Развитие культур важно и полезно для развития общества

Развитие культур важно и полезно для развития общества

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура в жизни современного общества

Роль культуры в общественной жизни невозможно переоценить, так как, по большому счету, культура является той средой, в которой протекает человеческая жизнь, а значит, и жизнь всего общества. Человек как существо разумное создал совершенно уникальное жизненное пространство – культуру. И это пространство (или реальность, открытая только человеку) стало жизненной средой человека. Именно культура является тем ключевым компонентом, который позволяет определенной совокупности индивидов создавать социальную целостность, то есть общество. Общие способы коммуникации, общие цели и ценности, общие представления о должном, правильном и неправильном позволяют обществу сохранять стабильность и преемственность не только на протяжении жизни одного поколения, но и значительно более длительные промежутки времени – сотни, а иногда даже тысячи лет.

В этом смысле культура может пониматься как устойчивый, действующий дольше жизни одного поколения механизм адаптации общества к внешним условиям среды и изменениям своей собственной внутренней структуры. При этом свойственная культуре статичность не исключает полностью изменений. В рамках целого общества культурные изменения, безусловно, имеют место, но их протекание чаще всего растянуто во времени, менее динамично, чем жизнь отдельных членов общества. Именно эта «медлительность» принятия изменений и обеспечивает устойчивость социального развития, когда каждый новый культурный феномен, претендующий на включение в рамки господствующей культуры, проходит длительную проверку и апробацию (Нужно отметить, что в условиях современной цивилизации такое положение вещей претерпевает значительные изменения). Таким образом, культура выполняет весьма значимую роль стабилизатора общественной жизни.

Устойчивость культуры к резким и глобальным изменениям можно объяснить тем, что культура как социальный феномен одновременно и постоянно воссоздается (принимается и используется) большим числом носителей данной культуры (людьми, которые считают эту культуру родной). Следовательно, чтобы в культуре закрепилось, а не просуществовало некоторое время среди ограниченного круга индивидов, некое новшество, необходимо, чтобы новшество это было воспринято подавляющим числом носителей культуры. Только в этом случае новшество становится неотъемлемой частью культуры, закрепляется как норма, передается в качестве таковой следующему поколению. Реальная жизненная практика служит тем полигоном, на котором проходят апробацию все новые культурные формы, способы деятельности и коммуникации, нормы поведения. В результате такой апробации большинство новшеств не приживаются. Но то немногое, что успешно проходит испытание на полезность и соответствие уже существующим ценностям данной культуры, приобретает нормативный характер (становится нормой), зачастую вытесняя при этом устаревшие компоненты культуры.

В качестве примера здесь можно привести те изменения, которые в рамках Западной цивилизации только в течение ХХ столетия претерпело представление о том, какая одежда является наиболее приемлемой для повседневной общественной жизни мужчины. Смокинг, цилиндр и зонт-трость в результате постепенного процесса изменений культурных приоритетов сменились сначала простым костюмом (от которого сегодня зачастую остается только пиджак), а позже вообще джинсами, футболками и складными зонтами-автоматами (а то и их отсутствием). Женская же мода на одежду претерпела еще большие метаморфозы и изменилась еще болгее радикально. В то же время так называемый «деловой стиль» в гораздо меньшей степени подвержен изменениям, хотя тоже значительно видоизменился.

Подобные трансформации происходят во всех без исключения сферах культуры. Разница состоит лишь в том, насколько интенсивны эти изменения и каково их влияние на жизнь общества. Так, изменения в моде на одежду или имиджевые аксессуары не оказывают непосредственного серьезного влияния в целом на культуру и жизнь общества (за исключением тех случаев, когда определенный способ одеваться становится атрибутом политической или религиозной принадлежности, определенного социального движения, как в случае с хиппи). Совершенно иная ситуация складывается, когда изменения касаются ценностных ориентиров культуры, а значит и общества. Такие изменения влекут за собой значительные перемены в подавляющем большинстве сфер культуры и общественной жизни, могут привести к полному обновлению культуры. Примеров такого рода трансформаций было немало в истории. Один из последних – изменения ценностных ориентиров в постсоветских обществах, свидетелями и непосредственными участниками которых являемся мы сами.

