Рельеф геологическое строение полезные ископаемые 8 класс таблица
Цели и задачи урока:
-определить уровень знаний учащихся основных понятий, закономерностей размещения крупных равнин и гор;
-проверить умения показывать по карте основные формы рельефа России;
-определить понимание взаимосвязи между тектоническими структурами и формами рельефа.
Оборудование:
Атласы, учебники, физическая карта России, компьютеры, проектор, учебное электронное издание (диск): География России. Природа и население.8 класс.
Ход урока:
I. Организационный момент.
На фоне музыки ученик читает отрывок из стихотворения Ираиды Мордовиной.
(Все сопровождается слайдами с видами различных форм рельефа России)
(Приложение 1).
Россия, ты – великая держава,
Твои просторы бесконечно велики.
На все века себя ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути.
Озёрный плен твои леса венчает,
Каскад хребтов в горах мечты таит.
Равнины в бесконечность убегают
И степь родная хлебушек родит.
В земле твоей богатств поток неиссякаем,
К сокровищам твоим наш путь лежит.
Как мало о тебе ещё мы знаем,
Как много изучить нам предстоит!
II. Объявление темы урока и целей, знакомство с “Зачетным листом”
(Приложение 2).
Задание 1. Составление общей схемы “Рельеф” (По мере ответов учащихся на интерактивной доске создается схема)
– Вспомните, что такое рельеф?
– Какие крупнейшие формы рельефа суши выделяют?
– Как различаются горы по высоте?
– Как различаются равнины по высоте?
– Почему облик земной поверхности постоянно меняется? (эндогенные и экзогенные факторы)
– Что относят к эндогенным факторам? (поднятия и опускания, землетрясения, вулканизм)
– Что относят к экзогенным факторам (деятельность ледника, деятельность воды, ветра, человека)
Задание 2.
Под влиянием каких факторов произошло образование данных форм рельефа?
(Приложение 3)
(На слайдах появляются разные формы рельефа)
- Деятельность ветра
- Карстовые процессы – вода
- Деятельность человека
- Моренный рельеф – ледник
- Эоловые процессы – ветер
- Землетрясения
- Вулканизм
- Овраг – деятельность текучих вод
Задание 3. Диктант на проверку знания терминов и понятий.
1. Выход на поверхность кристаллического фундамента платформы…(щит)
2. Бурные грязекаменные потоки…(сели)
3. Древние относительно устойчивые участки земной коры…(платформы)
4. Крупные скопления полезных ископаемых…(месторождения)
5. Рыхлые глинисто-валунные ледниковые отложения…(морена)
6. Группы близкорасположенных месторождений одного и того же полезного ископаемого…(бассейн)
7. Самые длинные отрезки времени в геологической истории Земли…(эры)
Учащиеся обмениваются работами, проводят проверку, сверяясь с ответами на доске, и выставляют в “Зачетный лист” количество баллов (правильный ответ-1балл)
Задание 4. Работа по вариантам.
1 вариант выполняет интерактивный тест на ПК. 2 вариант путем сопоставления физической и тектонической карт устанавливают соответствие между формой рельефа и тектонической структурой.
1 вариант. Тест.
1. Высшая точка России расположена в пределах…
а) Алтая
б) Кавказа
в) Саян
2. Самая высокая и расчлененная равнина в России…
а) Восточно-Европейская равнина
б) Западно-Сибирская равнина
в) Среднесибирское плоскогорье
3. В виде какого щита выходит на поверхность фундамент Восточно-Европейской платформы…
а) Алданского
б) Балтийского
в) Анабарского
4. Какие окраины России расположены на границах современных литосферных плит…
а) Восточные
б) Западные
в) Северные
5. Какая складчатость протекала во второй половине палеозоя…
а) Байкальская
б) Герцинская
в) Каледонская
6. Равнины расположены на …
а) границах литосферных плит
б) платформах
в) в складчатых областях
7. Крупнейшими каменно-угольными бассейнами являются…
а) Кузбасс, Канско-Ачинский
б) Тунгусский, Ленский
в) Уренгой, Ямбург
8. Поверхность России понижается к …
а) югу
б) северу
в) западу
г) востоку
9. Если скорость поднятия земной коры равна скорости разрушения, то образуются…
а) впадины
б) горы
в) равнины
10. Геологическая эра, продолжающаяся и сейчас…
а) мезозойская
б) кайнозойская
в) палеозойская
2 вариант. Таблица соответствия.
