии: 1 балл за 1 правильный ответ
Давайте проверим правильность выполнения задания: Если вы определили правильно 3б.
Учитель: Итак, теперь давайте проверим, что относится к древней складчатости?
Новой и средней складчатости,
– а что относится к платформе.(рассказывают свои варианты).
Что ж, давайте проверим. Все внимание на слайд презентации. (Выставляем отметки в оценочные листы)
Учитель: А теперь, ребята, скажите мне, согласны ли вы с утверждением, что – рельеф Северной Америки уникален и разнообразен. Если да, то почему? Ученики отвечают на вопрос.
Конечно уникален и разнообразен. Посмотрите на экран!
Учитель: Рельеф материка С.А конечно уникален и разнообразен, но не только формами рельефа, но и полезными ископаемыми. (Работа с картой)
Посмотрите на экран! (показ слайдов и их комментарий): Кордильеры необычайно красивы. Они расчленены глубокими речными долинами, которые называют каньонами. Некоторые ледники в северной части Кордильер сползают с гор прямо в море. Высшая точка гор – высочайшая точка всего материка Северная Америка – гора Мак-Кинли – 6193 м., названа в честь одного из президентов США Уильяма Мак-Кинли. Кордильеры богаты как осадочными (нефть, природный газ, каменный уголь), так и магматическими ископаемыми (руды цветных металлов, золото, урановые руды)
Аппалачи сильно разрушены, пересечены долинами многочисленных рек, склоны гор пологие, вершины округлые, высота немногих более 2000м. В Аппалачах и в их предгорьях залегают железные руды и каменный уголь.
В осадочных породах Центральных и Великих равнин, Миссисипской низменности много нефти, природного газа, каменного угля.
На севере, где выход кристаллического фундамента платформы, выделяются месторождения руд металлов: железа, меди, никеля и др.
Учитель – но мы с вами еще не со всеми уникальными объектами Северной Америки познакомились. Давайте посмотрим на экран и познакомимся еще с некоторыми уникальностями материка.
– На юго-западе США находится огромная долина, названная Долиной Смерти. Такое название закрепилось за долиной после того, как здесь погибли несколько золотоискателей. Они плохо ориентировались, не знали местности и не смогли отыскать выход из Долины.
– В Северной Америке находится Мамонтова пещера – самая длинная пещера в мире. Здесь были найдены скелеты вымершей расы, когда-то населявшей эти пещеры.
– На материке находится и Большой каньон – огромное ущелье глубиной до 1800 метров, прорытое рекой Колорадо. По разным оценкам, на прокладку этого гигантского ущелья реке понадобилось от 2 до 9 миллионов лет.
– Между хребтами скалистых гор расположено Йеллоустонское вулканическое плато – одно из природных чудес Северной Америки, где действуют более 3000 гейзеров и горячих источников
– Используя карту “Строение земной коры”, Определите по карте на каких тектонических структурах (платформах и складчатых поясах) будут размещаться осадочные, магматические и метаморфические полезные ископаемые? (Осадочные полезные ископаемые размещаются на платформах или равнинах, магматические и метаморфические – в складчатых поясах или в горах).
Задание 3:
Учитель: Работа с контурной и тектонической картой: Пользуясь тектонической картой нанесите условные знаки, обозначающие П.И. Северной Америки.
Сделайте вывод: повлияло ли строение земной коры на размещение полезных ископаемых материка? Если повлияло, то как?
Критерии: Если правильно выполнено задание- 5 баллов
Вывод: Строение земной коры повлияло на размещение полезных ископаемых материка. Осадочные полезные ископаемые размещаются на платформах, магматические и метаморфические – в складчатых поясах.
Задание 4.
Учитель: Молодцы! А теперь ,для закрепления знаний пройдем тест.
