Рельеф геологическое строение полезные ископаемые таблица

Рельеф геологическое строение полезные ископаемые таблица thumbnail
  • Все рабочие тетради (главная страница сайта)
  • ГДЗ к контурным картам по географии. 8 класс «Дрофа»

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё. Также можно увеличивать и уменьшать размер страницы при помощи одновременного клавиш Ctrl и «+» или Ctrl и «-«.

ЗАДАНИЯ

Для выполнения заданий будем рассматривать атлас на страницах 4, 5, 10 и 11.

1. Разными цветами покажите складчатые области, штриховкой покажите выступы кристаллического фундамента.

  • Граница России обозначена красной линией.
  • Байкальская и раннекаледонская складчатость (1200 — 520 млн. лет) — тёмно-синяя заливка

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Каледонская складчатость (460 — 400 млн. лет) — фиолетовая заливка

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Герцинская складчатость (300 — 230 млн. лет) — коричневая заливка

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Мезозойская складчатость (160 — 70 млн. лет) — тёмно-зелёная заливка

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Кайнозойская складчатость (от 30 млн. лет до наст. врем) — жёлтая заливка

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Выступы кристаллического фундамента — красная заливка

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

2. Подпишите названия крупных форм рельефа: равнины, низменности, горы, нагорья, плоскогорья, плато.

Равнины России:

  • Восточно-Европейская (Русская) равнина
  • Западно-Сибирская равнина
  • Азово-Кубанская равнина (1)

Низменности России:

  • Прикаспийская низменность
  • Северо-Сибирская низменность
  • Яно-Индигирская низменность
  • Колымская низменность
  • Барабинская низменность

Горы России:

  • Кавказские горы (Большой Кавказ)
  • Уральские горы
  • Алтай
  • Саяны
  • Срединный хребет (полуостров Камчатка)
  • Верхоянский хребет
  • хребет Черского
  • Становой хребет

Нагорья России:

  • Корякское нагорье
  • Чукотское нагорье
  • Алданское нагорье
  • Становое нагорье

Плоскогорья России:

  • Среднесибирское плоскогорье
  • Анадырское плоскогорье
  • Янское плоскогорье

Возвышенности России:

  • Среднерусская возвышенность
  • Приволжская возвышенность
  • Северные Увалы
  • Валдайская возвышенность
  • Тиманский кряж

Плато России:

  • Приленское плато
  • Вилюйское плато
  • Центрально-Тунгусское плато
  • плато Путорана

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

3. Подпишите максимальные абсолютные высоты на Кольском полуострове, Урале, Алтае, Кавказе, Среднерусской возвышенности, Среднесибирском плоскогорье, полуострове Камчатка.

Горные пики России (обозначены красными точками):

  • Кавказские горы (Большой Кавказ)

    • гора Эльбрус — 5642 м (2)
    • гора Дыхтау — 5204 м (3)
    • гора Казбек — 5032 м (4)
  • Уральские горы

    • гора Ямантау — 1638 м (5)
    • гора Конжаковский камень — 1569 м (6)
    • гора Народная — 1895 м (7)
  • Алтай

    • гора Белуха — 4509 м (8)
  • Срединный хребет (полуостров Камчатка)

    • Ключевская Сопка — 4850 м (9)
  • Кольский полуостров — 1200 м
  • Среднерусская возвышенность — 471 м
  • Среднесибирское плоскогорье — 1701 м

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

4. Отметьте крупные месторождения железной руды, нефти и газа, каменного угля, алмазов, золота и укажите, в пределах каких крупных форм рельефа они находятся.

  • Железные руды — Среднерусская возвышенность, Кольский полуостров, Уральские горы, Среднесибирское плоскогорье, Саяны, Становой хребет, Алданское нагорье.
  • Нефть — Кавказ, Каспийское море, Приволжская возвышенность, Уральские горы, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, остров Сахалин.
  • Газ — Кавказ, Каспийское море, Приволжская возвышенность, Уральские горы, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, остров Сахалин.