Установите соответствие.
(На выполнение задания отводится 7 мин)
Форма рельефа | Тектоническая структура |
Сихотэ – Алинь | |
Среднесибирское плоскогорье | |
Кавказ | |
Урал | |
Хибины | |
Западный Саян | |
Западно – Сибирская равнина | |
Становой хребет | |
Алтай | |
Горы Бырранга |
1. Область каледонской складчатости
2. Область мезозойской складчатости
3. Область герцинской складчатости
4. Алданский щит
5. Балтийский щит
6. Сибирская древняя платформа
7. Область мезозойской складчатости
8. Область герцинской складчатости
9. Область кайнозойской складчатости
10. Западно-Сибирская плита
В итоге проверки получается следующая таблица:
Сихотэ – Алинь | Область мезозойской складчатости |
Среднесибирское плоскогорье | Сибирская древняя платформа |
Кавказ | Область кайнозойской складчатости |
Урал | Область герцинской складчатости |
Хибины | Балтийский щит |
Западный Саян | Область каледонской складчатости |
Западно – Сибирская равнина | Западно-Сибирская плита |
Становой хребет | Алданский щит |
Алтай | Область герцинской складчатости |
Горы Бырранга | Область мезозойской складчатости |
Проверка 2 варианта на интерактивной доске.
Оценка результатов и запись кол-ва баллов в “Зачетный лист”
– Какой можно сделать вывод? (Складчатым областям и щитам в рельефе соответствуют горы, а платформам – равнины)
Задание 5. Игровой момент “SOS“.
Работа с физической картой атласа.
Определите по координатам географические объекты, с которых поступил сигнал бедствия, и предположите возможную причину.
–560 с.ш.,1620 в.д. – вулкан Ключевская сопка (извержение вулкана)
-470 с.ш., 1510 в.д. – Курильские острова (землетрясение)
-500 с.ш., 860 в.д. – гора Белуха (снежная лавина, обвал )
Задание 6. Выполняется по вариантам.
1 вариант – работа с “немой картой”, 2 вариант – интерактивный тест.
1. Моренный рельеф образовался в результате деятельности…
а) ветра
б) ледника
в) текучих вод
2. В России районами проявления сильных землетрясений являются…
а) Камчатка, Курильские острова, Кавказ
б) Кольский полуостров, Западно-Сибирская низменность
в) Урал, Среднесибирское плоскогорье
3. Горы в России занимают около…
а) половины территории
б) третьей части территории
в) четвертой части территории
4. В виде каких щитов выходит на поверхность фундамент Сибирской платформы…
а) Алданского и Анабарского
б) Алданского и Балтийского
в) Балтийского и Анабарского
5. Какая складчатость протекала в первой половине палеозойской эры…
а) Альпийская
б) Герцинская
в) Каледонская
6. К древним складчатым областям приурочены месторождения…
а) угля, нефти, газа
б) железных руд, золота
в) и тех и других
7. Самым крупным действующим вулканом в России является…
а) Кроноцкая сопка
б) Ключевская сопка
в) Авачинская сопка
8. Строение земной коры показано на карте…
а) физической
б) геологической
в) тектонической
9. К формам рельефа ледникового происхождения относятся…
а) морены, троги, бараньи лбы
б) овраги, балки
в) барханы, дюны
10. Крупнейшие месторождения нефти и газа расположены на…
а) Восточно-Европейской равнине
б) Западно-Сибирской равнине
в) Среднесибирском плоскогорье
Проверка 1 варианта на интерактивной доске.
Задание 7. Работа с геохронологической таблицей. « Кто быстрее?»
Когда появились примитивные птицы? (Мезозойская эра, юрский период)
Когда появились первые пустыни? ( Палеозойская эра, девонский период)
Назовите эру, и период в которой мы живем? (Кайнозойская эра, четвертичный период)
Когда появились первые млекопитающие? ( Мезозойская эра, триасовый период)
Когда появились первые наземные растения? (Палеозойская эра, силурийский период)
Самая древняя эра? (Архейская эра)
За каждый правильный ответ – доп. балл.
III. Подведение итогов. Самооценка знаний, оценка урока.
Если останется время.
Викторина.
