Рельеф и полезные ископаемые африки ответ
Тему о рельефе Африки по географии изучают в 7 классе. Рельеф Африки достаточно сложен, хотя здесь и нет высоких горных цепей и низменностей. В основном на материке преобладают равнины, средняя высота которых от 200 до 1000 метров над уровнем моря.
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Опыт работы учителем географии – 35 лет.
Виды рельефов
Африканские равнины формировались по-разному. Одни образовались за счёт разрушение гор, существовавших здесь в докембрийскую эру. Другие образовались за счёт поднятия Африканской платформы.
Африкано – Аравийская платформа, на которой располагается Африка, также является рельефообразующей для Аравийского полуострова, Сейшельских островов и Мадагаскара.
Кроме равнин в Африке также есть:
- плоскогорья;
- котловины (самые крупные расположены в государствах Чад и Конго);
- разломы (именно на этом континенте находится самый крупный разлом земной коры – Восточная Африка, от Красного моря до устья реки Замбези, через Эфиопское нагорье).
Рис 1. Карта рельефа Африки
Характеристика рельефа по регионам Африки
Если судить по карте высот, всю Африку можно разделить на две части: Южная и Северная Африка и Восточная и Западная Африка. Есть ещё одно условное деление: Высокая и Низкая Африка.
Низкая часть более обширна. Она занимает до 60% всей территории континента и территориально расположена на севере, западе и в центральной части материка. Здесь преобладают вершины до 1000 метров.
ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой
Высокая Африка – это юг и восток материка. Средние высоты здесь 1000 – 1500 метров. Здесь же находятся самая высокая точка, Килиманджаро (5895) и чуть уступающие ей Рувензори и Кения.
Рис 2. Гора Килиманджаро
Если говорить о характеристике рельефа, то его можно представить кратко следующим образом.
Регион | Преобладающий рельеф |
Северная Африка | Здесь находится горная цепь Атлас (самая длинная на материке – более 6 тысяч км), достаточно молодая, образовавшаяся на стыке двух литосферных плит (самая высокая точка – гора Тубкаль, Марокко, 4165 метров). В этом регионе также расположена часть Эфиопского нагорья с максимальными вершинами в 4 тыс. метров (наиболее сейсмический регион, который иногда называют «крышей Африки»). |
Восточная Африка | Большую часть этого региона занимает Восточно – Африканское плоскогорье (или Восточно – Африканская рифтовая долина). Здесь находятся самые высокие горы и потухшие вулканы (Килиманджаро), а также самые глубокие озёра континента. |
Южная Африка | В этом регионе рельеф достаточно разнообразный. Есть горы (Капские, Драконовы), котловины и Южно – Африканское плоскогорье. |
Западная Африка | В этом регионе также преобладают горы (Атлас) и плоскогорья. |
По средней высоте, 750 метров над уровнем моря, Африка занимает третье место в мире после Антарктиды и Евразии. Так что, Африку по праву можно считать одним из самых «высоких» материков на планете.
Рельеф и полезные ископаемые Африки
Полезные ископаемые Африки, благодаря её тектоническому строению, разнообразны. Кроме того, месторождения некоторых из них являются самыми крупными в мире.
Так как в Африке на заре её формирования происходила серьёзная тектоническая активность, то здесь очень много магматических пород, которые привели к образованию различных рудных полезных ископаемых. Эти месторождения находятся не глубоко, особенно в Южной и Восточной Африке, где кристаллические породы залегают близко к поверхности, так что их добыча ведётся открытым способом.
В Южной Африке располагаются крупнейшие месторождения:
- золота;
- урана;
- олова;
- вольфрама;
- свинца;
- цинка;
- меди.
Северная и Западная Африка богата также:
- каменным углём;
- солями (различного типа и свойств);
- марганцем;
- нефтью (побережье Гвинейского залива; Алжир, Ливия, Нигерия);
- природным газом;
- фосфоритами;
- хромитами;
- боскитами.
Здесь были обнаружены месторождения кобальта, олова, сурьмы, лития, асбеста, золота, платины и платиноидов.