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Каменный уголь — Азово-Кубанская равнина, Уральские горы, Саяны, Северо-Сибирская низменность, Алданское нагорье, Верхоянский хребет, хребет Черского, полуостров Камчатка, остров Сахалин.
  • Алмазы — Среднесибирское плоскогорье.
  • Золото — Уральские горы, Становое нагорье, Алданское нагорье, Янское плоскогорье, Анадырское плоскогорье, Чукотское нагорье, Колымское нагорье, Корякское нагорье.

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Все рабочие тетради (главная страница сайта)
  • ГДЗ к контурным картам по географии. 8 класс «Дрофа»

Источник

Геологическое строение России

Образование земной коры и геологическое строение планеты между собой тесно связаны, потому что геология Земли начинается со времени образования коры. Возраст земной литосферы, о чем свидетельствуют самые древние горные породы, более $3,5$ млрд. лет. На суше выделяется два основных типа тектонических структур – платформы и геосинклинали, существенно различающиеся между собой.

Определение 1

Платформы – это устойчивые, обширные участки земной коры, состоящие из кристаллического фундамента и осадочного чехла более молодых горных пород

На платформах, как правило, отсутствуют горные образования, вертикальные движения имеют очень маленькую скорость, отсутствуют современные действующие вулканы, очень редки землетрясения. Формирование кристаллического фундамента Русской платформы относится к архейской и протерозойской эрам – это примерно $2$ млрд. лет тому назад. В это время на земле происходили мощные горообразовательные процессы.

Результатом этих процессов явились горы, сложенные такими смятыми в складки древними породами как гнейсы, кварциты, кристаллические сланцы. К началу палеозоя эти горные образования выровнялись, и их поверхность испытывала медленные колебания. Если поверхность опускалась ниже уровня древнего океана, начиналась морская трансгрессия с накоплением морских осадков. Происходило формирование осадочных горных пород – известняков, мергелей, темноцветных глин, солей. На суше, когда она поднималась и освобождалась от воды, происходило накопление красноцветных песков и песчаников. При накоплении осадочного материала в мелководных лагунах, озерах происходило накопление бурых углей и солей. В палеозойскую и мезозойскую эры древние кристаллические породы оказались перекрытыми осадочным чехлом достаточно большой мощности. Для определения состава, мощности, свойств этих горных пород, геологи бурят скважины, чтобы достать из неё определенное количество керна. Геологическое строение специалисты могут исследовать, изучая естественное обнажение горных пород.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту
Узнать стоимость

Сегодня наряду с традиционными геологическими методами используются геофизические и аэрокосмические методы исследования. Подъем и опускание территории России, формирование континентальных условий обусловлены тектоническими движениями, причины которых ещё до конца не ясны. Бесспорным является только то, что связаны они с теми процессами, которые протекают в недрах Земли.

Геологи выделяют следующие тектонические процессы:

  1. Древние – движения земной коры происходили в палеозое;
  2. Новые – движения земной коры происходили в мезозое начале кайнозоя;
  3. Новейшие – тектонические процессы, характерные для последних нескольких миллионов лет. В создании современного рельефа они сыграли особенно важную роль.

Общие черты рельефа России

Определение 2

Рельеф – это совокупность неровностей поверхности Земли, включая океаны, моря.

Рельеф оказывает большое влияние на формирование климата, распространение растений и животных, на хозяйственную жизнь человека. Рельеф, как говорят географы, является каркасом природы, поэтому её изучение, обычно, начинается с изучения рельефа. Рельеф России удивительно разнообразен и достаточно сложен. На смену бескрайним равнинным просторам приходят величественные горные цепи, древние кряжи, конусы вулканов, межгорные котловины. Физическая карта России и снимки, сделанные из космоса, хорошо показывают общие закономерности орографического рисунка страны.

Читайте также:  Чем полезен сероводород в воде для человека

Определение 3

Орография – взаимное расположение рельефа относительно друг друга.

Орография России:

  1. Территория России на $60$ % занята равнинами;
  2. Более низкими являются западная и центральная часть России. Четкая граница между этими частями проходит по реке Енисей;
  3. Горы на территории России расположены по её окраинам;
  4. В целом территория страны имеет наклон в сторону Северного Ледовитого океана. Доказательством этого является течение крупных рек – Северная Двина, Печора, Лена, Енисей, Обь и др.