1. Крупнейший горный хребет Камчатки. 2. Возвышенность, с которой берет начало река Волга. 3. Горы между Черным и Каспийским морями. 4. Самые длинные горы России. 5. Самое восточное нагорье России. 6. На какой равнине находится столица нашей родины. | (Срединный) (Валдайская) (Кавказ) (Урал) (Чукотское) (Восточно-Европейской) |
Приложение
РАЗРАБОТКА УРОКА
учителя географии МБУ гимназии №35 г.о. Тольятти
Коноваловой Натальи Александровны
Предмет: география
Класс: 8
Тема урока: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Цели урока:
Образовательные: повторить, обобщить и закрепить изученный материал по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»; формировать умение разбираться в многообразии геологического строения, рельефа, полезных ископаемых, выделять главное в этом многообразии, находить закономерности между тектоническими структурами и формами рельефа; формировать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания для решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; развивать умение работать с картами (настенные, атлас).
Воспитательные: воспитать чувство дружбы, товарищества, умение работать в коллективе, умение работать в группе; самостоятельно и ответственно готовиться к уроку; способствовать формированию интереса к предмету; осуществление экологического и патриотического воспитания на основе преподаваемого материала.
Тип урока: обобщение, повторение, закрепление знаний, умений.
Оборудование: карты: «Физическая карта России», «Тектоническая карта России»; атласы для 8 класса; проектор, компьютер, доска, CD.
Современные образовательные технологии, использованные на уроке:
1. Информационно-коммуникационные технологии.
2. Технология проблемного обучения.
3. Технология групповой работы.
4. Здоровьесберегающие технологии.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Задачи урока.
– Доброе утро, ребята! На предыдущих уроках мы совершили интересное путешествие по России, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с рельефом нашей страны и нашего края, с этапами формирования Земли, с полезными ископаемыми, с процессами, изменяющими рельеф. Все это позволило составить образ России и Самарской области, который я надеюсь, останется в памяти надолго. А сегодня нам предстоит повторить, обобщить наши знания по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые», выделить главное в многообразии рельефа, геологического строения Земли, проверить прочность наших знаний, выполняя различные задания.
– Улыбнулись друг другу, пожелали мысленно удачи.
– Начинаем урок!
II. Повторение изученного материала.
1. Слово учителя. Видеоблицопрос
– Повторяем материал, закрепляем умения,
Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”.
Задание : Дайте определение следующим понятиям …
Рельеф – …
платформа – …
складчатый пояс – …
полезные ископаемые – …
месторождения – …
бассейны – …
2. Фронтальная, индивидуальная, парная работа с физической картой Росссии, интерактивной картой рельефа России, тектонической картой России.
Задание №1: Покажите на физической карте России формы рельефа:
Западно-Сибирская равнина, Сихотэ-Алинь, Эльбрус, Восточно-Европейская равнина, Восточный Саян, Уральские горы, Средне-Сибирское плоскогорье, Западный Саян, хребет Черского, Кавказ, Верхоянский хребет, г.Белуха, Алтай, Становой хребет, Корякское нагорье, Среднерусская возвышенность, г.Бырранга, Чукотское нагорье.
Задание №2: На интерактивную карту рельефа нанесите следующие крупнейшие формы…
Задание 3: На интерактивную тектоническую карту перенесите следующие элементы…
3. Слово учителя. Проблемный диалог.
– При изучении темы «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» мы с вами познакомились с геологической историей и особенностями рельефа, структурой полезных ископаемых нашего региона. Вам сейчас предстоит вспомнить ваши знания.
Задание: Дайте полный ответ на поставленные вопросы…
– На какие три основные формы рельефа делится территория Самарской области?
-Какие месторождения полезных ископаемых Самарской области имеют промышленное использование?
– Как образовалась Самарская Лука?
– Назовите самую высокую точку Самарской области.
4. Самостоятельная индивидуальная выборочно-распределительная работа учащихся по видеослайдам. Взаимопроверка.
– Для выполнения следующего задания вспомните, какие факторы в формировании рельефа являются рельефообразующими?
Задание: Распределите формы рельефа по группам в зависимости от рельефообразующих фактов:
Болотные почки, каньоны, бараньи лбы, дюны, воронки, наледи, курганы, котлованы, дамбы, терриконы, курчавые скалы, цирки, балки, домены рек, дурные реки, обвалы, коралловые рифы.
5. Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. Упражнения для глаз с использованием схемы.
6.Групповая видеоигра «Угадай-ка!»
Задание: Назовите стихийное природное явление…
– Толчки и колебания с образованием смещений и трещин земной поверхности
вследствие тектонических движений (землетрясение).
– Процессы и явления, происходящие в недрах и на поверхности земной коры в связи с перемещением магмы (вулканизм).
– Отрыв и сползание под влиянием силы тяжести вниз по склону рыхлого или плотного блока горной породы без существенного нарушения структуры сползшей части (оползень).
– Грязекаменный или грязевой поток по руслам горных рек или падей, возникающий во время сильных ливней или интенсивного снеготаяния (сель).
– Снежный обвал в крутосклонных горах при обильном снежном покрове
( лавина).
– Обрушивание крупных каменных глыб, обломков пород и просто свободное падение камней на горных склонах под действием силы тяжести (обвалы).
7. Географический диктант на основе видеослайда. Индивидуальная самостоятельная работа. Работа в парах. Взаимопроверка.
Задание: Дайте ответ толкованию понятий…
Наука, изучающая строение и историю развития Земли. (Геология)
Учение о строении земной коры и ее движениях. (Геотектоника)
Раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последовательности образования горных пород. (Геохронология)
Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли – это… (Эры)
Верхний слой платформы, состояний из известняков, глины, песчаников. (Осадочный чехол)
Выход на поверхность фундамента платформы. (Щит)
Древний устойчивый участок земной коры. (Платформа)
Молодая платформа. (Плита)
Карта, на которой показаны части земной коры. (Тектоническая)
Горы расположены в … областях. (Складчатых)
III. Подведение итогов урока. Рефлексивно – оценочный этап. Слово учителя.
– Сегодня на уроке мы повторили и обобщили полученные нами ранее знания о рельефе, геологическом прошлом и полезных ископаемых нашей страны и родного края, учились работать с картами.
– Я предлагаю вам составить синквейн к слову рельеф. При составлении синквейна воспользуйтесь памяткой:
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Ну вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих весёлых глаз.
Спасибо вам, ребята за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!
Оценка деятельности учащихся.
IV. Домашнее задание.
– Опережающее задание по теме «Климат и климатические ресурсы России». Подготовить сообщение об особенностях климата России.
Тест по теме «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы России».
Вариант 1.
1. Территория России имеет общее понижение рельефа к а) югу б) северу в) западу г) востоку
2. Самая древняя геологическая эра называется: а) протерозойская б) палеозойская в) архейская
3. Высшая точка России расположена в пределах гор… а) Кавказ в) Алтай б) Саяны г) Уральские
4. Наиболее вероятны землетрясения в России на территории ….. а) остров Сахалин в) полуостров Таймыр б) острова Новая Земля г) Кольский полуостров
5. Горные сооружения соответствуют: а) складчатым областям б) платформам в) щитам
6. Древние устойчивые участки земной коры называются: а) платформы б) щиты в) складчатые области
7. Строение земной поверхности (коры) показано на карте: а) физической б) геологической в) тектонической
8. Овраги относятся к формам рельефа, созданные а) ветровыми процессами в) деятельностью ледников б) текучими водами г) вулканической деятельностью
9. Дюны относятся к формам рельефа, созданные а) ветровыми процессами в) текучими водами б) деятельностью ледников г) вулканической деятельностью
10. Крупнейшими угольными бассейнами являются: а) Самотлор, Канско-Ачинский б) Тунгусский, Ленский в) Уренгой, Печорский
11.Моренный рельеф образовался в результате геологической деятельности… а) ветра в) текучих вод б) ледника г) Солнца
12. Внутренние процессы, формирующие рельеф, это: а) новейшие тектонические движения в) деятельность подземных вод
б) деятельность древнего ледника г) ветра
Вид полезного ископаемого
Название месторождения
1.оловянные руды
а)
Якутия
2.алмазы
б)
Волго – Уральский
3.нефть, газ
в)
Дальний Восток
14. Определите, какой равнине соответствует описание: «В основании равнины лежат древние докембрийские породы, покрытые сверху осадочным чехлом пород палеозойского, мезозойского и кайнозойского возраста. Фундамент платформы выходит на поверхность в северной части, образуя Балтийский щит»: а) Западно-Сибирская равнина в) Среднесибирское плоскогорье б) Восточно-Европейская равнина г) Северо-Сибирская низменность
15. Выберите верные утверждения: а) крупнейшим потухшим вулканом России является Ключевская Сопка б) террасы относятся к формам рельефа, созданными водами в) сели – это грязекаменные потоки на равнинах г) центрами оледенения в Евразии служили горы Скандинавии д) между Русской и Западно-Сибирской равнинами расположены Уральские горы
Вариант 2.