Самая богатая полезными ископаемыми страна Африки – ЮАР. Здесь добывают практически все виды природных ископаемых, за исключением нефти, природного газа и бокситов. Особенно много в ЮАР каменного угля, причём его залежи здесь максимально поверхностные, так что добыча этого природного ресурса не вызывает сложностей.
Рис 3. Карта полезных ископаемых Африки
Несмотря на то, что Африка очень богатый на природные ресурсы материк, более 80% всего добытого здесь идёт на экспорт и перерабатывается за его пределами. Дело в том, что перерабатывающая промышленность здесь развита очень слабо.
Какими полезными ископаемыми богата Африка ещё? Естественно, алмазами, которые используются не только для изготовления бриллиантов, но и в промышленности благодаря своей исключительной твёрдости.
Что мы узнали?
Африканский рельеф сложный. В основном, он состоит из равнин, плоскогорий и нагорий. Низменностей очень мало, хотя присутствуют разломы и впадины.
Благодаря тому, что когда-то Африка переживала сильнейшую тектоническую активность, на территории материка большое количество залежей самых разнообразных природных ископаемых.
Тест по теме
Оценка доклада
Средняя оценка: 4.1. Всего получено оценок: 414.
Все отлично помнят, что Африка является самым жарким континентом на планете. Но мало кто знает, что Африка – это еще и самый “высокий” из материков, так как он имеет максимально большой показатель средней высоты над уровнем океана. Рельеф Африки отличается большим разнообразием и сложностью: здесь есть горные системы, плоскогорья, крупные равнины, действующие и уже давно потухшие вулканы.
Рельеф любого региона, как известно, тесно связан с тектоническим и геологическим строением территории. Рельеф Африки и полезные ископаемые этого континента также связаны с тектоникой материка. Рассмотрим более детально этот вопрос.
План описания рельефа территории Африки
Характеристику рельефу любого материка дают по конкретному плану. Рельеф Африки описывается по следующему алгоритму:
- Характеристика тектонической структуры материка.
- Анализ истории развития земной коры.
- Характеристика внешних и внутренних (экзогенных и эндогенных) факторов рельефообразования.
- Описание общих особенностей рельефа континента.
- Выделение максимальной и минимальной высоты.
- Полезные ископаемые и их размещение по территории материка.
Низкая и Высокая Африка
Описание рельефа Африки стоит начать с того, что материк, с орографической точки зрения, делят на две части: на Высокую и Низкую Африку.
Низкая Африка занимает более 60 % всей площади континента (географически это северная, западная и центральная части Африки). Здесь преобладают высоты до 1000 метров. Высокая Африка охватывает южную и восточную части материка, где средние высоты составляют 1000-1500 метров над уровнем моря. Здесь же находятся и самые высокие точки – Килиманджаро (5895 метров), Рувензори и Кения.
Общая характеристика африканского рельефа
Теперь рассмотрим главные особенности рельефа Африки.
Основной особенностью является то, что рельеф материка по большей части равнинный. Горные хребты окаймляют материк лишь на юге и на северо-западе. В Восточной Африке рельеф преимущественно плоскогорный.
Преобладают такие формы рельефа Африки: плато, равнины, нагорья, плоскогорья, вершины-останцы и вулканические массивы. При этом расположены по территории материка они весьма неравномерно: внутри его находятся в основном выровненные поверхности – равнины и плато, а по краям – возвышенности и горные хребты. Эта особенность связана с тектонической структурой Африки, большая часть которой лежит на древней платформе докембрийского возраста, а по ее краям расположены области складчатости.
Из всех горных систем Африки молодой является только Атлас. На востоке материка протянулась более чем на 6000 километров в длину огромная Восточно-Африканская рифтовая долина. В местах ее разломов сформировались грандиозные вулканы, а во впадинах образовались очень глубокие озера.
Стоит перечислить и самые крупные формы рельефа Африки. К ним относятся Атласские, Драконовые и Капские горы, Эфиопское нагорье, нагорье Тибести и Ахаггар, Восточно-Африканское плоскогорье.
Атласские горы
Горные формы рельефа Африки находятся, как уже упоминалось, лишь на юге и северо-западе материка. Одной из африканских горных систем является Атлас.
