Рельеф и полезные ископаемые австралии урок
План-конспект урока географии
«Рельеф и полезные ископаемые Австралии»
7 класс
«Рельеф и полезные ископаемые Австралии»
Цель урока:
Сформировать знания о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых Австралии
Задачи урока:
образовательные: выявить главные черты рельефа Австралии; установить взаимосвязь между тектоническим строением, размещением крупных форм рельефа и полезных ископаемых на материке, продолжить формирование умений составлять опорные схемы и работать по ним
развивающие: развивать умения работать в группе; способствовать развитию памяти, логики и интеллекта, развивать устойчивый познавательный интерес учащихся к изучению природы материков Земли;
воспитательные: способствовать формированию культуры общения при работе в группах
Планируемые образовательные результаты:
личностные: умение вести самостоятельный поиск информации, умение взаимодействовать и работать в коллективе; высказывать и анализировать собственные суждения, подтверждая их фактами;
предметные: расширение знаний о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых материков Земли; овладение практическими умениями работы с географическими и контурными картами.
метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выполнять учебные действия в соответствии с заданием
Тип урока: Урок – практическая работа на контурных картах
Базовый учебник:
Учебник под редакцией В.А. Коринской, И.В. Душиной, В.А. Щенева «География материков и океанов» для 7 класса, изд. Дрофа – “Просвещение”, 2015 год
Дополнительная литература
Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. “Опорные конспекты в обучении географии» 7 класс, издательство «Просвещение», 1995 год
Багрова Л.А. “Я познаю мир” (детская энциклопедия, том 3) , Москва, ООО “Издательство АСТ”, 2000 г
Электронные уроки и тесты. География в школе. Австралия, Океания, Арктика, Антарктида. М., ЗАО “Просвещение – МЕДИА”,2006 г.
Компетенции, на формирование которых направлен урок:
Предметные компетенции:умение находить в предложенной информации сведения, позволяющие раскрыть тему урока, делать перенос знаний из области теоретических навыков в практические и наоборот, умение перерабатывать и использовать информацию для решения конкретных учебных задач
Личностные компетенции: умение адекватно оценивать свои способности и возможности на уроке; умение формировать внутреннюю мотивацию приобретения знаний для дальнейшего образования, а также понимание необходимости личностного роста для успешного самоопределения в будущем.
Информационные компетенции: умение работать с различными источниками географической информации: текстом, географическими картами; осуществлять поиск необходимой информации различными способами для подготовки опорного конспекта по теме; анализировать, обрабатывать, синтезировать и различную информацию с целью всестороннего изучения материала урока.
Коммуникативные компетенции:умение работать в группе, достигать цели общения в сотрудничестве с другими учащимися, находить общее решение поставленной задачи; умение устранять разногласия, устно излагать идеи, корректно и правильно задавать вопросы, представить себя, выступить перед аудиторией в роли спикера.
Оборудованиек уроку:
Настенные карты – физическая карта Австралии и карта строения земной коры мира, контурные карты Австралии (раздаточный материал), атласы, цветные карандаши, экран, проектор, компьютер, мультимедийная презентация урока (прилагается в папке)
ХОД УРОКА
I. ОРГМОМЕНТ.
– Здравствуйте ребята! Мы продолжаем изучать Австралию. Тема урока «Рельеф и полезные ископаемые Австралии». Слайд 1
Учитель формулирует цель и задачи урока. Слайд 2
Сегодня у нас урок – практическая работа, для которого вы должны были подготовить атлас и цветные карандаши. Перед каждым из вас на парте лежит распечатанная контурная карта Австралии.
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку.
На время урока я предлагаю вам стать исследователями и поработать в группах.
Учитель зачитывает называние групп. Слайд 3
Для каждой группы я подготовила специальные вопросы, ответить на которые вам помогут соответствующие карты атласа. На работу в группах отводится 5 минут. После отведенного времени на работу, каждая группа предоставит нам свое исследование.
II. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Группа №1 Геотектоники Об особенностях строения земной коры нам расскажут геотектоники.
Слайд 4
Вопросы группы:
1.Определите, какие участки земной коры лежат в основании материка? Какой участок лежит в основании западной, а какой – в основании восточной части материка?