1. Самой высокой точкой России является гора….. а) Эльбрус в) Народная б) Казбек г) Белуха.
2. Геологическая эра, которая продолжается и сейчас называется: а) мезозойская б) кайнозойская в) палеозойская
3. Действующие вулканы в России расположены… а) на Кавказе в) на Сахалине б) на Камчатке и Курильских островах г) на Урале
4. Низшая точка России расположена в пределах низменности … а) Северо – Сибирская в) Прикаспийская б) Колымская г) Яно – Индигирская
5. Равнины расположены на: а) границах литосферных плит б) платформах в) в складчатых областях
6. Основная часть гор страны сосредоточена на: а) на востоке и юге в) на востоке и северо- востоке
б) на юго-востоке и западе г) на западе и севере
7. Наука о минералах и горных породах – это: а) петрография б) палеонтология в) геотектоника
8. Огромные валуны, встречающиеся на полях в северной части Восточно-Европейской равнины, попали туда в результате деятельности а) моря б) ледника в) ветра г) текучих вод
9. Террасы относятся к формам рельефа, созданные а) ветровыми процессами в) деятельностью ледников б) текучими водами г) вулканической деятельностью
10. По добыче нефти выделяется а) Западная Сибирь в) Кольский полуостров б) Среднесибирское плоскогорье г) Камчатка.
11.Эоловый рельеф образовался в результате геологической деятельности… а) ветра в) текучих вод б) ледника г) Солнца
12.Выберите форму рельефа, связанную с деятельностью человека: а) овраг б) дюна в) останцы г) терриконы
Вид полезного ископаемого
Название месторождения
1.каменный уголь
а)
Курская магнитная аномалия
2.железная руда
б)
Норильское
3.медные руды
в)
Кузбасс
14.Определите, какой равнине соответствует описание: «В основании равнины лежит древний жёсткий фундамент, сложенный магматическими и метаморфическими горными породами. Фундамент покрыт сверху чехлом из осадочных и вулканических пород. Фундамент платформы выходит на поверхность в южной части, образуя Алданский щит» и в северной части – Анабарский щит: а) Западно-Сибирская равнина б) Среднесибирское плоскогорье в) Восточно-Европейская равнина г) Северо-Сибирская низменность
15. Выберите верные утверждения: а) в рельефе России преобладают крупные равнины, расположенные на платформах б) эоловые процессы создают морены в) оползни – это смещение масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести г) основная часть гор расположена на западе и севере России д) дюны образуются на побережье Балтийского моря
ОТВЕТЫ:
Вариант 1. 1. б 2. в 3. а 4. а 5. а 6. а 7. в 8. б 9. а 10. б 11. б 12. а 13: 1 – в, 2 – а, 3 – б 14. б 15. г, д
Вариант 2. 1. а 2. б 3. б 4. в 5. б 6. а 7. а 8. б 9. б 10. а 11. а 12. г 13: 1 – в, 2 – а, 3 – б 14. б 15. а, в, д
Тест по теме «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы России».
