Реестр общественно полезных услуг что это

Почему статус исполнителя общественно полезных услуг чаще всего остается только статусом.
Три с лишним года в России действует закон об НКО — исполнителях общественно полезных услуг. Закон призван поддерживать надежные социально ориентированные организации с качественными услугами: давать им длинные (от двух лет) субсидии, имущественную, информационную и другую помощь от региональных властей.
Призван, но мало где поддерживает реально.
ИОПУ без обязательств
Чтобы получить статус, организация, хорошо работающая как минимум год, не имеющая долгов и статуса «иностранного агента», подает в региональное профильное министерство/департамент документы, чтобы получить заключение о качестве услуг, с которыми она хочет войти в реестр ИОПУ. Это заключение вместе с пакетом документов подается в Минюст, Минюст добавляет организацию в реестр. Подробный механизм описан в памятке для НКО.
Статус дается на два года, его можно продлевать. Если организация не продлевает, то она автоматически исключается из реестра, но членство в нем можно возобновить. Исполнитель может оказывать только услуги, входящие в утвержденный правительством перечень.
Согласно закону №287-ФЗ, НКО-ИОПУ «имеют право на приоритетное получение мер поддержки в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами».
Права некоммерческих организаций на приоритетную поддержку в законе прописаны. А вот обязанность властей предоставить ее — нет.
Поэтому в некоторых субъектах РФ есть фора для ИОПУ на конкурсах региональных субсидий, а в других только участие на общих основаниях. Есть департаменты — например в Чувашии или Волгоградской области, — проводящие отдельные конкурсы среди организаций — исполнителей ОПУ. Но таких регионов единицы.
Могут или должны?
В Тюменской области входить в реестр, например, выгодно: там власти дают всю поддержку, описанную в законах.
«У нас в регионе есть отдельное постановление “Об утверждении порядка предоставления субсидии из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям”. По этому единому постановлению работают все департаменты социальной сферы. На конкурсах субсидий организация-исполнитель общественно полезных услуг получает плюс два балла», — комментирует АСИ Юлия Мясникова, начальник отдела поддержки и развития негосударственных организаций и общественных связей департамента социального развития Тюменской области.
По словам Мясниковой, все СОНКО-ИОПУ уже имеют помещения; чтобы их получить, статус не требовался. В Тюмени ведется реестр свободных городских помещений и некоммерческие организации могут на них претендовать. Также в регионе есть проект «Приходи и работай» для организаций, реализующих президентские гранты, которым помещения нужны разово, — они подают заявку и могут пользоваться подходящими площадями.
Высказать мнение, почему в разных регионах власти помогают ИОПУ неодинаково, тюменская чиновница затрудняется.
«Может быть, мы по-разному читаем законы… Но мы считаем, что если написано “НКО могут получать поддержку”, значит, [мы поддержать] должны… Наверное, это вопрос личной ответственности госслужащих».
В Белгородской области исполнителей общественно полезных услуг тоже стараются поддерживать. Но уровень поддержки зависит от района.
«Мы работаем в трех городах: Белгороде, Губкине и Старом Осколе. Закон оправдал себя не везде, но в большей степени. Вот администрации Старооскольского городского округа хочется сказать спасибо: буквально на днях нам предоставили на пять лет бесплатно помещение, которое мы раньше брали в льготную аренду, — рассказывает АСИ руководитель Центра абилитации детей-инвалидов и помощи молодым семьям «Свет надежды» Надежда Клубаева. — Каждый год мы получаем субсидии от правительства Белгородской области. Но в целом — закон будет работать, если его отшлифовать до совершенства, если в нем будет написано, что [власти на местах] должны [обеспечивать поддержку]».
Если в Тюменской области на момент публикации этого материала 13 исполнителей общественно полезных услуг, а в Белгородской — 10, то в Ярославской он один. Было два, но региональная общественная организация инвалидов «Лицом к миру» не стала продлевать статус.
Занятия в бассейне. Фото: сайт ЯРООИ «Лицом к миру»
«Лицом к миру» была одной из первых НКО-ИОПУ в стране. Она получила статус еще в 2017 году, когда заключения о качестве услуг выдавали не региональные, а федеральные министерства. На оформление потратили почти полгода — и разочаровались.