2. Какой из них занимает наибольшую площадь?
После ответа группы «Геотектоники» приступить к заполнению опорной схемы на контурной карте Австралии Слайд 5
Группа №2 Геоморфологи
Рассмотреть особенности рельефа Австралии нам помогут геоморфологи.
Слайд 6
Вопросы группы:
1.Какие крупные формы рельефа (горы и равнины) сформировались в Австралии? Назовите их.
2. Какие из них занимают наибольшую площадь материка?
Задание всему классу: Сравните карты – строение земной коры мира и физическую Австралии и установите взаимосвязь между строением земной коры и размещением крупных форм рельефа по материку. Слайд 7
После ответа группы «Геоморфологи» продолжаем заполнять опорную схему Слайд 8
Учитель рассказывает о рельефе Австралии. Слайды 9-12
Рельеф Австралии не сложен. Западная часть материка немного приподнята – здесь простирается обширное Западно-Австралийское плоскогорье. Средняя высота плоскогорья 400-600 метров. В пределах плоскогорья размещаются крупнейшие пустыни материка – учащимся дается задание найти и назвать их.Ответ: это Большая песчаная и Большая пустыня Виктория.
Далее при движении на восток, высота материка постепенно понижается, и плоскогорье переходит в Центральную низменность, средняя высота которой 0-200 метров. В пределах этой равнины находится самая низкая точка Австралии – учащимся дается задание найти его и назвать АВ. Ответ:это впадина озера Эйр-Норт (-16 м над уровнем океана).
Продолжая движение на восток, территория вновь начинается подниматься. И это не удивительно, так как вдоль восточного побережья Австралии протянулись горы – учащимся дается задание определить их название и среднюю высоту гор. Ответ:Эти горыназывают Большой Водораздельный хребет, средняя высота 500-1000 метров.
В юго-восточной части хребта (Австралийские Альпы) находится самая высокая вершина материка – учащиеся находят на карте и называют ее АВ. Ответ:это гора Косцюшко (2228 м).
Национально-региональный компонент (НРЭО) На какие известные Вам горы Земли похож Большой Водораздельный хребет Австралии? Объясните почему?
Ответ: Австралийские горы похожи на Уральские по высотному положению и внешнему облику, так как они имеют одинаковый возраст – были образованы в одну эпоху складчатости – в PZ.
После ответа учащихся продолжаем заполнять опорную схему – вычерчивание профиля материка. Слайд 13
А теперь мы обобщим полученные сведения и запишем главные черты рельефа Австралии в тетрадь.
Слайд 14
Австралия – самый низкий равнинный материк Земли – равнины занимают 90% её площади
Преобладают низменности и плоскогорья – 50% : 50%
Наиболее приподнята восточная часть материка – здесь находится Большой Водораздельный хребет
Австралия – единственный материк, где нет современного оледенения и действующих вулканов – учащимся дается задание, объясните почему?
Группа №3 Минерологи
Мы продолжаем исследование, группа минерологов расскажет нам, какими полезными ископаемыми богата Австралия.
Слайд 15
Вопросы группы:
1.Какими полезными ископаемыми богата Австралия? Перечислите их.
2.Определите, в какой части материка залегают магматические (рудные) полезные ископаемые, а в какой части – осадочные (нерудные)?
После ответа группы «Минерологи» продолжаем заполнять опорную схему, слушая рассказ учителя о полезных ископаемых.
Слайд 16
Учитель рассказывает о полезных ископаемых Австралии.
Австралия богата разнообразными полезными ископаемыми.Железная руда, каменный уголь, уран, бокситы, алмазы – все это посыпалось, как из рога изобилия, как только «царапнули» поверхность безлюдных пустынь. В стране начался «сырьевой бум», который превратил Австралию в одну из ведущих горнодобывающих держав мира. Как писали в газетах, эта страна, прежде «ехавшая на спине овцы», теперь «пересела на вагонетку с рудой».
В самом начале «сырьевого бума» на п-ове Кейп-Йорк было обнаружено крупнейшее в мире месторождение высококачественных алюминиевых руд – бокситов.