Вариант 1. 1. Территория России имеет общее понижение рельефа к а) югу б) северу в) западу г) востоку 2. Самая древняя геологическая эра называется: а) протерозойская б) палеозойская в) архейская 3. Высшая точка России расположена в пределах гор… а) Кавказ в) Алтай б) Саяны г) Уральские 4. Наиболее вероятны землетрясения в России на территории ….. а) остров Сахалин в) полуостров Таймыр б) острова Новая Земля г) Кольский полуостров 5. Горные сооружения соответствуют: а) складчатым областям б) платформам в) щитам 6. Древние устойчивые участки земной коры называются: а) платформы б) щиты в) складчатые области 7. Строение земной поверхности (коры) показано на карте: а) физической б) геологической в) тектонической 8. Овраги относятся к формам рельефа, созданные а) ветровыми процессами в) деятельностью ледников б) текучими водами г) вулканической деятельностью 9. Дюны относятся к формам рельефа, созданные а) ветровыми процессами в) текучими водами б) деятельностью ледников г) вулканической деятельностью 10. Крупнейшими угольными бассейнами являются: а) Самотлор, Канско-Ачинский б) Тунгусский, Ленский в) Уренгой, Печорский 11.Моренный рельеф образовался в результате геологической деятельности… а) ветра в) текучих вод б) ледника г) Солнца 12. Внутренние процессы, формирующие рельеф, это: а) новейшие тектонические движения в) деятельность подземных вод б) деятельность древнего ледника г) ветра
Вид полезного ископаемого
Название месторождения
1.оловянные руды
а)
Якутия
2.алмазы
б)
Волго – Уральский
3.нефть, газ
в)
Дальний Восток
14. Определите, какой равнине соответствует описание: «В основании равнины лежат древние докембрийские породы, покрытые сверху осадочным чехлом пород палеозойского, мезозойского и кайнозойского возраста. Фундамент платформы выходит на поверхность в северной части, образуя Балтийский щит»: а) Западно-Сибирская равнина в) Среднесибирское плоскогорье б) Восточно-Европейская равнина г) Северо-Сибирская низменность
15. Выберите верные утверждения: а) крупнейшим потухшим вулканом России является Ключевская Сопка б) террасы относятся к формам рельефа, созданными водами в) сели – это грязекаменные потоки на равнинах г) центрами оледенения в Евразии служили горы Скандинавии д) между Русской и Западно-Сибирской равнинами расположены Уральские горы
Тест по теме «Рельеф, геологическое строение и минеральные ресурсы России».
Вариант 2. 1. Самой высокой точкой России является гора….. а) Эльбрус в) Народная б) Казбек г) Белуха. 2. Геологическая эра, которая продолжается и сейчас называется: а) мезозойская б) кайнозойская в) палеозойская 3. Действующие вулканы в России расположены… а) на Кавказе в) на Сахалине б) на Камчатке и Курильских островах г) на Урале 4. Низшая точка России расположена в пределах низменности … а) Северо – Сибирская в) Прикаспийская б) Колымская г) Яно – Индигирская 5. Равнины расположены на: а) границах литосферных плит б) платформах в) в складчатых областях 6. Основная часть гор страны сосредоточена на: а) на востоке и юге в) на востоке и северо- востоке б) на юго-востоке и западе г) на западе и севере 7. Наука о минералах и горных породах – это: а) петрография б) палеонтология в) геотектоника 8. Огромные валуны, встречающиеся на полях в северной части Восточно-Европейской равнины, попали туда в результате деятельности а) моря б) ледника в) ветра г) текучих вод 9. Террасы относятся к формам рельефа, созданные а) ветровыми процессами в) деятельностью ледников б) текучими водами г) вулканической деятельностью 10. По добыче нефти выделяется а) Западная Сибирь в) Кольский полуостров б) Среднесибирское плоскогорье г) Камчатка. 11.Эоловый рельеф образовался в результате геологической деятельности… а) ветра в) текучих вод б) ледника г) Солнца 12.Выберите форму рельефа, связанную с деятельностью человека: а) овраг б) дюна в) останцы г) терриконы
Вид полезного ископаемого
Название месторождения
1.каменный уголь
а)
Курская магнитная аномалия
2.железная руда
б)
Норильское
3.медные руды
в)
Кузбасс
14.Определите, какой равнине соответствует описание: «В основании равнины лежит древний жёсткий фундамент, сложенный магматическими и метаморфическими горными породами. Фундамент покрыт сверху чехлом из осадочных и вулканических пород. Фундамент платформы выходит на поверхность в южной части, образуя Алданский щит» и в северной части – Анабарский щит: а) Западно-Сибирская равнина б) Среднесибирское плоскогорье в) Восточно-Европейская равнина г) Северо-Сибирская низменность 15. Выберите верные утверждения: а) в рельефе России преобладают крупные равнины, расположенные на платформах б) эоловые процессы создают морены в) оползни – это смещение масс горных пород вниз по склону под действием силы тяжести г) основная часть гор расположена на западе и севере России д) дюны образуются на побережье Балтийского моря