На территории России расположены две крупнейшие равнины мира – Восточно-Европейская или Русская и Западно-Сибирская.

Рельеф Русской равнины холмистый, с чередованием возвышенных и низменных участков. Северо-восток Русской равнины более высокий – более $400 $м над уровнем Мирового океана. Прикаспийская низменность, расположенная в южной её части – является самой низкой частью – $28$ м ниже уровня Мирового океана. Средние высоты Русской равнины достигают примерно $170$ м.

Рельеф Западно-Сибирской низменности не отличается разнообразием. Низменность в основном лежит на $100$ м ниже уровня Мирового океана. Её средняя высота составляет $120$ м и только на северо-западе высота поднимается до $200$ м. Здесь расположена Северо-Сосьвинская возвышенность.

Водоразделом между равнинами является Уральский хребет. Сам по себе хребет не имеет больших высот, да и ширина его доходит до $150$ км. Вершина Урала – г. Народная, с высотой $1895$ м. Протянулись Уральские горы с севера на юг на $2000$ км.

Третья по площади равнина России находится между Леной и Енисеем – это высокая равнина называется Среднесибирское плоскогорье. Средние высоты плоскогорья над уровнем океана составляют $480$ м. Его максимальная высота расположилась в районе плато Путорана – $1700$ м. Плоскогорье на востоке постепенно переходит в Центрально-Якутскую равнину, а на севере ступенькой опускается в Северо-Сибирскую низменность.

Горные районы России занимают юго-восточную окраину страны.

К юго-западу от Русской равнины, между Черным и Каспийским морями, раскинулись самые высокие горы России – Кавказские. Здесь находится самая высокая точка страны – г. Эльбрус, высота которой $5642$ м.

С запада на восток по южной окраине России далее идут Алтайские горы и Саяны. Вершины которых соответственно г. Белуха и Мунку-Сардык. Постепенно эти горы переходят в хребты Предбайкалья и Забайкалья.

Становой хребет связывает их с хребтами северо-востока и востока России. Здесь расположены средневысотные и низкие хребты – Черского, Верхоянский, Сунтар-Хаята, Джугджур. Кроме них здесь есть многочисленные нагорья – Яно-Оймяконское, Колымское, Корякское, Чукотское.

В южной части Дальнего Востока страны они соединяются с невысокими и средневысотными хребтами Приамурья и Приморья, например, Сихотэ-Алинь.

На крайнем Востоке страны расположились горы Камчатки и Курил. Здесь расположились все действующие вулканы страны, и самый высокий из действующих вулканов – Ключевская Сопка. Горы занимают $10$ % территории России.

Полезные ископаемые России

Россия, по запасам полезных ископаемых, занимает лидирующее положение в мире. Сегодня известно более $200$ месторождений, совокупная стоимость которых оценивается в $300$ трлн. долларов.

Отдельные виды полезных ископаемых России в мировых запасах составляют:

  1. Запасы нефти – $12$ %;
  2. Запасы природного газа – $32$ %;
  3. Угольные запасы – $30$ %;
  4. Запасы калийных солей – $31$ %;
  5. Кобальт – $21$ %;
  6. Запасы железных руд – $25$ %;
  7. Запасы никеля – $15$ %.

В недрах России залегают горючие, рудные, нерудные полезные ископаемые.

К горючим относятся:

  1. Каменный уголь. Крупнейшими месторождениями которых являются Кузнецкое, Печорское, Тунгусское;
  2. НефтьЗападной Сибири, Северного Кавказа и Поволжья;
  3. Природный газ, как правило, сопутствует месторождениям нефти. Но, в России есть и чисто газовые месторождения на полуострове Ямал;
  4. Торф, крупнейшим месторождением которого является Васюганское месторождение на территории Западной Сибири;
  5. Горючие сланцы. При их перегонке получают смолу, по составу и свойствам, близкую к нефти. Прибалтийский сланцевый район является самым крупным.

Рудные полезные ископаемые представлены самыми разными рудами.