Историческая индивидуальность как системообразующее ядро культуры

Ядро культуры концентрирует в себе нормы, стандарты, эталоны и правила деятельности, а также систему ценностей, выработанных в реальной истории данного этнического, профессионального или религиозно-культурного целого. Историческая индивидуальность – сохранение и передача самоидентичности социума. Сверхстабильность Ядра культуры, препятствующая трансформации информации в соответствии с требованиями новой социотехнологической среды, может быть преодолена механизмами, информационными по своей природе – общественным сознанием и самосознанием. Первое состоит в выработке знаний, адекватных внекультурной реальности, второе есть система знаний, ориентированных на осмысление внутрикультурных когнитивных информационных процессов с целью их оценки на адекватность действительности и поиска механизмов их радикальной трансформации в случае, когда отсутствие необходимой адекватности превращает Ядро культуры в адаптационный тормоз, ставящий под угрозу существование социума[2]. В последнем случае можно говорить о культурном сверхиммунитете, или реакции культурного отторжения новых цивилизационных механизмов, стандартов, правил и эталонов, соблюдение которых есть необходимое условие существования общества на данном уровне социотехнологического развития. Структурами, в которых реализуется Ядро культуры, являются фольклор, мифология, предрассудки, национальные и социальные обычаи, привычки, правила бытового поведения, исторические традиции, обряды и, разумеется, основные языковые структуры. Если Историческая индивидуальность, как Ядро культуры исчезает, растворяется или изменяется под воздействием тех или иных исторических и прочих причин, то соответственно исчезает, растворяется или изменяется сама культура. Культура, не имеющая такого ядра, принимаемого этническим большинством, не способна к достаточно длительному существованию.

Культура и наука

Исторический путь, пройденный человечеством от древности до настоящего времени, был сложен и противоречив. На этом пути зачастую соединялись прогрессивные и регрессивные явления, стремление к новому и приверженность к привычным формам жизни, желание перемен и идеализация прошлого. При этом во всех ситуациях главную роль в жизни людей всегда играла культура, которая помогала человеку приспособиться к постоянно меняющимся условиям жизни, найти ее смысл и цель, сохранить человеческое в человеке. В силу этого человек всегда интересовался этой сферой, окружающею мира, следствием чего стало появление особой отрасли человеческого знания — культурологии и соответствующей учебной дисциплины, изучающей культуру.

В современных гуманитарных науках понятие «культура» относится к разряду фундаментальных. Среди множества научных категорий и терминов вряд ли найдется другое понятие, которое имело бы столько смысловых оттенков и использовалось в столь разных контекстах. Такая ситуация не случайна, поскольку культура выступает предметом исследования многих научных дисциплин, каждая из которых выделяет свои аспекты изучения культуры и дает свое понимание и определение культуры. При этом сама культура полифункциональная, поэтому каждая наука выделяет в качестве предмета своего изучения одну из ее сторон или частей, подходит к изучению со своими методами и способами, формулируя в итоге свое понимание и определение культуры. Следовательно, мы можем увидеть тесную связь науки и культуры в нашем современном обществе

Культура в жизни современного общества

Роль культуры в общественной жизни невозможно переоценить, так как, по большому счету, культура является той средой, в которой протекает человеческая жизнь, а значит, и жизнь всего общества. Человек как существо разумное создал совершенно уникальное жизненное пространство – культуру. И это пространство (или реальность, открытая только человеку) стало жизненной средой человека. Именно культура является тем ключевым компонентом, который позволяет определенной совокупности индивидов создавать социальную целостность, то есть общество. Общие способы коммуникации, общие цели и ценности, общие представления о должном, правильном и неправильном позволяют обществу сохранять стабильность и преемственность не только на протяжении жизни одного поколения, но и значительно более длительные промежутки времени – сотни, а иногда даже тысячи лет.