«Только в конце прошлого года наши департаменты стали давать незначительное количество баллов [сверху] исполнителям ОПУ на конкурсах субсидий, — рассказывает Агентству социальной информации председатель совета ЯРООИ «Лицом к миру» Наталия Жужнева. — Больше преференций нет вообще никаких. В самом начале нашего пути, я считаю, статус помог нам получить помещение: [мы просили], говорили, что мы исполнители общественно полезных услуг, помогите нам, пожалуйста. Нам дали. И всё.
В законе прописано, что субсидии [для ИОПУ] должны предоставлять на срок от двух лет, но сколько бы мы ни говорили с нашими региональными властями — они нам отвечали: “Нет, должен быть отдельный конкурс среди исполнителей услуг, и в нем мы будем предусматривать два года. А в “обычном” конкурсе субсидий мы могли получать только поддержку на год, как и все».
«Нет обязанности у региональных и местных чиновников поддерживать СОНКО-ИОПУ. Нет модели взаимодействия, тиражирования лучших практик. Поэтому каждый [департамент] действует исходя из своего понимания», — комментирует директор Агентства социальной информации Елена Тополева.
Зачем нам статус ИОПУ, если есть гранты
Поддержка исполнителей общественно полезных услуг «пиарится» государством довольно слабо в сравнении, например, с поддержкой победителей конкурсов Фонда президентских грантов. Профит неясный, аббревиатура опять же не самая благозвучная. Стимул для самих чиновников отдельно финансировать ИОПУ тоже неочевиден — он скорее в плоскости личной ответственности и желания укреплять надежность и прозрачность организаций на своей территории. Отдельного рейтинга регионов по работе с ИОПУ в России нет, губернаторов и министров за эту работу не поощряют.
Фото: Фонд президентских грантов
В то же время у президентских грантовых проектов (и это хорошо) продвижение на хорошем уровне: и публикации в СМИ, которые НКО-грантополучатели прикладывают к отчетам, и раскрутка в соцсетях фонда, и внимание журналистов к раздаче-освоению крупных сумм денег, и прозрачный единый для всех и потому понятный извне механизм поддержки с четкими сроками и несложным документооборотом.
Также важно, что президентскими грантами поддерживаются не только услуги из определенного правительственного перечня, но и вся другая общественная деятельность: правозащита, природоохранная работа, сохранение исторической памяти, поддержка одаренных детей и др.
Если бы, например, статус ИОПУ гарантировал организациям возможность получить помещение от муниципалитета/района — это был бы крупный бонус и хороший пиар для реестра.
Еще лучше — если бы регионы гарантировали поддержку текущей, не проектной, деятельности исполнителей услуг в ситуации кризиса.
«Было бы правильно, например, если бы какие-то расходы организаций финансировались государством вне конкурсов субсидий. Если НКО оказывают востребованные услуги — по идее, государство должно их страховать, например, в случае неудачи в грантовых конкурсах. Во Франции, допустим, такой опыт уже применяется: в определенных некоммерческих организациях, которым доверяют профильные департаменты, государство обеспечивает возможность платить зарплаты ключевым сотрудникам», — говорит Елена Тополева.
Упрощает ли жизнь «упрощенка»
С 15 сентября 2020 года НКО, успешно реализовавшие президентские грантовые проекты, смогут входить в реестр исполнителей общественно полезных услуг без оценки качества их работы региональными министерствами. Федеральный закон об «упрощенке для победителей» Владимир Путин подписал 19 марта.
Фонд президентских грантов регулярно проводит оценку реализации «своих» проектов, получивших финансирование, ее результаты публикуются на странице оценка.гранты.рф. Именно эта оценка будет подтверждением качества работы потенциальных ИОПУ. Порядок, как это будет работать, Минюст пока еще разрабатывает.
Важно: реализованный грантовый проект должен относиться к тому же направлению помощи, что и услуга, которую организация хочет оказывать как ИОПУ.
Прежний механизм вхождения в реестр (через заключение от региональных министерств) тоже продолжит действовать. Просто у некоторых НКО появятся варианты, где запрашивать оценку качества — в администрациях или Фонде президентских грантов.
Для многих это хорошая новость, но по сути реформа спорная.
«Грантовый проект может быть уже или, наоборот, шире оказываемой услуги. Если проект и услуга совпадают — тогда понятно, но если проект реализуется не только в русле этой услуги, если он еще про что-то другое, — в этом случае неясно, как определить, что организация оказывает услугу надлежащего качества», — рассуждает Елена Тополева.