Среди них:

  1. Железная руда, по запасам которой Россия занимает первое место в мире. Известными месторождениями являются КМА, Кольский полуостров, Горная Шория;
  2. Марганцевые руды. Известно 14 месторождений на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. Крупнейшие месторождения марганца сосредоточены в Юркинском, Березовском, Полуночном месторождениях;
  3. Алюминиевые руды. Добыча алюминия для страны достаточно затратная, потому что руда низкого качества. Уральские и Западно-Сибирские запасы нефелинов и бокситов достаточно большие. К более перспективному району относится Северо-Уральский район;
  4. Первое место в мире занимает Россия по запасам руд цветных металлов. Самые значительные месторождения расположены в Восточной Сибири и на полуострове Таймыр.

По добыче алмазов в мировом объеме на долю России приходится $25$ % и только ЮАР добывает больше России.

Из нерудных полезных ископаемых Россия добывает драгоценные камни как органического, так и минерального происхождения, а большой ассортимент строительных полезных ископаемых.

Источник

Цели и задачи урока:

Изучить состав полезных ископаемых и
особенности размещения рудных и нерудных
ископаемых. Сформировать представления о связях
между полезными ископаемыми, рельефом и
тектоническими структурами. Обучить приему
наложения карт. Познакомить с экологическими
проблемами, связанными с добычей полезных
ископаемых. Показать практическое применение
полезных ископаемых в хозяйстве и в искусстве.

Оборудование: Карты: физическая,
тектоническая; коллекция полезных ископаемых,
картины (добыча нефти, угля), формы для
декорирования, клей ПВА, емкости с песком, солью и
углем, мультимедийный комплекс.

Приложение 1

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Сегодня у нас бинарный урок
по географии и технологии.

2. Повторение. Проверка домашнего задания

1) Фронтальное повторение терминов

2) Показать знание расположения крупных форм
рельефа по их описанию (работа с картой)

– Горы, разделяющие две крупные равнины,
которые протянулись с севера на юг и раньше
назывались “камень”. (Уральские.)

– Горный хребет, расположенный вдоль правого
берега Лены. (В нижнем течении Верхоянский.)

– Самые высокие горы Юга Сибири. (Алтай.)

– Горы, протянувшиеся вдоль побережья
Японского моря, их еще называют
“Дальневосточном Уралом”. (Сихотэ-Алинь.)

– Крупнейший горный хребет Камчатки. (Срединный.)

– Нагорье к северо-востоку от озера Байкал. (Становое.)

– Горы, расположенные к востоку от Алтая и
состоящие из двух хребтов. (Саяны.)

– Самое восточное нагорье России. (Чукотское.)

– Горы на полуострове Таймыр. (Бырранга.)

– Какой горный хребет на северо-востоке России,
носит имя русского путешественника. (Хребет
Черского.)

– Она расположена на древней платформе.
Складчатый фундамент выходит на поверхность на
Кольском полуострове и в Карелии (Русская или
Восточно – Европейская равнина)

– Эта крупная равнина имеет плоскую
поверхность. На ней много болот и озер (Западно-Сибирская
равнина).

– Самые высокие горы России (Кавказ).

– Возвышенная равнина, расположенная между
реками Енисей и Леной (Среднесибирское
плоскогорье).

3. Изучение новой темы

Вводная беседа и подготовка к восприятию
новых знаний.

Читайте также:  В каком виде самые полезные помидоры

Учитель географии. Так не похожие друг на
друга железная руда и нефть, мрамор и природный
газ на самом деле очень близки между собой.
Называются они, так же как и многие другие
вещества, полезными ископаемыми. Ископаемые –
потому что извлекаются из недр Земли. Полезные –
потому что служат человеку, т. е. по его воле
превращаются в разнообразные необходимые вещи,
которые создают уют, обеспечивают безопасность,
обогревают, кормят, перевозят. Одним словом,
полезные ископаемые необходимы всегда и везде и
оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.

Тема: Полезные и красивые ископаемые
России (слайд. См. Приложение 1).

Цель: изучить полезные ископаемые
России и показать их применение в прикладном
искусстве.

Полезные ископаемые – это
минеральные образования земной коры, которые
человек использует или будет использовать в
хозяйстве (слайд).