В 70-х годах XX века в северной части п-ова Арнемленд был разведан ураново-рудный пояс, на который приходится 90% всех запасов этого металла в стране. Сегодня Австралия входит в 3-ку ведущих государств мира по добыче урановых руд – главного сырья для атомной энергетики.
Об австралийских алмазах заговорили с конца 70-х годов прошлого века, когда в 1978 году в Западной Австралии геологи нашли первое крупное месторождение алмазов. А ужев начале 90-х годов Австралия вышла на первое место в мире по добыче алмазов, обогнав ЮАР и Россию. Крупнейшее месторождение – Кимберли.
Австралия вместе с Бразилией и Китаем обеспечивает 2/3 мировой добычи железной руды. Крупнейшие месторождения открыты на западе материка – в бассейне Хамерсли.
По добыче золота Австралия сегодня занимает 2-ое место в мире после Китая. Основные запасы золота сосредоточены на юго-западе материка – в штате Западная Австралия – близ города Калгурли.
Крупные залежи полиметаллических руд обнаружены в штатах Новый Южный Уэльс (месторождение Броккен-Хилл) и Квинсленд.
Основная доля запасов медно-никелевых руд сосредоточена в месторождении Маунт-Айза — на западе штата Квинсленд.
Стоит добавить, что Австралия является крупнейшим мировым поставщиком каменного угля, крупные залежи которого встречаются на юго-востоке материка, в районе города Сиднея.
Кроме того, геологами установлено, что в недрах и на шельфе у берегов материка находятся крупные месторождения нефти и природного газа. Нефть и газ найдены и добываются в штате Квинсленд, а также на континентальном шельфе у юго-восточных, западных и северо-западных берегов материка.
Задание всему классу: Проанализируйте опорную схему и ответьте на вопрос, полезные ископаемые, какого происхождения преобладают в Австралии?
Домашний вопрос:Почему Австралия наиболее богата полезными ископаемыми магматического происхождения (руды металлов), несмотря на то, что преобладает равнинный рельеф? Слайд 17
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА
– Молодцы! Мы с вами только что успешно завершили все необходимые исследования и закончили выполнять практическую работу на контурных картах. Пора подводить итог урока. И сделать вывод, ответив на главный вопрос – какая существует взаимосвязь между строением земной коры, размещением крупных форм рельефа и полезных ископаемых?
Слайд 18
IV. РЕФЛЕКСИЯ Слайд 19
В завершении урока я предлагаю вам оценить содержание пройденного материала и эффективность собственной работы на уроке, продолжив следующие предложения устно:
сегодня я узнал…
было трудно…
я понял, что…
я научился…
я смог…
было интересно узнать, что…
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Слайд 20
§ 35 ( раздел – рельеф и п/ископаемые) читать
Записи в тетради учить + работа с опорной схемой (устно)
Домашний вопрос в тетради (письменно)
Группа №1 – Геотектоники
Геотектоника – наука, изучающая строение и движения земной коры
Используя карту строения земной коры (атлас, стр. 4-5), ответить на вопросы:
1. Определите, какие участки земной коры лежат в основании материка? Какой участок лежит в основании западной, а какой – в основании восточной части материка?
2. Какой из них занимает наибольшую площадь?
—————————————————————————————
Группа №2 – Геоморфологи
Геоморфология – наука, изучающая происхождение, строение и развитие рельефа
Используя физическую карту Австралии (атлас, стр. 28), ответить на вопросы:
1. Какие крупные формы рельефа (горы и равнины) сформировались в Австралии? Назовите их.
2. Какие из них занимают наибольшую площадь материка?
—————————————————————————————
Группа №3 – Минерологи
Минералогия – наука, изучающая образование, классификацию и размещение полезных ископаемых в земной коре
Используя физическую карту Австралии (атлас, стр. 28), ответить на вопросы:
1. Какими полезными ископаемыми богата Австралия? Перечислите их.
2. Определите, в какой части материка залегают магматические (рудные) полезные ископаемые, а в какой части – осадочные (нерудные)
железные руды полиметаллы
никелевые руды золото
бокситы алмазы
урановые руды каменный уголь
медные руды нефть и природный газ
Урок
Географическое положение, история открытия, рельеф и полезные ископаемые Австралии
Цели и задачи урока: познакомить с физико-географическим положением Австралии; познакомить с историей открытия и исследования материка; сформировать представление о рельефе и полезных ископаемых. Продолжить формировать умение работать с картами.
