Рекультивация земель в местах добычи полезных
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования сообщает о вступлении в силу с 20.07.2018 постановления Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 “О проведении рекультивации и консервации земель”, которым утверждены Правила проведения рекультивации и консервации земель (далее – Правила).
Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, п. 2 Правил).
В ходе консервации земель проводятся мероприятия по уменьшению степени деградации земель, предотвращению их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду, осуществляемые при прекращении использования нарушенных земель. Консервация земель проводится, если устранение негативных последствий путем рекультивации земель невозможно в течение 15 лет (п.п. 2, 7 Правил).
В соответствии с п. 5 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1, Росприроднадзор осуществляет государственный земельный надзор, в том числе за соблюдением обязанностей по рекультивации земель при:
разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые;
осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутрихозяйственных или собственных надобностей;
после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.
На основании п. 5 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и не установлены, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, и в иных случаях) (п. 4 Правил).
Рекультивация земель должна осуществляться в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель (п. 8 Правил).
Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель или в виде отдельного документа в иных случаях (п. 10 Правил). Требования к содержанию проекта рекультивации земель предусмотрены в п. 14 Правил.
Проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I – V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I – V классов опасности подлежат государственной экологической экспертизе на основании подпункта 7.2 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ “Об экологической экспертизе”.
Иные проекты рекультивации земель, которые разработаны в виде отдельных документов, подлежат согласованию с правообладателями земельных участков, а также с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в случае проведения рекультивации земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (п. 15 Правил).
Согласование проектов рекультивации земель с Росприроднадзором Правилами не предусмотрено.
Лица, обязанные проводить рекультивацию земель, должны направить уведомление об утверждении проекта рекультивации земель, проекта консервации земель с приложением утвержденного проекта в Росприроднадзор (в случае, если планируется проведение рекультивации, консервации земель, оборот которых не регулируется Федеральным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”) (п. 24 Правил).
Сроки, в которые необходимо разработать проект рекультивации земель и приступить к рекультивации земель, определяются в соответствии с решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства (п. 26 Правил).
Лица обязаны приступить к рекультивации земель в соответствии с утвержденным проектом в срок не позднее, чем 7 месяцев со дня совершения действия (окончания деятельности), в результате которых произошла деградация земель, либо со дня выявления деградации земель, в случаях, если:
решением, договором или проектной документацией срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены;
произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании;
произошло нарушение земель в результате природных явлений.
В выдаваемых Росприроднадзором предписаниях о необходимости проведения рекультивации земель необходимо предусматривать требования разработать проект рекультивации и начать работы по рекультивации в течение 7 месяцев со дня получения предписания (с целью обеспечения возможности согласования проекта) (п. 26 Правил).
При завершении работ по рекультивации, консервации земель лицом, обеспечившим проведение работ, подписывается акт о рекультивации земель, консервации земель с приложениями, соответствующий требованиям п. 30 Правил. Копия акта в 30-дневный срок подлежит представлению в Росприроднадзор (п. 31 Правил).
В случаях, когда работы по рекультивации, консервации земель выполнены с отступлением от утвержденного проекта рекультивации, проекта консервации земель или с иными недостатками, в результате которых не обеспечено соответствие качества земель требованиям, установленным п. 5 Правил, лицо, выполнившее такие работы, обязано безвозмездно устранить имеющиеся недостатки (п. 33 Правил).
Приложение: 13 л.
Временно исполняющий обязанности Руководителя | Р.Х. Низамов |
С 20 июля 2018 г. действуют утвержденные Правительством РФ Правила проведения рекультивации и консервации земель. Приведены разъяснения по отдельным нормам.
В частности, если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юрлицам, и в иных случаях).
Рекультивация земель должна проводиться по специальному проекту. Он подготавливается в составе проектной документации на возведение, реконструкцию объекта капстроительства, если такие мероприятия приведут к деградации земель или в виде отдельного документа в иных случаях.
Проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I-V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения упомянутых отходов, подлежат государственной экологической экспертизе.
Лица обязаны приступить к рекультивации земель в соответствии с утвержденным проектом в срок не позднее чем 7 месяцев со дня совершения действия (окончания деятельности), в результате которых произошла деградация земель, либо со дня выявления деградации земель в отдельных случаях.
По итогам мероприятий оформляется акт.
07.07.2020
Содержание благородных металлов в рудах падает — с этим сегодня столкнулись почти все золотодобытчики. Тенденция эта общемировая, и она заставляет отрасль меняться. С одной стороны, речь идёт о совершенствовании технологий работы с рудой. Вторая же сторона медали — актуализация экологических вопросов.
Главный эколог ООО УК «Руссдрагмед» Ирина Малыгина объясняет: снижение содержания золота в рудах означает рост объёма вредных примесей, усложнение минерального состава руды. Всё это ведёт к образованию больших концентраций сульфидов и токсичных металлов. Кроме того, элементарно растёт количество пустой породы.