Атласские горы возникли 300 миллионов лет назад в результате столкновения Евразийской и Африканской плит. Позднее они были подняты на значительные высоты благодаря неотектоническим движениям, которые имели место в конце палеогена. Стоит отметить, что землетрясения происходят в этом районе и сейчас.
Атлас сложен преимущественно мергелями, известняками, а также древними вулканическими породами. Недра богаты металлическими рудами, а также фосфоритами и нефтью.
Это самая крупная горная система Африки, которая включает в себя несколько практически параллельных горных хребтов:
- Высокий Атлас.
- Эр-Риф.
- Тель-Атлас.
- Средний Атлас.
- Сахарский Атлас.
- Антиатлас.
Общая длина горной цепи – около 2400 километров. Максимальные высоты находятся на территории государства Марокко (гора Тубкаль, 4165 метров). Средние высоты хребтов колеблются в пределах 2000-2500 метров.
Драконовы горы
Эта горная система на юге материка расположена на территории трех государств – Лесото, ЮАР и Свазиленда. Высочайшая точка Драконовых гор – гора Табана-Нтленьяна высотой в 3482 метра. Горы образовались 360 миллионов лет назад, в герцинскую эпоху. Они получили такое грозное название благодаря своей труднодоступности и дикому внешнему виду.
Территория богата полезными ископаемыми: платиной, золотом, оловом и каменным углем. Уникален и органический мир Драконовых гор, в котором есть несколько эндемичных видов. Основная часть горного массива (парк Дракенсберг) является объектом ЮНЕСКО.
Драконовы горы – это водораздельная граница между бассейном Индийского океана и верховьями реки Оранжевой. Они имеют уникальную форму: их вершины плоские, столообразные, разделенные эрозионными процессами на отдельные плато.
Эфиопское нагорье
Рельеф Африки поразительно разнообразен. Здесь можно встретить высокие горные хребты альпийского типа, холмистые плато, обширные равнины и глубокие впадины. Одной из самых известных форм рельефа материка является Эфиопское нагорье, в пределах которого расположилась не только Эфиопия, но и еще 6 других африканских государств.
Это самая настоящая горная система со средними высотами в 2-3 километра и наивысшей точкой в 4550 метров (гора Рас-Дашен). Из-за специфических особенностей рельефа нагорья его часто называют “крышей Африки”. К тому же эту “крышу” частенько трясет, сейсмичность здесь сохраняется высокой.
Нагорье сформировалось всего 75 миллионов лет назад. Оно состоит из кристаллических сланцев и гнейсов, перекрытых сверху вулканическими породами. Довольно живописны западные склоны Эфиопского нагорья, изрезанные каньонами реки Голубой Нил.
В пределах нагорья есть богатые месторождения золота, серы, платины, меди и железной руды. Кроме этого, это еще и важный сельскохозяйственный район. Эфиопское нагорье считается родиной кофе, а также некоторых сортов пшеницы.
Вулкан Килиманджаро
Этот вулкан является не только самой высокой точкой материка (5895 метров), но и своеобразным символом всей Африки. Вулкан расположен на границе двух государств – Кении и Танзании. С языка суахили название вулкана переводится как “сверкающая гора”.
Килиманджаро возвышается над плоскогорьем Масаи высотой 900 метров, поэтому визуально кажется, что вулкан нереально высокий. Ученые не прогнозируют активности вулкана в ближайшем будущем (кроме возможных выбросов газов), хотя недавно было выяснено, что лава находится в 400 метрах от кратера Кибо.
Согласно местным легендам, вулкан извергался примерно два века назад. Хотя документальных подтверждений этому нет. Наивысшую точку Килиманджаро – пик Ухуру – впервые покорил в 1889 году Ганс Мейер. Сегодня же практикуется скоростное покорение Килиманджаро. В 2010 году испанец Килиан Бургада установил своеобразный мировой рекорд, поднявшись на вершину вулкана за 5 часов и 23 минуты.
Рельеф Африки и полезные ископаемые
Африка – это материк с огромным экономическим потенциалом, для которого характерны огромные запасы разнообразного минерального сырья. Кроме того, более-менее ровный, слабо расчлененный рельеф территории способствует развитию промышленности и строительству дорог и прочих путей сообщения.