Оборудование: карта полушарий и физическая карта Австралии, план описания ФГП материка и его рельефа, таблица «Сведения об Австралии», таблица «Открытие Австралии», портреты исследователей
Ход урока
I. Организационный момент
II. Знакомство с физико-географическим положением материка
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры,
Там кролики страшней, чем наводненье,
Спасает юг от северной жары,
Столица не имеет населенья.
Австралия — страна наоборот.
Ее исток — на лондонском причале:
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия — страна наоборот.
(Галина Усова)
«…Клянусь вам, что этот край — самый любопытный на всем земном шаре! Его возникновение, природа, растения, животные, климат… — все это удивляло, удивляет и удивит всех ученых мира. Представьте себе, друзья мои, материк, который, образовываясь, поднимался из морских волн не своей центральной частью, а краями, как какое-то гигантское копыто; материк, где, быть может, в середине имеется наполовину испарившееся внутреннее море; где реки с каждым днем все больше и больше высыхают; где не существует влаги ни в воздухе, ни в почве; где деревья ежегодно теряют не свои листья, а кору; где листья обращены к солнцу не своей поверхностью, а ребром и не дают тени; где лес часто не способен гореть; где каменные плиты тают от дождя; где леса низкорослы, а травы гигантской вышины; где животные необычны; где у четвероногих имеются клювы; где у прыгуна кенгуру лапы разной длины; где у баранов свиные головы, где лисицы порхают с дерева на дерево; где лебеди черного цвета; где крысы вьют себе гнезда; где птицы поражают разнообразием своего пения и своих способностей: одна подражает бою часов, другая — щелканью бича почтовой кареты, третья — точильщику, четвертая отбивает секунды точно маятник часов; есть такая, которая смеется утром при восходе солнца, и такая, которая плачет вечером, при его заходе. Самая причудливая, самая нелогичная страна из всех когда-либо существовавших! Земля парадоксальная, опровергающая законы природы! Ученый-ботаник Гримар имел полное основание выразиться о ней так: «Вот она, эта Австралия, какая-то пародия на мировые законы или, вернее сказать, вызов, брошенный в лицо остальному миру!»…» (Жюль Верн. «Дети капитана Гранта»)
Учитель начинает урок с сообщения интересных фактов:
Слово «australis» в переводе на русский язык означает «южный».
– Австралия — самый маленький материк Земли. Площадь его в 6 раз меньше самого большого материка Евразии.
– Здесь нет действующих вулканов.
– Австралия – материк реликтов. Здесь много растений и животных, которые больше нигде не встречаются.
– Австралия позже других была заселена и освоена европейцами. Долгое время континент был оторван от исторических процессов, происходивших в других частях света. За многие тысячи лет в Африке, Азии, Европе, Америке родились могучие центры цивилизации, а в Австралии по-прежнему царил каменный век. Это самый малонаселенный материк.
– Весь материк занимает одно государство — Австралийский Союз.
Учащиеся самостоятельно делаю описание физико-географического положения материка по данному плану.
План описания физико-географического положения материка
1. Название материка и его размеры. Определите максимальную протяженность материка в километрах с севера на юг и с запада на восток.
С севера на юг: 39 -10 = 29 ; 29 х 111 км (1 дуги меридиана – 111 км) = 3219 км
С запада на восток: 153-113 = 40 ; 40 х 107 км (1 по параллели – 107 км) = 4280 км
2. Положение материка относительно экватора и начального меридиана. По отношению к экватору – материк целиком расположен в южном полушарии, по отношению к нулевому меридиану – целиком в восточном полушарии.
3. Крайние точки и их географические координаты. Крайние точки материка: на севере — мыс Йорк, на юге — мыс Саут-Ист-Пойнт, крайняя западная точка — мыс Стип-Пойнт, восточная — мыс Байрон.
4. Соседство с другими материками. На севере отделена от Евразии островами Юго-Восточной Азии, Индийским океаном на западе – от Африки, на юге Южным океаном от Антарктиды, на востоке Тихим океаном – от Южной Америки.