В земной коре залегают полезные ископаемые. Это
минералы и горные породы, которые используются в
хозяйстве. Мы с вами изучали классификацию
горных пород и минералов в 6 классе, давайте
вспомним ее. Схема. (слайд). Рассказ учащихся.Также
полезные ископаемые различают по составу и
особенностям использования
Схема (слайд)

Учитель географии. Горючие и неметаллические
полезные ископаемые залегают в осадочных
породах и наиболее характерны для платформ. Это
нерудные ископаемые: газ, нефть, уголь, горючие
сланцы и т. д. Но существуют и исключения, наличие
рудных месторождений на платформах. Такие рудные
месторождения приурочены к щитам либо к тем
частям плит, где мощность осадочного чехла
невелика и кристаллический фундамент подходит
близко к поверхности. Рассмотрев
местонахождения полезных ископаемых мы найдем
этому подтверждение (примером таких
месторождений могут быть железные руды
Алданского щита, никелевые и железные руды
Кольского полуострова, КМА)

В складчатых областях обычно находятся
месторождения рудных ископаемых, т.е
металлические. Это связано с их происхождением.
Магма и горючие магматические растворы, из
которых образовались руды, поднимались из недр
Земли по разломам, трещинам, пустотам и
застывали, образуя месторождения (этот процесс
изображен в учебнике на рисунке 156, с. 43).

Учитель географии. Мы с вами на предыдущих
уроках заполняли таблицу, где указывали: форма
рельефа – тектоническая структура – полезные
ископаемые. Две колонки мы с вами уже заполнили,
сегодня мы отметим, какие полезные ископаемые на
каких территориях залегают. И сделаем вывод.
Работа с таблицей, интерактивной картой,
презентацией. (слайд)

Таблица
Взаимосвязь рельефа, геологического строения
и полезных ископаемых

Формы рельефаТектонические
структуры
Полезные ископаемые
Восточно-Европейская равнина
Прикаспийская низменность
Восточно-Европейская платформаНефть, уголь, фосфориты, гипс
Калийные соли, поваренная соль
Западно – Сибирская равнинаЗападно-Сибирская плита (молодая
платформа)
Нефть, газ, уголь
Среднесибирское плоскогорьеСибирская платформаалмазы, уголь
Горы ХибиныБалтийский щитжелезные, алюминиевые и молибденовые
руды
Алданское нагорье
Среднерусская возвышенность
Алданский щит
Воронежский массив
молибденовые руды, золото, железная
руда
Плато ПуторанаАнабарский щитМедные и никелевые руды
Горы УралаОбласть герцинской складчатостижелезная, медная, алюминиевая,
титановая руды, магнезит, асбест, малахит, мрамор
Горы КавказаОбласть кайнозойской
складчатости
вольфрамовые, молибденовые, медные руды
Срединный хребетОбласть кайнозойской
складчатости
Медные и никелевые руды
Восточный СаянОбласть байкальской складчатостижелезная руда
Западный СаянОбласть герцинской и каледонской
складчатости
молибденовые и железные руда
АлтайОбласть герцинской и каледонской
складчатости
Цинковые, свинцовые,
вольфрамовые, медные руды

Вывод: Для платформ наиболее характерны
ископаемые осадочного происхождения. Исключение
составляют алмазы, т. к. это неметаллическое
полезное ископаемое, но залегает в магматических
породах. В складчатых областях находятся
месторождения рудных ископаемых, также наличие
рудных месторождений приурочены к щитам.

По ходу объяснения материала учитель
демонстрирует образцы полезных ископаемых.
Учитель показывает на карте полезных ископаемых,
в каких районах России добывают те или иные
полезные ископаемые.

Скопления полезных ископаемых образуют
месторождения.

Месторождение – это скопление полезных
ископаемых. (слайд)

Группы близко расположенных месторождений
одного и того же полезного ископаемого называют бассейном.

Бассейн – это группа близко расположенных
месторождений одного и того же полезного
ископаемого. (слайд)

Меры по сбережению полезных ископаемых.

Полезные ископаемые – важнейшие природные
богатство страны, ее минеральные ресурсы. Наша
страна богата полезными ископаемыми и
обеспечивает себя всеми видами минеральных
ресурсов. Несмотря на необычайное разнообразие и
огромные запасы, полезные ископаемые
практически не возобновляются и относятся к
исчерпаемым ресурсам. Поэтому главной задачей
при разработке месторождений является более
комплексное их использование.