1.Горы, образовавшиеся на стыке двух литосферных плит (Кордильеры)
2.Низшая точка Северной Америки (Долина Смерти -86 м)
3.Низменность в Северной Америке. Окаймляет Атлантическое побережье США от Нью-Йорка до оконечности полуострова Флорида. Ширина от 30 до 350 км (Приатлантическая низменность)
4.Складчатые горы, расположенные на востоке материка (Аппалачи)
5.Высшая точка материка (Мак-Кинли 6194 м)
6.Высшая точка г. Аппалачи (г. Митчел – 2037 м)
7.Равнины внутренней части Северной Америки, в пределах которых имеются месторождения каменного, нефти и поваренной соли (Центральные равнины)
8.Обширная равнинная, наиболее низменная часть бассейна Миссисипи. Сформирована гл. рекой – Миссисипи и её крупнейшими притоками. (Миссисипская низменность)
9.Низменность в Северной Америке. Окаймляет побережье Мексиканского залива в США Мексике (Примексиканская низменность)
10. Какими полезными ископаемыми богата Северная Америка?
Критерии выставления оценок
«0 » ошибок – 5 б.
«2-1» ошибки – 4 б.
«4 – 3» ошибки – 3 б.
5 и более ошибок – 0 б.
(Сначала ребята решают тест самостоятельно, а потом зачитывают вопросы и ответы и тест проверяется на экране. )
Домашнее задание –
Учитель: Молодцы ребята! Сегодня мы с вами проделали большую работу, а для того, чтобы вы усвоили данную тему «Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки», вы должны дома прочитать §43, с.92-99. Для тех, кто не успел все сделать – нанести на контурную карту Северной Америки формы и объекты рельефа, и полезные ископаемые.
Составьте маршрут путешествия по Кордильерам.
Рефлексия: Учитель – Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали сегодня на уроке.
1.Какую цель сегодня на уроке вы ставили перед собой?
2. Вы достигли поставленной цели?
3. Что преобладает в рельефе Северной Америки?
4. Материк богат полезными ископаемыми?
Ответы учеников:
На уроке я работал активно /пассивно
Своей работой на уроке я доволен /не доволен
Урок для меня показался коротким /длинным
Материал урока мне был понятен /не понятен интересен /скучен
Предлагает приём «нарисуй своё настроение
Учитель: в оценочные листы, совместно с соседом по парте, выставьте заработанные баллы и оценку за урок. Сдайте эти листы преподавателю.
Используемые ресурсы:
https://festival.1september.ru.
https://video.yandex.ru/#search?text=%D0%BA%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D1%80%D1%8B
https://mynyc.ru/severnaya-amerika/o-materike/relef-severnoy-ameriki/
Слайд 1
Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки Тема урока Учитель географии и биологии МБОУ « Овсянниковская СОШ» Сдержикова Анастасия Сергеевна
Слайд 2
3 1 4 2 5 6
Слайд 3
П А Н А М С К И Й 3 1 4 2 5 6
Слайд 4
П К А А Н Р А И М Б С С К К И О Й Е 3 1 4 2 5 6
Слайд 5
П К А Л Я С К А Н Р А И М Б С С К К И О Й Е 3 1 4 2 5 6
Слайд 6
П К А Л Я С К А Ф Н Р Л А И О М Б Р С С И К К Д И О А Й Е 3 1 4 2 5 6
Слайд 7
П К А Л Я С К А Ф Н Р Л А Б Е Р И Н Г О В М Б Р С С И К К Д И О А Й Е 3 1 4 2 5 6
Слайд 8
П К А Л Я С К А Ф Н Р Л А Б Е Р И Н Г О В М Б Р С С И К У Б А К Д И О А Й Е 3 1 4 2 5 6
Слайд 9
1 2 3 4 5 о. Гренландия Гудзонов залив м оре Бофорта Мексиканский залив Саргассово море
Слайд 10
Формы рельефа Горы Равнины Высокие Низкие Средние Возвышенности Низменности
Слайд 13
Рельеф Северной Америки Запад Восток Подвижные складчатые области на стыке двух литосферных плит (средняя и новая складчатость) Платформа Древняя складчатость Кордильеры: Скалистые горы, Каскадные, Береговые хребты, Великие равнины, Центральные, Миссисипская . Аппалачи Местона- хождение По строению земной коры Формы рельефа
Слайд 14
3 2 1
Слайд 15
Старые горы Аппалачи Высшая точка – гора Митчелл (2037 м)
Слайд 17
Мамонтова пещера Самая длинная пещера мира (более 500 км).