5. Чем и где омывается материк. Береговая линия Австралии в целом изрезана слабо. Наиболее сложные очертания она имеет на северном побережье. Если по карте совершить путешествие по морям вокруг Австралии, то, двигаясь вдоль северных берегов, из Индийского океана попадем в Арафурское море, а затем в глубоко врезанный в сушу залив Карпентария. Далее маршрут путешествия проходит вдоль полуострова Кейп-Йорк, своими очертаниями напоминающего треугольник, мимо самой северной точки материка мыса Йорк в Торресов пролив, отделяющий Австралию от острова Новая Гвинея. Теперь ваш курс лежит на юго-восток в воды Кораллового моря, принадлежащего бассейну Тихого океана. Скопления кораллов образовали у восточных берегов материка Большой Барьерный риф — неповторимое по красоте творение природы. Он протянулся вдоль берега на 2000 км от Торресова пролива до Южного тропика.
Оставив позади Большой Барьерный риф и неглубокое Коралловое море, вы продвигаетесь на юг вместе с водами теплого Восточно-Австралийского течения. Позади осталась крайняя восточная точка материка — мыс Байрон. Маршрут продолжается в водах Тасманова моря. Берега круто обрываются к воде, и глубины нарастают быстрее, чем в Коралловом море. Повернув на запад, вы попадете в Бассов пролив, отделяющий от Австралии единственный крупный остров Тасмания. Миновав мыс Саут-Ист-Пойнт, крайнюю южную точку материка, вы входите в воды Большого Австралийского залива. Вода в заливе более холодная, чем у восточных берегов, так как туда попадают ответвления холодного течения Западных Ветров. В центральной части залива находится самое глубокое место у берегов Австралии. Его глубина 5853 м. Выйдя из вод самого большого, но не глубоко вдающегося в материк залива, вы оказались в открытом Индийском океане. Здесь находится крайняя западная точка материка — мыс Стип-Пойнт.
6. Вывод о географическом положении материка. Вывод: ФГП материка влияет на многие природные факторы. Это один из самых жарких материков, самый засушливый. Он получает осадков в 5 раз меньше, чем Африка, в 8 раз меньше, чем Южная Америка. Около половины площади занимают пустыни и полупустыни.
Заполнение начерченной ранее таблицы «Сведения о материках».
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
III. История открытия Австралии
По мере рассказа заполняется таблица «Открытие Австралии». Еще древние географы высказывали предположение о существовании неизвестной южной земли к югу от экватора. В XVI в. картографы изображали на картах и глобусах в южном полушарии огромную «Terra australis incognita» – «Неведомую Южную Землю». Открытая Магелланом Огненная Земля считалась одним из выступов этой неведомой земли,
В 1606 году испанец Луис Торрес открыл самую северную оконечность австралийского полуострова Кейп-Йорк, а пролив, отделяющий Новую Гвинею от Мыса Йорк, назвал Торресовым. Когда Торрес сообщил испанским властям о своем открытии, было решено держать это открытие в секрете, и свыше 150 лет об этом никто не знал. Почти в одно время с Торресом голландский мореплаватель Виллем Янсзон также видел северный берег Австралии, зайдя в залив Карпентария. В 1642 г. Абель Тасман открыл западный берег неизвестного крупного острова, который был назван Тасманией. Впоследствии А. Тасман обошел Австралию с юга и востока и установил, что она самостоятельный материк.
В 1770 г. на корабле «Индевор» («Попытка») английский мореплаватель Джеймс Кук приплыл к восточному берегу Австралии и объявил ее английским владением. Вскоре здесь была организована «штрафная колония» для уголовных преступников. Впоследствии на материке появились вольные поселенцы. Начался захват материка, сопровождавшийся истреблением коренного населения. Через сто лет большая часть аборигенов была истреблена. Оставшиеся коренные жители были согнаны на внутренние пустынные территории материка.