Как бы могущественны ни были глубинные силы
Земли, но не только они создают рельеф земной
поверхности. В природе одновременно действуют
многие другие, не менее могучие и активные
внешние силы, источниками, энергии которых
служат Солнце и космос. Как только вершина гор
поднимаются хоть немного над уровнем океана, на
них начинают действовать морские волны и ветры,
холод и жара, дожди и текучие воды. Из года в год
они разрушали и расчленяли поднимающийся свод
гор, вымывая и унося в первую очередь мягкие и
податливые породы.

Без преувеличения можно сказать, что вся
красота горных вершин, утесов, ущелий Кавказа,
Урала, Алтая создана разрушительными силами.
Бурные потоки воды штурмуют берега, подхватывая
камни, песок, и ими, как рашпилем, выпиливают
долину, используя, прежде всего направление
трещин. Дикая и величественная картина предстает
перед глазами путника.

Чем выше поднимаются горы, тем интенсивнее идет
их разрушение, тем больше рыхлого материала
сносится с них и откладывается в предгорных
прогибах и морях так образовываются обломочные
горные породы: песок, глина и другие (видиофильм).

В начале урока я сказала, что ископаемые
называются полезные – потому что, служат
человеку. Они обеспечивают развитие черной и
цветной металлургии, топливной, химической,
пищевой, легкой промышленности. Используются для
строительства мостов, дорог, производства
кирпича, посуды, стекла. Сельское хозяйство не
может обойтись без удобрений и топлива.

Читайте также:  Ламинария полезные свойства и противопоказания обертывание

Учитель технологии:

Кристаллы всюду на земле
Без них не обойтись нигде.
В строительстве, архитектуре,
В живой природе и скульптуре.
 А эти украшения царей
Ты только посмотри сюда скорей!
Такой красы не видел никогда:
 Алмазы, яхонты, рубины, бирюза.
Все гранями сверкают и блестят,
Они один секрет в себе таят(слайд)

Красота без доброты умирает
невостребованной.
Бенджамин ФРАНКЛИН (слайд)

Природные камни издавна применяются в
прикладном искусстве для выполнения деталей
убранства интерьеров; символов власти, предметов
культа, парадного оружия, доспехов; ювелирных
украшений. Изделия с драгоценными и поделочными
камнями встречаются уже с 4-го тыс. до н. э. (слайд)

4. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке вам было дано самостоятельное
творческое задание по теме: “Изделия, в которых
используются горные породы и минералы”. Прошу
сейчас представить свою работу.

Ответы учащихся:

Ученик 1. В 1719 по указу Петра I был
создан АЛМАЗНЫЙ ФОНД Российской Федерации,
государственное собрание драгоценных камней и
ювелирных изделий, имеющих историческую,
художественную и материальную ценность, а также
уникальных золотых и платиновых самородков
(слайд)

Экспозиция включает в себя два зала:
исторический, в котором представлены предметы,
принадлежавшие членам российской императорской
семьи, и современный, где экспонируются самые
большие слитки золота и платины, найденные в
России, алмазы-гиганты и современные ювелирные
изделия.

Среди наиболее ценных экспонатов Фонда: корона
Российской империи, выполненная в 1762 году для
коронации императрицы Екатерины II. Ее украшают 5
тыс. бриллиантов и 75 жемчужин, это самая дорогая в
мире корона (слайд)

Вмонтированный в золотой браслет плоский
портретный алмаз (площадь 7,5 см2), дореволюционные
и иностранные ордена, (слайд) лучшие образцы
ювелирных изделий из драгоценных камней 18-19 вв.
(алмазов, бриллиантов, изумрудов, сапфиров,
александритов,); (слайд) полудрагоценных и
поделочных камней(слайд)

Ученик 2. В искусстве применяются не
только драгоценные и поделочные камни, но и глина
(слайд)

Первые фигурки из глины появляются в
древнейшие времена палеолита (около 27в. до н. э.).
Несколько позднее появляются глиняные сосуды, в
которых хранили воду и продукты питания. В это же
время были попытки использовать обожженную
глину.

