Ребусы про полезные ископаемые с ответами картинки
1. Назовите фамилии известных людей
(минералогов) в честь которых
названы следующие минералы
Леммлейнит
Крутовит
Дорфманит
Штрунцит
Коробицынит
Вертушковит
Барстоуит
Бабкинит
Вистепит
Десотельсит
Дусматовит
Юшкинит
Ответы:
Георгий Глебович Леммлейн
(1901–1962) — известный минералог и кристаллограф; в 1964 г. в Эрмитаж поступила завещанная им коллекция из 265 античных гемм; в его честь назван минерал
леммлейнит.
Георгий Алексеевич Крутов
(1902. 04. 24–1989) — профессор каф. минералогии Московского ун-та;
исследователь м-ний Ni – Co-вых руд; в его честь назван минерал крутовит.
Моисей
Давидович Дорфман
родился 1908. 02. 06,
известный минералог, старейший сотрудник Минералогического музея им. А.Е.
Ферсмана РАН, исследователь геологии и минералогии Хибинского массива, автор
165 печатных работ, в том числе трех монографий, посвященных Хибинскому и
Хан-Богдинскому (Монголия) массивам. В его честь назван минерал дорфманит.
Гуго
Штрунц Hugo Strunz ,
родился 1910. 02.24 крупнейший
немецкий минералог, автор “Минералогических таблиц”, переведенных на
русский язык. В его честь назван минерал штрунцит.
Михаил Федорович Коробицын
(1928–1996) — минералог-любитель, коллекционер; в его честь назван минерал
коробицынит
Григорий Николаевич Вертушков
(1909. 01. 30-1994. 11. 17), ученик К. К. Матвеева, заведывал каф. минералогии
Уральского горного института с 1947 по 1977 год; в его честь назван минерал
вертушковит.
Барстоу Р.У. (1947-1982) —
английский коллекционер минералов; в его честь назван минерал барстоуит.
Бабкин П.В. (1929–1977) — русский
геолог; в его честь назван минерал бабкинит.
Виктор
Иванович Степанов
(7.01.1924-1988), минералог-энциклопедист, знаток камня, собравший крупнейшую в
истории России минералогическую коллекцию (ныне в собрании Минералогического
музея им.А.Е. Ферсмана РАН). В его честь назван минерал вистепит.
Пол Десотелс Desautels Paul Ernst (1920. 09. 24 – 1991 г.), С 1957 г. в течение 25 лет он был куратором коллекции драгоценных камней и минералов музея
Смитсонианского института в Вашингтоне. В его честь назван минерал десотельсит.
Вячеслав Джураевич Дусматов
(1936 – 2004), минералог, один из первых исследователей массива в Таджикистане;
в его честь назван минерал дусматовит, открытый в этом массиве.
Николай Павлович Юшкин, (родился
1936 г., 20 мая) – академик, минералог
(активно занимается проблемами биоминералогии!), директор Института геологии
Коми научного центра Уральского отделения РАН (Сыктывкар); под его руководством
последние 20 лет ведется работа по созданию фундаментального обобщения по
минералогии Урала; в его честь назван минерал юшкинит.
2. Составьте название
минералов и горных пород
a) Имя
мальчика + М
b) Первое
слово пословицы о том, что рост не влияет на способности + междометие
(удивление) + местоимение в английском языке
c) Глагол
связка в английском языке (ед.число) + высокое развитие интеллекта + корень от названия
полезного ископаемого добываемого на Урале
d) Шаг
малыша + первая буква кириллицы
e) Тьма
– без «К» + эпидемия
f) Часть
пищевода птиц – «Б»
+ настольная игра
g) Часть
состязания + медвежье лакомство без окончания
h) Предлог из двух букв +
нота + имя английской принцессы без окончания
i) Крик лягушки + РЦ
j) Крик гуся + единица
измерения жидкости без буквы Р
k) Заведение, директором
которого был Никулин + местоимение мужского рода
l) Синоним слова «долина» +
Единица измерения сопротивления + местоимение в английском языке
Ответы:
Яша+м=яшма
Мал+ах+ит
Из +ум+руд
Топ+аз
МраК-К+мор=мрамор
ЗоБ-Б+лото
Тур+малина-а=турмалин
Об + си +
диана-а=обсидиан
Ква+рц
Га+литр-Р=Галит
Цирк+он
Дол +Ом+ит=доломит
3. Отгадай
ребусы
Ответы:
Рельеф
Климат
Планета
Вулкан
Геология
Минерал
4. Поставь
цифру в соответствии с фотографией
1 Рауль-Юрий геолог | |
2 Александр знаменитый (один | |
3 Мушкетов Иван | |
4 Л.Яншин – выдающийся | |
5 Владимир (1863—19.06.1956), один из | |
6 Дмитрий (1834-1907) |
Ответы
1 Рауль-Юрий геолог | |
2 Александр знаменитый (один из | |
3 Мушкетов Иван | |
4 Л.Яншин | |
5 Владимир (1863—19.06.1956), один из | |
6 Дмитрий (1834-1907) |
Развитие познавательной активности на уроках познания мира по теме «Полезные ископаемые»
Все другое в школе становится реальным и достижимым лишь тогда, когда человеку хочется учиться, когда в учении – в том, что он ходит в школу, читает, пишет, познает, – он чувствует радость и обретает человеческую гордость.