Так что вопросы рекультивации земель и утилизации продуктов хозяйственной деятельности золотодобывающего предприятия становятся всё более значимыми.
Highland Gold (активами компании управляет «Руссдрагмет») в этом смысле на особом счету. Это международное предприятие, чьи акционеры — обладатели иностранного капитала. Так что компании приходится выполнять требования не только российского, но и международного законодательств — специалисты уделяют этому серьёзное внимание и уже накопили существенный «экологический опыт». И заодно зафиксировали целый ряд системных проблем.
Проблемное наследство
Выступая на московской конференции «Землепользование при недропользовании» Ирина Малыгина рассказала о тех трудностях, с которыми сталкивается Highland Gold, выполняя свои экологические обязательства.
Самая большая из них — «наследная»: предприятие приобретает актив и получает территории с заметными следами добывающей активности прошлых лет.
Вместе с новыми участками (Highland Gold ведёт работы в Забайкальском крае, на Дальнем Востоке и Чукотке), добытчик получает старые нерекультивированные породные отвалы и ГОКи. Ещё в советский период здесь шла добыча или разведка, а в те годы экологические требования существенно отличались от современных. В ряде случаев предприятие приходит на землю, где просто-напросто разместилась несанкционированная свалка.
Сложностей добавляют и природные особенности регионов присутствия.
Так, Чукотка отличается очень твёрдыми скальными горными породами, которые невозможно использовать для рекультивации — во всяком случае, в первозданном виде.
Другая проблема связана, в основном, с дальневосточными активами: горные породы обладают высоким потенциалам кислотообразования, и периодические ливневые осадки создают опасность загрязнения рек и ручьёв.
«Мы реализуем целую программу, чтобы во время паводков все эти соединения не ушли во внутренние водные объекты. И по этим мероприятиям обязательно отчитываемся — иначе мы не получим заключение ни «рыбников», ни «водников», — отметила г-жа Малыгина.
Незолотые обязательства
Освоение месторождение подразумевает создание отвалов вскрышных пород, хвостохранилищ при ЗИФ, а также полигонов ТБО. Если первые два пункта этого списка понятны и привычны, то последний Ирина Малыгина прокомментировала.
«Предприятие вынуждено строить полигоны ТБО в регионах присутствия, потому что мы столкнулись с тем, что санкционированных полигонов, которые имеют всю разрешительную документацию и лицензии на приём отходов, просто нет. Особенно это касается Чукотского АО», — объяснила эколог.
Это ещё одна дополнительная сложность в работе золотодобытчика, ведь работа с полигонами ТБО — совершенно непрофильное для компании направления. Г-жа Малыгина отметила, что в компании создана отдельная служба, которая и занимается эксплуатацией полигона.
Вскрыша — это отходы?
Понятно, что главный «отход» (пока назовем это так) добывающего предприятия — это обеднённая вскрышная порода. Так вот отходом
её можно назвать весьма условно: при рациональном подходе она превращается в материал. И стратегия Highland Gold состоит в том, чтобы использовать эту самую вскрышу при рекультивации отработанных горных выработок, а также тех несанкционированных свалок, о которых шла речь выше. Объекты, которые необходимо ликвидировать, говорит Ирина Малыгина, образуются каждый год.
«В целом в настоящее время мы используем порядка 40% от общего объёма образовавшихся вскрышных пород. Остальные складируют на площадках, которые включены в реестр объектов размещения отходов. Их мы планируем использовать в дальнейшем, когда придёт время ликвидировать предприятие», — отмечает специалист.
Такой, казалось бы, деликатный по отношению к природе подход рождает ещё одну существенную проблему для Highland Gold и других недропользователей. Комментируя этот вопрос, Ирина Малыгина выступила уже не столько как эколог «Руссдрагмет», но как член Комитета по экологии и природопользованию РСПП.
«Мы уже три года бьёмся и никак не можем внести поправки в законы о «Недрах» и «Об отходах». Важно, чтобы вскрышные и вмещающие горные породы, которые, в соответствии с утверждёнными проектами, планируется использовать для закладки выработанного пространства, не относились к отходам. Учёт этих пород должен вестись в соответствии с законом «О недрах». И три года мы не можем сдвинуть это дело», — сетует Ирина Малыгина.
Чем чревато для недропользователей существующее положение вещей? А тем, что они несут огромные и абсурдные убытки.
Так, на одном из объектов Highland Gold добывают 300 000 тонн руды в год. Вскрыши при этом образуется 10 млн тонн, и весь этот объём относится к отходам.
По действующему законодательству, если вскрышу не используют более 11 месяцев, она попадает под налогооблагаемую экологическую базу. А предприятие ещё работает, добыча идёт, и проработает оно, по оценкам специалистов компании, ещё лет 20, поскольку добытчик постоянно наращивает свои ресурсные запасы. И одно из предприятий компании платит за вскрышу 30 млн рублей в год. За вскрышу, которой в будущем будут засыпаны горные выработки.