В этом смысле культура может пониматься как устойчивый, действующий дольше жизни одного поколения механизм адаптации общества к внешним условиям среды и изменениям своей собственной внутренней структуры. При этом свойственная культуре статичность не исключает полностью изменений. В рамках целого общества культурные изменения, безусловно, имеют место, но их протекание чаще всего растянуто во времени, менее динамично, чем жизнь отдельных членов общества. Именно эта «медлительность» принятия изменений и обеспечивает устойчивость социального развития, когда каждый новый культурный феномен, претендующий на включение в рамки господствующей культуры, проходит длительную проверку и апробацию (Нужно отметить, что в условиях современной цивилизации такое положение вещей претерпевает значительные изменения). Таким образом, культура выполняет весьма значимую роль стабилизатора общественной жизни.

Устойчивость культуры к резким и глобальным изменениям можно объяснить тем, что культура как социальный феномен одновременно и постоянно воссоздается (принимается и используется) большим числом носителей данной культуры (людьми, которые считают эту культуру родной). Следовательно, чтобы в культуре закрепилось, а не просуществовало некоторое время среди ограниченного круга индивидов, некое новшество, необходимо, чтобы новшество это было воспринято подавляющим числом носителей культуры. Только в этом случае новшество становится неотъемлемой частью культуры, закрепляется как норма, передается в качестве таковой следующему поколению. Реальная жизненная практика служит тем полигоном, на котором проходят апробацию все новые культурные формы, способы деятельности и коммуникации, нормы поведения. В результате такой апробации большинство новшеств не приживаются. Но то немногое, что успешно проходит испытание на полезность и соответствие уже существующим ценностям данной культуры, приобретает нормативный характер (становится нормой), зачастую вытесняя при этом устаревшие компоненты культуры.

В качестве примера здесь можно привести те изменения, которые в рамках Западной цивилизации только в течение ХХ столетия претерпело представление о том, какая одежда является наиболее приемлемой для повседневной общественной жизни мужчины. Смокинг, цилиндр и зонт-трость в результате постепенного процесса изменений культурных приоритетов сменились сначала простым костюмом (от которого сегодня зачастую остается только пиджак), а позже вообще джинсами, футболками и складными зонтами-автоматами (а то и их отсутствием). Женская же мода на одежду претерпела еще большие метаморфозы и изменилась еще болгее радикально. В то же время так называемый «деловой стиль» в гораздо меньшей степени подвержен изменениям, хотя тоже значительно видоизменился.

Подобные трансформации происходят во всех без исключения сферах культуры. Разница состоит лишь в том, насколько интенсивны эти изменения и каково их влияние на жизнь общества. Так, изменения в моде на одежду или имиджевые аксессуары не оказывают непосредственного серьезного влияния в целом на культуру и жизнь общества (за исключением тех случаев, когда определенный способ одеваться становится атрибутом политической или религиозной принадлежности, определенного социального движения, как в случае с хиппи). Совершенно иная ситуация складывается, когда изменения касаются ценностных ориентиров культуры, а значит и общества. Такие изменения влекут за собой значительные перемены в подавляющем большинстве сфер культуры и общественной жизни, могут привести к полному обновлению культуры. Примеров такого рода трансформаций было немало в истории. Один из последних – изменения ценностных ориентиров в постсоветских обществах, свидетелями и непосредственными участниками которых являемся мы сами.



Источник

Обществознание (Вариант 47)

31. Автор считает, что «человеческие культуры замечательно разнообразны». Используя обществоведческие знания, дайте два объяснения того, почему это важно и полезно для развития общества, и два объяснения того, почему это создаёт определённые проблемы в развитии общества.

Сравните полученный вами ответ с ответом, указанным во вкладке “пояснение”. Если ответ правильный, то введите знак “+” в поле ответа, если ответ неверный, то введите знак “-“. 