В. А. Сухомлинский
Наверное, нет такого педагога, который бы не задумывался о том, какими средствами вооружить учащихся, для того чтобы они могли улучшить свои учебные показатели, чтобы материал каждого урока был усвоен, а ученик не только расширил горизонты познаний, но и максимально раскрыл свой интеллектуальный и личностный потенциал. В качестве одного из самых эффективных способов решения этой важной задачи можно назвать целенаправленное и систематичное развитие интереса младших школьников на уроках познания мира.
Учитель начальной школы обязан научить детей учиться, сохранить и развивать познавательную потребность учащихся. Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.
Осознав эти проблемы, я стала собирать и пробовать различные методические и дидактические приёмы в своей работе. Всю работу я провожу по нескольким направлениям: дидактические игры и игровые приёмы, работа со словарями и схемами, включаю в урок загадки, сказки, просто интересные факты из жизни растений, животных, сведения о рекордах в природе, кроссворды, карточки с заданиями, тесты – всё это, несомненно, заинтересует младших школьников.
Учащиеся не только с удовольствием выполняют задания учителя, но и сами готовят для своих одноклассников кроссворды, интересные вопросы по теме, рисунки с ошибками, подбирают интересную информацию об изучаемых объектах.
Остановлюсь на некоторых видах учебных игр Кроссворды. Тематические кроссворды использую как для фронтальной, так и для индивидуальной работы с учащимися, на интегрированных уроках, обобщающих и для проверки знаний. Эти игровые моменты могут быть как одним из этапов урока (например, проверки домашнего задания и др.), так и связующим звеном, своеобразным способом переключения с одного вида деятельности на другой.
Разгадай кроссворд.
По горизонтали:
1. Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
3. Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
4. Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
5. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком, расцветает от спички.
6. Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета,
Отгадайте, что же это?
8. Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи…
По вертикали:
1. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделаешь миску или вазу – Она понадобится сразу.
2. Покрывают им дороги.
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он удобрение.
7. Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.
9. Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Ответы: по горизонтали – 1– гранит, 3– мел, 4– песок, 5– газ, 6– нефть, 8– руда; по вертикали – 1– глина, 2– известняк, 7– торф, 9– уголь.
2. Названия этих значков помогут разгадать кроссворд.
Наибольший интерес у учащихся младших классов вызывают игры, зашифрованные с помощью загадок, требующих сообразительности, поэтической выдумки.
Ребус – это игра, в которой зашифрованы слова, фраза или целые высказывания. Чтобы составить и прочитать ребус, нужно знать определенные правила. Учу детей разгадывать ребус от простого к сложному, объясняя правила разгадывания.
ь
Песок известняк газ уголь
Железо
Филворд
Найди полезные ископаемые
п
е
с
г
н
х
г
а
з
м
у
г
о
л
е
ф
с
и
ч
р
а
о
к
и
ц
т
о
з
у
а
г
л
н
н
е
ь
л
в
к
м
ш
ь
з
а
ф
ы
ь
е
с
о
р
ф
ы
в
г
а
п
р
т
р
у
д
а
о
р
а
н
л
н
д
м
а
ч
я
э
ж
и
т
я
к
1. Он очень нужен детворе.
Он на дорожке во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
2. Не зря она варилась в доменной печи.
На славу получились ножницы, ключи… (Руда).
3. Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. ( Гранит).
4. Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимается ракета.
Отгадайте, что же это. (Нефть)
5. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий. (Уголь)
6. Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
7. Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он — удобрение. (Известняк)
8. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички. (Газ)
9. В воде родится, А воды боится. ( соль)
Дидактические игры природоведческого содержания. Важным средством активизации познавательной деятельности младших школьников, развития их самостоятельности и мышления являются дидактические игры. Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде всего, это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей.
а) Словесная дидактическая игра 1. Игра «Да – нет» ( + или -) Ответь на мои вопросы и ставь “+”, если “Да” и “–” , если “Нет”.
1. Не только горы, но и равнины, дно водоемов сложены из горных пород. (+)
2. Горные породы могут быть только в двух состояниях. (-)
3. Известняк, гранит – это газообразные полезные ископаемые. (-)
4. Каменный уголь применяют в качестве топлива. (+)
5. Мрамор, песок, гранит относят к строительным полезным ископаемым. (+)
6. Из нефти получают бензин.( +)
7. Песок и глина плотные горные породы? (-)
8. Гранит – горючее полезное ископаемое? (-)
9. Нефть залегает на поверхности земли? (-)
10. Из песка делают стекло? (+)
11. Наш организм может обходиться без соли? (-)
12. Горючесть- основное свойство природного газа? (+)
13. Гранит и мрамор хорошо полируются? (+)
14. Железо относится к группе черных металлов. (+)
15. Черные металлы выплавляют из железной руды. (+)
16. Цветные металлы притягиваются магнитом. (-)
17. Для получения алюминия добывают боксит. (+)
18. У металлов плохая теплопроводность. (-)
19. Все металлы обладают блеском. (+)
3. Диктант.
1. Горная порода состоит из кварца, слюды и полевого шпата, бывает серого или темно-красного цвета. ( гранит) 2. Полезное ископаемое, хорошо горит, легче воды, светло-коричневого, коричневого или почти черного цвета. ( нефть) 3. Это полезное ископаемое имеет черный цвет, блестит на солнце, тонет в воде. Оно твердое, но хрупкое. Основное свойство — горючесть.( каменный уголь) 4. Полезное ископаемое темно-коричневого цвета. Его мелкие кусочки притягиваются к магниту. ( железная руда) 5. Это полезное ископаемое в природе встречается очень часто. Бывает желтого и белого цвета, состоит из очень мелких частичек. ( песок) 6. Это полезное ископаемое бывает белого, красного, серого, голубого цвета. Из него изготавливают кирпичи, чашки, тарелки, вазы, статуэтки и т.д. ( глина)
7. Это полезное ископаемое идет на побелку стен и потолков ( известняк) 8. Это полезное ископаемое необходимо нам на кухне, горит голубым пламенем, является ценным топливом? ( природный газ) . 9. Гранит добывают в ( горах)
4. Дополни предложение.
Все природные богатства, которые люди добывают из глубины земли или с её поверхности, – это…..( полезные ископаемые). Они встречаются во всех районах нашей страны. Скопление полезных ископаемых называется …….. (месторождениями. )Наша страна богата различными полезными ископаемыми.
Полезные ископаемые человек использует в народном хозяйстве. Они необходимы в …………(строительстве), например, песок, глина, гранит, известняк. Другие служат топливом: ………………………….. ( каменный уголь, нефть, природный газ.)
Из глубин земли добывают руды и соли. Из руд выплавляют различные …….. (металлы). Из некоторых солей изготовляют удобрения. А каменную ……. (соль) человек использует для приготовления пищи.
5. Топографический диктант.
2. Соедини линией условный знак и название полезного ископаемого
3. Подпиши полезные ископаемые
1 2 3 4 5
6. Цифровой диктант
1. Железо 2. Песок 3. Мрамор 4. Гранит 5. Нефть 6. Известняк
Вопросы
1.Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки лестниц, стен. Является разновидностью известняка. 2. Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока горячо».
3. Образуется при разрушении гранита и кварца.
4. С итальянского языка название этого ископаемого переводится как «зернистый»?
5. В природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности – мел, мрамор.
6. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. (Нефть.)