Африка богата полезными ископаемыми, на основе которых могут развиваться металлургия и нефтехимия. Так, континент держит в мире абсолютное первенство по общим запасам фосфоритов, титановых руд, хромитов и тантала. На территории Африки также есть крупные месторождения марганцевой, медной и урановой руды, бокситов, золота и даже алмазов. На материке даже выделяют так называемый “медный пояс” – пояс высокого минерально-сырьевого потенциала, протянувшийся от Катанги до Республики Конго (ДРК). Кроме собственно меди здесь также добывают золото, кобальт, олово, уран и нефть.
Кроме этого, очень богатыми по наличию полезных ископаемых считаются и такие районы Африки, как Атласские горы, Северная Африка и Западная Африка (ее Гвинейская часть).
Вот вы и познакомились с особенностями рельефа самого жаркого континента Земли. Рельеф Африки уникален и многообразен, здесь можно найти все его формы – горные хребты, плато и плоскогорья, нагорья, возвышенности и впадины.
Цель: познакомить учащихся с рельефом Африки, с его тектоническим строением и полезными ископаемыми;
Задачи:
- Создать мотивационную среду для самостоятельной игровой деятельности учащихся через постановку проблемы в виде эвристической беседы.
- Развитие познавательных потребностей и способностей учащихся через самостоятельную работу в группах и решение проблемной ситуации.
- Развитие коммуникативной культуры
- Развитие творческих способностей, умения анализировать и систематизировать материал
- Развитие эмоциональной сферы личности через создание ситуации успеха и самореализацию.
- Развитие рефлексивных способностей через самооценку и взаимооценку.
- Воспитание гуманистического отношения к другим; бережное отношение к природе
Оборудование:
-учебники географии 7 класс «География материков и океанов» В.А. Коринская, И.В. Душина, В.А Щенев;
-атласы 7 класса по географии;
– листы ватмана- 3шт.;
– клей 1., фломастеры, маркеры;
– конверты с заданиями;
-дополнительный материал
-схемы выполнения заданий
– выставка книг.
Парты расставлены на 4 группы.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Приветствие учащихся, представление. Организация рабочего места( на столах должны лежать: учебники, атласы, ручки, карандаши, фломастеры. Клей, конверт с заданием, папка с иллюстрациями и дополнительной информацией, ватман, , анкеты,
у 4 группы – жюри – таблицы с оценочными материалом).
Учащиеся распределяются на 4 группы.
- Тема урока не сообщается, учащиеся должны сами выйти на нее в конце урока.
Создание игровой проблемной ситуации.
– Здравствуйте, ребята! Я хочу сегодня начать урок с такого вопроса. Посмотрите на экран и скажите, знаете ли вы этих людей? (Слайд 1)
Кто они? (Слайд 2)
(русские путешественники и учёные) ? Я предлагаю вам создать научно-исследовательские экспедиции и отправиться в путешествие. Какими качествами характера должен обладать путешественник?( Внимательный – правильно, это пригодится для изучения материала; аккуратный – для аккуратного оформления информации; спокойный – для умения сосредоточиться, умный и т. д.).
– У нас 3 научно-исследовательские экспедиции.
Каждая команда выбирает начальника экспедиции.
У каждой экспедиции на столе – пакет с секретным заданием и ценными указаниями по его решению, а также на столах все необходимое для того чтобы оформить в виде проекта итог вашего путешествия. Вы отправляетесь на неизвестную территорию для её исследования и сбора информации.
После возвращения, вам надо отчитаться о выполнении задания перед «Научно-исследовательским центром». Это наше жюри в составе Кочневой Ангелины и Суворовой Полины ( жюри – 2 человека- 4 команда).
Они оценят вас по следующим критериям:
– правильность изложения материала;
– полнота ответа;
– логичность ответа;
– наглядность проекта;
– уважение к другой команде;
– время.
– зададут каждой команде дополнительные вопросы
Работать начинаем одновременно , в течении 10-12 минут вы должны добыть информацию и оформить её на ватмане. Затем каждая команда защищает свой проект в течение 2-х минут.