Культура включает в себя ценности, носителями которых являются члены определённой группы, нормы, которым они следуют, и материальные блага, производимые ими. Ценности являют собой абстрактные идеалы, в то время как нормы — это определённые принципы или правила, которые, как ожидается, люди будут соблюдать. Нормы представляют «можно» и «нельзя» социальной жизни…

Используя термин «культура» в повседневном общении, мы часто подразумеваем лишь «высокие создания ума» — искусство, литературу, музыку, живопись. В социологии понятие культуры включает в себя не только эти виды творческой деятельности, но и многое другое. Культура относится ко всему образу жизни членов общества. Она включает манеру одеваться, брачные ритуалы и семейную жизнь, трудовую деятельность, религиозные церемонии и проведение свободного времени. В неё входят также предметы, созданные людьми и представляющие для них ценность: луки и стрелы, плуги, фабрики и машины, компьютеры, книги и жилища.

Понятие «культура» можно отделить от понятия «общество», но между этими концепциями существует чрезвычайно тесная связь. «Культура» имеет отношение к образу жизни членов данного общества — их привычкам и обычаям, а также к материальным благам, которые они производят. «Общество» подразумевает систему взаимоотношений, связывающую индивидов, принадлежащих к общей культуре. Ни одна культура не может существовать без общества, но также и ни одно общество не может существовать без культуры. Без культуры мы не были бы «людьми» в том полном смысле, который обычно вкладывается в данный термин. Мы не имели бы языка, чтобы выразить себя, не обладали бы самосознанием, и наша способность думать и рассуждать была бы сильно ограничена…

Человеческие культуры замечательно разнообразны. Ценности и нормы поведения широко варьируются и часто весьма отличаются от того, что люди Запада считают «нормальным»… Иудеи не едят свинину, в то время как индусы едят свинину и избегают есть говядину. Все эти особенности поведения являются лишь аспектами широких культурных различий, отделяющих одно общество от другого.

Небольшие общности стремятся к культурной унификации. В индустриальных обществах внутренние культурные различия образуют многообразные субкультуры. В современных городах, например, бок о бок живут многие субкультурные общности.

(Э. Гидденс)

Заметили ошибку в тексте?
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Источник

Главная » Полезные статьи »

Развитие культуры общества

Статью подготовила доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Волгушева Алла Александровна. Связаться с автором

Развитие общества

Вернуться назад на Развитие общества

Культура – является важным фактором общественного развития.

Культура в жизни человека играет неоднозначную роль. С одной стороны, она способствует закреплению наиболее ценных образцов поведения и передачи их следующим поколениям. С другой стороны, культура не только укрепляет солидарность между людьми, но и является причиной конфликтов как внутри групп, так и на личном уровне.

Культура, как и общество, основывается на системе ценностей.

Ценности имеют огромное значение в любой культуре, поскольку определяют отношения человека с природой, социумом, ближайшим окружением и с окружающей средой
Ценности – это материальные предметы или духовные принципы, которые имеют определенное значение для данного социального субъекта с позиции удовлетворения его потребностей и интересов. То есть представления о нормах жизни общества, социально одобрены и приняты большинством людей. Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном и идеал для всех людей. Такие понятия, как добро, справедливость, патриотизм, дружба, любовь – устоявшиеся категории человеческих отношений. Если верность с ценностью, то отступление под нее осуждается как предательство. Если чистота является ценностью, то неряшливость осуждается как неприличное поведение. В сознании существует одновременно множество ценностей. Ценности существуют не хаотично, они определенным образом упорядочены одни относительно других. Система ценностей представляет собой иерархию, в которой ценности располагаются по нарастающей значимости. Благодаря этой системе обеспечиваются целостность данной культуры, ее неповторимый облик, необходимая степень порядка и предсказуемости.

Осваивая ценности окружающего мира, человек опирается на устоявшиеся в его культуре традиции, нормы, обычаи и постепенно формирует систему основных и общепринятых ценностей, управляющих ее жизнью. На этой основе в каждой культуре складывается своя система ценностей, которая показывает ее специфическое состояние в мире.