Изделия украшаются вылепленным орнаментом.
Постепенно керамика разных местностей обретает
разнообразие форм и орнаментов. В 6 тыс. до н. э. в
ряде регионов преобладает расписная керамика.

Расписная керамика Древней Греции оказала
огромное влияние на развитие всего мирового
декоративно-прикладного искусства. Широко
известны разнообразные типы древнегреческих
ваз, украшенные искусными цветочными узорами
(слайд)

Ученик 3. Майоликовые изделия были
распространены в странах Древнего Востока
(слайд)

МАЙОЛИКА – это вид керамики, изделия из цветной
обожженной глины, покрытые глазурью. В Древней
Руси искусство майолики знали уже в 11 в. В 18 в.
майоликовую посуду выпускал завод Гребенщикова
в Москве. (слайд)

В 17 в. крестьяне гжельских деревень и сел начали
выделывать поливную посуду и игрушки. Делали в
Гжели кирпич, глиняную обварную и томленую
посуду, а в конце того же 17 в. освоили
изготовление “муравленой” (т. е. покрытой
зеленоватой или коричневой глазурью) посуды, не
пропускавшей воду. О гжельских глинах было
известно и в Москве. (слайд) В 1663 царь Алексей
Михайлович издал указ: “…во Гжельской волости
для аптекарских и алхимических сосудов
приискать глины, которая глина годица к
аптекарских сосудам”.

Ученик 4. Один из русский
художественный промыслов – это ДЫМКОВСКАЯ
ИГРУШКА, возникший на основе местных гончарных
традиций. Название игрушки происходит от слободы
Дымково, ныне район города Вятки, где
производство игрушек уже в начале 19 в. приобрело
самостоятельное значение. (слайд) Промысел имел
семейную организацию – игрушку лепили женщины и
девочки, приурочивая ее изготовление к весенней
ярмарке.

Для их производства используется красная
глина, тщательно перемешанная с мелким речным
песком.

Учитель технологии: В прикладном искусстве
современного мира, песок используется в
необычной технике под названием “Стенд Арт”, в
которой применяются новые технологии. Обратите
внимание на экран. (слайд)

Учитель технологии:

Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснешь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом,
И каждый ломоть хлеба –
Все это создано трудом,
А не свалилось с неба!
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час –
И мы трудиться будем!

5. Практическая работа

Сегодня мы с вами изготовим изделия
декорированные песком, солью и углём.

– Для этого необходимо взять любую стеклянную
форму, клей, карандаш, лист бумаги. (слайд)

– Нанести тонкой линией клей. (слайд)

– Посыпать солью, песком или углем. (слайд)

– Стряхнуть лишнее и работа готова! (слайд)

Повторение техники безопасности.

Но прежде чем приступить, к ее выполнению
необходимо повторить технику безопасности. Я
говорю предложение, а вы отвечаете “да” или
“нет”

  1. Работу начинать только с разрешения учителя. (Да.)
  2. При порезе промыть рану водой. (Нет.)
  3. Почему?
  4. При необходимости можно самостоятельно менять
    рабочее место. (Нет.)
  5. От правильной организации рабочего места
    зависит качество вашей работы. (Да.)
  6. Со стола можно сдуть соль или уголь. (Нет.)
  7. Содержать в чистоте и порядке рабочее место. (Да.)
  8. Можно пользоваться на уроке токсичным клеем. (Нет.)
  9. Не разговаривать во время работы. (Да.)
  10. После окончания работы убирать рабочее место. (Да.)

Вывод: вовремя практических работ
необходимо соблюдать технику безопасности,
следовать строго по инструкции во избежание
каких либо травм, слушать объяснения учителя и
аккуратно выполнять задание.

Релаксация. А теперь спокойно сядьте,
закройте глаза, послушайте музыку и придумайте,
рисунок, который вы сделаете с помощью песка,
соли или угля (музыкальное сопровождение)

Откройте глаза и приступайте к работе!

У кого готова работа можете представить ее на
нашей выставке.

6. Итог урока

Сегодня на уроке вы хорошо отвечали по
географии, отлично работали на уроке технологии,
узнали, что Россия богата полезными ископаемыми.
Они не только дают свет и тепло, но и уют и красоту
вашему дому.

Молодцы! Спасибо за урок! До свидания.

Источник