-Ребята! 7б класс, совершая путешествие по Индийскому океану, обнаружил в его водах бутылки с какими-то бумагами. Давайте откроем и посмотрим, что там написано. Наверное это записи других путешественников, но они изрядно пострадали и часть информации стёрлась . Ваш задача, изучая территорию, восстановить эти записи.
И так, в добрый путь, на неизвестную территорию! (Звучит музыка «Миссия не выполнима» в ходе выполнения всего задания).
Учитель подходит к командам , консультирует.
( Слайд 5)
1 команда.
На столе- ватман с контуром АФРИКИ
Задание в конверте: «Найти материал о тектоническом развитии Африки, подготовить проект на ватмане и рассказать о нём».
Ценные указания:
1. Прочитать текст – параграф 17 –«Рельеф и полезные ископаемые» стр.77-80
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе
( интересные сведения , приготовленные учителем).
3. Оформить проект( используя рисунки, иллюстрации, значки), раскрасить разными цветами платформы, складчатости разных возрастов
4. Восстановить текст из бутылки :
В основании лежит______________
На севере материка расположилась __________________________-
Под ней , на юго-западе, крайнем юге и п-ве Сомали находится___________________
На востоке материка имеются великие ________________________________________
5. Подготовить рассказ по схеме о тектоническом строении Африки
2 команда.
На столе – ватман с контуром Африки
Задание: «Найти материал о рельефе Африки, подготовить проект на ватмане и рассказать о нём.»
Ценные указания:
1. Прочитать текст – параграф 17 –«Рельеф и полезные ископаемые» стр.77-80
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе
( интересные сведения , приготовленные учителем).
3. Оформить проект( используя рисунки, иллюстрации, значки). раскрасить разными цветами разные формы рельефа и подписать их
4. Восстановить текст из бутылки :
В Африке преобладают __________________________
По высотам Африка делится на ______________ и _______________ менее 1000метров, _______________ и _______________ более 1000метров
В Восточной Африке находится_______________, где расположены великие_______________
В Восточной Африке находятся вулканы _____________. ______________
К северу от Восточно-Африканского плоскогорья расположилось ____________________________
На северо-западе ____________________________
На востоке южной части Африки ________________________
На самом юге _______________
5.Подготовить рассказ по схеме о рельефе Африки
3 команда.
На столе- ватман с контуром Африки.
Задание: «Отобрать материал – определить наличие полезных ископаемых на территории Африки. Оформить проект на ватмане и рассказать об этом.
Ценные указания:
1. Прочитать текст – параграф 17 –«Рельеф и полезные ископаемые» стр.77-80
2. Прочитать дополнительный материал на карточках и использовать его при ответе
( интересные сведения , приготовленные учителем).
3. Оформить проект( используя рисунки, иллюстрации, значки). Приклеить условные знаки полезных ископаемых в нужных местах
4. Восстановить текст из бутылки :
По происхождении полезные ископаемые делятся на _______________,______________,_______________.
В складчатостях образуются полез ископ. ____________________ происхождения.
На платформах – _______________ происхождения
В Африке преобладают ________________ горные породы
Г. Атлас ___________________________
Восточно-Африканское нагорье -_______________________________
Драконовые горы______________________________
Юг богат ______________________________
В Северной Африке и на побережье Гвинейского залива _________________________
4. Приклеить условные знаки полезных ископаемых
5. Приготовить рассказ о расположении полезных ископаемых
4 команда – «Научно-исследовательский цент» или жюри.
Задание:
1. Прочитать текст –. параграф 17 –«Рельеф и полезные ископаемые» стр.77-80
2. Прочитать дополнительный текст ( такой же как для команды).
3. Придумать дополнительные вопросы для команд( по 2 для каждой).
4. После выступления каждой команды – заполнять таблицу «Карта результативности» (Приложение 1).
5. После выступления всех команд подвести итоги и кратко прокомментировать оценку.
За две минуты до окончания срока – предупредить команды о том, что время заканчивается.
(Звучат «фанфары»)
– Внимание! Время закончилось.
Вызывается 1 команда исследователей для отчета в «Научно-исследовательский центр»»
( включается музыка «Африканские мелодии»).
