Реестр исполнителей общественно полезных услуг как получить субсидии

Реестр исполнителей общественно полезных услуг как получить субсидии thumbnail

Почему статус исполнителя общественно полезных услуг чаще всего остается только статусом.

Три с лишним года в России действует закон об НКО — исполнителях общественно полезных услуг. Закон призван поддерживать надежные социально ориентированные организации с качественными услугами: давать им длинные (от двух лет) субсидии, имущественную, информационную и другую помощь от региональных властей.

Призван, но мало где поддерживает реально.

ИОПУ без обязательств

Чтобы получить статус, организация, хорошо работающая как минимум год, не имеющая долгов и статуса «иностранного агента», подает в региональное профильное министерство/департамент документы, чтобы получить заключение о качестве услуг, с которыми она хочет войти в реестр ИОПУ. Это заключение вместе с пакетом документов подается в Минюст, Минюст добавляет организацию в реестр. Подробный механизм описан в памятке для НКО.

Статус дается на два года, его можно продлевать. Если организация не продлевает, то она автоматически исключается из реестра, но членство в нем можно возобновить. Исполнитель может оказывать только услуги, входящие в утвержденный правительством перечень.

Реестр исполнителей общественно полезных услуг как получить субсидии

Согласно закону №287-ФЗ, НКО-ИОПУ «имеют право на приоритетное получение мер поддержки в порядке, установленном федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами».

Права некоммерческих организаций на приоритетную поддержку в законе прописаны. А вот обязанность властей предоставить ее — нет.

Поэтому в некоторых субъектах РФ есть фора для ИОПУ на конкурсах региональных субсидий, а в других только участие на общих основаниях. Есть департаменты — например в Чувашии или Волгоградской области, — проводящие отдельные конкурсы среди организаций — исполнителей ОПУ. Но таких регионов единицы.

Могут или должны?

В Тюменской области входить в реестр, например, выгодно: там власти дают всю поддержку, описанную в законах.

«У нас в регионе есть отдельное постановление “Об утверждении порядка предоставления субсидии из областного бюджета социально ориентированным некоммерческим организациям”. По этому единому постановлению работают все департаменты социальной сферы. На конкурсах субсидий организация-исполнитель общественно полезных услуг получает плюс два балла», — комментирует АСИ Юлия Мясникова, начальник отдела поддержки и развития негосударственных организаций и общественных связей департамента социального развития Тюменской области.

По словам Мясниковой, все СОНКО-ИОПУ уже имеют помещения; чтобы их получить, статус не требовался. В Тюмени ведется реестр свободных городских помещений и некоммерческие организации могут на них претендовать. Также в регионе есть проект «Приходи и работай» для организаций, реализующих президентские гранты, которым помещения нужны разово, — они подают заявку и могут пользоваться подходящими площадями.

Высказать мнение, почему в разных регионах власти помогают ИОПУ неодинаково, тюменская чиновница затрудняется.

«Может быть, мы по-разному читаем законы… Но мы считаем, что если написано “НКО могут получать поддержку”, значит, [мы поддержать] должны… Наверное, это вопрос личной ответственности госслужащих».

В Белгородской области исполнителей общественно полезных услуг тоже стараются поддерживать. Но уровень поддержки зависит от района.

«Мы работаем в трех городах: Белгороде, Губкине и Старом Осколе. Закон оправдал себя не везде, но в большей степени. Вот администрации Старооскольского городского округа хочется сказать спасибо: буквально на днях нам предоставили на пять лет бесплатно помещение, которое мы раньше брали в льготную аренду, — рассказывает АСИ руководитель Центра абилитации детей-инвалидов и помощи молодым семьям «Свет надежды» Надежда Клубаева. — Каждый год мы получаем субсидии от правительства Белгородской области. Но в целом — закон будет работать, если его отшлифовать до совершенства, если в нем будет написано, что [власти на местах] должны [обеспечивать поддержку]».

Если в Тюменской области на момент публикации этого материала 13 исполнителей общественно полезных услуг, а в Белгородской — 10, то в Ярославской он один. Было два, но региональная общественная организация инвалидов «Лицом к миру» не стала продлевать статус.

Реестр исполнителей общественно полезных услуг как получить субсидииЗанятия в бассейне. Фото: сайт ЯРООИ «Лицом к миру»

«Лицом к миру» была одной из первых НКО-ИОПУ в стране. Она получила статус еще в 2017 году, когда заключения о качестве услуг выдавали не региональные, а федеральные министерства. На оформление потратили почти полгода — и разочаровались.