Слайд 18
Равнины Северной Америки Центральные равнины (высота 200-300 м) Великие равнины (высота 500-800 м) Миссисипская низменность (высота не более 200 м)
Слайд 19
Молодые и высокие Кордильеры Высшая точка гор – высшая точка всего материка – гора Мак-Кинли (6193 м)
Слайд 21
Долина Смерти Самая низкая точка материка (- 86 м). Здесь зафиксирована самая высокая температура (+ 56,7°С)
Слайд 22
Большой каньон
Слайд 23
Национальный парк Йелоустон
Слайд 24
К о р д и л ь е р ы 1 2 Великие равнины Центральные равнины Примексиканская низменность г.Мак-Кинли влк.Орисаба Аппалачи Границы древнего оледенения, покрывавшего материк около 18000 лет назад Роль древнего оледенения Причина образования древних оледенений – глобальное похолодание климата
Слайд 25
Последствия деятельности древних ледников: Сглаживание (выравнивание, выпахивание) рельефа; Формирование озёрно – ледникового ландшафта; Накопление морены после таяния ледников
Слайд 26
Рельеф Северной Америки Запад Восток Кордильеры: Скалистые горы, Каскадные, Береговые хребты, На юге – нефть, уголь, газ. На севере – железная руда Аппалачи Руды цветных металлов, золото, медь, урановые руды и др. Великие равнины, Центральные, Примексиканская , Приатлантическая, Миссисипская . Железные руды, уголь
Слайд 27
Найдите ошибки в тексте: Вдоль западного побережья Северной Америки протянулись горы Аппалачи с самой высокой горой Мак-Кинли. Особенности этих гор обусловлены возрастом – это старые горы, имеющие пологие, заросшие растительностью вершины. Главное богатство гор – руды цветных металлов. На западе Центральных равнины находится Мамонтова пещера. Кордильеры – невысокие горы, расположенные в центральной части материка. В них имеются значительные запасы каменного угля и железных руд.
Слайд 28
Проверьте! Вдоль западного побережья Северной Америки протянулись горы Аппалачи с самой высокой горой Мак-Кинли . Особенности этих гор обусловлены возрастом – это старые горы, имеющие пологие, заросшие растительностью вершины. Главное богатство гор – руды цветных металлов. На западе Центральных равнин находится Мамонтова пещера. Кордильеры – невысокие горы, расположенные в центральной части материка. В них имеются значительные запасы каменного угля и железных руд .
Слайд 29
Домашнее задание § 52. Обозначить на контурной карте основные формы рельефа и полезные ископаемые Северной Америки
Рельеф Северной Америки
География материков и океанов – 7 класс
Цель: сформировать у учащихся представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых.
Задачи:
Образовательные:
продолжить формирование у учащихся представлений и знаний о природе Северной Америки;
познакомить учащихся с объектами рельефа северной Америки;
продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи, работая с различными географическими картами.
Развивающие:
развивать интерес к предмету, эмоции;
развивать интеллектуальные способности – критическое мышление устную речь, память, внимание, воображение, восприятие.
Воспитательные:
развивать гордость за культурное природное наследие Земли.
Тип урока: комбинированный.
Методы: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый.
Оборудование: физическая карта Северной Америки, мультимедийный проектор, компьютер, экран, атлас для 7 класса, тетрадь на печатной основе, карточки, учебник.
Структура урока:
Организация класса
Контроль знаний учащихся
Изучение нового материала
Закрепление
Домашнее задание
Ход урока
Организация класса (2 минуты)
Здравствуйте, ребята!
Меня зовут Светлана Александровна. Сегодня мы с вами продолжим изучение Северной Америки. Что вы узнали на предыдущих уроках?
Перед тем, как отправиться в новое путешествие, подпишем рабочие тетради.
А теперь давайте проверим, как хорошо вы усвоили предыдущий материал.
Контроль знаний учащихся (10 минут)
Для того чтобы вспомнить изученное, выполним задание №1 в тетради. Перед вами кроссворд. В нем шесть вопросов. Читаем первый вопрос.
Канал, соединяющий Тихий и Атлантический океаны (Панамский)
Море, между Северной и Южной Америкой (Карибское)
Полуостров на северо-западе континента (Аляска)
Полуостров на юго-востоке материка (Флорида)
Пролив, отделяющий Северную Америку от Евразии (Берингов)
Остров из группы Больших Антильских островов (Куба)
Молодцы! Кроссворд разгадан.