***
Статус исполнителя общественно полезных услуг стал «знаком качества» для НКО, и в этом его плюс. Например это важная «почетная грамота» в портфолио претендентов на гранты корпоративных фондов: обычно ИОПУ имеют хорошие отношения с властями.
Но если бы работа с исполнителями услуг велась как должно — тогда статус мог бы стать гарантией выживания надежных и прозрачных некоммерческих организаций.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.
Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.
Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.
- Избранные документы со справками к ним
- Поиск по всем документам
Для системного поиска перейдите в раздел “Поиск по всем документам”
Избранные документы со справками к ним
Вчера
3 ноября, вторник
2 ноября, понедельник
1 ноября, воскресенье
31 октября, суббота
30 октября, пятница
29 октября, четверг
1
Календарь
Ноябрь
- Январь
- Февраль
- Март
- Апрель
- Май
- Июнь
- Июль
- Август
- Сентябрь
- Октябрь
- Ноябрь
- Декабрь
2020
- 2020
- 2019
- 2018
- 2017
- 2016
- 2015
- 2014
- 2013
- 2012
ПН | ВТ | СР | ЧТ | ПТ | СБ | ВС |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 |
Календарь документов работает только для информации об избранных документах. Для системного поиска перейдите в раздел “Поиск по всем документам”.
С помощью этого календаря поиск осуществляется в рамках текущего раздела. Для поиска по всему сайту воспользуйтесь сервисом “Поиск”
Выбрать материалы текущего раздела за период
Архив
Подписка
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.
Статус исполнителя общественно полезных услуг . Как получить и зачем он нужен?
02.03.2017
Памятка для НКО о получении статуса исполнителя общественно полезных услуг (ИОПУ).
Памятка содержит ответы на все важные вопросы, а также форму заявления в Минюст.
Методические рекомендации Экспертно-аналитического центра при Общественной палате Российской Федерации для НКО, претендующих на статус ИОПУ, АСИ представляет впервые.
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в 2015 – 2016 годах в ежегодных посланиях Федеральному Собранию отметил важность вопроса поддержки некоммерческих организаций, зарекомендовавших себя как безупречные партнеры государства, и указал на необходимость установления правового статуса «некоммерческая организация – исполнитель общественно полезных услуг», разработки всей необходимой нормативно–правовой базы.
В 2016 году был принят ряд федеральных законов, направленных на установление указанного статуса и правовой основы для оказания таким организациям поддержки со стороны государства.
Президент Российской Федерации своим Указом утвердил приоритетные направления деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг, Правительство Российской Федерации на их основе утвердило перечень
общественно полезных услуг, критерии
оценки качества оказания общественно полезных услуг и порядок признания организаций исполнителями общественно полезных услуг.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Какими нормативными правовыми актами регулируются правоотношения в сфере признания некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг
1) Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7–ФЗ «О некоммерческих организациях» (статья 31.4);
2) Указ Президента Российской Федерации от 8 августа 2016 года № 398 «Об утверждении приоритетных направлений деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг»;
3) постановление Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 года № 1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания»;
4) постановление Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года № 89 «О реестре некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг»
1.2. Какая организация может быть признана исполнителем общественно полезных услуг
1) Исполнителем общественно полезных услуг может быть признана социально ориентированная некоммерческая организация, которая отвечает следующим требованиям:
– на протяжении одного года и более оказывает общественно полезные услуги надлежащего качества;
– не является НКО, выполняющей функции иностранного агента;
– не имеет задолженности по налогам и сборам, иным, предусмотренным законодательством Российской Федерации, обязательным платежам (например, платежи во внебюджетные фонды).
1.3. Какие услуги могут быть признаны общественно полезными
Перечень
общественно полезных услуг утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 года № 1096.
Перечень услуг достаточно обширен. К примеру, это услуги в сфере:
– предоставления социального обслуживания на дому, а также в стационарной и полустационарной форме;
– содействия в вопросах трудоустройства;
– реабилитации и социальной адаптации инвалидов и детей–инвалидов;
– социальной помощи и социального сопровождения детей, инвалидов, граждан пожилого возраста, лиц, находящимся в трудной жизненной ситуации;
– профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
– профилактики социального сиротства и социального сопровождения семей для предотвращения отказа от новорожденного ребенка, сокращения случаев лишения родительских прав и профилактики отказа родителей от воспитания своих детей;
– социальной адаптации и семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
– организации отдыха и оздоровления детей;
– дошкольного и общего образования, дополнительного образования детей;
– дополнительного образования граждан пожилого возраста и инвалидов, в том числе услуги обучения навыкам компьютерной грамотности;
– профилактики социально значимых заболеваний, курения, алкоголизма, наркомании;
– медико–социального сопровождения лиц, страдающих тяжелыми заболеваниями, и лиц, нуждающихся в медицинской паллиативной помощи;
– медико–социальной реабилитации лиц с алкогольной, наркотической или иной токсической зависимостью;
– физической культуры и массового спорта.