«Только в конце прошлого года наши департаменты стали давать незначительное количество баллов [сверху] исполнителям ОПУ на конкурсах субсидий, — рассказывает Агентству социальной информации председатель совета ЯРООИ «Лицом к миру» Наталия Жужнева. — Больше преференций нет вообще никаких. В самом начале нашего пути, я считаю, статус помог нам получить помещение: [мы просили], говорили, что мы исполнители общественно полезных услуг, помогите нам, пожалуйста. Нам дали. И всё.

В законе прописано, что субсидии [для ИОПУ] должны предоставлять на срок от двух лет, но сколько бы мы ни говорили с нашими региональными властями — они нам отвечали: “Нет, должен быть отдельный конкурс среди исполнителей услуг, и в нем мы будем предусматривать  два года. А в “обычном” конкурсе субсидий мы могли получать только поддержку на год, как и все».

«Нет обязанности у региональных и местных чиновников поддерживать СОНКО-ИОПУ. Нет модели взаимодействия, тиражирования лучших практик. Поэтому каждый [департамент] действует исходя из своего понимания», — комментирует директор Агентства социальной информации Елена Тополева.

Зачем нам статус ИОПУ, если есть гранты

Поддержка исполнителей общественно полезных услуг «пиарится» государством довольно слабо в сравнении, например, с поддержкой победителей конкурсов Фонда президентских грантов. Профит неясный, аббревиатура опять же не самая благозвучная. Стимул для самих чиновников отдельно финансировать ИОПУ тоже неочевиден — он скорее в плоскости личной ответственности и желания укреплять надежность и прозрачность организаций на своей территории. Отдельного рейтинга регионов по работе с ИОПУ в России нет, губернаторов и министров за эту работу не поощряют.

Реестр исполнителей общественно полезных услуг как получить субсидииФото: Фонд президентских грантов

В то же время у президентских грантовых проектов (и это хорошо) продвижение на хорошем уровне: и публикации в СМИ, которые НКО-грантополучатели прикладывают к отчетам, и раскрутка в соцсетях фонда, и внимание журналистов к раздаче-освоению крупных сумм денег, и прозрачный единый для всех и потому понятный извне механизм поддержки с четкими сроками и несложным документооборотом.

Также важно, что президентскими грантами поддерживаются не только услуги из определенного правительственного перечня, но и вся другая общественная деятельность: правозащита, природоохранная работа, сохранение исторической памяти, поддержка одаренных детей и др.

Если бы, например, статус ИОПУ гарантировал организациям возможность получить помещение от муниципалитета/района — это был бы крупный бонус и хороший пиар для реестра.

Еще лучше — если бы регионы гарантировали поддержку текущей, не проектной, деятельности исполнителей услуг в ситуации кризиса.

«Было бы правильно, например, если бы какие-то расходы организаций финансировались государством вне конкурсов субсидий. Если НКО оказывают востребованные услуги — по идее, государство должно их страховать, например, в случае неудачи в грантовых конкурсах. Во Франции, допустим, такой опыт уже применяется: в определенных некоммерческих организациях, которым доверяют профильные департаменты, государство обеспечивает возможность платить зарплаты ключевым сотрудникам», — говорит Елена Тополева.

Упрощает ли жизнь «упрощенка»

С 15 сентября 2020 года НКО, успешно реализовавшие президентские грантовые проекты, смогут входить в реестр исполнителей общественно полезных услуг без оценки качества их работы региональными министерствами. Федеральный закон об «упрощенке для победителей» Владимир Путин подписал 19 марта.

Фонд президентских грантов регулярно проводит оценку реализации «своих» проектов, получивших финансирование, ее результаты публикуются на странице оценка.гранты.рф. Именно эта оценка будет подтверждением качества работы потенциальных ИОПУ. Порядок, как это будет работать, Минюст пока еще разрабатывает.

Важно: реализованный грантовый проект должен относиться к тому же направлению помощи, что и услуга, которую организация хочет оказывать как ИОПУ.

Прежний механизм вхождения в реестр (через заключение от региональных министерств) тоже продолжит действовать. Просто у некоторых НКО появятся варианты, где запрашивать оценку качества — в администрациях или Фонде президентских грантов.

Для многих это хорошая новость, но по сути реформа спорная.

«Грантовый проект может быть уже или, наоборот, шире оказываемой услуги. Если проект и услуга совпадают — тогда понятно, но если проект реализуется не только в русле этой услуги, если он еще про что-то другое, — в этом случае неясно, как определить, что организация оказывает услугу надлежащего качества», — рассуждает Елена Тополева.