-Прочитайте ваше задание для остальных команд. Слушаем, какую информацию вы собрали.
Ответ команды по проекту, (Слайд 6,7,8,10,11,12)
– Спасибо, садитесь!
– Вызывается 2 команда «исследователей»( звучит музыка «Этномелодии Африки). Слушаем ваше задание.
Ответ команды по тому же плану. (Слайд 6,9,11-13,15)
– Спасибо, садитесь
– В «Научно-исследовательский цент» вызывается следующая 3 команда «исследователей». звучит музыка «Этномелодии Африки).
– Прочитайте задание. Ответы команды. ( Слайды 14-17)
– Спасибо, командам!
– Сейчас возьмите анкеты на столах( они лежали лицевой стороной вниз) и ответьте на вопросы в течение 2 минут, а «Научно-исследовательский цент» подведет итоги.
– Время закончилось! (Звучит музыка «Фанфары»).Сдайте анкеты . Жюри проверяет. Заполняет Приложение 1. Слово – жюри.
Жюри объявляет итоги.
Подводят итоги и начальники экспедиции
Учитель: «Мне кажется, что сегодня хорошо поработали все команды. Каждая принесла ценную информацию в «Научно-исследовательский центр». Если бы не было работы какой- либо из команд, то мы не получили бы целостную картину по теме урока. Вы, молодцы, сумели собрать информацию в единое целое.
-А теперь, давайте подведем итоги.
– На каком материке мы побывали?(Африка)
-О чем вы рассказывали? (О рельефе о полезных ископаемых)
– Значит тема нашего урока называется …( «Рельеф и полезные ископаемые Африки»)
-Молодцы, но это еще не все. Обратите ваше внимание на стенку с книгами.
Я рекомендую прочитать интересные статьи из детской энциклопедии о загадках природы, о крупных вулканах и горных цепях Африки, о великой пустыне Сахара.
-В качестве домашнего задания – отметить на контурных картах основные формы рельефа Африки и полезные ископаемые.
Спасибо за работу!
Человеческая деятельность очень отрицательно влияет на природу Африки . Пустыни наступают на юг очень быстро. Вытаптывание почвы скотом выжигание и вырубание кустарниковой и древесной растительности по границе пустыни, добыча полезных ископаемых способствуют разрушению почвенного покрова, развеванию песков и высыханию водоемов. Сахара продвигается на юг со скоростью примерно 1 км в год.
В Африке создаются заповедники, заказники и национальные парки.
Национальный парк Серенгети один из крупнейших заповедников мира.
Человеческая деятельность очень отрицательно влияет на природу Африки . Пустыни наступают на юг очень быстро. Вытаптывание почвы скотом выжигание и вырубание кустарниковой и древесной растительности по границе пустыни, добыча полезных ископаемых способствуют разрушению почвенного покрова, развеванию песков и высыханию водоемов. Сахара продвигается на юг со скоростью примерно 1 км в год.
В Африке создаются заповедники, заказники и национальные парки.
Национальный парк Серенгети один из крупнейших заповедников мира.
- В пределах какой литосферной плиты расположена Африка?
- В какой части Африки чаще всего происходят землетрясения и извержение вулканов?
Ответы ;
1.В пределах Африкано-Аравийской плиты
2.В восточной части Африки на Восточно-Африканском плоскогорье.
- Почему большую часть Африки занимают равнины?
- Почему на Восточно-Африканском плоскогорье, а ведь это равнина, расположились вулканы
Ответы
1.В основании лежит древняя платформа
2.Так как там расположены великие африканские разломы с которыми связаны вулканы
Ответы
- Почему в Африке много полезных ископаемых магматического происхождения?
- По запасам какого полезного ископаемого Африка занимает первое место?
1.Фундамент платформ и древних складчатостей выступают на поверхность
2. По запасам алмазов
Приложение1
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ ЭКСПЕДИЦИЙ.
критерии | 1 экспедиция | 2 экспедиция | 3 экспедиция |
правильность изложения материала; | |||
полнота ответа; | |||
логичность | |||
наглядность проекта | |||
уважение к другой команде; | |||
время | |||
ответы на вопросы | |||
анкета | |||
ИТОГ |