Существуют следующие ценности: личные, ценности, присущие определенной пола или возраста, ценности больших или малых групп людей, разных эпох и государств и общечеловеческие. Поэтому в науке принято культурные ценности разделять на две основные группы. К первой из них относятся совокупные достижения интеллектуальной, художественной и религиозной творчества (выдающиеся архитектурные сооружения, уникальные достижения ремесел, археологические и этнографические раритеты и т.д.), а во вторую – те культурные ценности, которые оправдали себя и доказали свою эффективность на практике (обычаи, стереотипы поведения и сознания, оценки, мнения, интерпретации и др.), ведущие к интеграции общества, роста взаимопонимания между людьми, их солидарности, взаимопомощи и т. д. Обе группы культурных ценностей на практике составляют “ядро” любой культуры и определяют ее неповторимость.

В процессе межкультурных контактов оказывается огромная разница между тем, как воспринимаются одинаковые ценности людьми разных культур. Среди них можно выделить те, которые совпадают и по характеру оценки, и по содержанию. Такого рода ценности называются универсальными, или общечеловеческими. Их универсальность обусловлена тем, что основные черты таких ценностей базируются на биологической природе человека и на общих свойствах социального взаимодействия. Так, нет никакой культуры в мире, где оценивались бы как положительные убийство, ложь и воровство. В каждой культуре есть только свой предел терпимости этих явлений, но общая их оценка однозначно отрицательная.

В культурной антропологии принято выделять четыре основные сферы культурных ценностей: быт, идеологию, религию и художественную культуру.

Культурные ценности, как уже было отмечено, в жизни каждого человека имеют различное значение. Поэтому одни люди являются приверженцами ценностей коллектива, а другие – индивидуализма. Так, человек в США прежде всего считает себя индивидом, а уже потом членом социума, а во многих других странах, в частности в Японии, люди сначала считают себя членом социума и только потом – индивидом. Если люди с такими разными ориентациями вступают в общение, особенно деловое, всегда возникают ситуации недоразумение. Например, проводя деловые переговоры с японцами, американцы назначают сотрудника, ответственного за их подготовку и ведение, если переговоры пройдут успешно, этот сотрудник будет награжден. В японской фирме такое невозможно, там царит коллективная ответственность за результаты любого дела. Поэтому-в Японии никогда не выделяют кого-либо из общей массы.

Какие ценности для людей имеют важное значение и большое влияние, а какие не принимаются во внимание, зависит от типа культуры. Значительная часть особенностей собственной культуры, как правило, не осознается и воспринимается как должное. Осознание ценностей своей культуры наступает лишь при встрече с представителями других культур, когда происходит межкультурное взаимодействие.

Без ценностей не обходится ни одно общество. Каждая – человек может выбирать те или иные ценности: одни – сторонники коллективизма, а другие – ценностей индивидуализма. Для одних высшей ценностью являются деньги, для других – нравственная безупречность, для третьих – политическая карьера. Для характеристики того, что является определяющим в обществе, социологи ввели термин “ценностные ориентации”. Они включают индивидуальные отношения или выбор конкретных ценностей как норму своего поведения.

Честь и достоинство семьи – одна из важнейших ценностей человеческого общества с древнейших времен. Заботясь о семье, мужчина тем самым демонстрирует свою силу, храбрость, добро и все то, что высоко ценится окружающими.

Руководством к своему поведению он выбрал позитивные ценности. Они стали его культурной нормой, а психологическая установка на их соблюдение – ценностной ориентацией.

Культурные нормы и ценности тесно взаимосвязаны. Различие между нормой и ценностью заключается в том, что нормы – это правила поведения, а ценности – абстрактные понятия о том, что такое добро и зло, правильное и неправильное, обязательное и необязательное. Ценности имеют общую основу с нормами.

Ценности – это то, что оправдывает и придает смысл нормам. Да, жизнь человека – ценность, а ее охрана – норма; ребенок – социальная ценность, а обязанность родителей заботиться о ней – социальная норма.

Разные культуры могут отдавать предпочтение одинаковым ценностям (героизму на поле боя, материальном обогащению, аскетизма и т. п.). Каждое общество устанавливает, что для него является ценностью, а что нет.