1.4. Каков алгоритм действий некоммерческой организации при получении статуса исполнителя общественно полезных услуг
Организация должна получить заключение о соответствии качества оказываемых ею общественно полезных услуг установленным критериям в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих оценку качества общественно полезных услуг установленным критериям качества (подробнее см. раздел II);
После получения заключения о соответствии качества оказываемых общественно полезных услуг установленным критериям организации необходимо обратиться с заявлением о признании исполнителем общественно полезных услуг в Минюст России (или его территориальный орган) (подробнее см. раздел III).
1.5. На какой срок организация признается исполнителем общественно полезных услуг
Организация признается Минюстом России исполнителем общественно полезных услуг и включается в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг сроком на 2 года.
По истечении 2 лет со дня получения такого статуса организация исключается из реестра некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг.
1.6. Какие привилегии предоставляет некоммерческой организации статус исполнителя общественно полезных услуг
Некоммерческая организация, признанная исполнителем общественно полезных услуг, включается в реестр некоммерческих организаций – исполнителей общественно полезных услуг и наделяется правом на приоритетное получение мер поддержки в прядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Такая поддержка будет оказываться не менее 2 лет.
В качестве главной преференции для таких организаций станет возможность получения бюджетных субсидий из всех уровней бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Также такие организации смогут претендовать на:
1) получение во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества;
2) использование бесплатного эфирного времени на государственных и муниципальных теле– и радиоканалах, бесплатной печатной площади в государственных и муниципальных периодических печатных изданиях, а также на размещение своих информационных материалов некоммерческой организации в информационно–телекоммуникационной сети «Интернет»;
3) организацию государственными органами и органами местного самоуправления курсов повышения квалификации и обучающих мероприятий для
работников и добровольцев таких организаций.
II ЗАКЛЮЧЕНИЕ О СООТВЕТСТВИИ КАЧЕСТВА ОКАЗЫВАЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЕЙ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫХ УСЛУГ УСТАНОВЛЕННЫМ КРИТЕРИЯМ
2.1. Какие действия необходимо предпринять и куда нужно обратиться для получения статуса исполнителя общественно полезных услуг
В целях получения такого статуса организация должна доказать, что оказываемые ею услуги соответствуют критериям
оценки качества оказания общественно полезных услуг, которые утверждены постановлением Правительства РФ от 27 октября 2016 года № 1096.
Для этого необходимо обратиться с заявлением о выдаче заключения в федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), которые осуществляют оценку качества. Перечень этих органов утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года № 89 (приложение
№ 3). В зависимости от сферы оказываемых услуг такое заключение выдается Минтрудом России, Минобрнауки России, Минкультуры России, Роспотребнадзором (территориальным органом Роспортебнадзора), Минюстом России (территориальным органом Минюста России), Минздравом России, Ростуризмом, Минспортом России.
По договоренности, достигнутой между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перед обращением в указанные федеральные органы исполнительной власти организация может предварительно обратиться в уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации (в зависимости от сферы оказываемых услуг) за получением документов, обосновывающих соответствие оказываемых организацией услуг установленным критериям оценки качества оказания общественно полезных услуг (справки, характеристики, экспертные заключения и другие).
Если оценка качества осуществляется несколькими заинтересованными органами, обращение с заявлением во все эти органы не требуется. Достаточно обратиться в один из таких органов, а он, в свою очередь, истребует все необходимые сведения у иных заинтересованных органов.
2.2. В какой форме должно быть подано такое заявление и какие еще документы требуются
Заявление о выдаче заключения должно быть составлено в письменной форме. Заключение должно содержать обоснование соответствия оказываемых ею услуг установленным критериям оценки качества общественно полезных услуг, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 года № 1096 «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания».
