Рельеф геологическое строение и полезные ископаемые 8 класс урок
РАЗРАБОТКА УРОКА
учителя географии МБУ гимназии №35 г.о. Тольятти
Коноваловой Натальи Александровны
Предмет: география
Класс: 8
Тема урока: Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые
Цели урока:
Образовательные: повторить, обобщить и закрепить изученный материал по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые»; формировать умение разбираться в многообразии геологического строения, рельефа, полезных ископаемых, выделять главное в этом многообразии, находить закономерности между тектоническими структурами и формами рельефа; формировать умение применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Развивающие: развивать географическое мышление, устную речь, способность применять имеющиеся знания для решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач; развивать умение работать с картами (настенные, атлас).
Воспитательные: воспитать чувство дружбы, товарищества, умение работать в коллективе, умение работать в группе; самостоятельно и ответственно готовиться к уроку; способствовать формированию интереса к предмету; осуществление экологического и патриотического воспитания на основе преподаваемого материала.
Тип урока: обобщение, повторение, закрепление знаний, умений.
Оборудование: карты: «Физическая карта России», «Тектоническая карта России»; атласы для 8 класса; проектор, компьютер, доска, CD.
Современные образовательные технологии, использованные на уроке:
1. Информационно-коммуникационные технологии.
2. Технология проблемного обучения.
3. Технология групповой работы.
4. Здоровьесберегающие технологии.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Задачи урока.
– Доброе утро, ребята! На предыдущих уроках мы совершили интересное путешествие по России, побывали в самых разных ее уголках. Познакомились с рельефом нашей страны и нашего края, с этапами формирования Земли, с полезными ископаемыми, с процессами, изменяющими рельеф. Все это позволило составить образ России и Самарской области, который я надеюсь, останется в памяти надолго. А сегодня нам предстоит повторить, обобщить наши знания по теме: «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые», выделить главное в многообразии рельефа, геологического строения Земли, проверить прочность наших знаний, выполняя различные задания.
– Улыбнулись друг другу, пожелали мысленно удачи.
– Начинаем урок!
II. Повторение изученного материала.
1. Слово учителя. Видеоблицопрос
– Повторяем материал, закрепляем умения,
Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”.
Задание : Дайте определение следующим понятиям …
Рельеф – …
платформа – …
складчатый пояс – …
полезные ископаемые – …
месторождения – …
бассейны – …
2. Фронтальная, индивидуальная, парная работа с физической картой Росссии, интерактивной картой рельефа России, тектонической картой России.
Задание №1: Покажите на физической карте России формы рельефа:
Западно-Сибирская равнина, Сихотэ-Алинь, Эльбрус, Восточно-Европейская равнина, Восточный Саян, Уральские горы, Средне-Сибирское плоскогорье, Западный Саян, хребет Черского, Кавказ, Верхоянский хребет, г.Белуха, Алтай, Становой хребет, Корякское нагорье, Среднерусская возвышенность, г.Бырранга, Чукотское нагорье.
Задание №2: На интерактивную карту рельефа нанесите следующие крупнейшие формы…
Задание 3: На интерактивную тектоническую карту перенесите следующие элементы…
3. Слово учителя. Проблемный диалог.
– При изучении темы «Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые» мы с вами познакомились с геологической историей и особенностями рельефа, структурой полезных ископаемых нашего региона. Вам сейчас предстоит вспомнить ваши знания.
Задание: Дайте полный ответ на поставленные вопросы…
– На какие три основные формы рельефа делится территория Самарской области?
-Какие месторождения полезных ископаемых Самарской области имеют промышленное использование?
– Как образовалась Самарская Лука?
– Назовите самую высокую точку Самарской области.
4. Самостоятельная индивидуальная выборочно-распределительная работа учащихся по видеослайдам. Взаимопроверка.
– Для выполнения следующего задания вспомните, какие факторы в формировании рельефа являются рельефообразующими?