Основной функцией ценностей является регулятивная функция, а именно регулирования поведения личностей в определенных социальных условиях. Лицо, чтобы чувствовать себя полноправным членом общества, должна оценивать себя, свою деятельность и поведение с позиций соответствия требованиям культуры. Соответствие жизни и деятельности человека устоявшимся в обществе нормам и правилам создает у него чувство личной социальной полноценности, которая является условием нормального социального самочувствия, и наоборот, чувство несоответствия поведения требованиям общества погружает человека в состояние дискомфорта, может стать причиной тяжелых переживаний и психических отклонений.

Таким образом, человек нуждается в постоянном контроле по степени своей социальной зрелости. Внешний контроль за этим осуществляется институтом социальной мысли, правовыми органами и т.д. Внутренний контроль проводится самим индивидом с позиций норм и требований общества, усвоенных им в процессе социализации, и выступает как самоконтроль. Самоконтроль является действенным механизмом развития личности, поскольку предполагает последовательную коррекцию его поведения согласно указанным нормам.

Для осуществления самоконтроля по степени своей социальной целостности, лицу необходимо сопоставить себя с определенным идеалом, принятым в обществе, посмотреть на себя с позиций другого человека.

Ценности являются также критериями оценки и окружающей действительности: через систему ценностей будто фильтруется вся информация, которая воспринимается и перерабатываются лицом. “Призма ценностей” усиливает одну информацию и ослабляет другую.

Таким образом, ценности – это ядро структуры личности, определяющее их направленность и уровень их социальной направленности.

Другой важной функцией ценностей является прогностическая функция, поскольку на ее основе зиждется жизненная позиция и программа создания образа будущего, перспективы развития личности и ее жизнедеятельности. Следовательно, ценности регулируют не только нынешнее состояние и определяют не только принципы жизни человека, но и ее цели, задачи, идеалы.
Вовлечения личности к культуре является прежде всего процессом формирования индивидуальной системы ценностей. В процессе освоения культуры индивид становится личностью, что дает человеку возможность жить в обществе как полноправному и полноценному его члену, взаимодействовать с другими людьми и разворачивать деятельность по созданию предметов культуры.

Влияние культуры на личность противоречив. С одной стороны, он осуществляется как социализация через привлечение личности к существующим в обществе ценностей, норм, знаний, а с другой – через индивидуализацию человека, развитие его неповторимых черт и способностей. Индивидуализация личности осуществляется путем выборочного усвоения всех накопленных обществом ценностей, ограничиваясь направленностью личности, системой тех ценностей, которые направляют человека.

Итак, ценности – важные компоненты человеческой культуры на уровне норм и идеалов. Их существование основывается на активности субъекта культурного творчества, его диалоге с другими людьми. Понятие “ценности” связано с понятием “ценностная ориентация”.

Ценностная ориентация выступает как детерминанта и индикатор духовной деятельности человека на личностном и групповом уровне, а также соответствующих ей социально-психологических образований, которые имеют позитивную оценку. Такими детерминантами могут быть представления, знания, интересы, мотивы, потребности, идеалы, а также установки, стереотипы и т.д.

Наличие ценностных ориентаций характеризует зрелость человека. Например, устойчивая структура ценностных ориентаций определяет такие человеческие качества, как активность жизненной позиции, упорство в достижении цели, верность определенным традициям и идеалам, цельность, надежность, и наоборот, противоречия в ценностных ориентациях влечет непоследовательность, непредсказуемость поведения человека; неразвитость социально значимых ценностных ориентаций личности определяет ее инфантильность, преимущество внешних стимулов в ее поведении. Как подчеркивает Э. Фромм, большинство людей находятся между различными системами ценностей и поэтому никогда не развиваются полностью в том или ином направлении, у них нет самобытности и тождества себе.

Таким образом, ценностные ориентации и ценности культуры выступают мотивацией культурного поведения человека, стимулами для достижения целей и защиты некоторых ценностных приобретений. С помощью ценностных ориентаций и ценностей культуры в обществе формируются стандарты культурных оценок, определяются приоритеты жизненных целей и выбор методов их достижения.

Институты общества
Функции общества
Аграрное общество
Государственное общество
Гражданское общество
Духовное общество
Жизнь в обществе

Назад | | Вверх

Источник