***

Статус исполнителя общественно полезных услуг стал «знаком качества» для НКО, и в этом его плюс. Например это важная «почетная грамота» в портфолио претендентов на гранты корпоративных фондов: обычно ИОПУ имеют хорошие отношения с властями.

Но если бы работа с исполнителями услуг велась как должно — тогда статус мог бы стать гарантией выживания надежных и прозрачных некоммерческих организаций.

Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.

Дорогие читатели, коллеги, друзья АСИ.

Нам очень важна ваша поддержка. Вместе мы сможем сделать новости лучше и интереснее.

Источник

Дата публикации: 05 Июня 2020

Минэкономразвития России сформирован
реестр социально ориентированных
некоммерческих организаций, которым
будут предоставлены дополнительные
меры поддержки в соответствии с  подпунктами «а» и
«в» пункта 1 перечня поручений Президента
Российской Федерации по итогам встречи
с участниками общероссийской акции «Мы
вместе» 30 апреля 2020 г. и совещания о
санитарно-эпидемиологической обстановке
в Российской Федерации, состоявшегося
11 мая 2020 г.

В
реестр включены СОНКО, которые с 1 января
2017 г. являлись:

  • получателями
    субсидий и грантов в рамках программ,
    реализуемых федеральными органами
    исполнительной власти, реализуемых
    органами исполнительной власти субъектов
    Российской Федерации, органами местного
    самоуправления;

  • получателями
    грантов Президента Российской Федерации;

  • поставщиками
    социальных услуг;

  • исполнителями
    общественно полезных услуг.

Данные
в реестр были поданы органами исполнительной
власти регионального и федерального
уровня, органами местного самоуправления,
Минюстом России и Фондом президентских
грантов.

Организации,
включенные в реестр, получат следующие
виды поддержки:

  • предоставление
    субсидируемых льготных кредитов,
    выдаваемых СОНКО на выплату части
    заработной платы своим сотрудникам
    (постановление Правительства Российской
    Федерации от 16 мая 2020 г. № 696 «Об
    утверждении Правил предоставления
    субсидий из федерального бюджета
    российским кредитным организациям на
    возмещение недополученных ими доходов
    по кредитам, выданным в 2020 году юридическим
    лицам и индивидуальным предпринимателям
    на возобновление деятельности»);

  • продление
    на шесть месяцев сроков уплаты страховых
    взносов в государственные внебюджетные
    фонды, налогов (в том числе налогов,
    предусмотренных специальными налоговыми
    режимами) и авансовых платежей по
    налогам, за исключением НДС (постановление
    Правительства Российской Федерации
    от 15 мая 2020 г. № 685);

  • освобождение
    от уплаты налогов, авансовых платежей
    по налогам, сборов по налогу на прибыль
    организаций – в части ежемесячных
    авансовых платежей, подлежащих уплате
    во втором квартале 2020 года (проект
    федерального закона № 953580-7 «О внесении
    изменений в отдельные законодательные
    акты Российской Федерации в целях
    принятия неотложных мер, направленных
    на обеспечение устойчивого развития
    экономики и предотвращение последствий
    распространения новой коронавирусной
    инфекции»);

  • расширение
    налоговых стимулов участия в
    благотворительности юридических лиц
    для организаций, вошедших в реестры.
    Юридические лица, передавшие на
    безвозмездной основе некоммерческим
    организациям имущество (включая денежные
    средства), смогут включить их в состав
    внереализационных расходов при
    определении ими налоговой базы по
    налогу на прибыль организаций (проект
    федерального закона № 953580-7 «О внесении
    изменений в отдельные законодательные
    акты Российской Федерации в целях
    принятия неотложных мер, направленных
    на обеспечение устойчивого развития
    экономики и предотвращение последствий
    распространения новой коронавирусной
    инфекции»).


Реестр
обновлен 21 июля 2020 года
с учетом сверки информации с данными
ФНС. По результатам
дополнительной проверки в реестр
включены СОНКО с уточненными ИНН и ОГРН,
а также СОНКО, дополнительно представленные
федеральными и региональными органами
власти и Фондом президентских грантов.

Выражаем
благодарность Фонду президентских
грантов и фонду «Нужна помощь» за помощь в верификации
данных. 

Для
представителей банков: задать уточняющие
вопросы по реестру можно по электронной
почте sonko@economy.gov.ru

Прикрепленные файлы:

  • Реестр социально ориентированных некоммерческих организаций, которым будут предоставлены дополнительные меры поддержки

Источник

Если деятельность по реализованному проекту соответствует приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2016 г. №398, победитель конкурса может быть в специальном порядке включен Министерством юстиции Российской Федерации в реестр некоммерческих организаций-исполнителей общественно полезных услуг. 