К указанному заявлению могут прилагаться:
– документы, обосновывающие соответствие оказываемых организацией услуг установленным критериям оценки качества (справки, характеристики, экспертные заключения и другие);
– документы, подтверждающие отсутствие задолженностей по налогам и сборам, иным обязательным платежам.
По договоренности, достигнутой между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, перед обращением в указанные федеральные органы исполнительной власти организация может предварительно обратиться в уполномоченные органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту нахождения организации (в зависимости от сферы оказываемых услуг) за получением документов, обосновывающих соответствие оказываемых организацией услуг установленным критериям оценки качества оказания общественно полезных услуг (справки, характеристики, экспертные заключения и другие). Указанные документы организация вправе представить в качестве документов, подтверждающих качество оказываемых ею услуг, вместе с заявлением в соответствующий федеральный орган исполнительной власти.
2.3. Критерии оценки качества общественно полезных услуг:
Соответствие общественно полезной услуги установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации требованиям к ее содержанию (объем, сроки, качество предоставления).
Наличие у лиц, непосредственно задействованных в исполнении общественно полезной услуги (в том числе работников некоммерческой организации – исполнителя общественно полезных услуг (далее – некоммерческая организация) и работников, привлеченных по договорам гражданско–правового характера), необходимой квалификации (в том числе профессионального образования, опыта работы в соответствующей сфере), достаточность количества таких лиц.
Удовлетворенность получателей общественно полезных услуг качеством их оказания (отсутствие жалоб на действия (бездействие) и (или) решения некоммерческой организации, связанные с оказанием ею общественно полезных услуг, признанных обоснованными судом, органами государственного контроля (надзора) и муниципального надзора, иными государственными органами в соответствии с их компетенцией в течение 2 лет, предшествующих подаче заявления о включении в формируемый реестр некоммерческих организаций).
Открытость и доступность информации о некоммерческой организации.
Отсутствие некоммерческой организации в реестре недобросовестных поставщиков по результатам оказания услуги в рамках исполнения контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в течение 2 лет, предшествующих подаче заявления о включении в формируемый реестр некоммерческих организаций.
2.4. По каким основаниям организации может быть отказано в выдаче заключения
Основаниями для отказа в выдаче заключения являются:
а) несоответствие общественно полезной услуги установленным требованиям к ее содержанию (объем, сроки, качество предоставления);
б) отсутствие у лиц, непосредственно задействованных в исполнении общественно полезной услуги, необходимой квалификации, недостаточное количество лиц, у которых есть необходимая квалификация;
в) наличие в течение 2 лет, предшествующих выдаче заключения, жалоб на деятельность организации;
г) несоответствие уровня открытости и доступности информации об организации установленным требованиям;
д) наличие в течение 2 лет, предшествующих выдаче заключения, информации об организации в реестре недобросовестных поставщиков в рамках исполнения государственных контрактов;
е) наличие задолженностей по налогам и сборам, иным обязательным платежам.
2.5. В какой срок федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими оценку качества общественно полезных услуг установленным критериям, должно быть выдано заключение
Заключение должно быть выдано в течение 30 дней. Этот срок может быть продлен в случае, если заинтересованный орган направит запросы в другие органы, но не более чем на 60 дней.
После получения заключения о соответствии качества услуг необходимо обратиться в Министерство юстиции Российской Федерации или в его территориальный орган по месту нахождения организации с заявлением о признании некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг.
III. ОБРАЩЕНИЕ В МИНЮСТ РОССИИ С ЗАЯВЛЕНИЕМ О ПРИЗНАНИИ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНИТЕЛЕМ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНЫХ УСЛУГ
3.1. Какой орган исполнительной власти уполномочен принимать решение о признании некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг
Решение о признании некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг принимает Министерство юстиции Российской Федерации.
С заявлением о признании организации исполнителем общественно полезных услуг можно обратиться непосредственно в Минюст России или в его территориальный орган по месту нахождения организации.
3.2. Какие документы необходимо подать в Минюст России (его территориальный орган)
1) заявление о признании организации исполнителем общественно полезных услуг по форме, которая установлена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 года № 89 (форма приведена в приложении к настоящим методическим рекомендациям);
2) заключение о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям.
3.3. По каким основаниям Минюст России может отказать в присвоении статуса исполнителя общественно полезных услуг
Основаниями для отказа в признании организации исполнителем общественно полезных услуг являются:
1) непредставление заключения о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям;
2) включение организации в реес