Задание: Распределите формы рельефа по группам в зависимости от рельефообразующих фактов:
Болотные почки, каньоны, бараньи лбы, дюны, воронки, наледи, курганы, котлованы, дамбы, терриконы, курчавые скалы, цирки, балки, домены рек, дурные реки, обвалы, коралловые рифы.
5. Валеопауза по здоровьесберегающей технологии В.Ф.Базарного. Упражнения для глаз с использованием схемы.
6.Групповая видеоигра «Угадай-ка!»
Задание: Назовите стихийное природное явление…
– Толчки и колебания с образованием смещений и трещин земной поверхности
вследствие тектонических движений (землетрясение).
– Процессы и явления, происходящие в недрах и на поверхности земной коры в связи с перемещением магмы (вулканизм).
– Отрыв и сползание под влиянием силы тяжести вниз по склону рыхлого или плотного блока горной породы без существенного нарушения структуры сползшей части (оползень).
– Грязекаменный или грязевой поток по руслам горных рек или падей, возникающий во время сильных ливней или интенсивного снеготаяния (сель).
– Снежный обвал в крутосклонных горах при обильном снежном покрове
( лавина).
– Обрушивание крупных каменных глыб, обломков пород и просто свободное падение камней на горных склонах под действием силы тяжести (обвалы).
7. Географический диктант на основе видеослайда. Индивидуальная самостоятельная работа. Работа в парах. Взаимопроверка.
Задание: Дайте ответ толкованию понятий…
Наука, изучающая строение и историю развития Земли. (Геология)
Учение о строении земной коры и ее движениях. (Геотектоника)
Раздел геологии, который занимается изучением возраста, продолжительности и последовательности образования горных пород. (Геохронология)
Самые длительные отрезки времени в геологической истории Земли – это… (Эры)
Верхний слой платформы, состояний из известняков, глины, песчаников. (Осадочный чехол)
Выход на поверхность фундамента платформы. (Щит)
Древний устойчивый участок земной коры. (Платформа)
Молодая платформа. (Плита)
Карта, на которой показаны части земной коры. (Тектоническая)
Горы расположены в … областях. (Складчатых)
III. Подведение итогов урока. Рефлексивно – оценочный этап. Слово учителя.
– Сегодня на уроке мы повторили и обобщили полученные нами ранее знания о рельефе, геологическом прошлом и полезных ископаемых нашей страны и родного края, учились работать с картами.
– Я предлагаю вам составить синквейн к слову рельеф. При составлении синквейна воспользуйтесь памяткой:
1-я строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;
2-я строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие;
3-я строка – три глагола, обозначающих действие в рамках заданной темы;
4-я строка – короткое предложение, раскрывающее суть темы или отношение к ней;
5-я строка – синоним ключевого слова (существительное).
Ну вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих весёлых глаз.
Спасибо вам, ребята за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!
Оценка деятельности учащихся.
IV. Домашнее задание.
– Опережающее задание по теме «Климат и климатические ресурсы России». Подготовить сообщение об особенностях климата России.
Цели: повторить изученный материал, выявить уровень его усвоения учащимися.
Задачи:
- Определить уровень знаний учащихся основных понятий, размещения основных форм рельефа, полезных ископаемых
- Проверить умение работать с различными видами географических карт, а также умение показывать на карте основные формы рельефа
- Формирование умений использования известных средств для решения поставленных задач методом сравнения, сопоставления и анализа
- Дальнейшее развитие логического мышления, речи, поиска решений
- Формирование навыков рефлексивно оценить результаты собственной учебной деятельности.
Тип урока: повторительно-обобщающий
Ход урока
1. Организационный этап.
Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку
Мотивация. Постановка задач.
Показ Презентации № 1
Скалистые районы с бурными реками, озерами и водопадами.
Поражает их красота и суровость.
Бескрайние равнины с лесами, холмами, спокойными реками.
Притягательное безмолвие болот. Величие гор с заснеженными вершинами.
Устрашающее дыхание вулканов.