Ответы: 3, 1, 2, 4, 6, 5
Сюжетно-ролевые игры. Проведение сюжетно-ролевых игр не требует специальной подготовки. Сюжетная игра не занимает много времени, дети с интересом и вниманием следят и участвуют в ней. Форма игры может быть массовой. При изучении темы «Полезные ископаемые», учащиеся выступают в роли геологов, которые путешествуют по родному краю и открывают различные полезные ископаемые. Нужно назвать их свойства, применение, условный знак, показать на карте месторождение данного полезного ископаемого. Использую игры экологического характера, когда дети выступают в роли экологов, директоров предприятий, решающих экологические проблемы. Активизация учащихся достигается интересным сюжетом игры, личным участием детей.
Интеллектуальные игры. Еще большую активность у учащихся можно наблюдать при использовании специальных интеллектуальных игр, которые по своему механизму требуют от учащихся активной познавательной деятельности. К этой категории относятся и так называемые задачи «на сообразительность» – шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. К ним можно отнести широко известные загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку – как творческую задачу.
Шарады, в которых нужно разгадать задуманное слово, состоящее из нескольких частей. Каждая часть является самостоятельным словом. Для отгадывания шарады сначала даю признаки отдельных слов, частей, а потом – слово, объединенное в одно целое, которое нужно отгадать. Шарада всегда отгадывается по частям, это облегчает отгадывание в целом.
Переставьте буквы в словах так, чтобы получились слова – названия полезных ископаемых.
ТИГР + НА = полезное ископаемое ( гранит)
СТЕНКИ + ВЯЗ = полезное ископаемое ( известняк)
ТЕНЬ + Ф = полезное ископаемое ( нефть)
ГОЛ + Ь + У = полезное ископаемое ( уголь)
Рассказ-загадка
Отгадайте рассказ-загадку, о каком полезном ископаемом говорится.
Каменный уголь
Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечные, долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твёрдое, холодное, чёрное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришёл человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарства, чтобы он был всегда здоров. Что это за полезное ископаемое?
По каким свойствам ты узнал каменный уголь? ( Каменный уголь чёрного цвета, тонет в воде, твёрдый, но хрупкий. Основное его свойство-горючесть. каменным углём отапливают жильё, фабрики, заводы. Из каменноугольной смолы получают лекарства. На карте обозначается чёрным квадратом. )
Гранит
Я очень прочная, тяжёлая порода. Я могу быть найдена и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из меня. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого, есть во мне и чёрные, и белые крапинки. Больше всего человек любит меня за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства.
О каком полезном ископаемом идёт речь?
Какими свойствами отличается гранит? ( Он очень прочный, поэтому его используют в строительстве. Ещё он хорошо полируется и им украшают здания, набережные, станции метро. Он состоит из кварца, слюды и полевого шпата.)
Нефть “Я образовалась много миллионов лет назад из остатков растений и животных. Скучно и грустно мне жилось глубоко под землей, пока не освободили меня из заточения люди. У меня резкий запах, я густая маслянистая жидкость. Я теперь приношу много пользы”.
Заполни схему
Что получают из нефти?
Отрывок из рассказа «В Чёрном городе». Мы вышли из клуба и пошли через посёлок. В одном месте тротуар был загорожен. Здесь укладывали новый асфальт, и машина ровняла и укатывала его тяжёлым катком. Горячая чёрная масса остывала, твердела, а немного погодя, по ней можно уже было ходить. Асфальт получили из нефти. Из нефти добыли и масло, которым смазывали машину, чтобы уменьшить трение её частей. Внутри машины горел керосин и двигал её по горячему чёрному тротуару. И керосин тоже получили из нефти. Высоко над нашими головами пролетел самолёт. По улице прошёл автобус. Моторы самолёта и автобуса работали на бензине. Мимо нас пробежал мальчик, играя в мяч. В магазине открылась дверь, и оттуда запахло духами. И бензин, и резиновый мяч, и духи, и шины автобусов, и мыло, и ещё много других нужных вещей изготавливают из нефти.
Занимательные вопросы
1. Всякая ли горная порода является полезным ископаемым?
( Нет. Полезными ископаемыми являются лишь те вещества, которые с помощью современной техники могут быть использованы в народном хозяйстве.)
2. У полезных ископаемых сложная и загадочная история образования. У одних она начинается в воде, а у других – в пламени. Как вы это понимаете?