Приступаем ко второму заданию. Перед вами индивидуальные карточки, на которых цифрами обозначены объекты береговой линии Северной Америки. Ваша задача – написать названия этих географических объектов. Время работы – одна минута. Для оценки “отлично” вам необходимо определить правильно все пять объектов. Время пошло.
Сдаем работы.
Изучение нового материала (10 минут)
Вспомните план изучения каждого материка.
Как вы думаете, какова будет тема сегодняшнего урока?
Итак, сегодня на уроке мы изучаем “Рельеф Северной Америки”.
Откроем рабочие тетради на странице 2. Вы правильно сформулировали тему урока. Сегодня мы познакомимся с особенностями рельефа, выясним причины разнообразия рельефа, и узнаем основные объекты рельефа материка.
Откроем карту атласа “Строение земной коры” на странице 4.
Итак, весь материк можно условно разделить на две части: Западную и Восточную. Посмотрите на тектоническую карту. Какова особенность строения земной коры материка? Правильно, западная часть материка относится к средней и новой складчатости. Кроме того, эта область находится на границе двух литосферных плит, а значит, она подвижна. Итак, западная часть материка относится к средней и новой складчатости, в подвижной области на стыке двух литосферных плит. Запишите это в соответствующую графу.
Теперь обратите внимание на восточную часть материка. Центральная часть находится на древней платформе. Может ли в пределах древней платформы быть землетрясение? Не может, значит, платформа – устойчивый участок земной коры. А восточная окраина Северной Америки относится… Правильно, к области древней складчатости.
А теперь сопоставим карту “Строение земной коры” с “Физической картой Северной Америки”. Не закрывая страницу 4, откройте страницу 22. Какие формы рельефа соответствуют средней и новой складчатости? Запишите названия форм рельефа в тетрадь. Какие формы рельефа соответствуют древней платформе? Запишите названия форм рельефа в тетрадь. Какие формы рельефа соответствуют древней складчатости? Запишите названия форм рельефа в тетрадь.
Рельеф Северной Америки уникален и разнообразен.
А знаете ли вы…
На юго-западе США находится огромная долина, названная Долиной Смерти. Такое название закрепилось за долиной после того, как здесь погибли несколько золотоискателей. Они плохо ориентировались, не знали местности и не смогли отыскать выход из Долины.
В Северной Америке находится Мамонтова пещера – самая длинная пещера в мире. Здесь были найдены скелеты вымершей расы, когда-то населявшей эти пещеры.
На материке находится и Большой каньон – огромная рытвина глубиной до 1800 метров, прорытая рекой Колорадо. По разным оценкам, на прокладку этого гигантского ущелья реке понадобилось от 2 до 9 миллионов лет.
Высшая точка материка находится в северной части Кордильер. Найдите ее на карте. Как она называется? Какова ее высота?
Сейчас мы посмотрим небольшой видеосюжет об этой вершине.
Видеофрагмент (2 минуты)
Во время видеофрагмента учитель проверяет карточки
Вам понравился сюжет? Может быть, он напомнил вам что-то уже виденное? Кто-нибудь из вас был в Домбае или Приэльбрусье? Похожа ли гора Мак-Кинли на вершины Кавказа? Чем?
Закрепление
Для закрепления знаний пройдем тест.
1. К горам древней складчатости относятся:
Скалистые горы
Береговые хребты
Каскадные горы
Аппалачи
2. В какой части материка находится его высшая точка?
северо-запад
северо-восток
юго-запад
юго-восток
3. Стык двух литосферных плит находится на … материка
востоке
юге
западе
севере
4. Высота высшей точки материка превышает:
5000 м
4000 м
3000 м
6000 м
5. Какая из этих форм рельефа находится в пределах древней платформы?
Кордильеры
Аппалачи
Центральные равнины
Скалистые горы
Домашнее задание
Молодцы, ребята. Вы хорошо поработали и доказательством этому служат оценки за карточки.
Домашнее задание:
нанести на контурную карту в рабочей тетради объекты рельефа;
прочитать параграф;
и т. д.
Рефлексия
Мне очень понравился наш сегодняшний урок, у меня хорошее настроение, такое же ясное, как это солнышко. А вам понравился наш урок? Возьмите свои солнышки и напишите двумя-тремя словами, что вам понравилось, что вас удивило, что вам заполнилось.
Спасибо за урок.