Все это – нашаРооссия
– Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? (О рельефе)
– Рельеф России мы изучали несколько уроков. Что же мы сегодня будем делать?
Итак, наша цель – повторить изученный материал и выявит уровень наших знаний.
2. Формирование учебных действий.
1) Для того, чтобы настроиться на работу, ответим на несколько вопросов.
- Что такое рельеф?
- Какие крупнейшие формы рельефа суши мы знаем?
- Как различают горы по высоте?
- Как различают равнины по высоте?
- Какая форма рельефа преобладает в нашей стране?
- Где расположены горы?
- Самая высокая гора России
- Самые длинные горы России
- Платформа – это
- Щит – это
- Месторождение –
- Выветривание – это
Продолжаем нашу работу.
2) Известный путешественник Н.Н. Пржевальский сказал: «А еще жизнь прекрасна, потому что можно путешествовать».
Путь всегда начинается с карты. Проверим, как мы умеем работать с картой. Найдите карточку №1. Вам необходимо показать данные географические объекты. Обратите внимание, один из них зашифрован географическими координатами. (Работа в парах, 6 вариантов, учащиеся показывают географические объекты на карте у доски).(Приложение № 1)
3)
У моей России горы величавы
Выросли грядами, гордые, как павы
У моей России бескрайние просторы,
Не окинешь взглядом, не объедешь скоро.
Отправляйся в горы, пройдись по равнине
Все, что ты увидишь – все – моя Россия
Горы – к небу, вдаль – равнины
Дюны, впадины, барханы –
Все это рельеф России
Е.И. Басалгина
Итак, на ваших партах текст. Прочитайте, пожалуйста, и определите – о каком географическом объекте идет речь. Докажите свою точку зрения. (Приложение № 2)
4) Люди исследуют глубины Земли, проникают в кратеры вулканов, изучают горные породы из космоса.
– Зачем люди исследуют глубины?
– Какие бывают полезные ископаемые?
– Каким тектоническим структурам они соответствуют?
Найдите, пожалуйста, карточку № 3.(Приложение № 3). Найдите соответствие: полезное ископаемое – где размещается на территории России. Для этого поставьте номер с экрана.Презентация № 2 (слайд 2)
Давайте проверим. (Слайд № 3)
5) Маленький мальчик, увидев в книжном магазине книгу с названием «Жизнь гор. Молодость и старость» очень возмутился: «Горы не дерево! Они не могут расти и стареть, они не живые». А как вы думаете?
Три человека работают у магнитной доски. Вам необходимо расположить формы рельефа в соответствии с внешними экзогенными факторами.(Приложение № 4.)
А мы отвечаем на вопросы.
– Какие еще процессы, кроме экзогенных, изменяют рельеф?
– Какова их причина?
(Слайд № 4)
– Кто еще изменяет рельеф?
– Что остается в результате хозяйственной деятельности?
(Слайды № 5 – 8)
6) Многие природные явления представляют большую опасность для человека
– Какие вы знаете опасные природные явления?
Человек, порой, бессилен перед стихийными природными явлениями. Но человек может попытаться избежать большого количества разрушений и жертв.
Давайте подумаем вместе. (Проблемный вопрос).
– Каковы последствия землетрясений?
– Как избежать разрушений и жертв? (Учащиеся выдвигают свои гипотезы).
– Каковы последствия оползней?
– Каковы ваши предложения для того, чтобы избежать разрушения почвы? (Гипотезы)
А.П.Чехов сказал: «Россия – громадная равнина, по которой носится лихой человек». Россиястрана великих равнин. Она богата полезными ископаемыми. Равнины давно освоены человеком. Человек все глубже проникает в недра земли, добывая все больше и больше полезных ископаемых. Но он оставляет на «теле» Земли раны. Человек не должен забывать о том, что все в природе необходимо привести в порядок. Иначе природа начинает «мстить» человеку. Тогда на него начинают обрушиваться страшные смерчи, наводнения. Они как бы напоминают человеку, что человек является частью природы, а не ее хозяином. Древняя индийская мудрость гласит: «Мы не унаследовали землю у наших отцов, мы взяли ее в долг у наших детей».