(На дне водоемов образовались известняки, песчаники, глинистые сланцы, каменные и бурые угли, фосфориты и другие полезные ископаемые. Все они осадочного происхождения. Иначе образуется большинство рудных ископаемых. Их прародительница – раскаленная магма, которая находится в глубинах нашей планеты.)
3. Однажды в геологическую лабораторию принесли цветы, но не для того, чтобы поставить их в вазу. Колокольчики, лесные фиалки, ромашки стали проверять специальными приборами. Вдруг геолог, который изучал растения, закричал: “Откуда вы взяли эти удивительные, эти замечательные цветы?” Человек, который принес цветы, рассказал, где он их нашел. Геолог его поблагодарил и сказал, что это очень важная находка.
Объясните, почему обычные лесные цветы геолог назвал важной находкой?
(Растения своими корнями поглощают из почвы воду с минералами. Поднимаясь вверх, подземная вода уносит с собой частички разных пород, которые залегают глубоко под землей, и эти частички остаются в растении. Но их, конечно, так мало, что обнаружить, “увидеть” их может только специальный точный прибор.)
4. Почему минеральная вода относится к полезным ископаемым?
(Так как добывается из-под земли.)
5. Почему глина может иметь разный цвет? От чего это зависит?
(От минералов, входящих в ее состав)
6. Почему почва, содержащая много песка, быстро высыхает после дождя?
(Так как песок хорошо пропускает воду.)
7. Почему песок хорошо пропускает воду, а глина – плохо?
(Вода быстро проходит между крупными частичками песка, так как они находятся друг от друга на большом расстоянии – расположены рыхло. Через промежутки между маленькими плоскими крупинками глины вода просачивается очень медленно: у глины слабая водопроницаемость.)
8. Почему песок рассыпчатый, а глина вязкая и из нее можно лепить фигурки?
(Песок состоит из мелких крупинок, не связанных между собой, поэтому он рассыпчатый; глина – из мелких частичек, тесно связанных между собой (они обладают особым свойством – липучестью).
9. На песчаных дорожках после дождя не образуется луж, а на глинистых скапливается много воды. Почему? Почему глинистые почвы долго не просыхают?
(Песок водопроницаем, а глина – нет, поэтому на песчаных дорожках после дождя нет луж, а на глинистых они образуются. Глина удерживает воду.)
10. Песок – это горная порода. Цвет у него бывает различным: черным, зеленоватым, красноватым, желтым, белым. Почему?
(Это зависит от того, из какой породы он образовался, потому что песок – продукт разрушения твердых пород под действием солнца, воды, ветра.)
11. Почему песок незаменим в стекольном производстве? (Благодаря присутствию кварца.)
12. Почему гранит используется человеком как строительный материал для постройки и облицовки зданий, сооружения памятников?
(Гранит – красивый камень, он прочный, твердый, тяжелый. Именно эти его свойства так ценятся в строительстве, при постройке домов, сооружении памятников.)
13. Почему гранит пестрый? Почему он бывает разного цвета?
(Цвет и пестрота гранита зависят от его составных частей – слюды, кварца, полевого шпата.)
14. Почему гранит оставляет на стекле царапину? (Так как он тверже стекла.)
15. Почему песок и глину можно образно назвать “детьми гранита”?
(В результате разрушения гранита (под воздействием солнца, ветра, мороза, воды) образуются песок и глина)
16. Известно, что полезные ископаемые нужны человеку. Почему же мы постоянно слышим, что необходимо ограничивать добычу полезных ископаемых? ( Так как многие из них не возобновляются.)
Мультимедийные презентации. Одной из активных форм обучения, используемых мной в работе, является создание мультимедийной презентации. Они помогают донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме. Смена ярких впечатлений от увиденного на экране, позволяет удерживать внимание в течение всего урока. Применение мультимедийных презентаций позволяет мне сделать уроки более интересными. Изготовленные к урокам презентации значительно экономят время учителя, повышают культуру урока, позволяют дифференцировать подход к учащимся, способствуют формированию интереса к предмету и, следовательно, положительно влияют на качество образования младших школьников.
Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в тоже время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Уже в младших классах формируется интерес к учебным предметам, выявляются склонности к различным областям знания, видам труда, развиваются нравственные и познавательные стремления. Однако этот процесс происходит не автоматически, он связан с активизацией познавательной деятельности учащихся в процессе обучения, развитием самостоятельности школьников.