«Лучше бы эти деньги предприятие тратило на развитие региона присутствия», — подчеркнула Ирина Малыгина.
Отдельно отметим хвостохранилища, потому что тут разговор особый. Скажем, на ОФ рудника «Валунистый» Highland Gold в хвосты уходит сущесвенное количество золота (по некоторым данным, до 15-20%). Поэтому в данном случае рекультивацию владелец не предусматривает — запланирована дальнейшая переработка.
По пунктам
Желая поделиться накопленным опытом, специалисты Highland Gold собрали все необходимые действия по рекультивации в схему-инструкцию. В ней они постарались отразить все этапы работ, необходимые для выполнения новых требований, известных как «800-й приказ».
Что касается стоимости работ, то г-жа Малыгина объяснила, что в Highland Gold разработаны технико-экономические расчёты, на основании которых компания и резервирует необходимые средства для проведения работ. Особенность тут в том, что рекультивация, в отличие от других видов деятельности, в принципе не приносит предприятию прибыль — здесь сплошные затраты, причём существенные.
Поэтому сметные расчёты золотодобытчик актуализирует каждые полгода, а правильность их составления, применения коэффициентов по каждому разделу и этапу проверяет независимая аудиторская компания. И только после этого на рекультивацию резервируют средства.
«Наша экологическая конституция — это наш базовый Закон об охране окружающей среды. Он построен на полном исключении негативного техногенного воздействия, «нулевого» воздействия. То есть предполагает, что промышленность должна производить блага вообще без каких-либо изменений окружающей среды.
Но это невозможно: любое производство связано с изменением окружающей среды. Задача закона — не запрещать, а определять порядок, общие тенденции для сохранения экологического благополучия», — подытожила Ирина Малыгина.
«Highland Gold преследует цель стать самым прибыльным золотодобывающим предприятием в России и Центральной Азии, уделяя первостепенное внимание вопросам охраны труда и окружающей среды…» — Из презентации компании.
Текст: Кира Истратова
- Теги:
- Highland Gold Mining
- приказ 800
- рекультивация
- Руссдрагмет
- экология
Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений (п. 5 ст. 13 Земельного кодекса РФ). Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
20 июля 2018 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 10.07.2018 № 800 «О проведении рекультивации и консервации земель», которым утверждены соответствующие правила (далее — Правила проведения рекультивации и консервации). Согласно пункту 4 Правил проведения рекультивации и консервации в случае, если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и не установлены, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, и в иных случаях).
Рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель. Проект рекультивации земель подготавливается в составе проектной документации на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, если такие строительство, реконструкция приведут к деградации земель или в виде отдельного документа в иных случаях. Требования к содержанию проекта рекультивации земель предусмотрены в пункте 14 указанных Правил.
– Реклама –
Проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I-V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I-V классов опасности подлежат государственной экологической экспертизе на основании подпункта 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе».
Иные проекты рекультивации земель, которые разработаны в виде отдельных документов, подлежат согласованию с правообладателями земельных участков, а также с органами исполнительной власти и органами местного самоуправления, в случае проведения рекультивации земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласование проектов рекультивации земель с территориальными подразделениями Росприроднадзора Правилами не предусмотрено.
Лица, обязанные проводить рекультивацию земель, должны направить уведомление об утверждении проекта рекультивации земель с приложением утвержденного проекта в Управление Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) в случае, если планируется проведение рекультивации, консервации земель, оборот которых не регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
Сроки, в которые необходимо разработать проект рекультивации земель и приступить к рекультивации земель, определяются в соответствии с решением или договором, на основании которых используются земли или земельный участок, проектной документацией на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства.
Лица обязаны приступить к рекультивации земель в соответствии с утвержденным проектом в срок не позднее семи месяцев со дня совершения действия (окончания деятельности), в результате которых произошла деградация земель, либо со дня выявления деградации земель, в случаях, если:
- решением, договором или проектной документацией срок или проведение рекультивации земель не предусмотрены;
- произошло нарушение земель лицами, не использующими земли или земельные участки на законном основании;
- произошло нарушение земель в результате природных явлений.
При завершении работ по рекультивации, консервации земель лицом, обеспечившим проведение работ, подписывается акт о рекультивации земель, консервации земель с приложениями, соответствующий требованиям пункта 30 Правил. Копия акта в 30-дневный срок подлежит представлению в Управление Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия).
В случаях, когда работы по рекультивации, консервации земель выполнены с отступлением от утвержденного проекта рекультивации, проекта консервации земель или с иными недостатками, в результате которых не обеспечено соответствие качества земель требованиям, установленным пукнтом 5 Правил, лицо, выполнившее такие работы, обязано безвозмездно устранить имеющиеся недостатки.
При невыполнении обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв статьей 8.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в размере до 700 000 руб.
Кроме того, в случае непроведения рекультивации в соответствии с Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238, Управлением Росприроднадзора по Республике Саха (Якутия) рассчитывается сумма ущерба, причиненного почвам, которая подлежит взысканию в добровольном или судебном порядке.