3. Рефлексия
– Какую цель мы поставили в начале урока?
А теперь каждый проанализируйте нашу работу и скажите:
– Где вам было трудно, на каком этапе?
– Какие задания у вас вызвали затруднения?
Обсуждение результатов.
4. Домашнее задание
Для того, чтобы еще раз проверить себя, мы выполним небольшой тест (Приложение № 5), но прежде я объясню домашнее задание. Оно состоит из трех заданий разной сложности. Постарайтесь выполнить все задания. (Приложение № 6)
Информационные ресурсы:
- География России. Учебник для 8 класса под ред. А.И.Алексеева. – М.: Просвещение
- Географический атлас. 8 класс
- Николина В.В. География. 8 класс. Мой тренажер. Пособие для учащихся
- Алексеев А.И. География России. Природа и население. – М.: Дрофа
- Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. – М.: Дрофа
- Сиротин В.И. Рабочая тетрадь по географии. 8 класс. – М.: Дрофа
- Ресурсы Интернет
Приложения
Урок по теме:
«Геологическое строение и рельеф России»
Учитель географии
МБОУ СОШ №96
Кириенко В.П.
«Геологическое строение и рельеф России»
Образовательные задачи:
формирование системы знаний о рельефе, закономерностях его формирования и размещения, знакомство с геологической и тектонической картами, раскрытие взаимосвязей между строением поверхности и недр земли и жизнью, деятельностью человека.
Оборудование: тектонические карты, карты-атласы на столах учащихся, таблицы.
I. Организационный момент:
Повторение домашнего задания по следующим вопросам:
1. Игра «Географическая цепочка». Назвать все пограничные государства России (фронтально).
2. По каким рекам проходит путь из «варяг» в «греки».
3. Назовите крупнейших путешественников 17 века.
4. Назовите участников Великой северной экспедиции.
II. Изучение нового материала по следующему плану (самостоятельно с помощью вопросов):
- Что называется рельефом? (неровности земной поверхности).
2. Как определить строение поверхности? (по физической карте с помощью шкалы высот).
3. Рассмотрите физическую карту России. Какие особенности рельефа заметны и проявляются сразу? (разнообразие рельефа, но в то же время преобладание крупных форм).
4. Какие формы рельефа занимают наибольшие площади? Какой облик они придают территории? (наиболее обширны – равнины. Они огромны – от северных границ России до южных. Создают впечатление простора, величавости, необъятности!).
5. Определите крупные равнины на территории России, подсчитайте приблизительно, какую часть территории они занимают. Укажите тип равнин, запомните их название и местоположение.
(установлены местоположение и тип равнин: Восточно-Европейская-холмистая; Западно-Сибирская-плоская; Прикаспийская – плоская; Северо-Сибирская – плоская; Средне – Сибирская – плоскогорье).
Равнины занимают 70% территории России.
6. Определите местоположение основных горных систем, хребтов, определите их высоту, вершины, запомните местоположение.
(Урал – г. Народная, 1895м., Алтай – г.Белуха, Зап. и Восточного Саяна, Кавказских гор. Хребтов – Верхоянского, Черского).
Вывод о главных чертах рельефа: разнообразие, преобладание равнин различных типов, горном обрамлении с юга.
Дальше предлагаются следующие задания: (Работа по таблице)
1. Какую форму в целом имеет поверхность России? Какое это имеет значение для ее природы? (поверхность открыта к холодному Северному Ледовитому океану, на западе – влияние Атлантического океана).
2. Какое влияние оказывают горы на природу? (препятствуют проникновению теплого воздуха с юга и его распространение в северные районы).
3. Мысленно «уберите» горы с юга. Представьте, какой была бы природа России. Какое влияние оказали бы горы, если бы они окаймляли северное побережье? (ели бы не было гор на юге, то климат был бы намного теплее, но неизвестно, как далеко на север продвинулись бы пустыни, полупустыни и засушливые области. Если бы горы с севера прикрывали территорию страны и не пропускали холодный воздух, климат был бы теплее, природа богатая и не такая суровая, без льдов и вечных снегов).