В XIX в. было снаряжено более десятка экспедиций для исследования внутренних пустынных областей материка. Впервые в 1860 г. пересечь Австралию с юга на север удалось англичанину Роберту Берку. Экспедиция прошла от города Аделаида до залива Карпентария. Освоению Австралии способствовало открытие в XIX веке крупных месторождений золота, а также наличие на материке удобных пастбищ для скотоводства. Эйр Джон Эдуард, овцевод, в 1839-1840 гг. в поисках пастбищ обследовал побережье Большого Австралийского залива. Посмотрите на карту – что он открыл? (озера Эйр и Торренс). Стшелецкий Павел Эдмунд, польский эмигрант, по образованию географ и геолог. Обнаружил большие месторождения золота и открыл самую высокую точку Австралии. Посмотрите на карту, как называется эта гора? (г. Косцюшко, 2228 м.).
К концу XIX в. в основном исследование материка завершилось. В этот же период Англия объявила Австралию своей колонией. В настоящее время Австралийский Союз — самостоятельное государство.
«Открытие Австралии»
Исследователи | Страна | Дата | Что открыто |
Луис Торрес | Испания | 1606 | северная оконечность полуострова Кейп-Йорк, Торресов пролив |
Виллем Янсзон | Голландия | 1606 | залив Карпентария, первая документально подтвержденная высадка на берег |
Абель Тасман | Голландия | 1642 | остров Тасмания, доказал, что Австралия – самостоятельный материк |
Джеймс Кук | Англия | 1770 г. | объявил Австралию английским владением |
Роберт Берк | Англия | 1860 г. | пересек Австралию с юга на север |
Эйр Джон Эдуард | Англия | 1839-1840 гг. | овцевод, в поисках пастбищ обследовал побережье Большого Австралийского залива, открыл озера Эйр и Торренс. |
Стшелецкий Павел Эдмунд | Польша | 1840 г. | обнаружил большие месторождения золота и открыл самую высокую точку Австралии – г. Косцюшко, 2228 м. |
IV. Рельеф и полезные ископаемые
Работа с тектонической картой (атлас, стр. 8-11)
Вспомните, от какого древнего материка откололась Австралия? (Гондвана). По тектонической карте определите, что лежит в основании материка? (большая его часть представляет собой древнюю платформу, являющуюся частью Индо-Австралийской литосферной плиты). Этим обусловлено преобладание равнинного рельефа. В палеозое, когда на материке Гондвана активно шли горообразовательные процессы, вдоль одного из разломов образовалась область древней складчатости. Позднее, в кайнозойскую эру, здесь образовались средневысотные горы Большого Водораздельного хребта. В течение длительной истории развития Австралийский материк испытывал поднятия и опускания. В результате движений и образования разломов часть суши опустилась на дно Тихого океана, отделились острова Новая Гвинея и Тасмания.
Австралия – самый плоский материк. Большая часть его представляет собой равнину, края которой приподняты, особенно значительно на востоке. Горы занимают лишь 5% материка.
На территории Австралии выделяются три основные формы рельефа: Большой Водораздельный хребет, Центральная низменность с преобладающими высотами до 100 м, Западное Австралийское плоскогорье со средними высотами 400—500 м.
Австралия — единственный материк, на котором не наблюдаются землетрясения и вулканизм, так как границы литосферных плит расположены далеко от материка.
Недра Австралии богаты полезными ископаемыми. Рудные полезные ископаемые, такие, как руды цветных и черных металлов, своим происхождением обязаны метаморфическим и магматическим породам фундамента платформы. Их месторождения имеются в западной и северной частях Австралии. С осадочными породами связаны месторождения каменного и бурого угля, нефти и газа в юго-восточной Австралии.
V. Итог урока
Кем впервые была открыта Австралия?
Какие причины привели к быстрому освоению материка?
На карте материка найдите географические названия, связанные с именами исследователей и путешественников.
В состав какого материка прежде входила Австралия?
Что лежит в основании материка?
Сколько литосферных плит находится в основании материка, как они называются?
Где происходит столкновение литосферных плит?
Какие формы рельефа встречаются на материке?
Как они размещаются по территории континента?
Определите закономерности размещения полезных ископаемых на территории континента
Есть ли горные оледенения в Австралии? (В Австралийских Альпах – наиболее высокая часть Большого Водораздельного хребта – в затененных ущельях сохраняется снег)
VI. Домашнее задание: § 35