Для этого необходимо, чтобы:

  • проект, поддержанный Фондом президентских грантов, был качественно реализован (без нарушения существенных условий договора о предоставлении гранта);
  • организация-победитель конкурса не имела просроченной задолженности по возврату средств, полученных от Фонда президентских грантов и подлежащих возврату в соответствии с условиями договора о предоставлении гранта;
  • организация-победитель конкурса не имела задолженностей по налогам и сборам, иным предусмотренным законодательством обязательным платежам.

При соблюдении этих условий победителю конкурса достаточно подать заявление в Министерство юстиции Российской Федерации и приложить к нему заключение Фонда президентских грантов о надлежащей реализации проекта.

Заявление в Министерство юстиции Российской Федерации необходимо составить по форме согласно приложению №1 к Правилам принятия решения о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 г. №89 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2020 г. №1419).

Заявление о признании НКО исполнителем общественно полезных услуг
Форма заявления в Министерство юстиции РФ о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг

15 КБ

Чтобы получить электронное заключение Фонда президентских грантов о надлежащей реализации проекта, обратитесь в фонд с заявлением. Это можно сделать в личном кабинете грантополучателя, в разделе «Мои проекты». Там же можно будет скачать заключение, после того как его подготовит фонд.

На основании заключения Министерство юстиции Российской Федерации также может дополнить сведения об общественно полезных услугах, которые оказывает организация, если она уже внесена в реестр. 

Фонд выдает заключение о надлежащей реализации проекта только тем организациям, проекты которых получили положительную оценку по итогам реализации проектов на средства гранта.

Альтернативный способ попадания в реестр — обратиться в уполномоченные органы исполнительной власти за получением заключения о соответствии качества оказываемых организацией общественно полезных услуг установленным критериям. Подробнее об этом — в постановлении Правительства Российской Федерации от 26 января 2017 г. №89 «О реестре некоммерческих организаций-исполнителей общественно полезных услуг».

Как получить заключение Фонда президентских грантов о надлежащей реализации проектов

Обратиться за заключением можно не ранее чем через 3 месяца и не позднее чем через 2 года после завершения проекта. Заявление о выдаче заключения можно направить через информационную систему фонда.

Чтобы направить заявление:

  • в разделе «Мои проекты» в вашем личном кабинете в информационной системе фонда найдите и заполните форму заявления;
  • подпишите заявление электронной подписью.

Что указать в форме:

  • названия реализованных проектов по оказанию общественно полезных услуг, по которым организация хочет получить заключение;
  • приоритетные направления деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг из перечня, утвержденного Президентом Российской Федерации, по которым организация осуществляла деятельность в рамках победивших на конкурсе проектов;
  • общественно полезные услуги, соответствующие этим направлениям.

Перед заполнением формы заявления ознакомьтесь с приоритетными направлениями, которые утверждены Указом Президента Российской Федерации от 8 августа 2016 г. №398, и перечнем общественно полезных услуг, которые перечислены в постановлении Правительства Российской Федерации от 27 октября 2016 г. №1096.

Фонд примет решение о выдаче заключения о надлежащей реализации проектов либо об отказе в его выдаче в течение 30 дней со дня поступления заявления.

Основания для отказа в выдаче заключения

  1. Если реализация проектов, по которым запрошено заключение, признана ненадлежащей: не выполнены существенные условия договора о предоставлении гранта либо имеется просроченная задолженность по возврату фонду средств гранта.
  2. Если деятельность в рамках проектов, по которым запрошено заключение, не соответствует приоритетным направлениям деятельности в сфере оказания общественно полезных услуг, которые организация указала в заявлении о выдаче заключения.
  3. Если общественно полезные услуги, которые организация указала в заявлении, не соответствуют приоритетным направлениям в сфере оказания общественно полезных услуг, по которым организация проводила деятельность по проекту.
  4. Если в заявлении о выдаче заключения содержатся недостоверные сведения либо заявление оформлено ненадлежащим образом.

Заявление можно подать повторно, если причины для отказа возможно устранить.

Список выданных заключений о надлежащей реализации проектов смотрите на сайте фонда.

Документы

Заявление о признании НКО исполнителем общественно полезных услуг
Форма заявления в Министерство юстиции РФ о признании социально ориентированной некоммерческой организации исполнителем общественно полезных услуг

15 КБ

Источник