4. Сделайте вывод о влиянии рельефа на природу России (огромно, оно выражается во влиянии на климат, размещении рек, природных зон, т.е. на всю природу).
Далее фронтальная беседа: как влияет строение поверхности на жизнь человека? (где легче строить, обеспечить надежность эксплуатации путей сообщения, линий связи, оросительных и осушительных каналов, нефтепроводов и газопроводов).
Как влияет строение поверхности, окружающий рельеф на внутренний, духовный мир человека, на его творчество (восприятие Кавказа А.С.Пушкиным, Ю.М. Лермонтовым, воспевание народом простор равнин, красоты гор, какие прекрасные чувства они вызывают! Простор, величавость равнин и стремительный взлет гор можно узнать в песнях, танцах, декоративном искусстве).
Задание №1
Для закрепления учащиеся выполняют следующее (недостающие формы рельефа):
- _____________________ равнина
- _____________________ горы
- _____________________ кряж
- _____________________ хребет
- _____________________ плато
- _____________________ нагорье
- _____________________ возвышенность
Задание №2
Из данных названий исключите то, которое не соответствует всем остальным (искл.4):
- Алтай
- Урал
- Западные Саяны
- Тиманский кряж
- Джугжур
Наглядные представления о различных геологических событиях, происходивших в разных районах земного шара или нашей страны, дают геологические и тектонические карты.
III. Геологическое строение
На геологических картах цветом показывается возраст горных пород, слагающих горы или равнины, а условными значками – полезные ископаемые, которыми они богаты.
На геологических картах (карта 6) показано распространение горных пород различного возраста выходящих на поверхность. По достаточно детальной карте можно проследить залегание горных пород и получить представление о геологических структурах, имеющихся на территории.
На основе определения геологического возраста горных пород ученые составляют геохронологические таблицы. В таблице обязательно указаны эры и периоды (читать нужно снизу вверх).
Тектоническое строение
Территория России – часть древнего материка Лавразии, расположена на Евразийской плите, состоящей из платформ и складчатых областей разного возраста.
На тектонических картах показывается строение тех или иных участков земной коры и возраст основных тектонических образований (платформ, складчатых областей), разломы и краевые прогибы.
IV. Далее организовать самостоятельную работу учащихся по изучению тектонической карты.
БЕСЕДА:
1. Какой источник знаний мы используем, чтобы узнать о внутреннем строении земной коры (тектонические карты, на которых показано строение недр).
2. Определите, какое содержание отражено на тектонической карте (показаны древние платформы, молодые плиты, складчатые области, их возраст, разломы в земной коре, вулканы, эпицентры землетрясений, условными знаками показано размещение полезных ископаемых).
3. Определите, какие структуры земной коры имеют наибольшее распространение (древними платформами и молодыми)
4. Как размещаются складчатые области (на стыке плит и платформ).
5. Укажите наиболее древние участки суши. Как они называются? (Балтийский, Алданский, Анабарский щиты).
6. Сравните карты физическую и тектоническую. Какая связь проявляется между структурами земной коры и формами рельефа (структуры платформ в рельефе выражены равнинами, молодых плит – плоскими низменностями, складчатые области соответствуют горам).
ВЫВОД: Таким образом, строение земной коры оказывает влияние на размещение форм рельефа.
V. Вопросы к учащимся:
- Влияет ли на жизнь человека строение недр?
2. Имеют ли знания о тектоническом строении только теоретическое значение, или они нужны в практической жизни?
Людям надо изучать внутреннее строение недр. Нельзя строить АЭС, химическое производство по выпуску ядовитых, взрывчатых и др. опасных веществ в местах, подверженных землетрясению. При строительстве, при добыче полезных ископаемых.
VI. Итог урока
Домашнее задание.
Оценки.